Требования фгос по икт

Нормативно-правовая база преподавания информатики и ИКТ

ФГОС второго поколения

Изучение документальной базы предмета информатика в связи с реализацией ФГОС основного общего образования.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Примерная программа по информатике

УМК по информатике по новому ФГОС

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, среднего (полного)общего образования и требования (скачать)
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312)( скачать )
  • Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год ( скачать )
  1. Примерная программаосновного общего образования по информатике и ИКТ
  2. Примерная программасреднего (полного) общего образование базовый уровень
  3. Примерная программасреднего (полного) общего образования профильный уровень
  4. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Базовый уровень
  5. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Профильный уровень
  6. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ
  7. Стандартизация школьного образования в области Информатики
  8. Цели, обозначенные в федеральном компоненте Государственного стандарта по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (скачать)
  • Приказ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 №2075 ( скачать )
  • «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (приказ Минобрнауки России от 28.12.1010 №2106 ( скачать )
  • «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (приказ Минобрнауки России от 04.10.1010 №986 (скачать)
  • Методические письма «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ » в образовательных учреждениях Ярославской области (подробнее. )
  • Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 )
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях ( скачать )
  • Дистанционная поддержка учителей информатики в Ярославской области ( подробнее. )
  • Требования фгос по икт

    Изучение информатики в условиях ФГОС

    Левицкова Л.А., методист кафедры информационных технологий ОГБОУ ДПО УИПКПРО

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.

    Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

    Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учрежделния должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна содержать:

    1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного курса;

    2) общую характеристику учебного курса;

    3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;

    4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;

    5) содержание учебного курса;

    6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

    7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

    8) планируемые результаты изучения учебного курса.

    Содержание Примерной программы курса информатики представлено инвариантной и вариативной частью. На вариативную часть отводится 25% времени программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Часы для вариативной части используются авторами рабочих программ для более глубокой проработки основного содержания обучения. Системный характер содержания курса информатики определяется названными тремя сквозными направлениями (представленными в несколько обобщенном виде):

    — информация и информационные процессы;

    — моделирование, информационные модели;

    — области применения методов и средств информатики.

    В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

    а) в направлении «Информация, информационные процессы»:

    • информационные процессы;
    • информационные ресурсы;

    б) в направлении «Моделирование, информационные модели»:

    • моделирование и формализация;
    • представление информации;
    • алгоритмизация и программирование;

    в) в направлении «Области применения методов и средств информатики»:

    • информационные и коммуникационные технологии;
    • информационные основы управления;
    • информационная цивилизация.

    Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.

    Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания.

    Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики.

    Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий.

    Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.

    Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания — моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие — общий прием решения задачи.

    Учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

    Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.

    Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.

    Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой.

    Как спроектировать урок информатики с метапредметным подходом?

    По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

    Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.

    Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность., Введение в учебную деятельность предполагает:

    а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» — побудитель к действию, «мотивация» — процесс побуждения, стимулирования мотивов);

    б) осознание и принятие учащимися учебной цели.

    Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.

    Читайте так же:  Судебная практика по ст 3271 ч 4 ук рф

    Вторая функция, которую учитель должен предусмотреть, создавая проект учебного занятия — создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.

    Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.

    Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:

    • постановка задачи;
    • построение, анализ и оценка модели;
    • разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
    • анализ и использование результатов.

    Именно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.

    Третья функция, которую должен спроектировать учитель — обеспечение учебной рефлексии.

    Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

    • «Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
    • «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
    • «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
    • «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

    Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то учитель либо еще раз должен повторить демонстрацию, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо прочитать лекцию (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучаемых к учебе». Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее «поместить в своей голове» (потому часто теряют интерес), а «под потребность» — намаявшись с затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.

    Четвертая функцияфункция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

    Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.

    В дополнении рекомендую посмотреть лекцию Алексея Львовича Семёнова «Содержание преподавания информатики в контексте перехода на ФГОС». Съёмки на педагогическом марафоне 2013.

