Публичный договор на водоснабжение и водоотведение

Является ли публичный договор,не подписанный лично,обязательным к исполнению «Абонентом»

В организации ,оказывающей услуги водоснабжения, сменился владелец.Новый владелец не оповестил о необходимости перезаключить договор водоснабжения.В местной газете был опубликован публичный договор.Теперь представители компании утверждают,что публичный договор ,опубликованный в газете является обязательным к исполнению обеими сторонами,так как после опубликования в определённый срок никто не обратился в компанию с разногласиями. Является ли публичный договор, опубликованный в газете, и не подписанный лично абонентом, законным и обязательным к исполнению абонентом?

Вопрос относится к городу Ленинградская область

Само понятие публичный договор закреплен в ст. 426 ГК РФ. Статья 426. Публичный договор 1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Из смысла данной нормы следует, что договор обязателен к исполнению коммерческой организации в случае обращения к нему физического лица с требованием о заключении такого договора, но никак наоборот. Исходя из этого следует, что коммерческая организация нарушает права граждан навязывая себя. Такой договор к исполнению не обязателен с Вашей стороны.

Здравствуйте, Елена! В данном случае, публичный договор, опубликованный гарантирующей организацией в газете не несет для Вас никаких юридических последствий. Более того, гарантирующая организация не имеет право обязать Вас заключить такой договор. Напротив, такое право есть у Вас. Публичный договор заключается в порядке и сроки, предусмотренные ст. 445 ГК РФ, если законом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения. Порядок и сроки заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения установлен Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 05.01.2015). Порядок и сроки заключения договора горячего водоснабжения установлен Правилами горячего водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 (ред. от 26.03.2014). Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Договор горячего водоснабжения заключается в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Здравствуйте. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В соответствии с ГК РФ отсутствие акцепта не является согласием с условиями предлагаемого договора, молчание не может считаться акцептом. Заключение любого договора, в том числе и публичного (если он таковым является), предполагает наличие согласия обеих сторон. Условия публичного договора публикуются в СМИ, и договор считается заключенным с момента, когда вторая сторона (в данном случае собственник жилья) на него откликнется: либо придет и подпишет соответствующие бумаги, чем подтвердит готовность исполнять условия договора. Это значит, что если по каким либо причинам собственник дома не соглашается с условиями данного договора, он вправе не оплачивать счета – автоматически договор будет считаться незаключенным. Другими словами, принудить гражданина к заключению договора организация права не имеет. Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ, заключение договора возможно только с согласия потребителя, понуждение к заключению договора не допускается.

Здравствуйте! Если Вы оплатили услуги, то договор считается заключенным. Публичным договором согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, осуществляющей соответствующую деятельность. Правила о заключении договора в обязательном порядке регулируются ст. 445 ГК РФ. С учетом положений указанной статьи существует несколько вариантов заключения публичного договора. В Вашем случае: Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным в том случае, если потребитель совершит конклюдентные действия, подтверждающие его согласие заключить договор (акцепт) в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ. С учетом разъяснений, содержащихся в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, договор будет признан заключенным, не только в случае оплаты потребителем товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями проекта договора как это предусмотрено п. 3 ст. 438 ГК РФ, но и в случае фактического потребления (пользования) потребителем товаров (работ, услуг) коммерческой организации, независимо от факта оплаты. Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо в случае спора — путем определения спорных условий договора судом (ст. 446 ГК РФ).

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Публичный договор на оказание услуг по электроснабжению

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР СНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ

г. Северо-Курильск «01» января 2015 год

Муниципальное предприятие «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа», именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице директора Ерощева Николая Николаевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданин, а также совместно проживающие с ним совершеннолетние члены его семьи, использующие электрическую энергию для хозяйственно-бытовых (личных) нужд, именуемый в дальнейшем «Абонент», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

I. Предмет Договора

1. Исполнитель обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть энергию, а Абонент обязуется оплачивать принятую энергию в порядке, установленном разделом V настоящего Договора, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении (владении, пользовании) энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Исполнитель обязуется оказывать Абоненту услуги по передаче электрической энергии самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров, а Абонент обязуется оплатить оказанные ему услуги по ценам (тарифам), установленным Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Сахалинской области.

