Требования к экологической тропе

Методика организации экологической тропы

Разделы: Экология

Пояснительная записка

Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается путем органического сочетания отдыха и ползнания во время движения по маршруту тропы.

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой просто общительность. Перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама “просит нашей помощи, защиты и любви”.

Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что в свою очередь даст возможность применить знания детей, почерпнутые из школьного курса. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рождается важнейшее свойство личности – убежденность беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе, и особенно этому помогает экскурсионное обслуживание тропы самими учащимися. А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, “учителями” и пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют многие свойства их личности.

Учебные экологические тропы – это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на использование учащимися, поэтому должны быть легкодоступны, и находится в зеленых зонах вблизи населенных пунктов.

Основные посетители тропы – организованные учебные группы от младших школьников до педагогов.

Цели:

  • расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
  • научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
  • способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.

Задачи:

  • экологическое обучение и воспитание;
  • отдых посетителей;
  • сохранение природы в прилегающей зоне.

Требования к выбору маршрута тропы:

1. Привлекательность:

  • красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
  • каждая тропа должна быть непохожа на другие;
  • тропа не должна быть монотонной;

2. Доступность:

  • необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к ому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;
  • трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.

3. Информативность:

  • способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.

Оборудование экологической тропы

Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников.

Для учебных экологических троп оборудование и мероприятия по ее благоустройству не очень сложны. Например:

Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы:

Проект «Экологическая тропа»

Теоретическое обоснование и практическая реализация

Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное, а нередко и отрицательное отношение. Особенность экологического обучения и воспитания на экологических тропах или маршрутах состоит в том, что он строится на основе не сухого дидактически-назидательного изложения, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении в процессе непосредственного соприкосновения ученика с природой. Достигается это путем органического сочетания отдыха и процесса познания во время движения по маршруту тропы. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту и убедить ребенка в том, что природа, по выражению Е.Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Экологическая тропа являет собой некий «природоведческий ликбез», то есть расширяет у школьников элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природной среды, является своеобразным кабинетом биологии под открытым небом. Проходя по ней, дети учатся замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в районе маршрута тропы, комплексно оценивать результаты воздействия деятельности человека на окружающую среду, прогнозировать изменения, которые могут произойти в природе под влиянием человеческой деятельности, предлагать свои пути решения экологических проблем.

Создание тропы как таковой не должно быть самоцелью – это одна из творческих форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Если ее правильно организовать, она позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд, применить на практике знания, почерпнутые из школьных курсов биологии, химии, экологии, географии. А самостоятельная исследовательская работа учащихся укрепит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал, сделает ученический коллектив сплоченнее. Итог – выход на важнейшее свойство личности – убежденность в необходимости беречь природу и приумножать ее богатства, с опорой не только на знания, полученные из книг, но и с учетом личного опыта школьника.

В процессе общения с природой у ребенка вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе. И далеко не последнюю роль в этом играет экскурсионное обслуживание тропы силами самих учащихся. А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, «учителями» и пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют важнейшие качества человеческой личности, в том числе такие, как социализация.

Учебные экологические тропы – это специализированные образовательные маршруты, создаваемые, в первую очередь, для непосредственного обучения учащихся в природе. Их протяженность редко превышает 2–3 км (что соответствует времени проведения учебных экскурсий за 1–3 учебных часа). Они должны быть легкодоступны и находиться в зеленых зонах вблизи населенных пунктов недалеко от учебного заведения.

Основные посетители тропы – организованные учебные группы учащихся, родителей, педагогов.

Цели создания экологической тропы:

– расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
– акцентирование внимания учащихся на различных проявлениях антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы;
– развитие навыков комплексной оценки состояния окружающей среды;
– освоение простейших методик по изучению состояния тех или иных природных объектов;
– воспитание экологической культуры поведения в природе как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношений человека и природы.

– экологическое обучение и воспитание;
– изучение нового материала по предметам естественнонаучного цикла непосредственно в живой природе;
– отдых посетителей тропы на природе;
– сохранение природных объектов в районе экологической тропы, в том числе памятников природы.

Основные требования к выбору маршрута экологической тропы

– эстетическая выразительность окружающего ландшафта в местности, где проходит экологическая тропа;
– каждая тропа должна быть непохожей на другие;
– тропа должна включать как можно больше разнообразных природных объектов, не должна быть монотонной.

