Требования к речевым средствам общения педагога

Речевое поведение учителя на уроке

Устное и письменное общение реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обучение которым должно осуществляться взаимосвязано, но при дифференцированном подходе к каждому из них. Это обусловлено не только тем, что в основе функционирования каждого вида лежат одинаковые психические процессы и психолингвистические закономерности. В реальном общении человек читает и обсуждает прочитанное, делает при этом записи, позволяющие ему лучше запомнить и затем воспроизвести необходимую информацию, и т. д. Иными словами, данные виды деятельности как способы осуществления аутентичного речевого общения тесно переплетаются друг с другом и подчас трудно провести четкую границу между ними.

Процессы передачи информации в значительной степени основаны на процессах коммуникации и при любой организации учителя, избранной педагогом, вариант коммуникации оказывает существенное влияние на результат обучения. Поэтому знание факторов коммуникации, использование их практической деятельности актуально для учителей.

Выделяют речевую (слуховую) и неречевую (визуальную) коммуникации.

Речевая коммуникация. При работе речь учителя должна быть правильной, понятной, выразительной, приятно воспринимаемой. Предложения — краткими и четкими. Особенно внимательно нужно относиться к использованию профессиональных терминов.

Учитель должен умело пользоваться научной терминологией и уметь четко раскрывать значение любого термина.

Учителю при изложении материала необходимо учитывать темп речи, силу звука, модуляцию, паузы, правильное дыхание, диалект, стиль речи.

Конечно, каждому темпераменту соответствует собственный темп речи и изменить эту привычку не просто, но в этом и нет и необходимости. Хотя в то же время необходимо помнить и знать, что на занятиях следует говорить лучше медленно, чем быстро. Быстрый темп затрудняет понимание. Но сохранение одного и того же темпа делает речь монотонной. О важных вещах необходимо говорить медленнее.

Не речевая коммуникация. Это мимика, взгляд, жесты, внешний вид.

Конечно, не всё можно изменить во внешности человека, однако в целом учитель может изменить свой облик, следя за собой.

Практическое овладение иностранным языком возможно лишь при условии пользования им качества средства общения, в процессе которого происходит обмен информацией на данном языке. Урок обладает довольно большими возможностями для использования иностранного языка в качестве средства общения учителя и учеников. Наблюдения, однако, показывают, что эти возможности далеко не всегда используют в полной мере. Рогова устанавливает следующие тенденции в использовании иностранного языка в речи учителя:

1) очень часто учитель говорит на иностранном языке, постоянно сопровождая свою речь переводом на родной язык, что не способствует формированию навыков у учащихся. Зная, что учитель обычно переводит сказанное им, учащийся не делает никаких усилий, чтобы понять речь учителя на иностранном языке.

2) учитель добивается того, что его распоряжения понимаются учащимися непосредственно на иностранном языке, т. к. он использует в своей речи то, что учащиеся усвоили. Однако при таком подходе к своей речи учитель очень долго не сможет вести урок на иностранном языке, не сможет создавать учащимся «среду» иностранного язык, т. к. слова и выражения, столь необходимые для общения очень нерегулярно, либо совсем не включены в учебники. Излишняя осторожность в употреблении слов и выражений, которые учащиеся «не проходили», наносит урон фор- мированию навыков устой речи.

3) бывает, дело обстоит как будто хорошо: учитель говорит на иностранном языке, учащиеся имеют возможность слушать речь на изучаемом языке. Однако, необходимо, чтобы в общении учителя и учащихся решающая роль принадлежала языку звучащей речи, а не другим дополнительным фактором (мимика, жесты, установившийся порядок на уровне)

При отборе материала, которым будет пользоваться сам учитель в своей устной речи на уроке, следует учитывать цели, которые он преследует: во-первых, развитие у учащихся умения слушать и понимать иностранную речь; во-вторых, известное расширение пассивного словаря учащихся и развитие у них догадки по контексту в процессе слушанья.

