Штраф за превышение цен на жнвлс

Лекарствам пропишут цены

Минздрав ужесточит наказание за превышение цен на жизненно важные лекарства

Минздрав намерен создать централизованную систему контроля и ужесточить наказание за превышение аптеками цен на жизненно важные лекарства. За год они подорожали уже до 30%. Однако административными методами проблему не решить, уверены эксперты, нужно менять всю систему организации рынка.

Министерство здравоохранения России хочет ужесточить наказание за превышение цен на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). Перечень таких препаратов правительство утверждает как раз для регулирования их стоимости.

Каждая шестая российская семья не сможет свести концы с концами

«Министром здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой дано поручение подготовить законопроект об усилении ответственности аптечных организаций в случае необоснованного завышения цен на указанные препараты, вплоть до прекращения действия и изъятия ранее выданной лицензии», — сообщил пресс-секретарь ведомства Олег Салагай.

Предполагается, что Росздравнадзор получит право приостанавливать действие лицензии аптек и даже аннулировать ее, если будут выявлены нарушения.

При первичном нарушении аптеке придется заплатить административный штраф, размер которого увеличится, при последующем возможна приостановка действия лицензии, а при многочисленных нарушениях организацию могут лишить лицензии, пояснили «Газете.Ru» в Минздраве.

Кроме того, вскоре может появиться централизованная система государственного контроля в сфере здравоохранения.

Сейчас субъекты сами осуществляют контроль за применением цен на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших (постановление правительства от 6 мая 2015 г. №434).

«В настоящее время Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Росздравнадзором проводится работа по созданию централизованной системы государственного контроля в сфере здравоохранения, предусматривающей в том числе перераспределение полномочий, в том числе по осуществлению лицензионного контроля за аптечными организациями», — сообщило министерство.

Создание единого федерального органа призвано также снизить контрольную нагрузку на субъекты и исключить дублирование полномочий, пояснили «Газете.Ru» в Минздраве.

У правительства нет средств на поддержку всех моногородов

По данным Минздрава, с конца прошлого года розничные цены на ЖНВЛП выросли на 7,3%. Эти препараты подразделяются на три категории: стоимостью до 50 руб., от 50 до 500 руб. и свыше 500 руб. Наибольший рост цен министерство отмечает на препараты низкой (до 50 руб.) и средней (от 50 до 500 руб.) ценовых категорий — на 11,7 и 5,7% соответственно. Уровень цен на ЖНВЛП стоимостью свыше 500 руб., по данным ведомства, вырос на 3,5%.

За год лекарства подорожали уже до 30%.

«Самый высокий рост — на лекарства нижней категории, до 50 руб., потому что их стало невыгодно делать. Из-за нерентабельности производства повышение составляет около 30%. Во второй категории наценка в районе инфляции — около 16%, верхняя категория, может быть, удержит рост в пределах 8–10%», — сказал «Газете.Ru» директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

По официальной статистике Росстата, цены на медикаменты в июне этого года оказались на 23,9% выше, чем в июне прошлого года. С конца прошлого года рост составил 15,7%.

Цены растут в первую очередь из-за роста курса валют, поскольку практически во всех лекарствах существенная доля приходится на импортные составляющие. Рубль падает, и предприятия не могут держать цену.

Есть несколько вариантов сдерживания цен, добавляет эксперт. «Первый — государственное субсидирование жизненно необходимых лекарств, причем это не потребует больших затрат бюджета. Второй — увеличение конкуренции, если будет больше производителей, они будут конкурировать и снижать цену. Третий, на мой взгляд, самый надежный — импортозамещение. То есть выход на отечественные субстанции и материалы, но этот вариант высокозатратный и потребует трех-пяти лет», — говорит Георгий Остапкович.

Качество наших аналогов сейчас в пределах допустимого, а конкуренция будет способствовать его улучшению, добавляет эксперт.

Одним государственным контролем рост цен не сдержать, отмечают эксперты.

ЦБ лишил лицензии пять из семи НПФ Анатолия Мотылева

«Создать единый контролирующий орган — это, наверное, правильно. Сейчас, поскольку и производство лекарств, и цены централизованно не регулируются, встречаются случаи, когда в одной области устанавливается наценка в 15%, а в другой — 150% на тот же препарат. Однако все-таки главное — это создать нормальный предпринимательский климат и устранить административные барьеры. Надо, чтобы производители конкурировали между собой», — говорит Георгий Остапкович.

Однако сдерживать рост цен такая структура не поможет, поскольку все-таки ключевой фактор роста — не завышение цен в аптеках, а сама организация системы лекарственного обеспечения в стране.

Сказывается высокий уровень импортозависимости фармрынка, добавляет директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

«Решить проблему одними контрольными действиями невозможно, необходимо менять систему обращения лекарственных препаратов на рынке. В частности, необходимо развивать отечественное производство. Действительно какие-то аптеки завышают цены, и с ними проблема решится, но сложно ожидать, что это скажется кардинально на рынке и цены прекратят свой рост», — говорит эксперт.

Несущественные штрафы или несуществующая ответственность?. Статьи по предмету Административное право

НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ШТРАФЫ ИЛИ НЕСУЩЕСТВУЮЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Е. ОВЧАРОВА

Елена Овчарова, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса компании «Пепеляев Групп», адвокат, старший преподаватель юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Порядок ценообразования в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов находится на особом контроле проверяющих инстанций, а ценовые нарушения по этой группе медикаментов могут обернуться для представителей фарминдустрии целым букетом неприятностей в виде оборотных штрафов и дисквалификации до трех лет. Необходимость предвидеть указанные последствия незаконного завышения цен и надбавок при производстве и обороте данной категории социально значимых лекарств бесспорна. Полемику на практике вызывает вопрос: наказывать за подобные правонарушения следует по Кодексу РФ об административных правонарушениях, который предусматривает столь существенные административные наказания, или по законам субъектов РФ, которые либо вообще отсутствуют, либо не устанавливают значительных санкций?

Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) четко разграничил предметы ведения РФ и субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению РФ относится установление ответственности только по вопросам, имеющим федеральное значение, — иными словами, предусмотренной в Особенной части КоАП РФ ответственности за нарушение правил и норм, определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На откуп же субъектов РФ, как следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, отдается вопрос об административной ответственности за нарушения соответственно регионального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, что может быть закреплено в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Если речь идет о нарушении законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов РФ, то административная ответственность по статьям глав Особенной части КоАП РФ не применяется.
Именно данное правило действует в отношении административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования». Указанная статья не может быть применена, когда имеет место завышение предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП). Дело в том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 865, которое утвердило новые правила государственного регулирования цен на ЖНВЛП, установление предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на подобные медикаменты отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.
Для наглядности рассмотрим ситуацию на примере установленной в г. Москве административной ответственности за превышение предельных надбавок к ценам на ЖНВЛП, которые утверждены Постановлением правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 163-ПП.
К правоотношениям компаний по реализации покупателям продукции, если юридическим и фактическим адресом, равно как и местом заключения договоров на реализацию лекарственных препаратов таких компаний является г. Москва, применяется Закон г. Москвы от 28 января 2004 г. N 5 «О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен» (п. 2 ст. 1). Данный вывод подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 18 октября 2010 г. N КА-А40/11008-10-П).
Пунктом 2 ст. 6 указанного выше Закона предусмотрено, что субъекты ценообразования, получившие излишнюю выручку в результате нарушения порядка ценообразования, обязаны, во-первых, перечислить в бюджет г. Москвы в соответствии с федеральным законодательством сумму излишне полученной в результате такого нарушения выручки, во-вторых, уплатить административный штраф.
Вступивший в силу с 1 января 2008 г. Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях (утвержден Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45) содержит специальную ст. 11.4 «Нарушение порядка ценообразования», ч. 2 которой в настоящее время устанавливает административный штраф для компаний в размере 100 тыс. рублей, для их должностных лиц (руководителей или иных работников, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) — в размере 50 тыс. рублей.
Правда, за время действия столичного КоАП данная статья несколько трансформировалась. Изначально она касалась завышения или занижения регулируемых правительством г. Москвы либо уполномоченными им органами цен и надбавок к ним и в качестве наказания предусматривала наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.
В дальнейшем в ст. 11.4 Кодекса г. Москвы были внесены изменения (вступили в силу с 7 ноября 2009 г.), которые выделили два состава правонарушений:
— нарушение должностным лицом государственного заказчика г. Москвы установленного правительством г. Москвы либо уполномоченными им органами порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта (цены лота) при размещении государственного заказа г. Москвы путем проведения торгов, если такое нарушение привело к увеличению цены поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных нужд;
— занижение государственными унитарными (казенными) предприятиями, государственными учреждениями г. Москвы регулируемых уполномоченными правительством г. Москвы органами исполнительной власти цен (тарифов, расценок) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
К субъектам, не являющимся государственными унитарными (казенными) предприятиями и государственными учреждениями г. Москвы, ответственность по ч. 2 ст. 11.4 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях применяется за нарушения любых правил ценообразования, которые устанавливаются законами и подзаконными нормативными правовыми актами г. Москвы. Применительно к рассматриваемой в данной статье ситуации — превышению предельных размеров торговых надбавок к ценам на ЖНВЛП — речь идет о правилах, предусмотренных Постановлением правительства г. Москвы от 24 февраля 2010 г. N 163-ПП.
Еще одна новация обновленной редакции ст. 11.4 КоАП г. Москвы — существенное повышение размера административного штрафа и установление его в фиксированном размере, на что указано в начале нашего повествования о данной норме.
Однако для тех, кто самостоятельно выявил ошибки в порядке ценообразования, п. 4 ст. 6 Закона г. Москвы от 28 января 2004 г. N 5 предусматривает освобождение от административной ответственности. Им разрешается произвести возврат излишне полученных сумм потребителям (перерасчет с ними) либо в случае невозможности такого возврата (перерасчета) внести в бюджет г. Москвы всю сумму излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки без уплаты административного штрафа.

При всей, казалось бы, однозначности в вопросе разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов в части установления и применения административной ответственности за нарушение правил государственного регулирования цен на ЖНВЛП, складывается негативная судебная практика (Постановление ФАС МО от 27 июля 2010 г. N КА-А40/7600-10, Постановление 10 ААС от 26 ноября 2010 г. по делу N А41-18929/10, Определение Московского областного суда от 30 июля 2010 г. по делу N 4а-1153/10).
В отношении организаций, допустивших превышение предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП, суды стали применять ст. 14.6 КоАП РФ.
Позиция судов основана на следующем:
— к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относится проведение в РФ единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан на территории РФ (ст. 5 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»);
— государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством в том числе утверждения перечня ЖНВЛП и применения предусмотренных законодательством РФ мер ответственности за нарушение порядка ценообразования (ст. 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»);,
— административная ответственность установлена за завышение регулируемых государством цен на товары, установленных надбавок (наценок) к ценам (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ);
— органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (п. 1 Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).
При этом приведенный выше подход судов и применение ст. 14.6 КоАП РФ влечет для бизнеса дополнительные проблемы и издержки: альтернативное штрафу наказание для должностных лиц в виде трехлетней дисквалификации, а главное — наложение административного штрафа на юридическое лицо в двукратном размере излишне полученной выручки.
Почувствуйте, как говорится, разницу.

На наш взгляд, административная ответственность за нарушения предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП по ст. 14.6 КоАП РФ применяется вопреки принципу разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ (первоначально установленному в ст. 1.3 КоАП РФ и окончательно закрепленному в ст. 1.3.1 КоАП РФ, которая вступила в силу с 31 марта 2010 г.) — за нарушения регионального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов административная ответственность по статьям Особенной части КоАП РФ не применяется.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Цены на жизненно важные лекарства удержат новыми штрафами

Для аптекарей и производителей лекарств, завышающих цены на жизненно важные препараты, введут санкции. Минздрав предлагает штрафовать должностных лиц на 50 тыс. рублей, а юридических — на сумму излишне полученной выручки в двойном размере. Государство регулирует отпускные цены на ЖНВЛП, однако денежного наказания для производителей за некорректное формирование цены до сих пор не было.

Читайте так же:  Купить бланки осаго с печатями оренбург

Минздрав предлагает ввести штрафы за завышение цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). Проект федерального закона уже подготовлен, сейчас он на стадии внутриведомственного согласования и готовится к отправке в правительство, сообщили «Известиям» в министерстве.

Штрафы для должностных лиц составят от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов по завышенным ценам.

Законопроект подготовлен по поручению правительства. В Минздраве рассчитывают, что он вступит в силу с 1 декабря 2018 года.

