Система и полномочия органов дознания в российской федерации

§ 2. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия

В соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуще ствлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены зако ном к стороне обвинения (ст.

В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование

Глава XX. Дознание

преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК).

В УПК РФ установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. (На основании ст. 13 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ такими полномочиями обладают оперативные подразделения: а) органов внутренних дел РФ; б) органов федеральной службы безопасности; в) федеральных органов налоговой полиции; г) федеральных органов государственной охраны (Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ); д) органов пограничной службы РФ; е) таможенных органов РФ; ж) Службы внешней разведки РФ; з) Министерства юстиции РФ.

Правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены также оперативные подразделения органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, однако только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов);

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.

На органы дознания возлагается: 1) производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, — в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предва-

Раздел II. Досудебное производство

рительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

1) органы дознания, указанные в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК, — по всем уголовным делам, за исключением дел, указанных в п. 2-6 ч. 2 ст. 157 УПК;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2-Л), 189, 190, 193 УК РФ;

4) командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные

Глава XX. Дознание

действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования. Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить его прокурору в порядке, установленном п. 3 ст. 149 УПК.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае, если по направленному прокурору делу не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Таким образом, новый процессуальный закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия: 1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК); 2) производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК); 3) производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 223-226 УПК); 4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя; 5) оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК).

Поскольку в уголовном судопроизводстве процессуальная деятельность занимает наибольший объем, то законодатель не только установил перечень государственных органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие, но и разграничил компетенцию между следователями и дознавателями в соответствии с правилами о подследственности уголовных дел.

В соответствии с законом (п. 41 и 8 ст. 5 УПК) следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные в УПК РФ, в том числе производить дознание в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне Дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п.

Раздел II Досудебное производство

Перечисленные в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя письменным распоряжением (приказом) начальника органа дознания, в котором состоит в должности дознаватель. При этом запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания прокурора и начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.

УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать письменные указания начальника органа дознания непосредственно прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели и следователи имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел.

В УПК РФ определена и разграничена подследственность органов дознания по предметному (родовому) признаку в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также по персональным признакам субъекта преступления либо по месту его совершения.

Подследственность определяет компетенцию органов дознания и дознавателей, указывает на то, какие именно государственные органы либо должностные лица расследуют то или иное преступление.

Читайте так же:  Жалоба на решение квалификационной коллегии судей

Разграничение компетенции органов дознания в Российской Федерации производится с учетом подследственности, установленной ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов внутренних дел осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов налоговой полиции ведут дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

Глава XX Дознание

— уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 198 УК);

— уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК);

Дознаватели органов пограничной службы Российской Федерации осуществляют дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК);

— незаконную добычу водных животных и растений, обнаруженную органами пограничной службы Российской Федерации (ст. 256 УК);

— незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 322 УК);

— противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 323 УК);

— контрабанду, задержанную органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК).

Дознаватели органов службы судебных приставов Министерства юстиции правомочны проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 294 УК);

— неуважение к суду (ст. 297 УК);

— разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 311 УК);

— незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК);

— неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК).

Дознаватели таможенных органов Российской Федерации ведут дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— контрабанду- без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК);

— уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК). Дознаватели органов Государственной противопожарной службы осуществляют дознание по уголовным делам:

Раздел II. Досудебное производство

— об уничтожении или повреждении чужого имущества, совершенном путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК);

— о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК);

— об уничтожении или повреждении лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК).

Следователи прокуратуры ведут дознание по всем уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных: 1) членом Совета Федерации; 2) депутатом Государственной Думы; 3) депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; 4) депутатом, членом выборного органа местного самоуправления; 5) выборным должностным лицом органа местного самоуправления; 6) судьей Конституционного Суда РФ; 7) судьей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда; 8) мировым судьей; 9) судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ; 10) присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия; 11) Председателем Счетной палаты РФ, его заместителем или аудитором Счетной палаты РФ; 12) Уполномоченным по правам человека в РФ; 13) Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий; 14) кандидатом в Президенты РФ; 15) прокурором; 16) следователем; 17) адвокатом; 18) должностными лицами органов федеральной службы безопасности, службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона (подп. «б» и «в» п. 1ч. 2 ст. 151 УПК).

