Территориальный спор между японией и китаем

Японо-китайский территориальный конфликт: причины и последствия

Восемь небольших островов, общая площадь которых едва превышает 6 кв.км, на протяжении десятилетий остаются главными камнями преткновения в отношениях между Китаем и Японией. Несмотря на неоднократные попытки нормализовать ситуацию, в 2018 году территориальный спор готов вспыхнуть с новой силой: с начала января китайские корабли дважды приблизились к островам Сенкаку, что вызвало протест со стороны Токио. ТАСС рассказывает, каковы позиции сторон, почему продолжается островной конфликт и какие предпринимались попытки его урегулировать.

Дяоюйдао или Сенкаку?

Архипелаг Сенкаку, который китайцы именуют Дяоюйдао (釣魚岛, кит. «острова [для] ловли рыбы») и считают своей территорией, расположен в 410 км от южной японской префектуры Окинава и в 170 км северо-восточнее Тайваня. Самые крупные острова гряды — Уоцури, Куба, Китако, Минамико и Тайсё (остальные — едва выступают из воды). Общая площадь оспариваемой территории в Восточно-Китайском море — 6,3 кв.км. Де-факто острова контролируются Японией, а претендует на них не только материковый Китай, но и власти Тайваня.

Предпосылки к спору по поводу практически необитаемых островов появились в 1895 году, когда они впервые попали под контроль Японии по итогам первой Японо-китайской войны 1894–1895 годов. По Симоносекскому договору, закрепившему победу японцев над императорским Китаем, Пекин уступил Сенкаку вместе с Тайванем в пользу Токио. В 1932 году правительство Японии продало в частное владение четыре острова, а один — Тайсё — оставило за собой. После завершения Второй мировой войны, когда японцы потеряли все захваченные ими с конца XIX века земли, архипелаг оказался под временной юрисдикцией США, а в 1972 году был передан американцами Японии, которая считает его крайней точкой островной префектуры Окинава и исконно японской территорией. США признают суверенитет японской стороны над этой территорией и считают, что спорная проблема подпадает под договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией от 1960 года.

В свою очередь Китай считает архипелаг Дяоюйдао исконно китайской землей. В качестве доказательства государственные медиа КНР, к примеру, приводят «древние карты», на которых острова обозначены как владения Пекина. В Токио прибегают к такому же приему: в 2015 году МИД Японии обнаружил китайскую карту от 1969 года, на которой острова названы по-японски.

Решение проблемы спорных районов осложняется наличием богатых рыбных ресурсов и потенциальных залежей природных ископаемых. В 1968 году в районе островов были проведены исследования под эгидой ООН, на основании которых был сделан вывод о возможности наличия запасов нефти и газа. Однако точных объемов этих запасов никто не знает: по оценке Администрации энергетической информации США, в Восточно-Китайском море залегает 28–57 млрд кубометров углеводородов, китайские расчеты превышают эти показатели в сотни раз.

Острова также представляют стратегический интерес для Пекина и Токио: обладание ими расширяет возможности как гражданского, так и военного судоходства. Из-за территориального спора стороны не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе островов Сенкаку. Япония настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, КНР — на перемещении линии ближе к японскому побережью.

За последние полвека динамика конфликта менялась, но никогда не переходила в «горячую» фазу. КНР и Тайвань заявили о своих притязаниях на острова в 1971 году в связи с предстоящим возвращением Окинавы под юрисдикцию Японии. В 1978 году после подписания японо-китайского договора о мире, дружбе и сотрудничестве Япония и КНР договорились заморозить дебаты вокруг островов. В апреле 1992 года во время визита в Токио генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя территориальный спор был отложен на усмотрение будущих поколений. При этом каждая из сторон по-прежнему продолжала считать эти территории своими. С обеих сторон развернулись общественные движения за возвращение островов, которым сопутствовали массовые акции националистического толка.

Обострение конфликта

До конца 2000-х ситуация развивалась в позитивном ключе, и стороны даже подумывали о совместной разработке месторождений Восточно-Китайского моря. За это выступал, в частности, японский премьер-министр Юкио Хатояма, который заявил в 2009 году: «Я хочу превратить море проблем в море дружбы». В аналогичном ключе высказывался его китайский коллега Ху Цзиньтао.

Этим планам не суждено было сбыться. 11 сентября 2012 года правительство Японии национализировало три острова — Уоцури, Китако и Минамико, подписав с частным владельцем контракт о покупке этих островов за ¥2,05 млрд (около $26 млн). До национализации островов Япония арендовала их у семьи Курихара. Аренда ежегодно обходилась государству в ¥24 млн (около $314 тыс.).

Национализация островов была воспринята Пекином в штыки. МИД КНР призвал Японию пересмотреть свое решение, а оборонное ведомство Китая подчеркнуло, что «вооруженные силы Китая оставляют за собой право на ответные меры в связи с покупкой Японией островов Дяоюйдао».