3. Абонент приобретает электрическую энергию для бытового потребления.

II. Права и обязанности Исполнителя

4. Исполнитель обязуется отпускать Абоненту электрическую энергию в необходимом объеме, а также обеспечивать оказание услуг, определенных пунктом 2 настоящего Договора.

5. Поддерживать на границе балансовой принадлежности показатели качества электрической энергии в соответствии с ГОСТом 32144-213.

6. Исполнитель вправе требовать внесения платы за потребленную электроэнергию.

7. Исполнитель вправе требовать допуска представителей Исполнителя в занимаемое Абонентом жилое помещение для осмотра технического состояния внутридомового (внутриквартирного) электрооборудования.

8. Исполнитель вправе требовать допуска представителей Исполнителя в занимаемое Абонентом жилое помещение в любое время для ликвидации аварий.

9. Исполнитель вправе осуществлять проверки условий эксплуатации и сохранности приборов учета и снятие контрольных показаний.

10. Исполнитель вправе прекращать подачу электрической энергии в порядке, установленном действующим законодательством РФ, в случае:

а) просрочки исполнения обязательств по оплате потребленной электрической энергии и (или) предоставленных по настоящему Договору услуг в установленные законодательством сроки. Подача электроэнергии возобновляется после погашения задолженности и оплаты расходов по отключению и подключению Абонента;

б) вмешательства Абонента в работу приборов учета или нарушения Абонентом установленных настоящим Договором сроков извещения об утрате (неисправности) приборов учета, а также в случае совершения Абонентом иных действий, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии;

Читайте так же:  Увольнение зам руководителя

в) неудовлетворительного состояния электроустановок Абонента, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и здоровью людей, которое подтверждается актом территориального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

г) необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии;

д) если ранее подача электроэнергии Абоненту была прекращена в соответствии с настоящим Договором, а Абонент самовольно подсоединился к электрической сети.

11. Исполнитель вправе по согласованию и в присутствии Абонента производить работы (переключения, отключения), связанные с оборудованием Абонента (в том числе в измерительных цепях).

12. Производить перерасчет и определять количество недоучтенной (неучтенной) приборами учета электроэнергии при обнаружении у Абонента изменения схемы включения расчетного электросчетчика, его повреждения, срыва пломб, искусственного торможения диска и других нарушений с целью снижения показаний потребления электроэнергии, а также при выявлении оборудованной безучетной скрытой электропроводки или установленного приспособления, искажающего показания электросчетчика.

13. Требовать от Абонента полного возмещения убытков, возникших по вине Абонента и (или) членов его семьи.

III. Права и обязанности Абонента

16. Абонент вправе требовать поддержания на границе балансовой принадлежности электросети показателей качества электрической энергии в соответствии с ГОСТом Р54149-2010.

17. Абонент вправе в случаях перерывов в подаче электроэнергии по вине Исполнителя требовать возмещения причиненного этим реального ущерба в соответствии со ст. 547 ГК РФ при условии своевременного и правильного оформления актов с участием заинтересованных сторон.

18. Абонент обязуется обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении (владении, пользовании) энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

19. Абонент обязуется оплачивать Исполнителю фактически полученный объем электроэнергии, определяемый в соответствии с разделом IV настоящего Договора, в порядке, установленном разделом V настоящего Договора.

20. Абонент обязуется оплачивать Исполнителю оказанные в соответствии с пунктом 2 настоящего Договора услуги по ценам (тарифам), установленным установленным Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Сахалинской области, в порядке, установленном разделом V настоящего Договора.

21. Абонент обязуется в установленные сроки обеспечивать беспрепятственный доступ уполномоченных представителей Исполнителя к приборам учета для цели:

— проверки условий его эксплуатации и сохранности и снятия контрольных показаний;

— устранения аварий в пределах границы балансовой принадлежности.

22. Абонент обязуется ремонт, реконструкцию, новое строительство в пределах домовладения (квартиры), увеличение потребляемой мощности в связи с установкой дополнительных токоприемников, устройством трехфазного ввода и т.п., сопряженное с изменением схемы учета электроэнергии и т.п. (в том числе открытием коммерческих и других точек небытового потребления), производить только после письменного уведомления об этом Исполнителя с обязательным оформлением необходимой документации.