Список ЖНВЛП, согласно федеральному закону «Об обращении лекарственных средств», формирует Минздрав. На них, согласно тому же документу, государство устанавливает предельные отпускные цены. В перечень ЖНВЛП на 2018 год входит более 700 лекарств — от аскорбиновой кислоты и парацетамола до новейших противоопухолевых препаратов.

Как писали «Известия», проверки Генпрокуратуры в предыдущие годы показывали, что самое распространенное нарушение в фармотрасли по всей стране — завышение цен на лекарства из списка ЖНВЛП.

При этом ответственность для производителей за завышенные отпускные цены законодательством не предусмотрена. Что касается аптек, то, как рассказали «Известиям» в Росздравнадзоре, завышение цен является для них грубым нарушением лицензионных требований. Максимальный штраф, согласно КоАПу, — 40 тыс. рублей.

По мнению генерального директора акционерного общества «Аптека Венера» Елены Гавриловой, введение новых санкций именно для производителей, а не аптек логично. Розница — последний этап перед продажей, и пока препарат доходит до аптеки, цена на препарат может превысить предельный уровень не по вине провизоров.

— Лучше поменять систему таким образом, чтобы оптовики определяли максимальную розничную цену. Тогда будет меньше ошибок, аптеки не завышают цены на эту категорию намеренно, — пояснила она.

По данным Росздравнадзора, цены на ЖНВЛП снизились по итогам года на 1,8%. В последний раз эти лекарства дешевели в 2013 году — на 0,6%. Таким образом, в 2017-м был зафиксирован рекордный показатель за пять лет.

Ранее «Известия» писали, что россияне стали чаще покупать лекарства из списка жизненно важных. За 2017 год их продажи выросли на 6% по сравнению с 2016-м. При этом отечественные ЖНВЛП вытесняют импортные — их доля превышает 84%.

Чем грозит аптеке завышение цены на препарат из Перечня ЖНВЛП?

Автор: С. Р. Валова

В редакцию журнала поступил вопрос, касающийся административной ответственности, к которой привлекается аптека-нарушитель в случае завышения цены на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП. Мы нашли на него ответ.

В редакцию журнала поступил вопрос, касающийся административной ответственности, к которой привлекается аптека-нарушитель в случае завышения цены на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП[1]. В частности, руководителя фармацевтической организации интересовало, правомерно ли департамент здравоохранения субъекта РФ привлек организацию к административному наказанию на основании ч. 4 ст. 14.1, а не ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ? Цена вопроса – сумма штрафных санкций, наложенных на организацию (50 тыс. руб.). Рассмотрим данную ситуацию с учетом действующих нормативных актов и имеющейся судебной практики.

Цены на все лекарственные препараты для медицинского применения, указанные в Перечне ЖНВЛП, регулируются государством.

Размер оптовой и розничной надбавок в силу ст. 63 Федерального закона № 61-ФЗ[2] устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, регламентируемом Правительством РФ (в данном случае такой порядок определен Постановлением Правительства РФ № 865[3]), и в соответствии с Методикой[4].

В соответствии с п. 3 Правил № 865[5] оптовая и розничная надбавки устанавливаются к фактической отпускной цене производителя, под которой следует понимать цену (без НДС), указанную:

  • российским производителем – в сопроводительной документации на товар;
  • иностранным производителем лекарственного препарата – в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).

Размер суммы оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта РФ, не должен превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти данного субъекта РФ (п. 4 Правил № 865).

Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта РФ, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта РФ (п. 5 Правил № 865).

Для того чтобы не превысить размер оптовых надбавок, устанавливаемых участниками торговли, применяется протокол согласования цен поставки ЖНВЛП по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».

Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола (п. 6 Правил № 865).

Далее хотим отметить, что порядок расчета продажной цены для аптек на лекарственный препарат ранее был разъяснен в совместном Письме Росздравнадзора от 28.01.2010 № 01И-52/10, ФСТ РФ от 29.01.2010 № СН-466/7. В соответствии с п. 28, 35 названного письма при расчете продажной цены на лекарственный препарат следует учитывать, что размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат не должен превышать предельного размера розничной надбавки, установленного органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Как уже было отмечено выше, данная норма закреплена в п. 5 Правил № 865.

Розничные цены на ЖНВЛП для свободной продажи населению формируются путем сложения фактической цены поступления и установленной розничной надбавки, исчисленной от цены производителя.

При этом чиновники Росздравнадзора и ФСТ дали следующие указания по формированию цены, учитывая систему налогообложения аптеки.

Если организации оптовой или розничной торговли применяют УСНО или ЕНВД, т.е. не являются плательщиком НДС, то на основании ч. 2 ст. 170 НК РФ они могут формировать отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и оптовую или розничную надбавку, которые исчисляются от фактической отпускной цены производителя с НДС.

Далее в вышеуказанном письме в п. 25 приводился пример расчета, в котором цена на лекарственный препарат из Перечня ЖНВЛП была одинаковой, независимо от применяемой системы налого­обложения.

Традиционная система налогообложения: аптека – плательщик НДС

УСНО, спецрежим в виде ЕНВД: аптека – не плательщик НДС

Цена производителя без НДС: 100 руб. (с НДС – 110 руб.)

Оптовая надбавка (20% к цене производителя без НДС): 100 руб. x 20% = 20 руб.

Отпускная цена оптовой организации без НДС: (100 + 20) руб. = 120 руб.

Розничная надбавка (40% к цене производителя без НДС): 100 руб. x 40% = 40 руб.

Розничная цена аптеки без НДС: (120 + 40) руб. = 160 руб.

Розничная цена аптеки с НДС: 160 руб. x 1,1 = 176 руб.

Цена производителя с НДС: (100 + 10) руб. = 110 руб.

Отпускная цена оптовой организации с НДС (надбавка – 20%): 110 руб. x 1,2 = 132 руб.

Розничная надбавка аптеки (40% к цене производителя с НДС): 110 руб. x 40% = 44 руб.

Розничная цена аптеки без НДС: (132 + 44) руб. = 176 руб.

Однако, как утверждает Верховный суд в Постановлении от 09.06.2015 № 304-АД15-2723, действующим законодательством порядок формирования отпускной цены на ЖНВЛП не поставлен в зависимость от системы налогообложения, применяемой организациями оптовой торговли и (или) аптечными организаци­ями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Пунктом 3 Правил №865 установлено, что под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без НДС), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар. Дополнительно к вышесказанному укажем: в Решении Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.04.2014 по делу № А81-756/2014 отмечается, что Письмо Росздравнадзора № 01И-52/10 и ФСТ РФ № СН-466/7 не является нормативным правовым актом, поэтому не имеет юридической силы, следовательно, не является объективным доказательством для суда. Аналогичное мнение было высказано в Постановлении Арбитражного суда ЗСО от 03.12.2014 № Ф04-11609/2014 по делу № А81-756/2014.