В ответ на национализацию островов Японией в более чем 100 городах КНР прошли антияпонские демонстрации, в которых приняли участие свыше 500 тыс. человек — это самые крупные выступления в Китае с момента нормализации дипломатических отношений между двумя странами в 1972 году. Митингующие громили японские магазины и предприятия. Около представительств японских автоконцернов Toyota, Nissan и Honda по всей стране было сожжено более 100 автомобилей. На несколько процентных пунктов просели показатели японского экспорта в Китай, поскольку китайцы начали массово отказываться от продуктов из Японии.

14 сентября 2012 года шесть патрульных кораблей КНР вошли в территориальные воды, которые Япония считает своими. Демонстративный заход китайских сторожевиков стал самым крупным за всю историю территориального конфликта между Токио и Пекином вокруг Сенкаку и продолжался около семи часов. С тех пор сторожевые корабли Китая почти постоянно находятся вблизи Сенкаку и периодически совершают заходы в прибрежную зону. В среднем китайцы наведываются в спорные воды от семи до 12 раз в месяц (максимальное число нарушений — 28 — было зафиксировано в августе 2013 года).

• 17 сентября 2012 года на фоне обострения спора с Японией вокруг островов Китай начал учения ВВС с участием своих новейших истребителей и десантных кораблей. В этот же день к берегам архипелага выдвинулась флотилия из тысячи китайских рыболовных судов.

• 25 сентября 2012 года к конфликту открыто подключился Тайвань. К Сенкаку попытались прорваться около 50 тайваньских судов. Японские пограничники были вынуждены применить мощные водометы и в итоге вытеснили их в международные воды.

• 30 января 2013 года китайский фрегат временно взял под боевой прицел японское патрульное судно в районе спорных островов Дяоюйдао. По заключению японской стороны, это был «радар наведения стрельб». В связи с этим инцидентом правительство Японии приняло решение сформировать специальный отряд сил самообороны страны для защиты островов Сенкаку в составе 20 патрульных кораблей и 13 самолетов.

• 23 июля 2013 года в КНР создано Управление морской полиции, в функции которого включена, в частности, «защита суверенитета страны над территориальными водами».

• 24 июля 2013 года корабли морской полиции КНР впервые вошли в зону, которую Токио считает своими территориальными водами. Японские пограничники не предпринимали активных действий, опасаясь разрастания конфликта.

• 29-30 июля 2013 года во время визита в КНР первого заместителя министра иностранных дел Японии Акитаки Сайки состоялись его переговоры с министром иностранных дел КНР Ван И по вопросам двусторонних отношений, в том числе по конфликту вокруг Сенкаку. Достигнута договоренность о продолжении переговоров на разных уровнях.

• В сентябре 2013 года из-за конфликта вокруг островов власти Китая отказались от проведения встречи между председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Японии Синдзо Абэ на саммите G20 в Санкт-Петербурге.

• 3 октября 2013 года в Токио министр обороны США Чак Хейгел подтвердил, что на острова Сенкаку распространяются административные права Японии, следовательно, к ним применяются положения двустороннего договора безопасности. Это означает, что Вашингтон придет на помощь Японии в случае ее столкновения с КНР у этих островов

• 6 ноября 2013 года японские силы самообороны впервые разместили противокарабельные ракеты SSM-1 на островах Мияко и Окинава, взяв под прицел международные проливы, ведущие из Восточно-Китайского моря в Тихий океан.

• 16 ноября 2013 года четыре катера морской полиции КНР вошли в район расположения островов Сенкаку, этот заход стал 70-м с момента национализации этой территории японским правительством 11 сентября 2012 года.

Ситуация накалилась до предела, когда 23 ноября 2013 года министерство обороны КНР объявило о создании опознавательной зоны воздушной обороны в Восточно-Китайском море, которая, в частности, распространяется и на спорные острова Сенкаку. Согласно распоряжению минобороны КНР, китайские вооруженные силы отныне будут применять меры оборонительного характера в отношении любых воздушных судов, не отвечающих на запросы и не подчиняющихся приказам при нахождении в этой зоне.

Япония нашла «свою землю» и в Китае

Китай и Япония многие десятилетия никак не поделят спорные острова Дяоюйдао (Сенкаку). Оба государства считают их своими, ссылаясь на исторические справки. Было проведено множество переговоров и встреч на высшем уровне, но вопрос так и остался нерешенным. Месяц назад территориальный спор разгорелся с новой силой. К чему же он может привести?

