Статистическая отчетность в овд

Статистическая отчетность в овд

§ 2. Официальная статистическая отчетность правоохранительных органов

Первичные документы учета (статистические карточки, жур­налы учета и другие материалы) лежат в основе значительной части официальной отчетности (месячной, полугодовой, годо­вой) органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможенной службы, а также службы безопасности и военной прокуратуры.

Не имея возможности рассмотреть около сотни всех форм го­сударственной и ведомственной отчетности, которые формиру­ются в различных правоохранительных органах, сосредоточим ос­новное внимание на государственной и наиболее важной ведом­ственной статистической отчетности органов внутренних дел и прокуратуры.

1. В органах внутренних дел непосредственно учитывается, во-первых, более 80% зарегистрированных уголовных деяний; во-вторых, сведения о преступлениях, первоначально учтенных в органах прокуратуры, налоговой полиции и таможенной служ­бы, формируются в официальную статистическую отчетность в информационных центрах МВД; в-третьих, именно органы внут­ренних дел осуществляют счет и выдачу четырех форм государ­ственной статистической отчетности, а также около 20 форм ве­домственной отчетности, раскрывающих относительно полную картину как состояния учтенной преступности, так и результа­тов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.

Помимо форм государственной и ведомственной отчетности, базирующихся на документах первичного учета криминальных явлений, в МВД РФ обрабатывается еще почти 50 форм, освеща­ющих различные стороны оперативной и служебной деятельнос­ти. Головная организация МВД РФ в вопросах разработкой со­вершенствования ведомственной статистической отчетности — это Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ. Порядок пре­доставления статистической информации в органах внутренних дел определяется Единой инструкцией по подготовке статисти­ческих отчетов для передачи в ГИЦ из органов, подразделений и учреждений внутренних дел.

На Генерального прокурора РФ согласно Закону о прокурату­ре (1995 г.) возложена координация деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохрани­тельных органов (ст. 8). Генеральная прокуратура РФ совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывают систему и методику единого учета и статистичес­кой отчетности о состоянии преступности, раскрываемости пре­ступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а так­же устанавливает единый порядок представления отчетности в органах прокуратуры (ст. 51).

На принципах единого учета преступлений государственная статистическая отчетность разрабатывается МВД и другими пра­воохранительными органами (в рамках своей компетенции), со­гласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается по­становлением Госкомстата РФ. Государственная статистическая отчетность базируется на учете криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции и таможен­ной службы, которые охватывают более 95% учтенных преступ­лений, и обобщается в ГИЦ МВД РФ. По Положению о МВД, утвержденному указом Президента РФ в 1996 г., оно формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оператив­но-справочной, розыскной, криминалистической, статистичес­кой и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и других государственных органов, организует государственную и ведомственную статистику (разд. 28, ст. 8).

Острую актуальность на современном этапе приобретает ин­формация об экономической правонарушаемости. В связи с этим Указом Президента РФ от 3 марта 1998 г. «Об обеспечении взаи­модействия государственных органов в борьбе с правонарушени­ями в сфере экономики» перед Правительством РФ была постав­лена задача «разработать единую систему учета выявленных пре­ступлений и административных правонарушений в сфере эконо­мики в целях отражения их в государственной статистической отчетности и принятия необходимых мер». И такая система уже разработана.

В обобщенную государственную статистическую отчетность не попадают сведения о преступлениях, регистрируемых органами безопасности и военной прокуратуры. В соответствии с Федераль­ным законом о государственной тайне (1993 г.) и Перечнем све­дений, ее составляющих, не подлежат засекречиванию сведения о преступности, фактах нарушения прав и свобод человека и граж­данина, фактах нарушения законности органами государствен­ной власти и должностными лицами. Исключение составляет опе­ративная информация. Тем не менее, упомянутые сведения явля­ются конфиденциальными и не включаются в общие сведения государственной статистической отчетности. Попытка Госкомстата РФ создать единую для всех правоохранительных органов госу­дарственную отчетность о состоянии преступности остается не реализованной. Нет сомнения в том, что государственная статис­тическая отчетность о состоянии преступности должна быть це­лостной. Однако и в других странах сведения о некоторых видах преступности, особенно о преступности военнослужащих, как правило, закрыты и не включаются в официальную статистичес­кую отчетность.

2. Государственная статистическая отчетность правоохранитель­ных органов состоит из пяти форм.

1) Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Ф. № 1, полугодовая, представляемая в МВД и Госкомстат РФ), в котором, кроме сведений о зарегистрирован­ных, раскрытых и нераскрытых в отчетном периоде преступле­ниях (по главам, наиболее распространенным статьям УК и кате­гориям тяжести), приводятся данные о расследованных преступ­лениях, совершенных отдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и др. (Здесь и далее полугодо­вая форма отчета представляется за первое полугодие — за полго­да, за второе — за год.)