Таким образом, аптечному учреждению было вменено нарушение классифицирования – как несоблюдение порядка формирования цены на препарат из Перечня ЖНВЛП. Что касается привлечения к административной ответственности за вмененное нарушение, аптечная организация была привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения на организацию штрафа в размере 50 тыс. руб.

Верховный суд в вышеприведенном постановлении отметил, что на основании положений Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность является лицензируемой. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен соответствующим положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение № 1081).

В силу данного положения лицензиат должен соблюдать лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Так, в частности, в пп. «г» п. 5 Положения № 1081 установлено, что аптечные организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, должны соблюдать предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП. При этом п. 6 Положения № 1081 установлено, что несоблюдение данного требования относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

На основании названного пункта, а также других нормативных актов, в частности Правил № 865, Верховный суд в Постановлении от 09.06.2015 № 304-АД15-2723 вынес решение, что суд первой инстанции обоснованно привлек аптечную организацию к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. Аптека с данным наказанием была не согласна и просила назначить ей наказание по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере 50 тыс. руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

При этом, отклоняя доводы организации о необходимости квалификации установленного правонарушения по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, суд первой инстанции указал следующее. В соответствии с примечаниями к ст. 14.1 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Поскольку контрольным органом установлено и подтверждено представленными доказательствами нарушение аптекой требований пп. «г» п. 5 Положения № 1081, которое в силу п. 6 данного положения признается грубым нарушением лицензионных требований, допущенное обществом правонарушение влечет ответственность, установленную именно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного аптекой правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности согласно ст. 2.9 КоАП РФ суды всех инстанций не установили. Данные выводы были признаны Верховным судом обоснованными, поэтому жалоба аптечной организации была оставлена без удовлетворения.

С учетом изложенного аптечным учреждениям следует задуматься о том, что нарушение правил ценообразования в части установления торговых надбавок может привести к негативным последствиям и сопровождаться административными наказаниями со стороны контролирующих органов. С учетом мнения Верховного суда, высказанного в июне 2015 года, к нарушителям будет применяться санкция, установленная ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Поскольку Письмо Росздравнадзора № 01И-52/10 и ФСТ РФ № СН-466/7 не является нормативным актом, расчет розничных торговых надбавок следует осуществлять от фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат (без НДС) без учета применяемой аптекой системы налогообложения.

[1] Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782р.

[2] Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

[3] Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

[4] Методика определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утв. Приказом ФСТ РФ от 11.12.2009 № 442-а.

[5] Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865.

Столичные власти получат право штрафовать аптеки за превышение цен на лекарства

03 февраля, 2015

Поделиться в социальных сетях:

Департамент здравоохранения начнет штрафовать аптеки за высокие цены

Московские власти станут штрафовать аптеки и оптовых поставщиков, которые завышают цены на жизненно важные лекарственные препараты. Об этом M24.ru сообщили в департаменте здравоохранения. Сейчас ведомство может проводить плановые проверки в аптеках, но не имеет права выписывать такие штрафы.

Департамент уже подготовил проект постановления правительства, которое наделит его новыми полномочиями. «Сейчас наше управление фармации проверяет аптеки по плану, согласованному с прокуратурой, но выписывать штрафы специалисты департамента не могут», — рассказали в ведомстве. Антикоррупционная экспертиза документа должна завершиться в середине февраля, пояснили в департаменте здравоохранения. После этого он может быть направлен на рассмотрение в правительство.

Как поясняется в проекте постановления, новые полномочия департамент должен получить в связи с принятыми в октябре 2014 года поправками в Административный кодекс РФ. «Согласно новой редакции статьи 23.51 КоАП, дела о нарушении порядка ценообразования рассматривают руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль в области регулируемых государством цен, и их заместители», — говорится в документе. В столице таким ведомством выступает департамент здравоохранения.

Отметим, что цены на лекарства из перечня жизненно важных препаратов регулирует государство. Согласно статье 14.6 КоАП «Нарушение порядка ценообразования», завышение или занижение таких цен карается штрафом. Для граждан это 5 тысяч рублей, для должностных лиц – 50 тысяч или дисквалификация на срок до трех лет (то есть лишение права занимать руководящие должности). Штраф для юридических лиц в два раза превышает сумму полученной выручки от реализации товара по завышенным ценам за весь период нарушения.

Заммэра по вопросам социальной политики Леонид Печатников отметил, что сейчас контроль цен в аптеках осуществляют прокуратура и Росздравнадзор. Документ о наделении депздрава новыми полномочиями «только рассматривается».

Читайте так же:  Транспортный налог карелия 2019

Перечень жизненно необходимых лекарств (ЖНВЛП) утверждается правительством России. В него входит около 600 препаратов. Если препарат стоит менее 50 рублей, наценка на него не может превышать 32 процента. На лекарства стоимостью от 50 до 500 рублей, надбавка не превышает 28 процентов. Наценка на препарат дороже 500 рублей может составить максимум 15 процентов.

В январе прокуратура Москвы начала массовую проверку столичных аптек на предмет необоснованного завышения цен на ЖНВЛП. Возбуждено более 50 административных дел. В среднем наценка в аптеках составляет 40 процентов.

В то же время по данным представителей аптечных сетей, розничные цены на лекарства выросли в среднем на 20% и могут подняться еще, если спрос на подорожавшие медикаменты не упадет. Представители аптечных сетей ранее утверждали в разговоре M24.ru, что не завышают цены на жизненно важные препараты, но компенсируют затраты ростом цен на другие лекарства. Леонид Печатников, в свою очередь, отметил, что повышение цен на лекарства в целом не отразится на работе медицинских учреждений города. Департамент здравоохранения уже закупил лекарства для больниц и поликлиник, их должно хватить на три квартала 2015 года. Торги в 2015 году будут проводиться только на четвертый квартал. Заммэра добавил, однако, что столичные власти в данный момент не могут отказаться от закупки импортных лекарственных средств.

«Мы можем блокировать доступ на закупки для импортных производителей, но только для очень маленького процента препаратов, которые полностью производятся в России» — отметил Печатников.

Исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина считает, что, если Мосгорздрав получит новые полномочия, контроль за ценообразованием ЖНВЛП станет строже. «Власти смогут сразу возбуждать дела и применять наказание. В суды им обращаться также не придется», — отметила Неволина.

По ее словам, завышение цен на жизненно важные препараты не всегда обусловлено злым умыслом. Наценка зависит от системы налогообложения, по которой работает аптека.

«Аптеки, работающие по общей системе налогообложения, должны применять наценку к стоимости товара без НДС. Например, лекарство стоит 485 рублей без учета НДС. Оно попадает в категорию ЖНВЛП до 500 рублей, и к нему добавляется наценка до 28% его стоимости», — пояснила Неволина.

Те, кто работает по упрощенной схеме или платит единый налог на вмененный доход, могут рассчитывать надбавку от цены с учетом НДС. «В этом случае лекарство будет стоить дороже 500 рублей, и к нему должна применяться наценка максимум 15%», — отметила Неволина. Проверяющие органы не всегда понимают такие нюансы и обвиняют аптеки в завышении цен.

Глава комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников полагает, что сейчас наблюдается тренд передачи полномочий от федеральных структур региональным.

«Зачастую это только на пользу делу. В региональных отделениях того же Росздравнадзора куда меньше специалистов, которые могут проводить проверки и заниматься контролем за ценами в аптеках, чем в департаменте здравоохранения Москвы», — пояснил Семенников.

Он также рассказал, что во время совместных проверок Мосгордумы и прокуратуры в аптеках было обнаружено не только завышение цен, но и другие нарушения. «В сетевых фармацевтических магазинах чаще всего цены высчитывает автоматическая программа, она не позволит накидывать стоимость на жизненно важные препараты, — пояснил Семенников. — Зато часто нарушаются условия хранения препаратов на прилавках».

Государственное регулирование цен на лекарственные препараты: поиск баланса

Д.А. Копытин, к.юр.н., МГУ им. М.В. Ломоносова

В статье дан обзор истории развития нормативно-правовой базы регулирования цен на лекарственные препараты в РФ и описаны особенности текущей ситуации в данной сфере.

D.A. Kopytin, Ph.D., Moscow State Lomonosov University

The article reviews the history of development of legislation covering prices of medicines in the Russian Federation and describes specifics of the current situation in this sphere.

Государственное регулирование цен на лекарственные препараты является одной из форм регулирования фармацевтического рынка и основано оно на конституционных нормах. В настоящей статье мы рассмотрим основные этапы его развития и постараемся оценить, какими правовыми средствами государство обеспечивало реализацию публичных и групповых интересов субъектов фармацевтического рынка.

Согласно статье 71 основного закона нашей страны установление правовых основ единого рынка, финансовое регулирование и основы ценовой политики относятся к исключительному ведению РФ. По данным вопросам принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. В то же время статья 72 относит к совместному ведению Федерации и субъектов вопросы, связанные с координацией здравоохранения. Из соотношения этих конституционных норм следует сделать вывод, подтвержденный практической деятельностью законодателя: сфера финансового регулирования здравоохранения, в том числе государственное регулирование цен на лекарственные средства, относится к исключительной компетенции Федерации. В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 76 Конституции федеральное законодательство в рассматриваемой сфере в любом случае превалирует над региональным.

Согласно части 1 статьи 76 Конституции по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Однако и в научной литературе, и в действующем законодательстве мы можем получить подтверждение тому, что в федеральном законодательстве может быть положительно решен вопрос о делегировании тех или иных вопросов исключительного ведения органам государственной власти субъектов Федерации.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нормативно-правовые акты субъектов Федерации могут регулировать вопросы формирования цен на лекарственные средства, но только в той мере, в какой это прямо допускается федеральным законодательством. Этот тезис подтверждается положениями федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [1]. Согласно статьям 5 и 6 данного нормативного акта к полномочиям федеральных органов исполнительной власти относятся, в частности:

государственная регистрация установленных производителями предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

ведение государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;

согласование проектов решений органов исполнительной власти субъектов РФ об установлении и (или) изменении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Статья 6 того же нормативно-правового акта делегирует некоторые полномочия в сфере регулирования цен на лекарственные средства органам исполнительной власти субъектов Федерации, а именно:

закрепление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;

осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Кроме того, статья 5.1 федерального закона «Об обращении лекарственных средств» устанавливает, что полномочия федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ в порядке, установленном федеральным законом от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В общественно-политической периодике, предназначенной для широкой аудитории, а не только для специалистов здравоохранения и работников фармацевтического рынка, тема государственного регулирования цен на лекарственные средства стала особенно широко освещаться с 2008 г. Это не удивительно: в разгар мирового финансового кризиса эта тема стала чрезвычайно актуальной, так как осенью 2008 г. темпы роста цен на лекарства существенно увеличились. Неконтролируемый рост цен на фоне увеличения безработицы и снижения доходов граждан мог привести к негативным социальным последствиям. Интересно отметить, что некоторые авторы указывали буквально следующее: государство стало регулировать цены на лекарственные средства. Между тем система государственного регулирования цен на лекарства появилась не в 2008 г., а начала складываться задолго до этого, в 90-х гг., и к началу 2000-х приобрела вполне современные очертания.

Уже в приложении к Указу Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» от 03 декабря 1991 г. №297 лекарственные средства и изделия медицинского назначения были включены в перечень товаров, цены на которые регулируются государством на фоне воплощения в жизнь общего правила о свободном рыночном ценообразовании. Пункт 5 Указа Президента РСФСР «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» от 20 апреля 1993 г. №468 содержал поручение ряду министерств и ведомств выработать «предложения об установлении фиксированных цен на лекарственные средства, медицинскую технику и изделия медицинского назначения и порядке их компенсации».

Во исполнение Указа Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28 февраля 1995 г. №221 председателем Правительства РФ 7 марта 1995 г. было подписано Постановление №239, которым регулирование торговых надбавок на лекарственные средства было отнесено к ведению субъектов РФ. Положения данного документа, относящиеся к регулированию цен на лекарственные средства, в последующем несколько раз менялись.

Ранее действовавший федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г. №86-ФЗ [2] вопросы формирования цен детально не регулировал, но в пункте 1 статьи 5 закона отмечалось, что лекарственные средства являются одним из видов товаров, в отношении которых сохраняется государственное регулирование цен, причем соответствующее положение было включено в текст только в 2000 г. Основную роль в этой сфере продолжали играть подзаконные нормативные акты.