Китай считает, что Япония украла острова

Глава МИД КНР Ян Цзечи, выступая на сессии Генассамблеи ООН, обвинил Японию в краже у Китая острова Дяоюйдао (по-японски Сенкаку). «Действия Японии абсолютно нелегальны и недопустимы. Власти Японии не могут подменять историю, из которой следует, что Япония украла Дяоюйдао, а затем присоединила к себе принадлежащие Китаю острова», — заявил Ян Цзечи в минувшую пятницу.»Китай решительно призывает власти Японии немедленно прекратить любую деятельность, нарушающую суверенитет Китая, и предпринять конкретные меры для исправления своих ошибок и возвращения на переговорный путь решения данной проблемы», — добавил он. Пекин выразил разочарование поведением японского премьер-министра Йосихико Ноды, который дал понять, что не планирует менять позицию по островам Сенкаку. «Китай жестко протестует против упрямства японского лидера, который занимает неправильную позицию», — уточнил Цинь Ган. Представитель МИД Китая также обвинил Японию в том, что она игнорирует исторические факты и положения международного права. Напомним, что отношения между Японией и Китаем резко обострились после покупки японским правительством (у частного владельца) трех из пяти островов данного архипелага.

Читайте так же:  Редактор сайта требования

Япония ответила на обвинения

Японское правительство осудило заявления китайских дипломатов, обвинивших Токио в краже территорий КНР. Власти Японии отметили, что Сенкаку — это исконные японские земли как с исторической точки зрения, так и с точки зрения международного права. «Высказывание представителей Китая предельно игнорируют историю. Мы не можем с ними согласиться. Острова Сенкаку — это наши земли, которыми мы все время владели. Поэтому нынешняя позиция Китая относительно этих островов является односторонней», — сказал генсек японского кабинета министров Есихидэ Суга.

Суть территориального спора

Острова Дяоюйдао были открыты китайцами, но в конце XIX столетия они по итогам Первой китайско-японской войны отошли Японии. Однако спустя некоторое время, после проигрыша Германии и Японии во Второй мировой войне, Япония потеряла право на завоеванные территории. Данные острова перешли под юрисдикцию Соединенных Штатов. В 70-х годах прошлого столетия Вашингтон вернул Японии Окинаву с архипелагом Сенкаку. Некоторые аналитики считают, что морской шельф в районе этих островов содержит значительные запасы газа и нефти. Территориальный конфликт между Китаем и Японией обострился в сентябре 2012 года. Тогда Токио объявил о процедуре национализации островов через их приобретение у частных владельцев. Этот факт вызвал резкий протест Китая, по всей стране прошла волна антияпонских демонстраций. С тех пор Китай регулярно отправляет к спорным территориям собственные патрульные корабли, вызывая тем самым негодование Японии.

В начале 2013 года Токио объявил о намерении создать специальное подразделение с целью охраны данных островов. В его состав должны войти несколько сотен офицеров, а также более десяти патрульных катеров. Кроме этого, японское правительство в этом году впервые за последние 11 лет увеличило на 1,5 млрд. долларов расходы на армию. Токио не скрывал, что это было сделано в противовес Пекину, наращивающему свою военную мощь.

На днях Пекин высказал новые притязания на японские земли. Речь идет об архипелаге Рюкю. По словам китайского генерала Лю Юаня, архипелаг с 1372 года платил Китаю дань, т. е. за 500 лет до того, как он стал японским. «Острова Рюкю определенно были вассальным государством, — заявил генерал, — Я не говорю, что все бывшие вассальные государства являются китайскими, но можно с уверенностью сказать, что Рюкю точно не принадлежит Японии». По мнению многих аналитиков, разговоры о принадлежности Рюкю — это новый ход Пекина в борьбе за остров Сенкаку.

США подливают масла в огонь

Соединенные Штаты являются ярыми противниками развивающегося доминирования Китая. Они стремятся всеми силами снизить мощь КНР, и территориальный конфликт — хороший для этого повод. Если раньше отношения между Японией и Китаем в основном ограничивались только взаимными обвинениями, то с появлением американцев началось бряцанье оружием. Япония и США разрабатывают план совместных действий по отражению потенциального нападения Китая на спорные территории в Восточно-Китайском море.

20 марта представитель Минобороны Соединенных Штатов сообщил, что генерал Сигэру Ивасаки, глава комитета начальников штабов Японии, встретился с Сэмюэлем Локлиром, командующим американскими вооруженными силами в районе Тихого океана, для обсуждения плана отражения возможной атаки со стороны Китая. В свою очередь, китайский генерал Лю Юань заявил, что «нет необходимости прибегать к военным мерам для разрешения спора, и власти будут делать все возможное, чтобы избежать насилия». Но когда в дело вступают США, которые очень уж любят где-нибудь повоевать, сохранить мир будет довольно сложно.

Территориальный спор Японии и Китая угрожает азиатским экономикам

Обострившийся спор Японии и Китая из-за группы необитаемых островов уже негативно сказывается на работе компаний разных секторов экономики — от туризма до автомобилестроения. Эксперты предполагают, что последствия данного конфликта могут вызвать миллионные убытки у компаний, а также усугубить положение ведущих экономик Азии. Так, на прошлой неделе автокорпорация Mitsubishi Motors сократила на 50 процентов свой экспорт в Китай. По словам президента японской компании, это решение было принято по причине нарастающего островного спора между Японией и КНР и бойкота в Китае японских товаров. Крупнейшие японские автопроизводители заявляют о резком падении продаж в Китае: так, продажи Mitsubishi сократились на 63 процента, Тойота — на 49 процентов, Сузуки — 43 процента, Хонда — 41 процент, Нисан и Мазда — 35 процентов.