2) Единый отчет о преступности (Ф. № 1-Г, годовая, пред­ставляемая в МВД и Госкомстат РФ), в котором приводятся све­дения по перечню всех видов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ (ст. 105-360) в соотношении с характе­ристиками преступлений и выявленных лиц.

3) Отчет о лицах, совершивших преступления (Ф. № 2,лолу-годовая, представляемая в МВД и Госкомстат РФ), в котором эти лица распределяются по полу, возрасту, образованию, месту жительства, социальному и должностному положению, катего­рии тяжести совершенного деяния, состоянию (алкогольное, наркотическое опьянение), характеристике групповых преступ­лений (организованных групп) и другим уголовно-правовым, социально-демографическим признакам, соотнесенным с различ­ными группами и видами преступлений.

4) Отчет о следственной работе (Ф. 1-Е, полугодовая, пред­ставляемая в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ), в котором отражаются общие сведения по оконченным делам и по наиболее опасным и распространенным видам преступле­ний, по делам и протокольным производствам, оконченным следователями и органами дознания прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, срокам расследования, по делам о преступлениях несовершеннолетних, дополнительным рассле­дованиям, задержаниям подозреваемых, прекращенным делам, об обеспечении возмещения причиненного ущерба и другим признакам.

5) Отчет о работе прокурора (Ф. П, полугодовая, представ­ляемая в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ), содержа­ние которого выходит за пределы сведений о состоянии пре­ступности и борьбе с ней к более общим сведениям о правопо­рядке в стране. В нем находят отражение результаты надзора за исполнением законов и за законностью правовых актов, изда­ваемых на различных уровнях власти и в различных министер­ствах (ведомствах), за законностью предварительного следствия и дознания, за исполнением законов в местах лишения свободы и предварительного заключения, а также сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитраж­ных дел и др.

3. В дополнение государственной статистической отчетности в органах внутренних дел имеются еще более 60 форм ведомствен­ной статотчетности, в том числе более десяти форм о различных аспектах состояния преступности и борьбы с ней. Назовем лишь некоторые из них.

1) Отчет о состоянии преступности и результатах расследова­ния преступлений (Ф. 1-А, ежемесячная, с нарастающим ито­гом). В нем в разрезе всех 89 субъектов Федерации отражаются общие сведения о состоянии преступности, сведения о преступ­лениях, предварительное следствие по которым обязательно (кри­минальная милиция) и необязательно (милиция общественной безопасности), преступлениях экономической направленности, преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, совершенных в общественных местах и на ули­цах, преступлениях, по которым установлены лица, их совер­шившие, об участии различных правоохранительных органов и служб в установлении виновных и раскрытии преступлений, пре­ступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, преступ­лениях, совершенных иностранцами и в отношении иностран­ных граждан, о лицах, совершивших преступления, и др. Это наи­более полный отчет оперативного характера, на основе данных которого ежемесячно выдается экспресс-информация и другие оперативные материалы, в том числе и ежемесячно публикуе­мые.

2) Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступ­лениях (Ф. 2-Е, полугодовая). Отчет содержит показатели работы различных правоохранительных органов о рассмотрении заявле­ний и сообщений о преступлениях, распределенных по видам деяний, а также о результатах и сроках рассмотрения сообщений и обоснованности принятых по ним решений.

3) Отчет о незаконном обороте, производстве и использова­нии наркотиков (для Интерпола) (Ф. 1-НОН).

4) Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Ф. 1-ОП).

5) Отчет о преступлениях, совершенных с помощью оружия

6) Отчет о состоянии преступности на транспорте (Ф. 1-ТР).

7) Отчет о результатах работы органов дознания (Ф. 3-Е).

8) Отчет о преступлениях, связанных с незаконным оборо­том радиоактивных материалов (Ф. 235).

9) Отчет о преступлениях, связанных с незаконным оборо­том стратегического сырья (Ф. 135).

10) Отчет о преступлениях, лица по которым установлены (Ф. 4-2).

11) Отчет о розыске лиц, скрывшихся от дознания, след­ствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказа­ния, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов (Ф. 3)

12) Отчет о работе органов внутренних дел по раскрытию преступлений (Ф. 4-1) и многие другие.

В главе 12 учебника (§ 2, 3, 4) при рассмотрении статистичес­ких возможностей анализа преступности, ее причин, личности правонарушителей и мотивации преступного поведения, а также статистических возможностей изучения различных видов деятель­ности правоохранительных органов содержание их отчетности исследуется в более полном объеме.