В пределах полномочий, предусмотренных законом (п. 17 и 24 ст. 5), орган дознания вправе принять решение о том, каких должностных лиц органа дознания необходимо наделить правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Например, на основании п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК и в целях разграничения полномочий органов пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной

Глава XX. Дознание

границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 марта 2002 г. № 134′ определено, что с 1 июля 2002 г. дознание поручается производить дознавателям:

1) оперативных органов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

2) органов морской охраны — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы Российской Федерации), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны в отсутствие таможенных органов Российской Федерации).

§3. Система органов дознания

Органы дознания перечислены в ч. 1 ст. 40 УПК РФ. К ним относятся:

органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по

осуществлению оперативно-розыскной деятельности (органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);

Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные

приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных

учреждений или гарнизонов;

органы Государственной противопожарной службы.

Кроме того, как уже указывалось выше отдельные полномочия органов дознания, а именно возбуждение уголовного дела и производство по нему

неотложных следственных действий возлагаются также на:

капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, —

по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ

по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Необходимо отличать понятия «дознаватель» и «орган дознания». Орган

дознания возглавляет его начальник. Полномочия органа дознания, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. В новом уголовно-процессуальном законе существенно усилена самостоятельность дознавателя при решении вопросов, связанных с расследованием уголовного дела. Он самостоятельно принимает решения о возбуждении уголовного дела, производстве следственных и иных процессуальных действий, а также решение, завершающее дознание (постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный акт). При этом дознаватель действует от имени органа дознания

Разграничению полномочий по расследованию определенных преступлений между различными органами дознания посвящена ч. 3 ст. 151 УПК

Основной объем работы по дознанию приходится на дознавателей органов внутренних дел. По общему правилу, дознание по уголовным делам производится

дознавателями органов внутренних дел, а затем в виде исключения из данной

общей нормы устанавливается, что:

по уголовным делам о нарушении законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне (ст. 253 УК РФ), о незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256 УК РФ), о незаконном пересечении Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ), о противозаконном изменении Государственной границы РФ (ст. 323 УК РФ) и о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ) дознание производится дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности (ФСБ);

по делам о некоторых преступлениях против правосудия дознание производится дознавателями органов службы судебных приставов;

по делам о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и об уклонении от уплаты

таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) дознание производится дознавателями таможенных органов;

дознавателями органов Государственной противопожарной службы

дознание проводится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 168 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, совершенные путем неосторожного обращения с огнем), ч.

дознавателями и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по преступлениям, связанным с

незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, предусмотренных ч. 1 и 5 ст. 228, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233 и ч. 1

Читайте так же:  Физика пособие для подготовки к цт 2019

и 4 ст. 234 УК РФ.

Кроме того, по определенной категории уголовных дел дознание проводится следователями прокуратуры, хотя при этом нужно иметь в виду, что прокуратура не включена ч. 1 ст. 40 УПК РФ в число органов дознания. Речь идет об уголовных делах о преступлениях, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (депутатами представительных (законодательных) органов, судьями, прокурорами. следователями, адвокатами, должностными лицами органов ФСБ, Службы внешней разведки РФ,

Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, военнослужащими и др.).

Основным органом дознания в нашей стране является милиция. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О милиции» милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную

милицию). В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные

(уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями и др.), научно- технические и иные подразделения. Основными задачами криминальной милиции

являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно,

организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Криминальная милиция является органом дознания.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана

собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, расследование которых производится в форме дознания, розыск

отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Подразделениями милиции общественной безопасности являются: патрульно-постовая служба, в том числе отряды милиции особого назначения

(ОМОН); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), в т.ч. дорожно-патрульная служба (ДПС); дежурные части; изоляторы для временного задержания и заключения под стражу лиц (ИВС); специальные

приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; служба охраны и конвоирования задержанных и арестованных (конвойная служба); подразделение по предупреждению правонарушений

несовершеннолетних; подразделение по исполнению административного законодательства; подразделение охраны объектов по договорам (вневедомственной охраны); участковые инспектора милиции; подразделение

лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; подразделения дознания и иные подразделения.