Одним из важнейших понятий в рассматриваемой сфере является Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) — ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в РФ [3]. «Главная задача перечня ЖНВЛП — обеспечивать стабильность цен на фармрынке и гарантировать доступность этих препаратов. В перечень входят препараты, которые больше всего влияют на снижение заболеваемости и смертности. Такой подход к регулированию применяется в абсолютном большинстве европейских стран», — отмечала Диана Михайлова, экс-руководитель Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития [4]. Количество лекарств, включенных в перечень ЖНВЛП, со временем увеличивается: если в 2011 г. список состоял из 567 препаратов [5], то в 2016 г. он насчитывал уже 646 наименований [6]. По данным DSM Group, объем их реализации в упаковках в розничной торговле лекарствами составил около трети рынка, а с учетом государственных закупок — примерно 50%, при этом в рублях — всего 6,5% [7].

Именно перечень ЖНВЛП является разделительной чертой, определяющей сферы регулирования органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации (до вступления в силу федерального закона «Об обращении лекарственных средств» эта аббревиатура выглядела несколько иначе: ЖНВЛС — жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства).

Изложим в виде таблицы основную информацию об изменениях нормативно-правовых актов о регулировании цен на лекарства, выделив при этом ряд этапов.

Таблица. Изменения нормативно-правовых актов о регулировании цен на лекарства

Вступление в силу

Объект регулирования федеральными органами исполнительной власти

Объект регулирования органами исполнительной власти субъектов Федерации

Постановление Правительства РФ №782 от 09.11.2001

С 28 ноября 2001 г.

Цены на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС

Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на ЖНВЛС

Постановление Правительства РФ №769 от 12.12.2004, Приказ РСЗН от 26.05.2005 №1136-Пр/05

С 01 января 2005 г.

Цены на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг

Постановление Правительства РФ №239 в ред. 12.12.2004 №769

С 01 января 2005 г.

Торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (до 01.01.2008)

Торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (до 01 января 2010 г.)

Постановление Правительства РФ №239 в ред. Постановления Правительства РФ №654 от 08.08.2009

С 01 января 2010 г.

Цены на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС

Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в ЖНВЛС

Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в ЖНВЛС

Постановление Правительства РФ №239 в ред. Постановления Правительства РФ №694 от 08.09.2010

С 21 сентября 2010 г.

Постановление Правительства РФ №239 в ред. Постановления Правительства РФ №865 от 29.10.2010

С 11 ноября 2010 г.

Цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП

Предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП

Теперь более подробно рассмотрим каждый из приведенных этапов:

1. С 2001 г. до осени 2008 г. Данный период характеризуется в целом низкой эффективностью государственного регулирования цен на лекарственные средства и надбавок к ним и отличается следующими чертами:

a) Деятельность Федеральной службы по тарифам (ФСТ), связанная с регистрацией предельных отпускных цен на лекарственные средства, носила нередко формальный характер. Предельная цена могла быть зарегистрированной без сравнения с данными о таможенной стоимости соответствующих препаратов, ввезенных в РФ в месяцы, предшествующие подаче заявки на регистрацию, или с данными об уровне цены в стране происхождения товара. В результате, по данным Федеральной антимонопольной службы России, цены на препараты с одним и тем же международным непатентованным названием, но выпускаемые различными производителями, могли различаться в несколько десятков раз [8]. Нередко получалось даже так, что производители лекарств на всякий случай регистрировали высокую предельную отпускную цену (чтобы не подавать документы лишний раз при очередном повышении), а затем на постоянной основе ввозили товары по более низким ценам.

b) Во многих субъектах Федерации существовали нормативно-правовые акты, ограничивавшие размер торговых надбавок на лекарственные средства, однако на федеральном уровне не существовало средств, позволяющих оперативно и эффективно контролировать цену в ходе административных проверок деятельности субъектов фармацевтического рынка. В настоящее время основным документом, с помощью которого можно проверить соблюдение законодательства о ценах, является протокол согласования цен, который подписывается поставщиком и покупателем при поставке. Однако на данном этапе на федеральном уровне не было установлено обязанности составлять протокол, отсутствовал запрет на реализацию лекарственных средств, не обеспеченных протоколом. В субъектах Федерации не было единого подхода к регулированию данных вопросов: в одних регионах протокол требовался, в других — нет. Все это приводило к тому, что контроль за соблюдением законодательства в ходе проверок деятельности субъектов фармацевтического рынка требовал от государственных служащих больших временных затрат.

Читайте так же:  Оформить перепланировку квартиры в краснодаре

c) Завершающей деталью картины, иллюстрирующей неоптимальное состояние всей системы к осени 2008 г., является упоминание об ответственности, установленной за превышение предельных отпускных цен и надбавок ним. Действовавшая на тот момент статья 14.6 КоАП России [9] устанавливала ответственность за завышение регулируемых государством цен и надбавок в виде административного штрафа в размере от 40 до 50 тыс. руб., налагаемого на юридическое лицо, и в размере от 4 до 5 тыс. руб. — на должностное лицо. Абзац второй пункта 11 постановления Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. №55 «О мерах по либерализации цен», устанавливавший санкцию за нарушение порядка применения государственных регулируемых цен в виде перечисления излишне полученной прибыли в бесспорном порядке в доход бюджета с наложением штрафа в таком же размере, был отменен еще в 2001 г. [10] Пункт 4 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», предусматривавший взыскание излишне полученной выручки с нарушителей порядка ценообразования, применялся на фармацевтическом рынке крайне редко [11]. Из периодической печати нетрудно узнать, что завышение цен в тот период было распространенным нарушением, привлекшим внимание на самом высоком уровне [12].

