Требования к организации проведения процедуры обследования

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.
  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы измерений;
    • заключение экспертов.

    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Требования к организации проведения процедуры обследования

Специалист-психолог пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами.

Специалист-психолог пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами. Психолог не должен разрешать неспециалистам проводить психологические процедуры, позволять некомпетентным лицам выполнять психологические обследования, за исключением случаев, оговоренных в инструкции об использовании психологических методик специалистами-смежниками (учителями, врачами, социологами и пр.) и студентами-психологами. В соответствии с профессиональной этикой практический психолог должен отказываться от тех требований, которые вынуждают его отступать от принятых норм (например, указание провести обследование большого числа лиц за слишком короткий срок или передача ключей и алгоритмов обработки результатов неспециалистам). Психологи не имеют права уклоняться от принятых методических стандартов, которые регламентируют процедуру, первичную обработку, интерпретацию получаемых результатов обследования. Недостаток времени, некомпетентность заказчика не могут служить основанием для каких-либо упрощений, произвольных изменений заданных разработчиком процедур.

Стандартизация процедуры обследования подразумевает унификацию инструкций, бланков, способов регистрации результатов, условий проведения. К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении обследования, можно отнести такие:

  1. инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
  2. ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
  3. в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
  4. эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;
  5. временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

Строгое соблюдение данных требований обеспечивает возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными психологами, поскольку известно, что особенности сообщения инструкции (например, специфическая расстановка акцентов), объяснение целей обследования, реакции самого психолога на вопросы и т.д. приводят к различным результатам. Это особенно важно при проведении групповых обследований, где будут сравниваться между собой результаты групп, изучаемых разными психологами. Поэтому есть смысл проводить предварительный инструктаж психологов с целью согласования всех вопросов, касающихся процедуры проведения обследования.

Психодиагностическое обследование может состоять из двух этапов:

В ситуации, в которой проводится обследование, должны быть исключены все помехи, обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно. Обследование должно проводиться в отдельном помещении, в которое никто не должен входить. Ни психолог, ни обследуемый не должны никуда спешить. Обследуемый не должен быть уставшим, голодным или под влиянием аффекта. Если он находится в состоянии острой тревоги, обследование противопоказано. Оптимальное положение психолога – сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Считается оптимальным проведение обследования вечером после ужина, когда человек несколько расслабляется и ослабевают механизмы психологической защиты. Перед тем, как проводить более сложные методики, желательно провести более простые, которые помогут втянуться в работу (например, рисуночный тест, методику Дембо — Рубинштейна. ).

Наименее эффективен путь проведения обследования, в котором психолог без предварительной подготовки испытуемого начинает проводить тестирование, делает акцент на процедуре, а не на непосредственном взаимодействии с обследуемым. И при проведении тестирования важно не просто выступать в роли нейтрального регистратора ответов испытуемого, а быть его партнёром, доброжелательным и понимающим собеседником.

Необходимо уделять особое внимание формированию мотивации на психологическое обследование, для чего следует:

  1. по возможности маскировать позицию исследователя, чтобы снизить эффект присутствия наблюдателя; с этой целью моделируется ситуация простой беседы, обращения за какой-либо помощью или советом к обследуемому и т.д.;
  2. в определённой мере занижать значимость обследования, чтобы исключить страх перед последствиями изучения личности;
  3. нейтрализовать «миф», будто цель психологического тестирования – выявление психической патологии (смешение понятий «психолог» – «психиатр») или сбор «компромата»;
  4. исключать из поля зрения обследуемого результаты обследований, карты психодиагностического обследования, психологические портреты и прочую документацию;
  5. определять цель обследования, прежде всего, как самопознание, помощь обследуемому;
  6. объяснять, что обследование полезно для самого человека, так как предохраняет его от поверхностной, предубеждённой его оценки со стороны;
  7. преуменьшать различие задач, стоящих перед испытуемым и психологом, если задачи обследования находятся в определённом резонансе с задачами клиента, мотивационное напряжение может несколько снижаться;
  8. использовать результаты обследований в индивидуально-психологической работе с человеком;
  9. гарантировать обследуемому ознакомление с результатами обследования с целью формирования интереса к особенностям своей личности;
  10. если заказчиком является сам обследуемый, необходимо гарантировать неразглашение результатов обследования;
  11. следить за тем, каким образом подаётся обследование другими сотрудниками, следует всячески пресекать любые попытки запугивания («Вот направлю вас к психологу, он быстро с вами разберётся»), использования психодиагностического обследования в контексте различных мер наказания.