23. Абонент обязуется для выполнения разовых строительных и ремонтных работ с подключением токоприемников к электросети до приборов учета получить разрешение у Исполнителя на временное подключение электроустановок с оплатой стоимости расхода электроэнергии в соответствии с утвержденным порядком.

24. Абонент обязуется незамедлительно сообщать Исполнителю обо всех известных ему нарушениях схемы учета и неисправности в работе приборов учета незамедлительно по их обнаружении и не позднее одного месяца восстановить нормальное функционирование средства измерения, если обязанность по обслуживанию приборов учета Абонента не возложена на Исполнителя.

25. Абонент обязуется известить Исполнителя при прекращении пользования электрической энергией в связи с переходом прав собственности на домовладение (квартиру) другому лицу для полного расчета и внесения изменений в соответствующую документацию.

26. Абоненту запрещается переоборудовать внутренние электрические сети без разрешения Исполнителя.

27. Абоненту запрещается устанавливать, подключать без письменного разрешения Исполнителя и использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой электрической сети.

28. Абоненту запрещается нарушать имеющиеся схемы учета электрической энергии (изменять схемы включения расчетного электросчетчика, повреждать его, срывать и повреждать установленные для обеспечения достоверности учета пломбы, создавать искусственное торможение диска электросчетчика и другие нарушения с целью снижения показаний потребления электроэнергии, а также оборудовать безучетную скрытую электропроводку или устанавливать другие приспособления, искажающие показания электросчетчика).

IV. Порядок определения объема потребленной

электрической энергии и объема оказанных услуг

29. Объем фактически полученной Абонентом за расчетный период электрической энергии определяется на основании показаний прибора учета, проверенного в установленном порядке и внесенного в государственный реестр средств измерений. Если класс точности прибора учета ниже чем 2,0, в случае выбытия его из эксплуатации либо при иных условиях по соглашению сторон он должен быть заменен на прибор учета того же или более высокого класса точности.

30. Сохранность прибора учета определяется отсутствием следов порчи корпуса прибора или повреждения его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломбы и знака маркировки (идентификационного номера).

31. При отсутствии в помещении приборов учета электрической энергии либо в других случаях, предусмотренных настоящим Договором, объем потребления электрической энергии принимается равным нормативам потребления электрической энергии в соответствии с законодательством РФ.

V. Порядок расчета стоимости и оплаты

электрической энергии и соответствующих услуг

32. Расчетный период для оплаты стоимости потребленной электроэнергии устанавливается равным календарному месяцу.

33. Расчеты за электрическую энергию, поданную Исполнителем Абоненту, и оказанные ему в соответствии с настоящим Договором услуги производятся Абонентом ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

34. Тарифы на электрическую энергию, подаваемую в соответствии с настоящим Договором, и на оказываемые услуги применяются с даты, указанной в решении уполномоченного органа в области государственного регулирования тарифов, без предварительного уведомления Абонента.

35. При несвоевременной оплате электрической энергии Абонент уплачивает в пользу Исполнителя пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного пунктом 33 настоящего Договора срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

36. Прием платежей за электроэнергию осуществляется платежными агентами, с которыми Исполнитель заключил соответствующий договор на прием платежей. Перечень платежных агентов размещается на официальном сайте Исполнителя.

VI. Прочие условия

36. Настоящий Договор считается заключенным с момента первого фактического подключения Абонента в установленном порядке к присоединенной сети и распространяется на всех совершеннолетних членов семьи, которые наравне с Абонентом несут солидарную ответственность за надлежащее исполнение условий настоящего Договора.

37. Настоящий Договор является публичным Договором на неопределенный срок до момента обращения одной из сторон о его расторжении, изменении или перезаключении.

38. Настоящий Договор составлен в соответствии со ст. 426 и ст. 539 ГК РФ и вступает в законную силу по истечении десятидневного срока с момента его опубликования в средствах массовой информации.

