Требования к рабочей программе дополнительного образования

Требования к рабочей программе дополнительного образования

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.


Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога

— перечень и название раздела и тем курса;
— необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
— содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
• требования к знаниям и умениям обучающихся;
• формы и вопросы контроля;
• возможные виды самостоятельной работы учащихся;
— региональный компонент.

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

4. Содержание курса — структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д. Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.

7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

МБОУ
«Северодвинская гимназия №14»

МБОУ «Хабарицкая СОШ»

Войти через uID

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

на Педагогическом совете

Протокол от «____»_______20___ г. №____

Директор МБОУ «Хабарицкая ОШ»

Приказ «___»______20 г. №_____

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 9 законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Хабарицкая СОШ» (далее Учреждение), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844). .

1.2. Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования, основывающийся на примерной или авторской образовательной программе детского объединения.

2. Цели и задачи Программы

2.1. Целями и задачами Программы, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

2.1.1. Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

2.1.2. Соответствующему уровню образования (начальному, общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

2.1.3. Направленностям дополнительных образовательных программ (спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, художественно-эстетическому, декоративно-прикладному, профильное обучение, социально-педагогическая, культурологическая);

2.1.4. Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

3. Содержание рабочей программы дополнительного образования детей

3.1. Содержание Программы должно быть направлено на:

3.1.1. Обеспечение самоопределения личности;

3.1.2. Создание условий для развития личности ребенка;

3.1.3. Формирование у обучающегося адекватному современному уровню знаний уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

3.1.4. Интеграцию личности в национальную и мировую кульуру;

3.1.5. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

3.1.6. Профилактику асоциального поведения;

3.1.7. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур;

3.1.8. Укрепление психического и физического здоровья детей;

3.1.9. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей

3.1.10. Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

4. Технология разработки рабочей программы.

4.1. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования по определенному курсу дополнительного образования детей, на учебный год или ступень обучения.

Читайте так же:  Доверенность на получение карточки сбербанка

4.2. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного направления. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.

5. Структура рабочей программы.

5.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

5.1.1. Титульный лист.

5.1.2. Пояснительную записку.

5.1.3. Учебно-тематический план.

5.1.4. Календарно-тематический план.

5.1.5. Содержание изучаемого курса.

5.1.6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

5.1.7. Список литературы (основной и дополнительной);

6. Оформление и содержание структурных элементов рабочей программы дополнительного образования детей

6.1. На титульном листе рекомендуется указывать:

6.1.1. Наименование образовательного учреждения;

6.1.2. Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

6.1.3. Название дополнительной образовательной программы;

6.1.4. Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

6.1.5. Срок реализации дополнительной образовательной программы;

6.1.6. Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

6.1.7. Название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

6.1.8. Год разработки дополнительной образовательной программы.

6.2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

В пояснительной записке автор программы описывает предмет, которому посвящена программа, далее раскрывается:

6.2.1. Направленность дополнительной образовательной программы (спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное, профильное обучение, социально-педагогическое, культурологическое);

6.2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;

6.2.3. Цель и задачи (обучающие, воспитательные, развивающие) дополнительной образовательной программы;

6.2.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

6.2.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

6.2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

6.2.7 планируемые результаты;

6.2.8.Способы определения их результативности (указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержание программы);

6.2.9.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

6.3. Учебно-тематический план должен содержать:

6.3.1. Перечень разделов и тем;

6.3.2. Количество часов по каждой.

6.4. Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы должен содержать:

6.4.1. Перечень разделов, тем;

6.4.2. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

6.4.3. Планируемая и фактическая даты проведения занятия.

6.4.4. Формы и режим занятий.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией.

6.5. Содержание программы дополнительного образования детей отражает:

6.5.1. Краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

6.5.2. Название раздела, тем (номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать учебно-тематическому плану);

6.5.3. Основные теоретические понятия;

6.5.4. Примерное содержание деятельности;

6.5.5. При наличии в образовательной программе экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия, др.

6.6. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

6.6.1. Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

6.6.2. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

6.6.3. Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.;

6.6.4. Описание системы педагогического контроля.

6.7. Список литературы — структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

6.8. Приложения к программе: учебно-методический комплект:

6.8.1. Словарь основных терминов образовательной программы;

6.8.2. Методические пособия, разработки массовых мероприятий;

6.8.3. Методические рекомендации к занятиям;

6.8.4. Индивидуальные образовательные маршруты;

6.8.5. Мониторинг образовательных маршрутов.

7. Оформление рабочей программы.

7.1. Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman Cyr, или сходным по начертанию, кегль 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

7.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения.

Требования к программе дополнительного образования детей

Примерные требования к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

— в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно

соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

— создание условий для развития личности ребенка;

— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей;

— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.

