Учебное пособие по логике кириллов

Оглавление:

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике

Под ред. В. И. Кириллова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Юристъ», 1997. — 128 с.

Сборник упражнений построен в соответствии с учебником по логике (Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 1995> и включает логические упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном усвоении курса, повышении культуры мышления. При подготовке сборника использованы материалы из области правовых наук, судебной и следственной практики. В данное, третье издание (второе издание: М.: Юрист, 1993) внесены изменения, связанные с переработкой упомянутого учебника и апробацией 2-го издания упражнений в учебном процессе. Кроме того, произведена замена некоторых упражнений правовой ориентации в связи с введением Уголовного кодекса РФ.
Предназначается для студентов юридических вузов и факультетов.

Контрольная работа по дисциплине: Логика

Учебное пособие Кириллов В.И, Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 6-е издание

Год выпуска: 2007
Автор: В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина
Жанр: Учебное пособие
Издательство: ООО «Издательство Проспект»
ISBN: 978-5-482-01530-8
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 184
Язык: русский

Описание: Сборник упражнений построен в соответс.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике

Уёмов А.И. Основы практической логики с задачами и упражнениями

Одесса, 1997. – 388 с.

Введение.
Логика высказываний.
Таблицы истинности.
Проблема вывода в логике высказываний.
Задачи и упражнения к части первой.
Атрибутивная логика.
Суждение и понятие.
Непосредственные умозаключения.
Категорический силлогизм.
Задачи и упражнения к части второй.

Шпора — Материалы для подготовки к зачеты или экзамену по логике

Пример типового зачетного задания по логике
Дополнительные вопросы
Разбор решений типового зачетного задания
Типичные ошибки
Тренировочные упражнения
Литература

Кириллов, Фокина, Орлов: Упражнения по логике. Учебное пособие

Аннотация к книге «Упражнения по логике. Учебное пособие»

Сборник включает логические упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном усвоении курса, повышении культуры мышления. Использованы материалы из области правовых наук, судебной и следственной практики. В данное издание внесены изменения и дополнения, связанные с переработкой учебника «Логика» и апробацией 5-го издания «Упражнения» в учебном процессе. Кроме того, заменены некоторые задачи правовой ориентации в связи с введением Уголовного, Гражданского и других кодексов Российской Федерации; включены новые упражнения.
Для студентов юридических вузов и факультетов, а также студентов других гуманитарных специальностей.
6-е издание, переработанное дополненное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Учебное пособие по логике кириллов

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 561 003
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 505 605

В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподавания курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Использованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста. Даны литература, предметный указатель и перечень логических символов.

Данное издание является шестым, переработанным и дополненным.

Учебник может быть использован не только студентами-юристами, но также студентами других гуманитарных специальностей.

Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА

§ 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ

§ 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

§ 4. ЛОГИКА И ЯЗЫК

§ 5. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ (КРАТКИЙ ОЧЕРК)

Глава II ПОНЯТИЕ

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

§ 2. ПОНЯТИЕ И СЛОВО

§ 3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ

§ 3. ДЕЛЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ

§ 4. ОПЕРАЦИИ С КЛАССАМИ

Глава IV ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 2. ВИДЫ И СОСТАВ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ

§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ

§ 4. ВЫДЕЛЯЮЩИЕ И ИСКЛЮЧАЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ

§ 5. РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИЯХ

§ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

Глава V СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 2. УСЛОВНЫЕ И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 3. КОМБИНИРОВАННЫЕ СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОЖНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

Глава VI МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОДАЛЬНОСТИ

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Глава VII ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ

§ 1. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

§ 2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 3. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

§ 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С ОТНОШЕНИЯМИ

Глава VIII ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. СОКРАЩЕННЫЕ И СЛОЖНЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ

§ 1. ЧИСТО УСЛОВНОЕ И УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 2. РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 3. УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 4. СОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА)

§ 5. СЛОЖНЫЕ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ

Глава IX ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДУКТИВНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ

§ 2. ПОПУЛЯРНАЯ ИНДУКЦИЯ

§ 3. НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ

§ 4. МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ

§ 5. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ

Глава X УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ

§ 1. ПОНЯТИЕ АНАЛОГИИ

§ 2. ВИДЫ АНАЛОГИИ

§ 3. УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫВОДОВ ПО АНАЛОГИИ

§ 4. РОЛЬ АНАЛОГИИ В НАУКЕ И ПРАВОВОМ ПРОЦЕССЕ

Глава XI АРГУМЕНТАЦИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ)

§ 1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И АРГУМЕНТАЦИЯ

§ 2. СОСТАВ АРГУМЕНТАЦИИ: СУБЪЕКТЫ, СТРУКТУРА

§ 3. СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ: ОБОСНОВАНИЕ И КРИТИКА

§ 4. ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ

§ 5. ПОЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ

Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

§ 1. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА

§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ

Глава XIII ГИПОТЕЗА

§ 1. ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ

§ 3. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

§ 4. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

§ 5. СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГИПОТЕЗ

Кириллов Вячеслав Иванович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Московской государственной юридической академии — Введение, гл. 1, § 1, 2, 3, 5, гл. II, III, IV, § 1—5, гл. VII, VIII.

Старченко Анатолий Александрович — кандидат философских наук, профессор кафедры логики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова — гл. I, § 4, гл. IV, § 6, гл. V, VI, гл. IX, X, XI, XII, XIII.

Недостаточно иметь хороший разум, но главное — хорошо применять его. Р. Декарт

Термин «логика» [1] многозначен. Он употребляется для обозначения закономерностей природы и общества, например, в выражениях «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т. п. Это объективная логика. В другом значении термином «логика» обозначают закономерности мышления — его последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Это субъективная логика, логика мышления. Например: «логичное рассуждение», «строгая логика доказательства» и т. п.

Логику мышления — законы, которым подчиняется мышление человека, формы, в которых существуют и выражаются мысли, различные мыслительные операции, изучает наука логика.

Законы, формы операции мышления сформировались до возникновения науки логики и независимо от нее. Мышление человека логично по своей природе. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Мышление логично потому, что «логична», закономерна сама действительность. Логика мышления есть своеобразное отражение логики вещей. Закономерности мышления обусловлены практической и познавательной деятельностью человека, неразрывной связью мышления с языком, в словах и предложениях которого выражаются мысли.

Но следует ли из этого, что изучать логику не нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим следующее. Правильность, логичность мышления, не основанная на знании и умении применять в рассуждениях логические приемы и операции, достаточна (и то не всегда) в повседневной жизни, в сфере «домашнего обихода», но нередко подводит там, где требуется другой, профессиональный уровень мышления — в работе врача, педагога, инженера, юриста. Любая профессиональная деятельность не ограничивается стихийно приобретенными навыками, она опирается на знание.

В творчестве писателя используются знания законов строения и функционирования языка, изучаемых наукой о языке — языкознанием. В спортивной ходьбе нужно не просто уметь ходить, как ходит большинство людей, необходимо усвоить спортивную ходьбу, принципы которой разработаны биомеханикой, изучающей механические явления при движении, дыхании, кровообращении. Переваривать пищу можно и не зная физиологии. Но когда академика И. П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, он ответил: «задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше».

Мышление — процесс значительно более сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовленных людей — в*публикациях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей.

Наука относит человека к виду Homo sapiens — человек разумный. Но разум, мышление необходимо развивать. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.

Многие великие философы, выдающиеся деятели науки и культуры — М. В. Ломоносов и Н. Г. Чернышевский, К. А. Тимирязев и К. Д. Ушинский — придавали большое значение изучению логики, знанию ее законов. Развивать способность к логическому мышлению К. А Тимирязев рассматривал как непременную обязанность каждого гражданина.

Вячеслав Кириллов — Логика: учебник для юридических вузов

Вячеслав Кириллов — Логика: учебник для юридических вузов краткое содержание

В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподавания курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Использованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста. Даны литература, предметный указатель и перечень логических символов.

Данное издание является шестым, переработанным и дополненным.

Учебник может быть использован не только студентами-юристами, но также студентами других гуманитарных специальностей.

Логика: учебник для юридических вузов — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Авторы:

Кириллов Вячеслав Иванович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Московской государственной юридической академии — Введение, гл. 1, § 1, 2, 3, 5, гл. II, III, IV, § 1—5, гл. VII, VIII.

Старченко Анатолий Александрович — кандидат философских наук, профессор кафедры логики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова — гл. I, § 4, гл. IV, § 6, гл. V, VI, гл. IX, X, XI, XII, XIII.

Введение

Недостаточно иметь хороший разум, но главное — хорошо применять его.

Термин «логика»[1] многозначен. Он употребляется для обозначения закономерностей природы и общества, например, в выражениях «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т. п. Это объективная логика. В другом значении термином «логика» обозначают закономерности мышления — его последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Это субъективная логика, логика мышления. Например: «логичное рассуждение», «строгая логика доказательства» и т. п.

Логику мышления — законы, которым подчиняется мышление человека, формы, в которых существуют и выражаются мысли, различные мыслительные операции, изучает наука логика.

Законы, формы операции мышления сформировались до возникновения науки логики и независимо от нее. Мышление человека логично по своей природе. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Мышление логично потому, что «логична», закономерна сама действительность. Логика мышления есть своеобразное отражение логики вещей. Закономерности мышления обусловлены практической и познавательной деятельностью человека, неразрывной связью мышления с языком, в словах и предложениях которого выражаются мысли.

Но следует ли из этого, что изучать логику не нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим следующее. Правильность, логичность мышления, не основанная на знании и умении применять в рассуждениях логические приемы и операции, достаточна (и то не всегда) в повседневной жизни, в сфере «домашнего обихода», но нередко подводит там, где требуется другой, профессиональный уровень мышления — в работе врача, педагога, инженера, юриста. Любая профессиональная деятельность не ограничивается стихийно приобретенными навыками, она опирается на знание.

В творчестве писателя используются знания законов строения и функционирования языка, изучаемых наукой о языке — языкознанием. В спортивной ходьбе нужно не просто уметь ходить, как ходит большинство людей, необходимо усвоить спортивную ходьбу, принципы которой разработаны биомеханикой, изучающей механические явления при движении, дыхании, кровообращении. Переваривать пищу можно и не зная физиологии. Но когда академика И. П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, он ответил: «задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше».

Мышление — процесс значительно более сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовленных людей — в*публикациях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей.

Наука относит человека к виду Homo sapiens — человек разумный. Но разум, мышление необходимо развивать. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.

Многие великие философы, выдающиеся деятели науки и культуры — М. В. Ломоносов и Н. Г. Чернышевский, К. А. Тимирязев и К. Д. Ушинский — придавали большое значение изучению логики, знанию ее законов. Развивать способность к логическому мышлению К. А Тимирязев рассматривал как непременную обязанность каждого гражданина.

Известный американский логик и математик С. К. Клини писал: «Как бы ни относиться к вопросу, возрастают ли наши способности находить верные доводы в результате изучения логики или нет, бесспорно, что в результате изучения логики увеличивается возможность проверять правильность рассуждений. Ведь логика дает методы анализа рассуждений. Даже если мы считаем, что сами можем не ошибаться в своих рассуждениях, то все же не сомневаемся, что есть немало склонных ошибаться (особенно среди несогласных с нами)»[2].

«Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку, — писал известный физиолог академик Н. К. Анохин, — она нужна любому специалисту. »

Велико значение логики в работе юриста. Знание логики помогает подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы оппонентов, построить следственную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить документ и т. д. Все это имеет важное значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.

Читайте так же:  Можно ли купить квартиру у своих родителей за материнский капитал

Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела и яркостью речей, но и строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Вот, например, как характеризуется профессиональное мастерство известного русского адвоката второй половины XIX века П. А. Александрова: «Наиболее характерным для судебного ораторского мастерства П. А. Александрова является умение тщательно взвешивать и определять место любого доказательства по делу, а также убедительно аргументировать и обосновывать свои важнейшие доводы»[3].

А. Ф. Кони подчеркивал «неотразимую логику» в речах В. Д. Спасовича. Строгая последовательность, логичность и убедительность отмечаются в речах видного юриста К. Ф. Халтулари.

И, наоборот, непоследовательные и противоречивые рассуждения затрудняют выявление дела, а могут быть причиной судебной ошибки.

Логика имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при ее изучении.

1. Логика — абстрактная наука[4]. Изучая законы и формы мышления, она отвлекается от конкретного содержания мыслей, выявляя форму, в которой оно существует. Например, две разные мысли (они называются суждениями): «Преступление — общественно опасное деяние» и «Земля — планета Солнечной системы» имеют разное содержание, но логику интересует не содержание, а их форма, представляющая собой связь двух понятий — о предмете (в данных суждениях — «преступление» и «Земля») и его свойстве («общественно опасное деяние» и «планета Солнечной системы»).

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. «Упражнения по логике:Учебное пособие для вузов (под ред. Кириллова В.И.) Изд. 5-е, перераб., доп.» в Москве

Под заказ. Доставка из Москва

Под заказ. Доставка из Москва

Цена на кириллов в.и., орлов г.а., фокина н.и. «упражнения по логике:учебное пособие для вузов (под ред. кириллова в.и.) изд. 5-е, перераб., доп.» в магазинах Москвы

На сайте можно выбрать кириллов в.и., орлов г.а., фокина н.и. «упражнения по логике:учебное пособие для вузов (под ред. кириллова в.и.) изд. 5-е, перераб., доп.» по характеристикам, посмотреть детальные фотографии, почитать отзывы и сравнить цены в интернет-магазинах Москвы. Купить кириллов в.и., орлов г.а., фокина н.и. «упражнения по логике:учебное пособие для вузов (под ред. кириллова в.и.) изд. 5-е, перераб., доп.» недорого (в том числе в кредит) просто! Вам достаточно перейти на понравившееся предложение, ознакомиться с условиями оплаты и оставить заявку на доставку в Москве.

Логика. В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Учебник. 6-е издание

1 Министерство образования и науки Российской Федераиии Московская государственная юридическая академия В.И. Кириллов, А.А. Старченко Логика Учебник 6-е издание л ПРОСПЕКТ*

2 Министерство образования и науки Российской Федерации Московская государственная юридическая академия В.И. Кириллов, А.А. Старченко Логика Учебник 6-е издание, переработанное и дополненное ПРОСПЕКТ* Москва 2008

3 УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 К43 Авторы: Кириллов Вячеслав Иванович доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Московской государственной юридической академии Введение, гл. 1, 1, 2, 3, 5, гл. II, III, IV, 1 5, гл. VII, VIII. Старченко Анатолий Александрович кандидат философских наук, профессор кафедры логики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова гл. I, 4, гл. IV, 6, гл. V, VI, гл. IX, X, XI, XII, XIII. Кириллов В. И., Старченко А. А. К43 Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, с. ISBN В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподавания курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Использованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста. Даны литература, предметный указатель и перечень логических символов. Данное издание является шестым, переработанным и дополненным. Учебник может быть использован не только студентами-юристами, но также студентами других гуманитарных специальностей. Учебное издание Кириллов Вячеслав Иванович, Старченко Анатолий Александрович ЛОГИКА Учебник Подписано в печать Формат 60х 90 Vi6- Печать офсетная. Печ. л. 15,0. Тираж 5000 экз. Заказ 1118 ООО «ТК Велби» , г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2. Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» , г. Можайск, ул. Мира, 93. УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 ISBN В.И. Кириллов, А. А. Старченко, 2008 ООО «Издательство Проспект», 2008

4 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 6 Глава I. Логика как наука Роль мышления в познании Понятие о форме и законе мышления Основные логические законы Логика и язы к История логики (краткий очерк) Пшва II. Понятие Понятие как форма мышления Понятие и слово Содержание и объем понятия Виды понятий Отношения между понятиями Глава III. Логические операции с понятиями Обобщение и ограничение Определение Деление. Классификация Операции с классами Епгава IV. Простые суждения Суждение как форма мышления. Суждение и предложение Виды и состав простых суждений Классификация категорических суждений Выделяющие и исключающие суждения Распределенность терминов в суждениях Логические отношения между простыми суждениями Пгава V. Сложные суждения Соединительные и разделительные суждения Условные и эквивалентные суждения

5 3. Комбинированные сложные суждения Логические отношения между сложными суждениями Пгава VI. Модальность суждений Понятое и виды модальности Эпистимическая модальность Деонтическая модальность Алетическая модальность Глава VII. Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений Непосредственные умозаключения Простой категорический силлогизм Умозаключения из суждений с отношениями Ппава VIII. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений Чисто условное и условно-категорическое умозаключение Разделительно-категорическое умозаключение Условно-разделительное умозаключение Сокращенный силлогизм (энтимема) Сложные и сложносокращенные силлогизмы Diaea IX. Индуктивные умозаключения Понятое и виды индуктивных умозаключений Популярная индукция Научная индукция Методы научной индукции Статистические обобщения Diaea X. Умозаключение по аналогии Понятие аналогии Виды аналогии Условия состоятельности выводов по аналогии Роль аналогии в науке и правовом процессе Бюва XI. Аргументация (логические основы) Доказательство и аргументация Состав аргументации: субъекты, структура Способы аргументации: обоснование и критика Правила и ошибки в аргументации Поля аргументации

6 Пгсава XII. Логика вопросов и ответов Понятие вопроса и ответа Виды вопросов Виды ответов Diaea XIII. Пшотеза Понятие гипотезы Виды гипотез Построение гипотезы Проверка гипотезы Способы доказательства гипотез Литература Предметный указатель Логические символы и схемы

7 ВВЕДЕНИЕ Недостаточно иметь хороший разум, но главное хорошо применять его. Р. Декарт Термин «логика»1многозначен. Он употребляется для обозначения закономерностей природы и общества, например, в выражениях «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т. п. Это объективная логика. В другом значении термином «логика» обозначают закономерности мышления его последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Это субъективная логика, логика мышления. Например: «логичное рассуждение», «строгая логика доказательства» и т. п. Логику мышления законы, которым подчиняется мышление человека, формы, в которых существуют и выражаются мысли, различные мыслительные операции, изучает наука логика. Законы, формы операции мышления сформировались до возникновения науки логики и независимо от нее. Мышление человека логично по своей природе. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Мышление логично потому, что «логична», закономерна сама действительность. Логика мышления есть своеобразное отражение логики вещей. Закономерности мышления обусловлены практической и познавательной деятельностью человека, неразрывной связью мышления с языком, в словах и предложениях которого выражаются мысли. Но следует ли из этою, что изучать логику не нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим следующее. Правильность, логичность мышления, не основанная на знании и умении применять в рассуждениях логические приемы и операции, достаточна (и то не всегда) в повседневной жизни, в сфере «домашнего обихода», но нередко подводит там, где требуется другой, профессиональный уровень мышления в работе врача, педагога, инженера, юриста. Любая профессиональная деятельность не ограничивается стихийно приобретенными навыками, она опирается на знание. 6 1От греч. logos мысль, слово, рассуждение.

8 В творчестве писателя используются знания законов строения и функционирования языка, изучаемых наукой о языке языкознанием. В спортивной ходьбе нужно не просто уметь ходить, как ходит большинство людей, необходимо усвоить спортивную ходьбу, принципы которой разработаны биомеханикой, изучающей механические явления при движении, дыхании, кровообращении. Переваривать пищу можно и не зная физиологии. Но когда академика И. П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, он ответил: «задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше». Мышление процесс значительно более сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовленных людей в*публикациях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей. Наука относит человека к виду Homo sapiens человек разумный. Но разум, мышление необходимо развивать. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно. Многие великие философы, выдающиеся деятели науки и культуры М. В. Ломоносов и Н. Г. Чернышевский, К. А. Тимирязев и К. Д. Ушинский придавали большое значение изучению логики, знанию ее законов. Развивать способность к логическому мышлению К. А. Тимирязев рассматривал как непременную обязанность каждого гражданина. Известный американский логик и математик С. К. Клини писал: «Как бы ни относиться к вопросу, возрастают ли наши способности находить верные доводы в результате изучения логики или нет, бесспорно, что в результате изучения логики увеличивается возможность проверять правильность рассуждений. Ведь логика дает методы анализа рассуждений. Даже если мы считаем, что сами можем не ошибаться в своих рассуждениях, то все же не сомневаемся, что есть немало склонных ошибаться (особенно среди несогласных с нами)»1. «Логика необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку, писал известный физиолог академик Н. К. Анохин, она нужна любому специалисту. » Велико значение логики в работе юриста. Знание логики помогает подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, 1Клини С. К. Математическая логика. JL, С

9 вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы оппонентов, построить следственную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить документ и т. д. Все это имеет важное значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка. Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела и яркостью речей, но и строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Вот, например, как характеризуется профессиональное мастерство известного русского адвоката второй половины XIX века П. А. Александрова: «Наиболее характерным для судебного ораторского мастерства П. А. Александрова является умение тщательно взвешивать и определять место любого доказательства по делу, а также убедительно аргументировать и обосновывать свои важнейшие доводы»1. А. Ф. Кони подчеркивал «неотразимую логику» в речах В. Д. Спасовича. Строгая последовательность, логичность и убедительность отмечаются в речах видного юриста К. Ф. Халтулари. И, наоборот, непоследовательные и противоречивые рассуждения затрудняют выявление дела, а могут быть причиной судебной ошибки. * * * Логика имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при ее изучении. 1. Логика абстрактная наука1. Изучая законы и формы мышления, она отвлекается от конкретного содержания мыслей, выявляя форму, в которой оно существует. Например, две разные мысли (они называются суждениями): «Преступление общественно опасное деяние» и «Земля планета Солнечной системы» имеют разное содержание, но логику интересует не содержание, а их форма, представляющая собой связь двух понятий о предмете (в данных суждениях «преступление» и «Земля») и его свойстве («общественно опасное деяние» и «планета Солнечной системы»). Таким образом, логика изучает связь мыслей, т. е. то общее, что свойственно для любых мыслей независимо от их конкретного содержания. Поэтому при изучении логики нужно отвлекаться от конкретного содержания и выявлять форму мыслей, для обозначения которой 1Судебные речи известных русских юристов. М., С От латинского слова abstractio отвлечение. Абстрагирование процесс отвлечения от некоторых свойств предмета, позволяющий выделить другие его свойства. 8

10 используется логическая символика. Усвоение и использование логической символики (формул, схем, таблиц) имеют важное значение для анализа рассуждений, помогают отличить правильные рассуждения от неправильных. В этом нетрудно убедиться в процессе изучения курса. 2. Специальная терминология. В логике это слова преимущественно из греческого и латинского языков. Например, «аналогия», «гипотеза», «дихотомия» заимствованы из греческого языка, «абстракция», «дедукция», «индукция» из латинского. Этих терминов сравнительно немного, но в процессе изучения курса следует усвоить их значение. 3. Изучение логики не сводится к усвоению теории. Важно применять логические законы, правила и операции на практике, в процессе рассуждения. Определенную помощь в приобретении этих навыков окажет выполнение упражнений1. 4. Усвоению логики вредит поспешность. Нужно помнить, что «в водах логики нельзя плыть с полными парусами». 1 См.: Кириллов В. ИОрлов Г. А., Фокина Н. И. Упражнения по логике. Учебное пособие. М., Проспект, 2007.

11 Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА Роль мышления в познании. Понятие о форме и законе мышления. Основные законы мышления. Логика и язык. История логики (краткий очерк). 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ Логика наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Данное определение предполагает прежде всего вьиснение вопроса, сформулированного в названии параграфа. Познание это деятельность человека, направленная на приобретение знаний. Познавательная деятельность включает чувственное и рациональное’ познание. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии и представлении. Ощущение это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов2 их цвета, формы, запаха и вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т. п. Представление это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившихся в памяти человеке, событии, вещи. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, кентавр (получеловек-полулошадь) древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). 1От лат. ratio разум, мышление. 2 Термин «предмет» здесь и дальше мы будем употреблять в значении «предмет мышления» существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и отношения. 10

12 Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией. Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времени года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в логических формах. Рассмотрим основные особенности мышления. 1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т. п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы. 2. Мышление процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. По указанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека. 3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и пред ложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания. 4. Мышление процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах дей 11

Читайте так же:  Образец заявления по выплате по исполнительному листу

13 ствительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке. Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения таковы основные особенности мышления. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления. Вопросы для самопроверки 1. Что такое чувственное познание? В каких формах оно протекает? 2. В чем состоит роль мышления в познании? Каковы его основные особенности? 3 Какое знание называется выводным? 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ Форма мышления Любая мысль имеет содержание и форму. Под содержанием мысли понимают отображенные в ней предметы, их свойства и отношения. В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях и умозаключениях. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы. 12

14 Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «грабеж» понятия, отражающие различные предметы. Юридический закон это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается как открытое хищение чужого имущества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же способом как определенная совокупность их общих, существенных признаков, относящихся к любому юридическому закону, к любому грабежу. Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, Ь, с и т. д., определенным образом связанных друг с другом. Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия. В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не является умышленным» связь между совершенным преступлением и умыслом отрицается. Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) так обозначается понятие о предмете суждения и Р (предикат) понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S Р, где S и Р понятия, входящие в суждение, знак обозначает связь между ними. Под S и Р можно мыслить любые предметы и их признаки, под знаком любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров свидетель» с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель». 13

15 Подобным же образом, т. е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Итак, общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех форм мышления является способ связи элементов мысли признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах. Логическая форма, или форма мышления, это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Закон мышления Рассмотрев понятие логической формы, следует уточнить понятия «мысль» и «рассуждение». Мысль это результат процесса познания в форме понятия или суждения. Рассуждение умозаключение или несколько взаимосвязанных умозаключений, переход от посылок к заключению. Мысль может быть истинной или ложной. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной. Так, суждение «Франция европейская страна» истинно, оно соответствует действительности. Суждение «Мозамбик европейская страна» ложно, оно не соответствует действительному географическому положению этой страны. Ошибки, связанные с содержанием мыслей, называются фактическими ошибками. Они появляются вследствие незнания предмета, неосведомленности о реальном положении дел. Истинность мыслей по содержанию необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждений. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей. Например, из истинных мыслей: «Некоторые промышленно развитые страны находятся в Европе» и «Япония промышленно разви 14

16 тая страна» следует ложный вывод: «Япония находится в Европе». Рассуждение неправильно, необходимая связь посылок, из которой выведено заключение, отсутствует. Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Закон мышления, или логический закон, это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Ошибки, связанные с нарушением законов логики, называются логическими ошибками. Они делятся на паралогизмы и софизмы. Паралогизм (от греч. paralogismos возле, около логики) это непреднамеренная логическая ошибка. Она возникает в результате недостаточно высокой культуры мышления: в неясной формулировке мыслей, в непоследовательности и необоснованности в рассуждениях. Софизм (от греч. sophisma хитрость, уловка) преднамеренная логическая ошибка, позволяющая неверное рассуждение выдать за истинное. Умение разоблачать софизмы важная задача логики. В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанавливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение реальных связей, опосредованное многовековой практикой человеческого познания. Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также формально-логическими), следует отличать от диалектических законов мышления. Формально-логические законы, которые в современной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказывания, или логические тавтологии, обуславливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания являются не только законами объективного мира, но и законами мышления, они являются предметом изучения диалектической логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет воспроизвести в мышлении диалектику материального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, присущие им противоречия и т. д. Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя правильно рассуждать о диалектике объективного мира. 15

17 Вопросы для самопроверки 1. Что такое логическая форма? В каких логических формах мыслится содержание? 2. Что такое истинность мысли и логическая правильность рассуждений? 3. Что называется логическим законом? 4. Какие ошибки называются фактическими и какие логическими? На какие виды делятся логические ошибки? 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ Законы мышления, относящиеся к отдельным логическим формам и операциям, будут рассмотрены в соответствующих главах. Здесь остановимся на основных законах формальной логики. К ним относятся законы: (1) тождества, (2) непротиворечив, (3) исключенного третьего и (4) достаточного основания. Они называются основными, так как выражают коренные свойства логического мышления его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Они действуют в любом рассуждении, в какой бы форме оно ни выражалось и какую бы логическую операцию ни выполняло. 1. Закон тождества. Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления его определенность выражает закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а = а, где под а понимается любая мысль). В символической записи он выражается формулой р -> р (если р, то р), где р любое суждение, -» символ импликации (логическая связка «Если. то. »). Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке. Например, два суждения: «Н. совершил кражу» и «Н. тайно похитил чужое имущество» выражают одну и ту же мысль (если, разумеется, речь идет об одном и том же лице). Предикаты этих суждений равнозначные понятия: кража и есть тайное хищение чужого имущества. Поэтому было бы ошибочным рассматривать эти мысли как нетождественные. С другой стороны, употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей. Например, в уголовном праве словом «штраф» обозначают меру наказания, пре 16

18 дусмотренную Уголовным кодексом, а в гражданском праве меру административного воздействия. Очевидно, употреблять подобное слово в одном значении не следует. Отождествление различных мыслей нередко связано с различиями в профессии, образовании и т. д. Так бывает в следственной практике, когда обвиняемый или свидетель, не зная точного смысла юридических понятий, понимает их иначе, чем следователь. Это приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа дела. Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку подмену понятия, которая может быть как неосознанной, так и преднамеренной. Соблюдение требований закона тождества имеет важное значение в работе юриста, требующей употребления понятий в их точном значении. При разбирательстве любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуются обвиняемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле. В противном случае предмет мысли будет упущен и вместо выяснения дела произойдет его запутывание. 2. Закон непротиворечия. Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно’. В символической записи: l(p л ip) (неверно, что р и не-p одновременно истинны) под р понимается любое суждение, под пр отрицание суждения р, знак i перед всей формулой отрицание двух суждений, соединенных знаком конъюнкции (логическая связка «и»). Из закона непротиворечия следует: утверждая что-либо о какомлибо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое о том же самом предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении. Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений: противоположных и противоречащих. Противоположными (контрарными) называются два суждения, в которых признак относится ко всем предметам некоторого множества, но в одном из них этот признак утверждается, а в другом этот же признак отрицается. Например: «Все дни на прошлой неделе были дождливыми» и «Ни один день на прошлой неделе не был дождливым». По крайней мере, одно из этих суждений ложно. 1Согласно традиции этот закон принято называть законом противоречия. Однако название закон непротиворечия точнее выражает его действительный смысл. 17

19 Противоречащими (контрадикторными) называются суждения, в одном из которых что-либо утверждается (или отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом то же самое отрицается (утверждается) о некоторой части этого множества. Эти суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: если одно из них истинно, то другое ложно, и наоборот. Например, если суждение «Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» истинно, то суждение «Некоторым гражданам Российской Федерации не гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» ложно. Противоречащими являются также два суждения об одном предмете, в одном из которых что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается. Например: «П. привлечен к административной ответственности» и «П. не привлечен к административной ответственности». Одно из этих суждений необходимо истинно, другое необходимо ложно. Закон непротиворечия выражает одно из коренных свойств логического мышления непротиворечивость, последовательность мышления. Его сознательное использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывает критическое отношение ко всякого рода неточности, непоследовательности в мыслях и действиях. Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что непоследовательность в мыслях ведет к непоследовательности в поступках. У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, писал он, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха. Умение вскрывать и устранять логические противоречия, нередко встречающиеся в показаниях свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, играет важную роль в судебной и следственной практике. Одно из основных требований, предъявляемых к версии в судебном исследовании, состоит в том, чтобы при анализе совокупности фактических данных, на основании которых она построена, эти данные не противоречили друг другу и выдвинутой версии в целом. Наличие таких противоречий должно привлечь самое серьезное внимание следователя. Однако бывают случаи, когда следователь, выдвинув версию, которую он считает правдоподобной, не принимает во внимание факты, противоречащие этой версии, игнорирует их, продолжает развивать свою версию вопреки противоречащим фактам. В процессе судебного разбирательства обвинитель и защитник, истец и ответчик выдвигают противоречащие друг другу положения, отстаивая свои доводы и оспаривая доводы противной стороны. Поэтому необходимо тщательно проанализировать все обстоятельства по делу, чтобы окончательное решение суда основывалось на достоверных и непротиворечивых фактах. 18

Читайте так же:  Доверенность физ лицо на получение товара

20 Недопустимы противоречия в судебных актах. К числу обстоятельств, по которым приговор признается несоответствующим фактическим обстоятельствам дела, уголовно-процессуальное право относит существенные противоречия, содержащиеся в выводах суда, изложенных в приговоре. 3. Закон исключения третьего. Закон непротиворечия действует по отношению ко всем несовместимым друг с другом суждениям. Он устанавливает, что одно из них необходимо ложно. Вопрос о втором суждении считается открытым: оно может быть истинным, но может быть и ложным. Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений. Он формулируется следующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо Ь, либо не-ь. Истинно либо утверждение некоторого факта, либо его отрицание. Третьего не дано. «Н. виновен в ограблении банка» и «Н. не виновен в этом ограблении»; «Все свидетели допрошены» и «Некоторые свидетели не допрошены»; «Некоторые юристы адвокаты» и «Ни один юрист не адвокат». В символической записи: р v ip, где р любое суждение, ip отрицание суждения р, v символ дизъюнкции (логическая связка «или»). Подобно закону непротиворечия закон исключенного третьего выражает последовательность, непротиворечивость мышления, не допускает противоречий в мыслях. Вместе с тем, действуя только в отношении противоречащих суждений, он устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на что указывает закон непротиворечия), но также и одновременно ложными: если ложно одно из них, то другое необходимо истинно, третьего не дано. Закон исключенного третьего не может указать, какое именно из данных суждений истинно. Этот вопрос решается другими средствами. Значение закона состоит в том, что он указывает направление в отыскании истины: возможно только два решения вопроса, причем одно из них (и только одно) необходимо истинно. Закон исключенного третьего требует ясных, определенных ответов, указывая на невозможность отвечать на один и тот же вопрос в одном и том же смысле и «да» и «нет», на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого. Важное значение имеет закон в юридической практике, где требуется категорическое решение вопроса. Юрист должен решать дело по форме «или или». Данный факт либо установлен, либо не установлен. Обвиняемый либо виновен, либо не виновен. Jus (право) знает только: «или или». 2* 19

21 4. Закон достаточного основания. Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т. е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства, обосновать истинность своего утверждения. В противном случае обвинение будет необоснованным. Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть Ь, то есть и его основание а. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт человека. Истинность некоторых суждений подтверждается путем их непосредственного сопоставления с фактами действительности. Так, для человека, явившегося свидетелем преступления, обоснованием истинности суждения «Н. совершил преступление» будет сам факт преступления, очевидцем которого он был. Но личный опыт ограничен. Поэтому человеку в своей деятельности приходится опираться на опыт других людей, например на показания свидетелей некоторого события. К таким основаниям прибегают обычно в следственной и судебной практике. Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве основания своих мыслей опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности. Истинность законов, аксиом подтверждена практикой человечества и не нуждается поэтому в новом подтверждении. Для подтверждения какого-либо частного случая нет необходимости обосновывать его при помощи личного опыта. Если, например, нам известен закон Архимеда (каждое тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость), то нет никакого смысла погружать в жидкость какой-либо предмет, чтобы выяснить, сколько он теряет в весе. Закон Архимеда будет достаточным основанием для подтверждения любого частного случая. Благодаря науке, которая в своих законах и принципах закрепляет общественно-историческую практику человечества, мы для обоснования наших мыслей не прибегаем всякий раз к их проверке, а обосновываем их логически, путем выведения из уже установленных положений. Таким образом, достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Если из истинности суждения а следует истинность суждения Ь, то а будет основанием для b, а b следствием этого основания. Связь основания и следствия является отражением в мышлении объективных, в том числе причинно-следственных, связей, которые 20

22 выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Однако это отражение не является непосредственным. В некоторых случаях логическое основание может совпадать с причиной явления (если, например, мысль о том, что число дорожно-транспортных происшествий увеличилось, обосновывается указанием на причину этого явления гололед на дорогах). Но чаще всего такого совпадения нет. Суждение «Недавно был дождь» можно обосновать суждением «Крыши домов мокрые»; след протекторов автомобильных шин достаточное основание суждения «В данном месте прошла автомашина». Между тем мокрые крыши и след, оставленный автомашиной, не причина, а следствие указанных явлений. Поэтому логическую связь между основанием и следствием необходимо отличать от причинно-следственной связи. Обоснованность важнейшее свойство логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. В этом состоит коренное отличие научного мышления от мышления ненаучного, которое характеризуется бездоказательностью, способностью принимать на веру различные положения и догмы. Закон достаточного основания не совместим с различными предрассудками и суевериями. Например, существуют нелепые приметы: разбить зеркало к несчастью, рассыпать соль к ссоре и т. д., хотя между разбитым зеркалом и несчастьем, рассыпанной солью и ссорой нет причинной связи. Логика враг суеверий и предрассудков. Она требует обоснованности суждений и не совместима поэтому с утверждениями, которые строятся по схеме «после этого значит по причине этого». Эта логическая ошибка возникает в случаях, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последующего. Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Значение закона достаточного обоснования в юридической практике состоит, в частности, в следующем. Всякий вывод суда или следствия должен быть обоснован. В материалах по поводу какого-либо дела, содержащих, например, утверждение о виновности обвиняемого, должны быть данные, являющиеся достаточным основанием обвинения. В противном случае обвинение не может быть признано правильным. Вынесение мотивированного приговора или решения суда во всех, без исключения, случаях является важнейшим принципом процессуального права. 21

23 Вопросы для самопроверки 1. Приведите определения законов тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. 2. Какое значение имеет каждый из этих законов для правильного построения мыслей? Для юридической практики? 4. ЛОГИКА И ЯЗЫК Необходимая связь мышления и языка, при которой язык выступает материальной оболочкой мыслей, означает, что выявление логических структур возможно лишь путем анализа языковых выражений. Подобно тому, как к ядру ореха можно добраться, лишь вскрыв его скорлупу, так и логические формы могут быть выявлены лишь путем анализа языка. В целях овладения логико-языковым анализом рассмотрим кратко структуру и функции языка, соотношение логических и грамматических категорий, а также принципы построения особого языка логики. Язык это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки. Знак это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным способом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Среди различных знаков выделим два вида: знаки-образы и знакисимволы. Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Примеры таких знаков: копии документов; дактилоскопические отпечатки пальцев; фотоснимки; некоторые дорожные знаки с изображением детей, пешеходов и других объектов. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Например: нотные знаки; знаки азбуки Морзе; буквы в алфавитах национальных языков. Множество исходных знаков языка составляет его алфавит. Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Синтаксис это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика 22

24 анализирует коммуникативную функцию языка эмоциональные, психологические, эстетические, экономические и другие отношения носителя языка к самому языку. По происхождению языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни. Искусственные языки это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями. Искусственные языки различной степени строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии. Особую группу составляют смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области. К этой группе можно отнести язык, условно называемый юридическим языком, или языком права. Он строится на базе естественного (в нашем случае русского) языка, а также включает множество правовых понятий и дефиниций, правовых презумпций и допущений, правил доказательства и опровержения. Исходной клеточкой этого языка выступают нормы права, объединенные в сложные нормативно-правовые системы. Искусственные языки успешно используются логикой для анализа мыслительных структур. Один из таких языков язык логики высказываний. Он применяется в логических теориях, анализирующих рассуждения, опираясь на истинностные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений1. Второй язык это язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчислением предикатов, которая при 10 принципах построения этого языка. См.: Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. М.: Форум: Инфра-М,

26 ное имя обозначает один объект и бывает предоставлено в языке именем собственным (Аристотель) или дается описательно (самая большая река в Европе). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного объекта; в языке оно бывает представлено нарицательным именем (закон) либо дается описательно (большой деревянный дом). Имена признаков свойств или отношений называются предикаторами. В предложении они обычно выполняют роль сказуемого (например, «быть синим», «бегать», «дарить», «любить» и т. д.). Число имен предметов, к которым относится предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, называются одноместными (например, «небо синее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор «любить» относится к двухместным («Мария любит Петра»), а предикатор «дарить» к трехместным («Отец дарит книгу сыну»). Предложения это имена для выражений языка, в которых нечто утверждается или отрицается. По своему логическому значению они выражают истину либо ложь. Алфавит языка логики предикатов включает следующие виды знаков (символов): 1) а, Ь, с. символы для единичных (собственных или описательных) имен предметов; их называют предметными постоянными, или константами; 2) х, у, z. символы общих имен предметов, принимающие значения в той или другой области; их называют предметными переменными] 3) Р1, Q1, R1. символы для предикатов, индексы над которыми выражают их местность; их называют предикатными переменными; 4) р, q, г. символы для высказываний, которые называют пропозициональными переменными (от латинского propositio «высказывание»); 5) V, 3 символы для количественной характеристики высказываний; их называют кванторами’. V квантор общности4, он символизирует выражения все, каждый, всякий, всегда и т. п.; 3 квантор существования’, он символизирует выражения некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т. п.; 6) логические связки: д конъюнкция (связка «и»); v дизъюнкция (связка «или»); импликация (связка «если. то. »); = эквиваленция, или двойная импликация (связка «если, и только если. то. »); 1 отрицание («неверно, что. »). 25

Еще статьи:

  • Аспекты натальной астрологии учебное пособие под редакцией бизраителя ЦАИ. ВШКА. Аспекты натальной астрологии; Маркина Н.Ю. - Двенадцать домов гороскопа 1994 Астрология Аспекты натальной астрологии (Под ред. Б.3. Израителя); Маркина Н.Ю. - Двенадцать домов гороскопа Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. М., Центр астрологических исследований (ЦАИ), 1994г. […]
  • Приказ 345 2019 Перинатальная психология для специалистов Приказ Министерства Здравоохранения и Социального развития РФ N345 от 26.11.97"О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах" МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 ноября […]
  • Приказ 1190 мвд Приказ МВД России от 10 октября 2013 г. N 830 "Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, группе) НЦБ Интерпола территориального органа МВД России на региональном уровне и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России" Приказ МВД России от 10 октября 2013 […]
  • Договор с мигрантом трудовой или гражданско-правовой Гражданско-правовой договор (образец) Гражданско-правовой договор – сделка о выполнении работ или оказании услуг, между заказчиком и исполнителем (подрядчиком), регулируемая гражданским законодательством. Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование […]
  • Амстердамский договор 1999 Categorized | На пути к Союзу с единой политикой и единой валютой Амстердамский, Ниццский и Лиссабонский договоры В 1995 г. происходит четвертое расширение Европейского союза в результате вступления в него Австрии, Финляндии и Швеции. Планируется прием новых членов (страны Восточной […]
  • В течение скольки дней можно оплатить штраф Оплата штрафов ГИБДД со скидкой 50% — на какие штрафы действует скидка и в какой срок их можно оплатить Со введением скидки 50% на оплату штрафов ГИБДД водители имеют дополнительный стимул как можно скорее погасить свои задолженности. Однако несмотря на то, что скидка действует с 2016 […]