39. При исполнении настоящего Договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в настоящем Договоре, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

VII. Реквизиты сторон

Муниципальное предприятие «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа»

ОГРН 1066515000837 ИНН 6515002120 КПП 651501001 ОКВЭД 35.11.1

Место нахождение: 694550 г. Северо-Курильск, Сахалинской области, ул. Шутова, 34 б

Почтовый адрес: 694550, г. Северо-Курильск, Сахалинская область, ул. Шутова, 34 б

Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк России» г. Хабаровск

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2015 г. N Ф04-20714/15 по делу N А75-3295/2014 (ключевые темы: водоотведение — социальная сфера — заключение муниципального контракта — публичный договор — коммунальные услуги)

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2015 г. N Ф04-20714/15 по делу N А75-3295/2014

Дело N А75-3295/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2015 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Севастьяновой М.А.,

судей Рябининой Т.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы» Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 18.11.2014 (судья Зуева И.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 (судьи Кудрина Е.Н., Грязникова А.С., Солодкевич Ю.М.) по делу N А75-3295/2014 по иску муниципального казенного учреждения «Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы» Сургутского района (628433, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Сургутский район, поселок городского типа Белый Яр, улица Маяковского, дом 1, корпус А, ОГРН 1058603850238, ИНН 8617020643) к муниципальному унитарному предприятию «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (628447, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Сургутский район, поселок Нижнесортымский, переулок Таежный, дом 4, ОГРН 1098617000866, ИНН 8617028226) о понуждении к заключению муниципального контракта.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Сургутского района.

муниципальное казенное учреждение «Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы» Сургутского района (далее — Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (далее — Предприятие) об обязании заключить муниципальный контракт на холодное водоснабжение и водоотведение объектов социальной сферы сельского поселения Нижнесортымский в редакции истца.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Сургутского района (далее — Администрация).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 18.11.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.

Читайте так же:  Судебные приставы владивосток сайт

Учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: отказывая в обязании ответчика заключить договор по основанию отсутствия у него технической возможности оказания услуг водоснабжения и водоотведения, суды не учли представленный в дело договор подряда от 22.08.2003 капитального строительства, согласно которому реконструкция КОС-800 поселка Нижнесортымский должна быть закончена до 30.01.2015; делая вывод о том, что истец не является потребителем услуг ответчика, суды не приняли во внимание, что Учреждение на основании распоряжения главы Сургутского района от 03.06.2005 N 697р «Об урегулировании взаимоотношений муниципального учреждения «Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы», распоряжения от 20.03.2014 N 126-р «Об определении муниципальных органов и муниципальных казенных учреждений в целях заключения муниципальных контрактов», постановления Администрации от 04.08.2011 N 2784-нпа «Об утверждении перечня муниципальных функций, осуществляемых муниципальными казенными учреждениями Сургутского района», устава Учреждения, уполномочено организовать поставку коммунальных услуг к объектам социальной сферы сельского поселения Нижнесортымский, находящимся в собственности Сургутского района и осуществляет функции муниципального заказчика; ссылаясь в решении и постановлении на постановление Администрации от 17.10.2014 N 300, в котором указано на то, что на территории сельского поселения Нижнесортымский определены две гарантирующие организации в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно, помимо ответчика, также открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз», суды не исследовали схему водоснабжения и водоотведения поселка Нижнесортымский, утвержденную постановлением Администрации от 07.10.2014 N 283; судами не принята во внимание судебная практика по спорам между истцом и ответчиком о заключении муниципальных контрактов на поставку коммунальных услуг в 2013 и 2014 годах (дела N А75-3294/2014, N А75-3296/2014, N А75-4360/2013).

Представленный Предприятием отзыв на кассационную жалобу не может быть принят во внимание судом округа в связи с несоблюдением требований части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), а именно непредставлением доказательств его направления Учреждению и Администрации в срок, обеспечивающий ознакомление с ним указанных лиц. Почтовые квитанции от 14.07.2015 таким доказательством не являются. Поскольку отзыв поступил в электронном виде, он не подлежит возврату ответчику.

От Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя истца.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в их отсутствие.

Проверив в соответствии со статьями 286 , 288 АПК РФ законность обжалуемых решения и постановления, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судами, письмом от 04.10.2013 Предприятие уведомило Учреждение о том, что заключенные ранее договоры на оказание коммунальных услуг (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) на 2014 год пролонгированы не будут, в связи с чем с 01.01.2014 считаются расторгнутыми. Указанным письмом Предприятие запросило у истца заявку на заключение договора и пакет необходимых документов, в том числе для заключения договора водоснабжения и водоотведения.