Государственная статистическая отчетность в органах МВД, прокуратуры, судов — Часть 1

Отчетность правоохранительных органов является основным источником статистической информации о социально-правовые явления и процессы. Отчетность составляется на основе данных первичного учета преступности, гражданских и административных правонарушений. Отчетность правоохранительных органов подразделяется на государственную статистическую отчетность, которая разрабатывается и утверждается Государственным комитетом статистики Украины, и внутриведомственную административную отчетность, утверждается совместным приказом Госкомстата и соответствующего правоохранительного ведомства (Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Государственной службы безопасности, Государственной судебной администрации и др.. ). Эта отчетность является обязательной для соответствующих правоохранительных органов.

По периодичности представления статистическая отчетность подразделяется на месячную, квартальную, полугодовую и годовую. В зависимости от срочности представления отчетность может передаваться экспресс-почте, электронной почте, телетайпу.

Правоохранительные органы разных уровней составляют и подают около ста различных форм государственной и ведомственной статистической отчетности, а потому сосредоточим свое внимание на важнейших формах государственных статистических наблюдений. Перечень основных государственных наблюдений и статистических отчетов правоохранительных министерств и ведомств приведены в приложении 18.

Читайте так же:  Осаго по интернету екатеринбург

Лунная статистическая отчетность органов МВД, прокуратуры, службы безопасности, осуществляющих предварительное следствие и дознание по ф. 1-СЛВ «Основные показатели органов досудебного следствия», сжата и содержит лишь 24 показатели о движении дел и число лиц задержанных, оправданных и по которым производство дела закрыты.

Ежеквартально органами следствия и дознания составляется Отчет о работе органов досудебного следствия по ф. 1-СЛ, который насчитывает восемь разделов. Раздел I «Дела, по которым закончено следствие» — это большая комбинационная таблица, по видам преступлений (20) в соответствии со статьями Уголовного кодекса подает количество переданных в суд дел с обвинительным приговором и для решения вопроса об освобождении обвиняемого от уголовной ответственности, количество закрытых дел, а также в отношении какого количества человек подано в суд дела.

Учет и отчетность в органах МВД, прокуратуры, суда

Учитываются преступления, лица, уголовные дела на основе документов первичного учета (статистических карточек), обрабатываемых на ЭВМ. Наряду с этим существует первичный учет осужденных в судах, объем которого несколько меньше. Есть также государственная и ведомственная отчетность органов внутренних дел, налоговой полиции, прокуратуры и судов.

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Система учета основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом.

Правила единого учета распространяются на все правоохранительные органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы и других, за некоторыми исключениями, связанными со специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда (по делам частного обвинения). Преступления, по которым следствие и дознание производятся органами безопасности и военной прокуратуры, первичный учет и регистрация преступлений осуществляются на общих принципах, но только этими органами (т.е. сведения о преступности за их пределы не выходят). Это делает учет преступлений неполным.

Первичный учет преступлений осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек):

— на выявленное преступление ;

— о результатах расследования преступления;

— на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено;

— на лицо, совершившее преступление;

— о движении уголовного дела;

— о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;

— о результатах рассмотрения дела в суде.

Заполнение карточек (или внесение аналогичной информации на магнитные носители) осуществляется по месту возбуждения уголовного дела, ведения следствия и дознания. А регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осуществляют только органы внутренних дел.

Учет преступлений ведется путем заполнения карточки на выявленное преступление. Она и углубляющая ее карточка о результатах расследования преступления содержат более 300 социальных, криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, организационных и иных юридически значимых признаков в текстуальном изложении, а также в кодах для возможного Использования на ЭВМ. Кроме этого, в карточках применяются методы сжатия информации, позволяющие умножить число отражаемых признаков.

В этих карточках мы можем найти краткое описание преступления, его квалификацию и категорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния, объект (отрасль, сфера) и предмет посягательства, характеристику лица (группы) совершившего деяние, мотивы преступления, материальный ущерб, кем выявлено и расследовано деяние, движение дела и т.д.

Учет лиц, совершивших преступления. Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционировано направление протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер общественного воздействия без возбуждения уголовного дела. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умершего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по другим нереабилитирующим основаниям.

Учет уголовных дел производится на основании карточек на выявленное преступление и движение уголовного дела.

В итоге наша правоохранительная система собирает огромное количество первичных сведений о совершенном преступлении, правонарушителе, движении уголовного дела и деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов, представляемая МВД России в Госкомстат России, состоит из пяти форм:

1. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и не раскрытых преступлениях.

2. Единый отчет о преступности.

3. Отчет о лицах, совершивших преступление.

4. Отчет о следственной работе.

5. Отчет о работе прокурора.