Требования к рабочей программе дополнительного образования

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Уставом МБОУ «Рубиловкая основная общеобразовательная школа», письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования детского объединения, основывающийся на примерной или авторской образовательной программе детского объединения.

2. Цели и задачи Программы

2.1. Целями и задачами Программы, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития учащихся. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

2.1.1. Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;

2.1.2. Направленностям дополнительных образовательных программ ( культурологической, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, военно-спортивной, духовно-нравственной, технической, краеведческой, социально-педагогической, естественнонаучной. 2.1.3. Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности учащихся); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

3. Содержание рабочей программы дополнительного образования

3.1. Содержание Программы должно быть направлено на:

3.1.1. Создание условий для развития личности учащихся;

Читайте так же:  Образец приказа о назначении комиссии по проверке знаний по охране труда

3.1.2. Развитие мотивации личности учащихся к познанию и творчеству;

3.1.3. Обеспечение эмоционального благополучия учащихся;

3.1.4. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

3.1.5. Профилактику асоциального поведения;

3.1.6. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащихся, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур;

3.1.7. Укрепление психического и физического здоровья учащихся;

3.1.8. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

4. Технология разработки рабочей программы.

4.1. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования по определенному курсу дополнительного образования на учебный год или ступень обучения.

4.2. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного направления.

5 . Структура рабочей программы.

5.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

5.1.1. Титульный лист.

5.1.2. Пояснительную записку.

5.1.3. Учебно-тематический план.

5.1.4. Содержание изучаемого курса.

5.1.5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

5.1.7. Список литературы (основной и дополнительной).

6. Оформление и содержание структурных элементов рабочей программы дополнительного образования подростков (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

6.1. Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.

На титульном листе указывается:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

название дополнительной образовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

срок реализации дополнительной образовательной программы;

Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

год разработки дополнительной образовательной программы.

6.2. Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач, рекомендации по их проведению. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, формы контроля и возможные варианты его проведения. В пояснительной записке к программе дополнительного образования учащихся раскрывается:

направленность дополнительной образовательной программы;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

цель и задачи дополнительной образовательной программы;

отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

6.3.Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование раздела, темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы.

Методические рекомендации «Написания общеобразовательной, модульной, рабочей программы дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

«ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, МОДУЛЬНОЙ, РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Ванюкова Н.А., методист

Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл. 1, ст.2, п.9).

Направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, гл.1, ст.2, п.25).

Типология дополнительных общеобразовательных программ

( в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

По виду : дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

-дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям: техническая, естественнонаучная, физкультурно — спортивная, художественная, туристско — краеведческая, социально-педагогическая;

-дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы в области искусств и в области физической культуры и спорта.

Классификация дополнительных образовательных программ

Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен чётко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить, и для этого целесообразно познакомиться с критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей. Классификация программ проводится по различным основаниям. По наиболее распространённой в дополнительном образовании детей классификации *( Одним из первых официальных изданий, предложивших данную классификацию, было Приложение к журналу «Внешкольник», выходившее под названием «Библиотека педагога-практика». Брошюра называлась: Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей. – М., 1999. – С.40-41. ) образовательные программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая) , модифицированная (адаптированная) , экспериментальная, авторская.

Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий её соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задаёт некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчётные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведёт неудовлетворённость практической ситуацией.

Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и её разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации — в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдаётся сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

В соответствии с классификацией образовательных программ дополнительного образования детей по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ : комплексные, интегрированные, модульные, сквозные .

Комплексные программы , которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое.

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо вести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д. Примерами могут служить программа «Здоровье», назначение которой – в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через школьные учебные предметы и внеурочную деятельность, а так же программа «Одарённый ребёнок», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников.

II Структура дополнительной общеобразовательной программы ( в соответствии с Приложением к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г. «ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ» к программам дополнительного образования детей» ; Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».)

Содержание структурных компонентов программы

Вышестоящие органы образования (по подчинённости учреждения).

Название образовательного учреждения, в котором разработана программа.

Ф..И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.

Дата и № протокола НМС , рекомендовавшего программу к реализации.

Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы ).

Возраст детей, на которых рассчитана программа.

Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).

Автор программы (Ф.И.О., занимаемая должность).

Название населённого пункта.

Год создания программы.

2.1. направленность дополнительной общеобразовательной программы

2.2. новизну, актуальность, педагогическую целесообразность

2.3. цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

2.4. отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной

программы от уже существующих дополнительных общеобразовательных программ:

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

— сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы)

— формы и режим занятий

— ожидаемые результаты и способы их проверки

— формы подведения итогов реализации дополнительной

общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования,

учебно-исследовательские конференции и т.д.)