– расположение тропы на незначительном уда-лении от населенного пункта, учебного заведения;
– наличие хорошей пешеходной или подъездной дороги к тропе в целях экономии учебного времени;
– безопасность выбранного маршрута с точки зрения угрозы здоровью школьников;
– отсутствие серьезных трудностей при продвижении учебных групп по маршруту, так чтобы физическая усталость не возобладала над эмоциональной стороной восприятия материала в процессе движения по тропе.

– возможность удовлетворить познавательные потребности посетителей в области географических, биологических, экологических, химических и иных вопросов;
– включение максимально возможного количества разнообразных природных объектов местности.

Оборудование экологической тропы

Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также об обеспечении достаточной комфортности пути и безопасности передвижения экскурсантов.

Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы

Укрепление дорожно-тропиночного полотна, создание мест костровищ, расчистка тропинок: отсыпка щебенкой и гравием, укладка плоского дикого камня, снятие дерна и помещение его на другие участки земной поверхности, обсыпка песком краев костровищ, механическое удаление кустарников, сучьев и т.п., мешающих прохождению групп по тропе.

Разработка проекта, изготовление и установка малых архитектурных форм: информационные доски и опоры для них, смотровые площадки, скамьи, знаки и указатели, ограждения муравейников, по возможности наличие питьевого источника, мостики и др.

На тропе устанавливаются информационные щиты и знаки. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту. Можно использовать следующие типы информационных текстов и знаков: общий указатель и схема тропы; правила поведения в природе; лозунги и призывы; сведения об отдельных природных объектах и явлениях; сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы; поэтические тексты, рисунки, плакаты о взаимоотношениях человека и природы; экологические дорожные знаки и указатели.

Правила поведения на экологической тропе

В целях сохранения природной среды в максимально нетронутом виде и одновременного обеспечения комфортности для посетителей, каждый участник экскурсии на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

– категорически запрещается срывать любые (а не только охраняемые) наземные и водные растения;
– с тропы нельзя выносить никакие сувениры: красивые камни, интересные коряги и т. п., – только знания, впечатления и фотографии;
– в зоне тропы категорически запрещена любая охота, рыбалка;
– топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых удаленных районах;
– в качестве топлива можно использовать только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухую бересту (категорически запрещается использовать бересту с живых деревьев);
– курить и разводить костры можно только в специально отведенных для этих целей местах;
– двигаясь по тропе, нельзя шуметь, чтобы не вызывать беспокойства у животных, категорически запрещается брать с собой на экскурсию радиоприемники и магнитофоны;
– ни в коем случае нельзя брать с собой на экскурсию собак;
– нельзя оставлять после себя мусор;
– нужно бережно относиться к оборудованию тропы – транспарантам, аншлагам, оборудованным местам отдыха.

Читайте так же:  Как взять ипотеку под материнский капитал расчет

При выборе маршрута тропы следует учитывать перечисленные выше требования. Желательно чередование открытых пространств с лесными тропинками – монотонные однотипные природные сообщества утомляют ребенка, делают маршрут неинтересным. Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной. Наибольшей популярностью у школьников пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Изучение видового разнообразия прямо отвечает выполнению требований учебной программы по ботанике, зоологии и экологии. При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы охватить не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса, луга, водоемы, характерные формы рельефа. В качестве зрительного образа могут использоваться и элементы антропогенного ландшафта: разнообразные дороги, линии электропередачи, сельскохозяйственные угодья, пастбища, свалки. Опираясь на эти реальные проявления человеческой деятельности, можно рассказывать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии учащихся школы и жителей населенного пункта в решении экологических проблем своего села.

Продолжительность экскурсий зависит от состава группы. Так, самые продолжительные экскурсии (до 3 ч) рассчитаны на педагогов, воспитателей и студентов, взрослых жителей населенного пункта. Для детей младших возрастов могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы (знакомятся с основными объектами тропы или той ее частью, которая необходима для усвоения материала, например, предыдущего урока), рассчитанные на 30–45 мин. Дети старшего возраста могут проходить весь маршрут тропы, но выбор представляемых объектов будет менее полным; продолжительность маршрута около 2 ч.

Внимание посетителей любого возраста привлекают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся создавали микрозаказники для насекомых, площадки с искусственными гнездами и кормушками для птиц, огородили муравейники и т.д. Такие объекты в дальнейшем могут использоваться для проведения школьниками исследовательских работ.

