Учебно-методическое пособие по истории казахстана 2019

Новости Мультимедиа

Методическое пособие для учителей

Пособие представляет собой комплекс факультативных занятий для 10 класса к предмету «Человек. Общество. Право», входящего в образовательную область «Человек и Общество» действующего ГОСО среднего образования

Рекомендуется вводить по 1 теме данного курса в предмет «Человек. Общество. Право», в частности в разделы, касающиеся экономики и политики.Общее количество часов — 10,выделение которых предусмотрено из вариативного компонента.

Учебное время на изучение тем определяет учитель с учетом конкретных условий. Методическое пособие носит рекомендательный характер и содержит материалы, которые могут дополняться педагогами на основе источников,приведенных в списке литературы. Отдельные темы предлагаемых занятий можно использовать самостоятельно на уроках к предметам «История Казахстана», «Всемирная история», «Человек. Общество. Право», которые будут способствовать личностному саморазвитию,самостоятельности в приобретении знаний, формированию коммуникативных навыков и предприимчивости.

Версия на казахском языке будет опубликована в ближайшее время.

Составители: А. С. Бейсбекова, учитель истории, гимназия № 60, г. Алматы, Н. Е. Ковалева, исполнительный директор Общественного Фонда «Транспаренси Казахстан», М. Ю. Агаева, координатор проектов Общественного Фонда «Транспаренси Казахстан».

Рецензенты: Р. Д. Карымсакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Журналистика и переводческое дело» Университета «Туран», Э. Р. Шевченко, учитель начальных классов, Учреждение «Авторская школа Жании Аубакировой», Г.Т.Илеуова, кандидат социологических наук, Президент ОФ «ЦСПИ «Стратегия».

Учебно-методическое пособие «Антикоррупционное образование для школьников» подготовлено Общественным Фондом «Транспаренси Казахстан» по заказу и при поддержке Офиса программ ОБСЕ в Астане. Содержание публикации не отражает официальную точку зрения Офиса программ ОБСЕ в Астане.

Видео-уроки «Антикоррупционное образование для школьников» на казахском и русском языках:

Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации, История Казахстана, 2017

Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации, История Казахстана, 2017.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки:
•незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений
•неумение выделить в ответе главное;
•неумение применять знания для решения проблемных задач и объяснения явлений;
•неумение делать выводы и обобщения;
•неумение воспроизводить, объяснять, применять, анализировать, обобщать информацию (данные, знания), оценивать материалы и содержания первоисточников, учебников и справочных материалов.

Пояснительная записка по истории Казахстана.
Цель: определение степени освоения обучающимся объема учебной дисциплины, предусмотренного государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.
В соотвествии с указанными целями должны быть решены следующие задачи оценивания:
•определить знания по истории Казахстана во всей исторической целостности и полноте в соответствии с ГОСО и учебными программами;
•определить уровень усвоения терминологии по истории Казахстана;
•выявить уровень сформированности навыков анализа и обобщения исторических фактов и явлений, умения определять сущность и причины исторических событий, оценивать их значение;
•оценить навыки и умения сопоставительного анализа событий, деятельности политических лидеров, выдающихся представителей науки и культуры изученных эпох;
•измерить умения и навыки работы с историческими текстами, источниками, картами, схемами, таблицами;
•определить уровень умения применять знания и излагать их логично, системно, аргументированно.
•выявить умение устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации, История Казахстана, 2017 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Учебно методическое пособие ент 2018

Учебно методическое пособие ент 2018

Казахский Национальный Аграрный Университет
050010, г.Алматы, проспект Абая, 8
Приемная ректора: +7(727) 264 24 09, +7(727) 262 19 48
Приемная комиссия: +7(727) 264 06 13, +7(727) 264 08 54
Канцелярия (факс): +7(727) 262 11 08
e-mail: [email protected]

Казахский Национальный Аграрный Университет
— элитный вуз инновационного направления, лидер аграрного сектора в Казахстане, Средней и Центральной Азии

Учебно-методические пособия | ЕНТ 2015

Самые популярные статьи:

В данной статье собраны вопросы-ответы по физике теоретического характера, часто встречающиеся в ЕНТ и КТА. …

Краткий конспект по истории Казахстана на тему «Каменный век на территории Казахстана». …

Учебно методическое пособие ент 2018

Объявление: Учебно-методические пособия для подготовки к ЕНТ/КТА

Добавил(а): Aбылай Добавлено: в 00:00, 8 ноября 2018

Номер объявления: 167289 944 , Просмотры: 213

Объявление от: Частного лица

В наличие только АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Цена 300 тенге. За подробностями по телефону в приложении (Также Whatsapp)

Национальным центром тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан ведутся подготовительные работы по организации и проведению Единого национального тестирования в 2019 году.

В текущем году формат сдачи ЕНТ остается прежним. Вместе с тем, предусматривается ряд новшеств в помощь поступающим.

С 20 по 23 ноября текущего года было проведено квалификационное тестирование для педагогических работников.

В квалификационном тестировании приняли участие 5285 педагогических работников, из них на казахском языке проходили тестирование 3794 человек, на русском –1491.

15-16 ноября 2018 года во дворце «Тілеп Кобыз» г. Астана состоялся курс повышения квалификации для разработчиков и экспертов тестовых заданий системы КАЗТЕСТ по теме «Тілдік білімді бағалау: теориясы мен әдістемесі».

В соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 572 от 16 октября 2018 года «О проведении внешней оценки учебных достижений в организациях высшего образования Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году» внешняя оценка учебных достижений проводилась с 14 по 18 ноября 2018 г на базе 45 вузов.

В период с 21 по 23 ноября текущего года Национальный центр тестирования примет участие в XVI Казахстанской Международной выставке «Образование и наука – 2018» в выставочном центре «Көрме», которую проводит Международная выставочная компания «Атакент-Экспо» при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан и акимата г.Астана.

В Национальном центре тестирования продолжаются работы по улучшению качества тестовых заданий внешней оценки учебных достижений высшего образования.

В соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 572 от 16 октября 2018 года «О проведении внешней оценки учебных достижений в организациях высшего образования Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году» внешняя оценка учебных достижений будет проводиться с 14 по 18 ноября 2018 года на базе 45 вузов.

Начиная с 2006 года, в Казахстане на базе Национального центра тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан проводится тестирование оценки уровня знания казахского языка по системе КАЗТЕСТ, соответствующей требованиям международных систем оценки уровня языковых знаний. За прошедший период эта система зарекомендовала себя как действенный инструмент в развитии языковых компетенций граждан республики.

Национальный центр тестирования приступил к формированию тестовых заданий по общеобразовательным дисциплинам внешней оценки учебных достижений высшего образования.

Учебно методическое пособие ент 2018

Объявление: История Казахстана для ЕНТ (учебно-методическое пособие)

Добавил(а): Арман Добавлено: в 00:00, 17 ноября 2018

Номер объявления: 187232 478 , Просмотры: 136

Объявление от: Частного лица

Состояние: Б/у

Продаю учебно-методическое пособие по Истории Казахстана для ЕНТ. В хорошем состоянии.

Среди выпускников общеобразовательных школ 2017-2018 учебного года 147 023 обучающихся закончили школу и сдали итоговую аттестацию в период с 29 мая по 9 июня т.г. Из 6892 претендентов на знак «Алтын белгі» подтвердили свои знания и получили нагрудной знак 6780 (98,4 %), передает пресс-служба СЦК.

Из 4966 претендентов на аттестат с отличием подтвердили свои знания 4915 (99 %) выпускников. В этом учебном году ученики 1, 2, 7 классов обучались по новым учебникам обновленной системы образования. Качество знаний учащихся повысилось. В целом учебный год завершился благополучно, с хорошими результатами, которыми довольны дети и их родители.

