Требования стандартов образования к системе качества

Система менеджмента качества образования

В филиале АлтГУ в г. Бийске с целью обеспечения гарантии качества образования и единства критериев оценки внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандарта ГОСТ ISО 9001–2011 (ИСО 9001:2008) и стандартов и директив ENQA.

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 в вузе разработаны «Политика и цели в области качества», руководство по качеству и разрабатываются документированные процедуры по их описанию, а также проводятся внутренние аудиты, обучение персонала, постоянно измеряются, анализируются и улучшаются процессы и система менеджмента качества.

Целью проведения внутренних аудитов в филиале являются:

  • оценка соответствия всей СМК или отдельных ее процессов требованиям ГОСТ ISO 9001–2011;
  • оценка результативности и эффективности функционирования СМК или отдельных ее процессов с точки зрения достижения политики и целей, определенных в области качества;
  • определение возможности и путей улучшения СМК, процессов и образовательной услуги;
  • определение несоответствий в СМК или отдельных ее процессах в сравнении с требованиями, установленными документацией СМК;
  • проверка эффективности корректирующих действий по результатам предыдущих аудитов.

Процесс организации и проведения внутренних аудитов описан в документированной процедуре СМК- ДП-03-01 «Внутренний аудит».

Стандарты качества в сфере образования

Национальные стандарты системы менеджмента качества

Здесь размещена подборка стандартов менеджмента качества в сфере образования и информационно-коммуникационных технологий в образовании.

На сегодняшний день стандартов системы качества в сфере образования существует не так много.

Международным стандартом является всего один – ISO/IWA 2 «Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education» — Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании. Вторая редакция стандарта, действующая на сегодняшний день, принята в 2007 году (IWA 2:2007).

Стандарт ISO/IWA 2 не содержит дополнительных требований в сравнении с ISO 9001:2000. В нем представлены руководящие указания по применению требований ISO 9001:2000 в образовательных учреждениях и даны пояснения, связанные с управлением качеством образовательной услуги.

Результат разработки и применения ISO/IWA 2 «Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education» должен быть направлен:

  • стандартизацию процедур профессионального образования;
  • обеспечение регулярного мониторинга процесса управления и ведения документации и записей, необходимых для образовательного процесса;
  • обеспечение гарантий выполнения государственных требований в сфере образования;
  • обеспечение гарантий качества образовательных услуг, качества преподавательского состава и качества образовательного контента.

Стандарт ISO/IWA 2 не предназначен для сертификации образовательных учреждений, оценки соответствия требованиям этого стандарта или применения в контрактных ситуациях.

Требования стандартов образования к системе качества

— Для создания эффективной внутренней системы оценки качества образования в условиях реализации нового Закона «Об образовании»;

— При проведении самообследования для подтверждения функционирования в ОУ эффективной системы управления и оценки качества;

— Для успешной подготовки к прохождению лицензирования и аккредитации;

— Для улучшения своей финансово-экономической деятельности, увеличения доходности ОУ за счёт повышения притока финансовых средств от приносящих доход видов деятельности;

— Для расширения услуг и контингента учащихся по основному, дополнительному профессиональному образованию и обучению, востребованных на рынке труда;

— Для постоянного повышения уровня удовлетворённости учащихся и работодателей качеством профессиональной подготовки;

— Для расширения партнёрства с работодателями, участвующими в образовательном процессе;

— Из-за конкуренции, когда постоянно меняются правила игры и приходится бороться за имидж и искать отличительные особенности своего ОУ для конкурентных преимуществ.

Что даёт руководителю образовательного учреждения

система менеджмента качества

Для руководителей образовательных учреждений система менеджмента качества по стандартам ИСО 9001, ГОСТ Р 52614.2 и ИСО 29990 – это эффективная система внутреннего управления, позволяющая постоянно улучшать содержание и качество подготовки обучающихся под конкретные требования заинтересованных работодателей, чётко распределить ответственность и полномочия сотрудников, обеспечить систематический мониторинг качества работы структурных подразделений и преподавательского состава, совершенствовать организацию учебного процесса, обоснованно планировать финансовые средства на развитие учебно-методического, информационного, материально-технического оснащения.

