Учебное пособие по сценическому движению

Иван Кох: Основы сценического движения. Учебное пособие

Аннотация к книге «Основы сценического движения. Учебное пособие»

Сценическое движение — одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. Настоятельная потребность в учебнике по сценическому движению назрела давно — о нем мечтал еще К. С. Станиславский. Книга И. Э. Коха является первой попыткой создания такого учебника.
Сценическое движение автор рассматривает в тесной связи со сценическим действием, т. е. мастерством актера. Теоретическую и практическую стороны своей работы, методику преподавания И. Э. Кох основывает на учении Станиславского и трудах современных психологов и физиологов. Большую ценность представляет та часть учебника, которая знакомит с этикетом и правилами поведения в быту XVI-XIX веков на Западе и в России. Отсутствие серьезных работ по истории быта прошедших эпох делает эту часть книги особенно нужной и интересной.
Книга представляет собой в полном смысле слова энциклопедию по сценическому движению, начиная с общих теоретических вопросов и кончая мельчайшими практическими деталями. Учебное пособие.

Сценическое движение — одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. Настоятельная потребность в учебнике по сценическому движению назрела давно — о нем мечтал еще К. С. Станиславский. Книга И. Э. Коха является первой попыткой создания такого учебника.
Сценическое движение автор рассматривает в тесной связи со сценическим действием, т. е. мастерством актера. Теоретическую и практическую стороны своей работы, методику преподавания И. Э. Кох основывает на учении Станиславского и трудах современных психологов и физиологов. Большую ценность представляет та часть учебника, которая знакомит с этикетом и правилами поведения в быту XVI-XIX веков на Западе и в России. Отсутствие серьезных работ по истории быта прошедших эпох делает эту часть книги особенно нужной и интересной.
Книга представляет собой в полном смысле слова энциклопедию по сценическому движению, начиная с общих теоретических вопросов и кончая мельчайшими практическими деталями. Учебное пособие снабжено большим количеством рисунков, нотными примерами.
5-е издание, стереотипное.

Алла Геннадьевна Круглова

Актриса драматического театра и кино, педагог по сценическому движению.

В 1990 г. окончила актерский факультет Саратовской Государственной консерватории им. Л. В. Собинова (мастерская нар. арт. СССР В. А. Ермаковой), в 1999 г. – ассистентуру-стажировку в Театральном институте им. Б. В. Щукина, в 2006 г. – аспирантуру в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (кафедра спортивной режиссуры).

В 2002–10 гг. преподавала сценическое движение в Театральном институте им. Б. В. Щукина, в Театре-студии «Ералаш», в Московской академии эвритмического искусства. Режиссер по пластике и ритмике и хореограф-постановщик в нескольких театрах-студиях Москвы.

В ВТУ им. М. С. Щепкина преподает дисциплину «Сценическое движение» с 2000 г., в магистратуре – дисциплину «Методика преподавания сценического движения». А. Г. Круглова – режиссер пластических спектаклей, постановщик пластических сцен в дипломных спектаклях (в 2012–2013 уч. г. – спектакль «Жестокие игры» А. Арбузова).

А. Г. Круглова – автор нескольких учебных программ по сценическому движению и сценической ритмике («Телесный образ и послушное тело» и др.), ряда статей по проблемам преподавания сценического движения; участник коллективной работы кафедры Театрального института им. Б. В. Щукина над учебными пособиями – «Физический тренинг актера по методике А. Дрознина» и «Сценическая акробатика в физическом тренинге актера»; автор монографии «Сценическое движение. Педагогика телесного воспитания актера» (М. , 2008).
Постоянно проводит мастер-классы как в Москве и других городах России, так и за рубежом: в Брно (Академия искусств), в Бостоне (Гарвардская театральная программа американского репертуарного театра), в Токио (Колледж искусств), в Школе при «Рiccolo teatro di Milano», в Парижской Государственной Консерватории драматического искусства; ставила шоу-программ в Швейцарии и Японии.
Прошла профессиональную переподготовку в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по проблеме «Организация развивающего воспитательного пространства ВУЗа».
В 2008–09 гг. была проректором по учебной и научно-методической работе в Государственном специализированном институте искусств.

Мастер – классы (тренинги).

Московский Союз Театральных Деятелей (1999)
Московский театр «АКТЭМ» (2002-2004)
Московская Академия Эвритмического искусства (2004-2006)
Московский Государственный Университет — факультет искусств (2005)
Американская программа МХАТ им. Чехова (2005)
Летняя школа Институт им. Б. Щукина (2005)
Луганский университет культуры (Украина), (2006)
Молодежный эмоциональный театр Луганска (Украина) (2005)

Учебное пособие по сценическому движению

Дисциплина: Актёрское мастерство Искусствоведение Сценическая подготовка и актерское мастерство Сценическое движение

Рекомендовано Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071301 «Народное художественное творчество»

Основы сценического движения

Пояснительная записка

Действие – это основа основ актёрского искусства. Именно поэтому, помимо способности к глубоко личностному переживанию судьбы своего героя, для актёра неоценимо важны способы пластического, внешнего выражения богатого внутреннего содержания. Искусство владения своим телом на сцене предполагает чистоту движений, их смысловую определённость, строгую количественную и качественную отобранность. Всё должно быть в них точно и конкретно: смысловые оттенки движений, их скорость, сила, величина.

Искусство движения на сцене основывается на многих умениях и навыках, как общего, так и частного порядка. Одни из них способствуют развитию определённых психофизических качеств, другие оснащают практическими навыками. Отделить их друг от друга невозможно: как трудно овладеть практическими навыками, не развив в себе предварительно необходимых качеств, так и общие качества трудно развивать в отрыве от конкретных навыков.

В пользу преимущественного внимания к совершенствованию психофизических качеств склоняет все более печальное, сегодня уже почти трагическое, состояние физических качеств детей и подростков, поступающих на обучение в Образцовый детско-юношеский театр-студию «Гелиос». Всё чаще перед педагогом встаёт задача не столько совершенствования психофизических качеств, развития их в сторону пригодности для сценической деятельности, сколько задача восстановления хотя бы нормального, с бытовой точки зрения, состояния аппарата юного актёра.

Именно с целью решения этих проблем и была создана данная программа «Основы сценического движения». Традиционно в этом предмете выделяют два главных раздела: совершенствование телесного аппарата и освоение специальных сценических навыков. При составлении этой программы учитывались оба этих, несомненно, важных направления в обучении, которые должны развиваться параллельно, без перекосов в какую-либо сторону.

Программа является частью образовательной комплексной программы Образцового детско-юношеского театра-студии «Гелиос». Она направлена на решение ряда педагогических задач, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики.

Программа «Основы сценического движения» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.

Цели программы:

  • Воспитание пластической культуры тела студийцев.
  • Развитие изначальной природной одарённости воспитанников.
  • Обучение основам сценического движения и акробатики.

Задачи программы:

  • Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
  • Воспитывать в студийцах творческую потребность постоянного самосовершенствования культуры тела путём индивидуального тренинга и самосовершенствования;
  • Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе.
  • Развить физические возможности тела, свободу в обращении со своим физическим аппаратом.
  • Развить лёгкость движения, ловкость и подвижность, повышение общего тонуса;
  • Способствовать развитию творческой инициативы в сфере пластики;
  • Развивать воображение, фантазию, память и наблюдательность.
  • Совершенствование физических и психофизических качеств;
  • Научить всему комплексу упражнений и приёмов, необходимых для работы над пластическим воплощением образа;
  • Выработать у студийцев способность легко осваивать новые движения, приобретать любые новые навыки и умения.
Читайте так же:  Подать заявление в загс снилс

Следует отметить, что при поступлении в театр-студию «Гелиос» дети не отбираются по каким-либо данным или же конкурсу. Для приёма ребёнка в группу необходим, прежде всего, его интерес к театральному искусству и желание развиваться в этом направлении, познавать многогранный, необъятный мир театра. Приём производится на основе заявления родителей ребёнка. Программа «Основы сценического движения» рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 9 до 14 лет. В группе первого года обучения — 10-12 воспитанников, в группе второго года обучения количество воспитанников может составлять 8-10 чел, в группе третьего года обучения — 6-8 чел.