2. Осенью 2008 г., в начале финансового кризиса, когда цены на лекарства стали расти еще быстрее, чем раньше, президентом и правительством была сформулирована задача не допустить роста цен на лекарственные средства.

a) Первой реакцией было уменьшение органами исполнительной власти субъектов Федерации максимального размера оптовых и розничных надбавок.

b) ФСТ пресекла попытки производителей зарегистрировать более высокие предельные отпускные цены, требуя от заявителей предоставить развернутое экономическое обоснование любого повышения.

c) Федеральным законом от 25.12.2008 №281-ФЗ в КоАП России были внесены изменения, и с 29 декабря 2008 г. статья 14.6 предусматривает за завышение регулируемых государством цен и надбавок к ним наложение на юридических лиц штрафа в двукратном размере выручки, излишне полученной от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Для должностных лиц была установлена ответственность в виде административного штрафа и дисквалификации на срок до трех лет. «Я некоторое время назад разговаривал с генеральным прокурором. По его мнению и по моему мнению, нужно более активно привлекать к ответственности тех должностных лиц, которые допускают нарушения», — отмечал В.В. Путин. Между тем, по его словам, несмотря на достаточно высокие введенные торговые надбавки, в ряде случаев отдельные предприниматели превышают даже этот порог многократно, допуская нарушения, которые влекут жесткую административную ответственность. Причем теперь, как отметил В.В. Путин, предусмотрена финансовая ответственность участников рынка и административная в виде дисквалификации на несколько лет, есть возможность применять и статьи Уголовного кодекса [13].

d) Весной-летом 2009 г. федеральными исполнительными органами проводилась работа по созданию эффективного механизма контроля формирования цен на фармацевтическом рынке. Проект, которому в скором будущем предстояло стать Постановлением Правительства России №654 от 08 августа 2009 г., был впервые внесен Минздравсоцразвития в правительство в мае 2009 г., затем возвращен на доработку. Основные проблемы при принятии данного документа были связаны с противостоянием Минздравсоцразвития и ФСТ с одной стороны и Министерством экономического развития РФ (МЭР) с другой. В частности, дискутировался вопрос о том, от какой стоимости считать надбавки: от максимальной зарегистрированной или от фактической отпускной. МЭР настаивало на первом варианте, Минздравсоцразвития и ФСТ – на втором. ФСТ направила участникам фармацевтического рынка запросы о предоставлении информации о размере применяемых оптовых и розничных надбавок, уровне расходов и рентабельности бизнеса. Цель была следующая: оценить, какого размера должны быть надбавки к ценам на лекарства, чтобы оптовое и розничное звенья смогли вести бизнес, и разработать единую методику расчета предельных оптовых и розничных надбавок для регионов. Перед ФСТ была поставлена задача создать механизм расчета надбавок, который, с одной стороны, позволил бы не допустить роста цен на лекарственные средства, а с другой — дал бы возможность производителям, оптовикам и розничной сети работать, получая прибыль (не такую, какую бы им хотелось, а ограниченную). Принятие и исполнение постановления Правительства №654 от 08 августа 2009 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в ЖНВЛП» [14] позволило, в частности, достичь следующих результатов, определяющих функционирование всей системы и по сей день:

i. Создание методики определения предельных отпускных цен на ЖНВЛС.

ii. Перерегистрация всех цен на ЖНВЛС в соответствии с новой методикой, и только в рублях.

iii. Создание методики установления предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛС, единой для исполнительных органов всех субъектов Федерации.

iv. Установление правила об обязательном заполнении протокола согласования цен на ЖНВЛС на всей территории России по единой форме и запрета на реализацию товара в отсутствие такого полностью заполненного протокола.

v. Создание единого реестра предельных отпускных цен на ЖНВЛС, доступного любому пользователю сети Интернет на сайте Минздравсоцразвития.

vi. Установлена обязанность Росздравнадзора отслеживать цены на лекарственные средства.

К 1 марта 2010 г. органы исполнительной власти субъектов Федерации во исполнение Постановления Правительства №654 и в соответствии с новой методикой установления предельных оптовых и розничных надбавок на ЖНВЛС [15] приняли новые нормативные акты, закрепившие размер таких надбавок. Причем в большинстве регионов сохранились ограничения и для тех лекарств, которые не включены в перечень жизненно важных и необходимых.

В результате в 2009-2010 гг. сложилась ситуация, при которой государство ограничивало возможность субъектов фармацевтического рынка увеличивать цены на жизненно важные препараты, а также зафиксировало в большинстве субъектов Федерации предельные надбавки к ценам на все лекарства вообще, а не только на включенные в перечень ЖНВЛП. При этом за нарушения была установлена ответственность, с который уже нельзя было не считаться, и создан механизм, позволяющий относительно легко обнаружить такие нарушения. Столь жесткое давление немедленно отразилось на экономических показателях: фармацевтический рынок в 2010 г. вырос в рублях только на 7,8% и даже не смог компенсировать инфляцию (8,8% в 2010 г.). Этот показатель оказался самым низким за предшествующий пятилетний период. Средняя розничная цена упаковки снизилась на 1,3% до 110 руб., в то время как ранее эта цена росла на 25% ежегодно [16]. Недовольство бизнеса вылилось на страницы периодической печати и профессиональные интернет-ресурсы: появились статьи о возможном исчезновении препаратов из аптек. Фармацевтическое сообщество, как это принято, в трудной ситуации воззвало к председателю Правительства и было услышано.

3. Постановлением Правительства России от 08 сентября 2010 г. №694 органы исполнительной власти субъектов Федерации были лишены права устанавливать максимальные пределы надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛП [17]. Кроме того, Минздравсоцразвития позволило российским производителям ЖНВЛП один раз за 2011 г. повысить цены на уровень инфляции [18]. «В прошлом году так и было: на 2011 год объявили инфляцию 7%, мы подали заявления, и нам зарегистрировали все наши цены без каких-то объяснений и обоснований с нашей стороны», — отмечал исполнительный директор одного из российских предприятий по производству лекарственных препаратов. В результате субъекты фармацевтического рынка получили возможность компенсировать свои потери от регулирования цен на ЖНВЛП путем увеличения надбавок к ценам на лекарственные препараты, не относящиеся к жизненно важным. Это подтверждается изменениями, произошедшими на фармацевтическом рынке: в первом полугодии 2011 г. рынок вырос на 10,7% в рублях, при том что снизился в упаковках на 0,7% [19].

Таким образом, изменение законодательства в рассматриваемой сфере прекрасно иллюстрирует регулирование общественных отношений на основе компромисса между общественными, публичными интересами с одной стороны и групповыми и индивидуальными с другой. Создав перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, государство установило правила формирования цен на них и определило более чем существенную ответственность за их нарушение. В результате цель сделать доступными для населения востребованные препараты была достигнута. В то же время, чтобы компенсировать снижение доходов или даже убытки производителей, оптовиков и розницы от введения контроля цен на ЖНВЛП, был упразднен контроль цен на все остальные лекарства.

Сложившаяся в результате такого эволюционного развития система государственного регулирования цен на лекарственные препараты получила закрепление во вступившем в силу в основной своей части с 01 сентября 2010 г. федеральном законе «Об обращении лекарственных средств», зафиксировавшем отказ от регулирования цен на лекарственные препараты, не являющиеся жизненно важными.

Основы системы государственного регулировании цен на ЖНВЛП установлены главой 12 данного федерального закона. Во исполнение его положений принято постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» [20].

В дальнейшем регуляторы приступили к доработке методики расчета устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП при их государственной регистрации и перерегистрации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития и ФСТ от 03 ноября 2010 г. №961н/527-а. Сначала это выразилось в изменениях и дополнениях, внесенных Приказом Минздрава России и ФСТ России №400н/663-а от 08 октября 2012 г., а затем — в подготовке и введении в действие нового документа, утвержденного уже нормативно-правовым актом более высокого уровня — Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2015 г. №979, вступившим в силу с 01 октября 2015 г. [21] Параллельно была упразднена Федеральная служба по тарифам, и контроль цен на важнейшие препараты перешел к Федеральной антимонопольной службе России.

Ряд проблем, таких как угроза вымывания с рынка жизненно необходимых лекарств нижнего ценового сегмента [22], сохраняющееся завышение цен на препараты в нашей стране по сравнению с зарубежными странами, неэффективное расходование бюджетных средств на аукционах [23], привлекли внимание В.В. Путина. Во исполнение данных Президентом РФ поручений Министерство здравоохранения в сотрудничестве с другими ведомствами в мае 2017 г. представило проект новой методики. «Сейчас мы переросли тот этап, когда нам надо устанавливать «потолки» [цен на ЖНВЛП]. Нам надо более тонко регулировать цены», — сообщила В. Скворцова. Наилучшей альтернативой существующей системе, когда Минздрав ежегодно пересматривает предельные цены на жизненно важные препараты, она считает установление средней рыночной цены на лекарство и нормативный запрет на ее повышение (или снижение) сверх определенного порога. «Это должно быть, скажем, на уровне средневзвешенной цены и плюс-минус 10%, или чуть ниже, или чуть выше, чтобы нивелировать риски резкого снижения рентабельности тех или иных препаратов», – пояснил министр здравоохранения. Планируется, что министерство будет анализировать стоимость всех лекарств, обращающихся на российском рынке, а впоследствии вносить средневзвешенную стоимость препаратов в информационно-аналитическую систему мониторинга госзакупок. В систему будут внесены цены и на ЖНВЛП. Таким образом министерство планирует бороться с коррупцией в сфере государственных закупок. «Механизм делает невозможным регистрацию закупки в том случае, если тот, кто хочет закупать, резко превышает дозволенный коридор», — отметила В. Скворцова [24].

К недостаткам новой методики представители государственных органов, эксперты и участники фармацевтической деятельности относят следующее:

привязка регистрируемой цены к минимальной зарегистрированной предельной отпускной цене препарата с такой же дозировкой либо с ближайшей смежной дозировкой, исходя из минимальной стоимости единицы действующего вещества (п. 6 проекта методики);

недостаточное обоснование как осуществленной выборки референтных стран, так и изменения перечня референтных стран по сравнению с действующей методикой;

высокая нагрузка на субъекты фармрынка в связи с необходимостью перерегистрировать цены на весь ассортимент жизненно необходимых лекарств в 2018 г. и др. [25]

Исполнительный директор Ассоциации зарубежных фармпроизводителей AIPM, сопредседатель Евразийского фармацевтического альянса Владимир Шипков иронизирует: «Проект методики – уникальный документ, поскольку он действительно объединил весь рынок и настроил против этой методики» [26]. Поиск баланса между интересами пациентов (доступность лекарственных препаратов), субъектов фармацевтической деятельности (получение прибыли) и государства (эффективное расходование и экономия бюджетных средств) продолжается.

1. Проект лечения. Коммерсант. 06.12.2010 №255.

2. Невинная И. Очень важные пилюли. Расширен перечень лекарств, цены на которые регулирует государство. http://www.rg.ru/2011/12/14/lekarstva-site.html.

3. Демидова А. Фармкомпании отказываются выпускать жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Ведомости. 10.05.2016. https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/05/11/640558-otechestvennie-farmkompanii-otkazivayutsya-vipuskat-nedorogiezhiznenno-neobhodimie-vazhneishie-lekarstva.

4. Дранишникова М. Система не лечится. Ведомости. 2010. №160 (2678). С. 7.

5. В. Путин: цены на лекарства стабилизируются с 2010 г. РБК. 03.09.2009. https://www.rbc.ru/society/03/12/2009/5703d80a9a7947733180cf15.

6. Российская газета. 2009. №151.

7. Дранишникова М. Список помог. Ведомости. 2011. №78 (2844). С. 1.

8. Дранишникова М. Послушные лекарства. Ведомости. 2011. №141 (2907). С. 7.

Еще статьи:

  • Оформить приглашение для визы Приглашение для иностранцев в Россию Этапы получения визы в Россию Приглашения на визу в Россию Приглашения для миграционно-опасных стран (категория I) Приглашения для миграционно-опасных стран (категория II) Приглашения для миграционно-опасных стран (категория III) Приглашения для […]
  • Можно прописать ребенка на долю Можно ли прописать ребенка в меньшую квартиру Можно ли прописать ребенка в квартиру с меньшим метражом (вместе с одним из родителей)? Ребенка выписываем из квартиры, где собственником был только один из родителей (ребенок был только прописан). А прописываем где собственник бабушка. Нужно […]
  • Агентский договор в 1с 82 бухгалтерия Учет в 1С агентского договора у принципала при покупке услуг Добрый день!1С 8.2, комплексная автоматизация 1.1.55.1Моя организация А закупает товары и услуги через агента Б (действует от своего имени) у организации В. Агент Б отдаёт нам А отчёт агента и счет-фактуру, в которой продавец […]
  • Стаж работы при 05 ставки Засчитывается ли работа на 0,5 ставки в льготный медицинский стаж? Мне предложили работу в частном мед центре при этом меня хотят оформить на 0,5 ставки ,а работать я буду полный рабочий день ,будет ли мне засчитываться льготный медицинский стаж ,т.е. пенсия ч/з 30 лет .Заранее спасибо […]
  • Алименты на трех и более Алименты на четверых детей Время чтения: 5 минут Хотя и не часто, но все-таки можно встретить ситуации, когда родитель оставляет семью с четырьмя детьми либо имеет четверо детей от разных браков, все из которых были расторгнуты по той или иной причине. В любом случае такой отец обязан […]
  • Размер пособия фсс от стажа Пособия по временной нетрудоспособности Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности работающих граждан с 01.01.2011 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности […]