Требования к уголкам природы в доу

Уголок природы в детском саду

Автор — Коротаева Ольга Анатольевна, воспитатель детского сада № 22, г. Воткинск

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
  • В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
  • В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

  • Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
  • Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
  • Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум.

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

  • В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
  • В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
  • В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

  • Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
  • Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Методическая разработка по теме:
Организация уголка природы в группе детско сада

Организация уголка природы

в группе детского сада.

Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку наиболее яркие представления , чем книжки, картинки и рассказы взрослых.

Для постоянного общения детей с растениями в каждом детском саду должен быть оформлен и оснащен уголок природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.

В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

При отборе растений в уголок природы мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:

· Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

· Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

· Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки , подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

· Растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.

· Уголок природы — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за го обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя).Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

· Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и др) нуждаются в большом количестве солнечного света – их следует поставить в самое светлое место, другие (узумбарская фиалка, бегония др) плохо переносят солнечные лучи – их помещают в затемненное место).

· При размещении растений учитывается и эстетическая сторона: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер групповой комнаты. При этом, объекты размещаются таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать за объектами уголка природы.

Читайте так же:  Пособие переселенцам сумма

Растения уголка природы младшей группы ( 3 -4 года).

При подборе растений уголка природы для младших групп детского сада педагоги учитывают особенности восприятия детьми предметов – ребенок прежде всего обращает внимание на самые яркие и красивые из них.

Воспитанники младших групп должны научиться узнавать 2-3 растения, их части (стебель, листок, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями6 поливают водой, приготовленной взрослым. Обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп размещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель и листья) и красиво, обильно и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза). Заинтересовываю детей и растения с пестро окрашенными листьями. Они также имеют четко выраженный стебель и листья, на которых можно учить детей несложным приемам поддержания растений в чистоте.

Из названных видов растений воспитатель подбирает на год 3 – 4 экземпляра. При этом в уголке природы имеется два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

Растения уголка природы в средней группе.

В средней группе у детей формируется умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей: дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые узнают и называют дети. В процессе ухода вместе с воспитателем дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка. Пополняется уголок природы новыми растениями. Подбираются комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев.

Дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте, обливание их из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелкими листьями, обтирание листьев влажной тряпочкой или щеткой, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья.

При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

В средней группе кроме растений для уголка природы младших групп помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющие зазубрины по краям), бегонию — рекс, аспарагус, душистую герань ( с узорчатыми опущенными листьями)

В уголке природы средней группы может бать до 6-8 видов растений. Имеются разные виды растений одного семейства (зональная и душистая герань, несколько видов гераней).

Растения уголка природы старшей группы.

Знания детей старшей группы получат существенные дополнения. Дети узнают, что растения для своего роста нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Если что – то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям объясняется, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги, одни хорошо растут при ярком освещении, другие в тени, одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. Закрепляется умение определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

В уголок природы вносится дополнительный ряд растений (при этом часть растений убирается или передается в младшую или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелящиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы: 2 – 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1 – 2 вида кактуса, цикламен, примула, амараллис, кливия. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Растения уголка природы

подготовительной к школе группы.

Основная задача: знакомство детей с природой – формирование у детей элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы.

Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

В этой группе продолжается знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода за растениями и сам характер организации труда (вводится дежурство по уголку природы). Дети учатся видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим в организации уголка природы обращается внимание на разнообразие растений не только по их внешнему виду, но и по их потребностям в определенных условиях среды.

В уголок природы подготовительной группы помещаются растения, резко отличающиеся по своим потребностям: папирус, который 10 месяцев растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не большого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно.

В подготовительной группе детей знакомят с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония – рекс, сансевьера, : размножение луковицами (гемантус, принум, амараллис), размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспарагус).

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения, позволяет проводить наблюдения и труд в природе более интересным, содержательным и увлекательным.

Объем знаний детей 2 младшей группы.

Объем знаний и задачи:дети должны знать названия 2 – 3 растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки – один, несколько, цвет, запах, листья – большие, маленькие, широкие. Узкие, их окраска. Находить одинаковые растения, знать, что за растениями нужно ухаживать – протирать листья, поливать их.

Какие растения должны знать: фикус, бегония, традесканция. Растения должны быть похожими на дерево. траву, неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (бегония), с широкими плотными листьями (фикус), контрастными (традесканция).

Что дети должны делать: Поливать растение под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду аккуратно, протирать листья влажной тряпочкой.

Объем знаний детей

средней группы.

Объем знаний и задачи:Дети должны знать названия 4 – 5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки. Листья, цветы),уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые). Знать основные растительные группы: дерево. трава, куст. Дети должны различать растения и находить сходство по форме. Величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии.

Какие растения должны знать: герань, бальзамин, абутион, хлорофитум, циперус. Растения похожие на куст (герань, бальзамин).время от времени в группу вносят новое цетущее растение.

Что дети должны делать: продолжать поливать растения водой комнатной температуры, знать какое растение нуждается в поливе, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).

Объем знаний детей старшей группы.

Объем знаний и задачи:Дети должны знать названия 6 – 7 растений, их части : бутоны, корни и т .д.Уметь подробно описывать растения, отмечая расположение листьев, их форму, цвет и поверхность, а также особенности строения стебля и цветов (листья гладкие или с ворсинками, края листьев ровные или с зубчиками).Знать, что от правильного ухода зависит состояние растения, что за растениями нужно ухаживать по – разному, в зависимости от времени года.