В прошлом году японские автопроизводители продали в Китае на 200 тысяч машин меньше, нежели годом ранее. В текущем году продажи еще сократятся на 100 тысяч. Многие эксперты заявляют, что территориальный спор между Японией и Китаем усугубляет экономическое положение этих стран и приводит к многомиллиардным убыткам крупных японских и китайских компаний.

Как показало исследование американского банка JPMorgan Chase, от островного спора между Японией и Китаем пострадал не только автопром, но и туристический бизнес. Поток в Японию китайских туристов за первый квартал этого года сократился на 70 процентов, в результате чего выручка Японии от китайских туристов снизилась на 845 млн долларов. Японское деловое сообщество надеется на то, что политики смогут найти компромиссное решение, и торговые отношения между Японией и Китаем восстановятся.

Территориальный спор Китая и Японии может «взорвать» регион

Валерий Кистанов, руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН, считает, что конфликт между КНР и Японией по поводу этих спорных островов может активировать подобные споры по всему региону. «Если, не дай-то Бог, вокруг островов Сенкаку произойдет что-то серьезное, это по принципу домино тут же отразится на других конфликтах. Фактически «взорвется» весь регион», — сказал Кистанов.

Следует отметить, что острова Дяоюйдао (Сенкаку), на которые кроме Японии и Китая еще претендует и Тайвань, — не единственное в регионе яблоко раздора. В Южно-Китайском море 6 государств — Китай, Вьетнам, Тайвань, Филиппины, Малайзия и Бруней — друг у друга оспаривают принадлежность островов Спратли. Там расположены и спорные Парасельские острова, которые никак не поделят Китай, Вьетнам и Тайвань. Острова Лианкур (Токто) в Японском море долгие годы делят Южная Корея и Япония. Япония претендует на острова Курильской гряды, которые принадлежат России.

Как отмечает эксперт, возможность «цепной реакции» — это весомый аргумент в пользу того, что нужно решать проблему мирным путем, несмотря на серьезные масштабы конфликта. Военный конфликт не выгоден ни Пекину, ни Токио, поэтому политикам придется договариваться.

Читайте самое интересное в рубрике «Мир»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Территориальный спор Японии и Китая может «взорвать» регион — эксперт

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Конфликт между Японией и Китаем по поводу группы спорных островов в Восточно-Китайском море может активировать подобные территориальные споры по всему региону, считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.

Территориальный спор между Китаем и Японией о принадлежности островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) обострился неделю назад после покупки японским правительством принадлежащих частному владельцу трех из пяти островов архипелага. По всему Китаю в эти дни проходят масштабные антияпонские демонстрации протеста. Власти КНР призывают Токио аннулировать свое решение по спорным островам.

«Если, не дай Бог, что-то серьезное произойдет вокруг островов Сенкаку, конечно же, это по принципу домино может отразиться на других конфликтах. То есть, фактически будет взорван весь регион», — сказал Кистанов РИА Новости.

Он напомнил, что острова Сенкаку (Дяоюйдао), на которые помимо Китая и Японии претендует также Тайвань, — не единственное яблоко раздора в регионе. В Южно-Китайском море сразу шесть стран — Китай, Тайвань, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Бруней — оспаривают друг у друга принадлежность островов Спратли. Там же находятся и спорные Парасельские острова, на них претендуют Китай, Тайвань и Вьетнам. Острова Токто (Лианкур) в Японском море никак не могут поделить Япония и Южная Корея. Япония претендует на четыре острова Курильской гряды, которые по итогам Второй мировой войны вошли в состав СССР, а позднее — РФ.

По мнению эксперта, возможность «цепной реакции» — один из аргументов в пользу того, что, несмотря на небывалые масштабы конфликта между Пекином и Токио, до военного конфликта между двумя государствами дело не дойдет.

«Я думаю, что войны не будет, и военного столкновения тоже, скорее всего, не произойдет», — заметил Кистанов. По его словам, в обеих странах понимают, что военный конфликт не отвечает интересам ни Пекина, ни Токио.

Помимо этого, по мнению эксперта, Токио и Пекин слишком тесно связаны экономически, чтобы вступить в войну. Китай является крупнейшим торговым партнером Японии, в Китае действуют около 30 тысяч японских компаний. Как напомнил Кистанов, Япония «более или менее безболезненно» пережила мировой экономический кризис в 2008 году во многом за счет того, что продавала свои товары на китайском рынке, который рос, в то время как рынки Европы и Северной Америки стагнировали.