2.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ. Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, даётся характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

— новое решение проблем дополнительного образования;

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— новововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

ПРИМЕР: Новизна данной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.

Читайте так же:  Надзорный приказ это

Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

Актуальность может базироваться на:

— анализе социальных проблем,

— материалах научных исследований,

— анализе педагогического опыта,

— анализе детского или родительского спроса,

— современных требованиях модернизации системы образования,

— потенциале образовательного учреждения;

— социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого имеются только на базе нашего Центра детского творчества.

— подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995).

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:

— методов образовательной деятельности,

— средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),

организации образовательного процесса.

Данная общеобразовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению.

2.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», создание возможности для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определённых знаний, умений и навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности и т.д.;

Воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

Развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач так же не должно быть абстрактным, они должны быть соответственны с прогнозируемыми результатами.

2.4. Отличительные особенности программы:

— базовые теоретические идеи;

-этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

— возраст детей и их психологические особенности;

— вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и её состав (постоянный, переменный и др.);

-особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

— число обучающихся по годам обучения (обосновать).

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы)

Указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год.

1 год обучения – 148 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) – 222 (148, 74 часа) и т.д.

Допускается вариативность продолжительности обучения учащихся по программе на любом году обучения.

Вариативность обучения учащихся обосновывается, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся.

1 год обучения – 222, или 148, или 74 часа в зависимости от

— психологической готовности к обучению,

— физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы,

— интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др.

Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др

— общее число часов в год;

— число часов и занятий в неделю;

1 год обучения — 2 раза в неделю по 2 учебных часа; 2 год обучения — 3 раза в неделю по 2 учебных часа, 1 раз в неделю по 2 учебных часа.

ПРИМЕРЫ форм организации деятельности детей на занятии:

индивидуальная, групповая работа по подгруппам, ансамблевая и др.

ПРИМЕРЫ форм проведения занятий: акция, аукцион, бенефис, беседа эвристическая, Вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра деловая, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, размышление, рейд, ринг, салон, семинар, смотрины, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и др.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности необходимо описать на 3 уровнях (принцип компетентностного подхода): личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты — это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых обучающимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные) , обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают обучающемуся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Применительно к учебной деятельности следует выделить виды действий:

действие самоопределения (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

действие смыслообразования , т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

действие нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

-формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Предметным результатом обучающихся является освоенный обучающимися в ходе изучения дополнительной общеобразовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению .

ПРИМЕР: МЕХАНИЗМ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (приложение №1)

Учебно-тематический план (по годам обучения)

Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени, теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Еще статьи:

  • Налог 6 в ссср Налоги, которые платили в СССР В госбюджете СССР налоги играли важнейшую роль. К началу нэпа было принято решение о ликвидации всех сборов. Исключения составил продналог, представляющий собой натуральное обложение крестьян. Сегодняшняя система налогов была образована в середине 1921 […]
  • Чеканцева нотариус клин Чеканцева нотариус клин Наследственное дело открывается: Если не истёк срок для принятия наследства (как правило, 6 месяцев со дня смерти). Если умерший проживал на момент смерти в городе Клин или Клинском районе Московской области. Для открытия наследственного дела необходимо: […]
  • Щелковская органы опеки Отдел опеки и попечительства района Гольяново Управление социальной защиты населения города Москвы (УСЗН) Адрес: Москва, 107241, Щелковское шоссе, д. 27 Начальник отдела опеки и попечительства Мурлыкова Тамара Львовна Специалисты: Ремизова Алла Юрьевна Сахарова Светлана […]
  • По каким дням выплачивается пособие по безработице По каким дням выплачивается пособие по безработице Версия сайта для слабовидящих Обычная версия сайта В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ : 1950 руб./мес. - мин. 10400 руб./мес. - макс. для граждан предпенсионного возраста 14 664 руб./мес.-макс. условия выплаты пособия по безработице ПОСОБИЕ ПО […]
  • Кто заверяет доверенность в тюрьме Заявление на получение ДОВЕРЕННОСТИ или СОГЛАСИЯ от осужденного Заявление на получение ДОВЕРЕННОСТИ или СОГЛАСИЯ от осужденного. Теперь, достаточно на нашем сайте зайти на страницу учреждения в котором содержится осужденный , далее КЛИКНУТЬ по тексту: ЗАЯВЛЕНИЯ о выдаче Доверенности […]
  • Увольнение по п 5 ст 81 тк Увольнение по п 5 ст 81 тк Выводы суда: работодатель обоснованно применил к истице такую меру дисциплинарного взыскания, как увольнение по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ, так как дисциплинарные проступки истицей совершались неоднократно, на день увольнения не были сняты и не считались […]