Требования к правописанию

Основные принципы орфографии

Первая часть орфографии — буквенное обозначение звукового состава слов — это основная ее часть, так как она более остальных частей соответствует общему буквенно-звуковому типу современного русского письма и непосредственно связана с двумя другими факторами письма — алфавитом и графикой. Основной принцип этой части и русской орфографии в целом — морфологический.

Морфологический принцип орфографии состоит в требовании (или установлении) единообразного (в пределах позиционного чередования звуков) написания морфем (каждой конкретной морфемы в отдельности: данного корня, данного суффикса и т.д.), даже если при изменении фонетических положений они произносятся различно. Например: корень слова город должен писаться всегда одинаково — город-, хотя в составе разных слов и словоформ он произносится по-разному: [го́рът], [го́ръд]а, [гърɅд]а́, при́[гърът] и т.п. Через единообразное обозначение морфем достигается единообразное написание слов, что является конечной целью орфографии.

Но морфологический принцип — не единственно возможный принцип орфографии буквенно-звукового письма. В русском письме имеются и другие принципы орфографии: фонетический (или чисто звуковой), фонематический (фонемный), исторический (традиционный) и др. (выделяют также дифференцирующий принцип).

Фонетический принцип орфографии ориентирует письмо непосредственно на произношение: его основное правило — «Пиши, как произносишь!». Единообразное написание слов достигается при этом через единообразное обозначение отдельных звуков речи. Фонетический принцип используется, например, в сербской и белорусской орфографии. В русском письме на основе этого принципа были бы возможны написания типа вада, сат, горат, пити и т.п. Фонетически пишутся приставки на з (с): раздатьрастащить и др.

При фонематическом принципе единообразное написание слов достигается через единообразное обозначение фонем. Некоторые исследователи считают, что современная русская орфография построена именно на этом принципе. Пишется гора, сад, так как в корнях этих слов, с точки зрения московской фонологической школы, фонемы /о/ и /д/. С точки зрения петербургской школы, здесь соответственно фонемы /а/ и /т/. В целом руководствоваться фонематическим принципом очень трудно.

Исторический принцип орфографии отстаивает традиционное написание. Его основное требование можно кратко выразить формулой: «Пиши, как писали раньше!» (Этот принцип широко используется в английской орфографии.) Традиционно пишется о в словах один, овес, собака и др.

Дифференцирующий принцип состоит в различении на письме неразличимого при произношении, хотя и различного по значению: кампания и компания, плач (сущ.) — плачь (повел., накл. глаг.), туштушь.

Руководствуясь фонетическим принципом, трудно при письме следить за произношением. Кроме того, произношение не имеет строгого единообразия: не без основания можно сказать, что каждый говорит и слышит по-своему. Если руководствоваться только фонетическим принципом, то достичь единообразия в письме практически невозможно.

Фонематический принцип потребует от пишущих очень сложной и трудной работы по переводу конкретных звуков речи — вариантов фонем — в фонемы. Кроме того, вопрос о фонемном составе слов не решен. Поэтому если одни и те же факты письма могут быть истолкованы с точки зрения и фонематического, и морфологического принципа, как это отмечается для многих написаний (сад, гора, часы и т.п.), то проще истолковывать их морфологически и сам принцип считать морфологическим.

Исторический принцип орфографии рассчитан главным образом на память и вследствие этого весьма нерационален.

Дифференцирующий принцип имеет очень узкую сферу применения — различение на письме некоторых омонимов (омофонов). Поэтому его обычно даже и не считают принципом, а говорят лишь о дифференцирующих написаниях.

В отличие от других принципов, морфологический принцип орфографии характеризуется высокой осмысленностью и значительной простотой. Орфография, основанная на морфологическом принципе, представляется наиболее совершенной и перспективной.

Как пишется слово «требование»?

Требование

⇒ Гласные буквы в слове:

тр е б о в а н и е

гласные выделены красным

гласными являются: е, о, а, и, е

общее количество гласных: 5 (пять)

ударная гласная выделена знаком ударения « ́ »

ударение падает на букву: е

треб о в а н и е

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »

безударными гласными являются: о, а, и, е

общее количество безударных гласных: 4 (четыре)

⇒ Согласные буквы в слове:

т р е б о в а н ие

согласные выделены зеленым

согласными являются: т, р, б, в, н

общее количество согласных: 5 (пять)

т р е б о в а н ие

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »

звонкими согласными являются: р, б, в, н

общее количество звонких согласных: 4 (четыре)

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »

глухими согласными являются: т

общее количество глухих согласных: 1 (одна)

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 5 (пять)

согласных букв: 5 (пять)

всего букв: 10 (десять)

всего слогов: 5 (пять)

Требование — что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Требование, -я, средний род 1. смотрите требовать. 2. Выр .

Обучение орфографии — основа развития индивидуальных творческих способностей ребенка

В школе я работаю с 1998 года. И за это время передо мной встал вопрос: “Как научить правильно писать?” Над этой проблемой билось не одно поколение методистов. Ещё в 1881 году И.М.Белоруссов писал: “Не нужно забывать, что научить ученика писать есть дело первостепенной важности, и тогда потеря часа не будет казаться потерею”.

В настоящее время во главу угла школьного преподавания языка должна быть поставлена орфография. Именно правописанию должна уделяться львиная доля учебного материала. Так как в последнее время уровень орфографической грамотности в стране неумолимо снижается. Важнейшим компонентом общеобразовательной подготовки учащихся является их орфографическая подготовка. Выпускники школ должны грамотно писать.