Читайте так же:  Сотрудник и пенсионер мвд

Еще одним сдерживающим фактором является договор о безопасности между Японией и США. «В обеих странах понимают, что Япония не останется один на один с Китаем в случае возникновения серьезного конфликта, потому что связана договором безопасности с Соединенными Штатами», — напомнил ученый. Он уточнил, что по этому договору США обязаны защищать Японию, если она подвергнется крупномасштабной агрессии извне.

Эксперт отметил, что Пекин и Токио пока явно не собираются отказываться от попыток решить конфликт миром. До сих пор стороны не задействовали свои ВМС, к спорным островам подходят только рыболовецкие суда и патрульные корабли береговой охраны, но боевых кораблей там нет.

«Несмотря на масштабы (антияпонских выступлений в Китае), я считаю, что мы, может быть, уже сейчас наблюдаем пик (конфликта), а дальше дело пойдет на спад», — полагает Кистанов.

По его словам, китайско-японские отношения могут вернуться в нормальное русло не сразу из-за внутриполитической обстановки в обоих государствах. Как напомнил Кистанов, в Китае предстоит смена генсека ЦК Компартии и председателя КНР, а в Японии — роспуск парламента. Но в самой Японии есть «ряд серьезных экспертов, которые полагают, что Китай на самом деле не заинтересован в том, чтобы антияпонские настроения и выступления до бесконечности разрастались, и градус их накалялся, потому что они могут перекинуться на китайское правительство», — отметил российский ученый.

Другой эксперт, директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев, отвечая на вопросы РИА Новости, высказал мнение, что конфликт вокруг островов Дяоюйдао вряд ли вызовет обострение других территориальных споров в регионе.

«Эффекта домино все-таки не бывает в таких вещах. Редко случается, чтобы, когда что-то происходит, заинтересованные лидеры в других территориальных спорах решали: «Надо бы нам тоже прояснить ситуацию в очередной раз», — сказал Ознобищев. «У каждого территориального спора есть свои причины, своя логика, своя история и свои застарелые противоречия», — добавил он.

При этом эксперт отметил, что сам по себе территориальный спор между Пекином и Токио «чреват серьезными осложнениями». «И Китай, и Япония — это очень мощные державы. Державы восточные, самолюбивые, с чувством достоинства и, так скажем, с политическим гонором. И тут в худшем случае все может дойти до прямых столкновений. Надеюсь, что их удастся предотвратить», — добавил собеседник агентства.

Однако, уточнил аналитик, речь не идет о военных столкновениях на уровне государств. «Национальный дух, он уже провоцирует граждан на многие вещи. Вот сейчас китайские рыболовные шхуны направились к спорным островам, японцы там тоже наверняка будут высаживаться. Это все Восток, особый менталитет. И это уже будет остановить не очень просто», — считает Ознобищев.

Пять островов Сенкаку (Дяоюйдао) являются спорной территорией между Японией и Китаем. Пекин и Токио не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе островов. Токио настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, Пекин — на перемещении линии ближе к японскому побережью.

Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, Китай же напоминает, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970-х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемых.

Спорные острова Сэнкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море: справка

В ночь 9 июня фрегат ВМС Китая приблизился на расстоянии в 24 морских мили (38 км) к побережью островов Сэнкаку (китайское название Дяоюйдао), принадлежность которых оспаривают Токио и Пекин. Ранее в том же районе, но не нарушив территориальные воды Японии, прошли три российских военных корабля.

Генеральный секретарь кабинета министров Японии Есихидэ Суга в ходе пресс-конференции заявил, что эти маневры вызывают у Токио серьезную озабоченность. Правительство, по словам Суги, проведет тщательное расследование инцидента с целью определить, были ли действия российских и китайских кораблей скоординированы.

Напомним, что спор между КНР и Японией о принадлежности островов идет с начала 1970-х годов. В сентябре 2012 года ситуация обострилась после того, как японское правительство выкупило у частного японского владельца три из пяти островов архипелага Сэнкаку (Дяоюйдао).

О том, что представляют собой спорные острова Сэнкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, рассказывает АиФ.ru.

Сенкаку (яп. 尖閣諸島, сэнкаку-сёто:) или Дяоюйдао (кит. трад. 釣魚台群島 — «острова для ловли рыбы») — архипелаг в Восточно-Китайском море в 170 км к северо-востоку от Тайваня.

Состоит из восьми островов: Уоцурисима (Дяоюй-дао) , Тайсёто (Чивэй-юй), Кубасима (Хуанвэй-юй), Китакодзима (Бэй Сяо-дао), Минамикодзима (Нань Сяо-дао), Оки-но-Китаива (Да Бэй Сяо-дао), Оки-но-Минамиива (Да Нань Сяо-дао), Тобисэ (Фэй Цзяо-янь).

