Требования к духовно-нравственному воспитанию

Персональный сайт Першиной Ирины Валериевны, учителя начальных классов

pershinairina.ru

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников как ключевое требование новых ФГОС

Выступление на Городском методическом объединении 22 марта 2012 года

Один из важнейших факторов модернизации современной России – создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы, концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы.

В Концепции определены направления развития и воспитания обучающихся в сфере личностного развития, общественных и государственных отношений.

В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить

  • Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
  • Формирование морали
  • Развитие совести
  • Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций
  • Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
  • Осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать
  • Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.

В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить

  • Осознание себя гражданином России
  • Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам
  • Развитость патриотизма и гражданской солидарности
  • Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия
  • Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
  • Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого.
  • Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
  • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
  • Духовную, культурную и социальную преемственность поколений

В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить

  • Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления
  • Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций
  • Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны
  • Укрепление национальной безопасности.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

  • усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
  • общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
  • содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности определяют:

  • отбор учебного содержания по инвариантным и вариативным общеобразовательным дисциплинам;
  • основное содержание программ воспитания и социализации;
  • содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций и иных социальных субъектов

Традиционными источниками нравственности являются Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся

Уклад школьной жизни

  • Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
  • Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
  • Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
  • Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений
  • Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

  • Нравственного примера педагога (учитель и родитель – ведущие субъекты воспитания; ценность Учителя – главная национальная ценность)
  • Социально-педагогического партнерства (согласование усилий всех субъектов воспитания и социализации на основе общих воспитательных идеалов и ценностей)
  • Непрерывного личностного развития обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека; взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов)
  • Интегративности программ духовно-нравственного воспитания (единство учебно-воспитательного процесса)
  • Социальной востребованности воспитания (взаимосвязь образования, духовно-нравственного развития и жизни обучающихся)

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

В Концепции определены 4 ступени духовно-нравственного развития личности.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

Требования к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО

  • Программа должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
  • В основу Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
  • Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции (Ч.III, п.19.6).

Структура программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся включает:

  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО (воспитательный идеал, задачи в области формирования личностной, социальной и семейной культуры обучающихся).
  2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
  3. Принципы и особенности организации воспитания (концептуальная основа уклада школьной жизни)
  4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (по каждому из направлений организации воспитания )
  5. Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания)
  6. Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
  7. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
  8. Планируемые результаты (по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания).

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

Первый уровень –первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.

Третий уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия.

Пути осуществления:

  • Учебный процесс,
  • Правовое и политическое просвещение,
  • Самообразование,
  • Использование потенциала СМИ,
  • Внеучебная воспитательная работа,
  • Участие в общественных делах школы,
  • Семейное воспитание,
  • Участие в деятельности общественных объединений,
  • Выполнение общественных поручений.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации

Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления содержания образования

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Дата публикации: 21.01.2016

Статья просмотрена: 459 раз

Библиографическое описание:

Кудимова Т. В. Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления содержания образования // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 79-81. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/617/ (дата обращения: 13.02.2019).

Статья раскрывает понятие духовно — нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ в условиях обновления содержания образования на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов. (ФГОС)

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, адаптивная среда, концепция.

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Читайте так же:  Приказ предприятия о пожарной безопасности

Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент, является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям. Только на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, является обязательным компонентом образовательного процесса, так как школа становится адаптивной средой для данной категории детей, нравственная атмосфера которой формирует его ценностные ориентации.

Поскольку, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» (В. В. Зеньковский) духовно-личностного становления (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. Г. Горецкий, В. В. Зеньковский) Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом.

Поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию, и гражданскому становлению личности младшего школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности, и должно осуществляться в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В основу разработанной программы положены базовые национальные ценности, через века, сохраненные в культурных, социально-исторических, семейных традициях народов многонациональной России.

Целью работы по духовно — нравственному воспитанию является духовно — нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования, которая найдёт своё воплощение в следующих задачах:

• содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка;

• создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа;

• обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей обучающегося, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность.

Воспитательно — образовательная программа школы должна отражать совокупную деятельность, которая реализуется:

 в процессе обучения (урочная деятельность);

 во внеклассной работе (внеурочная деятельность);

 во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Воспитатель должен найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Актуальность данной задачи очевидна, так как во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?» В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, большое внимание уделяется внеурочной деятельности, направленной на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Формирование личностных универсальных действий реализуется воспитателями начальной школы путем развития у обучающихся задач самоопределения: «Я знаю…», «Я умею…», «Я стремлюсь…», а также путем формирования идентичности личности младшего школьника. На воспитательских часах: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!», «Школьные принадлежности», «Правила поведения в школе», происходит принятие обучающимися роли ученика, формируется положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Занятие, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Воспитатель учит обучающихся оценивать и объяснять ситуации и однозначные поступки, как «хорошие» или «плохие» с позиции бережного отношения к животным.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности, в формировании нравственных качеств обучающихся зависит от умения педагога правильно моделировать педагогический процесс. Младший школьник испытывает большое доверие к воспитателю. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для обучающегося. Сделать себя лучше, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.

Статья по теме:
Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей – совокупность этих проблем современного общества делает процесс воспитания еще более трудным.

Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.

Предварительный просмотр:

И нновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО.

Жилкина Т.Э., учитель начальных классов,

г. Пятигорск, Ставропольский край

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей – совокупность этих проблем современного общества делает процесс воспитания еще более трудным.

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно — нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, то есть имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Следовательно, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России – цель современного образовательного учреждения. Для ее реализации, начиная с первых дней обучения учащегося начальной школы, требуется создание программы духовно-нравственного воспитания длительностью 4 года. Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

К основным задачам, которые требуется решить при реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы, можно отнести:

— формирование основы морали, то есть осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

— создание основы нравственного самосознания личности (совести). Способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

— развитие доброжелательности и чувства эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявляя критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

— развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.

В основу программы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы должны быть включены следующие принципы реализации:

— принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

— принцип вариативности, который заключается в создании условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;

-принцип мотивации деятельности обучающихся, предусматривающий добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

Читайте так же:  Увольнение с компенсацией за 3 месяца

— принцип педагогического руководства, то есть организации совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Кроме того, программа должна реализовываться с учетом деятельностного и личностно – ориентированного подходов. Реализация программы в рамках данных подходов предоставит возможность каждому ребенку проявить и самореализовать свои качества в решении социально-значимых проектов.

Но для реализации поставленных задач и принципов традиционных методов обучения школьников недостаточно. Требуется применение новых методов и способов обучения, современных педагогических технологий для подтверждения эффективности применения тех или иных образовательных технологий.

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы с инновационной составляющей должна включать следующие 7 направлений развития школьника: «Здоровье»; «Учение»; «Общение»; «Нравственность»; «Досуг»; «Гражданин»; «Семья».

В рамках каждого направления при реализации программы возможно комплексно оценить текущие установки школьника и проследить динамику развития учащегося в процессе обучения. При проведении данной программы требуются наряду с традиционными формами и методами обучения (беседы, наблюдения, классные часы, дискуссии, экскурсии, конкурсы, игры, соревнования, родительские собрания) необходимо использование инновационных составляющих в составе существующих методов, так и разработка и внедрение принципиально новых форм обучения.

Инновационность программы заключается в следующем:

— использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;

— возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;

— наличие заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;

— согласие многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.

Перед образовательным учреждением при реализации программы одной из основных задач будет вовлечение родителей в процесс проведения инновационных форм обучения. Основные направления взаимодействия классного руководителя и родителей заключаются в следующем:

— Общение — это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.

Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность — человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее. Интерес к жизни — это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой — принятие жизни как дара природы. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Способом контроля за нравственным развитием ребенка может стать создание портфолио каждого учащегося в соответствии с 7 направлениями развития программы. Строгая и объективная фиксация результатов позволит педагогам и родителям видеть изменения нравственного воспитания ребенка, определять психологические особенности, уровень духовного развития, круг интересов и т.д.

К основным результатам реализации программы можно отнести формирование активной жизненной позиции школьника; приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира; патриотическое и гражданское самосознание; уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим; соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням; эмпатическое и толерантное отношение к окружающим; представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

Таким образом, внедрение в практическую деятельность программы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы с инновационной составляющей создаст необходимые условия для личностного развития каждого ребенка, формирования у школьника компетенций по размышлению, прогнозированию и планированию своих действий, развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, созданий условий для самостоятельной активности, сотрудничества и проведения объективной оценки достигнутых результатов.

1.Белоусова Т.Л. Казаченок Н.В., Бостанджиева Н.И. Чозгиян О. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 2.- М.: Просвещение, 2012.

2. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: Сфера ТЦ, 2008.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение,2010.

«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС»

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 3» г.ивантеевки Московской области «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Подготовила учитель начальных классов высшей категории Блохина Наталья Юрьевна учебный год

2 «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Особая сфера воспитательной работы ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед пустоты души, бездуховности Настоящий человек начинается там, где есть святыни души. В.А. Сухомлинский Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. «Родной край, его история» писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: Патриотизм любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение

3 Отечеству; гражданственность закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; социальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; человечество мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; традиционные российские религии представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Внеучебная деятельность школьников понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действие для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, в проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении. А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.

Читайте так же:  Как заплатить штраф за юр лицо

4 Базовые компетенции стали своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. Для современного школьника базовыми являются компетенции: информационная (готовность к работе с информацией); коммуникативная (готовность к общению с другими людьми); кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми). проблемная (готовность к решению проблем). К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся: обращение к опыту учащихся; решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты; организационно-деятельностные игры (ОДИ); проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы; интеграция обучения. Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно — деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства. В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. Пример воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. «. » сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно без расхождений между словом

5 и делом, доброжелательно. Школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий: «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности». Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности. Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» Нравственное воспитание учащихся начальной школы Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно, действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Нравственное развитие это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы. Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём

6 знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный климат в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. Нравственное воспитание процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий). Педагогу необходимо путем организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности. Нравственное воспитание активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников. Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли. Н.И. Пирогов Используемая литература и ресурсы: Барышникова Е. И.Базовые национальные ценности основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания//url: Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Народное образование Нравственное воспитание учащихся начальной школы //URL: Миронова И. Ю. Духовно-нравственное развитие важнейший компонент социального заказа для образования //URL:

Еще статьи:

  • Приказ минтранса no 204 В соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственной функции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, […]
  • Налоговая декларация республика беларусь Налоговая декларация республика беларусь Налоговую декларацию ОБЯЗАНЫ представить физические лица, получившие в 2017 году следующие доходы: 1. ОТ ПРОДАЖИ ИЛИ ИНОГО ВОЗМЕЗДНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ (МЕНА, РЕНТА) ИМУЩЕСТВА 1.1. от продажи или иного возмездного отчуждения транспортных средств: […]
  • Органы опеки г всеволожска Органы опеки всеволожский район Ребенок 3 года, мать умерла 21 июня, гражданский муж (отец ребенка), как опекун, проживающий на территории малыша, НЕ РАБОТАЕТ и постоянно пьет.Ребенок брошенный, в садик не берут.Пожалуйста примите меры.Очень жалко мальчика. Начальник отдела опеки и […]
  • Приказ мвд россии 667 Приказ МВД РФ от 22 августа 2003 г. N 667 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозками, а также оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МВД России" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 22 августа 2003 г. N […]
  • Приказ 243 минтранса россии Приказ Минтранса России от 26.06.2017 N 243 "О внесении изменений в Регламент Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2006 г. N 27" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2017 N 47446) МИНИСТЕРСТВО […]
  • Трудовой договор с нерезидентом в рк Как оформить трудовой договор с нерезидентом? Вопрос-ответ по теме Как оформить трудовой договор с нерезидентом? Прежде всего, необходимо знать, что трудовые договоры работодатели Казахстана могут оформлять (заключать) лишь с теми резидентами (иностранцами), которые: · прибыли из других […]