В связи с этим очень существенно, чтобы материал, которым учитель пользуется в своей устной речи, был доступен и посилен для учащихся. Это тем более важно, притом ограниченном языковом материале, который предлагается учащимся на начальной стадии обучения, они вполне естественно будут пытаться воспроизводить те выражения, которые они услышали от учителя.

При выборе того или иного выражения учитель должен учитывать его звуковой состав — он должен быть доступен учащимися к моменту произнесения данного выражения. В речи учителя не должны встречаться звуки, которые неизвестны учащимися. Исключение может сделано только либо для звуков, артикуляция которых совпадает с аналогичными звуками родного языка, либо для звуков, отличиями в артикуляции можно пренебречь (например, звуки [p], [b],[f], [v], [s], [k], [au] и т.п.)

Наличие в речи учителя не знакомых трудных звуков (например, [r], [w] и д. р.) значительно затрудняет её восприятие учащимися. Кроме того, ученик не только запомнит данное выражение с неправильным произношением, но и гораздо с большим трудом усвоит этот звук при изучении по учебнику, т. к. у него уже в какой-то мере укоренится неверная артикуляция.

При своей грамматической структуре речь учителя может отличаться от грамматического материала, поскольку учащиеся запоминают отдельные предложения как «выражения», т. е. нерасчлененное. Однако желательно, чтобы эти различия не были слишком значительны — тогда речь учителя будет служить хорошим упражнением и в усвоении учащимися изучаемых грамматических явлений

В области лексики учителю представляется несколько большая свобода. Нестесненный рамкой орфографических трудностей, учитель может постепенно вводить в свою речь все те слова, которые ему необходимы в процессе ведения урока. Важно только учитывать упомянутое выше требование о сопутствии в этих словах новых трудных звуков.

Вопрос о дозировке нового материала в устной речи учителя столь же важен, как и вопрос о дозировке нового материала по учебнику; поэтому при подготовке учителя к уроку и составлении его плана работы этому должно быть уделено должное внимание.

Сначала не следует давать больше 1-2 выражений за один раз. Кроме того, не на каждом уроке учитель должен дополнять свою речь новыми элементами. Новое следует вводить только после того, как учитель убедился, что все ранее введенные им выражения правильно понимаются большинством учащихся класса.

Употребляя ту или иную форму или выражение, учитель должен принять все меры к тому, чтобы она правильно понята учащимися. Для достижения этого нужно иметь в виду следующее:

1) употребив то или иное английское выражение, учитель должен придерживаться той же формы и на последующих занятиях, не заменяя его эквивалентом на русском языке, не другим аналогичным выражением на английском языке.

Данные выражения должны по возможности произноситься одинаково на всех занятиях, т. к. разные варианты произношения одного и того же выражения на начальных этапах обучения могут вызывать затруднения понимании их учащимися. Темп речи при этом должен быть обычным темпом речи учителя на уроке (т. е. несколько замедленным) с правильным ритмом и паузами на границах между смысловыми группами слов.

2) учитель должен добиться того, чтобы учащиеся поняли не только общий смысл употребленного им выражения, но и отдельные его части.

Каждое новое выражение учитель должен отчетливо произнести 2-3 раза, предложив учащимся догадаться, что оно может значить в целом. Если учащийся не в состоянии этого сделать, то учитель может сделать его перевод, обратив их внимание на отдельные знакомые в нем элементы (отдельные слова) и ситуацию, которая вызвала данное высказывание.

3) точность понимания учащимися речи учителя должна систематически проверяться. Не следует довольствоваться одной положительной реакцией учащихся на отдельные распоряжения. Необходимо время от времени заставлять их переводить сказанное. Через 4-5 уроков после введения нового выражения его уже можно включить в число вопросов, задаваемых учебнику, отвечающему на отметку. От учащегося при этом следует требовать только перевод данного выражения с английского языка на русский.