Организация учебной экологической тропы

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Аносинская средняя общеобразовательная школа имени Г.И. Гуркина»

« Организация учебной экологической тропы »

Тадышева Светлана Михайловна,

учитель биологии и химии

Актуальность организации учебной экологической тропы

Требования к выбору маршрута тропы

Подготовка к созданию учебной экологической тропы

1. Актуальность организации учебной экологической тропы.

«Природа – единственная книга,

содержание которой одинаково

значительно на всех её страницах»

В сфере сознания учащихся возникают такие отношения к окружающей среде, которые вырабатываются не только на основе познания. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. Эти виды деятельности не укладываются в рамках урока. И это всё требует создания в природе специального «кабинета».

Таким «кабинетом» может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природе. Задания выполняются во время комплексной экологической экскурсии и полевого практикума, которые по сути выступают новыми межпредметными формами организации учебно – воспитательного процесса.

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Опираясь на опыт педагогов, нами разработан проект по созданию учебной экологической тропы.

Цель тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.

Задачами учебной экологической тропы, создаваемой школьниками, является показ причинно – следственных связей в природе, взаимодействия природы и общества. Тропа дает возможность осуществлять комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке. Кроме того в ходе изучения объектов природы познаются различные способы природопользования, приобретается опыт оценки характера взаимодействия человека и природы, умения пропагандировать природоохранные идеи среди населения. Также учебная экологическая тропа способствует расширению кругозора у учащихся в познании природы родного края, что приобретает особую актуальность в условиях Республики Алтай, где много эндемиков флоры и фауны которые необходимо не только знать, но и уметь охранять.

2. Требования к выбору маршрута тропы.

В рамках данного проекта нами был разработан маршрут вдоль дороги сел Анос – Верх Анос, протяженностью 8 км. Мы придерживались основного критерия классификации троп природы – назначение. Под руководством руководителя кружка учащиеся проходили весь маршрут, в течение одного учебного года.

Прохождение учебной тропы направлено на изучение объектов и явлений природы, знакомство с культурой природопользования и развития навыков экологической оценки его результатов, воспитание экологической этики.

Маршрут учебной экологической тропы размечается в природе определенной маркировкой и должна отвечать основным требованиям:

доступность. Тропа должна быть доступной в транспортном отношении, хорошо посещаемой местным населением. Он прокладывается по уже сложившейся дорожно — тропиночной сети.

привлекательность. Тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические потребности, показывать своеобразие и красоту природы. На маршруте необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками ровного и пересеченного рельефа, уголков нетронутой природы с участками, которые подвергались значительному антропогенному воздействию. Немаловажное значение имеет образность и цветовое сочетание информационных щитов, поэтическое и художественное слово, которое в увлекательной и доступной форме рассказывают об природных объектах.

информативность. Тропа должна способствовать удовлетворению познавательных потребностей учащихся в области биологии, географии, экологии, показывать причинно – следственные связи в природе, взаимодействие природы и человека. Лозунги, призывы, помещенные на щитах должны усиливать закрепление материала, наталкивать на мысль о защите и охране окружающего мира, умении жить в согласии с ним.

практическая направленность. Целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся выполняли общественно – полезные дела природоохранного характера. Такие участки используются для проведения учащимися исследовательской работы. О полученных ими результатах учащиеся рассказывают и выступают на НОУ, участвуют в различных конкурсах эколого – биологической направленности.

3. Подготовка к созданию учебной экологической тропы.

1 этап. Организационная работа.

Учащимися школы и руководителем кружка был составлен паспорт учебной экологической тропы, составлена карта – схема, маркировка тропы, разметка остановок. На нашей тропе были следующие остановки: «Правила поведения в лесу», «Муравей», «Вода — жизнь», «Хвойный лес», «Смешанный лес», «Животный и растительный мир нашего края», «Первоцветы», «Лекарственные растения».

Правовой основой для создания природной тропы было решение Аносинской сельской администрации, которое установила границы зоны тропы и издала соответствующий приказ. В нем указывалось лицо (руководитель кружка), ответственное за состояние тропы, режим пользования, источники финансирования.

2 этап. Теоретическая подготовка учащихся.

Формирование экологических знаний: конкретных о компонентах природы и объектах, о взаимосвязях в природе, мер охраны природы, норм и правил поведения в природе, проводились на теоретических занятиях в кружке.