Учреждение направило в адрес ответчика письма от 30.10.2013 N 2792, от 21.11.2013 N 2978 с просьбой заключить муниципальный контракт на холодное водоснабжение и водоотведение объектов социальной сферы сельского поселения Нижнесортымский: муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Нижнесортымская детская школа искусств», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Северное сияние», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Снежинка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа» (далее — объекты социальной сферы), с приложением пакета документов для заключения муниципального контракта.

В письмах от 02.11.2013, 07.11.2013 Предприятие сообщило Учреждению о необходимости, помимо представленных документов также представить акты готовности теплопотребляющих установок в отношении социальных объектов к отопительному периоду.

В письмах от 25.12.2013, 27.12.2013, 30.01.2014, 28.02.2014 Предприятие отказало в заключении контракта, мотивируя отказ тем, что истец не является абонентом, потребителем, законным представителем абонентов, правомочным заключать контракты в отношении социальной сферы; из содержания договоров о сотрудничестве, заключенных между Учреждением и владельцами объектов социальной сферы не усматривается законных оснований для заключения договора энергоснабжения; проекты договоров направлены для подписания владельцам объектов социальной сферы.

Отказ ответчика от заключения муниципального контракта явился основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском об обязании заключить муниципальный контракт на холодное водоснабжение и водоотведение на 2014 год в редакции, предложенной Учреждением.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из наличия права истца на обращение с иском об обязании заключить договор, предусмотренного пунктом 18 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, однако, ссылаясь на статью 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пункты 2, 3, 4, 15 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, и, принимая во внимание на основании части 3 статьи 69 АПК РФ имеющие значение для настоящего дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10.07.2013 по делу N 2-1033/13, пришел к выводу об отсутствии у Предприятия технической возможности осуществлять сброс сточных вод с канализационных очистных сооружений при имеющейся их проектной мощности.

В связи с этим суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии со стороны ответчика уклонения от заключения контракта.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции об отсутствии технической возможности заключить контракт при установленных по делу фактических обстоятельствах, указав, что на основании пункта 3 статьи 426 ГК РФ отказ от заключения публичного договора допускается только при отсутствии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги. Вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска суд апелляционной инстанции также основывал на том, что Учреждение не является потребителем и владельцем соответствующих энергопринимающих устройств, поэтому по смыслу статьи 539 ГК РФ с ним не может быть заключен контракт, а право на его заключение принадлежит муниципальным учреждениям, владеющим объектами социальной сферы. Кроме того, суд указал на невозможность заключения муниципального контракта в силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), согласно которому учреждениям, уполномоченным на определение поставщиков для муниципальных заказчиков, запрещено определять условия контрактов и подписывать их.

Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.

В силу положений статьи 421 , пункта 4 статьи 445 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ , законом или добровольно принятым обязательством, а также в случае уклонения от его заключения стороной, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами, заключение договора обязательно.

В силу того, что договор энергоснабжения является публичным, при необоснованном уклонении коммерческой организации она может быть понуждена в судебном порядке к его заключению ( статья 445 ГК РФ).

Применив положения пункта 3 статьи 426 ГК РФ, предусматривающей недопустимость отказа коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, суды пришли к выводу о том, что у Предприятия отсутствует возможность оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

Между тем, данный вывод сделан при неправильном применении судами положений части 3 статьи 69 АПК РФ, а также толковании пункта 3 статьи 426 ГК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Согласно приведенной правовой норме в целях применения правила об обязательности судебного акта суда общей юрисдикции, установленные им обстоятельства должны оказывать безусловное влияние и иметь значение для правильного разрешения спора, рассматриваемого арбитражным судом с учетом предмета и оснований исковых требований, а также относиться к лицам, участвующим в арбитражном процессе.