    Требования фгос по икт

    8(495)912-63-37
    [email protected]

    Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по информатике

    СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

    Выдержка из Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)

    Прописными буквами в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих основное общее образование.

    Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей :
    ———————————
    Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках образовательного процесса, самостоятельной работы учащихся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий (компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к компьютерам, бескомпьютерным информационным ресурсам).

    — освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

    — овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

    — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

    — воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

    — выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

    Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

    Информационные процессы

    Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. УПРАВЛЕНИЕ, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

    Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ, скорость передачи информации.

    Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, ГРАФЫ. ВОСПРИЯТИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИГНАЛОВ ЖИВЫМИ ОРГАНИЗМАМИ.

    Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

    Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

    Информационные технологии

    Основные устройства ИКТ

    Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

    Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

    Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

    Образовательные области приоритетного освоения : информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
    ———————————
    Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям.

    Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

    — изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

    — текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

    — музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

    — таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

    Создание и обработка информационных объектов

    Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

    Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественно-научные дисциплины, филология, искусство.

    Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

    Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

    Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

    Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.

    ЗВУКИ И ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯ. КОМПОЗИЦИЯ И МОНТАЖ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНИМАЦИОННЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.

    Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.

    Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

    Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественно-научные дисциплины, языки.

    Проектирование и моделирование

    Чертежи. Двумерная и ТРЕХМЕРНАЯ графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

    Простейшие управляемые компьютерные модели.

    Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественно-научные дисциплины.

    Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

    Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

    Читайте так же:  Как оформить аквариум на 45 литров

    Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественно-научные дисциплины, обществоведение (экономика).

    Организация информационной среды

    Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

    Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

    Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

    Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественно-научные дисциплины.

    Требования к уровню подготовки выпускников

    В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

    знать/понимать:

    — виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

    — единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

    — основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

    — программный принцип работы компьютера;

    — назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

    уметь:

    — выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

    — оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

    — оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

    — создавать информационные объекты, в том числе:

    структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

    создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

    создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

    создавать записи в базе данных;

    создавать презентации на основе шаблонов;

    — искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

    — пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    — создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

    — проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

    — создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

    — организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

    — передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

    Требования к ИКТ-компетентности учеников и выпускников начальных классов согласно ФГОС НОО

    Одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

    Просмотр содержимого документа
    «Требования к ИКТ-компетентности учеников и выпускников начальных классов согласно ФГОС НОО»

    Требования к ИКТ-компетентности учеников и выпускников начальных классов согласно ФГОС НОО

    Подготовила Власенкова Татьяна Михайловна учитель начальных классов

    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения
    России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго
    поколения – ФГОС НОО.

    В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

    Деятельностный характер ставит главной целью развитие
    личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать:
    – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
    – использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
    коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
    форме измеряемые величины и анализировать изображения,
    звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
    графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

    В связи с этим, я думаю, ИКТ в начальной школе должны занимать одно из основных мест.

    Начальный курс информатики должен заложить как начальные прикладные навыки, так и начальные знания об информации и информационных процессах.

    Как и начальный курс математики, курс информатики, одной из важнейших задач, имеет развитие у детей абстрактного мышления;

    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются
    универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают
    «общеучебные умения», «общие способы деятельности» и т. п.
    Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа
    формирования универсальных учебных действий.

    Одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются
    ориентировка младших школьников в информационных и
    коммуникативных технологиях и формирование способности их
    грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред
    указывается в Стандарте как наиболее естественный способ
    формирования УУД. В программу формирования универсальных учебных действий образовательного учреждения должна быть включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся», что позволяет образовательному учреждению и учителю непосредственно формировать универсальные учебные действия учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    Реализация программы формирования УУД в начальной
    школе – ключевая задача внедрения нового образовательного
    стандарта. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов
    обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать
    готовность детей к овладению современными компьютерными
    технологиями и способность актуализировать полученную с их
    помощью информацию для дальнейшего самообразования.
    Но новый ФГОС НОО предъявляет требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать для информатизации школьного пространства.

    Несмотря на то, что стандарт предыдущего поколения давал большую вариативность и курс информатики был не редким в программах начальной школы, он никаким образом не предполагал чётких предметных результатов освоения. А ФГОС НОО напротив, предполагает наличие целого ряда предметных требований, включив их (раздел 12.2 ФГОС НОО) в предметную область МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА. Но это только поверхностный взгляд. Более глубокий анализ стандарта, а также ожидаемого перечня сформированных универсальных учебных действий, показывает, что информационная грамотность и ИКТ компетентность являются неотъемлемыми составными частями всего курса начальной школы. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит раздел по формированию ИКТ-компетентности, которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные УУД и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся должно проходить во всех предметных областях начальной школы. Так в предметной области «Филология» преимущественно должны формироваться те элементы ИКТ-компетентности, которые относятся к языковой, читательской, речевой компетентности.

    В предметной области «Окружающий мир» преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества (в частности, получением, фиксацией, представлением и обобщением информации).

    В предметных областях «Искусство» и «Музыка» – элементы ИКТ-компетентности, связанные с созданием и преобразованием звуковых и графических объектов, а в предметной области «Технология» – связанные с созданием и применением информационной среды для решения учебных, практических и творческих задач.

    Новый ФГОС относит приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности к образовательной области «Математика и информатика», но первичные навыки использования средств ИКТ являются предметом изучения образовательной области «Технология. Отработка полученных навыков должна происходить во всех предметных областях, а области «Математика и информатика» должна принадлежать ведущая интегрирующая роль:

    использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

    Читайте так же:  Жалоба в на 46

    приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

    умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

    приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

    А это в свою очередь меняет характер курса начальной информатики на метапредметный, формируя из информатики по сути единую платформу, на базе которой строится весь образовательный фундамент.

    Таким образом, в новом федеральном образовательном
    стандарте начальной образовательной школы второго поколения формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся отводится одна из первостепенных ролей.
    Это связано с тем, что при итоговой оценке качества освоения
    основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения
    содержания отдельных учебных предметов должна учитываться
    готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Решаться они должны на основе:

    системы знаний и
    представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

    обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

    коммуникативных и информационных умений.

    Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
    – развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
    – овладевать практическими способами работы с информацией;
    – развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Так, во 2 главе ФГОСа п.11 указывается:

    1) активное использование средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео — и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

    3) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

    Развитие и формирование данных компетенций способствует становлению ИКТ-компетентности.

    По определению в ООП НОО – это ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять.

    В структуре данной программы в каждом её разделе указывается ИКТ-компетентность.

    В п. 2.1.2. даны направления формирования ИКТ-компетентности обучающихся.

    П.4.4. рассматривает информационно-коммуникационные технологии как инструментарий универсальных учебных действий.

    критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;

    уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

    основы правовой культуры в области использования информации.

    оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

    использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

    создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

    фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

    структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

    создание простых гипермедиасообщений;

    построение простейших моделей объектов и процессов.

    выступление с аудиовизуальной поддержкой;

    фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

    общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

    Там же даётся подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся и обозначен вклад каждого предмета в формирование ИКТ.

    В главе 4 п. 25, 26 рассматриваются материально-технические условия и информационно-образовательная среда образовательного учреждения.

    Т. о. руководитель общеобразовательного учреждения, учитель, идущие в ногу со временем, следуя интересам детей, должны развивать, прежде всего желание и готовность к применению ИКТ.

    Что уже сейчас мы можем внедрять в этом направлении? Ведь модель информатизации образовательного процесса не нова и опирается не только на ФГОС, но и на нормативно-правовую базу действующих на сегодня документов:

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13),

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 22.05.2003 № 13-51-109/13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 26.04.2004 № 14-51-105/13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ от 13.08.2002 № 01-51-088 «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях».

    В содержании этих документов учитель найдёт структуру урока с применением компьютера, гигиенические требования по его использованию, гимнастику для глаз, рекомендации по организации эффективного использования компьютерной базы в общеобразовательных учреждениях.

    Применение данной технологии позволяет перейти к деятельностному способу обучения, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Сказанное выше можно отнести к плюсам внедрения ИКТ в школе.

    Может сложиться впечатление, что внедрение и использование информационных технологий оправданно всегда и везде. Во многих случаях это почти так. Иногда это совсем не так, и бездумное внедрение приносит только вред. Информационные технологии имеют ряд особенностей. Если их не учитывать, вреда можно принести больше, чем пользы.

    Повсеместное использование информационных технологий приводит к свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения, развивает индивидуализм. В каком-то смысле, эти процессы объективны, и устранить их нельзя в принципе.

    Определенные трудности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто распоряжаться. Нелинейная структура найденной информации подвергает ученика соблазну следовать по предлагаемым ссылкам. При неумелом использовании это может здорово отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Вторая причина – излишек информации, «информационный шум» или «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.

    Развитие систем мультимедиа породило обилие информационных продуктов, «напичканных» разными видами информации. Среди неофитов, научившихся вставлять в презентации графику, звук, анимацию и видео, даже неприличным считается слайд, на котором есть только текст. Проблем здесь две. Во-первых, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Среднестатистический человек способен уверенно оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями или объектами. Поэтому, когда ученику одновременно показывают текст, который за кадром озвучивается, тут же демонстрируют анимационные эффекты и пару картинок, хорошего мало. Он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, и пропускает важные учебные сведения. Во-вторых, люди различаются по способу восприятия информации. В зависимости от того, какое полушарие мозга у человека ведущее, он лучше воспринимает образы или логику изложения. Когда в одном слайде смешано и то, и другое, страдают все.

    Нельзя забывать о том, что чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, чьим неокрепшим организмам очень хочется, но никак непозволительно, проводить за компьютером по восемь часов в день. Поэтому учителю, активно применяющему ИКТ, надо помнить о требованиях САНПИН, в которые внесены изменения.

    Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

    Еще статьи:

    • Страховка машины в росно Предыдущая статья: ОСАГО от СОГАЗ Оформляя полис страхования, автовладельцы внимательно изучают страховую компанию. Поэтому имидж в данном случае решает почти все. Изучим страховщика Специализированная страховая компания «РОСНО» начала свою деятельность в 1994 г. Изначально она […]
    • Нотариус 3 почтовое отделение Нотариус Люберецкого нотариального округа Московской области Терехина Ирина Анатольевна Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, дом 123, корпус 3 Телефон: (495) 503-33-72 Часы работы: Вт, Чт 10:00 - 17:00 (перерыв 13:00 - 14:00) Ср, Пт, Сб 10:00 - 15:00 Написать письмо! […]
    • Пособие на рождение ребенка если муж не работает Справка о неполучении единовременного пособия при рождении ребенка Одна из выплат, положенных семье по случаю рождения ребенка — единовременное денежное пособие, которое выдается любому из родителей (матери или отцу) или лицу, которое их заменяет. Подать заявление и соответствующие […]
    • Заявление обрезка деревьев Заявление обрезка деревьев Вы не можете посетить текущую страницу по причине: просроченная закладка/избранное поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта пропущен адрес у вас нет права доступа на эту страницу Запрашиваемый ресурс не найден. В процессе […]
    • Порядок заполнения договора подряда Договор подряда Экономьте время на оформлении договоров! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные бланки с вашим логотипом и реквизитами Выгрузка документов в форматах Excel, […]
    • Начисление пенсии по старости за стаж Пенсия за выслугу лет особенности оформления Выслуга лет – стаж работы в определённых областях, дающий право на получение отдельного вида пенсий. Получать такую пенсию, согласно нашему законодательству, имеют право: военнослужащие, кроме тех, кто проходит срочную службу в рядах […]