Органы дознания, их система и полномочия

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Дознание –упрощенная форма расследования преступлений.

Ст.5, п.8 УПК: дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (т.е. по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести).

Дознание осуществляется в месячный срок, который может быть продлен в установленном законом порядке. В ходе дознания производятся предусмотренные законом следственные и иные процессуальные действия, могут применятся к подозреваемому меры пресечения. Дознание завершается составлением обвинительного акта, который вместе с уголовным делом направляется прокурору для утверждения, а затем в суд. Дознание может быть завершено вынесением постановления о прекращении уголовного дела. Порядок производства дознания регулируется ст.223-226 УПК РФ.

Перечень преступлений, которые могут быть рассмотрены органами дознания, предусмотрены в ст.150, ч.3 УПК РФ.

Перечень органов дознания закреплен в ст.40 УПК и в ст.13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся государственные административные органы:

1) милиция – основной орган дознания. Она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

2)оперативные подразделения органов ФСБ

3) оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны

4) оперативные подразделения таможенных органов РФ

5) оперативные подразделения службы внешней разведки РФ

6) оперативные подразделения федеральной службы исполнения наказаний

7) оперативные подразделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

8)органы федеральной службы судебных приставов

9) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов

10) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Каждый орган дознания возглавляется его начальником (а также его заместителем).

В органах дознания расследование преступлений осуществляют дознаватели – должностные лица органов дознания.

Функции органов дознания:

1. Органы дознания осуществляют расследование преступлений небольшой и средней тяжести

2. на органы дознания возложена обязанность производства неотложных следственных действий (производство, которых не терпит отлагательства) по делам, по которым обязательно предварительное следствие

3. на органы дознания (первые 7) возложена обязанность оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, в ходе ОРД могут быть получены сведения, которые еще надо проверить в порядке, предусмотренном УПК. После чего они приобретут статус доказательств.

57. Система органов дознания и их полномочия.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

быстрое и полное раскрытие преступлений;

обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

Система органов дознания в Российской Федерации, их общая характеристика и компетенция

Перечень органов дознания приведен в статье 40 УПК РФ. Условно их можно подразделить на три категории:

1) органы, производящие дознание в силу наделения их полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность не является одним из основных и постоянных видов деятельности;

3) должностные лица, которым предоставлены ограниченные полномочия органов дознания только по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий (в юридической литературе их иногда называют органами, приравненными к органам дознания, либо органами дознания с ограниченной или чрезвычайной компетенцией).

К органам дознания первой категорииотносятся органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, часть 1 статьи 40 УПК РФ не содержит развернутого перечня органов дознания, является бланкетной и отсылает к статье 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которая содержит перечень из семи органов, полномочных осуществлять дознание в силу наделения их полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности:

1) органы внутренних дел Российской Федерации;

2) органы Федеральной службы безопасности;

3) федеральные органы государственной охраны;

4) таможенные органы Российской Федерации;

5) органы Службы внешней разведки Российской Федерации;

6) органы Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следует особо подчеркнуть, что указанные органы обладают двойной компетенцией, являясь одновременно оперативно-розыскными органами и органами дознания.

К органам дознания второй категории относятся:

1) органы Федеральной службы судебных приставов;

2) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

3) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Указанные органы не наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Кроме того процессуальная деятельность для данных органов не составляет основного содержания их практической деятельности, является второстепенной, дополнительной, осуществляемой только при определенных условиях.

Читайте так же:  Макдоналдс бухгалтерская отчетность

Так, основными функциями государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является обеспечение пожарной безопасности, тушение пожаров, установка пожарной сигнализации и т.д. Дознание же производится для установления причин пожара, выявления поджогов, нарушений правил пожарной безопасности и др., являющихся уголовно наказуемыми деяниями.

На органы дознания возлагается:

— дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (глава 32 УПК РФ);

— выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (статья 157 УПК РФ);

— исполнение письменных поручений следователя о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий;

— оказание содействия следователю при осуществлении следственных и процессуальных действий (в том числе и посредством участия в качестве специалистов);

— производство экспертиз по уголовным делам.