Единое национальное тестирование 2018 года (ЕНТ) будет проводиться с 20 июня по 1 июля т.г.

По данным Национального центра тестирования, для участия в ЕНТ в этом году со стороны выпускников школ подано 102447 заявлений, что составляет 70% от общего количества выпускников организаций среднего образования (147023), в том числе на казахском языке – 77224 на русском — 25177, на английском — 46.

В 167 пунктах проведения ЕНТ будут задействованы 1206 аудиторий. Данные аудитории обеспечены подавителями сотовой связи, металлоискателями, видеокамерами для наблюдения, записи процесса ЕНТ и онлайн трансляции.

Учебно методическое пособие ент 2018

Сколько и почему родители выпускников платят в школах, чтобы их детей закалила «предЕНТшная» подготовка.

Обыск на улице: кто и как может проверять ваши карманы

Как можно и как нельзя называть детей в Казахстане?

Безответственные родители смертельно опасны для детей!

Не успели мы разобраться с 4 и 9 классами, возникли вопросы по выпускникам, вернее, по предстоящему Единому национальному тестированию. «Должны ли мы платить за пробное тестирование?», «Действительно все 11-классники обязаны участвовать в этом?», «Если это платно, кто определяет цены?» – самые безобидные из вопросов, которые мы выслушали. Большая часть родителей (г. Алматы) говорила, что данные тесты якобы обязательные.

Эти вопросы были переадресованы Министерству образования и науки РК, где нам подробно объяснили, за что и в каких случаях может взиматься плата, когда речь идет в подготовке к ЕНТ.

Тестироваться, как выяснилось, действительно можно только за деньги. Но принуждать к этому учителя не имеют права, так как решение пройти пробный тест по ЕНТ, чтобы узнать свой балл, выпускник и его родители принимают самостоятельно – никакого давления быть не должно.

Ребенок может сам при помощи учебно-методических пособий подготовиться к главному экзамену жизни. Причем, по всем необходимым предметам. А проверить полученные за 11 лет знания ученику можно за пробным тестированием в режиме online – сервис доступен на сайте Национального центра тестирования.

Кстати, родители алматинских школьников называли разные тарифы, но в действительности есть только три утвержденных варианта.

«Согласно Прейскуранту цен стоимость проведения индивидуального пробного тестирования выпускников школ и абитуриентов – 351 тенге, стоимость учебно-методического пособия для поступающих в высшие учебные заведения – 414 тенге, пробного online тестирования – 260 тенге.

Все тестовые задания, изложенные в данных печатных изданиях и online тестировании, разрабатываются опытными учителями, проходят неоднократные экспертизы. Похожие задания используются в ходе проведения ЕНТ. Таким образом, участие в пробном тестировании позволяет», – сообщило МОН РК в ответ на наш официальный запрос.

В нем черным по белому написано, что тестирование максимально приближено к тем условиям, которые создаются во время ЕНТ.

«Пробное тестирование проводится как в индивидуальной форме, для одного выпускника, так и в целом для школы, района, в соответствии с планом мероприятий организации образования. Участие в пробном тестировании осуществляется по желанию выпускников на добровольной основе. Все тесты, изложенные в данных печатных изданиях и online тестировании, разрабатываются опытными учителями, проходят не однократные экспертизы. Похожие задания используются в ходе проведения ЕНТ», – заверили в Министерстве образования и науки.

Картина ясна. Нечто похожее было, когда мы разбирались в ситуации с платным тестированием учащихся 4 и 9 классов. Некоторым мамочкам и папочкам это преподносилось как обязательная часть школьной программы, что на поверку оказалось ложью. По сути это тоже была тренировка перед ВОУД (Внешняя оценка учебных достижений), которое четвероклассники проходят, чтобы перейти из младшего в среднее звено, а девятиклассники – из среднего в старшее. Помимо того, что людей ввели в заблуждение насчет обязательности участия в тренировочных тестах и их платности (тарифы по разным школам очень сильно разнились), детишек в тестах «мучили» вопросами по темам, которые они даже не проходили! Все прояснилось после вмешательства корреспондентов КТК, а самое главное, что поняли родители – все зависит только от их желания, принудить их никто не может.

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методическое пособие

1 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный педагогический институт Сыздыкова А.М. ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методическое пособие Павлодар 1

2 УДК 94 (574) ББК 63.3 (5каз) я 73 Рекомендовано Ученым советом Павлодарского государственного педагогического института. Рецензенты: Профессор кафедры Всемирной истории и археологии ЕНУ им. Л.Н.Гумилева доктор исторических наук М. Алпысбес Заведующая кафедрой истории Казахстана и зарубежных стран ПГПИ кандидат исторических наук Халитова И.Р. С 95 А.М.Сыздыкова. Древняя история Казахстана: Учебнометодическое пособие. Павлодар: ПГПИ, с. Учебно-методическое пособие предназначено для успешного освоения курса «Древняя история Казахстана». Поможет студенту при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям, при написании письменных работ, при подготовке к коллоквиуму по курсу «Древняя история Казахстана». Предлагаемые задания составлены в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан , учебным рабочим планом специальности «История» и охватывает основные разделы курса. Для каждой темы разработаны вопросы, которые определяют круг проблем, подлежащих разбору, практические задания и список литературы. к.и.н. Сыздыкова А.М, 2009 Павлодарский государственный педагогический институт,

3 Содержание Введение 4 1 Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Содержание (семинарских) практических занятий Темы семинарских занятий Содержание самостоятельной работы студента Коллоквиум по древней истории Казахстана Историческая география древней истории Казахстана Научная литература по древней истории Казахстана Вопросы для самостоятельной подготовки к экзамену Методические указания по выполнению контрольных работ Перечень тем контрольных работ по дисциплине Содержание тем контрольных работ Примерные тестовые задания для самоподготовки. 42 Приложения

4 Введение В современных условиях динамичных преобразований во многих сферах общественной жизни обучающейся молодежи не просто самостоятельно ориентироваться в новых исторических, политических, социальных и других дисциплинах. Сегодня мы наблюдаем, что многие студенты недостаточно подготовлены к познавательной, мыслительной и аналитической деятельности. Зачастую обучающиеся затрудняются самостоятельно выделить из изученной литературы основополагающие принципы и закономерности развития общества. В связи с этим преподавателям вузов необходимо помочь студентам в формировании навыков самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы обучающихся, руководство ею ответственная и сложная сфера деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Этот вид работы органически связан со всеми формами учебного процесса и вместе с тем специфичен по своему содержанию, многообразен по применяемым методическим приемам, средствам и способам. К самостоятельной работе студентов относится: работа с книгой, документами, источниками; проработка пройденного лекционного материала; подготовка к семинарам, конференциям, «круглым столам», диспутам; работа в научных кружках. Самостоятельная работа и самостоятельный поиск должны стать не только постоянной творческой деятельностью студентов, но, прежде всего, средством осмысления изученного материала, выработки собственных выводов на основе новых знаний, умений и навыков. Время, отведенное на самостоятельную работу весьма ограниченно, поэтому студентам необходимо учиться рационально планировать этот вид деятельности, стремиться овладеть навыками самостоятельной работы, перенимать положительный опыт, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранить работоспособность. Поэтому за время обучения студенты должны овладеть не только основополагающими знаниями по специальности, но и методикой самостоятельной работы. Предлагаемое учебно методическое пособие поможет организовать процесс самостоятельной подготовки студента к успешному освоению курса. 4