4) каждое новое выражение должно многократно повторяться учителем не только на том уроке, на котором оно употреблено впервые, но и на последующих занятиях.

Так как диалог с учителем является ведущей формой приобщения учеников к устной речи на иностранном языке, именно поэтому так важно, чтобы речь учителя была лишена всякого рода ошибок.

Самую большую группу составляют ошибки, связанные со слабым владением узусом, т.е. закономерностями употребления слов и фразеологических сочетаний речи. Незнание английской речевой нормы приводит к тому, что учитель нередко переносит русскую норму на английский язык, в результате чего возникает построение чуждое английской речи.

Следующую группу составляют грамматические ошибки. К ним относятся употребление Present indefinite вместо требуемого в данной ситуации present continuous: «you talk nonsense» вместо «you are talking nonsense». Или замена present perfect формой present indefinite: «did you bring a note from your doctor?» вместо «have you brought note from your doctor?».

Таким образом, целесообразно для предупреждения и исправления типичных ошибок в речи более широко использовать результаты теоретических исследований в области лингвистики. Обращать внимание на те слова и выражения, в употреблении которых вероятность ошибок наиболее велика, многократно повторять их с помощью различных упражнений.

Общение в педагогической практике. Выразительные средства речи

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. При этом ведущая роль в общении педагога с родителями и обучающимися всё-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому учителю, воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными людьми.

Читайте так же:  Образец заявления на исключение из школы

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогость воспитания.

Даётся человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причём научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. И именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями и детьми так важна отработка определённых навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим одной из эффективных форм обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику, используя уже имеющийся опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.

Этот тренинг многофункционален. Он может быть обучающим для молодых специалистов, может быть в рамках семинара как просвещение педагогов о средствах выразительности речи и как мероприятие, направленное на профилактику профессионального выгорания педагогов.

Оптимальная группа из 12-16 человек. Проведение тренинга возможно психологами, логопедами, педагогами, владеющими данной технологией и имеющими знания в области психологии общения.

Цель: стабилизация эмоционального состояния педагога через расширение собственного опыта в применении различных средств выразительности.

Задачи:

  • Вооружить педагогов знаниями о понятии “техника речи”, которое включает правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дикция) в процессе речи и чтения.
  • Показать возможности выразительных средств для решения определённых педагогических задач: привлечение внимания, поддержка, донесение информации обучающимся.

1. Организационный момент (участники тренинга садятся в круг).

Вступительное слово: “Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о важности выразительных средств речи в деятельности педагога. Мы познакомимся с содержанием понятия “техника речи” и у нас будет возможность потренироваться в использовании выразительных средств для решения определённых педагогических задач (привлечение внимания учеников, поддержка). Время работы 3 часа. Для более эффективной работы важно принять правила взаимодействия в группе” (ведущий поясняет правила, участники обсуждают, принимают голосованием).

Правило активности. Психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех, является обязательной. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце.

Правило безопасности. Всё о чём говориться в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – это является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Правило “стоп”. Каждый имеет право не высказывать собственное мнение вслух. Если участник ничего не говорит, это ещё не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.

Телефон. Неожиданные звонки могут помешатьи нарушить ход работы, поэтому важно договориться об отключении телефонов.

2. Погружение в тему тренинга.

Разминка. Представиться и назвать качество на первую букву имени.

(Пример: “Мария — милая”)

Цель: актуализация знаний педагогов по теме.

Инструкция: “Здесь (ведущий показывает на свободное место вдоль стены или по диагонали комнаты) у нас будет своеобразная линейка, шкала. Ноль означает, что вы полностью согласны с утверждением “Выразительные средства в речи педагога важны”. Десять означает, что вы придерживаетесь мнения “В речи педагога важно содержание, а не выразительные средства”. Найдите на шкале место, которое соответствует вашей точке зрения по данному вопросу, объясните свой выбор”.