Органу дознания, наделенному в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, следователем по уголовным делам, находящимся в его производстве, может быть дано письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, органы дознания первого и второго вида вправе в пределах своей компетенции осуществлять производство по уголовному делу в полном объеме и через прокурора направлять его в суд.

К органам дознания (должностным лицам) «чрезвычайной компетенции» относятся:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания первого вида, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений.

Процессуальные функции для указанных должностных лиц являются экстраординарными [93] , исключительными в силу их особого территориального положения и удаленности от места расположения органов дознания первого вида.

На эти органы возлагаются ограниченные полномочия лишь по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий.

Данная процессуальная деятельность не является самостоятельной, а выполняет вспомогательную функцию по отношению к предварительному следствию или дознанию – собирание и проверка доказательств при угрозе их утраты и невозможности возбуждения уголовного дела и выполнения следственных действий следователем или органами дознания «широкой компетенции».

В тех случаях, когда органом дознания является государственный орган, полномочия органа дознания составляют содержание деятельности значительной части его сотрудников. Когда же орган дознания представлен конкретным должностным лицом, то полномочия органа дознания составляют исключительную компетенцию только этого лица. Поэтому в такой структуре не может быть иных должностных лиц органа дознания.

Согласно пункту 7 статьи 5 УПК РФ дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. При этом полномочиями дознавателя не может быть наделено лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Действующий уголовно-процессуальный закон существенно расширил полномочия дознавателя в сравнении с лицом, производящим дознание по УПК РСФСР 1960 года. Так, в соответствии с частью 3 статьи 41 УПК РФ дознаватель уполномочен: самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять иные полномочия.

Письменные указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, то есть он в полной мере не обладает процессуальной самостоятельностью следователя.

Статья 40-1 УПК РФ регламентирует полномочия начальника подразделения дознания, который по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Под дознаниемпонимают процессуальную деятельность дознавателя, осуществляемую под надзором прокурора, контролем со стороны суда и начальника подразделения дознания, состоящую в установлении обстоятельств очевидных преступлений небольшой или средней тяжести, формировании обвинения в целях быстрого рассмотрения и разрешения уголовного дела в суде.

Дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Дознание заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо составлением обвинительного акта. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником подразделения дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

При этом в соответствии с подследственностью (часть 3 статьи 151 УПК РФ) собственно дознание производится дознавателями: органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; следователями Следственного комитета РФ; дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Остальные органы дознания вправе проводить лишь неотложные следственные действия (статья 157 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 3233 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Еще статьи:

  • Приказ о вознаграждение Приказ МВД России от 6 июня 2018 г. N 356 “Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших” В соответствии с пунктом 34 части 1 и частью 3 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ […]
  • Судебная практика по ст1941 О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России Пополнения базы анонсируются в ветке Пополнение подборки полезных судебных решений, на обновления которой можно подписаться штатными инструментами форума. Зарегистрировано в Минюсте России 25 июля […]
  • Областной закон о государственной гражданской службе ростовской области Областной закон Ростовской области от 26 июля 2005 г. N 344-ЗС "О государственной гражданской службе Ростовской области"(с изменениями и дополнениями) Областной закон Ростовской областиот 26 июля 2005 г. N 344-ЗС"О государственной гражданской службеРостовской области" С изменениями и […]
  • Вредный стаж монтер пути ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ 20 августа 2012 Ответы на вопросы читателя «Пенсионера», касающиеся назначения пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда работникам железнодорожного транспорта. Леонид Петраков (город Екатеринбург) спрашивает: «Будет ли мне […]
  • Договор экономический суд Договор экономический суд Верховный Суд Республики Беларусь Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь г. Минск, ул. Ленина, 28 г. Минск, ул. Володарского, 8 2014-2017. Верховный Суд Республики Беларусь. Все права защищены. Белоруссия просит экономический суд СНГ […]
  • Договор купли-продажи квартиры два продавца двум покупателям Договор купли – продажи квартиры* Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович , пол: мужской , год прождения: 03 апреля 1970 года , место рождения: город Москва , зарегистрированный по адресу: город Москва, Мичуринский проспект, дом 6, […]