Благодаря внедрению таких систем в образовательных учреждениях создаётся полноценный внутренний инструментарий контроля и оценки качества образовательной деятельности, отвечающий современным международным стандартам и требованиям рынка труда.

Более того, изменчивость требований рынка труда и законодательства заставляет образовательные учреждения быстро перестраиваться, открывать новые востребованные специальности и обеспечивать качество обучения, экспериментировать с формами обучения. Обновлять нормативную и лабораторную базу и повышать уровень компетентности преподавательского состава, обеспечивать набор учащихся. При всем этом строго соблюдать требования государственных образовательных стандартов. Для эффективного контроля всех аспектов деятельности руководителю ОУ необходима полноценная, простая и гибкая система управления, в которой чётко распределены ответственность и полномочия сотрудников, установлены единые правила выполнения работ и объективные критерии оценки.

Для образовательного учреждения ИСО 9001, ГОСТ Р 52614.2 и ИСО 29990 – это стандарты, применение которых обеспечивает удовлетворение ключевых потребностей учащихся и всех заинтересованных сторон в образовании и последующем трудоустройстве. Если в образовательном учреждении такой уровень не достигнут, то студенты просто не придут учиться в это учреждение из-за низкого имиджа и качества обучения, отсутствия дальнейших перспектив с работой.

Читайте так же:  Как оформить реку в аренду

Что получают образовательные учреждения от сотрудничества с нами

— Создание в ОУ эффективной внутренней системы оценки качества образования, включающей измерение и анализ всех аспектов деятельности ОУ, влияющих на качество подготовки;

— Имидж образовательного учреждения как надёжного поставщика образовательных услуг;

— Отсутствие проблем при подготовке и прохождении лицензирования и аккредитации;

— Эффективные оценочные критерии и доказательную базу, которые необходимы для проведения самообследования и подготовки Публичных докладов;

— Современные методы выявления и повышения степени удовлетворённости работодателей, учащихся качеством подготовки и эффективные инструменты выявления конкретных требований заинтересованных сторон для формирования планов и программ подготовки, отвечающих этим потребностям;

— Расширение спектра предоставляемых услуг профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование и подготовку, востребованных работодателями и, как следствие, улучшение внебюджетной финансово-экономической деятельности;

— Переход на эффективные контракты с преподавателями и мастерами благодаря рейтинговой оценке качества их работы по объективным и измеримым показателям;

— Чёткое разграничение ответственности и полномочий всех сотрудников ОУ и прозрачность их работы

Устранение проблем и ошибок в образовательном процессе;

— Наведение порядка во внутренней документации, включая систему прохождения изменений к документам, и контроля исполнения;

Расширение партнёрства с наиболее перспективными работодателями для вовлечения их в образовательный процесс.

Особенности наших услуг по внедрению систем менеджмента качества

в образовании

Начиная с 2008 года и по настоящее время в образовательных учреждениях профессионального образования специалистами компании «Тулабизнесконсалтинг» проводятся работы по созданию и внедрению эффективных внутренних систем менеджмента качества и оценки качества образования на основе международных стандартов ИСО 9001, ИСО 29990 и национального стандарта ГОСТ Р 52614.2.

На первый взгляд внедрение системы качества по ИСО 9001 в образовательном учреждении ничем не отличается от внедрения на любом предприятии. Казалось бы стандарт один и требования одинаковы. Однако это в корне не так: образовательная услуга — это далеко не производство продукции. Более того, стандарты ГОСТ Р 52614.2 и ИСО 29990 являются исключительно профильными и предназначены только для внедрения в сфере образования.

Наши услуги по внедрению систем качества образования в ОУ в соответствии с требованиями ИСО 9001, ИСО 29990, ГОСТ Р 52614.2 – это, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому ОУ с учётом направленности реализуемых специальностей, сложившегося стиля управления, социального портрета региона и регионального законодательства. Благодаря этому в системе качества отсутствует балласт документации общего характера и ненужные шаблоны, привнесённые извне и которые никому из сотрудников ОУ не понятны.

Такие услуги значительно шире по сравнению со стандартными предложениями внедрения ИСО 9001 и имеют ряд принципиальных отличий и нововведений, которые определяют эффективность применения систем качества при оказании образовательных услуг.

Благодаря этим отличиям и нововведениям в образовательных учреждениях:

1. Повышается качество управления за счёт:

— установления конкретных (измеримых) целей процессов, подразделений, сотрудников и показателей оценки их достижения;

— проведения систематического сбора и анализа информации по установленным показателям. По результатам анализа вырабатываются мероприятия по улучшению деятельности ОУ и отдельных процессов, систематически отслеживается их результативность.

2. В работу всех процессов и подразделений ОУ внедряются современные методы качественной и количественной оценки удовлетворённости всех заинтересованных сторон с целью выявления коренных причин каких-либо несоответствий. Например, «Учебная работа» – методика оценки компетентности студентов, количественная оценка качества обучения, «Практика» – методика выявления мнений работодателей для внесения изменений в вариативную часть РП под конкретные требования, «Воспитательная работа» – методика оценка эффективности воспитательной работы в рамках реализации компетенций через исследование и анализ мнений студентов, и другие.

3. Наводится порядок во внутренней деятельности ОУ: чётко регламентируются работа и взаимодействие сотрудников внутри ОУ, прозрачным становится объем работы каждого сотрудника и его ответственность. Упрощается документооборот за счёт унификации форм записей и их ведения.
4. Повышается мотивация сотрудников на качественную работу, т.к. выстраивается полноценный рейтинг по измеримым показателям с дальнейшей возможностью распределения надбавок.

Мы готовы предложить Вам несколько эффективных вариантов сотрудничества:

1 вариант

«Разработка и внедрение системы качественной профессиональной работы ОУ по ИСО 29990»

Требования стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) к системе менеджмента качества

Запишитесь на программу

Стоимость обучения 8 000 рублей

Срок обучения 15 часов

Тип программы Семинары

Форма обучения Очно-заочная (вечерняя)

Выдаваемые документы Сертификат ИПК-РМЦПК

Исходный уровень образования Высшее профессиональное, Среднее профессиональное

Адрес 614039, г. Пермь, Комсомольский пр-т, 61, оф. 305, 303, 308

Телефон 244-34-66

Программа семинара:

1. Система менеджмента качества (СМК) как часть системы управления компанией. Стандарты серии ISO 9000. Сертификация по ISO 9001, мировые тенденции
2. Базовые принципы менеджмента качества. Цикл PDCA и процессный подход.
3. Терминология стандартов серии ISO 9000, структура стандарта ISO 9001:2015
4. Понимание контекста организации, ее заинтересованных сторон и области применения СМК. Практическая работа
5. Требования к высшему руководству (лидерство)
6. Управление рисками и планирование в системе менеджмента качества

Читайте так же:  В каких случаях не взимается налог за продажу квартиры

Практическая работа
7. Требования к работе с потребителями
8. Требования к процессам обеспечения и управлению ресурсами:
• персонал,
• инфраструктура и среда для процессов,
• средства мониторинга и измерений,
• знания организации,
• коммуникации;
• документированная информация
9. Требования к производственным процессам:
• планирование производственных процессов,
• проектирование и разработка,
• управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешним поставщиком,
• оперативное управление производственными процессами,
• выпуск продукции и услуг
10. Оценка результатов деятельности, анализ и улучшение:
• Виды информации, подлежащей мониторингу и измерению
• Внутренние аудиты, анализ данных
• Управление несоответствующей продукцией
• Корректирующие действия
11. Изменения в СМК при переходе на стандарт ISO 9001:2015
12. Дискуссия, завершение семинара
Семинар проводит преподаватель-аудитор АФНОР по стандарту ISO 9001:2015
Ольховикова Наталия Борисовна

Требования к системе менеджмента качества стандарта ISO 9001

Опубликовано: 1.07.2016 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Общий объем оригинала ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» на английском языке составляет 29 страниц. Требования к внедряющим организациям прописаны в параграфах с 4 по 10. Стандарт имеет следующую структуру:

  1. Введение.
  2. Область применения.
  3. Нормативные ссылки.
  4. Термины и определения.
  5. Окружение организации.
  6. Лидерство.
  7. Планирование.
  8. Обеспечение.
  9. Процессы.
  10. Проведение оценки.
  11. Улучшение.