Резюме ведущего. Для каждого педагога, в зависимости от того с кем он работает, какой тип урока ведёт и т. д. выразительные средства речи имеют большее или меньшее значение. В начальной школе монотонная речь недопустима, а старшеклассников и студентов возможно излишняя эмоциональность будет раздражать. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

3. Мини-лекция. Понятие выразительности речи.

Перед учителем стоит серьезная задача — он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном.

С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.дТрадиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам общения относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанции, позы и т.д.; к паралингвистическим – всё, что касается техники речи.В понятие “техника речи” входит: правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дикция) в процессе речи и чтения.

А) Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса. В легких не должно быть избытка воздуха, который в таком случае стремится вырваться наружу, заставляя чрезмерно напрягаться голосовые связки, и не должно быть дефицита воздуха, так как это может вызвать неблагоприятные последствия в легких. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух — одна из сложнейших задач (Комплекс дыхательных упражнений см. в Приложении 1).

Б) Ясность произношения (дикция) – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. Обследовать звукопроизношение и дать рекомендации может специалист логопед. (Комплекс упражнений для тренировки звукопроизношения см. в Приложении 2.)

В) Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), качество (тембр). Эти свойства голоса, собственно и являются средством выразительности.

Преподаватель обязан соизмерять громкость звучания своего голоса с объёмом помещения и количеством слушателей. Громкость надо понимать не как крикливость, а как полнозвучность голоса.

Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно тихо, средне, громко.

Различаются голоса высокие, средние и низкие. Говорящий должен изучить свой диапазон голоса и знать предел его верха и низа. Рекомендован для лучшего восприятия голос, не требующий напряжения.

Темп речи зависит от хода мыслей, обстановки и многих других причин. Можно по своей воле выбирать медленный, средний и быстрый темп. Рекомендованный темп для лучшего усвоения учебного материала — медленный и ровный (плавный). (Комплекс упражнений для тренировки силы, высоты и темпа голоса см. в Приложении 3).

Г) Кроме перечисленных свойств, звучание голоса различается по своему качеству, т. е. окраске голоса, иначе называемой тембром.

Следующее упражнение поможет нам понять, что такое качество голоса.

4. Упражнение “Плохой – хороший голос”.

Цель: знакомство с характеристиками голоса.

Инструкция:Ведущий раздаёт каждому участнику заранее подготовленные листочки, на каждом из которых написана одна из характеристик голоса (Характеристики голоса: приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо модулированный, низкого тембра, доверительный, управляемый, тёплый, мелодичный, заботливый, уверенный, дружеский, выразительный, естественный, богатый, наполненный, звучный, доброжелательный;

Гнусавый, резкий, скрипучий, хриплый, дрожащий, пронзительный, плаксивый, с одышкой, робкий, отрывистый, слишком громкий, слишком тихий и неслышный, бесцветный, помпезный, саркастический тон, неуверенный, монотонный, напряжённый, слабый, скучный).

I этап. Каждый из участников, на пространстве доски или пола, выкладывает листочки на территорию “хорошего (+)” или “плохого (-)” голоса. Обсуждение.

II этап. Ведущий озвучивает общее выработанное мнение. Предлагает подумать о своём голосе и о том, какими из этих качеств участники хотели бы обладать, от каких избавиться, выполнить это задание письменно. Обсуждение по желанию.

Резюме: Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя. Голос– важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

  1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
  2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
  4. Голос, как уже было сказано, основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
  5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.
Читайте так же:  Осаго на месяц уфа

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

Упражнение “Да – Нет”.

Цель: потренироваться в умении выражать разную палитру чувств через минимальное содержание.

Инструкция: участники группы разбиваются на пары, ведут диалог стоя. Первые номера говорят только слово “Да”, Вторые – “Нет”. Первый уговаривает, второй сопротивляется. Использовать только слова “Да – Нет”. Через две минуты участники пары меняются ролями. И продолжают работать ещё две минуты. Во время выполнения упражнения педагогам важно отследить и запомнить собственные чувства и мысли.