Читайте так же:  Что дает заявление об отмене судебного приказа

5 1 Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарским занятиям по древней истории Казахстана являются одним из главных видов самостоятельной работы студентов по предмету и ставят целью расширение и углубление их знаний по общему курсу, а также привитие студентам навыков работы c историческими источниками. Основу семинарских занятий составляет критический разбор источников, их сопоставление и определение степени достоверности содержащейся в них информации в каждом конкретном случае. Вторая задача — широкая работа с научной литературой, ознакомление с различными методологическими концепциями. Семинарские занятия проводятся в различной форме. Наиболее простая из них применяется обычно на первых занятиях устный ответ и обсуждение вопроса. Эта форма должна постоянно сочетаться с обсуждением отдельных вопросов по заранее заданному плану. Кроме того, студентам предлагается подготовка учебно-научных докладов. Первое занятие носит вводный характер. Студенты знакомятся с методикой анализа исторических источников по древней истории Казахстана, с характеристикой основных видов источников, с правилами подготовки и оформления семинарских работ. Задача студенческих докладов — развитие навыков самостоятельной работы с литературой. Кроме обязательных докладов, включенных в план практических занятий, а также оппонентских выступлений, студентам предлагается проявить инициативу и предложить свои темы для докладов. Выступить с докладом или оппонентским выступлением обязан каждый студент группы (в течение учебного года). После доклада проводится его обсуждение. Каждый доклад должен занимать не более 15 минут, оппонентское выступление — не более 5 минут. На кафедру доклад предоставляется за неделю до обсуждения для всеобщего ознакомления. В ходе работы с источниками к концу учебного года студент должен получить определенное представление также об источниковедении древней истории Казахстана. Работа с источниками, однако, этим не исчерпывается и должна в дальнейшем получить продолжение на спецкурсах по истории Казахстана. В результате к окончанию учебы в институте студент должен максимально приблизиться к уровню самостоятельной творческой исследовательской работы с научной литературой и источниками. По ходу занятий студенты должны делать записи основных выводов в свободной форме. По мере подготовки к занятию студент должен делать записи по каждому из предложенных вопросов и необходимые выписки из литературы в свободной форме. Наличие конспекта является обязательным. 5

6 1.1 Содержание (семинарских) практических занятий п/п Наименова ние тем 1 Источники. Историогра фия древней истории Казахстана. Содержание 1.Археологические источники. 2.Письменные и устные источники. 3 Этнологические источники 4.Историография древней истории Казахстана Вид и форма Конт роля Срок выполн ения по неделям К, у 1 1 Объе м в часах 2 Каменный век на территории Казахстана. Палеолит. Мезолит 3 Каменный век на территории Казахстана. Неолит 4 Бронзовый век на территории Казахстана. 1.Происхождение и становление человека. 2.Зоны палеолитических культур 3.Возникновение орудийной деятельности (переход от массивных и грубых каменных орудий к микролитическим ). 4.Памятники мезолита на территории Казахстана 1.Природно-климатические изменения на территории Казахстана. 2.Возникновение подвижных охотничьих общин. 3.Сущность неолитической революции. 4.Археологические памятники неолита. 5.Изобретение ткачества и керамики. 6.Крупные поселения в эпоху энеолита (ботайская культура) 7.Приемы обработки камня (новые технологические приемы). 8.Искусство эпохи камня. 1.Основные этапы эпохи бронзы. 2.Пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие племен эпохи бронзы. 3.Развитие металлургии на К, сх, у, К, сх, у К, сх, у 2,3 3 4,5 1 6,7 3 6

7 5 Эпоха саков. территории Казахстана. Центрально-казахстанский очаг древней металлургии. 4.Могильники и некрополи эпохи бронзы. Региональные особенности археологических памятников. 5.Поселения и протогородские центры. 5.Разложение родового строя. Патриархат. Патрономия. 6.Формирование института племенных вождей. 7.Антропологическая характеристика населения в эпоху бронзы. 8.Зороастризм. 9.Культ предков. Жертвоприношения. 10.Материальная культура эпохи бронзы. 11.Картинные галлереи Тамгалы тас, Сынтас и др. 1.Сакские племена в повествованиях античных, персидских, китайских источниках. 2.Борьба ранних кочевников с оседлыми цивилизациями Передней Азии. 3.Жизнь, быт сакских племен. 4.Скифо-сакское ремесло и промыслы. 5.Социальное устройство. 6.Материальная культура. 7.Различные верования и обычаи. 8.Археолгические памятники сакской эпохи. Их локальность. 9.Племена центрального Казахстана в 7-1 века до н.э. (исседоны). 10.Племена Восточного Казахстана и Прииртышья (аримаспы). 11.Племена Северного и 7 К,сх,у 8,9 2

8 6 Эпоха гуннов. 7 Усуни и кангюй 8 Культура гуннов, усуней и кангюй. Западного Казахстана (аргиппеи) 12.Жетысу и Южный Казахстан в сакскую эпоху. 13.Сакские племена Приаралья. 1.Китайские источники о кочевниках ІІІ в. до н.э. ІІІ-ІVв. н.э. 2.Империя Модэ. 3.Социальное устройство гуннского общества. 4. Китайские летописи о распаде гуннов на два государства 1 Этническая истории усуней и кангюев. 2.Их хозяйство. Масштабы скотоводства и виды животных. 3.Отношения с Китаем. «Договор о мире и родстве». 4.Отношения с Китаем 1.Материальная культура гуннских племен. 2.Различные виды жилища у усуней и кангюй. 3.Памятники гуннского зодчества. 4.Гончарное дело. К,сх,у 10,11 2 К,сх,у 12,13 2 К,у,р 14, Духовная культура Всего К- конспект, Сх-схема, Дз-домашнее задание, Сл словарь, Р реферат, П-письменно, У-устно 1. 2 Темы семинарских занятий Тема 1. Источники. Историография древней истории Казахстана. Вопросы 1.Археологические источники. 2.Письменные и устные источники. 3.Этнологические источники. 4.Историография древней истории Казахстана. Задания 1.Составить конспект по каждому вопросу 2.Дать устный ответ на поставленные вопросы Основная литература 1.Абилев А.К., Евдокимов В.В. Казахстана в древности. — К., Артыкбаев Ж.О. История Казахстана: Учебник-хрестоматия. Астана,1999 8

9 3.История Казахстана. С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах.- Т.1.- А., Т.2.- А., Т.3.-А., Кузембайулы А., Абилев Е. История Республики Казахстан. — А.,1996. Методические указания Специфика занятия заключается в том, что оно одно из первых, поэтому его полностью ведет преподаватель. Студенты должны предварительно ознакомиться с предложенной литературой. На занятии идет ознакомление с различными видами источников по древней истории Казахстана. Особое значение имеют письменные источники. Студентам предлагается план характеристики источников, которого следует придерживаться при работе с источниками в течение всего года. Далее рассматриваются вопросы теоретической и практической подготовки письменных работ — докладов и оппонентских выступлений. Также освещается методика работы с научной литературой как в учебно-научных целях, так и в практических целях — для написания докладов уже в I семестре учебного года. Дается общее представление о планировании работы, отборе литературы, отборе информации и необходимых фактов, объяснении исторических фактов в русле определенной методологии, общих и частных вопросах интерпретации источников. Каждый студент должен иметь тетрадь для записи конспектов к семинарским занятиям и для записей на этих занятиях. Допускается вместо тетради иметь папку с листами ксерокопий, но скопированная литература должна быть проработана (карандашные пометки, подчеркивания, записи на полях или на отдельных листах в дополнение к скопированным страницам). Студенты, имеющие персональный компьютер, могут сканировать нужную литературу и работать с электронным вариантом текста, принося на семинар распечатки. При подготовке учебного материала об исторических источниках истории Казахстана эпохи древности следует учитывать их информационный уровень, а также крайнюю неравномерность освещения истории народов и племен. Особую роль в реставрации исторических процессов на территории Казахстана в древности имеют археологические источники. Что касается письменных источников, то к ним относятся в основном труды античных, персидских авторов и свидетельства китайских чиновников. Некоторые сведения хранят древние тексты Авесты. Этнологические источники относятся к наиболее значимым в исследовании древней истории Казахстана. Использование этнологии как инструмента ретроанализа хода истории есть новое и перспективное направление в работе с источниками. Тема 2. Каменный век на территории Казахстана. Палеолит. Мезолит. Вопросы 1.Происхождение и становление человека. 2.Зоны палеолитических культур (Северных Казахстан и Южный Казахстан). 9