Учет судимости в судах всех уровней, как правило, строится на основе уже известных нам статистических карточек на уголовное дело, подсудимого, гражданское дело и т.д. Основным и криминологически важном первичном документом учета является статистическая карточка на каждого подсудимого, в которой отражаются:

1) сведения о подсудимом (фамилия, имя, отчество, пол, возраст, гражданство, местожительство, образование, род занятий, занимаемая должность, судимость и др.);

2) сведения о преступлении (характер, стадия совершения, рецидив, число соучастников, состав преступной группы, место совершения, отрасль хозяйства и форма собственности объекта посягательства и др.);

3) сведения о приговоре, определении, постановлении (результат рассмотрения дела, основная и дополнительная квалификация деяния, вид и мера основного и дополнительного наказания и т.д.);

4) сведения о кассационном рассмотрении дела, где указываются решения кассационной инстанции.

Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции включает в себя: отчеты о работе по расследованию уголовных, административных, гражданских дел, по исполнению приговоров и решений. В них отражается количество и характер судебных дел, рассмотренных судом, сроки их рассмотрения, характер приговоров и решений, сумма материального ущерба, его возмещение и другие показатели судебной деятельности.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Официальная статистическая отчетность правоохранительных органов

Первичные документы учета (статистические карточки, журналы учета и другие материалы) лежат в основе значительной части официальной отчетности (месячной, полугодовой, годовой) органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможенной службы, а также службы безопасности и военной прокуратуры.

Не имея возможности рассмотреть около 100 всех форм государственной и ведомственной отчетности, которые формируются в различных правоохранительных органах, сосредоточим основное внимание на государственной и наиболее важной ведомственной статистической отчетности органов внутренних дел и прокуратуры.

1. В органах внутренних дел непосредственно учитывается, во-первых, более 80% зарегистрированных уголовных деяний; во-вторых, сведения о преступлениях, первоначально учтенных в органах прокуратуры, наркоконтроля и таможенной службы, формируются в официальную статистическую отчетность в информационных центрах МВД России. Кроме того, именно органы внутренних дел осуществляют счет и выдачу четырех форм государственной статистической отчетности, а также около 20 форм ведомственной отчетности, раскрывающих относительно полную картину как состояния учтенной преступности, так и результатов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.

Помимо форм государственной и ведомственной отчетности, базирующихся на документах первичного учета криминальных явлений, в МВД России обрабатывается еще почти 50 форм, освещающих различные стороны оперативной и служебной деятельности. Головная организация МВД России в вопросах разработки и совершенствования ведомственной статистической отчетности — это Главный информационный аналитический центр (ГИАЦ) МВД России. Порядок предоставления статистической информации в органах внутренних дел определяется Единой инструкцией по подготовке статистических отчетов для передачи в ГИАЦ МВД России из органов, подразделений и учреждений внутренних дел Российской Федерации от 25 августа 1993 г. № 34/4-152.

На Генерального прокурора РФ согласно Федеральному закону (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» возложена координация деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8). Генеральная прокуратура РФ совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок представления отчетности в органах прокуратуры (ст. 51).

На принципах единого учета преступлений государственная статистическая отчетность разрабатывается МВД России и другими правоохранительными органами (в рамках своей компетенции), согласовывается с Генеральной прокуратурой РФ и утверждается постановлением Росстата. Государственная статистическая отчетность базируется на учете криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органами таможенной службы, которые охватывают более 95% учтенных преступлений, и обобщается в ГИАЦ МВД России. Министерство формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и других государственных органов, организует государственную и ведомственную статистику.

Острую актуальность на современном этапе приобретает информация об экономической правонарушаемости. В связи с этим Указом Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» перед Правительством РФ была поставлена задача «разработать единую систему учета выявленных преступлений и административных правонарушений в сфере экономики в целях отражения их в государственной статистической отчетности и принятия необходимых мер». И такая система уже разработана.

В обобщенную государственную статистическую отчетность не попадают сведения о преступлениях, регистрируемых органами безопасности и военной прокуратуры. В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203, не подлежат засекречиванию сведения о преступности, фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, фактах нарушения законности органами государственной власти и должностными лицами. Исключение составляет оперативная информация. Тем не менее упомянутые сведения являются конфиденциальными и не включаются в общие сведения государственной статистической отчетности. Попытка Росстата создать единую для всех правоохранительных органов государственную отчетность о состоянии преступности остается нереализованной. Нет сомнения в том, что государственная статистическая отчетность о состоянии преступности должна быть целостной. Однако и в других странах сведения о некоторых видах преступности, особенно о преступности военнослужащих, как правило, закрыты и не включаются в официальную статистическую отчетность.