Обсуждение по вопросам:

  1. Удалось ли разговаривать при помощи одного слова?
  2. Что помогало понять собеседника?
  3. Удалось ли попробовать разные эмоции?
  4. Если ответ “Нет”, то дополнительный вопрос — Что мешало?
  5. Какие чувства были, когда говорили “Да”? “Нет”?

Резюме: Очень важно уметь понимать и распознавать собственные чувства и чувства других людей, поскольку это умение помогает управлять эмоциями в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми. Развитие этого умения может служить профилактикой возникновения таких нарушений, как депрессия, раздражительность и т.д., что является особенно важным для педагогов, испытывающих постоянные эмоциональные перегрузки.

Главная роль в передаче эмоций и чувств принадлежит интонации. Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

Упражнение“Мы сегодня идём в музей”.

Цель: напомнить о том, что смысловое ударение имеет важное значение в передаче информации и может изменить восприятие содержания.

Инструкция: Участникам группы предложить прочитать фразу, изменяя логическое ударение. Обсудить:

— как и почему изменилось содержание данного сообщения;

— какие вопросы помогут уточнить правильность услышанной информации (“Правильно ли я поняла, услышала”).

Резюме: “Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!”. К.С. Станиславский

Упражнение “Я не знаю, что сказать” будет состоять из двух частей.

Цель: потренироваться в применении выразительных средств речи.

Инструкция для первой части упражнения: Участникам группы предложить сесть в круг спиной друг к другу. Каждый получает карточку, на которой написано название чувства. Приложение 4. Задание: произнести фразу “Я не знаю, что сказать” в соответствии с чувством, указанным на карточке. Участники групп говорят фразу по очереди. Один говорит, остальные отгадывают и записывают свои варианты на заранее подготовленных бланках в столбик № 2. Приложение 5.

Инструкция для второй части упражнения: Участникам группы предлагают сесть лицом друг к другу. Начиная со второго номера, все по очереди говорят с каким чувством была произнесена фраза первым участником. После того как выскажутся все участники круга, первый номер говорит с какой интонацией он старался произнести фразу (что было указано в карточке). Затем аналогичная работа строится с каждым участником круга по порядку. Перед педагогами стоит две задачи:

1. Послушать и посчитать, сколько человек отгадали вашу интонацию;

2. Отметить и посчитать, сколько отгадали вы.

Работа ведущего с группой по обсуждению чувств и мыслей во время выполнения упражнения.

Резюме: Существует мнение, что более 30% отгаданного вами свидетельствует о хорошем слуховом восприятии. Количество отгаданного другими – об уровне вашей выразительности.

Разминка (любое двигательное упражнение на снятие статического и эмоционального напряжения пр.“Фруктовый салат”).

Упражнение “Типология голосов”.

Цель: обратить внимание педагогов на то, что голосовое модулирование помогает решить различные педагогические задачи.

Инструкция: троим участникам группы надо прочитать отрывок из текста своим голосом. Задание кругу: слушать голос.

Внимание! Ведущему следует в ходе тренинга подобрать чтецов в соответствии с типами голосов, указанных в резюме (см. ниже).

Работа в круге начинается с предупреждения участников:“Благодаря помощникам мы имели возможность услышать разные голоса, понаблюдать за собственными ощущениями, последующая работа будет направлена на изучение голоса и не имеет отношения к личности чтецов”.

Обсуждение по вопросам:

  1. Изменялись ли чувства при прослушивании разных голосов?
  2. Как для вас связано смысловое восприятие текста и голос, который этот текст читал?
  3. Как вы думаете надо ли педагогу в работе с детьми и родителями по-разному использовать возможности своего голоса?
  4. Зачем педагогу в работе нужна голосовая модуляция?