  • Крупнейший остров: Уоцурисима
  • Общая площадь: 7 км²
  • Наивысшая точка: 383 м
  • Полезные ископаемые: на шельфе обнаружены запасы нефти и газа, имеются богатые рыбные ресурсы

Обитаемы ли острова Сэнкаку (Дяоюйдао)?

Нет, эти скалистые острова необитаемы. На них иногда посылают свои официальные делегации как Япония, так и Китай. Высадившие люди обычно поднимают над одним из островов свой национальный флаг, после чего уезжают обратно.

В чем важность этих островов для Японии и Китая?

Эти острова представляют интерес в связи со своим стратегическим положением, обладание ими расширяет возможность как гражданского, так и военного судоходства. Кроме того, в этом районе можно осуществлять лов рыбы. Но спор вокруг островов между Китаем и Японией возник по другой причине. В 1968 году специалисты Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока обнаружили на шельфе островов богатые запасы нефти и природного газа. Согласно данным Министерства внешней торговли и промышленности Японии на ноябрь 1975 г., запасы нефти на шельфе составляли около 700 млн тонн, а газа — 200 млрд кубометров.

Спор за острова между Японией и Китаем

Предпосылки к возникновению разногласий по поводу принадлежности практически необитаемых островов были созданы в 1895 году, когда они впервые попали под контроль Японии по итогам первой Японо-китайской войны (1894-1895 гг.).

По Симоносекскому договору, закрепившему победу японцев над императорским Китаем, Пекин уступил Сэнкаку и Тайвань. В 1932 году правительство Японии продало в частное владение четыре острова, а один — Тайсё — оставило за собой.

После завершения Второй мировой войны, когда японцы потеряли все захваченные ими с конца XIX века земли, архипелаг оказался под временной юрисдикцией США, а в 1972 году был передан американцами Японии, которая считает его крайней точкой островной префектуры Окинава и исконно японской территорией. США признают суверенитет японской стороны над этой территорией и считают, что спорная проблема подпадает под договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией от 1960 года. В свою очередь Китай считает архипелаг Дяоюйдао исконно китайской землей.

Пекин и Токио не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе островов . Япония настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, КНР — на перемещении линии ближе к японскому побережью.

В 1968 году ООН опубликовала доклад о возможных запасах нефти в Восточно-Китайском море. В 1971 году в связи с предстоящим возвращением Окинавы Японии КНР и Тайвань заявили о своих притязаниях на острова.

В 1978 году после подписания японо-китайского договора о мире, дружбе и сотрудничестве Япония и КНР заявили о замораживании дебатов вокруг островов. В апреле 1992 года во время визита в Токио генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя территориальный спорт был отложен на усмотрение будущих поколений.

11 сентября 2012 года правительство Японии национализировало три острова — Уоцури, Китако и Минамико, подписав с частным владельцем контракт о покупке этих островов за $26 млн. До национализации островов Япония арендовала их у семьи Курихара. Аренда ежегодно обходилась государству в 314 тысяч долларов.

МИД КНР призвал Японию пересмотреть свое решение об их национализации, оборонное ведомство Китая подчеркнуло, что «вооруженные силы Китая оставляют за собой право на ответные меры в связи с покупкой Японией островов Дяоюйдао».

14 сентября 2012 года шесть патрульных кораблей КНР вошли в территориальные воды, которые Япония считает своими. Демонстративный заход китайских сторожевиков стал самым крупным за всю историю территориального конфликта между Токио и Пекином вокруг Сэнкаку и продолжался около семи часов.

17 сентября 2012 года на фоне обострения спора с Японией вокруг островов Китай начал учения ВВС с участием своих новейших истребителей и десантных кораблей. В этот же день к берегам архипелага выдвинулась флотилия из тысячи китайских рыболовных судов.

25 сентября 2012 года к конфликту открыто подключился Тайвань. К Сэнкаку попытались прорваться около 50 тайваньских судов. Японские пограничники были вынуждены применить мощные водометы и в итоге вытеснили их в международные воды.

30 января 2013 года китайский фрегат временно взял под боевой прицел японское патрульное судно в районе спорных островов. По заключению японской стороны, это был «радар наведения стрельб». В связи с этим инцидентом правительство Японии приняло решение сформировать специальный отряд сил самообороны страны для защиты островов Сэнкаку в составе 20 патрульных кораблей и 13 самолетов.

23 июля 2013 года в КНР создано Управление морской полиции, в функции которого включена, в частности, «защита суверенитета страны над территориальными водами».

24 июля 2013 года корабли морской полиции КНР впервые вошли в зону, которую Токио считает своими территориальными водами. Японские пограничники не предпринимали активных действий, опасаясь разрастания конфликта.

Читайте так же:  Налог на землю физические лица москва

29-30 июля 2013 года во время визита в КНР первого заместителя министра иностранных дел Японии Акитаки Сайки состоялись его переговоры с министром иностранных дел КНР Ван И по вопросам двусторонних отношений, в том числе по конфликту вокруг островов. Достигнута договоренность о продолжении переговоров на разных уровнях.