10 3 Возникновение орудийной деятельности (переход от массивных и грубых каменных орудий к микролитическим ). 4.Памятники мезолита на территории Казахстана. Задания 1.Составить конспект каждому вопросу 2.Дать устный ответ на поставленные вопросы. 3.На схему-карту нанести археологические памятники эпохи. Основная литература 1.Алексеев В.П. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». М., Акишев А., Байпаков. Археология Казахстана. А., История Казахской ССР в 5-ти тт. — А., История Казахстана. С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. Т.1.- А с. Дополнительная литература: 1.Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен), 2-ое изд.- В., Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф.: Соч. 2-е изд.. Т.20. Методические указания: Подготовку к занятию необходимо начать с прочтения необходимых разделов учебника (это делается к каждому занятию и далее специально не оговаривается) и ознакомления с предложенной литературой. Литературу нужно просмотреть, наиболее важные места внимательно прочесть и законспектировать. При подготовке к данной теме студенты должны обратить особое внимание на то, что периодизация доисторического периода достаточно сложна, известны несколько специальных периодизаций и общая (историческая) периодизации. Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материалах и технике изготовления орудий труда. Автором данной периодизации считают датского археолога Х. Ю. Томсена. Именно на этой периодизации строится изложение истории Казахстана каменного, бронзового веков Далее студентам рекомендуется подробнее раскрыть суть археологической периодизации и подчеркнуть, что в соответствии с ней история человеческого общества делится на три больших этапа: каменный век 2,5 млн. лет тому назад конец 3-го тыс. до н. э. В каменном веке были выделены три эпохи палеолит, мезолит и неолит, отличавшиеся одна от другой техникой обработки камня, формой и назначением каменных орудий. Студентам надлежит дать характеристику палеолита, мезолита. Необходимо рассмотреть проблему расселения человека на территории Казахстана. При этом необходимо усвоить такие понятия, как зоны устойчивые и зоны переходные. Проследить сложную эволюцию орудий труда, отметить движущую силу прогресса. Следует не только сопоставить орудия труда разных периодов каменного века, но обратить внимание на технику обработки камня (техника оббивки, леваллуа, ретушь, техника изготовления микролитов). 10

11 Также семинар содержит в плане вопрос о становлении и развитии человека как биологической особи. Следует выделить этапы становления человека: человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Выявить, в какие археологические эпохи жил тот или иной человек, какие качества были ему присущи, какими орудиями труда пользовался. Тема 3. Каменный век на территории Казахстана. Неолит. Энеолит Вопросы 1.Природно-климатические изменения на территории Казахстана. 2.Возникновение подвижных охотничьих общин. 3.Сущность неолитической революции. 4.Археологические памятники неолита. 5.Изобретение ткачества и керамики. 6.Крупные поселения в эпоху энеолита (ботайская культура) 7.Приемы обработки камня (новые технологические приемы). 8.Искусство эпохи камня. Задания 1.Составить конспект каждому вопросу. 2.Дать устный ответ на поставленные вопросы. 3.На схему-карту нанести археологические памятники эпохи. Основная литература 1.Алексеев В.П. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». М., Акишев А., Байпаков. Археология Казахстана. А., История Казахской ССР в 5-ти тт. — А., История Казахстана. С древнейших времен до наших дней, В 4-х томах. Т.1.А., с. Дополнительная литература 1. Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен), 2-ое изд.-в, Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. Методические указания Признаки рода следует изложить по работе Ф. Энгельса, а дополнить ответ — по материалам других книг. Основное внимание уделить причинам оформления социальной организации, механизму функционирования родовой организации. Обратить внимание на пережитки рода в историческую эпоху. По вопросу о происхождении семьи отметить неоднозначность современных представлений о ходе этого процесса. Особенно важен вопрос о первобытной культуре и религии. Уточнить понятия «материальная» и «духовная» культура. Выяснить основные причины появления духовной культуры в первобытную эпоху. Отметить роль религии как первой формы самосознания человека и ее места в мире. Систематизировать формы первобытной религии. Обратить внимание на связь 11

12 форм материальной и духовной культуры, взаимозависимость уровня развития производительных сил и социальной организации. Следует обратить внимание на влияние природных условий на изменение форм хозяйствования. Уяснить сущность неолитической революции. Возникновение скотоводства и земледелия. Проследить эволюцию общества, становление простейших социальных институтов на территории Казахстана. Определить значение производящих форм хозяйства для развития человеческого общества. Нанести археологические памятники неолита на схему-карту, используя данные описания учебника. Помнить, что неолитические стоянки Казахстана классифицируются по характеру расположения на местности на четыре типа: родниковые, речные, озерные и пещерные. В результате изучения археологического материала учеными выделяется ряд неолитических культур на территории Казахстана атбасарская, маханджарская, усть-нарымская, оюклинская, тюлузская. Эволюционным продолжением атбасарской и маханджарской культур явилась ботайская культура, получившая распространение в Урало-Иртышском междуречье. Тема 4. Бронзовый век на территории Казахстана. Вопросы 1.Основные этапы эпохи бронзы. 2.Пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие племен эпохи бронзы. 3.Развитие металлургии на территории Казахстана. Центральноказахстанский очаг древней металлургии. 4.Могильники и некрополи эпохи бронзы. Региональные особенности археологических памятников. 5.Поселения и протогородские центры. 6.Разложение родового строя. Патриархат. 7.Формирование института племенных вождей. 8.Антропологическая характеристика населения в эпоху бронзы. 9.Зороастризм. 10.Культ предков. Жертвоприношения. 11.Материальная культура эпохи бронзы. 12.Картинные галлереи Тамгалы тас, Сынтас и др. Задания 1.Составить конспект по каждому вопросу. 2.Дать устный ответ на поставленные вопросы. 3.На схему-карту нанести археологические памятники эпохи. Основная литература 1. История Казахской ССР. В 5-ти тт. — А., История Казахстана. С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. Т.1.- А., с. 3.Ирмуханов Б.Б. Этническая история древнего Казахстана.- А.,

