Требования к уроку по праву

Правовые знания на уроках истории и обществознания

Проблемы становления правового государства чрезвычайно актуальны на современном этапе демократизациии общества. Одним из решений этой проблемы, на мой взгляд, является правовое воспитание и образование обучающихся на уроках истории и обществознания.

Основная идея данной работы заключается в том, что обучающиеся посредством политико-правовых знаний на уроках истории и обществознания усваивают не только информацию, но и овладевают базовыми компетентностями. Школьники учатся работать с учебной информацией различных жанров и из разных источников; проектируют, исследуют, выделяют факты, события, учатся анализировать социальную информацию, разрешают конфликты на основе исторического опыта, развивают способность критического мышления.

Применение правовых знаний на уроках истории и обществознания может быть:

  1. В структурных элементах учебного занятия.
  2. Во внеурочной деятельности учащихся.

Структурные элементы учебного занятия.

Типовой урок обычно идет по классической системе, но с добавлением на разных этапах инновационных подходов обучения.

Проверка домашнего задания:

— Устный опрос (фронтальный, индивидуальный)

— Решение задач (технология ТРИЗ)

— Письменная работа по карточкам (деятельностный подход)

Например, тестирование по теме «Эпоха освобождения».

  1. Царем России в год отмены крепостного права был………
  2. Крепостное право было отменено в……..
  3. Лично свободные крестьяне, несущие повинности помещику назывались….

Обязательным условием при ответе на вопрос является аргументированное высказывание своей точки зрения на проблему.

Подготовка к восприятию нового материала на примере урока по обществознанию:

Постановка проблемы или вопроса (элементы проблемного обучения)

— Разыгрывание ситуаций, для разрешения которых, необходимы новые знания.

При изучении темы: «Налоги»

«Елена Семеновна, получив заработную плату за июль месяц, была удивлена, что получила на 130 рублей меньше, чем за предыдущий месяц. Она не болела, проработала такое же количество дней, как и в прошлом месяце, тогда, почему такая разница? Можем ли мы объяснить Елене Семеновне, в чем дело?».

Изучение нового материала

— Сообщение нового материала в форме беседы.

— Самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом (блочно-модульная технология).

— Работа с документами (анализ, выводы, обобщения).

Например, по теме «Власть»:

Заполните пропуски в цитате Лао-Цзы приведенными ниже словосочетаниями:

«Там, где великие мудрецы имеют власть, народ…(а). Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ…(б). Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ…(в), а там, где еще меньшие, народ…(г).

  1. Презирает их.
  2. Не замечает их существования.
  3. Привязан к ним и хвалит их.
  4. Боится их.

А также изучение нового материала может быть в виде диалога, использованием карт, схем.

На всех этапах урока я опираюсь на личный социальный опыт учащихся, что помогает приблизить изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям. Постоянно побуждаю детей высказать свое личное суждение (обязательно аргументировано), обсудить вопросы с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решая не только задачи воспитания нравственности и политической культуры, но и способствуя расширению словарного запаса, навыков публичного выступления.

На закрепление учебного материала, на мой взгляд, большой эффективностью обладают лабораторно-практические работы.

Примерные задания для лабораторной работы (11 класс).

1. Какая из точек зрения на причины возникновения государства Вам кажется наиболее убедительной? Почему?

— Мнение К.Маркса. Государство возникло как следствие совершенствования орудий труда, приведшего к появлению противостоящих общественных классов.

— Мнение Т. Гоббса. Государство явилось следствием общественного договора.

— Мнение Д. Локка. Появление собственности порождает покушение на собственность и- как следствие- необходимость третейской силы, т.е. государства.

2. Сопоставьте следующие высказывания известных людей о правах человека. Сделайте выводы.

«Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизни за то, чтобы вы могли их свободно высказывать» (Вольтер).

«Чтобы нация стала свободной, ей достаточно этого захотеть» (Лафайет).

«Свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми себя уважающими, а стало быть, уважающими и свой долг гражданина» (Ф.Достоевский).

3. Какие выводы можно сделать из анализа надписей на домах в Помпеях, заменявших ежедневную прессу о политической жизни в этом городе (не позднее 79 г.н.э.):

«Сделайте Пансу эдилом, прошу вас. Он достоен этого».

«Все золотых дел мастера призывают избрать эдилом Гая Куспия Пансу».

«Цирюльники: в эдилы — Юлия Требия».

«Земледельцы требуют сделать эдилом Марка Казелия Марцелла».

4. Ролевые игры с опорой на изученный материал (элементы игровой технологии обучения).

Разыгрывание предложенной ситуации, оценка действий персонажей по теме «Трудовое право», 11 класс.

«Молодой специалист Семенова Мария Ивановна, только что окончившая политехнический институт и имеющая дочь в возрасте 1 года. Пришла устраиваться на работу (инженером на завод). Директор предприятия не хочет ее трудоустраивать и ищет любые причины для отказа. Мария, зная трудовое законодательство, опровергает все его доводы, опираясь на статьи Трудового кодекса РФ.

Подсказка: смотрите статьи 2. 16. 18. 19. 21. 22. 39. 57. 70 ТК РФ.

Домашнее задание.

Работа с документами

— Творческие задания (кроссворды, сочинения, рефераты)

— Разноуровневые задания по тексту учебника.

Кроме того, применяю различные нетрадиционные формы уроков: урок-диспут «В политике кто гений, тот злодей (о Петре 1), урок-митинг, где идет защита различных взглядов на формы правления по теме «Политические режимы», урок «Бизнес-игра. Составление годового бюджета».

Опыт проведенной работы, позволяет сделать вывод о положительных результатах применения правовых знаний на уроках истории и обществознания. Технология способствует усилению практической направленности образования, повышению уровня компетенций личности, таких как социальной, коммуникативной, гражданственной, способствует формированию личностной устойчивости в обществе. Правовые знания обеспечивают способность учащихся самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применять знания и порождать новые.

Использованная литература.

  1. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. – М.: 1990.
  2. Содержание правового образования в средней школе / Концепция. Учебные программы под общей редакцией Элиасберга Н.И. – СПб, 1994. – 5-24 с.
  3. Практическая психология образования. М.: 2000. 373, 383 с.
  4. Психологический справочник учителя. М. «Просвещение», 1991
  5. Задания по курсу «Основы государства и права» // М.: 1998. №3. Преподавание истории в школе, 34 с. А.В. Клименко.
  6. Диспут на уроке истории // М.: 1998. №5. Преподавание истории в школе, 37 с. А.И. Гончарова.

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования [1].

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2].

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [3].

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
  • портфолио.

Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает учебный план этого года – 16 часов проектов с 1 по 4 класс.

Проектов прошло много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Перечислю лишь некоторые:

  • 1 “А” кл. – “Числа в пословицах, поговорках, загадках”;
  • 1 “Б” кл. – “Самая красивая буква”;
  • 1-4 кл. – “Осенняя мастерская;
  • 1 “А” кл. – “В синем море– океане”;
  • 1 “Б” кл. – “Сказочная птица”;
  • 1-е кл. – “Кормушка своими руками”;
  • 1– е кл. – “Путешествие от А до Я” итогом стал утренник “Прощание с Азбукой”;
  • 2 “Б” кл. – “Снежинка”, “Животные леса”;
  • 2 “В” кл. – “Родословная моей семьи”;
  • 3 “А” кл. – Акулы “, “Молнии” ,“Песец”;
  • на городском фестивале “Книга собирает друзей” нашу школу представлял 4 “А” кл. с проектом “Великий Г.Х.Андерсен”;
  • 4 “Б” кл. на окружной НПК “Эврика” представили проект “Сказку читать – ума набирать”.

Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.
  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Личное пространство на учебно-методическом портале “Началка семинфо” имеют все учителя прошедшие курсы по ИКТ, ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, отражают значимые события класса.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Читайте так же:  Статус и полномочия служб определяются

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • основные понятия темы;
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
  • деятельности [5].

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). (Приложение 2)

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].

Вопрос 5. Современный урок права. Требования к нему. Основные структурные элементы урока права. Типы уроков права

Урок – основная форма обучения. Именно он обеспечивает системность в работе учителя по организации процесса обучения и воспитания по праву. Его сущностные признаки: продолжительность 40-45 минут, постоянный состав учащихся примерно одинакового возраста. Его количество в учебном году определяется учебным планом школы, содержание урока регламентируется Государственным образовательным стандартом, школьными программами и учебниками, включенными в федеральный комплект учебников. К уроку права применимы требования, сформулированные М.Т. Студеникиным: полноценность правового содержания и педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам; научность знаний, достоверность правовых фактов; применение разнообразных источников знаний; отбор главного для формирования знаний; высокая степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности; охват работой всех учащихся на уроке; воспитание интереса к праву; правильный выбор типа урока, средств и методов его организации; единство деятельности учителя и ученика на уроке.

Структурные элементы урока выделеныЕ.Е Вяземским и О.Ю Стреловой. Структура урока – это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Основные элементы: 1.Организационая часть (приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих, сообщение плана урока. Создание рабочей обстановки). 2.Проверка домашнего задания. Подготовка к изучению нового материала. 3.Изучение нового материала. 4.Закрепление (первичное повторение и закрепление знаний и умений на уровне воспроизведения). 5.Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях. 6.Задание на дом (объяснение сущности и запись на доске, учащиеся — в дневнике или в тетради). 7. Итоги урока (подводятся по содержанию урока и по участию учеников на уроке).

Типы уроков права. Большинство дидактов считают, что в основе классификации уроков по типам должна лежать основная дидактическая задача данного урока. Именно она определяет логику и структуру урока. В процессе обучения права может применяться классификация П.В.Горы. Он выделяет четыре типа урока: изучения нового материала, повторительно — обобщающий, комбинированный, контрольно-проверочный. Рассмотрим структуру каждого из них. I. Структура урока изучения нового материала: 1.Подготовка к изучению новой темы (актуализация ранее изученных знаний, предполагает воспроизведение и коррекцию опорных знаний учащихся). Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности школьников. 2.Изучение нового материала (восприятие нового). 3. Обобщение и систематизация знаний (на трех уровнях познавательной деятельности). 4.Итоги урока 5.Задание на дом.

II. Структура комбинированного (составного) урока. Это самый распространенный тип урока. Его этапы: 1.Проверка домашнего задания. 2.Изучение нового материала. 3.Применение и закрепление знаний на воспроизводящем уровне. 4.Итоги урока. 5.Задание на дом.

III. Структура повторительно — обобщающего урока:

Целиком зависит от комплекса решаемых в ходе него задач: актуализация и упрочение знаний: понятий, терминов и фактов; упрочение умений и навыков; создание целостной картины процесса, изученного ранее по частям; систематизация и обобщение знаний и выделение главных понятий темы; углубленное объяснение уже известных сложных понятий; тренировочные работы учащихся. Тема и план повторительно – обобщающего урока даются заранее. Успех урока во многом зависит от разнообразия методических приемов и видов деятельности учащихся. Нельзя превращать урок в беседу или опрос репродуктивного характера. Основные этапы повторительно – обобщающего урока, включают: сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников; повторение и анализ основных понятий и фактов; повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

IV. Структура контрольно – проверочного урока:

1.Краткое объяснение учителем сущности задания.

2.Выполнение письменного самостоятельного задания.

Задание для студента. 1. На материале педагогической печати подготовить сообщение, посвященное описанию технологии урока права из опыта инновационной деятельности учителей права в современной школе. 2.Разработать конспект комбинированного урока.

Требования к уроку по праву

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Типы уроков по ФГОС

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе
Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Читайте так же:  Авито залог

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему

Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много раз критиковалась в среде практиков и теоретиков.

Учебноезанятие по праву—это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

В современной науке к уроку предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Так, например, его продолжительность в школе, в зависимости от возраста детей, устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не следует задерживать школьников на перемену, которая дана учени- ку для отдыха. Учитель права при выборе тех или иных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как он сидит, какова освещенность помещения и рабочего стола и проч.). В разработке санитарно-гигиенических правил для процесса обучения принимают участие врачи, призванные следить за здоровьем школьников86. При организации урока по праву обращается внимание и на проблемы психологического характера (общий эмоциональный настрой учеников на восприятие правового материала, распределение по группам в зависимости от особенностей детей при интерактивных методах обучения и проч.).

Урок по праву условно может рассматриваться с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов: —

юридическое содержание учебных курсов; —

система методов, приемов, средств обучения; —

цель и результат.

Рассмотрим кратко составляющие компоненты каждого элемента.

Что характеризует учителя права ? 1.

Знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция. 2.

Педагогическое и методическое мастерство:

а) умение донести юридический материал, который бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым обучаемым;

б) умение создать благоприятный психологический климат входе занятия, который бы способствовал выработке у учеников положительной установки на обучение;

в) обладание юмором, умением ответить на любые вопросы. Учитель должен обладать способностью привлекать к себе

людей. При этом важно, чтобы педагог «не опускался до аудитории, а, напротив, поднимал ее до своего уровня». Используя юмор в правовом обучении, учитель права должен помнить замечательную мысль, которая была высказана государственным секретарем США Г. Киссенжером в 70-е гг. XX в. Он заметил: «Я всю жизнь закрывал глаза на недостатки людей и подчеркивал ис- ключительно их достоинства». В правовом обучении важно знание психологических приемов культуры общения. 3.

Речь (ее темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность). Учитель права должен обладать хорошей дикцией, которая выражается в четкости произношения слов с обязательным написанием на доске, ватмане каждого нового термина. Интенсивность речи преподавателя права проявляется в ее громкости, концентрации внимания на самом главном и т. д. 4.

Стиль взаимоотношений учителя с учеником. Специалисты выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили. В области правового обучения первоначально при знакомстве с новыми учениками следует установить авторитарный стиль взаимоотношений, предъявив определенные требования и рассказав о содержании учебной дисциплины «Право». Через два-три занятия следует перейти к стилю демократического общения, на базе которого и выстраивается дальнейшее правовое образование. 5.

Внешний вид педагога имеет большое значение в правовом обучении.

Вторым компонентом учебного занятия по праву являются обучаемые. Их характеризует: 1.

Активность и самостоятельность в освоении юридического материала. 2.

Уровень учебных умений и навыков. 3.

Навыки сотрудничества и работы в коллективе (на учебных занятиях по праву это очень важный признак, он проявляется при организации обучения по группам). 4.

Степень дисциплинированности и организованности обучаемых.

Третьим компонентом учебного занятия по праву является юридическое содержание учебного курса, при анализе которого следует обращать внимание на такие параметры, как: 1.

Научность правовой информации, ее достоверность. 2.

Доступность материала определенному адресату. Материал, который отбирается учителем для разъяснения, должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых. 3.

Актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью. 4.

Наличие новизны изучаемой правовой проблемы. 5.

Оптимальность объема предложенной юридической информации.

Четвертым компонентом учебного занятия по праву является система методов, приемов, средств организации учебной деятельности. При этом обращают внимание на следующие факторы:

1. Рациональность и эффективность использования времени на уроках права.

Специалисты считают, что усвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока. Так, с первой по четвертую минуту обучаемые способны усвоить лишь 60% материала, а с четвертой по двадцать третью минуты — 90%, с двадцать третьей по тридцать четвертую минуты усваивается 50% той информации, которая предложена на уроке. С тридцать четвертой по сорок пятую минуту процент усвоения информации падает. Учитывая эти особенности, учитель права может выстраивать свою систему организации учебной деятельности на уроке, осознавая, что в конце учебного занятия не следует давать новый материал. Завершать урок по праву необходимо четкими итоговыми выводами (так используется психологический прием, согласно которому «концовка мероприятия остается надолго в памяти человека»).

Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.

%к Процент усвоения правовой информации 2.

Учет того, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток. Специалисты констатируют, что самый лучший период для быстрого восприятия сложного юридического материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, так как у обучаемых на уровне подсознания заложена информация о существующем впереди выходном дне. 3.

Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву. 4.

Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия. 5.

Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности. 6.

Степень эстетического воздействия занятия на обучаемых.

И, наконец, весьма интересным является цель ирезультат учебного занятия по праву. Здесь следует обратить внимание на: 1.

Степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должна быть конкретной и достижимой. 2.

Необходимо оценить степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников.

Если оценивать занятие по праву по данным критериям, выставляя за каждый параметр отметки от 1 до 5, то лишь в случае, когда набирается по 25 показателям 85 и больше баллов, можно констатировать отлично проведенное занятие. При количестве баллов ниже 45 занятие оценивается как неудовлет- ворительное87.

Практика показала, что среди учителей права встречается определенное количество тех, которые допускают в работе типичные ошибки: например, проявляют свой эгоцентризм, организуя работу с несколькими обучаемыми88, задают вопросы и отвечают на них сами, не давая возможности ученику думать. Такие подходы наука отвергает.

Совершенствование своего педагогического мастерства учитель права может осуществлять путем систематического обмена опытом с коллегами, например, в процессе взаимопосещения уроков. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что анализ любого учебного занятия по праву следует начинать с выделения того положительного, что было достигнуто на уроке. Предъявляемые к учебному занятию требования должны быть учителю заранее известны, а потому именно на них и следует сосредоточить свое внимание.

3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву

Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе различных оснований. Обратим внимание лишь на некоторые из них.

Большое многообразие уроков по праву, сложившееся в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании многообразных их типов. Однако предлагаются разные основания классификаций : по способам проведения, по правовому содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным звеньям процесса обучения.

Если за основу классификации взять ведущий метод, то можно выделить: урок-лекцию, урок-беседу, диспут, лабораторное занятие с источниками права. Если же обратить внимание на деятельность самих школьников, то следует говорить об уроках-обобщениях, уроках-играх, уроках-конференциях или проблемных уроках. В том случае, когда мы будем рассматривать урок с позиции самих элементов процесса правового обучения, учебной задачи, выделяются: —

урок изучения нового материала; —

урок проверки и учета знаний; —

Общий уровень юридической и методической подготовки учителя права, наличие тех или иных средств правового обуче- ния, уровень способностей ребят класса, содержание юридического материала оказывают существенное влияние на выбор того или иного типа урока. Уроки, одинаковые по типу, могут быть разными по виду, в зависимости от выбранного ведущего метода: например, вводный урок можно провести в виде экскурсии в адвокатскую контору, где специалист-практик расскажет школьникам о нужности правовых знаний и умений в жизни и роли права в судьбе человека.

В правовом обучении необходимо обратить внимание на один очень важный принцип методики: изучение нового правового материала должно сочетаться с закреплением того, что было изучено ранее.

Рассмотрим уроки права, которые различаются между собой по соотношению структурных звеньев обучения и основной обучающей задаче.

Автор считает, что учитель права может создавать такие формы уроков, которые еще не представлены в науке, а потому нет смысла однозначно трактовать существующую систему типологии учебных занятий по праву.

Уроки вводный и изучения нового материала

Вводный урок предворяет серию учебных занятий и, как правило, проводится первым по курсу. На таком уроке учитель разъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет интерес обучаемых к познанию права, указывает общие требования, которые будут предъявляться в ходе процесса обучения. На таком уроке можно выявить уровень предшествовавшей подготовки школьников с тем, чтобы скорректировать план дальнейшего обучения. В других случаях целесообразно создавать основания1 для формирования устойчивого интереса школьников к предмету. С этой целью можно организовать проведение игр, решение интересных правовых казусов и проч.

Урок изучения нового материала целесообразно организовывать в том случае, когда содержание предшествующих тем хорошо усвоено, а новый материал требует особого внимания в силу своей важности, сложности и проч. Указанный тип урока по праву может быть организован в виде школьной лекции, киноурока и проч. В этом случае преобладает именно изучение нового материала.

Специалисты называют их «системой мотивации».

Комбинированный урок по праву

Однако в большинстве случаев в правовом обучении весьма распространены уроки комбинированного типа. Стоит согласиться с исследователями, которые выделяют такие структурные компоненты этих занятий: 1.

Организационный момент. Обучаемые настраиваются на урок и готовятся к предстоящей учебной деятельности. 2.

Постановка цели занятия перед учащимися. 3.

Опрос, включающий в себя комплекс заданий по проверке качества обученности школьников после изучения предшествующей темы. 4.

Изучение нового материала. 5.

Закрепление изученной темы. 6.

Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала. 7.

Рассмотрим чуть подробнее основные звенья комбинированного урока.

Урок начинается с небольшого организационного момента. Он может быть выражен в приветствии учителя и учеников. Правила делового обыкновения как разновидности социальных норм предполагают, чтобы участники обучающего процесса приветствовали друг друга стоя. Ученики и учитель настраиваются на предстоящую деятельность. Практика показывает, что нельзя затягивать этот этап урока (выяснять отношения с детьми или заводить разговор на отвлеченные темы).

Вторым компонентом урока выступает проверка знаний и умений школьников. Учитель организует работу детей, использующих в своей деятельности ранее изученный материал. Проверка сформированности правовых умений, знаний учеников может осуществляться устно или письменно. При этом необходимо, чтобы все школьники были включены в эту деятельность, учитывались индивидуальные особенности каждого, а потому подобная диагностика может носить дифференцированный характер. Учитель, хорошо знающий своих обучаемых, предлагает более сильному из них по уровню подготовленности сложное задание, а тому, кто еще не достиг такого уровня, — задания упрощенного типа. В опрос необходимо включать задания, контролирующие не только степень усвоения предыдущего материала, но и нацеливающие на изучение новой темы.

Учитель права может заранее разработать серию вопросов и заданий, которые будут адресованы на этом этапе школьникам. Их формулировки должны быть четкими, понятными и соответствовать возрасту обучаемых. Методисты рекомендуют сначала задавать такие вопросы: «О чем мы с вами говорили на уроке в прошлый раз?», «К какому выводу мы пришли, изучая тему ?».

Основные требования, предъявляемые к школьникам при ответах, должны быть заранее им известны. Для этого можно использовать специально разработанные памятки. Вот правила для учеников: 1.

Ответы должны быть краткими, со ссылкой на правовую

Свой совет при разрешении правовой ситуации следует аргументировать конкретными примерами. 3.

Записи на доске, в тетради делать краткими и аккуратными. Опрос может проводиться фронтально — так называют одновременную работу учителя со всеми учениками класса — в устной форме. В этом случае учитель предлагает ответить школьникам на краткие вопросы по теме, например: «Давайте вспомним, что такое правовая норма? Какие существенные признаки этого правила поведения можно выделить? Приведите в пример любую норму права».

Выступление должно соответствовать поставленной проблеме, вопросу.

Речь должна быть яркой, выразительной и убедительной. Для этого необходимо приводить примеры, четко форму- лировать правовые нормы, необходимые для ответа, использовать в объяснении изученные правовые термины. 3.

Читайте так же:  Участие адвоката вНадзорном

Предложения не нужно выстраивать большими, лучше, если это будут краткие, но несущие смысл высказывания. Начав высказывать мысль, необходимо довести ее до конца, а при ответе стараться избегать «слов-паразитов», засоряющих грамотную речь. 4.

Важно правильно выражаться в юридическом смысле, ибо право требует всегда четкости.

Целесообразно, чтобы опрос и изучение нового материала оказались логически взаимосвязанными между собой. Поэтому в зависимости от темы урока необходимо продумать серию вопросов, нацеливающих на изучение новой проблемы. Важно, чтобы школьники увидели значимость нового материала, заинтересовались его изучением. Учитель права должен четко сформулировать тему урока, обозначить цели, задачи предстоящей деятельности, а также задания, которые необходимо выполнить. Следует обозначить план учебного занятия, который выступает моделью содержания изучаемого правового материала, и визуализировать его на доске, листе ватмана и проч.

Например, тема урока: «Право и имущественные отношения» (из курса обществознания в 9 кл.). После изучения темы89 учащиеся должны: —

знать, что представляют собой имущественные правоотношения и каким должно быть поведение их участников; —

разъяснять сущность института права собственности; —

знать основные виды договоров, уметь разъяснять правила поведения участников договорных отношений; —

уметь защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке; —

разъяснять сущность следующих понятий: иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданское правоотношение.

Что регулирует гражданское право? 2.

Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. 3.

Сделки и договоры. 4.

Право собственности. 5.

Как можно защитить свои имущественные и личные неимущественные права?

Следующим звеном комбинированного урока выступает изучение нового материала. Оно может быть выстроено различными способами. Например, ученики получают задание познакомиться самостоятельно с извлечением из Закона и решить три правовых ситуации. Такая работа выполняется по группам. В другом случае школьники работают с текстом учебника и готовят вопросы по теме другой группе, которая должна суметь дать на них правильный ответ. Учитель выступает в роли организатора занятия и помощника в самостоятельной познавательной деятельности учеников. Он должен корректировать их ответы, делать пояснения, обращать внимание на то, что должно быть усвоено, и проч. В другом случае можно использовать рассказ при объяснении нового материала. Здесь учитель права должен обратить внимание на важные понятия, которые надо запомнить школьникам, желательны яркие примеры, поясняющие механизм реализации той или иной нормы права и проч. Данная часть урока должна быть хорошо продумана педагогом с учетом особенностей возраста и уровня подготовки ребят.

Важным этапом учебного занятия по праву является закрепление изученного материала. Этим понятием методисты обозначают вторичное восприятие, осмысливание того, что уже изучено. Для чего это необходимо на уроках права?

Во-первых, следует иметь в виду, что многие правовые понятия являются весьма сложными и их необходимо прочно усвоить.

Во-вторых, этот этап позволит сразу же систематизировать знания, выявить пробелы в изучении темы и восполнить их.

Закрепление отдельных юридических конструкций всей темы можно осуществлять сразу же после изучения каждой из них. Такая поэтапная работа подводит школьников к общему итоговому закреплению темы, в процессе которого используются вопросы или задания воспроизводящего характера. Например, разъяснив понятие «дееспособность лица», учитель может задать школьникам следующие вопросы: —

Что такое дееспособность ? —

Какие виды дееспособности выделены в российском законодательстве ? —

Чем различается дееспособность физических и юридических лиц? —

Как может осуществлять свои права тот, кому исполнилось

В ходе учебного занятия осуществляется так называемое текущее повторение правового материала для того, чтобы осуществлять его логическую связь с тем, что изучается дальше. Повторение нельзя сводить к простому воспроизведению того, что уже изучено. Оно является лишь звеном текущего повторения, которое связано с более глубоким изучением темы, обобщением того, что уже изучено. При повторении происходит систематизация знаний обучаемых — упорядочивание их в логической последовательности осмысления проблемы. В правовом обучении используют и обобщение материала, которое связано с выделением основного, существенного и общего в явлениях, понятиях и проч.

Завершать учебное занятие целесообразно домашним заданием, которое предлагается школьникам. Вот основные правила методического характера, которые следует учитывать учителю, задающему на дом: 7.

Нельзя предлагать большой объем домашних заданий (в противном случае основная часть учеников их не выполнит). 8.

На следующем уроке учитель обязательно проверяет, как выполнено задание (систематическая непроверяемость заданий приводит к Снижению их значимости).

Большинство современных учебников содержит в конце параграфа вопросы для самоконтроля и дифференцированные задания для самостоятельной работы. Ученикам следует объяснить, что, отвечая на вопросы, они как бы проверяют себя, а затем эти знания должны быть соотнесены с умением их применять в жизни — определять модель поведения, давать консультации, разрешать правовой спор и проч. Многие из представленных заданий можно выполнять на уроке на этапе закрепления полученных знаний.