Необходимо помнить, что если обследуемые будут считать, что полученная в результате обследования информация будет направлена против них, то вряд ли она может считаться достоверной. Поэтому важным моментом в работе психодиагноста является постоянное внимание к тому, как обследуемый воспринимает ситуацию, поскольку, в конечном счёте, от этого зависят результаты обследования. В этой связи большое значение имеет объяснение назначения проводимых мероприятий. Чаще всего сообщать обследуемому об их истинном назначении перед началом работы не рекомендуется. Поскольку явный уход от ответа также может спровоцировать негативные ожидания, лучше всего использовать нейтральную причину, а более детальные объяснения, — если такие необходимы, — перенести на потом. Содержание легенды зависит от ситуации, от индивидуальных особенностей обследуемого. Важно, чтобы она была правдоподобной. Если это возможно, цель обследования может описываться как изучение работоспособности, утомляемости, воображения (для проективных методов). При этом нельзя называть полное название теста и его шкал, разрешать просматривать какие-либо методические материалы, а также просматривать заранее задания теста.

При объяснениях предпочтительнее слова «задание», а не «тест», «умения», а не «способности», «характер», а не «особенности личности». Другими словами, необходимо всячески избегать определений и оценок ситуации обследования, которые могут вызвать повышенное мотивационное напряжение. В момент проведения обследования нельзя давать клиенту обратную связь, пока результаты не обработаны. Не следует влиять на процесс выполнения задания, направляя его усилия в определённое русло. Необходимо объяснить обследуемому, что вся информация в полном объёме будет доведена до него в своё время. Допускается лишь ободряющие реакции, похвала, удовлетворение работой обследуемого. Качественные аспекты тестового поведения обследуемого часто сами служат для аргументации выводов, основанных на количественных оценках. Например, чрезмерное увеличение среднего времени выполнения методики может быть показателем нерешительности, психомоторной заторможенности, замешательства, излишней педантичности или пассивного сопротивления процедуре тестирования. Чрезмерно быстрое выполнение теста предполагает, что испытуемый либо очень импульсивен, либо не читал и не обдумывал каждый вопрос или задание. При ответе на вопросы опросника проблемы типа «не могу сказать» могут означать нерешительность, двойственность или попытку избегать принятия негативных сторон в самом себе без умышленной лжи.

Необходимо помнить, что применение даже самых надёжных тестовых методик не может дать полной гарантии всесторонней оценки личности. Вывод по тесту является надёжным только при подтверждении его другими тестами, результатами наблюдения, беседы, а также другими источниками анамнеза.

Важно иметь ввиду, что ширина и глубина, а также правильность психологического заключения являются не только функцией удачно подобранных и валидных психодиагностических методов, но в большой степени также результатом успешного личного взаимодействия психолога с обследуемым, что требует от диагноста терпения, находчивость, умения контролировать своё поведение, способность вызывать к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия. В числе профессионально важных качеств психолога отмечаются [4]:

  1. общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому;
  2. высокая общая культура, выражающаяся не только в общей профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;
  3. тактичность и деликатность, в частности, в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни и отношениями обследуемого, соблюдением профессиональной тайны;
  4. терпимость к чужим мнениям и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;
  5. свободное владение речью;
  6. критичность и гибкость мышления.

При проведении тестирования психологу необходимо учитывать влияние на обследование неблагоприятных факторов: напряжённость и враждебность, негативизм и циничное равнодушие, страх и неуверенность, а также другие эмоциональные проявления обследуемых. Поэтому необходимо использовать коммуникативные приёмы и навыки для установления доверительного контакта с тестируемым. Проводящий обследование, с одной стороны, не должен выглядеть развязно, фамильярно, как «свой парень», а с другой стороны, держать себя надменно, ставить себя «над обследуемым» или проявлять излишнюю настойчивость.