Несмотря на то, что методика орфографии имеет богатую историю и что в наше время есть немало публикаций по вопросам обучения грамотному письму, учить орфографии очень сложно. Формирование навыков грамотного письма у школьников, пожалуй, одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка.

В учебной деятельности школьников письмо занимает значительное место, и поэтому с вопросами орфографии учащиеся сталкиваются постоянно. Однако специально, в порядке конкретных программных требований, орфография изучается в I-IV и V-VI классах. В старших классах программа по русскому языку лишь указывает на необходимость совершенствовать навыки правописания учащихся. Тем самым утверждается положение, согласно которому грамотное в орфографическом отношении письмо должно складываться у учащихся уже к VIII классу.

В данный момент остро ставится такой важный вопрос, как необходимость развивать орфографическую зоркость учащихся: ученики должны видеть орфограммы, чтобы применять правила, должны знать характер орфограмм, задумываться над выбором верного написания – без этих навыков процесс не может быть сознательным в должной мере.

Школьный курс русского языка имеет познавательно- практический характер, поэтому работа ведётся в двух взаимосвязанных направлениях. Познавательное направление – это изучение основ науки о языке, которые необходимы для понимания языка как системы взаимосвязанных единиц, участвующих в порождении речи – в коммуникации, для создания теоретических основ развития речи, а также для формирования правописных и речевых умений и навыков, т. е. для обеспечения реализации задач практического направления. В свою очередь, формирование умений и навыков (практическое направление) закрепляет теоретические знания и создаёт предпосылки для понимания учащимися коммуникативной функции языка, формирует учебно-языковые, а также речевые умения и навыки.

Без успешного овладения орфографией невозможно всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Орфографическая работа может стать интересней и разнообразней, если связывать её с широкой областью работы по языку вообще: здесь имеется в виду развитие речи и стилистика.

И уже если ученик имеет основательную базу орфографических знаний, он, несомненно, сможет плодотворно развивать свои творческие способности, не останавливая своё внимание на вопросах правильного письма.

Развитие орфографической зоркости я не отрываю от развития индивидуальных способностей ребёнка, так как это может привести к одностороннему обучению. Два этих направления идут параллельно, но всё-таки в основе должно лежать, по моему мнению, обучение орфографической грамотности.

На мой взгляд, это является на данный момент одним из актуальных направлений в обучении русскому языку. В своей работе я постаралась отобразить основные методы и приёмы, с помощью которых стараюсь обучить детей правилам орфографии и потом на базе этих знаний развивать индивидуальные творческие способности учеников.

Обучение орфографии – основа развития индивидуальных творческих способностей.

Овладев орфографической стороной языка, учащиеся невольно и неосознанно вникают в другие области языковой системы. На дальнейшем этапе обучения следует только углублять и расширять полученные знания.

Каждый учитель использует свои методы и приёмы, которые необходимы для плодотворного усвоения учебного материала. Их выбор зависит от многих факторов: прежде всего, это подготовленность учеников, их общий уровень развития.

Подсчитано, сто за время учёбы в школе каждый учащийся посещает примерно 10 тысяч уроков. И почти все они как близнецы похожи друг на друга: опрос, изложение нового материала, его закрепление, объяснение домашнего задания. Как же добиться результативности на уроках русского языка? Важная задача – сделать уроки интересными, не похожими как две капли воды, и тогда усвоение материала будет проходить быстрее и осознаннее.

Как мне кажется, постоянно тоже нельзя проводить уроки в игровой форме, так как у ребёнка может сложиться ложное представление о ненужности научного изучения языка

Самый главный принцип в моей работе – ребёнок не должен видеть перед собой неправильно написанные слова. Любые ошибки моментально исправляются. На моих уроках никогда не бывает заданий, касающихся исправления ошибок в печатных изданиях.

На каждом уроке я ввожу элементы всех разборов, которые должен выполнять ученик на данном этапе обучения языку.

Систематически проводимый разбор предложений отнимает немного времени, так как учащиеся быстро привыкают к порядку разбора, и, как показал опыт, повседневное проведение такого грамматического разбора способствует развитию устной речи учащихся, приучает к полным, развёрнутым ответам, укрепляет и уточняет знание грамматической теории. Учащиеся учатся быстро находить подлежащее и сказуемое в предложении, что способствует правильной расстановке знаков препинания. Кроме того, они на каждом уроке упражняются в делении слов по составу, выделяют корень слова.

Во время опроса ученики должны показать не только чёткие и твёрдые знания теории, но и уметь применить эти знания, для чего даётся соответствующее короткое задание.

На предложении, которое даётся учащимся для синтаксического разбора, прорабатываются и соответствующие орфографические правила. Предложение я подбираю таким образом, чтобы в нём встречались орфограммы, которые вызывают наибольшее затруднение.

Работа с трудными в орфографическом отношении словами, в частности с наречиями, проводится мной почти на каждом уроке.

Перед объяснением нового материала повторяется тот раздел пройденного курса, который помогает усвоению темы.

Это повторение я провожу нестандартно. Как правило, данный вид работы проходит в игровой форме, особенно если это младшие классы. Но и старшеклассники быстро и вовлечено включаются в подобные игры.

Например, игра “Волшебный мяч” позволяет проверить усвоение учащимися любого теоретического материала, способствует активизации мыслительной деятельности. Учителем выбирается тема игры. Возьмём тему “ Самостоятельные части речи”. Учитель бросает мяч любому ученику, а он, в свою очередь, должен очень быстро назвать пример самостоятельной части речи. Этот вид работы очень нравится детям, и если кто-либо не знает, то самостоятельно эта тема будет им пройдена, даже если я этого не задам. Темами игры могут быть разные разделы языка: корни с чередованием, приставки, сложные слова, спряжения глаголов, и т.д.