Однако, сославшись на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10.07.2013 по делу N 2-1033/13, суды указали на установленный факт нарушения Предприятием природоохранного законодательства, выразившегося в значительном превышении над согласованными нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в реку Пим при эксплуатации канализационно-очистных сооружений и, что сброс сточных вод в реку Пим с канализационных очистных сооружений создает угрозу возникновения негативных последствий для водного объекта, угрозу для жизни и здоровья людей.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что вышеуказанный судебный акт, которым суд обязал Предприятие с 01.09.2014 осуществлять сброс сточных вод с канализационных очистных сооружений проектной мощностью 800 м3/сут., расположенных в Сургутском районе, поселок Нижнесортымский, на территории промзоны, строго в соответствии с утвержденными и согласованными в установленном порядке нормативами допустимых сбросов, не исполнен, каких-либо доказательств ввода в эксплуатацию новых мощностей для наличия технической возможности надлежаще перерабатывать имеющееся количество сточных вод, сторонами в материалы дела не представлено.

Читайте так же:  Новиков александр первая судимость

Принимая во внимание установленные обстоятельства нарушения природоохранного законодательства ответчиком, суды не исследовали вопрос об их относимости к спору по настоящему делу, предметом которого является обязание заключить публичный договор.

Признав, что установленные по делу N 2-1033/13 обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии у Предприятия технической возможности заключить публичный договор, суды исходили из ошибочного вывода о том, что отсутствие технической возможности и необеспечение технической возможности имеют одинаковое правовое значение и влекут одинаковые последствия при рассмотрении спора о понуждении обязанной организации заключить договор.

Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что при наличии у истца права требовать заключения контракта необеспечение технической возможности оказания публичной услуги лицом, ее оказывающим и созданным для этих целей, у ответчика отсутствует возможность поставки воды и приема сточных вод.

Кроме того, указанный вывод сделан судом без исследования обстоятельств наличия или отсутствия у Предприятия возможности оказывать соответствующие услуги именно в отношении спорных объектов социальной сферы.

Поддерживая указанный ошибочный вывод суда первой инстанции, апелляционный суд также неправильно применил нормы пункта 2 статьи 539 ГК РФ, указав на отсутствие у Учреждения статуса потребителя энергоресурсов в смысле, придаваемом в указанной статье, и о наличии права заключения контракта только у владельцев объектов социальной сферы, имеющих энергопринимающие устройства, присоединенные к сетям снабжающей организации.

К отношениям, связанным с водоснабжением через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные шестым параграфом главы 30 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами ( пункт 1 статьи 548 ГК РФ).

Правовые основы экономических отношений по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644).

По общему правилу данных нормативных правовых актов договор водоснабжения и водоотведения заключается с лицом, энергопринимающее оборудование которого, присоединено к сетям снабжающей организации. При заключении соответствующего договора определяющее значение имеют наличие энергопринимающего устройства в объекте энергоснабжения, присоединенного к энергопередающему оборудованию снабжающей организации и факт наличия права владения объектом энергоснабжения.

Суд округа считает основанными на ошибочном толковании статьи 539 ГК РФ, положений Закона N 416-ФЗ и Правил N 644 выводы апелляционного суда об отсутствии права заключать договоры энергоснабжения в отношении объектов социальной сферы у Учреждения, наделенного соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления функциями муниципального заказчика по обеспечению поставки энергоресурсов в объекты социальной сферы, а также соответствующей специальной правоспособностью и правомочиями по заключению соответствующих договоров, при том, что обязательное условие наличия технологического присоединения этих объектов к сетям снабжающей организации соблюдается.

Абзацем четвертым пункта 2.2 устава Учреждения предусмотрено осуществление им функций муниципального заказчика.

Учреждение вправе требовать заключения с ним договора энергоснабжения, поскольку соответствующие полномочия подтверждены материалами дела, в частности распоряжением главы муниципального образования Сургутский район от 03.06.2005 N 697-р, согласно которому истцу поручено заключить договоры о сотрудничестве с учреждениями социальной сферы и от своего имени заключить договоры на оказание коммунальных услуг; постановлением Администрации от 04.08.2011 N 2784-нпа «Об утверждении перечня муниципальных функций, осуществляемых муниципальными казенными учреждениями Сургутского района», согласно которому Учреждение осуществляет функции муниципального заказчика и организации поставки коммунальных услуг муниципальным учреждениям социальной сферы; договорами о сотрудничестве между истцом и социальными учреждениями (школы, детские дошкольные учреждения).