Диагносту необходимо проявлять интерес, но этот интерес не должен быть чрезмерным; обследуемый не должен чувствовать себя средством удовлетворения любознательности психолога. Не следует проявлять излишнее любопытство, вести себя подобно детективу. Важна лишь та информация о человеке, которая необходима для понимания его личности. Если психолог вынуждает человека чрезмерно раскрываться, это вызывает у него дискомфорт. Специалист должен чётко чувствовать то психологическое расстояние, на которое обследуемый готов подпустить, иначе его поведение, пусть даже дружелюбное, будет воспринято как агрессивно-наступательное.

Психолог должен уметь сочетать собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик, постоянно искать связь между научно-диагносцируемыми признаками и наблюдаемыми реакциями в поведении, мимике, жестикуляции, в голосе, взгляде, в вегетативных проявлениях. Таким образом, важной составляющей профессионального мастерства практического психолога является владение методами аудиовизуальной диагностики. Возможность овладения ими зависит не столько от каких-то научных знаний, сколько от личности самого психолога, его способности видеть в другом человеке не проекции своих собственных состояний и проблем, а проявление его скрытых чувств, мотивов, состояний и т.д. Важной является способность эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека.

Психодиагностическое обследование должно сопровождаться сбором анамнеза (изучение личного дела, беседы). Для получения дополнительной информации могут использоваться письма, дневники, рисунки и др.). Изучение конкретного лица по возможности должно сопровождаться изучением ближайшего окружения, групп, в которые он входит. При взаимодействии с учителем можно организовывать написание сочинений по заданной теме.

С целью стандартизации беседы могут разрабатываться специализированные анкеты, в которых обследуемому предлагается ответить на определённые вопросы. На основе анализа ответов в дальнейшем может строиться беседа с психологом.

Необходимо учитывать возможность отказа обследуемого от работы либо сразу после предъявления инструкции, либо через некоторое время после начала работы, а также некоторых форм ухода от соблюдения инструкции. Причинами отказов могут быть: затруднения в мобилизации ресурсов воображения, депрессия, сверхоподозрительность. В каждом случае поведение психолога будет разным. Отказ по причине подозрительности, закрытости обследуемого труднее всего преодолеть. Главный способ борьбы с отказами такого рода – их профилактика. Необходимо с самого начала наладить хороший контакт с обследуемым, создать у него ощущение уверенности и безопасности, полезности для него проводимого обследования.

Важным моментом при выполнении заданий является фактор социальной желательности. Ситуация тестирования для человека часто настолько значима, что вопрос надёжности полученных результатов фактически является ключевым. Помимо снижения значимости проводимых мероприятий, часто помогает и обратная стратегия – объяснение, что методики очень чувствительны к любой неискренности и что обнаруженная неискренность – самый плохой результат. Цель – направить мотивационную напряжённость в нужное русло – не на желание выглядеть лучше, а на желание быть более правдивым.

Как уже отмечалось выше, метод наблюдения является основным в работе психолога. В момент тестирования само поведение психолога может выступать в качестве тестовой ситуации, когда те или иные его действия провоцируют на актуализацию характерных для испытуемого чувств, действий. Для того, чтобы психолог мог легко манипулировать своим собственным поведением с целью получения диагностической информации, он сам должен иметь достаточно широкий поведенческий репертуар и отсутствие излишне выраженной ориентации на его социально одобряемые формы.

Наблюдение за поведением испытуемого даёт информацию, которую невозможно получить другими способами, например, из-за того, что:

  • обследуемые иногда отказываются давать информацию или сообщают – умышленно или неосознанно – ложные сведения;
  • при опросе внимание обследуемого с самого начала обращается на определённую установку, которую он в своих ответах уже не может не учитывать;
  • часто требуется получить информацию о третьем лице, что бывает затруднительно.

Необходимо отличать ненаправленное зрительное восприятие ситуации, называемое также «наивным наблюдением» от «систематического» наблюдения, которое сопровождается постановкой определённых задач и целей, ведением записей. В ходе анализа актуального поведения обследуемого (в момент изучения) необходимо удерживать вопрос: «а каков данный человек вне этой ситуации?». В этом смысле не вся информация является диагностической.

В дальнейшем, в рассмотрение берётся не только информация, полученная от обследуемого в ходе актуального изучения, но и все ранее получаемые сведения. При этом приоритет, естественно, отдаётся информации об актуальном состоянии изучаемого лица. Благодаря формируемому и постоянно пополняемому «личному делу», включающему «карту психодиагностических обследований» и «карту индивидуальной работы», психолог может уже до начала обследования получать первичную информацию о конкретном человеке. Иногда этих сведений достаточно для того, чтобы ответить на конкретный запрос заказчика. Тем не менее, рекомендуется, как минимум, проводить беседу и экспресс-диагностику для учёта актуального психологического состояния обследуемого и подтверждения или опровержения сформировавшихся в ходе изучения материалов гипотез.

При проведении групповых обследований необходимо добиться максимальной самостоятельности выполнения заданий, исключив обсуждение обследуемыми стратегии ответов. Не рекомендуется зачитывать вопросы для всех испытуемых, так как это вызывает искажающие эффекты, связанные с групповым влиянием (смех, шутки, сарказм). Лучше решить вопрос размножения стимульного материала. После предварительного выделения группы риска необходимо дополнительное их обследование, особенно если батарея тестов была небольшой.

Организация и проведение психодиагностического обследования.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, кот.определяет пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностич.обследования реб.с наруш-ми развития- выявление структуры нарушения психической деят-ти для определения оптимальных путей корр-ой помощи.

Конкретная задача определяется: возрастом реб, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, ода, соц-ой ситуации, этапом диагностики. Для получения информативных и объективных результатов необходимо соблюдать ряд спец-х условий:

  1. методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования
  2. важно определить какие психические функции предполагается изучить при обследовании-от этого зависит подбор методик и интерпритация результатов.
  3. подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципа целостности, т.к развернутую психологическую хар-ку ребенка можно получить только в результате использования нескольких методик дополняющих друг друга.
  4. при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения- это дает возможность оценить уровень актуального развития реб.и в тоже время позволяет выявить высший уровень его возможностей.
  5. задания должны подбирться с учетом возраста реб, их выполнение должно быть доступным и интересным.
  6. содержание заданий не должно вызывать у реб.негативных реакций.
  7. при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы реб.на результаты его деят-ти, чтобы исключить не объективность в трактовке результатов.
  8. отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический хар-р: научность при подборе методик-повысит надежность полученных результатов.
  9. не исключая значения интуиции при разработке диагностич-го инструментария следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагности-х заданий.
  10. кол-во методик должно быть таким., чтобы обследование реб.не привело к психическому истощению., необходимо дозировать нагрузку, с учетом индивид-х возможностей, особенностей реб.

При организации проведения процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:

  1. процедура обследования должна строится в соответствии с особенностями возраста реб., ребенку необходимо включить в деят-ть, кот.яв-ся ведущей для его возраста.
  2. методики должны быть удобны при использовании, иметь возможность стандартизации и математической обработки данных, количественные результаты, особенности процесса выполнения задания.
  3. анализ полученных результатов должно быть качественно-колличественным.
  4. для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимоотношение специалиста и ребенка.
  5. для оптилизации процедуры обследования следует продумать порядок прдъявления диагностических заданий.

Общие требования к организации психологического обследования

Психологическое обследование целесообразно проводить в утренние часы. В ночь, предшествующую обследованию, военнослужащие не должны привлекаться к несению службы в наряде или выполнению хозяйственных работ.

Методики социально-психологического изучения, психологического обследования могут предъявляться в индивидуальном или групповом порядке.

Групповое обследование проводится в специальном помещении.

Оно должно иметь нормальную температуру воздуха, достаточное естественное и искусственное освещение, хорошую звукоизоляцию, обеспечивать вентиляцию. Рабочие места обследуемых должны быть удобно оборудованы и пронумерованы. Следует также принять меры, предотвращающие прерывание обследования, оградить обследуемых от всего, что может отвлекать их внимание от работы.