Читайте так же:  Собственность и ее роль в организации экономических систем

Несомненно,в моей практике большое количество нестандартных уроков, которые я провожу по темам закрепления и обобщения. Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс добывания истины, заинтересовать его этим процессом – вот задача, которая стоит перед каждым учителем. Фантазия, творческая выдумка, изобретательность безграничны. Урок-семинар, урок-путешествие, урок-собрание, урок-игра, урок-экскурсия… Данные формы учебной деятельности способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения. Ведь учиться должно быть интересно! Для обобщающих уроков по орфографии я выбираю следующие формы: Урок-КВН, урок-экскурсия, урок-олимпиада. Учебные игры – явление достаточно разнообразное. Тем не менее, у таких уроков довольно много общих черт.

Во-первых, это ярко выраженное стремление к определённой цели: победить в конкурсе, осуществить поиск какого-либо материала, выступить в определенной цели…

Во-вторых, игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером.

В-третьих, интрига… В игре зачастую нельзя угадать, кто окажется победителем. Все участвуют одновременно и при максимальной активности.

В-четвёртых, игра должна обеспечить более высокую по сравнению с обычными формами урока обучающую, развивающую и воспитательную результативность. Ученики вместе с учителем представляют себя исполнителями определённых ролей. Скучные уроки по орфографии превращаются в интересное дело. Такие уроки повышают интерес к учёбе, а значит, и качество знаний. Я стараюсь добиваться того, чтобы заинтересованное отношение ребят к учёбе питалось самим предметом, а уже потом игрой. Но сбрасывать её со счетов не следует. Ведь учиться должно быть интересно!

Использование схем, таблиц и других наглядных пособий, в том числе электронных, облегчает усвоение нового материала и сокращает время на его объяснение. В своей деятельности я часто использую элементы методики Т.Я. Фроловой. Мною изготовлены таблицы со стихотворными правилами. Этот наглядный материал расположен в кабинете так, чтобы дети могли видеть его постоянно. На уроке мы разбираем, учим данную орфограмму, закрепляем её. А потом идёт усвоение и на уровне подсознания. Когда ребёнок часто видит одно и то же, он запоминает, даже не задумываясь над этим.

Также у Т.Я.Фроловой есть замечательный кратковременный курс: “Скоро экзамен по русскому языку? Без паники…”. Предлагаемая автором система овладения практической грамотностью позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания. Эта система позволяет качественно активизировать уже полученные знания.

Также нельзя забывать, что все дети имеют разные способности, и поэтому целесообразно подходить дифференцированно к обучению. Для себя я разработала план работы с одарёнными детьми и со слабоуспевающими.

Разноуровневые задания для усвоения нового материала и для его закрепления я ввожу на уроках уже на начальном этапе обучения русскому языку.

При работе со слабоуспевающими детьми основная цель – правильное изучение орфограмм.

Для одаренного ребёнка главное, на мой взгляд, постоянно расширять круг учебных задач и проблем. В этом случае “планка всегда должна быть приподнята”, чтобы не было “застоя” мыслительной активности.

Для более успешного овладения орфографическими правилами я изготавливаю карточки-тренажёры, составляю самостоятельно тестовые задания (разноуровневого плана). Стараюсь разнообразить изучение орфографии.

Учёт ошибок – очень важная составляющая при обучении орфографии.

Проверка письменных работ – важный элемент в обучении орфографии. Как мне кажется, простое исправление ошибок можно применять только для работ слабоуспевающих детей. Если говорить о работе “сильного” ученика, то здесь целесообразно ошибку только обозначить.

Большое внимание я уделяю работе над ошибками, причём это разнохарактерные работы. “Слабые” учащиеся переписывают работу полностью. “Сильные” – выполняют анализ ошибок, объясняя правила написания. Причём, у таких учеников я правлю не все ошибки. В некоторых работах выношу на поля значки, обозначающие наличие орфографической или пунктуационной ошибки, а дети сами должны найти эти ошибки и объяснить графически правильное написание слова или предложения.

После каждой контрольной работы я в обязательном порядке делаю анализ ошибок и подбираю задания для каждого ученика таким образом, чтобы проработать орфограммы, в которых наблюдаются недочёты.

Хотелось бы сказать несколько слов о справочном материале. В настоящее время существует достаточное количество справочников по орфографии и пунктуации. Но мы продолжаем вести свои тетради “Узелки на память”. Прописывая орфограмму своей рукой, ребята лучше запоминают её, так как включается зрительная и моторная память. А это очень важно. В дальнейшем я разрешаю пользоваться этими записями, но они должны быть только своими.

Успехи в орфографии не могут быть достаточно качественными, если изучать только правила правописания как таковые. Орфографическая подготовка – это важный компонент общего речевого и языкового развития; её успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении – словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребёнка, в результате овладения им системой русского языка, его богатством. Как я уже отмечала, развитие орфографической зоркости является основой для успешного раскрытия индивидуальных творческих способностей.

Работая над орфограммами, учащиеся также развивают свою речь. Объясняя ту или иную орфограмму, ученик должен так построить свою речь, чтобы ответ был доказательным. А это и есть обучение монологическому высказыванию. Жизнь диктует свои правила, по которым воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления как РЕЧЬ.