  • 2. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов состоит из пяти форм:
    • а) отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях ((Ф. 1), полугодовая, представляемая в МВД России и Росстат), в котором кроме сведений о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых в отчетном периоде преступлениях (по главам, наиболее распространенным статьям УК РФ и категориям тяжести) приводятся данные о расследованных преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и др. (Здесь и далее полугодовая форма отчета представляется за первое полугодие — за полгода, за второе — за год.);
    • б) единый отчет о преступности ((Ф. 1-Г) годовая, представляемая в МВД России и Росстат), в котором приводятся сведения по перечню всех видов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ (ст. 105—360) в соотношении с характеристиками преступлений и выявленных лиц;
    • в) отчет о лицах, совершивших преступления ((Ф. 2) полугодовая, представляемая в МВД России и Росстат), в котором эти лица распределяются по полу, возрасту, образованию, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести совершенного деяния, состоянию (алкогольное, наркотическое опьянение), характеристике групповых преступлений (организованных групп) и другим уголовно-правовым, социально-демографическим признакам, соотнесенным с различными группами и видами преступлений;
    • г) отчет о следственной работе ((Ф. 1-Е) полугодовая, представляемая в Генеральную прокуратуру РФ и Росстат), в котором отражаются общие сведения по оконченным делам и по наиболее опасным и распространенным видам преступлений, по делам и протокольным производствам, оконченным следователями и органами дознания прокуратуры, внутренних дел, срокам расследования, по делам о преступлениях несовершеннолетних, дополнительным расследованиям, задержаниям подозреваемых, прекращенным делам, об обеспечении возмещения причиненного ущерба и другим признакам;
    • д) отчет о работе прокурора ((Ф. П) полугодовая, представляемая в Генеральную прокуратуру РФ и Росстат), содержание которого выходит за пределы сведений о состоянии преступности и борьбе с ней к более общим сведениям о правопорядке в стране. В нем находят отражение результаты надзора за исполнением законов и за законностью правовых актов, издаваемых на различных уровнях власти и в различных министерствах (ведомствах), за законностью предварительного следствия и дознания, за исполнением законов в местах лишения свободы и предварительного заключения, а также сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел и др.
  • 3. В дополнение государственной статистической отчетности в органах внутренних дел имеются еще более 60 форм ведомственной статотчетности, в том числе более 10 форм о различных аспектах состояния преступности и борьбы с ней. Назовем лишь некоторые из них:
    • а) отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений ((Ф. 1 -А) ежемесячная, с нарастающим итогом). В нем в разрезе всех субъектов Федерации отражаются общие сведения о состоянии преступности, сведения о преступлениях, предварительное следствие по которым обязательно (криминальная милиция) и необязательно (милиция общественной безопасности), преступлениях экономической направленности, преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, совершенных в общественных местах и на улицах, преступлениях, по которым установлены лица, их совершившие, об участии различных правоохранительных органов и служб в установлении виновных и раскрытии преступлений, преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, преступлениях, совершенных иностранцами и в отношении иностранных граждан, о лицах, совершивших преступления, и др. Это наиболее полный отчет оперативного характера, на основе данных которого ежемесячно выдается экспресс-информация и другие оперативные материалы, в том числе ежемесячно публикуемые;
    • б) отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях ((Ф. 2-Е) полугодовая). Отчет содержит показатели работы различных правоохранительных органов о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, распределенных по видам деяний, а также о результатах и сроках рассмотрения сообщений и обоснованности принятых по ним решений;
    • в) отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (для Интерпола) (Ф. 1-НОН);
    • г) отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Ф. 1-ОП);
    • д) отчет о преступлениях, совершенных с помощью оружия (Ф. 1-ОР);
    • е) отчет о состоянии преступности на транспорте (Ф. 1-ТР);
    • ж) отчет о результатах работы органов дознания (Ф. 3-Е);
    • з) отчет о преступлениях, связанных с незаконным оборотом радиоактивных материалов (Ф. 235);
    • и) отчет о преступлениях, связанных с незаконным оборотом стратегического сырья (Ф. 135);
    • к) отчет о преступлениях, лица по которым установлены (Ф. 4-2);
    • л) отчет о розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов (Ф. 3);
    • м) отчет о работе органов внутренних дел по раскрытию преступлений (Ф. 4-1);
    • н) многие другие.
Читайте так же:  Судимость и работа в фсб

В гл. 12 учебника (§ 2—4) при рассмотрении статистических возможностей анализа преступности, ее причин, личности правонарушителей и мотивации преступного поведения, а также статистических возможностей изучения различных видов деятельности правоохранительных органов содержание их отчетности исследуется в более полном объеме.

В 2008 г. в учете преступности были произведены существенные изменения. В соответствии с постановлением Росстата от 15 января 2008 г. № 4 был издан приказ МВД России от 3 марта 2008 г. № 193 «О формах федерального статистического наблюдения 1-ЕГС (Единый учет преступности), 2-ЕГС (Сведения о лицах, совершивших преступления), 3-ЕГС (Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях), 4-ЕГС (Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений)».