3 этап. Практическая деятельность учащихся.

На данном этапе учащиеся изготавливали стенды, дорожные знаки, информационные доски. Также разрабатывались темы научных и художественных текстов призывов и обращение к посетителям. Распределялись темы для рефератов, исследовательских работ.

Вся массовая деятельность учащихся развивалась по двум направлениям: практическому и познавательно – исследовательскому.

(благоустройство тропы, установка и ремонт информационных щитов)

(ограждение муравейника, установка кормушек для птиц, уборка мусора)

(«Первоцветы», «Береза», «Елочка», «Родник»).

Познавательно – исследовательское направление:

— учебно – познавательная работа (исследовательские работы по определению состояния чистоты воздуха по растительным индикаторам, проведен мониторинг зеленых насаждений по годам. Собраны материалы по лекарственным травам, эндемикам флоры, изучен видовой состав ночных чешуекрылых и определено их хозяйственное значение).

Нами были проведены исследовательские работы по темам: «Мониторинг зеленых насаждений в окрестностях села Анос по годам», «Ночные чешуекрылые Чемальского района и их хозяйственное значение», «Лихеноиндикационная оценка воздуха в окрестностях села Анос», «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной», «Лекарственные растения Чемальского района».

Нами была составлена виртуальная экскурсия по учебной экологической тропе Анос – Верх Анос.

— массовые внеклассные мероприятия

Проведены следующие мероприятия: «Юные исследователи природы Аноса», Научное общество учащихся, «День птиц», «День Земли», «Зеленая аптека» и т.д. Были организованы выставки рисунков, поделок из природного материала, птичьих гнездовий. Проведен сбор семян цветов, были заготовлены лекарственные растения для пожилых людей.

Членами кружка посажено на территории школы — 5 вида дикорастущих растений: бадан, купальница европейская, кандык сибирский, медуница, сон –трава.

Учебная экологическая тропа помогает донести знания о природе до учащихся, родителей, населения. Воспитывает гуманные и дружеские чувства ко всему живому. Знакомят гостей района за короткий срок с основными достопримечательностями села и его окрестностей, а местные жители откроют для себя ранее неизвестные сведения о привычных и таких знакомых им объектах.

Результатом прохождения учебной экологической тропы является участие и победы детей в различных эколого – биологических конкурсах разного уровня (от общешкольных до всероссийских).

И в заключении, никого не оставит тропа равнодушным и всем без исключения подарит радость открытия от общения с природой.

Требования к экологической тропе

Организация экологической тропы.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятель­ности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учеб­ного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях при­родная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направля­ющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также поле­вого практикума.

Маршрут экологической тропы выбирается таким обра­зом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный лан­дшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятель­ности.

Экологическая тропа рассчитана на три категории посе­тителей:

1) педагогов и студентов;

2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;

3) родителей, отдыхающих, организованных в экскур­сионные группы и др.

Обычно учебная экологическая тропа посещается орга­низованно под руководством экскурсовода. Однако при на­личии специально разработанных буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы.

Протяженность учебной тропы обусловливается време­нем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) — это два, два с половиной часа — соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Для малышей проводятся ознакомитель­ные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов проходят на эк­скурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объекта­ми (до 1,5ч)

История создания экологической тропы.

Впервые понятие природная или экологическая тропа появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.

Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее из­вестные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихо­океанская на западном побережье США. Такие же тро­пы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.

Более 15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках Польской Народной Республики: Беловежском, Кампиносском, Бабьегорском и др. Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и явля­ются их составной частью.

Читайте так же:  Образец договора дарения жилого дома по доверенности

Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехословацкой Социалистической Республике. Одни проложены по пещерам окрестностей охраняемой ландшафтной области «Моравский крас» («Мацоха»), другие — в словацких горах «Малой Фатры» («Стефа-ново — Нижние и Новые Диеры», «Разбойничья тропа» и др.). Интересен также опыт организации троп при­роды, накопленный в ГДР.

В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеход­ная тропа. Ее называют Голицынской, так как строи­тельство» проводилось по указанию князя Л. С. Голицы­на. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными объекта­ми исключительной красоты и своёобразия

Широкое распространение учебных и учебно-позна­вательных троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохран­ное объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под руководством Я. X. Эйларта — специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. К на­стоящему времени практически вся территория Эсто­нии, .включая национальный парк, ландшафтные заказ­ники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта тщательно спланированной сетью учебных троп. Широ­ко известны тропы Лахемаа — первого национального парка, организованного в 1971 году. Здесь по­сетители могут ознакомиться с валунными полями лед­никового времени и 200-летними борами (тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и камовым релье­фом (тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот (тропа Вирусоо) и многими другими природными объектами.

Примерно в это же время стали создавать учеб­ные и познавательно-рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях г. Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрос­лых и детей пользуется «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под различных живот­ных пунктами-остановками. Силами сотрудников дома-музея «Лесное эхо» недалеко от г. Друскининкай уже около 30 лет существует тропа «Солнечная». Все соору­жения тропы выполнены из неделовой древесины, обра­ботанной, для долговечности по специальной методике. Тропа служит местом отдыха и познавательных экскурсий для многих тысяч людей, приезжающих со всех концов света.

Оригинальные тропы созданы в лесничестве Швянтойи (Кретингский район)

На территории агробиологической станции Вильнюс­ского педагогического института в Тамошаве создана учебная экологическая тропа «Лебедь». На ней будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе.

Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организа­ции просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать задачу создания троп только расши­рением природоведческих знаний. Время выдвигало и иную задачу — целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся молодежи. Это предъявляло новые требования не только к характеру маршрута тро­пы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили название учебных экологи­ческих, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естест­венной, так и преобразованной.

Опираясь на результаты экспериментов по ‘созданию подобных маршрутов, Всероссий­ское общество охраны природы приняло решение распространить опыт создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время было организо­вано два республиканских семинара на базе действую­щих троп «Измайловская» (в черте Москвы) и «Пущинская» (Московская обл.),

Результаты этих мероприятий не замедлили сказать­ся. По данным отдела ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено более 120 учебных троп. В их создании в со­дружестве с местными отделениями ВООП активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пио­неров, отдельные школы под руководством учителей географии и биологии.

Парк культуры и отдыха г. Южно-Уральска, ор­ганизовал экологическую тропу в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные на тропе, имеют вид развернутой книги: на од­ной «странице» плакат по охране природы, на другой — текст о природных объектах. Предназначена тропа для детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка

Первичная организация ВООП Комсомольского го­сударственного заповедника (г. Комсомольск-на-Амуре) оборудовала экологическую тропу, на которой установ­лено 30 красочных стендов и аншлагов.

Большая часть троп в настоящее время сформировалась как турист­ские маршруты выходного дня и достаточно насыщена экологической информацией (щитами, указателями, специальными буклетами). В Краснодарском крае организовано или находится в стадии организации око­ло 20 учебных троп.

В 1985 году начали действовать тропа Паустовского и учебная тропа природы от Ласковского до Черного озера, проект которых создала Дружина по охране природы Рязанского клуба туристов. Они же оборудова­ли и установили информационные щиты, соответственно 12 и 20 шт., разработав для этого особую технологию, сравнительно несложную и удобную в эксплуатации.

В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под руководст­вом лаборатории—экологического образования.

Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся программные экскурсии для уча­щихся этой и других школ района и города. В порядке распространения опыта организаторы, и старшеклассни­ки проводят экскурсии для зарубежных специалистов, директоров и завучей московских школ, методистов и учителей Москвы.

Информационные щиты, установленные на тропе, привлекают внимание значительного числа посетителей лесопарка.

Затем появились аналогичные тропы в Серебряном бору (школы № 57 и 143), в национальном парке «Ло­синый остров» — Мытищинский лесопарк (школа № 767 и географический факультет МГПИ им. В. И. Ленина), в парке «Сокольники» (школа № 1 и МГПИ) и в некоторых других местах. Все московские учебные тропы отличаются сравнительно малой про­тяженностью (в среднем 1—2 км), доступностью для посетителей (дорожки частично асфальтированы), эко­логической информативностью. Прекрасные по своей организации, информационному содержанию и эстети­ческим качествам тропы создают на Украине. Они носят название природных (тропа Ирпень— Беличи), экологических («По реке Горынь») и природных познавательных (Дахновская).

Создание учебных троп для на­шей страны — дело достаточно новое, но набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообра­зие форм и методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой круг заинтересован­ных организаций и широкую общественность. А это, в свою очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии их распространения.