Читайте так же:  Защитительная речь адвоката на примере

13 4.Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности.- А., КузембайулыА., Абилев Е. История Республики Казахстан.- А.,1996. Дополнительная литература 1.Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана.- А., Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. -А., Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана.-А.,1979 Методические указания Данная тема семинара рассчитана на несколько занятий. Говоря об эпохе бронзового века, студенты должны остановиться на разнообразии культур, существовавших на территории Казахстана андроновской и бегазыдандыбаевской, назвать их характерные признаки и локальные варианты данной общности культур. Одним из сложных и дискуссионных вопросов истории андроновской общности является определение этнической принадлежности населения. Существует несколько мнений, на которые студентам следует обратить внимание при повторении лекционного материала и самостоятельного изучения учебной литературы. Разбирая вопрос о хозяйстве племен бронзы, необходимо отметить эволюцию скотоводства в разные этапы эпохи бронзы (пастушеское, яйлажное, полукочевое, кочевое), попытаться найти причины и предпосылки изменения форм скотоводства. Далее следует обозначить территорию очаг древней металлургии. При изучении данной проблемы необходимо ответить на вопрос: какова роль древней металлургии в развитии производительных сил общества? Особое внимание обратить на изменения в общественной организации, расширение обмена и появление возможности накопления богатств, на процесс формирования института племенных вождей. Подробно изучить фактический материал о материальной культуре андроновских племен. Этнографической особенностью андроновских племен является керамика, украшенная геометрическим орнаментом, поэтому, знакомясь с учебной литературой, необходимо выявить региональные особенности керамики, а также путем сравнения показать совершенствование данной отрасли. Археологические памятники нанести на схему-карту. Показать на археологическом материале взаимовлияние локальных культур, находящихся в приграничных зонах. В течение занятий необходимо рассмотреть экономические предпосылки формирования института племенных вождей. Установить взаимосвязь экономических и социальных изменений в обществе в эпоху бронзы. Студенту нужно попытаться выяснить соотношение земледелия и скотоводства в сельском хозяйстве. Установить причины того, почему в эпоху бронзы резко усиливается значение войн. Выявить критерии выделения социальных страт (слоев), установить характер отношений между ними. 13

14 В заключение необходимо рассмотреть историографические аспекты проблемы политогенеза и дать их компаративную (сравнительную) характеристику. Тема 5..Эпоха саков. Вопросы 1.Сакские племена в повествованиях античных, персидских, китайских источниках. 2.Борьба ранних кочевников с оседлыми цивилизациями Передней Азии. 3.Жизнь, быт сакских племен. 4.Скифо-сакское ремесло и промыслы. 5.Социальное устройство. 6.Материальная культура. 7.Различные верования и обычаи. 8.Археолгические памятники сакской эпохи. Их локальность 9.Племена центрального Казахстана в 7-1 века до н.э.(исседоны). 10.Племена Восточного Казахстана и Прииртышья.(аримаспы) 11.Племена Северного и Западного Казахстана (аргиппеи) 12.Жетысу и Южный Казахстан в сакскую эпоху. 13.Племена массогетов Приаралья. Задания 1.Составить конспект каждому вопросу 2.Дать устный ответ на поставленные вопросы. 3.На схему-карту нанести археологические памятники эпохи. 4.Составить библиографию данной темы (монографии, статьи, отчеты археологических экспедиций). Основная литература 1. История Казахской ССР в 5-ти тт.- А., История Казахстана. С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. Т.1.- А., с. 3.Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен), 2-ое изд.,-в Ирмуханов Б.Б. Этническая история древнего Казахстана.- А.,1998 Дополнительная литература 1.Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана.-А., Геродот. История в 9-ти книгах.- Л., История Казахстана с древнейших времен до конца 18 века: Практикум- Учебное пособие. Под.ред.Д.И.Дулатовой. — Алма-Ата, с. 4. Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности.- А., 1970 Методические указания При изучении данной темы особенно важен детальный анализ сведений источников. Это — разнохарактерные источники, поэтому нужно обратить внимание на согласование их сведений. Союзы сакских племен, по 14

15 предположениям исследователей, можно отнести к протогосударствам на территории Казахстана. Особое внимание при подготовке к данной теме следует уделить проблеме локализации племен эпохи железа Центрального, Восточного, Северного Казахстана. Освещая историю сакских племен, античные, персидские и китайские авторы называют одни и те же племена различными наименованиями это может вызвать затруднения при подготовке к семинару. Поэтому при подготовке к семинару по данной теме рекомендуется иметь контурную карту, на которую возможно наносить сведения, полученные при ознакомлении с учебной литературой. Важным представляется развитие степной историографии шежире. Необходимо особо подчеркнуть мысль о развитии кочевой цивилизации Евразии. Отметить племена, населявшие центральный, северный, восточный и западный Казахстан. Рассмотреть их хозяйство, быт, культуру на основе изучения археологических памятников. При изучении археологических памятников сакского периода в различных районах Казахстана необходимо обратить внимание на региональные особенности материальной культуры. Выявить, в чем выражаются эти особенности. Следует помнить, что природно-климатическое разнообразие явилось главным фактором перехода к кочевому и полукочевому скотоводству населения Казахстана. Начало первого тысячелетия до н.э. характеризуется интенсивным процессом разложения первобытно-родовых отношений и складыванием новых социальных форм. Этот процесс можно увидеть на примере археологических памятников, в частности курганов. Студентам следует вспомнить определение и характерные черты военной демократии. Существует мнение о том, что процесс формирования классового общества и государства у племен на территории Казахстана происходил замедленно и оказался растянутым на несколько столетий. Обучающемуся необходимо попытаться разобраться в данном вопросе самостоятельно или во время занятия с преподавателем. При изучении вопросов материальной и духовной культуры следует помнить, что наука располагает немногими данными. Тема 6. Эпоха гуннов. Вопросы 1 Китайские источники о кочевниках (ІІІ в. до н.э. ІІІ-ІVв. н.э.) 2 Империя Модэ. Государство Хунну. 3 Социальное устройство хуннского общества. 4.Китайские летописи о распаде государства хуннов на четыре части. 5.Хунно-гуннские племена на территории Казахстана в 1-3 века н.э. 6.Алано-гуннская война. Атилла и Аэций. Задания 1.Составить конспект покаждому вопросу 2.Дать устный ответ на поставленные вопросы 3.На схеме-карте отметить расселение гуннских племен. 15

16 Основная литература 1.История Казахской ССР в 5-ти тт.- А., История Казахстана. С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. Т.1.-А.,1996; Т.2.-А.,1997; Т.3.-А., Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия С.-Пб., 4.Назарбаев Н.А. В потоке истории.- А.,1999. Дополнительная литература 1.Абулгазы Багадур хан. Родословное древо тюрков.- А., Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана.- А., Бичурин Н.Я.Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., Т История Казахстана с древнейших времен до конца 18 века. Практикум: Учебное пособие Под.ред.Д.И.Дулатовой. — Алма-Ата, с. Методические указания Данная тема готовится в виде докладов на практическом занятии. Докладчики и оппоненты при подготовке своих выступлений должны сконцентрировать свое внимание на первоисточниках, раскрытии содержания основных источников по отдельным вопросам и на этом материале строить свои выводы. Следует помнить, о субъективном характере письменных источников (сведения Аммиана Марцеллина о гуннах далеки от истины, что было показано в трудах Л.Н.Гумилева). Обязательно нужно ознакомиться с научной литературой, анализирующей первоисточники. Установить основное значение и вклад изучаемых текстов в мировую культуру. Одним из основных положений, которым следует руководствоваться при подготовке к данной теме, является то, что на рубеже 4-2 вв. до н.э. на евразийском пространстве на историческую арену выходят гуннские племена. Более ускоренные процессы экономического и социального развития, территориально-политическая консолидация приводят к образованию империи хуннов. В состав хуннской коалиции входили племена или этнополитические образования различного происхождения. Поэтому большое влияние на общественную жизнь конфедерации оказывали мощные центробежные силы, отсутствие прочных политических и экономических связей между различными районами. Следует обратить внимание на роль природно-климатических факторов в процессе усиления хуннов. Особое место занимает проблема этногенеза хуннов и гуннов, впоследствии оказавшая определенное влияние на формирование многих этносов евразийского пространства. Необходимо на фактическом материале раскрыть огромное влияние гуннов на развитие огромного региона, включавшего такие государства, как Китай, Иран, Индия. Студенты должны усвоить, что возникшие этнополитические объединения являются прямыми предшественниками и предками современных тюркоязычных народов, в том числе и казахского. В эту эпоху на новую ступень поднялась материальная и духовная культура Великой Степи. 16