Начнем с основной формы 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений». Она и другие формы утверждены постановлением Росстата 15 января 2008 г. Представляется ежемесячно с нарастающим итогом. В ней имеются следующие разделы: 1) Общие сведения о состоянии преступности; 2) Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях; 3) Общие сведения о выявленных и предварительно расследованных преступлениях субъектами учета; 4) Сведения о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (по расследованным преступлениям); 5) Сведения о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении иностранных граждан; 6) Сведения о лицах, совершивших преступления.

Форма 1-ЕГС «Единый учет преступности» — форма полугодовая с нарастающим итогом. Она имеет следующие разделы: 1) Общие сведения о состоянии преступности по субъектам регистрации; 2) Преступления против жизни и здоровья; 3) Преступления против свободы, чести и достоинства личности; 4) Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности; 5) Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; 6) Преступления против семьи и несовершеннолетних; 7) Преступления против собственности; 8) Преступления в сфере экономической деятельности; 9) Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; 10) Преступления против общественной безопасности; 11) Преступления против здоровья населения и общественной нравственности; 12) Экологические преступления; 13) Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; 14) Преступления против компьютерной информации; 15) Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; 16) Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного управления; 17) Преступления против правосудия; 18) Преступления против порядка управления; 19) Преступления против военной службы; 20) Преступления против мира и безопасности человечества; 21) Итоговый.

Форма 2-ЕГС «Сведения о лицах, совершивших преступления» — форма полугодовая с нарастающим итогом. Она имеет свои разделы: 1) Сведения о возрастном, образовательном составе лиц, совершивших преступления; 2) Сведения о социальном составе лиц, совершивших преступления; 3) Сведения о количестве выявленных лиц, совершивших преступления.

Форма 3-ЕГС «Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях» — форма полугодовая с нарастающим итогом. Ее разделы: 1) Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях; 2) Сведения о расследованных преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц; 3) Сведения о нераскрытых преступлениях прошлых лет (с 1 января 2006 г.); 4) Сведения о количестве потерпевших.

Все эти формы государственной статистики, сведения из которых можно получить как в ГИАЦ МВД России, так и в Росстате. Они доступны всему населению страны. Даже преступность в войсках становится открытой. Опираясь на них, можно проводить статистические, социологические, социально-правовые и криминологические исследования. Следует иметь в виду, что все сведения привязаны к конкретным видам преступлений в соответствии с УК РФ.

Структура сведений о преступности в России может меняться в зависимости от уголовно-правовой и криминологической политики. Например, странное расформирование Департамента по борьбе с организованной преступностью и появление вместо него Департамента по противодействию экстремизму внесет изменения в статистику преступности. В настоящее время ведется работа по переводу значительного числа нетяжких преступлений в административные правонарушения и в преступления с административной преюдицией. Однако основные формы статистики преступности в той или иной мере остаются.

После изложенных изменений и дополнений государственной статистики преступности в конце 2008 г. изменились и другие формы статистической отчетности. По приказу МВД России от 31 декабря 2008 г. № 1189 были утверждены новые формы ведомственной статистической отчетности 1-А (Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах выявления и раскрытия преступлений) и 5-БЭП (Отчет о результатах работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям). Прежние формы утратили силу. Новые формы имеют новые разделы и более полное содержание статистических сведений.

Форма 1-А — ежемесячная, она содержит разделы: 1) Сведения об оперативно-служебной деятельности ОВД по выявлению и раскрытию преступлений, а также о выявленных лицах, их совершивших; 2) Сведения о преступлениях, предварительное следствие по которым необязательно; 3) Сведения о преступлениях, предварительное следствие по которым обязательно;

  • 4) Сведения о преступлениях экономической направленности, выявленных подразделениями правоохранительных органов;
  • 5) Сведения о зарегистрированных в отчетном периоде преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, сильнодействующими веществами; 6) Сведения о преступлениях, зарегистрированных в отчетном месяце; 7) Сведения о раскрытых преступлениях прошлых лет; 8) Сведения об участии подразделений ОВД в установлении лиц, совершивших преступления; 9) Сведения о зарегистрированных и предварительно расследованных преступлениях в отчетном периоде.

Форма 5-БЭП — квартальная, содержит разделы: 1) Сведения о преступлениях экономической направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями ОВД; 2) Сведения о преступлениях экономической направленности, выявленных подразделениями по налоговым преступлениям ОВД; 3) Сведения о причиненном материальном ущербе и изъятии предметов преступной деятельности; 4) Список преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, выявленных сотрудниками Департамента по борьбе с экономическими преступлениями МВД России.

Изменения статистической отчетности о преступности, лицах, совершивших преступления, потерпевших и т. д. представляют возможность для более глубоких социально-правовых и криминологических исследований. Раскрывая основное содержание новых государственных и ведомственных форм статистической отчетности преступности, автор настоящего учебника оставил описание всех прежних форм. Потому, что многие прежние формы сохранились, а кроме того, изучение динамики преступности потребует данных не только за последние годы, но и за предыдущие, и описание прежних форм статистической отчетности позволяет найти необходимые сведения в прежних отчетах.