Цели и задачи учебных экологических троп.

Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель соз­дания тропы заключается в обучении и воспитании по­сетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда пожинают.

С одной стороны, задачей тропы является своеобраз­ный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у эк­скурсантов элементарных сведений об объектах, процес­сах и явлениях окружающей природы. С другой сторо­ны, задача экскурсоводов и проводников— научить сво­их слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической куль­туры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей .друг с другом и отношения человека к природе

‘ Особенно широко. тропы. природы позволяют развернуть экологическое .образование и воспитание среди молодежи. Хорошо известно, что далеко не всегда ро­дителям удается привить детям любовь к природе, же­лание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каж­дого будущего гражданина» чувство» ответственности за ее судьбу.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического соче­тания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, рани­мость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, вклю­чая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние зна­ния, в .других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. . В основе этого лежит феномен. непо­нимания подростком, а затем и, взрослым состава нару­шения, в своём поведении в окружающей природе.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюде­ния природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещае­мостью и выполнением установленных правил.

Отдельные учебные тропы можно объединять в систе­мы, главная задача которых состоит во временном и пространственном регулировании потока посетителей, рассеивании, распределении их’ по территории отдыха во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. А создание таких троп в • окрестностях’ особо охраняемых территорий позволит отвлечь от них туристов и отды­хающих, показав им не менее Интересные по природным’ качествам ив то же время вполне доступные места. С этой целью в горной местности, а при большой длине тропы и в равнинных условиях, помимо основной трас­сы тропы, проектируется также одна или несколько вспомогательных, чтобы при -необходимости сократить время и снизить сложность прохождения маршрута.

Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.

Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, зонам организованного туризма национальных парков, ландшафтным заказни­кам. При этом обычно рядом с тропами выделяют за­щитную, т. е. переходную, полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа проходит через густой лес, достаточ­но отвести под переходную зону несколько метров с обеих сторон от нее; если вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания иметь вдоль тропы террито­рию, свободную от хозяйственного использования.

Кроме того, для создания учебных троп подходят, например, городские леса, лесопарки, .зоны отдыха, зе­леные зоны городов и даже леса промышленного исполь­зования и нелесные площади: тундра, степь, полупус­тыня, т. е. территории, не относящиеся к особо охра­няемым. . .

За последние пять лет в нашей стране часто орга­низуют тропы в окрестностях школ, пионерских лаге­рей, где они создаются силами самих школьников. Та­кие маршруты получили название учебных экологичес­ких троп. Сам процесс создания и последующего ис­пользования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подт­верждает и многолетний практический опыт.

Читайте так же:  Как оформить детский уголок в библиотеке

Во-первых; сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где прово­дится экологический лрактикум и организуется _ приро­доохранная деятельность учащихся, то ее использова­ние настолько многогранно, что она становится своеоб­разным учебным кабинетом в природе.

Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания молодежи. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физи­ческий труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса. А самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рожда­ется важнейшее свойство личности -— убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разум­ного, сознательного отношения к природе

А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, «учителями» и пропаган­дистами, не только повышают их экологическую гра­мотность, но и формируют многие свойства их личности. Особое значение имеет физический и умственный труд, ведет к всестороннему развитию школьников.

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Типы учебных троп.

Учебные тропы можно клас­сифицировать по разным крите­риям: прежде всего по длине маршрута или его продолжи­тельности.

Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по слож­ности предлагаемой информации.

Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии соответст­вующих природных условий создаются тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды.

Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специ­фику.

Прогулочно-познавательные тропы природы, или тро­пы «выходного дня», имеют протяженность 4—8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем за 3—4 часа они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагивают вопросы взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятель­ности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий .

значение леса для горожанина, лесной микроклимат, способы снижения шума;

подмосковные леса прошлого, их оборонная и строи­тельная роль, превращение коренных лесов в производ­ные.

Помимо летних прогулочно-познавательных троп, можно создавать зимние тропы. Зимний отдых в настоя­щее время получил большое развитие. Его основной и общедоступной формой являются лыжные прогулки. Не­смотря на сезонный характер, они приобретают значе­ние своеобразного экологического фактора, вызывая эро­зию почв на лыжных трассах, нарушая растительность

Зимняя учебная тропа также способствует осу­ществлению природоохранных, рекреационных, инфор­мативно-познавательных и воспитательных задач. В отличие от летней зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие раз­личных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время. Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов осмотра: на лыжах скорость пере­движения больше, да и рассказ экскурсовода короче зимой — ведь недолго и замерзнуть.

Познавательно-туристические тропы. Их протяжен­ность колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще проклады­вают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних. Среди этого типа троп есть маршруты «выходного дня» средней протяженно­стью 20—30 км с местом для ночлега. Есть маршруты, рассчитанные на прохождение группой туристов в течение отпуска, обычно по путевкам. Характер движе­ния может быть различным: пешком, на лошадях, водным транспортом или комбинированным. Тропы, предназна­ченные для организованного прохождения под руковод­ством проводника, имеют, как правило, значительную протяженность (до нескольких дней пути), отличаются сложностью (горы, заболоченная местность, густая тайга и т.п.). Среди познавательно-туристических бывают и сравнительно короткие тропы, прохождение по которым по той или иной причине опасно для посетителей.

Для зон отдыха, лесопарков, а также для некоторых туристических районов более характерны тропы, пред- 1 назначенные для самостоятельного прохождения. Они? должны быть тщательно размечены на местности и’ снабжены не только специальными буклетами, но и, по возможности достаточно большим количеством ин-| формационных щитов. Каждая самостоятельно органи-1 зеванная группа перед выходом на такую тропу обязана пройти специальный инструктаж, который даст не­обходимые простейшие навыки борьбы с нарушителями требований охраны природы на тропе.

Содержательная сторона такой активной формы отдыха может иметь комплексный характер: знакомство с окружающей природой, памятниками истории и культу­ры, наблюдение и оценка различных проявлений дея­тельности человека в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически грамотного по­ведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.

Прогулочно-познавательные и познавательно-турис­тические тропы по основной научно-информацион­ной ценности могут быть ботаническими, зоологически­ми, геологическими.

Учебные экологические тропы. Это наиболее специа­лизированные для целей обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение их учащи­мися разных типов учебных заведений: школ, ПТУ, тех­никумов и вузов. Доступны они и для посещения отды­хающими. Движение по маршруту организуется преиму­щественно под руководством педагога или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и инфор­мационным щитам. Тропы подобного типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций:

в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов.

Основные посетители тропы — организованные учеб­ные группы от младших школьников до педагогов. Со­ответственно и время движения по тропе колеблется от 30—40 минут до трех часов. В целях пропаганды эко­логических знаний учащиеся могут организовывать вре­менные группы посетителей из числа родителей или от­дыхающих в зоне тропы.

Наиболее совершенным вариантом учебной экологи­ческой тропы является ее сочетание с учебным кабине­том природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для на­блюдения при кратковременном маршруте.

По своему содержанию тропы такого типа комплек­сные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики. Примером может служить тропа «Пущинская» в Московской области.

От формы организации зависит и способ оборудова­ния тропы. Тропы бывают оборудованы информацион­ными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены в основном для самостоя­тельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии. Пример — тропа в Измайловском парке Москвы, где регулярно силами создателей тропы — школьников проводятся экскурсии.

По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.

Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально «дикой» и минимально обо­рудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте:в лесу, лесопарке, по берегу реки и т.д.; что достаточно выбрать, запомнить маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно подготовишись по той или иной теме.

Все перечисленные выше типы учебных троп в идеале должны не только соответствовать природным и социально-экономическим условиям данного места, но и могут находиться в пределах одной территории.

Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования учебных экологических троп. Если познавательные тропы природы вблизи или на терри­тории заповедных земель прокладывают специалисты в рамках своего профессионального труда, то учебные тропы рассчитаны на организацию силами общественности и в первую очередь молодежи. Опыт показывает, что инициаторами создания таких троп, как правило, выступают взрослые: ученые, педагоги, жур­налисты, общественные деятели, лидеры студенческих коллекти­вов. С помощью местной системы информации формируется

общественное мнение. Одновременно создается инициативная группа по организации учебной тропы. В нее желательно при­влекать учителей разных предметов, старшеклассников, сту­дентов.

Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В итоге всей организационной работы создается единый документ — паспорт на экологическую тропу.

Паспорт на учебную экологическую тропу.

Проезд далее пешком

Постановление органов власти о создании тропы

Направление маршрута (указать азимуты, ориентиры на местности и расстояние между ними)

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]