Содержание работы по развитию речи диктуется теми требованиями, которые предъявляет жизнь к развитию речи. Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учётом задачи точной передачи информации, задачи быть понятным собеседником и задачам воздействия на собеседника. Чтобы правильно говорить, нужно, чтобы в долговременной памяти человека “отпечаталась” лексическая, словообразовательная и грамматическая система языка; в процессе порождения речи происходит извлечение из долговременной памяти нужных слов и конструкций. Поэтому усвоение речи всегда связано с усвоением системы языка, однако, если в раннем детстве этот процесс идёт интуитивным путём, то в школьный период изучение строя языка предполагает подключение сознания, благодаря которому формирование системы интенсифицируется. Развитие речи учащихся неразрывно связано с усвоением орфографической стороны языка. Эти два направления идут рядом.

На мой взгляд, на уроках русского языка следует давать:

1. Материал для усвоения “скелета” языка, понимания языковых средств, что создаёт предпосылки для правильного выбора их в процессе речи;
2. Материал для усвоения правил и законов употребления языковых средств, что является условием свободного, а главное, моментального выбора их при рождении речи.

Общим исходным положением в выборе методов и приёмов работы является, конечно, активация речевой деятельности учащихся. Работа по развитию речи будет плодотворной, если при проведении урока учитывать некоторые общие требования:

  1. На всех этапах урока дети должны иметь дело с образцовой литературной речью, будь то речь учителя или дидактический материал. О роли речевой среды в воспитании культуры речи много пишут, и это не случайно. Речь совершенствуется всю жизнь путём интуитивного впитывания её форм. И от того, какую речь слышат учащиеся, зависит правильность и выразительность их собственной речи.
  2. При выполнении любых упражнений, рассчитанных на самостоятельное употребление учащимися форм слов в речи, учитель не может довольствоваться воспроизведением. Необходима проверка текста упражнения, написанного учеником.
  3. Ответы учащихся на поставленный вопрос должны быть логичными, доказательными. Ученик должен чётко выстраивать своё высказывание, применяя знания лексической, словообразовательной системы языка. Проговаривая материал, он ещё раз его запоминает на уровне подсознания.

Важную роль на уроке русского языка играет активизация учебной деятельности. На мой взгляд, в начале урока необходимо давать упражнения, которые моментально включают мышление ребёнка.

На каждом уроке я даю задания, направленные на самостоятельную умственную деятельность:

Упр. 1. Описание предмета (любого), природного явления, соседа по парте, части стены и т.д.

Задание может быть в разных вариантах: определенной частью речи- только именами существительными или только именами прилагательными и т.п. Задание необходимо выбирать так, чтобы не было повторения, иначе происходит угасание интереса к творчеству.

Задание к каждому упражнению на уроке мы проговариваем. Выполнение задания также комментируется. Такая работа позволяет научить учащихся использовать терминологический запас языка. Немаловажную роль при развитии речи играет лексическая работа, которая необходима на каждом уроке.

Упр. “Толковый словарь”. Я показываю детям предмет, который под рукой: ручка или монета и т.п. Самостоятельно в тетрадях ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем все зачитывают по очереди свои работы. Я открываю словарь и зачитываю статью оттуда. Ученик, чьё лексическое значение близко к значению из словаря, получает “5”.

Детям очень нравится подобный вид работы. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки ребёнка.

Если говорить о словарях, то они должны быть непременным атрибутом каждого урока. Каждое слово, сказанное учителем или учеником, должно быть понятым. Не должно быть белых пятен. Тем более, что в современном обществе с его быстрым ростом объёмов информации трудно переоценить умение чётко и правильно пользоваться справочной литературой. На выработку этого умения должна быть направлена постоянная работа на уроках русского языка: использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых – при изучении лексики, словарей-справочников – при выполнении определённых письменных работ.

На каждом уроке русского языка я веду работу по развитию речи учащихся. Она почти незаметна: подбор синонимов, антонимов. Письменная работа по карточке, составление сложного или простого плана, написание текста по предложенному плану, по картинке, написание письма и т.д. Последнее вызывает определённые трудности у наших детей. В связи с техническим прогрессом обычное письмо уступило место новейшим видам связи. Дети не умеют писать письма. А ведь этот вид деятельности тренирует логическое мышление, приучает последовательно излагать свои мысли. Поэтому на своих уроках я часто прибегаю к таким упражнениям.

Традиционными в моей практике являются творческие работы на выявление склонности к написанию поэтических произведений. Осенью мы рисуем листочки и пишем на них небольшие стихотворении. Зимой это же делаем на снежинках, весной появляются капельки, ну а в мае – цветочки. Такую работу я провожу в 5 классе. Все стихотворения расположены на специальном стенде. Ученики более старших классов голосуют. Чья работа набирает наибольшее количество баллов, тот и выигрывает. А поощрением у меня всегда являются “5”. И таких маленьких заданий очень много. Если кто-то не хочет выполнять данный вид работы, то он этого не делает. Но, как правило таких детей очень мало. В 5 классе детей очень легко заинтересовать. Ребята становятся старше, и задания усложняются. Уже с 6 класса мы начинаем писать своё мнение по поводу высказываний известных людей.

Всё перечислить просто невозможно. Иногда бывает так, что какое-то задание рождается спонтанно. Здесь учитывается и настроение детей. И уровень их языковой подготовки. И умение творчески мыслить. Главное, как мне кажется, не перегружать такими работами, иначе может быть обратный эффект.

С 2001 года на территории Российской Федерации проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) – новой формы государственной итоговой аттестации учащихся, результаты которой засчитываются большинством ВУЗов. ЕГЭ существенно отличается от традиционного выпускного экзамена, как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить 40 заданий по всем основным разделам школьного курса.

Читайте так же:  364 приказ рк

Второе отличие ЕГЭ состоит в том, что он проводится в форме тестирования.

Только третий тип заданий – задания с развёрнутым ответом. Это сочинение-рецензия, которое создаётся на основе текста, ранее использованного для комплексного анализа.

В связи с вышеуказанным необходимо строить свою работу таким образом, чтобы к 11 классу у учащихся уже были сформированы все основные навыки и умения.

В своей практике я уже начиная с 5 класса ввожу подготовку к тестирования. К темам по фонетике я даю задания из тестов ЕГЭ. К любой орфограмме постепенно подбираю упражнения тестового содержания, постепенно их усложняя. К моменту, когда мы приступаем к работе с КИМами, учащиеся имеют полное представление о том, что им необходимо делать.

Построив работу, таким образом, как я описала выше, можно добиваться высоких результатов на экзамене в форме ЕГЭ по русскому языку. Развитие творческих способностей идёт через усвоение правил орфографии. Сюда же входит овладение остальными разделами системы языка. Ученик полностью владеет всеми основными умениями и навыками.

В старших классах основной целью изучения русского языка является закрепление лингвистических знаний и развитие умения применять свои знания на практике для успешной сдачи ЕГЭ.

В X-XI классах занятия повторения курса русского языка чередуются с занятиями, на которых учащиеся работают с контрольно-измерительными материалами. Каждую тестовую работу я проверяю, не обозначая правильного ответа. Ученики выписывают те орфограммы и пунктограммы, в которых были допущены ошибки. Потом сдаётся зачёт по пробелам и выполняется работа, включающая в себя задания, в которых были сделаны учащимися ошибки. И, как правило, результаты второй работы лучше. Так медленно и целенаправленно ребята готовятся к ЕГЭ.

К заданию С мы начинаем подготовку с 5-го класса. Небольшое высказывание написано на доске. Дети должны высказать своё мнение. Сначала эта работа устная. С 6 класса уже вводится письменные элементы. Ответы расширяются, добавляются доказательства. И к 11 классу ученики в основном справляются с заданием С. Необходима только небольшая корректировка формы сочинения.

Система, при которой идёт развитие орфографической зоркости и одновременно творческих способностей, оправдала себя. Результаты есть. В дальнейшем я буду продолжать работу в этом направлении, углублять её, что позволит, как мне кажется, качественно улучшить показатели знаний учащихся по русскому языку.

№ 804. Декрет Совета Народных Комиссаров. О введении новой орфографии.

Статья № 804.

Декрет Совета Народных Комиссаров.

О введении новой орфографии.

В целях облегчения широким массам усвоения русской грамоты и освобождения школы от непроизводительного труда при изучении правописания, Совет Народных Комиссаров постановляет:

I. Все правительственные издания, периодические (газеты и журналы) и непериодические (научные труды, сборники и т. п.), все документы и бумаги должны с 15‑го октября 1918 г. печататься согласно при сем прилагаемому новому правописанию.

II. Во всех школах Республики:

1. Реформа правописания вводится постепенно, начиная с младшей группы 1‑й ступени единой школы.

2. При проведении реформы не допускается принудительное переучивание тех, кто уже усвоил правила прежнего правописания.

3. Для всех учащихся и вновь поступающих останься в силе лишь те требования правописания, которые являются общими для прежнего и для нового правописания, и ошибками считается лишь нарушение этих правил.

Приложение к ст. 804

Новые правила правописания, разработанные Народным Комиссариатом Просвещения.

1. Исключить букву Ѣ с последовательной заменой ее через Е.

2. Исключить букву Ѳ, с заменой ее через Ф.

3. Исключить букву Ъ в конце слов и частей сложных слов, но сохранить ее в середине слов, в значении отделительного знака.

4. Исключить букву I, с заменой ее через И.

5. Писать приставки из, воз, вз, раз, роз, низ, без, чрез, через — перед гласными и звонкими согласными с 3, но заменять 3 буквой С перед глухими согласными, в том числе и перед С.

6. Писать в родительном падеже прилагательных, причастий и местоимений ОГО, ЕГО — вместо АГО, ЯГО.

7. Писать в именительном и винительном падеже женского и среднего рода множественного числа прилагательных, причастий и местоимений — ЫЕ ИЕ вместо ЫЯ, ІЯ.

8. Писать ОНИ — вместо ОНЕ в именительном -падеже множественного числа женского рода.

9. Писать в женском роде — ОДНИ, ОДНИХ, ОДНИМИ вместо ОДНЕ, ОДНЕХ, ОДНЕМИ.

10. Писать в родительном падеже единственного числа местоимения личного женского рода ЕЕ — вместо ЕЯ.

11. При переносе слов ограничиваться следующими правилами: согласная (одна или последняя в группе согласных) непосредственно перед гласной не должна быть отделена от этой гласной, равным образом группа согласных в начале слов не отделяется от гласной. Буква И перед согласной не должна быть отделяема от предшествующей гласной. Также конечная согласная, конечная Й и группа согласных в конце слов не могут быть отделяемы от предшествующей гласной. При переносе слов, имеющих приставки, нельзя переносить в следующую строку согласную в конце приставки, если эта согласная перед согласной.

10 октября 1918 года.

Распубликован в № 223 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 13 октября 1918 года.

ОБ ОСНОВАНИЯХ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ НОРМЫ
(НА МАТЕРИАЛЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ)

И.В. Нечаева,
научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова

В последнее время в связи с вхождением в язык большого количества новых иноязычных слов актуализировались вопросы их правописания. Едва ли не каждое новое слово на начальном этапе своего бытования в русском языке существует в нескольких письменных вариантах. Мы уже привыкли к тому, что попытка записи иноязычного слова по-русски вызывает продолжительное обсуждение и даже споры, и это – обычное явление. Из существующих вариантов написания должен быть выбран лучший, наиболее правильный, при этом высказываются различные мнения на этот счет.