В сентябре 2013 года из-за конфликта вокруг островов власти Китая отказались от проведения встречи между председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Японии Синдзо Абэ на саммите G20 в Санкт-Петербурге.

3 октября 2013 года в Токио министр обороны США Чак Хейгел подтвердил, что на острова Сэнкаку распространяются административные права Японии, следовательно, к ним применяются положения двустороннего договора безопасности. Это означает, что Вашингтон придет на помощь Японии в случае ее столкновения с КНР у этих островов

6 ноября 2013 года японские силы самообороны впервые разместили противокорабельные ракеты Эс-эс-эм-1 (SSM-1)на островах Мияко и Окинава, взяв под прицел международные проливы, ведущие из Восточно-Китайского моря в Тихий океан.

16 ноября 2013 года четыре катера морской полиции КНР вошли в район расположения островов, этот заход стал 70-м с момента национализации этой территории японским правительством 11 сентября 2012 года.

23 ноября 2013 года министерство обороны КНР объявило о создании опознавательной зоны воздушной обороны в Восточно-Китайском море, которая, в частности, распространяется и на спорные острова. Согласно распоряжению минобороны КНР, китайские вооруженные силы отныне будут применять меры оборонительного характера в отношении любых воздушных судов, не отвечающих на запросы и не подчиняющихся приказам при нахождении в этой зоне. Как говорится в документе, при прохождении опознавательной зоны иностранные воздушные суда должны заблаговременно направлять в МИД КНР полетный план, отвечать на идентификационные запросы, иметь на борту четкие опознавательные знаки. Япония и Южная Корея выразили в связи с этим протест Китаю, а США выразили Китаю серьезную обеспокоенность и подтвердили, что распространяют на острова Сенкаку свои обязательства по обороне Японии в соответствии с двусторонним договором безопасности от 1960 года.

25 ноября 2013 года официальный представитель МИД КНР Цинь Ган заявил, что Китай не исключает возможность создания в будущем дополнительных опознавательных зон воздушной обороны в других районах, в частности, в Южно-Китайском море.

Авиакомпании Японии, Южной Кореи и Тайваня уже подтвердили, что планируют уведомлять власти КНР о полетах через воздушное пространство опознавательной зоны.

Чьи это острова?

Скандал между Японией и Китаем из-за в целом малозначительного и неразрешимого спора вокруг островов Сенкаку уже нанес реальный ущерб двусторонним отношениям. Япония и Китай отменили переговоры по расширению гражданского авиасообщения, поставкам угля и совместной разработке ресурсов Восточно-Китайского моря. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, участвующий в работе генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, демонстративно отказался встречаться с находящимся там же своим японским коллегой Наото Каном. Кроме того, во вторник Вэнь пообещал Японии дальнейшие неприятные последствия, если японские власти не освободят капитана задержанного у островов Сенкаку китайского траулера.

Кризис начал развиваться после задержания в районе спорных островов 7 сентября китайского траулера с 15 членами экипажа. Траулер, таранивший перед этим японский патрульный корабль, был препровожден в порт острова Исигаки (префектура Окинава). Судно было задержано в японском порту, и китайского капитана взяли под стражу за сопротивление властям.

В течение недели китайские дипломаты семь раз вызывали в МИД японского посла Уитиро Нива для выражения протеста. В последний раз протест ему выражал лично член Госсовета Дай Бинго, верховный куратор внешней политики в руководстве страны. Чтобы доходчивее донести степень китайского недовольства, японского посла вызвали на эту встречу в час ночи. Наконец, китайцы демонстративно направили людей и грузы на расположенную в спорных водах собственную нефтегазовую платформу «Чуньсяо» и послали в спорный район свои корабли рыбоохраны.

Разумеется, японская сторона в этой ситуации условиях озабочена, главным образом, сохранением лица и демонстрацией собственной стойкости. Через неделю после инцидента японцы отпустили в Китай задержанный траулер и рядовых членов команды, зато срок задержания капитана демонстративно был продлен; на каждую китайскую угрозу японцы отвечают своими угрозами; к Сенкаку стягиваются боевые корабли морских сил самообороны Японии.

Кризис, конечно, не имеет сколько-нибудь реальных шансов перерасти в войну. В прошлые годы японские власти уже арестовывали в районе островов суда рыбаков и политических активистов из материкового Китая, Гонконга и Тайваня. Каждый раз это вызывало не слишком продолжительный скандал с освобождением задержанных через несколько недель. Тем не менее, острова Сенкаку — очень хороший пример того, как даже незначительная территориальная проблема способна нанести ущерб отношениям между соседними государствами, причем, скорее всего, вопреки воле их правительств.

История принадлежности островов настолько запутанна, что с правовой точки зрения о ней можно спорить бесконечно.

С китайской точки зрения, острова Сенкаку (Дяоюйдао), необитаемый архипелаг примерно в 170-180 км к северо-востоку от Тайваня, были открыты китайскими моряками не позднее конца XIV — начала XV века и в дальнейшем в административном отношении подчинялись китайским властям Тайваня. В 1895 году по итогам проигранной китайцами войны с Японией Тайвань был передан Токио «с прилегающими островами», а после поражения Японии во Второй мировой войне — возвращен Китаю. Соответственно, вместе с Тайванем Китай вернул себе права и на острова Сенкаку и никаких разночтений, с точки зрения не только КНР, но и властей Тайваня, тут быть не может: острова к Японии отношения не имеют.

С японской точки зрения, острова вовсе не достались Японии по итогам японо-китайской войны 1894-1895 годов. Они были включены в состав Японской империи по итогам гидрографических экспедиций японского флота 1885 и 1892 годов, как «ничья земля», поскольку каких-либо признаков китайского населения и администрации там не наблюдалось. К Тайваню, по мнению японцев, острова отношения не имеют, а являются частью японских островов Рюкю. Ситуация, правда, усугубляется тем, что в период господства Японии на Тайване принадлежность Сенкаку была предметом споров между властями японских префектур Окинава и Тохоку (Тайбэй) и в 1944 году японский суд постановил, что управлять ими следует из Тайбэя.

На самом деле принадлежность горстки необитаемых островов общей площадью около 7 кв. км все эти годы мало кого интересовала. Интерес к ним появился лишь после открытия в 1969 года на их шельфе запасов нефти и газа. Даже после этого решение проблемы, казалось бы, можно было отложить на неопределенный срок. Перелом наступил после 1996 года, когда Япония установила вокруг островов свою исключительную экономическую зону и вопрос о возможности одностороннего начала разработки японцами шельфа Сенкаку перешел в практическую плоскость.

К этому времени территориальный спор вокруг островов стал элементом внутренней политики не только в Японии, но и в КНР, где идеи великодержавности неумолимо замещали собой умирающий марксизм. Возможности китайского правительства для маневра в территориальном вопросе в таких условиях были существенно сужены. КПК способна манипулировать китайской прессой (и то лишь до известной степени), но не способна контролировать тайваньскую и гонконгскую, оценки и мнения из которой просачивались на материк. С появлением слабо контролируемой и гигантской китайской блогосферы ситуация стала вообще неуправляемой. Проявление слабости в такой ситуации становится неприемлемым для обеих сторон, а регулярные проверки друг друга «на вшивость» превращаются в неизбежность.

Таким образом, ситуацию вокруг Сенкаку можно рассматривать как хрестоматийный пример того, чем плоха хотя бы частично неурегулированная граница, даже если речь идет об отношениях между крупными державами, совсем не расположенными к авантюрам. Именно поэтому произошедшее несколько лет назад урегулирование Россией территориальных споров с Китаем стало важным событием, укрепляющим нашу безопасность. Что касается российско-японской территориальной проблемы, то Россия, конечно, совершенно не может позволить себе односторонние уступки, просто чтобы скорее добиться ее разрешения, но и игнорировать ее не может.

Еще статьи:

  • Ликвидация при кредиторской задолженности Кредиторская задолженность = доход общества? Юрисконсульт по работе с клиентами юридического агентства "ЮС КОГЕНС" Оксана Вавилова При ликвидации организации часто возникает вопрос, что делать с невзысканной кредиторской задолженностью? Можно ли списать такую задолженность, либо надо […]
  • Может ли нотариус требовать выписку из егрюл Достаточно ли выписки из ЕГРЮЛ в виде электронного документа для заявки на участие в аукционе? Согласно пп. “б” п. 121 приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 заявка на участие в аукционе должна содержать: полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения […]
  • Тесты на статус адвоката Тест на статус адвоката 2017 Вопросы к экзаменам для претендентов (часть 1 — вопросы 1 — 71) ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ 1. Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г. 2. Формирование российской адвокатской школы в 60 — 70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры. 3. […]
  • Взаимозачет между тремя лицами Договор взаимозачета между тремя организациями - образец Договор взаимозачета между тремя организациями - образец вы можете загрузить на нашем сайте - заключается, как и любой другой, в юрисдикции ГК РФ. При этом следует учитывать ряд особых требований к его составлению. Изучим […]
  • Срок давности на налог на автомобиль Есть ли срок давности у транспортного налога? Очень часто автовладельцы получают по почте требования от налоговых органов об уплате транспортного налога за предыдущие 4-10 лет. Логично, что у людей закрадывается вопрос: «Есть ли срок давности по транспортному налогу для физических лиц и […]
  • Горгаз договор на техническое обслуживание Договор на обслуживание газового оборудования Обязательно ли заключать договор на тех. обслуживание газового оборудования,? Я отказалась, ведь я своевременно оплачиваю по квитанциям за газ. И что будет если я не заключу договор? Постановление Правительства РФ № 410 было принято 14 мая […]