Например, при рассмотрении темы «Источники права» необходимо обратить внимание школьников 9-х классов на известную в юриспруденции аксиому: «Закон не имеет обратной силы». С этой целью учитель рассказывает сущность действия закона во времени, а затем школьникам предлагается решить задачи: 1.

Олег избил своего одноклассника 3 сентября. Причинил ему тяжкие телесные повреждения. По этому факту было возбуждено уголовное дело. 15 сентября в качестве меры по усилению борьбы с преступностью стал действовать новый закон, ужесточающий наказание за указанный вид деяния. Какие правовые нормы лягут в основу приговора суда о наказании Олега? 2.

Николай был задержан органами милиции за кражу имущества 5 декабря. В связи с либерализацией политико-правового режима в стране 10 декабря был принят новый закон, смягчающий наказание за такой вид деяния. Нормами какого закона будут руководствоваться при вынесении решения по делу Николая?

Контрольный урок по праву

Такой урок целесообразно проводить после изучения темы или ряда тем. Учитель может предложить школьникам выполнить письменные задания: решить задачи, объяснить юридические правила поведения людей в той или иной ситуации.

Предположим, школьникам предлагается написать юридический диктант, в котором встречаются ошибки. Задача будет заключаться в том, чтобы выявить ошибки и объяснить их.

В 9 классе при изучении темы «Субъекты права» по курсу «Основы правовых знаний» предлагаем такой диктант:

«В 12 лет Олег стал собственником квартиры, которая была заве- щена ему бабушкой. Собственник может распоряжаться тем имуществом, которое ему принадлежит. Олег продал квартиру Виктору. Все документы нотариус заверил. Имея деньги, Олег решил заняться предпринимательством. Его родители не возражали, и по решению органа опеки и попечительства он был объявлен правоспособным. »90.

На контрольном уроке может проводиться устный опрос, по ходу которого ученикам предлагается выполнить отдельные задания.

На уроках проверки и учета знаний ученикам можно предложить выполнить тестовые задания, причем их проверку организовать в классе. Ученики меняются тетрадями. Учитель разбирает с классом в устной форме ответы на каждый вопрос теста и просит школьников отмечать знаком «+» правильные ответы своих одноклассников и знаком «-» неверные. Затем набранное количество баллов переводится в шкалу общепринятых отметок.

Уроки обобщающего повторения

Такие уроки могут проводиться после изучения темы, проблемы, которая раскрывалась на протяжении нескольких уроков, раздела или курса вообще. Главной целью этих уроков является систематизация правовых знаний школьников, установление логической взаимосвязи изучаемых правил поведения, правовых явлений и обобщение их. К такому уроку учитель заранее готовит вопросы и задания и знакомит с ними школьников.

Повторительно-обобщающие уроки могут проходить в форме игры, групповой работы с законами и проч.

Например, при изучении темы «Социальные регуляторы общественной жизни» школьники знакомятся с нормами морали, права, этикета, традициями, обычаями, мифами, семейными, корпоративными, политическими, религиозными и другими правилами. На обобщающем уроке они выделяют общие и отличительные черты существующих социальных норм в обще- стве, докладывают о результатах своего собственного наблюдения по вопросу о механизме действия этих правил в реальной жизни. В конце учебного года проводят итоговые уроки, носящие итогово-повторительный характер. Их главная цель заключается в том, чтобы закрепить знания основных правовых понятий, обобщить изученный материал, увидеть системность права, взаимосвязь его составляющих компонентов. На таких уроках отрабатываются навыки правового поведения субъектов, ученики учатся применять полученные знания в практических ситуациях. На итоговое повторение следует вынести самые важные и сложные проблемы курса. Например, по итогам 9 класса это могут быть такие темы, как «Понятие права и его система», «Источники права», «Правотворчество», «Правовое поведение», «Правонарушение», «Правила отраслевого законодательства». В отдельных случаях ученики готовят доклады, выступают по теме своего исследования, которая была предложена заранее.