Чтобы минимизировать произвольную составляющую орфографической нормы, необходимо ответить на вопрос, каковы должны быть основания выбора нормативной орфограммы.

В принципе орфографическая норма для новых слов может основываться на 1) правилах, 2) языковых аналогиях, 3) традиции употребления, 4) замеченных тенденциях развития системы письма. Рассмотрим последовательно эти возможные основания применительно к иноязычным неологизмам.

Как известно, большинство правил правописания для заимствований применимо к некоторому ограниченному ряду слов, а по вопросу о написании других отсылает к орфографическому словарю. Таковы правила об употреблении удвоенных согласных или о слитном/дефисном написании этимологически сложных слов, состоящих из элементов, один из которых или оба отдельно в русском языке не употребляются. Данный подход является традиционным для русской орфографии, он характерен и для «Правил…» 1956 года, и для их новой редакции, изданной в виде «Полного академического справочника» в 2006 году, и для «Справочника по правописанию» Д.Э. Розенталя в его различных редакциях. Примеры:

по удвоенным согласным: ак(к)аунт ‘счет’, кал(л)анетика ‘вид женской гимнастики’, мес(с)едж ‘сообщение’, тол(л)инг ‘форма сотрудничества компаний’, фриц(ц)анте ‘категория искристых вин’, хеп(п)енинг ‘импровизационное театрализованное представление’, капуч(ч)ино ‘кофе со сливками и сахаром’, паз(з)л ‘игра-головоломка, состоящая в выкладывании из отдельных фрагментов мозаичной картинки’, топлес(с) ‘обнаженный до пояса’; а также баннер, бебиситтер, граффити, киллер, киднеппинг, коррекс, легинсы, саммит, трафик и др.

по слитно-дефисным написаниям : фаст(-)фуд ‘система быстрого питания’, флеш(-)моб ‘общественное движение по проведению публичных акций’, джек(-)пот ‘самый крупный выигрыш’, секонд(-)хенд ‘подержанные вещи’, техно(-)поп ‘течение в современной музыке’, дресс(-)код ‘требования к костюму, определяемые характером обстановки’, бой(-)френд ‘друг девушки, с которым она встречается’, кане(-)корсо ‘порода собак’, бассет(-)хаунд ‘порода собак’, поп-корн ‘воздушная кукуруза’, экзит(-)пол ‘опрос на выходе из избирательного участка во время выборов’, а также диджей, виндсерфинг, метросексуал, лайтпостер, плейбой, бодибилдинг, боди-арт, гран-при, блокбастер, концепт-кар, от-кутюр, прайм-тайм и др.

Для всех этих (и многих других подобных) слов определенного правила правописания нет, даются лишь примеры одиночных/удвоенных или слитных/дефисных орфограмм.

В правилах употребления буквы «э» после твердого согласного приводится перечень так называемых «основных» слов с буквой «э», а написание остальных слов регулируется опять-таки словарно. При этом для пользователя при встрече с новым для него и не упомянутым в правилах словом остается непонятным, является ли оно «неосновным» или же пишется с буквой «е» (напр., бре/энд ‘торговая марка’, бе/эдж ‘идентификационная карточка сотрудника’, ле/эйбл ‘этикетка’, пе/этчворк ‘лоскутное шитье’, хе/эппи-энд ‘счастливый конец’, бэ/ек-вокал ‘вокальное сопровождение солиста’ и др.), а также брейк, имейл, спрей, снек, тинейджер, тренд, хендаут и др.

Ясно, что во всех этих случаях норма правописания для новых слов основываться на правилах орфографии не может.

На чем основаны словарные рекомендации? Чаще всего – на языковых аналогиях либо традиции употребления. Однако с аналогиями для написаний дело обстоит опять же непросто. Нередко вопрос о том, что именно считать аналогией для той или иной орфограммы, не имеет однозначного решения.

Урок 7. Грамотность письменной речи

Под грамотностью традиционно понимают степень владения навыками письма и чтения на родном языке. При этом с распространением всеобщего школьного образования требования к грамотным людям повысились: речь идёт уже не просто о том, чтобы они умели читать и писать, но писать в соответствии с установленными нормами грамматики и правописания. Без преувеличения можно сказать, что сегодняшнее сообщество читателей и писателей делится на два лагеря: ярых поборников грамотности и, конечно, не её противников, но тех, кто относится к ней без какого-либо пиетета. Первых шутливо прозвали граммар наци (grammar nazi), так как они требуют неукоснительного соблюдения правил грамматики и готовы вынести смертный приговор тексту, в котором сумели обнаружить малейшую ошибку. Их противники резонно замечают, что главное в тексте – это содержание, и язык является не застывшим сводом правил, а живым и развивающимся образованием, нормы которого постоянно меняются. В данном уроке мы поговорим о том, насколько важна грамотность при написании текстов и как её в себе развить.

Содержание

Когда нужно и не нужно писать грамотно

Возможно, многим данное утверждение покажется крамольным, но мы дадим следующий совет: пишите, не обращая внимания на грамматику. Дело в том, что часто излишняя концентрация внимания на грамматических правилах мешает писать. Человеку сложно мгновенно облечь свои мысли в идеальную с грамматической точки зрения форму. В результате, его работа застопоривается на нескольких предложениях, и продвинуться дальше он уже не в состоянии. Поэтому полезно практиковать так называемое свободное письмо (free writing), в процессе которого человек просто излагает свои мысли, не исправляя опечатки и ошибки, не думая о расстановке знаков препинания и правильном построении предложений.