В материалах дела отсутствуют доказательства признания соответствующих правовых актов незаконными, противоречий этих актов законодательству о водоснабжении и водоотведении судами не установлено.

Положения ГК РФ , Закона N 416-ФЗ и Правил N 644 не содержат запрета на заключение договора водоснабжения и водоотведения к рассматриваемой ситуации.

В силу части 1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ потребителями воды определяются не только лица, приобретающие этот ресурс для использования на принадлежащем им на праве собственности или ином законном основании энергооборудовании, но и лица, оказывающие коммунальные услуги.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что соответствующий запрет установлен в части 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ, является неправильным, так как таковой распространяется на организации, которые наделены полномочиями по определению поставщиков для заказчиков, в то время, как в силу правовых актов органа местного самоуправления поселка Нижнесортымский истец сам выполняет функции заказчика. Кроме того, положения части 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ применяются в отношении централизованных закупок при имеющемся выборе поставщиков, в то время, как в спорных правоотношениях, вытекающих из публичного договора и основанных на наличии технологического присоединения энергопринимающего оборудования к энергопередающему, судами первой и апелляционной инстанций не установлена возможность выбора и определения поставщика.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Учреждение не является потребителем, по мнению суда кассационной инстанции, основан на неверном применении и толковании вышеуказанных норм права, а также без учета фактических конкретных обстоятельств настоящего дела, специфики взаимоотношений между созданными органом местного самоуправления муниципальным учреждением как единым заказчиком коммунальных услуг для объектов социальной сферы и муниципальным предприятием как организацией, оказывающей коммунальные услуги.

Ошибочными суд округа полагает и выводы апелляционного суда о том, что заключением муниципального контракта на водоснабжение и водоотведение с муниципальным заказчиком, а не с прямыми потребителями энергоресурса, создается невозможность предоставления потребителем встречного исполнения обязательства по обеспечению технических требований к энергопринимающим устройствам. В силу условий предложенной истцом редакции контракта, а также положений действующего законодательства в сфере энергоснабжения такая обязанность возложена на сторону договора энергоснабжения, в данном случае на Учреждение.

Кроме того, указанные выводы сделаны без исследования соглашений о сотрудничестве, заключенных между Учреждением и владельцами объектов социальной сферы, без выявления волеизъявления последних на заключение муниципального контракта истцом.

Неправильное применение судами норм материального права привело к принятию необоснованного судебного акта, что в силу части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для его отмены.

Поскольку муниципальный контракт о понуждении к заключению которого заявлен настоящий иск, не являлся предметом исследования судов на предмет его соответствия действующему законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения, вопрос о наличии или отсутствии у Предприятия разногласий по его условиям, а указанные обстоятельства не могут быть установлены судом кассационной инстанции, судебные акты подлежат направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенную правовую позицию суда округа; при наличии спора о лице, имеющем техническую возможность оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории поселка Нижнесортымский, установить надлежащую энергоснабжающую организацию — поставщика ресурсов в объекты социальной сферы и рассмотреть вопрос о наличии или отсутствии оснований для привлечения к участию в деле иного поставщика; установить волеизъявление владельцев объектов социальной сферы на заключение Учреждением в отношении принадлежащих им зданий муниципального контракта водоснабжения и водоотведения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287 , частью 1 статьи 288 , статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 18.11.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 по делу N А75-3295/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Еще статьи:

  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Расписка к форме р14001 Заявление по форме Р14001 Особенности заполнения формы Р14001 заявление Р14001 состоит из 51 страницы, используем только те, в которые вносятся исправления (пустые страницы сдавать не нужно); вручную заявление заполняется заглавными печатными буквами, чернилами черного цвета; в одном […]
  • Таможенный союз экспертиза Глава 53 Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его […]
  • Подготовить отчетность в пфр ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Отчетность с 2017 года Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п"Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального […]
  • Сургут материнский капитал за второго ребенка Югорский семейный (материнский) капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре в 2019 году Югорский семейный капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре учрежден Законом ХМАО - Югры от 28.10.2011 N 100-оз "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе - […]
  • 108 и 115 статья ук рф Статья 114 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление Новая редакция Ст. 114 УК РФ 1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, […]