Резюме: Выделяют три типа голоса, которые условно называют

  • “Какао” — низкий, бархатный, погружающий. Частота слов низкая, паузы большие. Его функция – поддержать, успокоить.
  • “Касторка, микстура” — голос Гарри Потера – логически ориентированный, голос принятия решений (диктор: учу, веду, покажу, что делать, дам инструкцию) Функция: объяснить.
  • “Газировка” — голос М. Монро – детский, высокий, торопливый. Пауз меньше, более частотный. Голос чувств (сюсюканье) Функция: донести информацию.

Следует помнить! При частой смене модуляции голоса слушатели испытывают отрицательные эмоции.

Знание этой информации заинтересованному человеку позволит использовать выразительные средства для решения определённых задач.

5. Подведение итогов.

Ведущий предлагает участникам тренинга прокомментировать и оценить по десятибальной шкале степень участия и результативность работы по параметрам: настроение, интерес, полезность.

Цель: снижение статического и психоэмоционального напряжения, подведение итогов работы.

Инструкция: При помощи жестов показать придуманный подарок соседу справа. Он угадывает, благодарит, придумывает и показывает свой подарок следующему участнику круга и т.д. Игра может повториться в обратном направлении.

Что самое важное было на этом занятии.

Методическое обеспечение.

  1. Л. А. Горбушина “Выразительное чтение и рассказывание учителя”
  2. Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс “Коммуникативный тренинг”
  3. Интернет-ресурс ЛОГОПЕД.РУ: электронный портал логопедов и дефектологов.

Культура речи педагога – как основа педагогического мастерства

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Просмотр содержимого документа
«Культура речи педагога – как основа педагогического мастерства»

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА – КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Климова Е.Ю., преподаватель общепрофессиональных дисциплин,

ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»

Многообразие и сложность задач формирования подрастающего поколения на современном этапе делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для теории и практики обучения и воспитания. Педагогическое мастерство в ходе профессиональной деятельности педагога позволяет оптимизировать все виды учебно-воспитательной работы, направлять их на всестороннее развитие и совершенствование личности обучающегося, формирование его мировоззрения и способностей. Оно проявляется в ситуациях нацеленного воздействия и тщательно организованного взаимодействия со слушателями; важнейшая форма реализации такого мастерства — коммуникативное мастерство: «Высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» [3]. Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, другие принципы педагогики.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма.

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Профессиональное владение речью, как устной, так и письменной, важно для всех педагогов. Образная, грамотная, лексическая и интонационно богатая, логическая, живая речь учителя на уроке, вне его, в общении с детьми, родителями и коллегами позволяет решить многие узловые учебно-воспитательные задачи.

Культура речи педагога – понятие емкое и многогранное. Специально отобранные и использованные в конкретном акте общения элементы языка и являются по сути дела речью. Точность правильность такого отбора зависят от эрудиции автора речи, его умений осознанно выбирать и применять языковые средства, необходимые именно сейчас, в данную минуту при общении [1].

Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития студентов.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата [2]. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.

Общение учителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса» (А.Леонтьев).

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи. Педагогическая деятельность основывается, прежде всего, на основе общения. Вне этого процесса трудно представить деятельность педагога. С помощью слова учитель, как и каждый человек, выражает, утверждает это себе и одновременно влияет на других. Как сказал Тарас Шевченко «Ну, чтоб, казалось слова. Слова и голос — больше ничего. А сердце бьется — оживает, Как их услышит!». Слово педагога — это основной инструмент, орудие его деятельности. Человек, мастерски владеющий словом, способен достичь больших успехов в своей деятельности. Слово имеет такую силу, что может и ранить, и убить человека, вылечить и спасти. Народная мудрость гласит: «Сабля ранит тело, а слово – душу», «Пулей попадешь в одного, а словом попадешь — в тысячу», «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает».

Читайте так же:  Доверенность подписывать документы и

Учитель с точки зрения своих педагогических функций является в определенной степени оратором. Каждый педагог должен владеть искусством слова. AC Макаренко придавал исключительное значение умению педагога обладать своеобразным оружием слова. Он писал, «…что ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях как надо говорить».