17 Тема 7. Усуни и кангюй Вопросы 1. Этническая истории усуней и кангюев. 2.Хозяйство кочевников Казахстана 1-3 веков н.э. Масштабы скотоводства. 3.Отношения с Китаем. «Договор о мире и родстве». 4.Государственное и социальное устройство Усунь-го. 5. Государство Кангюй. 6. Археологические памятники усуней и канглов. Задания 1.Составить конспект по каждому вопросу. 2.Дать устный ответ на поставленные вопросы. 3.Нанести на карту расселение племен. Основная литература. 1.История Казахстана. С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. Т.1.- А.1996; Т.2.- А.,1997, т.3.- А., Козыбаев М.К. История и современность.- А., Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов А.М. 4.Назарбаев Н.А. В потоке истории.а Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. С.-П., 2002 Дополнительная литература: 1. Бичурин Н.Я.Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., Т. 1 Методические указания Данное занятие проводится в форме оглашения докладов и оппонентских выступлений. Все сообщения строятся на общей характеристике памятников культуры и выделении ее наиболее характерных черт. События, связанные с этнической историей усуней и кангюй, изучены недостаточно. Одной из основных проблем исторической науки является проблема локализации кочевых племен. К примеру, пока с определенной долей уверенности можно лишь констатировать, что кангюйцы это союз племен, обитавших к северу от среднего течения р.сырдарьи и составлявших ядро государства Кангха. Поэтому необходимо четко соотносить рассматриваемые в историческом источнике явления с исторической обстановкой, временем и местом их появления. Географическая среда обитания усуней во многом обусловила своеобразие хозяйства усуней. Особенность состояла в том, что скотоводство сочеталось с земледелием, а кочевой образ жизни с полуоседлостью. Четвертый и пятый доклады обязательно должны сопровождаться выводами о роли данных племен в формировании государственности у кочевых народов и социального облика кочевой цивилизации. Как известно, общественное богатство разделяется на движимое и недвижимое. Движимое имущество рано стало предметом частной собственности, поскольку оно могло быть отчуждено в обмене. Усуни и канглы в результате подвижного образа жизни вступали в постоянное соприкосновение с другими народами, что способствовало накоплению богатства, возникновению имущественного неравенства. В этом процессе основную роль 17

18 играет частная собственность на скот, продукты ремесла, жилище. Также, по предположениям исследователей, у усуней поземельные отношения могли иметь формы частного и даже наследственного владения. Особое внимание при подготовке к данной теме следует уделить проблеме освещения исторических фактов в трудах античных, персидских, китайских авторов. Выявить вклад племен усуней и кангюй в евразийскую историю: образование новых государств, этнических структур и культурных тенденций. Тема 8. Культура гуннов, усуней и кангюй. Вопросы 1. Материальная культура гуннских племен. 2.Различные виды жилища у усуней и кангюй. 3. Памятники гуннского зодчества. 4.Гончарное дело в древнем Казахстане. 5.Духовная культура гуннов, усуней и кангюй. Задания 1.Составить конспект по каждому вопросу. 2.Дать устный ответ на поставленные вопросы. Основная литература 1.История Казахстана. С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах.- Т.1.- А.,1996; Т.2.- А.,1997; Т.3.- А., Козыбаев М.К. История и современность.- А., Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов.- А., Назарбаев Н.А. В потоке истории.- А., Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. С.-Пб., 2002 Дополнительная литература 1. Бичурин Н.Я.Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1 М., Методические указания Задачей данного занятия является, прежде всего, знакомство со спецификой древней кочевой цивилизации. Одна из задач данного занятия — показать цивилизацию кочевников как единый живой организм, рассмотреть признаки и структуру кочевой цивилизации, систематизировать и классифицировать термины, понятия и категории в теории цивилизаций,. установить общие закономерности формирования кочевой цивилизации в пространственно-временных координатах. При подготовке к данной теме необходимо ознакомиться с письменными источниками, историческими легендами и генеалогическими преданиями, а также элементами материальной культуры гуннов, усуней и кангюй. Материальная культура древних усуней исследована достаточно полно. Раскопки поселений и могильников в Семиречье, главным образом в Илийской долине, дали яркие и выразительные материалы, которые позволили представить характер усуньских жилищ, их интнрьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об 18

19 оружиях труда и оружии усуньских племен. К сожалению, о материальной культуре хуннов историческая наука располагает недостаточными сведениями, так же, как и о культуре кангюй. Рассмотреть вопросы о культурном наследии кочевников 4 в.до н.э. 4 в.н.э. Раскрыть историческое значение преемственности культурных традиций. 1.3 Содержание самостоятельной работы студента Самостоятельная работа обучающихся, являясь одним из важнейших условий активизации мыслительной деятельности, имеет обязательную содержательную структуру. Вид СРС Наименова ние тем Содержание и методические указания Срок выплн., недели Объ ем в час Уточ нение, дополнение, закрепление материала Археологи ческие памятники эпохи камня на территории Казахстана Для подготовки к данному занятию необходимо ознакомиться со списком рекомендованной литературы и составить конспект. Основное внимание уделить происхождению и эволюции человека, совершенствованию орудийной деятельности. Отдельно остановиться на подробном описании особенностей археологических памятников различных регионов. Одно из главных направлений данного коллоквиума состоит в выяснении региональных особенностей. Заполнить таблицу (рекомендуемую таблицу смотрите далее) 1,2,3,

20 Уточ нение, закрепление, дополнение материала Памятники эпохи бронзы Для выполнения задания студенты должны ознакомиться с рекомендованной литературой. Особое внимание следует уделить периодизации эпохи бронзы: ранняя бронза, средняя и поздняя. Определить их хронологические рамки и особенности каждого периода. Следует заметить, что пока археологический материал не во всех регионах позволяет выделить отдельные периоды бронзы. Подчеркнуть отличительные черты в керамике отдельных регионов. Известные памятники внести в таблицу (рекомендуемую таблицу смотрите далее) 5,6,7,8 12 Расширение, закрепление материала Расширение, закрепление материала Эпоха саков Эпоха гуннов Необходимо обратить особое внимание на составление таблицы. Обратить внимание на расселение сакских племен на всей территории Казахстсна. Раскрыть общность скифо-сакского этнокультурного ареала. Рассмотреть региональные особенности локальных культур на основе изучения археологического материала. Нанести на схему-карту археологические памятники эпохи саков При подготовке к данной дискуссии необходимо четко представлять геополитическую ситуацию на рубеже 3-5 веков, т.е. время передвижения племен на запад. Сравнить сочинения античных и китайских авторов о хуннах (гуннах). В ходе дискуссии желательно дать ответ на вопрос: каково влияние гуннских племен на великое переселение народов? Было ли великое переселение вызвано передвижением гуннских племен? 9,10, ,13, Рекомендуемые для заполнения таблицы по темам 20

Читайте так же:  Заявление на начисление пенсии по потере кормильца

21 Тема 1 Археологические памятники эпохи камня на территории Казахстана Регионы Казахстана Палеолит Мезолит Неолит Южный Казахстан Западный Казахстан Центральный Казахстан Северный Казахстан Вост. Казахстан Тема 2 Памятники эпохи бронзы Регионы Казахстана Южный Казахстан Западный Казахстан Ранняя бронза Средняя бронза Поздняя бронза Центр. Казахстан Северный Казахстан Вост. Казахстана Тема 3 Эпоха саков Регионы Казахстана Южный Казахстан Западный Казахстан Племена, памятники Центр. Казахстан Северный Казахстан Вост. Казахстан 2 Коллоквиум по Древней истории Казахстана 2.1 Историческая география древней истории Казахстана Методические указания Материалы коллоквиума призваны активизировать и актуализировать работу студентов по древней истории Казахстана, сформировать цельное представление об исторической географии древнего Казахстана. Особое внимание при подготовке к коллоквиуму следует уделить собственно карте древнего Казахстана и сопредельных территорий, географическим объектам: рекам, горным хребтам, историческим объектам: городам, провинциям, странам, территориям. Студент должен уметь объяснять устно, не глядя на карту, местоположение указанных в списке объектов, а также уметь находить и показывать их на карте. Список объектов: Алтай, Тарбагатай, Туран, Гиндукуш, Плато Устюрт, Сары-Арка, хребет Каратау, Тянь-Шань, Гималаи, Бетпакдала, Улытау, Жезказган, Мангыстау, Хамадан, Нишапур, Хорезм, Яик, Атасу, Жетысу, Согд, Яракс, Шаш, Маверанахр, Бактрия, Заилийский Алатау, Шидерты, Оленты, Ерментауское плоскогорье, Карк-Боз-Гол, Тамгалы. 21

22 2.2 Научная литература по древней истории Казахстана Цель данного раздела — привить студентам первичные навыки работы с научной литературой по специальности (в данном случае — по древней истории Казахстана). Студент должен выбрать одну книгу из списка рекомендованной литературы, ознакомиться с ее содержанием, определить круг рассматриваемых в ней научных проблем, сделать краткий конспект. Запись изученного материала может носить различный характер и иметь разнообразные формы: план (краткий или развернутый), тезисы ( простые или сложные, с комментариями или без них), выписки (краткие, подробные, карточки-записи), конспекты ( свободные, по определенным интересующим вопросам и т.д.). Прежде чем приступить к ведению записей, необходимо первоначально ознакомиться с научным трудом целиком, так как без этого невозможно с ходу сориентироваться в содержании, выделить главное и соблюдать логику изложения. При первом чтении не рекомендуется вести систематические записи, иначе неизбежна расплывчатость, нечеткость или излишняя многословности. Целесообразно делать пометки, фиксировать те или иные мысли и положения, которые потом при необходимости будут записаны в конспект. Чтение и конспектирование литературы процесс трудоемкий, но он является важным видом самостоятельной работы, в которой читатель мысленно беседует с автором. Контроль данной работы студента преподавателем проводится в устной форме. При беседе с преподавателем студент может пользоваться конспектом. Студент должен определить тип выбранной книги (научная или научнопопулярная, монография или сборник), изложить основную проблематику издания, оценить его вклад в разработку того или иного вопроса. Преподаватель задает дополнительные вопросы по содержанию. Рекомендуемая для анализа научная литература 1. Акишев К.А. Искусство и мифология саков. — Алма-Ата, Акишев К.А. Курган Иссык: искусство саков Казахстана. — М., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев A.M. Древняя культура Центрального Казахстана. — Алма-Ата, Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. — Алма-Ата, Алпысбаев Х.А. Памятники нижнего палеолита Южного Казахстана. — Алма-Ата, Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Древние города Казахстана. — Алма- Ата, Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. — Л., Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. — Алма-Ата, Вишневская О.А. Культура сакских племен низовья Сыр-Дарьи в VII- V вв. до н.э. по материалм Уйгарака. — М., Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Очерки истории. — М.,

23 11. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос. Языки. Религии. — М Геродот. История в девяти книгах. — Л., Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. — М., Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М Ельницкий Л.А. Скифия Евразийских степей: историкоархеологический очерк. — Новосибирск, Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности: палеоантропологическое исследование. — Алма-Ата, Марков Г.Е. Кочевники Азии. — М., Проблемы палеоэкономики Казахстана по археологическим данным. — Алма-Ата, Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. — М., Смирнов К.Ф. Сарматы на Илике. — М., Средняя Азия в древности и средневековье. — М, Центральная Азия в Кушанскую эпоху. — Т М., Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. — М., Вопросы по самоподготовке к коллоквиуму Источники. Историография древней истории Казахстана 1. Археологические источники по истории древнего Казахстана. 2. Кто первый руководитель центрально-казахстанской археологической экспедиции? 3. Учеными-археологами А.Н. Бернштамом и Е.И. Агеевой возглавлялись археологические экспедиции, проводимые в каком регионе? 4. Кто являлся первым руководителем Восточно-Казахстанской археологической экспедиции? 5. Кто из отечественных археологов активно занимался изучением тасмолинской культуры? 6. Палеолитические памятники Каратау впервые изучил 7. Основной круг научных интересов К.А.Акишева. 8. Письменные и устные источники по истории древнего Казахстана. 9. Какую информацию содержит Бехистунская надпись? 10.Назовите исторический источник, связанный с зороастрийской религией. 11.В какой книге «Истории» Геродота содержатся сведения о племенах Казахстана? 12.Каковы ошибочные представления античного географа Страбона относительно исторической георгафии древнего Казахстана? 13.Какие сведения сохранились у Чжан Цяня? 14.Кто является автором «Исторических записок» («Шицзи»)? 15.Основоположником нового жанра исторических сочинений в Китае истории правления одной династии является 23

24 16.Кто одним из первых занялся переводом на русский язык и изучением китайских источников по древней истории Казахстана? Каменный век на территории Казахстана 1. Зоны древних палеолитических культур. 2. Чем характеризуется палеолит Прикаспия и Устюрта? 3. Какие виды орудий изготавливал древний человек в эпоху палеолита? 4. К какому типу относились орудия труда с непропорционально большим ударным бугорком, занимающим более половины площади всего отщепа? 5. Какую технику обработки камня называют «техника оббивки» или «галечная культура»? 6. Назовите местонахождение палеолитических стоянок Кудайколь, Жаман-Айбат, Обалысай. 7. По мнению исследователей, ведущей технологией в эволюции каменной индустрии комплекса Сегизбугу является 8. В какое время оформляется родовая община? 9. Приведите примеры палеолитических стоянок Восточного Казахстана. 10. Кто первым начал исследование памятников мезолита на территории Казахстана? 11. В какое время начинается развитие вкладышевой техники в изготовлении орудий труда? 12. Памятники мезолита на территории Казахстана. Микролитические культуры Казахстана. 13. Неолит Казахстана. Природно-климатические изменения на территории Казахстана. 14. Какие новые технологические приемы обработки камня появились в неолите? 15. Неолитические стоянки по месторасположению делятся на четыре вида. Какие? 16. В чем сущность «неолитической революции»? 17. В каком регионе Казахстана получила распространение атбасарская неолитическая культура? 18. Какая неолитическая культура была распространена на Торгайском плато? 19. Где обнаружены памятники оюкликской и тюлузской культур? 20. Что свидетельствует о том, что оюклинцы были бродячими охотниками? 21. Назовите одно из древних захоронений на территории Казахстана. 22. Как называется эпоха соответствующая внедрению в жизнь людей медных орудий? 23. В какое время развивается ботайская культура? 24. Назовите основные памятники ботайской культуры. 25. Что значит ленточный способ изготовления керамической посуды? 26. Возникновение подвижных охотничьих общин. 24

25 27. Археологические памятники неолита на территории Центрального Казахстана. 28. Изобретение ткачества и керамики. 29. Назовите крупные поселения эпохи энеолита. 30. Искусство эпохи камня. Бронзовый век на территории Казахстана 1. Основные этапы эпохи бронзы. 2. На какой территории получила распространение андроновская культура? 3. С чем связано появление нового способа водоснабжения в Центральном и Западном Казахстане колодцев? 4. Как отразилось развитие скотоводства и металлургии в жизни общества эпохи бронзы? 5. Почему культура эпохи бронзы получила название андроновская? 6. Что является главными этнографическими признаками андроновской культуры? 7. Какие гипотезы возникновения андроновской культуры существуют в исторической науке? 8. Какие гипотезы существуют относительно определения этнической принадлежности андроновцев? 9. Начало периодизации и классификации памятников андроновской культуры положил 10.Кто выделил три хронологических этапа в развитии степной бронзы? 11.Какие регионы Казахстана принято считать центрами древней металлургии? 12.Какими способами добывали руду древние металлурги? 13.На каких стоянках зафиксированы элементы литейных мастерских? 14.Какими способами андроновцы изготавливали керамику? 15.Что свидетельствует о культе огня у андроновских племен? 16.С чем связано формирование культа солнца, поклонение луне и звездам? 17.Какие три этапа в развитии прошли андроновские племена Центрального Казахстана в эпоху бронзы? 18.Какой погребальный обряд характерен для племен нуринского этапа? 19.На каком этапе развития андроновской культуры у племен Центрального Казахстана получил распространение погребальный обрядтрупоположение? 20. Приведите примеры памятников атасуского этапа. 21. Определите время существования Бегазы-дандыбайской культуры. 22.Какой обряд захоронений появляется в Х веке до н.э.? 23.Что свидетельствует о возникновении имущественного неравенства в среде андроновцев? 24. Где было обнаружено селище Вишневка 1, каким периодом бронзы датируется? 25

26 25.Какой этап бронзы характеризует могильник и поселения Тастыбулак? 26.Где и когда получила распространение культура «валиковой керамики»? 27.Для какого региона Казахстана характерен ногтевой орнамент на керамике? 28.Какой этап развития бронзы характеризуют археологические данные, полученные при изучении поселений у с.трушниково, поселения и могильники у с.мало-красноярка? 29.Где обнаружен могильник Таутары? 30.Тегискенские мавзолеи располагались 31.Назовите протогородские центры эпохи бронзы. 32.Каковы предпосылки формирования института племенных вождей? Эпоха саков 1. В каких древних источниках сообщается о трех группах саков? 2. Заречными саками в древних источниках именовались 3. Каким был отличительный этнографический признак саковтиграхауда? 4. На какой территории обитали саки-тиграхауда? 5. Где были обнаружены Пазырыкские курганы? 6. Какой комплекс курганов обнаружен в Восточном Казахстане? 7. Когда и кем были обнаружены Бесшатырские курганы? 8. На каких языках составлены надписи персидских царей Дария и Ксеркса? 9. К какой из девяти книг «Истории» Геродота имеются сведения о сакских племенах Казахстана? 10.В текстах «Авесты» обществу оседлых скотоводов и земледельцев противопоставляются восточно-иранские кочевые племена под собирательным именем 11.Как именовали саков-амюргиев (в греческих источниках) в персидских клинописных источниках? 12.Где расселяет аргипеев Геродот? 13.Против кого был заключен военный союз между персидским правителем Киром и саками? 14.С каким историческим событием связаны легендарные слова: «Ты жаждал крови, пей же ее!»? 15.В каком году предпринял Дарий 1 поход против саков? 16.Какой греческий историк повествует о подвиге рядового кочевника Ширака? 17.Какой могильник сакского времени находится на правом берегу р.или, в урочище Шилбыр? 18.Что относится к ярким археологическим памятникам Южного Казахстана и Восточного Приаралья? 19.Могильник Тегискен состоит из двух эпох. Каких? 26

27 20.Какие курганы сосредоточены в Зайсанской котловине? 21.Какие три этапа в развитии материальной культуры саков Восточного Казахстана выделяют? 22. Каким веком датируется Чиликтинский курган? 23.Где обнаружен Берельский курган? 24.Какими веками датируется Кулажоргинский этап? 25.На какой территории Казахстана получила распространение саргатская культура? 26.В чем особенность саргатской культуры? 27.Что такое петроглифы? 28.Основной сюжет петроглифов это изображение 29.Какое название получила культура древних скотоводов Центрального Казахстана? 30.Какие курганы получили название «курганы с усами»? 31.В чем выразилась преемственность андроновской строительной традиции в тасмолинской культуре? 32. По предположениям исследователей, какие племена составлял ядро центрально-казахстанских племен в эпоху железа? 33. Приведите примеры памятников тасмолинской культуры. 34.В каком регионе кочевали савроматы? 35.Какие археологические памятники относятся к культуре савроматов? 36.Какие три основных вида скотоводства существовали у племен эпохи железа? 37.В каком регионе развивался кочевой вид скотоводства? 38.Какие зимние стоянки характерны для полукочевого скотоводства? 39.В каком регионе получило развитие оседлое скотоводство? 40.Что такое тебеневка? 41.В чьих сочинениях сохранились сведения о повозках сакского времени? 42.Какие виды ремесел получили распространение у сакских племен? 43.Что привело к быстрому росту прибавочного продукта в эпоху железа? 44.Как называется сборно-разборное жилище, отвечающее подвижному образу жизни? 45.Какие верования и культы имели место в мировоззрении сакских племен? 46.Какие две точки зрения на происхождение звериного стиля существуют? 47.Какие виды орнамента выделяют в сакское время? Эпоха гуннов, усуней и кангюй 1. В каких источниках впервые упоминается о союзе племен хунну (сюнну)? 2. Как называли верховного правителя хуннов в китайских источниках? 3. Кто становится во главе хуннских племен в 206 г. до н.э.? 4. Каковы были условия «договора о мире и родстве»? 27

Еще статьи:

  • Налог на землю во владимирской области 2019 О новых льготах для пенсионеров по оплате земельного налога Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, устанавливающий новые льготы для пенсионеров по оплате земельного налога. Внесенными изменениями для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые […]
  • Пенсия в марте 2019 в крыму ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. Жители Приморского края продолжают задавать вопросы, касающиеся изменений в пенсионном законодательстве. Об основных положениях нового Закона […]
  • Если не заплатить штраф за пдд Если не заплатить штраф за пдд На оплату штрафа за нарушение ПДД (как и любого другого штрафа) нарушителю предоставляется 60 дней + 10 дней дается на обжалование постановления. Если спустя этот срок штраф не оплачен, то сотрудник ГИБДД ждет еще 10 дней (на тот случай, если штраф был […]
  • Стаж в великом новгороде Пенсионное обеспечение для жителей Великого Новгорода и Новгородской области в 2019 году Пенсия в Новгородской области в 2019 году будет выплачиваться 106 792 гражданам, при общем количестве лиц, достигших пенсионного возраста 204 807 человек. Область не относится к числу регионов с […]
  • Оплатить штраф челябинск Проверка штрафов ГИБДД Практически все автомобилисты рано или поздно нарушают правила дорожного движения. Хорошо, если это мелкие нарушения, которые не влекут за собой уголовной ответственности. Но каким бы нарушение не было, за него все равно придется платить. Тем более, в соответствии […]
  • Как узнать свой штраф по инн Проверить штрафы ГИБДД физического, юридического лица или организации по ИНН Штраф ГИБДД необходимо уплатить в течение 60 дней. Просрочка выплаты приводит к неприятным последствиям, которых можно избежать, если проверять наличие штрафов хотя бы раз в 2 месяца. Имея необходимые данные ТС […]