Занятия в группах среднего звена проходят 2 раза в неделю по 3 часа (45 минут занятие, 15 минут перерыв и т.д.), в год это составляет 216 часов. В группах 2-го года обучения индивидуальные занятия составляют 1 час в неделю.

Первый год обучения.

На первом году обучения основным направлением работы является, несомненно, развитие физических данных тела, что подразумевает под собой, прежде всего, приобретение вполне конкретных механических навыков. В первую ведётся работа по раскрепощению мышц, освобождению их от зажимов, приведение их в тонус. Происходит знакомство с возможностями собственного тела, анализ индивидуальных особенностей физического аппарата каждого конкретного студийца. Прикладываются целенаправленные усилия в области развития гибкости, выносливости, силы, ловкости мышечного аппарата. Студийцы знакомятся с простейшими акробатическими элементами и пробуют свои силы в их выполнении. Уже освоенные элементы каждый воспитанник пробует объединять в тематические пластически-акробатические зарисовки.

Итогом творческой работы группы на первом году обучения является показ этих зарисовок, которые могут быть использованы в концертных мероприятиях, а так же, эпизодическое участие в пластических сценах спектаклей театральных групп.

Цели

  • Формирование начальных навыков реакции, решительности, динамичности.
  • Развитие координации, подвижности различных частей тела.
  • Воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Задачи

  • Научить координации движений всех частей тела по отдельности и вместе.
  • Научить элементарным акробатическим упражнениям.
  • Научить правильной группировке тела и технике сценических падений.
  • Научить верно оценивать возможности своего тела и учитывать свои индивидуальные особенности при распределении нагрузок.
  • Развивать физические возможности тела через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами.
  • Развивать творческое воображение студийцев через создание пластических и акробатических зарисовок в условиях сценической площадки.
  • Развивать внимание, память, наблюдательность путём воссоздания на сценической площадке пластических образов, взятых из окружающего мира.
  • Воспитать у студийцев чувство сценического пространства.
  • Воспитать навык постоянного контроля над собственным телом.
  • Воспитать чувство ответственности за партнёра.

К концу первого года обучения воспитанник должен:

  • Правила техники безопасности поведения на занятиях по сценическому движению.
  • Элементарные теоретические понятия: «потягивание», «фиксация», «отказ», «поддержка» и т.д.
  • Комплекс упражнений на раскрепощение мышц.
  • Безопасные способы растяжки мышц.
  • Индивидуальные особенности своего тела и учитывать их при выполнении сценических упражнений.
  • Простейшие акробатические элементы: кувырки, колёса, стойки, перекаты.
  • Самостоятельно подготовить тело к выполнению физических упражнений.
  • Правильно распределить нагрузку на мышцы.
  • Воспроизводить посредством своего тела на сценической площадке повадки и особенности движений разных животных.
  • Группироваться при выполнении различных видов падений.
  • Верно выполнять подстраховку партнёра при выполнении акробатических элементов.

Второй год обучения.

Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействий с миром.

Цели

  • Достижение абсолютной мышечной свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страха.
  • Формирование навыков координации движений, реакции, динамичности, прыгучести, физической силы.
  • Воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Задачи

  • Расширить диапазон двигательных возможностей.
  • Обучить технике выполнения сложных акробатических элементов, балансов и поддержек.
  • Обучить равномерному непрерывному движению.
  • Развивать гибкость и пластичность студийцев.
  • Развивать творческое воображение студийцев через создание пластических и акробатических этюдов.
  • Развивать способность мыслить пластически через создание этюдов и номеров.
  • Научить студийцев решать проблемные ситуации, возникающие при творческом сотрудничестве в коллективе
  • Пробудить потребность к творческой деятельности.
  • Воспитание пластичности и музыкальности.

К концу второго года обучения воспитанник должен:

  • комплекс подготовительных упражнений к выполнению сложных элементов;
  • 10-12 видов растяжки ног, рук, спины;
  • понятия «баланс», «сед», «поддержка»;
  • технику выполнения освоенных акробатических элементов
  • технику безопасности поведения на занятиях по пластике
  • выполнять простые и сложные поддержки;
  • выполнять 8-12 видов балансов (одиночные, парные, групповые);
  • воссоздать в этюде узнаваемый пластический образ, взятый из окружающего мира;
  • через пластические образы выражать свой взгляд на действительность;
  • провести полный комплекс разминки и растяжки;
  • объяснить технику выполнения балансов, поддержек, акробатических элементов.
  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №1)
  2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №4)
  3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №2)
  4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №5)

Функции педагога при групповой работе:

  1. контролирует;
  2. отвечает на вопросы;
  3. регулирует споры;
  4. даёт направление творческой деятельности.
  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (см. приложение №3)

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • светлое, просторное репетиционное помещение, застеленное ковролином;
  • театральный зал с полностью оборудованной сценой;
  • наличие музыкальной аппаратуры;
  • наличие методических пособий;
  • наличие костюмов, декораций, реквизита;
  • наличие фонотеки с различной музыкой;
  • стулья для воспитанников;
  • наличие матов и гимнастических снарядов;
  • возможности для документальной видео и фото съемки.

Основы сценического движения. Учебник

Под заказ
Планируемая дата поступления на склад: 1 марта

Детальная информация

Сценическое движение — одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. О создании учебника по сценическому движению мечтал еще К. С. Станиславский . Книга И. Э. Коха и была первой попыткой создания такого учебника.

Сценическое движение автор рассматривает в тесной связи со сценическим действием, т. е. мастерством актера. Теоретическую и практическую стороны своей работы, методику преподавания И. Э. Кох основывает на учении Станиславского и трудах современных психологов и физиологов. Большую ценность представляет та часть учебника, которая знакомит с этикетом и правилами поведения в быту XVI–XIX веков на Западе и в России. Отсутствие серьезных работ по истории быта прошедших эпох делает эту часть книги особенно нужной и интересной.

Книга представляет собой в полном смысле слова энциклопедию по сценическому движению, начиная с общих теоретических вопросов и кончая мельчайшими практическими деталями. Учебное пособие снабжено большим количеством рисунков, нотными примерами.

И. А. Кох сценическое фехтование

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по образованию в области театрального искусства

в качестве учебного пособия для студентов вузов,

обучающихся по направлению подготовки (специальностям)

«Актерское искусство», протокол № 2 от 19.04.07 г.

Ответственный за выпуск

А. А. Михайлов, заведующий кафедрой истории СПбГУП,

доктор исторических наук, профессор

Е. И. Стурова, профессор кафедры режиссуры

и актерского искусства СПбГУП

Рецензенты: А. Д. Мовшович, профессор кафедры пластического воспитания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина, Заслуженный тренер России, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук;

А. С. Шведерский, профессор кафедры актерского мастерства

Читайте так же:  Договор купли-продажи трактора бланк 2019

Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства,

обладатель «Золотого диплома» независимой актерской премии

им. В. И. Стржельчика в номинации «Учитель»

Рекомендовано к публикации

редакционно-издательским советом СПбГУП,

протокол № 14 от 24.04.07

К75 Сценическое фехтование. — СПб.: Изд-во СПбГУП,

Учебный курс «Сценическое фехтование» занимает особое место среди дис­циплин, призванных совершенствовать двигательную культуру студентов теат­ральных учебных заведений. Основоположником и создателем этого предмета по праву считается И. Э. Кох — выдающийся театральный педагог. В 1948 году для театральных вузов страны он написал учебное пособие «Сценическое фех­тование», до недавнего времени это было единственное пособие по предмету.

Отличие этого труда от теоретического исследования И. Э. Коха 1948 года состоит в том, что почти все разделы переведены в практические упражнения, абсолютно доступные и ясные в изложении.

Кроме того, в новое издание включены главы, в которых приведены иссле­дования И. Э. Коха, касающиеся творчества В. Шекспира. Несомненный инте­рес у читателя вызовет его режиссерская разработка пьесы «Гамлет».

Издание адресовано преподавателям и студентам высших и средних теат­ральных учебных заведений, гуманитарных вузов, а также искусствоведам, ре­жиссерам, театральным художникам и историкам.

© Стурова Е. И., составление, 2008

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ 5

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ 6

Часть I
ТЕОРИЯ 13

Глава I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА
СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ 13

Глава II
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ 14

Глава III
РУССКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ
И ВООРУЖЕНИЕ 25

Глава IV
ТЕХНИКА БОЯ НА ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ 31

Часть II
ШКОЛА СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ 38

Глава V
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ 38

Глава VI
ОБУЧЕНИЕ С ОРУЖИЕМ 41

Глава VII
ПРОСТЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ 52

Глава VIII
СЛОЖНЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ 58

Глава IX
ОТВЕТНЫЕ АТАКИ (РИПОСТЫ) И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ 62

Глава X
АТАКА НА ОРУЖИЕ 68

Глава XI
АТАКИ С ЗАВЯЗЫВАНИЕМ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ 70

Глава XII УКЛОНЕНИЯ 73

Глава XIII ПОВТОРНЫЕ АТАКИ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ 74

Глава XIV ВЗДВОЕННЫЕ АТАКИ И КРУПНО-ВЗДВОЕННЫЕ УКОЛЫ 77

Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА 79

Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ 81

Глава XVI МЕЧ И ЩИТ 81

Глава XVII ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ И МЕЧ «В ПОЛТОРЫ РУКИ» 88

Глава XVIII КОПЬЕ, АЛЕБАРДА, РОГАТИНА, ДУБИНКА И ВИНТОВКА СО ШТЫКОМ 97

Глава XIX РЫЦАРСКИЙ КИНЖАЛ, БЫТОВОЙ НОЖ И НАВАХА 105

Глава XX ШПАГА И ДАГА 113

Глава XXI ШПАГА И КИНЖАЛ 131

Глава XXII ШПАГА И ПЛАЩ 136

Часть IV
БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 142

Глава XXIII НОЖНЫ И ПОРТУПЕИ 143

Глава XXIV ПЛАЩ 145

Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА 148

Глава XXVI БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО ШПАГОЙ 151

Глава XXVII ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ 155

Глава XXVIII РАНЕНИЯ И ПАДЕНИЯ 163

Часть V
МЕТОДИКА 169

Глава XXIX
СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
КАК ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ АКТЕРА 169

Глава XXX
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 170

Глава XXXI
СВЯЗЬ СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ 174

Глава XXXII
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЕ СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ, ИСТОРИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ И БЫТОВЫМ НАВЫКАМ 177

Глава XXXIII МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА 183

Глава XXXIV
ПОДГОТОВКА РЕЖИССЕРОВ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ 186

Глава XXXV
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ 188

ПЕРВЫЙ УРОК 189

ВТОРОЙ УРОК 191

ТРЕТИЙ УРОК 191

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК 193

ШЕСТОЙ УРОК 196

СЕДЬМОЙ УРОК 197

ВОСЬМОЙ УРОК 198

ДЕВЯТЫЙ УРОК 200

ДЕСЯТЫЙ УРОК 201

ОДИННАДЦАТЫЙ УРОК 202

ДВЕНАДЦАТЫЙ УРОК 204

ТРИНАДЦАТЫЙ УРОК 204

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК 205

ПЯТНАДЦАТЫЙ УРОК 205

ШЕСТНАДЦАТЫЙ УРОК 207

СЕМНАДЦАТЫЙ УРОК 208

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ УРОК 208

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ УРОК 208

ДВАДЦАТЫЙ УРОК 208

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК 210

ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК 210

ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК 211

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК 212

ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ УРОК 212

ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ УРОК 213

ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ УРОК 214

ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ УРОК 214

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ УРОК 215

ТРИДЦАТЫЙ УРОК 215

ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК 217

ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК 218

ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК 218

ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК 218

ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ ПРЕДЗАЧЕТНЫЙ УРОК 219

ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ ЗАЧЕТНЫЙ УРОК 219

ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА 221

Глава XXXVI
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 221

Глава XXXVII
ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ШЕКСПИРА 227

Глава XXXVIII
ЭКСПОЗИЦИЯ ПОЕДИНКА В ТРАГЕДИИ «ГАМЛЕТ». ТИПОВОЙ ПОДБОР ПРИЕМОВ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ ТРАГЕДИИ «КОРОЛЬ ЛИР». БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА — ПОЕДИНОК В ОПЕРЕ Ш. ГУНО «ФАУСТ» 235

ОСНОВНЫЕ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ 253

Мой отец, Иван Эдмундович Кох, вчерне завершил рабо­ту над переизданием учебника «Сценическое фехтование» к 1974 году. По независящим от него обстоятельствам, с одной стороны, и вследствие не до конца проработанного текста — с другой, учебник при его жизни так и не был издан.

Время стремительно и беспощадно. Не со всеми идеями автора можно согласиться сегодня, не всегда можно разделить его точку зрения на ряд методических указаний. Вычитывая страницы рукописи сейчас, от некоторых ее разделов я отказа­лась, ввиду их неактуальности, в отдельные главы мною были внесены незначительные коррективы, что-то было отредакти­ровано капитально.

Взявшись за эту работу, я руководствовалась только одной задачей, как бы странно это ни звучало в контексте вышеска­занного, — максимально сохранить учебник И. Э. Коха соответствующим мощи его личности, без неизбежной «шелухи», возникающей из-за огромного по объему материала.

И. Э. Кох — имя почти нарицательное — это тот фундамент, который лежит в основе всей театральной педагогики в обла­сти сценического фехтования. Как продолжатель династии, как последователь в профессии считаю своим долгом завершить, наконец, работу над учебником, пролежавшим невостребован­ным тридцать три года, и сделать этот капитальный труд до­ступным для широкого круга читателей. Очень надеюсь, что, убрав частности, я сохранила целое.

Моя огромная благодарность Гуманитарному универси­тету профсоюзов, взявшему на себя просветительскую мис­сию, и прежде всего ректору, профессору А. С. Запесоцкому;

ректору СПбГАТИ, профессору Л. Г. Сундстрему; преподавателю кафедры пластического воспитания ГТИ им. Б. Щукина А. И. Назаренко за фото­графии, подбор рисунков и гравюр и Заслуженному артисту РФ Б. А. Ма­карову, без помощи которых это издание не могло быть подготовлено; профессору кафедры пластического воспитания ВТУ им. М. С. Щепкина А. Д. Мовшовичу и профессору кафедры актерского мастерства СПбГАТИ А. С. Шведерскому, рецензентам — за тактичность высказанных замечаний и доброжелательность; председателю Гильдии режиссеров и педагогов по пластике профессору ГТИ им. Б. Щукина Г. В. Морозовой; ректорату ГТИ им. Б. Щукина.

профессор кафедры режиссуры и
актерского искусства СПбГУП

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ

Предлагая вниманию читателей переиздание книги И. Э. Коха «Сценичес­кое фехтование», стоит напомнить, что ее первое издание вышло в 1948 году. Этот уникальный труд выдающегося театрального педагога более пятидесяти лет служил единственным полноценным пособием в такой особой области теат­рального творчества, как сценическое фехтование. Иначе говоря, эта книга была единственным источником знаний о сценическом исполнении боевых действий, к которому могли обращаться все, кто связал свою жизнь с искус­ством театра — актеры, педагоги и учащиеся театральных школ, режиссеры-постановщики спектаклей и театральные фехтмейстеры.

Неудивительно, что книга быстро стала библиографической редкостью; странно другое — что переиздать ее собирались так долго. Об этом нельзя говорить без горечи: ведь И. Э. Кох еще в 1974 году подготовил рукопись новой редакции своего труда, существенно дополнив его и внеся исправле­ния, подсказанные ему педагогической и постановочной практикой в течение двадцати пяти лет, прошедших после первой публикации книги.

Все, кто читал книгу И. Э. Коха в прошлом веке, легко увидят в ней много нового. Кроме того, эта редакция существенно расширяет круг специалистов, которым она может быть полезна. Люди старшего поколения, давно работа­ющие в этой профессии, найдут в книге немало новых, малоизвестных сведе­ний по истории фехтования — например, приемы боя на дубинках в средневе­ковой Англии или древнерусского боя на ослопах, а также целый ряд примеров яркого сценического воплощения батальных сцен в спектаклях и фильмах.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании алиментов на ребёнка и супругу

Они смогут сопоставить с ними свои представления о возможностях ис­пользования боевых навыков в спектаклях по произведениям мировой клас­сики. Даже те мысли автора, которые могут кому-то показаться спорными, с позиций современных исканий в сфере театральной эстетики, будут полезны, поскольку заставят задуматься об основных принципах создания театральных форм, а возможно, и натолкнут на создание каких-то свежих, оригинальных

композиционных решений, ибо в книге содержится богатый, компактно подоб­ранный материал об особенностях бытового поведения людей в разные исто­рические эпохи — сведения, которых нельзя найти нигде, кроме этой работы.

Для молодого поколения педагогов и фехтмейстеров, сформировавшегося в конце XX века, и для тех, кто только начинает свой путь в этой профес­сии в наши дни, бесценен не только исторический материал книги. В новом издании имеется обширный раздел, посвященный педагогической практике. Изложенный тщательно, со свойственным И. Э. Коху вниманием к малейшим подробностям педагогического процесса, этот раздел — подлинная школа для начинающего практическую работу педагога по фехтованию.

Не так часто встречаются учебные пособия, где весь практический ма­териал изложен в виде последовательных уроков, а в каждом уроке описано содержание упражнений; более того, у И. Э. Коха каждое упражнение сопро­вождается методическими пояснениями и рекомендациями. Если же кому-то такое детальное изложение учебного процесса покажется слишком педантич­ным, то ответ на подобное замечание лежит на поверхности: против дилетан­тизма, процветающего ныне во всех сферах нашей жизни, есть только одно средство борьбы — безупречное знание каждым человеком избранной про­фессии и добросовестное служение своему делу, пусть даже это называется педантизмом.

Но никому из тех, кто знал Ивана Эдмундовича Коха, не придет в голову назвать его педантом. Это был мастер своего дела, яркая творческая личность; по существу, именно он создал сценическое фехтование как специальную дисциплину, вошедшую в программы театральных учебных заведений нашей страны.

До 1930-х годов такой учебной дисциплины не было: фехтование сущест­вовало как вид спорта, который поощрялся в театральных школах, но не имел конкретной сценической направленности. Однако ощущалась потребность в такой дисциплине и предпринимались первые попытки ее создания: обычно такие попытки делали фехтмейстеры, ставившие сцены боев в спектаклях.

Один из таких фехтмейстеров, А. Люгарр, выпустил в 1908 году книгу «Школа сценического фехтования», которая благодаря своему названию про­извела такую сенсацию, что в 1910 году вышла вторым изданием. Но даже ее автор, который подошел к проблеме сценического фехтования достаточно серьезно, смог эту проблему только поставить, но не знал, как ее разрешить. Свою точку зрения относительно необходимости обучать актеров не спор-

тивному, а сценическому фехтованию, он не смог подтвердить предложением конкретной методики обучения. Единственной его реальной заслугой было введение в оборот термина «сценическое фехтование». Но и за это мы долж­ны быть ему благодарны: ведь это произошло сто лет назад.

Как видно, театральная педагогика ждала появления такого человека, который способен не просто осознать необходимость особой дисциплины, именуемой сценическим фехтованием, а создать ее — разработать теорию и методику учебного предмета, отвечающего принципам русской театральной школы, деятельность которой основана на системе К. С. Станиславского. Такой человек появился — это был И. Э. Кох.

Начиная с середины XX века среди выпускников Ленинградского теат­рального института не было никого, кто бы не вспоминал с теплотой и благо­дарностью имя Ивана Эдмундовича Коха и его уроки по сценическому дви­жению и фехтованию. На этих уроках будущие актеры и режиссеры не только получали знания и навыки, которые были им необходимы для успешной сце­нической деятельности; они видели перед собой в лице этого выдающегося человека образец высокого профессионализма и учились у него истинно бла­городному отношению к людям и к искусству театра.

Невозможно оспорить общеизвестную истину, гласящую: в отечествен­ной театральной школе не кто иной, как И. Э. Кох заложил научные осно­вы воспитания пластической культуры актера. Он разработал, проверил на практике и изложил в своих трудах теорию и методику преподавания дисцип­лин, развивающих и тренирующих двигательный аппарат актера. Изданная в 1948 году книга «Сценическое фехтование» — серьезный труд, содержав­ший сведения об истории боя на холодном оружии, о вооружении и приемах боя в разных странах Европы начиная с античных времен. Единственная имевшаяся к тому времени на русском языке книга А. Люгарра о сценическом фехтовании не идет ни в какое сравнение с трудом И. Э. Коха, хотя труд этот и был скромно определен в подзаголовке как учебное пособие.

В 1970 году вышла его книга «Основы сценического движения», в кото­рой были изложены результаты многолетней педагогической практики авто­ра в области воспитания двигательной культуры актера. В слове «Основы» выражалась щепетильная скромность профессора Коха, но содержание книги действительно составило те основы, на которые опирается все дальнейшее развитие пластического воспитания в нашей театральной школе вплоть до наших дней. И не будет преувеличением сказать, что это воспитание весьма

заметно влияет на высокий уровень репутации, которой пользуется русская актерская школа во всем мире.

И. Э. Кох был подлинным рыцарем созданной им профессии, и когда его не стало, каждый из воспитанных им учеников почувствовал невосполнимость потери. Но как истинный рыцарь, Иван Эдмундович Кох не покинул нас окончательно: он оставил нам рукопись книги, которую писал в послед­ние годы жизни. И наконец эта книга подготовлена к печати! Низкий поклон Е. И. Стуровой, дочери И. Э. Коха, подготовившей рукопись, и всем, кто при­нимал участие в хлопотах по ее изданию! Благодаря ей он снова с нами, наш любимый, незабываемый, великий Иван Эдмундович Кох!

Еще статьи:

  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Повар требования и обязанности Должностная инструкция повара 4-го разряда ______________________________ (инициалы, фамилия) (наименование организации, ______________________ предприятия и т.п., его (директор или иное организационно-правовая форма) должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную […]
  • Таможенный союз экспертиза Глава 53 Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его […]
  • По каким дням выплачивается пособие по безработице По каким дням выплачивается пособие по безработице Версия сайта для слабовидящих Обычная версия сайта В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ : 1950 руб./мес. - мин. 10400 руб./мес. - макс. для граждан предпенсионного возраста 14 664 руб./мес.-макс. условия выплаты пособия по безработице ПОСОБИЕ ПО […]