Эта структура является общей для всех нормативов на системы менеджмента ISO (International Organization for Standardization, – ред.). Хотя, в соответствии с прописанной в Директивах ISO политикой организации, текст внутри одинаковых разделов может отличаться, если нужно добавить к общему «костяку» системы менеджмента специфику конкретного предмета, которому посвящен стандарт. Например, к единой структуре редакторы ISO 14001 (экологический менеджмент, – ред.) добавляют уникальные требования по экологической проблематике. А если речь идет об ISO 9001:2015, то появляются специфичные для качества положения.

Требования к системе менеджмента качества ISO 9001 выстроены в иерархическом порядке: сначала самые общие, затем более частные, которые уточняют и дополняют первые. Стандарт начинается с самого важного требования, по отношению к которому все остальные являются вторичными и уточняющими. ISO 9001 требует «разработать, документально оформить, внедрить систему менеджмента качества и обеспечить ее функционирование». Это общее требование можно «декомпозировать» на четыре элементарных:

  • разработать (спроектировать какой она будет именно в вашей организации, – ред.);
  • документально оформить (разработать документацию, поддерживающую работу системы менеджмента и обеспечивающую ее движением информации, – ред.);
  • внедрить (заставить заработать выработанную структуру, – ред.);
  • обеспечить функционирование (при помощи инструментов обратной связи, действующих в системе менеджмента качества (СМК, – ред.) по ISO 9001 убедиться, что все работает в соответствии с требованиями стандарта и потребностями организации; регулярно оценивать систему по этому критерию, – ред.).

Требования к документации ISO 9001

Структура обязательной документации, создания которой требует стандарт ISO 9001:2015 сильно поменялась по сравнению с ISO 9001:2008. Многое связано с появлением в новой редакции концепта «документированной информации». Итак, теперь, чтобы соответствовать ISO 9001, нужно иметь следующие документы:

Разумеется, поскольку в стандарте сохраняется возможность делать исключения (обоснованные, – ред.) из применения требований, если они не соответствуют специфике вашей организации, то какие-то из перечисленных документов могут быть необязательны для некоторых организаций.

Выше мы упоминали, что ISO 9001:2015, равно как и другие стандарты на системы менеджмента, выстроенные по единому шаблону ISO для такого рода документов, добавляет уникальные требования, необходимые при рассмотрении конкретной тематики стандарта – качества. Лучше всего это видно при сравнении ISO 9001 с другими MSS-стандартами (MSS – Management Systems Standards, – ред.).

Как понять, где речь идет именно о требовании, а где – рекомендация?

Стандарт ISO 9001:2015 имеет свой стандартизированный язык, который способствует его непротиворечивому понимаю аудиторами и пользователями. Требованием является только то положение, где формулировка начинается с «должен» или «организация должна». Уже слово «следует» будет не требованием, а только рекомендацией.

После прочтения стандарта у предпринимателя, который собирается внедрять систему все еще может остаться главный его вопрос. Каков будет масштаб изменений? Отвечаем: выполнение положений ISO 9001:2015 потребует правки нормативной документации предприятия, в отдельных случаях создания новых документов, обучения сотрудников, волевых усилий руководителя по изменению корпоративной культуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Менеджмент качества в образовании

На сегодняшний день стандартов системы качества в сфере образования, разработанных на основе международных стандартов ИСО серии 9000, существует не так много. Международным стандартом является всего один – ISO/IWA 2 «Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education» — Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании. Этот международный стандарт был разработан по результатам соглашения международной конференции (IWA 2 — International Workshop Agreement ), прошедшей в 2002 году в Мексике. Первая редакция стандарта (IWA 2:2003) была принята в 2003 году. Вторая редакция стандарта, действующая на сегодняшний день, принята в 2007 году (IWA 2:2007).

Читайте так же:  Образец заявления на подачу алиментов в браке

Стандарт ISO/IWA 2 не содержит в себе каких-либо дополнительных требований в сравнении с ISO 9001:2000. В нем представлены руководящие указания по применению требований ISO 9001:2000 в образовательных учреждениях и даны пояснения, связанные с управлением качеством образовательной услуги.