Обследование группы численностью 10 — 20 человек проводится психологом и 1 — 2 помощниками (подготовленными солдатами, сержантами). Перед началом обследования помощник раскладывает на рабочие места папки с бланками методик и заточенные карандаши (шариковые ручки). Регистрационные бланки, анкеты и другие материалы в папках должны лежать в той последовательности, в которой они будут предъявляться. В помещении развешиваются необходимые материалы, демонстрационные таблицы, плакаты. При необходимости проверяется и настраивается проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура. В случае использования аппаратурных методик, должна быть проверена их исправность и проведена настройка. При этом особое внимание следует обратить на строгое соблюдение правил техники безопасности.

Заранее в алфавитном порядке составляется список обследуемых. В соответствии с порядковыми номерами в списке, обследуемые рассаживаются по заранее пронумерованным рабочим местам. Перед началом обследования психолог проводит опрос о самочувствии и состоянии здоровья. Лица, высказавшие жалобы на плохое самочувствие и состояние здоровья, к обследованию не допускаются. Об этом делается соответствующая отметка в именном списке группы. После опроса психолог знакомит обследуемых с целью и порядком работы.

Успешность социально-психологического изучения и психологического обследования обеспечивается формированием правильного отношения военнослужащих к выполнению всех заданий и инструкций, установки на качественную и эффективную работу. С этой целью психолог должен ясно и коротко разъяснить обследуемым значимость получаемых при обследовании результатов, как для каждого военнослужащего в отдельности, так и для всего подразделения. Непосредственно перед началом обследования дается вводная инструкция, текст которой необходимо воспроизводить дословно.

«Товарищи! Сегодня Вам будет предложен ряд вопросов, заданий. Результаты выполнения которых могут быть использованы только психологом части с целью оказания Вам помощи в период адаптации к военной службе, в повседневной жизни и в ходе учебно-боевой подготовки (при наличии другой цели — четко ее сформулировать и вписать в инструкцию).

Для успешного выполнения заданий необходимо:

Внимательно выслушать инструкцию к каждому заданию. Если после объяснения у Вас возникнут вопросы, задайте их, предварительно подняв руку. Перед выполнением задания Вы должны четко представлять, что от Вас требуется.

2. Строго выполняйте команды руководителя о начале и окончании работы.

3. Работайте самостоятельно. Не отвлекайте от работы товарищей, не разговаривайте. Если возникнут вопросы по ходу работы, поднимите руку, к Вам подойдут и помогут.

4. По команде «Стоп!» необходимо подчеркнуть последнее выполненное задание, положить карандаш (ручку) и перевернуть регистрационный лист.

Тот, кто справится с заданием раньше отведенного времени, должен поднять руку, записать на регистрационном бланке свое индивидуальное время, которое будет ему сообщено, перевернуть регистрационный лист и затем молча и спокойно дожидаться окончания работы всей группы (отделения, взвода).

Есть ли ко мне вопросы?»

Ответив на поступившие вопросы, психолог делает необходимые разъяснения и предлагает военнослужащим заполнить паспортную часть регистрационных бланков (при анонимном обследовании данная процедура упускается) и только после этого приступает к выполнению конкретных методик.

Перед выполнением каждой отдельной методики психолог проводит подробное объяснение ее сущности, активно используя при этом демонстрационные плакаты. Инструкцию к каждой методике следует зачитывать дословно или воспроизводить с помощью магнитофона, так как замена или пропуски отдельных слов и фраз могут существенно исказить понимание методики и негативно отразиться на результатах обследования.

В процессе тестирования психолог подает соответствующие команды, а помощник (при его отсутствии — сам психолог) фиксирует по секундомеру время выполнения отдельных заданий. В помещении необходимо поддерживать строгую дисциплину и порядок.

В целях предотвращения утомления программу обследования целесообразно построить таким образом, чтобы однородные по своему содержанию методики не выполнялись подряд, а чередовались с другими. Имеет смысл менее сложные задания предлагать в начале и в конце обследования. После часа работы необходимо делать 10 минутные перерывы.

Общая продолжительность обследования не должна превышать 3 — 4 часов.

Во избежание искажения результатов обследования не рекомендуется менять однажды принятый порядок (очередность) предъявления отдельных заданий.

Перечисленные требования должны соблюдаться и при индивидуальном обследовании.