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Что же такое «Культура речи»? Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Основой для развития культуры речи является ее правильность, основанная на понятии нормы. Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы языка помогают содержать речь в определенном равновесии, способствуют сохранению богатства языка и дальнейшему его развитию. В понятие «культура речи» входят также и такие компоненты, как чистота, точность, выразительность и др. Во многих ситуациях общения речь учителя должна быть пронизана живым отношением говорящего к тому, о чем он говорит. Вот почему порой, казалось бы, внешне безупречно грамотная речь, но «холодная изнутри», не освещенная заинтересованным отношением автора речи к предмету разговора, не доходит до слушателя, а иногда вообще дает обратный результат. Поэтому речь учителя невозможно оторвать от его личности, от стиля отношений с детьми. Учителя, чьим профессиональным кредо является демократический, личностно-гуманный подход к детям, должны постоянно совершенствовать и обновлять внешние средства педагогического общения. В центре речевого взаимодействия учителя с детьми призван стать диалог, исключающий одностороннее речевое воздействие учителя и предполагающий максимальную активность субъектов общения. Думается, что типичные недостатки в речевой деятельности (непоследовательность, отвлечение от изучаемой темы, многословие, неумение точно выразить свою мысль и др.) исходят во многом из односторонней направленности речи педагога, исключающей высокую внутреннюю культуру и профессиональное мастерство. Печально известный «учительский монотон» как раз является следствием «законсервированности» учителя в роли ментора, не умеющего вести диалог, чувствовать партнера по общению, стимулировать его к высказыванию.

Знание языка и владение его ресурсами как принципиальный фактор педагогического мастерства, коррелируется с профессиональным имиджем. Слушатели «резко отрицательно относятся к погрешностям в речи педагога, к речевым штампам, затасканным фразам… Неудачное слово старшего может дать иное направление мыслям, сделать трогательное смешным, исказить содержание сказанного» [3, с. 24]. Речь современного педагога должна быть эталонным воплощением языковой нормы, а также тех коммуникативных качеств, которые способствуют взаимопониманию участников обучения. Ошибка или оговорка, допущенная преподавателем, нередко делает невозможным его позитивный желаемый имидж.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Педагогическая целесообразность речи педагога на разных этапах проведения урока различна: например, на этапе изучения нового материала речь педагога, прежде всего, должна активизировать мыслительную деятельность обучающихся, побуждать их к самостоятельной, активной познавательной деятельности, а не только передавать и транслировать знания. Речь педагога на этом этапе должна соответствовать следующим требованиям: быть логичной, доступной для понимания, выразительной, убедительной, увлекательной, влиять не только на умственную, но и на чувственную сферу обучающихся [4].

В процессе монолога нужно учитывать темп и ритм речи. Можно выделить три темпы речи: замедленный темп (около 50-60 слов в минуту), средний (120 слов в минуту) и ускоренный (более 160 слов в минуту). Выбор темпа речи педагога зависит от возрастных особенностей обучающихся, содержания дидактического материала. Наиболее оптимальным является средний темп речи. Один темп речи должен меняться другим, включать обучающихся в разнообразные ритмические действия (слушание, наблюдение, выполнение определенных кратковременных операций и т.д.).

Педагог должен упорно работать над формированием собственной культуры педагогической речи.

Правила речевой культуры педагога.

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами — логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических — бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать.

Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира педагога, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал «Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее нравственный облик, манера общения и поведения педагога».

Десяева Н.Д. Культура речи педагога : [учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям] / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. — 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2006.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. — М. : Просвещение, 2005.

Станкин М.И. Психология общения. М.: МПСИ, 2006.

Стефанова Л.Н. Культура речи учителя / Л. Н. Стефанова, С. Ю. Стефанова // Открытая шк. — 2001. — № 3.

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]