Впрочем, это не означает, что о грамматике можно вообще забыть. Написанный текст – это ещё не конечный продукт, это всего лишь черновик, который подлежит многократному редактированию. Причём последний этап редактирования – проверка на соответствие языковым правилам и исправление всех возможных языковых ошибок. Таким образом, полностью наш совет звучит так: не обращайте внимания на грамматику в процессе письма, но несколько раз перечитывайте законченный текст и исправляйте ошибки.

Почему же в конечном итоге важно писать грамотно? Начнём с того, что языковые правила не являются произвольными установлениями лингвистов, придуманными для того чтобы мучать людей. Они сложились естественным образом в ходе исторического развития языка, и их роль состоит в унификации способов письма, чтобы мы могли понимать тексты друг друга. Если бы унифицированного свода грамматики не существовало, то письменная коммуникация была бы невозможна. Поэтому не нужно рассматривать соблюдение грамматических правил как одолжение, которое вы делаете учителю или учёному-лингвисту. Помните, что это условие существования писательского мастерства вообще.

Читайте так же:  Федеральный закон 38-фз о рекламе от 13 марта 2006 г

Далее, неграмотно написанный текст отталкивает читателя. Во-первых, если в тексте содержится множество очевидных ошибок, это говорит о том, что автор даже не удосужился своё творение перечитать. Отсюда читатель делает правомерный вывод, что автор его не уважает, подсовывая ему незаконченную работу. А если автор на читателя не ориентировался, то зачем тогда его текст вообще читать? Во-вторых, человеческое восприятие устроено таким образом, что даже если мы сами допускаем ошибки при письме, мы непременно видим их в чужом тексте. Это означает, что многие читатели, сами того не замечая, в процессе чтения превращаются в тех самых граммар наци. При этом многие склонны рассуждать так: если автор не сумел осилить школьную грамматику, то стоит ли вообще воспринимать его текст всерьёз; скорее всего, у него есть проблемы и с логикой, с умением структурировать свои мысли, с глубиной проработки материала и т.п. Хотя подобное рассуждение далеко не всегда оказывается верным, не задумываясь о грамматике, автор может потерять значительную долю читателей.

Сверх этого, расхожий аргумент – «Важно содержание, а не форма» – является некорректным. Исследователи коммуникации уже давно сформулировали следующий принцип: «The medium is the message», т.е. «Средство передачи сообщения – это сообщение». Принцип, если задуматься, довольно очевидный. По крайней мере, писатели пользуются им с давних времён. Если применить этот принцип к нашей теме, то получается, что форма неотделима от содержания, она также работает на его производство. Наиболее простой иллюстрацией этого тезиса является то, что ошибки (особенно это касается пунктуации) затемняют смысл текста.

Наконец, несоблюдение правил русского языка может приводить к комическому эффекту, создавать который автор не намеревался. К примеру, видя надпись «Х-й съезд журналистов», все сразу понимают, что и съезд организован плохо, да и журналисты на него приехали так себе. Хотя в данном случае очевидно, что отрицательная характеристика съезда в планы автора не входила.

Как научиться писать грамотно?

По идее курс русского языка в средней школе обеспечивает нас всеми необходимыми знаниями для того, чтобы писать грамотно. К сожалению, практика показывает, что многим так и не удаётся его освоить. Разумеется, мы не можем перечислить и объяснить все правила русского языка в данном уроке. Наша цель – дать несколько простых советов, которые подскажут, как самостоятельно восполнить пробелы в знании русского языка при наличии соответствующей мотивации.

Существует распространённое мнение, согласно которому можно научиться писать грамотно, если читать много хорошей классической литературы. Оно основано на убеждении, что при чтении люди усваивают визуальный облик слова и потом в процессе письма восстанавливают его с помощью зрительной памяти. На наш взгляд, значение чтения для развития грамотности несколько переоценено. Конечно, читать качественную литературу всегда полезно. Это обогатит словарный запас и поможет сформировать хороший стиль. Однако, что касается грамотности, здесь возникает несколько проблем. Во-первых, далеко не все обладают развитой зрительной памятью, особенно на мелкие детали. Во-вторых, при чтении люди обычно поглощены содержанием текста и не ставят себе цели обращать специальное внимание на написание слов или конструирование предложений. Наконец, множество ошибок возникает не из-за того, что человек не знает, как пишется то или иное слово, но из-за неправильного склонения, непонимания разницы между -тся и -ться, путанице в слитном и раздельном написании, неправильной постановки знаков препинания и т.п. В данном случае чтение совершенно бесполезно: нужно знать правила. Таким образом, читайте как можно больше, но чтобы улучшить свою грамотность выполняйте следующие рекомендации:

Перечитывайте свой текст после написания. Большинство ошибок возникает из-за невнимательности. Если автор полностью поглощён процессом формулирования своих мыслей, то он уже не может следить за написанием слов или расстановкой запятых. Простая проверка поможет с лёгкостью выявить и исправить ошибки и опечатки. Также может быть полезным перечитать свой текст сзади наперёд. Эта техника позволит избавиться от эффекта скольжения глазами по тексту и вчитаться в каждое отдельное слово.

Используйте проверку орфографии и пунктуации, встроенную в текстовый редактор. Естественно, такая проверка не идеальна: текстовые редакторы часто не знают многих слов и не могут правильно разобраться в синтаксисе, однако они, по крайней мере, помогут исправить какие-то грубые ошибки и укажут на фрагменты, требующие повышенного внимания. Многих людей раздражает постоянное подчёркивание слов и предложений разноцветными линиями. В таком случае можно отключать встроенную проверку в процессе письма, но включать её во время редактирования текста.