Last update 06:37:44 AM GMT

Требования к психодиагностическим методикам и их пользователям

1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под кото­рой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производ­ство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин­гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положе­ние). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успеш­ности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прог­ноза стабильности коллектива и т. п.;

б) процедура проведения должна быть задана в ви­де однозначного алгоритма, пригодного для

передачи лаборанту, не имеющему специаль­ных психологических знаний, или ЭВМ, исполь­зуемой для предъявления заданий и анализа от­ветов;

в) процедура обработки должна включать статис­тически обоснованные методы подсчета и стан­дартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестово­го балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической досто­верности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разра­ботчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар-тизационные исследования в своей области и раз­работать частные стандарты (нормы);

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за досто­верностью, позволяющими автоматически от­сеивать недостоверные протоколы;

е) головная методическая организация определен­ного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и произ­водить периодическую коррекцию всех стандар­тов методики.

2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:

а) четкое формулирование цели, предмета и облас­ти применения методик. Дополнение: инструк­ция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необхо­димое количество для получения надежных дан­ных по методу независимых оценок;

б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их вы­полнения экспертами по отношению к некоторо­му эталонному набору данных (текстов, рисун­ков, аудио- или видеозаписей и т. п.);

в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое по­зволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативногоисследования по измерению экспертной согла­сованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и пе­реподготовку (в соответствии с пересмотренны­ми стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечис­ленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической мето­дикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обя­занности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться год­ной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.

Разные требования предъявляются к пользова­телям, являющимся профессиональными психоло­гами, и пользователям-непсихологам.

а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психо­диагностики, владеть основами дифференциаль­ной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагности­ке, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответ­ствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессио­налами, незнакомыми с ограничениями в исполь­зовании того или иного теста;

в) должен пользоваться преимущественным пра­вом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагности­ки в заданной области, на использование прото­колов в соответствии с профессионально-этиче­скими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собствен­ности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя па­раллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъек­тивными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований мак­симальной эффективности диагностики — мак­симум надежности при минимуме затрат;

д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анали­зируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ве­дение такой научно-методической работы вхо­дит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практиче­ских учреждениях. В этой работе психолог под­держивает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей ко­пии протоколов (для накопления банков дан­ных) и получая инструктивные методические материалы;

е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерп­ретация, прогноз делаются в строгом соответ­ствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в ис­пользовании методики, принятого на опреде­ленный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направля­ет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

ж) должен обеспечивать конфиденциальность психо­диагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Пси­холог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его ре­зультаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть выне­сены на основе психологической диагностики;

з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктив­ных материалов, не раскрывать перед потен­циальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

и) обязательно должен рассматривать наряду с наи­более вероятной и альтернативную диагностиче­скую гипотезу (интерпретацию данных), приме­няя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопро­изводстве;

к) должен сообщать в региональные или централь­ные органы Общества психологов о всех заме­ченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психо­диагностики. Психолог уполномочен лично пре­пятствовать некорректному и неэтичному при­менению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специаль­ных знаний при интерпретации, могут использо­вать специалисты в смежных с психологией об­ластях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

При этом пользователь-непсихолог:

а) должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практи­ческой отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставлен­ных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттес­тованные методики;

б) должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, ли­бо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладеванию мето­дикой);

в) должен автоматически брать на себя обязатель­ство по соблюдению всех требований профессио­нальной тайны, получая доступ к п-методикам;

г) должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к ис­пытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет исполь­зована информация;

д) не должен использовать методики, не обеспе­ченные однозначной стандартной инструкци­ей, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного при­менения высокопрофессиональных эксперт­ных методов;

е) должен содействовать психологам в соблюде­нии процедурных и этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения не­корректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соот­ветствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов:

3) этической и юридической правомочности;

4) квалифицированной пропаганды психологии;

6) благополучия клиента;

7) профессиональной кооперации;

8) информирования клиента о целях обследова­ния;

9) морально-позитивного эффекта исследования;

10) гражданственности и патриотизма.

Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 12-14.

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]
Читайте так же:  Требования на допустимые отклонения частоты