Разработка и применение IWA 2 направлено на достижение следующих результатов:

  • стандартизировать процедуры профессионального образования;
  • обеспечить регулярный мониторинг процесса управления и ведения документации и записей, необходимых для образовательного процесса;
  • гарантировать выполнение государственных требований в сфере образования;
  • гарантировать качество образовательных услуг, качество преподавательского состава и качество образовательного контента.

Целью стандарта IWA 2 является повышение эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения и непрерывное повышение качества образовательной услуги, предоставляемой обучающимся.

Стандарт ISO/IWA 2 не предназначен для сертификации образовательных учреждений, не предназначен для оценки соответствия требованиям этого стандарта или применения в контрактных ситуациях.

Помимо международного стандарта ISO/IWA 2 в ряде стран разработаны и приняты национальные стандарты системы менеджмента качества в образовании.

Некоторые из них представлены ниже:

ГОСТ Р 52614.2-2006 – «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования». – Это Российский стандарт, являющийся переводом международного стандарта ISO/IWA2 первой редакции 2003 г.

HB 90.7-2000 – «Education and Training Guide to ISO 9001:2000» — Руководство по ИСО 9001:2000 для образовательных и обучающих организаций. – Национальный стандарт Австралии. Содержит руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в образовательных учреждениях. В этом стандарте пояснения по применению ИСО 9001:2000 даются в терминах понятных для специалистов в сфере образования. Также в стандарте приводятся наиболее типовые примеры по реализации требований.

ASQ Z1.11-2002 – «Quality assurance standards — Guidelines for the application of ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 to education and training institutions» — Стандарты обеспечения качества – Руководящие указания по применению ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 в образовательных и обучающих организациях. – Стандарт США, заменивший собой первую редакция стандарта (ANSI/ASQC Z1.11:1996). Стандарт содержит пояснения и рекомендации по выполнению требований Q9001-2000 (американский аналог международного стандарта ISO 9001:2000) в образовательных учреждениях.

Esquema 1 IRAM 30000 – «Guia para la interpretacion de la norma ISO 9001:2000 en la educacion» – Руководство по интерпретации стандарта ИСО 9001:2000 в образовании. – Стандарт Аргентины в котором даются пояснения по применению требований ИСО 9001 в отношении образовательных учреждений и интерпретация этих требований в терминах применяемых в образовании.

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании ( European Association for Quality Assurance in Higher Education ) разработала свой стандарт для применения в образовательном процессе – «Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area» — Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Этот стандарт является одним из элементов развития Болонского соглашения. Стандарт, как таковой, является рекомендациями ВУЗам по повышению качества образовательных услуг. Этот документ содержит стандарты и рекомендации для гарантии качества образования в ВУЗе, стандарты и рекомендации для внешних систем гарантии качества и стандарты и рекомендации для аккредитованных агентств и организаций по гарантии качества. Требования этого стандарта напрямую не связаны с требованиями ИСО 9001, однако перекликаются с ними по своей сути. Текст этого документа можно посмотреть на сайте Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

Еще статьи:

  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Военная пенсия по потере кормильца кому положена Пенсия по потере кормильца военнослужащего в 2019 году Членам семей военных, погибших или умерших вследствие выполнения долга, государство оказывает материальную поддержку. Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащего — это отдельный вид господдержки, выплачиваемый из средств […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Образец приказа о досрочном расторжении трудового договора Делопроизводство Досрочное расторжение трудового договора при сокращении штата В общем случае, физлицо не может быть уволено по волеизъявлению работодателя при сокращении штата до того, как истечет нормативный срок в два месяца, начинающий исчисляться с момента соответствующего […]
  • Сургут материнский капитал за второго ребенка Югорский семейный (материнский) капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре в 2019 году Югорский семейный капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре учрежден Законом ХМАО - Югры от 28.10.2011 N 100-оз "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе - […]
  • Временная регистрация иностранных граждан по месту работы Регистрация иностранных сотрудников по месту работы: временная регистрация мигрантов по юридическому адресу работодателя Регистрация гражданина по месту работы – это первичная постановка иностранных сотрудников на миграционный учет в ГУВМ МВД по юридическому адресу работодателя и […]