Читайте так же:  Иск многодетная семья

Наряду с изменением государственной и ведомственной статистической отчетности о преступности идут изменения в учете административных правонарушений и в учете судимости, ряд отчетов о которой также относятся к государственной статистике и имеются в сведениях Росстата. Однако по сути они мало изменились и подробно рассматриваются в последующих параграфах настоящей главы.

§ 5. Система статистической отчетности в правоохранительных органах и органах юстиции

В отчете прокурора в отдельный раздел выделена работа по рассмотрению и разрешению жалоб граждан.
Отчеты и главные показатели составляются на основании установленных в органах прокуратуры и внутренних дел документов первичного учета работы прокуроров, следователей, дознавателей.
Учетные данные, подлежащие включению в отчеты, проверяются с точки зрения их полноты и достоверности по документам первичного учета, журнальным записям, наблюдательным производствам, сверяются с наличием уголовных дел в производстве, а также прекращенных или приостановленных.
В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и другие формы отчетности, отражающие различные стороны их деятельности.
Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей деятельность судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел.
Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности. Именно по этой причине отчетность районного суда — самая подробная по сравнению с отчетностью кассационной и надзорной инстанций.
Районные суды представляют статистические отчеты в отделы юстиции исполнительных органов власти области (республики, края, области) по следующим основным формам:
— форма № 1 — отчет о работе судов первой инстанции по рас-смртрению уголовных дел;
199
— форма № 1-АП — отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;
— форма № 2 — отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел;
— форма №4— отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений.
Эти отчеты содержат такие показатели, по которым можно судить не только о количестве и характере судебных дел, рассмотренных судами, но и об оперативности правосудия, профилактической работе судей, суммах материального ущерба от преступлений и т.д.
Формы отчетности едины для судов различных категорий. Это обстоятельство обеспечивает единообразный подход к учету тех или иных социально-правовых фактов, объектов статистического наблюдения судов, что является важнейшим условием для статистического анализа.
Областные (краевые, городские, автономных областей, окруж^ ные) суды также составляют статистические отчеты, в частности, по следующим формам:
— форма № 1 и форма № 2 — отчеты, аналогичные отчетам по этим формам районных судов, т.е. отчеты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции;
— форма Мб — отчет о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел;
— форма № 7 — отчет о работе по рассмотрению гражданских кассационных дел;
— форма № 8 — отчет о работе по рассмотрению уголовных надзорных дел;
— форма №9 — отчет о работе по рассмотрению гражданских надзорных дел.
Название статистических отчетов раскрывает их содержание.
Но формам отчетов № 6—9 можно судить в определенной степени о качестве работы районных судов, так как их показатели содержат сведения об отмене, изменении решений и приговоров, вынесенных районными судами.
Верховный Суд РФ составляет отчеты по аналогичным формам, что и нижестоящие суды, с той лишь разницей, что отчеты по формам № 8 и № 9 составляются раздельно о работе: а) пленума, б) президиума, в) судебных коллегий Верховного Суда РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. при Верховном Суде Российской Федерации учрежден федеральный 200 Глава IV. Статистическое наблюдение — основной метод сбора первичной информации
государственный орган — Судебный департамент1. На него возложено организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краев и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов всех инстанций в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия. На одно из его структурных подразделений — управление (отдел) в центре и на местах возложена разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, ведение их статистического и персонального учета, делопроизводства и работы архивов судов, а также ведение судебной статистики. При составлении сводного статистического отчета эти подразделения взаимодействуют с соответствующими управлениями (отделами) органов юстиции.
Статистическая отчетность органов юстиции (нотариальных контор, загсов, коллегии адвокатов и судебно-экспертных учреждений) так же, как и отчетность судов, предназначе
на для анализа состояния деятельности этих органов.
Особая роль в сборе и обработке статистической информации о деятельности судов и органов юстиции наряду с председателями судов, секретарями и заведующими канцелярией судов отводится Министерству юстиции РФ, управлениям (отделам) юстиции субъектов Федерации, где в соответствующих аппаратах (отделах статистики и аналитических обобщений) наряду с отчетами районных судов сосредоточиваются отчеты всех органов и учреждений системы юстиции, а также статистические карточки на подсудимых по делам, рассмотренным всеми судами общей юрисдикции субъекта Федерации. По итогам обработки статистических карточек на подсудимых в министерствах (отделах) юстиции субъектов Федерации составляются следующие формы отчетности:
— форма № 10 — отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (по приговорам и определениям, вступившим в законную силу);
— форма № 11 — отчет о месте, времени совершения преступления и составе осужденных;
— форма № 12 — отчет об осужденных несовершеннолетних;
— форма № 10-а — приложение к отчетам № 10—12, где содержатся сведения о числе осужденных по каждой статье УК РФ.
Как перечисленные, так и некоторые другие отчеты Минюста представляют наибольший интерес для анализа судимости, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат достаточно показателей как правового, так и социально-демографического, криминологического характера, необходимых для научно-практического изучения преступности. На их основе подготавливаются аналитические обзоры и вносятся предложения по улучшению деятельности судов и органов юстиции, а также по совершенствованию законодательства.
Строго говоря, данные именно этой отчетности, исходя из ст. 49 Конституции России, закрепившей признанный международным сообществом принцип презумпции невиновности, являются индикатором уровня преступности в стране по важнейшему ее показателю — судимости. Суд и только суд в правовом государстве вправе поставить конституционный диагноз и правовое клеймо «преступник» на человеке, подозреваемом органами предварительного следствия в совершении преступления. Но поскольку судебная и уголовно-правовая (органов предварительного расследования) статистика методологически не соотнесены друг с другом, возникают значительные трудности в процессе их использования и в научном, и в практическом отношениях. Именно поэтому, например, в ФРГ, где единицами учета в «Полицейской уголовной статистике», как и у нас, являются уголовные деяния и выявленные преступники, их в целях соответствия презумпции невиновности именуют «подозреваемыми»’.
Надо отметить, что при проведении криминологических исследований отдельных проблем борьбы с преступностью предпочтительнее пользоваться документами первичного учета, так как количество информации, заложенной в них, значительно больше по сравнению с формами статистической отчетности. Например, из карточки формы № 1 (на выявленное преступление) в формы отчетности в среднем переносится лишь половина общих признаков и около 30% частных признаков. Вместе с тем информация, как свидетельствует практика, содержащаяся в соответствующих формах официальной статистической отчетности, является достаточной для оперативного руководства правоохранительными органами, а также для контроля за их деятельностью.

202 Глава IV. Статистическое наблюдение — основной метод сбора первичной информации
В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: признаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, могут соотноситься и изучаться в любом сочетании. Этому, как уже отмечалось, способствует и то обстоятельство, что основные документы первичного учета карточной системы как носители информации приспособлены к обработке их с применением средств современной вычислительной техники, что значительно ускоряет процесс исследования, дает возможность получать большее число сопряжений изучаемых признаков, позволяет проводить их регулярно на одной и той же информационной основе для решения различных исследовательских задач.
После изучения вопросов статистического наблюдения долг каждого студента — практически (в процессе производственной практики) ознакомиться с постановкой первичного учета и ведения статистической отчетности в правоохранительных органах, органах юстиции и судах.

Еще статьи:

  • Доплата к пенсии по достижении 80 лет инвалиду 2 группы Надбавка к пенсии после наступления 80 лет Добрый вечер, вопрос у тещи 80 лет исполнилось, какую добавку к пенсии ей должны заплатить, она имеет стаж работы 21 год в районе приравненому к крайнем северу Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть […]
  • Возврат подоходного налога на обучение ребенка Примеры расчета вычета В данном разделе мы приведем примеры расчета социального налогового вычета на обучение в разных ситуациях. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: налоговый вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база. При этом Вы можете вернуть себе 13% от суммы налогового вычета. Пример […]
  • Деньги под залог квартиры в кемерово Деньги под залог недвижимости без поручителей и подтверждения доходов Сниженная ставка по займу - от 18% годовых! Количество займов ограничено Условия предоставления займа Размер займа От 100 тысяч до 2 миллионов рублей для физических лиц. От 100 тысяч до 5 миллионов рублей для […]
  • Пенсионер и работа в зао Работа для пенсионеров в Ижевскe Показывать на странице: 20 30 50 Помощник воспитателя График: полный рабочий день, образование: не имеет значения, опыт работы: не имеет значения График: полный рабочий день, образование: высшее, опыт работы: не имеет значения Кухонный работник График: […]
  • Вакансии юристом в красноярске 233 вакансии: юрист, Красноярск средняя зарплата: 36 884 руб Подпишитесь, чтобы получать последние вакансии по электронной почте: Вы подписались на рассылку новых вакансий от Adzuna по запросу . Мы прислали подтверждение на адрес Вы будете получать новые вакансии по запросу в те дни, […]
  • Претензия не выплачивают осаго РЕСО-ГАРАНТИЯ - отзывы о компании Не полная выплата по досудебной претензии Моя жена попала в аварию в СПб (пишу от ее имени, т.к. всеми делами по данному ДТП занимаюсь я, она сидит в декрете с ребенком и не может этим заниматься). Повреждена была вся передняя часть авто. Машина на […]