Какие растения должны знать: Детей знакомят с растениями, имеющими неярко выраженные признаки различия и сходства: с 2-мя видами герани, бегонии, а также с растениями имеющими различные виды стеблей, различную форму, величину и окраску листьев и цветов: колеусом, плющом, комнатным виноградом.

Что дети должны делать: самостоятельно ухаживать за растениями, добиваясь хорошего качества выполнения работы.

Объем знаний детей подготовительной группы.

Объем знаний и задачи:дети должны знать названия многих растений, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, , происхождении растений (например фикуса, амараллиса)., их жизни на родине. Знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных, вреда или пользе опрыскивания).

Какие растения должны знать и с какими рекомендовано знакомить: С более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узумбарская фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань), интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм), легко размножающимися черенками ( традесканция, сеткрезии), с разными подземными частями — луковичными, клубнями (кринум, сансевьера).

Что дети должны делать: самостоятельно ухаживать за растениями, добиваясь хорошего качества выполнения работы. Помогают воспитателю при пересадке растений – определяют какое растение нуждается в ней , какого горшок нужен размера.

Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах

Оксана Васянина
Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах

«Уголки природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах»

Воспитатель Васянина Оксана Петровна

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

Читайте так же:  Приказ по курсу стрельб

В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ уголков природы

уголок природы должен быть ярким и красочным;

• стеллажи, полки обязательно закреплены;

• календарь природы в каждой возрастной группе;

• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Значение уголков природы в ДОУ

-Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, вторые вносятся на короткое время.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения.

Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.).

Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие: -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан

-растения с пёстроокрашенными листьями –колеус

Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений

Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)

В средней группе

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы.

• 2 вида традесканций,

• витис (комнатный виноград)

разные виды бегонии

В старшей группе в уголок природы размещают 8-10 видов растений

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения.

Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,

Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус)

размножение клубнями (глоксиния)

живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм

Временные обитатели уголка природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

-Букеты осенних цветов в вазах;

-Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)

-Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)

Зимой: -Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)

-Ветки деревьев и кустов в вазах;

-Экибаны, поделки детей

Весной: -Ветки деревьев и кустарников в вазах;

-Ящики с рассадой;

-Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)

Летом: букеты цветов в вазах

В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.

Заполнение календаря природы — дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.

В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко).

В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.

В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками — галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря — это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть -цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Слайд №24Дневник наблюдений за ростом и развитием растений

Слайд №25 «огород на окне»

В уголке природы в каждой группе необходимо иметь: натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания.

Инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Читайте так же:  593 н приказ

Слайд №28 макеты

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Уголки природы в ДОУ

Составила: старший воспитатель МБДОУ №2 Гапоненко Марина Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому направлению развития воспитанников» г. Кемерово. 2016г.

Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.

«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.

Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.

Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.

В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:

  • средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
  • развивать умение видеть связи между явлениями,
  • формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Оборудование уголка природы в группах содержит:

  • календарь природы,
  • комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
  • инвентарь для ухода за ними ( ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
  • оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
  • природные зоны (макеты),
  • дидактические игры по экологии, презентации о природе,
  • уголок дежурств (начиная со средней группы),
  • наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года , животных, насекомых, растений и т. д.)
  • природный материал для поделок,
  • образцы семян растений, гербарии,
  • аудиозаписи звуков природы,
  • природоведческая литература (методическая и детская),
  • материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).

Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.

При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:

  • растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
  • растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
  • необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
  • растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.

Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

По вопросу подбора растений нами была создана презентация-консультация для воспитателей «Растения в ДОУ. Оздоровление воздуха с помощью растений». В ней подробно рассказывается о разных видах комнатных растений, и полезных и в том числе о ядовитых растениях, которые нужно убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.

В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).

В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.

В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.

Еще статьи:

  • Типовой договор транспортных услуг образец Образец договора на оказание автотранспортных услуг Образец договора на оказание автотранспортных услуг Образец договора на оказание автотранспортных услуг Договор на оказание автотранспортных услуг № __ г.______________ «__» _______ 2014__г. __________________________________ , в лице […]
  • Приказ об инвентаризации склада тмц Приказ о проведении инвентаризации. Форма ИНВ-22. Правила заполнения Для начала процедуры инвентаризации на предприятии руководителю необходимо издать приказ о проведении инвентаризации (распоряжение, постановление), которым назначается комиссия, уполномоченная проводить инвентаризацию, […]
  • Мировой суд 50 москва Мировой суд 50 москва Судебный участок № 50 Дубровского судебного района Брянской области Уважаемые посетители сайта! Сайт мирового судебного участка № 50 Дубровского судебного района Брянской области создан в целях обеспечения открытости, доступности и повышения доверия к […]
  • Образец приказ о назначении контрактного управляющего по 44-фз образец Образец приказ о назначении контрактного управляющего по 44-фз образец муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа» ПРИКАЗ от 29 марта 2014 года № 35 О назначении ответственного за осуществление закупок (контрактного […]
  • Закон о продаже алкоголя несовершеннолетним возраст Предлагается запретить продажу алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 21 года Возраст, с которого допускается продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, хотят увеличить. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Вячеславом […]
  • Госпошлина за неимущественное требование нк рф Разъяснено, как уплачивать госпошлину при подаче физлицами коллективного иска Минфин России разъяснил, что при подаче в суд общей юрисдикции одного искового заявления тремя физлицами должна уплачиваться госпошлина в размере 300 руб. При этом каждое физлицо должно уплатить по 100 руб. В […]