Пользуйтесь словарями и справочниками по русскому языку. Образованным является не тот, кто знает всё, а тот, кто знает, где ему найти необходимую информацию. Ничего катастрофического в том, что человек не знает или не помнит какие-то правила, нет. Главное не забывать при необходимости заглядывать в нужную книжку. Вот небольшой список словарей и справочников по русскому языку, которые полезно иметь под рукой (или в закладках):

  • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
  • Лопатин В.В. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
  • Орфографический словарь русского языка
  • Толковый словарь русского языка
  • Бучкина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника)
  • Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник
  • Словарь иностранных слов
  • Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка
  • Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник

Составляйте таблицы и схемы. Они выступают идеальным способом структурировать и запомнить сложный материал. Например, можно составить таблицу склонений существительных или схемы расстановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. В принципе существуют уже готовые справочники «Русский язык в таблицах и схемах», но мы советуем создавать таблицы самостоятельно. Для этого вам потребуется действительно разобраться в теме, что, безусловно, поможет её запоминанию, и вы сможете организовать материал именно тем способом, который наиболее удобен для вас. Такие таблицы удобно держать на рабочем столе и обращаться к ним в случае сомнений относительно того или иного правила.

Ознакомьтесь с основами морфологии и синтаксиса. Их знание является залогом правописания. Кратко говоря, морфология – это раздел лингвистики, изучающий части речи, строение слов, словообразование и словоизменение. Чтобы правильно написать слово, прежде всего, нужно определить, к какой части речи оно относится: существительное, прилагательное, числительное, глагол, причастие, частица, наречие и т.д. Затем нужно понять, в какой именно части слова возникла проблема (тот самый школьный разбор слова по составу): корень, приставка, суффикс, окончание. Определив часть речи и часть слова, вы уже можете понять, какое именно правило будет действовать в данном конкретном случае.

То же самое относится и к синтаксису. Нужно уметь выделять в предложении его составные части: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, приложение, вводная конструкция. Все правила пунктуации построены именно на этом умении выделять члены предложения. Если вы научитесь видеть структуру слов и предложений, запоминание и применение правил уже не составит для вас труда.

Если ваше слабое место – это орфография, то попробуйте воспользоваться одной из следующих техник. Во-первых, проверяйте безударные гласные в корне подбором однокоренных слов, где на эти главные падает ударение. К примеру, недавно я столкнулась со следующей ошибкой: «я излИчилась от этой болезни». Правильно писать «излЕчилась», и это легко проверить с помощью слов «лечит» и «лекарь». Во-вторых, попробуйте сложные слова записывать на стикер, выделяя проблемные буквы размером шрифта и цветом: «прИвИлегия», «суББота». В-третьих, можно использовать метод ассоциаций. В качестве иллюстрации, в слове «молоко» безударные гласные в корне могут быть проассоциированы с бубликами, которые мы едим, запивая их молоком, и которые имеют форму буквы «О». Вспомнили бублики, вспомнили, как пишется слово. Наконец, попробуйте запоминать типичные случаи. Такой метод может быть особенно эффективным для запоминания слитного и раздельного написания слов. Например, твёрдо запомнив, что слово «вице-президент» пишется через дефис, вы уже не будете испытывать трудностей с подобными ему словами: «вице-премьер», «вице-консул» и т.д.

Если же особую сложность вызывает пунктуация, то полезно помнить о том, что знаки препинания призваны отражать на письме паузы и интонационные нюансы речи. Поэтому может быть полезным прочитать предложение вслух и обратить внимание на то, как вы его произносите, где делаете паузы, на какие слова ставите акценты. Там, где вы заметили паузы и акценты, должны стоять знаки препинания. Вот все общие советы, которые можно дать относительно развития грамотности.

Онлайн-курс «Русский язык»

Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Еще статьи:

  • Льготы для инвалидов в снт Льготы по выплатам налогов в СНТ Льготы по выплатам налогов, получению земельных участков в СНТ 1. Какие категории граждан имеют льготы по уплате налога на землю? В соответствии с действующим законодательством от оплаты налога на землю полностью освобождаются участники Великой […]
  • Налог на землю во владимирской области 2019 О новых льготах для пенсионеров по оплате земельного налога Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, устанавливающий новые льготы для пенсионеров по оплате земельного налога. Внесенными изменениями для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые […]
  • Заявление в фсс на возмещение единовременного пособия Перечень документов для выделения (возмещения) средств ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ (ВОЗМЕЩЕНИЯ) СРЕДСТВ Филиалы Отделения Фонда выделяют страхователям средства на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию при предоставлении следующих документов: 1. Письменное […]
  • Страховой случай по инвалидности 2 группы Страхование инвалидов В соответствии со статьей 2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" всем инвалидам, независимо от группы и категории, гарантированы экономические, правовые и социальные меры, призванные создать и обеспечить оптимальные условия […]
  • Гражданский процессуальный кодекс узбекистан Гражданский процессуальный кодекс узбекистан Утвержден Законом РУз от 22.01.2018 г. № ЗРУ-460 Вводится в действие с 01.04.2018 Дата актуализации: 01.02.2018 Раздел I. Общие положения Глава 3. Состав суда (Статьи 17 - 20) Глава 8. Доказательства (Статьи 71 - 104) Глава 9. Обеспечение иска […]
  • Кгэу лицензия Хайбуллина Айгуль Ильгизаровна Ученая степень: Кандидат технических наук Общий стаж работы: 6 Стаж работы по специальности: 6 Основы энергосбережения и энергетический аудит. Руководство учебной и производственной практиками. Тепломассообменное оборудование предприятий. […]