Итоговые занятия могут включать в себя игры, викторины. Так, например, после завершения курса «Основы правовых знаний» в 9 классе школьники участвуют в игре «Правовой бой»91. Ее цель и заключается в том, чтобы подвести итог изученному в 9 классе правовому материалу и проверить степень усво-‘ ения правовых норм при решении задач. Учитель объясняет школьникам организационную сторону урока. В игре принимают участие две команды. Они выбирают капитанов. За некоторое время до начала боя жюри выдает командам одинаковые тексты с правовыми задачами. Команды получают необходимую для правильного решения задач литературу. Перед началом боя обе команды получают по 100 очков. Это количество в процессе игры может увеличиваться или уменьшаться. Перед началом боя по жребию выбирается нападающая и защищающаяся команды. Нападающая команда может вызвать соперника на обсуждение любой задачи из списка по своему выбору. У защищающейся команды имеется два варианта продолжения игры. Она может: 1. Согласиться на обсуждение предложенной задачи или 2. Объявить так называемую «проверку корректности». В первом случае защищающаяся команда выбирает докладчика, который излагает полученное командой решение задачи. Пред- лагаемое докладчиком решение должно содержать ссылки на нормы закона. Команда может дополнять докладчика, если он что-то упустил в выступлении. Нападающая команда может предложить свой вариант решения.

После того как команды завершили обсуждение задачи, жюри излагает правильное решение и начисляет очки командам и т. д. В игре побеждает та команда, у которой оказалось большее количество очков. При составлении заданий необходимо подобрать такие задачи, которые помогли бы достигнуть поставленные цели и охватывали максимальное количество правоотношений. Например, ученики могут попытаться самостоятельно привести в пример такие ситуации, в которых бы трудовая деятельность людей регулировалась нормами разных отраслей права. При этом школьники выделяют особенности трудовых правоотношений, отношений имущественного характера (например, возникающие по договору подряда), определяют их общие и отличительные черты.

В старших классах при изучении права часто проводят уроки-лекции, семинары или практические занятия.

На уроке-лекции учитель излагает обучаемым содержание определенной правовой проблемы. Такая форма учебного занятия по праву эффективна в старших классах. При этом обучаемых следует готовить к тому, как можно воспринимать лекционный материал, делать записи в тетрадях и проч. Необходимо договориться об определенных сокращениях, которые можно использовать в целях экономии времени. Обучаемых следует предупредить, что такие сокращения не носят официальный характер и их не следует путать с общепринятыми сокращениями, которые распространены в юриспруденции (например, для названия кодексов — ГК и проч.). Обучаемые учатся вычленять основные мысли и делать самостоятельные записи в тетрадях. В процессе лекции развиваются умения школьников слушать правовую информацию, самостоятельно ее анализировать, выделяя главное, а также конспектировать. Учитель обязательно проговаривает план лекции, который должен быть записан обучаемыми. Педагог должен знать скорость записывания школьниками материала(она может быть разная в различных классах). Необходимо следить за теми записями, которые сделали ученики. В некоторых случаях возникает потребность исправлять допущенные ошибки, указывать на то, каким образом лучше сделать пояснения к тому или иному правилу.

Семинар является одной из эффективных форм развития познавательной активности школьников. Его целесообразно проводить по темам, требующим углубленного понимания определенной юридической проблемы. Учитель должен заранее предложить ребятам вопросы для обсуждения, рекомендовать ту литературу, которую следует прочитать. Работа над отдельными вопросами может превратиться в выполнение определенного миниисследования. Семинар проводится по плану. В конце такого урока обязательно следует сделать итоговые выводы.

Таким образом, современная наука может констатировать существование различных учебных занятий по праву.

Еще статьи:

  • Военная пенсия по потере кормильца кому положена Пенсия по потере кормильца военнослужащего в 2019 году Членам семей военных, погибших или умерших вследствие выполнения долга, государство оказывает материальную поддержку. Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащего — это отдельный вид господдержки, выплачиваемый из средств […]
  • Образец приказа о досрочном расторжении трудового договора Делопроизводство Досрочное расторжение трудового договора при сокращении штата В общем случае, физлицо не может быть уволено по волеизъявлению работодателя при сокращении штата до того, как истечет нормативный срок в два месяца, начинающий исчисляться с момента соответствующего […]
  • Сургут материнский капитал за второго ребенка Югорский семейный (материнский) капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре в 2019 году Югорский семейный капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре учрежден Законом ХМАО - Югры от 28.10.2011 N 100-оз "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе - […]
  • Патент на работу в москве для граждан молдовы Патент на работу для граждан Молдовы Мигранты из безвизовых стран, прибывая в Российскую Федерацию, могут без проблем устроиться на работу по особому документу – он называется патент. Молдова относится к таким странам, поэтому всем, кто решит поехать работать в Россию необходимо знать, […]
  • Доверенность на вклад форма Доверенность на вклад Подборка наиболее важных документов по запросу Доверенность на вклад (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Доверенность на вклад Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Доверенность на вклад Документ […]
  • Возврат налога при долевом строительстве Налоговый вычет при долевом строительстве Особенности налогового вычета в долевом строительстве регулируются Федеральным законом № 212 от 2013 года. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите […]