Учебное пособие психология немов

Психология. Книга 1. Общие основы психологии

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

Настоящее издание является учебником по психологии для высших педагогических учебных заведений. Оно состоит из трех книг, включающих в себя полный основной курс психологических знаний, необходимых преподавателю, воспитателю и руководителю, работающему в системе образования. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к обучению и воспитанию детей: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии управления и некоторых других психологических дисциплин.

Данная, первая книга учебника содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью.

Текст учебника снабжен необходимым методическим аппаратом, который может понадобиться как преподавателю, так и студентам. Этот аппарат включает в себя фрагменты программы курса, изложенные в виде резюме в начале каждой главы учебника. Эта часть текста выделена словами «краткое содержание», которые следуют сразу после названия главы. Наименования отдельных параграфов, соответствующие вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях, в кратком содержании выделены. В конце каждой главы имеются темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, вопросы к экзаменам и зачетам, а также темы, рекомендуемые для написания рефератов и проведения самостоятельной исследовательской работы студентов.

Каждая глава завершается списком литературы по теме. Он включает в основном работы, опубликованные в течение последних двадцати лет. Список литературы разделен на три группы: I – литература, предназначенная для подготовки к семинарским занятиям.

II – литература, рекомендуемая для написания рефератов, подготовки тематических сообщений (докладов).

Ill – литература, рекомендуемая для самостоятельных научных исследований по данной теме.

Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Соответственно подразумевается, что человек, приступающий к проведению самостоятельных научных исследований на заданную тему и обращающийся к литературе из группы III, уже знаком с первоисточниками, отнесенными к группам I и П. Иными словами, в списке использован кумулятивный принцип представления рекомендуемой литературы.

Схема расположения литературных первоисточников и связанных с ними отсылок следующая. Сначала в списке дается название произведения с соответствующими библиографическими данными. Затем в скобках – наименование проблем и вопросов, по которым можно найти информацию в данном первоисточнике с указанием страниц. Иногда формулировки проблем и вопросов соответствуют наименованиям разделов, глав и параграфов цитируемых книг, иногда отличаются от них. Отличающееся от имеющегося в первоисточнике название дается в том случае, если книжный заголовок не вполне точно отражает тематическое содержание текста с точки зрения его соответствия изучаемой теме программы курса.

В конце учебника имеется словарь основных психологических понятий [1] . Его задача – ввести полные и емкие определения основных научных понятий курса.

Раздел I. Введение в психологию

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Краткое содержание

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Психологические аспекты образования. Принципиальная невозможность решения проблем обучения и воспитания детей без участия психологов. Необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Значение возрастной психологии для педагогики. Роль дифференциальной психологии, психофизиологии, генетической психологии для обучения и воспитания детей. Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике. Использование данных медицинской психологии, патопсихологии и социальной психологии. Проблема профессиональной психологической подготовленности учителя и воспитателя. Вклад психологии труда, психотерапии и психокоррекции в решение проблем образования.

Определение психологии как науки. Примеры явлений, которые изучает современная психология. Доступность и трудность их научного познания. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные (абстрактные и конкретные) понятия, с помощью которых описываются изучаемые в психологии явления.

Основные отрасли психологии. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук.

Методы исследования в психологии. Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Значение математики для получения достоверных психологических знаний. Внедрение вычислительной и другой техники в психологический эксперимент.

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что – приобретенным, социально обусловленным. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека. Если в ходе эксперимента будет доказано, что интересующие исследователя качества в обучении и воспитании сформировать нельзя, а также будет установлено, что они появляются и развиваются по мере биологического созревания организма, то эти качества можно считать биологически обусловленными – задатками.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. В структуру задатков и способностей входят многие процессы, свойства и состояния человека. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Довольно рано, еще в дошкольном возрасте, обнаруживаются существенные индивидуальные различия между детьми. С их учетом должна строиться практика педагогического воздействия. Достоверную информацию об этих различиях позволяет получить дифференциальная психодиагностика. И здесь опять требуется участие профессионального психолога.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами, они же разрабатывают и проверяют, предлагая школе, методы психологического тестирования уровня развития детей. Систематическое применение тестов позволяет судить о том, как развивается ребенок, и своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков.

Одна из частных задач педагогической практики, которая ставится и решается в ходе такой работы, – выявление нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы), детей с задержками развития (отстающих) и ускоренно развивающихся (одаренных). Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие – потому, что плохо усваивают школьный материал, а одаренные – по причине неполного использования своих возможностей для развития.

Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которая не может быть правильно решена без участия психолога, – это определение причин отставания ребенка от своих сверстников в учебе и развитии. Другая проблема, – пожалуй, не менее важная и не менее ответственная, особенно в наши дни, – создание благоприятных условий для развития одаренных детей. И здесь учителю требуется квалифицированная психологическая помощь.

В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, т. е. построении его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Точно определить уровень развития и возможности ребенка без участия психолога также практически невозможно. Только с помощью научно проверенных приемов психодиагностики устанавливается индивидуальность ребенка в тех ее проявлениях, которые скрыты от внешнего наблюдения, от учителей, родителей и самого ребенка. Такие индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний.

Практика обучения и воспитания чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счете адресованные отдельным детям, преломляются (опосредствуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.

В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с педагогами. Но для того чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний. Их представление и усвоение – задача данного курса.

Психология как наука

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII–XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека [2] .

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях – больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 1, табл. 1).

На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления [3] .

Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

Таблица 1. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии

Большая часть перечисленных в табл. 1 понятий и явлений раскрывается в учебнике. Однако для самого общего предварительного знакомства с ними можно обратиться к имеющемуся в конце книги словарю-указателю психологических терминов.

Основные отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4–5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Рис. 2. Структура общей психологии

Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии – медицинская и патопсихология, а также психотерапия – имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки – объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

Немов Р.С.. Книги онлайн

Немов Роберт Семенович — действительный член Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности.

Читайте так же:  Пеня за налог на квартиру

Немов Р.С. имеет более 120 публикаций в отечественной печати и четыре — за рубежом.

Учебное пособие «Психология», М., 1990, написанное им для педучилищ и педвузов, стало одним из основных нормативных учебников при подготовке специалистов-педагогов.

В 1993 г. вышел новый трехтомный учебник Немова Р.С. по психологии человека, возрастной, педагогической и социальной психологии.

Восприятие.
Методика «Чего не хватает на этих рисунках? »
Методика «Узнай, кто это»
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках? »
Методика «Чем залатать коврик? »

Методы диагностики внимания.
Методика «Найди и вычеркни»
Методика «Проставь значки»
Методика «Запомни и расставь точки»

Методы диагностики памяти.
Методика «Узнай фигуры»
Методика «Запомни рисунки»
Методика «Запомни цифры»

Книга является первым издаваемым в нашей стране вузовским учебником по психологическому консультированию и соответствует курсу по данной дисциплине, на базе которой готовят практических психологов.

Учебник написан на современном научном уровне и обеспечен необходимым методическим материалом.

Словарь содержит более 11 000 определений психологических терминов, а также терминов из смежных с психологией наук, таких как философия, биология, медицина, генетика, физиология, математика, физика и другие, что отражает современную систему психологических знаний, как в теории, так и в практике.

Кроме определения терминов в ряде статей представлены многие научные теории, дается дополнительная информация о рассматриваемых явлениях. Словарь включает также сведения об известных российских и зарубежных ученых.

Соавтор: Алтунина И.Р.

В пособии изложены основные представления о социально-психологических феноменах и процессах, их основных особенностях и формах проявления.

Чтобы помочь студенту в самостоятельной работе, каждая глава открывается кратким описанием содержащегося в ней материала, а заканчивается контрольными вопросами для самопроверки и списком дополнительной литературы.

Пособие снабжено также большим справочным аппаратом: словарем социально-психологических понятий и словарем персоналий.

Немов Р. Психология. т.1

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание является учебником по психологии для высших педагогических учебных заведений. Оно состоит из трех книг, включающих в себя полный основной курс психологических знаний, необходимых преподавателю, воспитателю и руководителю, работающему в системе образования. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к обучению и воспитанию детей: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии управления и некоторых других психологических дисциплин.
Данная, первая книга учебника содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью.
Текст учебника снабжен необходимым методическим аппаратом, который может понадобиться как преподавателю, так и студентам. Этот аппарат включает в себя фрагменты программы курса, изложенные в виде резюме в начале каждой главы учебника. Эта часть текста выделена словами «краткое содержание», которые следуют сразу после названия главы. Наименования отдельных параграфов, соответствующие вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях, в кратком содержании вьщелены. В конце каждой главы имеются темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, вопросы к экзаменам и зачетам, а также темы, рекомендуемые для написания рефератов и проведения самостоятельной исследовательской работы студентов.
Каждая глава завершается списком литературы по теме. Он включает в основном работы, опубликованные в течение последних двадцати лет. Список литературы разделен на три группы:
I — литература, предназначенная для подготовки к семинарским занятиям.
II — литература, рекомендуемая для написания рефератов, подготовки тематических сообщений (докладов).
III — литература, рекомендуемая для самостоятельных научных исследований по данной теме.
Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Соответственно подразумевается, что человек, приступающий к проведению самостоятельных научных исследований на заданную тему и обращающийся к литературе из группы III, уже знаком с первоисточниками, отнесенными к группам I и II. Иными словами, в списке использован кумулятивный принцип представления рекомендуемой литературы.
Схема расположения литературных первоисточников и связанных с ними отсылок следующая. Сначала в списке дается название произведения с соответствующими библиографическими данными. Затем в скобках — наименование проблем и вопросов, по которым можно найти информацию в данном первоисточнике с указанием страниц. Иногда формулировки проблем и вопросов соответствуют наименованиям разделов, глав и параграфов цитируемых книг, иногда отличаются от них. Отличающееся от имеющегося в первоисточнике название дается в том случае, если книжный заголовок не вполне точно отражает тематическое содержание текста с точки зрения его соответствия изучаемой теме программы курса.
В конце учебника имеется словарь основных психологических понятий1. Его задача — ввести полные и емкие определения основных научных понятий курса.
В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их лучшего усвоения, а также для устранения необходимости повторного обращения читателя к первой книге с целью припоминания содержания того или иного понятия.

УДК 159.9(075.8) ББК 88х73
Немов Р.С.
Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).
Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров. Книга 1 содержит общие основы психологических знаний, а также знания из области психофизиологии, психологии человеческой деятельности и познавательных процессов, психологии личности, межличностных отношений, социальной психологии, истории психологии.
УДК 159.9(075.8) ББК 88я73
© Немов Р.С, 1997
© Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997
© Художественное оформление обложки. ISBN 5-691-00552-9
Гуманитарный издательский центр
ISBN 5-691-00553-7(1) «ВЛАДОС», 1997

Р.С.НЕМОВ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2 Р.С.НЕМОВ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям педагогического и социально-экономического профилей Москва 2003 (г-г^*гт

3 УДК 159.9(075.32) ВБК 88.3я723 Н50 3 Рецензент: доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова А. И. Подольский Немов Р.С. Н50 Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. ISBN Учебник написан доктором психологических наук, профессором Р.С. Немовым, известным автором многих учебников по психологии. В его основу положена программа курса «Общая психология для средних педагогических учебных заведений». Книга построена на новом материале, отвечающем современному уровню развития психологической науки. УДК 159.9(075.32) ББК 88.3я723 Немов Р.С, 2001 Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 Серийное оформление обложки. ^ Гуманитарный издательский ISBN центр «ВЛАДОС», 2001 Оглавление Предисловие 6 ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.9 Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы Общее представление о психологии 9 2. Психологические знания в жизни людей Научная психология Практическая психология Методы изучения психических явлений 26 Глава 2. Психология человека и животных: сравнительный анализ Простейшие психические явления Психика и поведение животных Психология и поведение человека 43 ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 50 Глава 1. Ощущения и восприятие Ощущения как главный источник познания человеком себя и окружающего мира Измерение и изменение ощущений Восприятие Восприятие человеком пространства, движения и времени 66 Глава 2. Внимание Определение и виды внимания Свойства и функции внимания Развитие внимания 80 Глава 3. Память Понятие о памяти Виды памяти человека и их особенности Законы памяти Формирование и развитие памяти 109 Глава 4. Воображение Понятие о воображении Роль воображения в жизни человека Природные факторы и социальные условия, влияющие на воображение Развитие воображения 127

4 4 5 Глава 5. Мышление Определение мышления, его основные виды Процессы и операции мышления Творческое мышление Формирование и развитие мышления 157 Глава 6. Речь Речь и язык. Виды речи и ее роль в жизни человека Речь как средство общения (коммуникативная функция речи) Речь как инструмент мышления (интеллектуальная функция речи) Соотношение мышления и речи 185 Глава 7. Сознание Общее представление о сознании Понятие о бессознательном Соотношение сознания и бессознательного..204 ЧАСТЬ III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 208 Глава 1. Человек как личность Понятие о личности Структура личности в разных теориях Формирование и развитие личности 226 Глава 2. Способности Понятие и виды способностей Способности и задатки Высшие способности человека Развитие способностей 244 Глава 3. Темперамент Понятие и типы темперамента Природные основы темперамента Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.255 Глава 4. Воля и характер Понятие о воле. Волевые качества личности Характер человека. ‘ Типы характеров людей. : Формирование характера человека 286 Глава 5. Эмоции Виды и роль эмоций в жизни человека Происхождение и динамика эмоций Связь эмоций с другими психологическими особенностями и поведением человека 307 Глава 6. Потребности и мотивы поведения Понятие о мотивации Основные подходы к объяснению мотивации поведения человека Виды, динамика и иерархия потребностей человека..» Мотивация социального поведения 332 ЧАСТЬ IV. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ 343 Глава 1. Деятельность человека и общение людей Понятие о деятельности Деятельность и познавательные процессы человека Понятие об общении Общение и развитие личности 359 Глава 2. Человеческие взаимоотношения Понятие о человеческих взаимоотношениях Взаимоотношения людей в малых социальных группах Проблемы человеческих взаимоотношений Глава 3. Восприятие и понимание людьми друг друга Что такое восприятие человека человеком. Из чего складывается образ человека как личности Психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга Влияние восприятия и понимания людьми друг друга на их взаимоотношения и поступки 393

5 6 Предисловие За последние годы очень многое изменилось в состоянии отечественной психологии. Впервые стали открытыми для широкого российского читателя многие произведения зарубежных ученых, которые ранее не публиковались вовсе или выпускались ограниченными тиражами. Появилось огромное количество публикаций и наших ученых, в том числе переиздания лучших произведений отечественной психологической науки прошлых лет. Возникла и получила широкое распространение в нашей стране практическая психология. Резко возрос интерес к самой профессии психолога. По статистическим данным, ее стремятся получить как минимум в десять раз больше людей, чем раньше, и число учбеных заведений, где готовят практических психологов, увеличилось за эти годы более чем в десять раз. В то же время следует признать, что студенты средних специальных учебных заведений, которым адресуется этот учебник, по-прежнему продолжают изучать общую психологию в основном по старым учебникам, написанным и изданным еще до начала перестройки. Автор одного из таких учебников, выдержавшего несколько переизданий 1, Вадим Андреевич Крутецкий, с которым, по счастью, был лично знаком я, автор настоящей книги, обратился ко мне с предложением написать учебнометодическое дополнение к своему учебнику. Такое дополнение вскоре появилось 2, что расширило изданный почти четверть века назад замечательный учебник В.А.Крутецкого. Однако за это время, богатое разными позитивными и негативными социально-экономическими событиями в российской истории, произошли изменения в отечественной психологии. Они потребовали написания нового, более современного учебника. И вот он перед вами, дорогой читатель, представлен на ваш суд, на квалифицированную, профессиональную и потребительскую, в лучшем смысле этого слова, оценку. Мне довелось стать автором вузовского и предназначенного для средних учебных заведений учебников по психоло- 1 Крутецкий В. А. Психология. — MJ: Просвещение, Немое Р. С. Психология. — М.: Просвещение, Предисловие 7 гии. Поэтому данный учебник по общей психологии для средних специальных учебных заведений, с одной стороны, учитывает содержание действующих учебников для вузов и вполне соответствует тому, что уже нашло в них отражение 1, а с другой стороны, значительно расширяет и обновляет их содержание, фактически предшествуя появлению новых, переработанных и дополненных учебников для высшей школы 2. В нем содержатся все основные разделы традиционного курса общей психологии и, кроме того, некоторые важные, выборочные знания из социальной психологии, которые учащиеся средних специальных учебных заведений обычно не получают из других курсов по психологии (в частности, знания о психологических особенностях человеческих отношений, представленные в последней части учебника). Структура учебника такова, что, кроме развернутого оглавления, предшествующего всему тексту учебника, в начале каждой отдельной главы представлен план, по которому читатель может сориентироваться в материале, рассматриваемом в главе. В планах к отдельным главам, написанных петитом, жирным шрифтом выделяются названия параграфов главы, а светлым их краткое содержание в виде вопросов, которые далее последовательно обсуждаются в соответствующей главе. Собранные в целом, такие введения к текстам глав представляют собой развернутую программу всего курса общей психологии ту, на основе которой написана данная книга. Все вопросы, обозначенные во введениях к главам учебника, обязательно повторяются в тех же формулировках в текстах соответствующих глав. Вслед за вопросами идут ответы на них, поэтому читатель сравнительно легко, не изучая всю главу, может найти ответ на тот или иной интересующий его вопрос. Сам вопрос обычно выделяется жирным шрифтом. — В связи с тем что в учебнике довольно много незнакомых студентам новых научных терминов, знание которых необ- 1 Немое Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001; Немое Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 2. Психология образования. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2000; Немое Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 3. Психодиагностика. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, Над таким обновленным учебником по общей психологии и ряду других психологических дисциплин автор в настоящее время работает.

6 8 Предисловие ходимо при изучении психологии как науки, возникла необходимость ввести определения этих терминов. Автор, однако, отказался от отдельного написания традиционного терминологического словаря, помещаемого обычно в конце отдельных глав или в конце учебника в целом, и предпочел раскрывать содержание соответствующих научных терминов сразу же, как только они впервые встречаются в тексте. Определения терминов даются как в тексте, так и в сносках на соответствующих страницах учебника. Кроме того, в некоторых случаях понадобилось вводить иллюстрации к текстовому материалу и дополнительные разъяснения, которые не являются обязательными для курса общей психологии. Разъяснения представлены в подстрочных сносках к соответствующим страницам текста. При первом знакомстве с текстом учебника их можно пропустить, однако углубленное изучение психологии предполагает освоение учащимися и этого, дополнительного материала. Автор надеется, что подготовленная им книга окажется полезной для студентов и преподавателей психологии средних специальных учебных заведений, и с благодарностью примет все предложения и замечания по совершенствованию и доработке текста учебника. Предмет психологии, ее задачи и методы 9 Часть I Введение в психологию Глава 1 Предмет психологии, ее задачи и методы 1. Общее представление о психологии.. Что означает слово «психология». Что такое психика. Какие явления относятся к разряду психических. Чем психические явления отличаются от других явлений, существующих в мире. Где изучаются психические явления и где в жизни людей используются знания о них. Какими знаниями о психике располагают люди. Какие виды психологических знаний называются научными, житейскими и практическими. 2. Психологические знания в жизни людей. Где и как применяются психологические знания в сфере образования. Как используются психологические знания в медицине. Каково значение психологических знаний в экономике, политике, области права, других сферах человеческой деятельности. 3. Научная психология. Что изучает психология как наука. Когда и как возникла научная психология. Чем психология как наука отличается от других наук. Какие отрасли научной психологии существуют в настоящее время. Что отличает научные психологические знания от ненаучных. Где применяются научные психологические знания. 4. Практическая психология. Что такое практическая психология. Как возникла и развивалась практическая психология. Чем занимаются практические психологи. Что представляют собой методы практической психологии. Где используются практические психологические знания и умения. 5. Методы изучения психических явлений. Что называется методами научного познания. Каким образом можно изучать психические явления. Каковы основные группы методов научного изучения и практического познания психических явлений. 1. Общее представление о психологии Что означает слово «психология». Буквально это слово означает «знание о душе» или «наука о душе». Первая часть этого слова указывает на особый мир явлений, находящихся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. Вторая часть этого слова показывает, что речь идет или о представлениях людей об этих явлениях, сложившихся в результате накопления жизненного опыта, или об особой науке, которая возникла и существует для получения точных, достоверных знаний об этих явлениях. Слово «психология» греческого происхождения. Древняя Греция явилась первой европейской страной, в которой собранные в древности (прежде всего в Древней Азии и на

7 10 Введение в психологию Древнем Востоке) знания впервые были осознаны и представлены как научные. Многие из вновь возникших наук получили названия, которые так же, как и слово «психология», заканчиваются на «-логия», например: астрология, филология, биология, зоология. Греческое.слово «логос» в переводе на русский язык означает «мысль», «разум». Следовательно, термин «психология», появившийся намного позднее соответствующей системы научных знаний, на русский язык можно перевести как «разумная мысль о душе». В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозначают общими словами «душа» или «психика». В повседневном языке для обозначения соответствующих явлений используются оба термина, ученые же предпочитают пользоваться только термином «психика». Что такое психика. Какие явления относятся к разряду психических. К разряду психических явлений, объединяемых термином психика, относят четыре группы явлений, которые включают в себя: психические процессы (иногда по отношению к ним также применяют и другие названия, например, «психологические, процессы», «психические функции»), психические состояния, психические свойства человека и так называемые массовидные явления психики. Психические процессы включают в себя ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека. С помощью этих процессов человек познает себя и окружающий мир, поэтому они также называются познавательными или когнитивными 1 процессами. Психические состояния характеризуют те внутренние переживания, которые имеются у человека в данный момент времени. К ним относятся эмоции, изменчивые состояния внимания 2, различного рода переживания, состояния удовольствия, неудовольствия, покоя, беспокойства и др., возни- 1 Слово «когнитивный» в переводе с английского языка на русский означает «познавательный», «связанный с познанием», «относящийся к знаниям». 2 Особой строгости в отнесении тех или иных психических явлений к группе процессов, состояний и свойств не существует, поэтому, например, внимание одновременно характеризуют и как процесс, и как состояние психики человека. Точно так же, например, чувства человека одновременно выступают и как его состояния, и как его психические (психологические) свойства. Предмет психологии, ее задачи и методы 11 кающие у человека в процессе удовлетворения его потребностей, преодоления препятствий на пути к достижению цели. Психическими свойствами (другое их название индивидуальные или личностные свойства человека) называют более или менее устойчивые психологические особенности человека, которые остаются с ним в течение всей жизни, более или менее постоянно проявляются в его поведении и отличают данного человека от других людей, характеризуя индивидуально своеобразное именно для него поведение. Это, например, способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мотивы поведения, устойчивые отношения человека к себе, к окружающим людям, к тому, что происходит вокруг него 1. Термин «массовидные явления психики» относится к таким явлениям, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, в частности, в отличие от перечисленных выше процессов, состояний й свойств относятся не к отдельно взятому человеку, а к группам людей. Это, например, мода, паника, слухи, общественное мнение. Эти явления специально изучаются в науке, называемой социальной психологией. Чем психические явления отличаются от других явлений, существующих в мире. Ответ на данный вопрос дать непросто, так как психические явления трудно сравнивать с другими известными науке явлениями, например, физическими, химическими, биологическими, математическими. Кроме того, психические явления с очень большим трудом поддаются научному изучению. Все современные знания о психических явлениях выступают как косвенные, то есть полученные не путем прямого наблюдения за ними, а через признаки, в которых они проявляются, например поведенческие, речевые. Тем не менее наука о психологии человека, существующая и успешно развивающаяся уже около 2,5 тыс. лет, позволяет иметь точные, вполне достоверные и надежные знания об этих необычных явлениях. Психические явления невозможно полностью отождествить ни с одним из известных материальных процессов, ко- 1 Такие отношения в психологии называют социальными установками. Более подробно о них мы поговорим в последних главах учебника.

Читайте так же:  С какой зарплаты рассчитываются алименты

8 12 Введение в психологию торые изучаются в науках о природе. Они находятся как бы внутри человека, в то время как другие явления, изучаемые естественными науками, могут существовать как в самом человеке (физиологические процессы), так и вне его (физические и химические процессы). Психические явления идеальны, то есть они существуют лишь в виде идей в сознании людей и в той части их психики, которую современные психологи называют бессознательной 1. Это, правда, не значит, что в реальном мире этим, то есть психическим, явлениям ничто материальное не соответствует. Напротив, материалистически мыслящие ученые а таких ученых в настоящее время большинство признают, что психика самым тесным образом связана с работой материального органа тела мозга, а также с происходящими в нем вполне материальными процессами. Признание психических явлений как идеальных означает лишь то, что психические явления и процессы невозможно напрямую изучать с помощью методов, которыми для познания интересующих их явлений пользуются представители естественных наук: физики, математики, биологии, химии, географии и других. Психические явления не существуют вне явлений жизни. Это утверждение почти никто из современных ученых не оспаривает, хотя в древние времена многие ученые полагали, что душа (аналог того, что сейчас называется психикой) может существовать сама по себе, вне материальных тел и живых организмов. Психические явления по крайней мере так думают современные ученые присущи лишь высшим живым существам человеку и животным, в то время как другие явления можно обнаружить почти везде в существующем мире, в том числе в неживом. Где изучаются психические явления и где в жизни людей используются знания о них. Встречая человека, начиная разговаривать с ним, мы, как правило, обращаем внимание не только на его внешность, но и пытаемся познать его психологические особенности. Это необходимо для того, что- 1 Бессознательное это то, что существует в психике человека в виде ощущений, образов, идей и т.п., реально управляет психикой и поведением человека, но в каждый момент времени человеком не осознается. О бессознательных психических явлениях мы поговорим подробнее в следующих главах учебника. Предмет психологии, ее задачи и методы 13 бы лучше понимать, что говорит и делает данный человек, умело помогать ему, убеждать, располагать к себе, добиваться взаимопонимания в решении разнообразных вопросов, оказывать, если в этом есть необходимость, на него влияние. Так, например, если мы имеем дело с ребенком и перед нами стоит задача хорошо обучить и воспитать его, то нужно знать психологические особенности ребенка (у детей разного возраста они различные), его индивидуальность (у каждого ребенка свои особенности). Если к врачу приходит пациент, то возникает необходимость знать и понимать психологию больного. Без этого вряд ли врач сможет добиться успешного лечения человека. К каждому больному нужен свой психологический подход. Об этом знали и писали еще древнеегипетские и древнегреческие врачи. Руководителю необходимо оказывать влияние на подчиненного, пользуясь не только данной законом властью, но и другими доступными средствами, в том числе психологическими. Словом, почти всегда и почти везде, где приходится иметь дело с людьми, вступать с ними в общение, знание психологии оказывается необходимым. Психология человека интересует и тех, кто стремится получить точные, достоверные знания о людях, об их взаимоотношениях, о человеческой истории, культуре. Это, в частности, ученые, представляющие науки об обществе и науки о человеке, в том числе сами психологи, чьей главной задачей как раз и является познание психологии человека. Все, о чем говорилось выше, интересует человечество давно, с возникновения человеческой истории и культуры, уже несколько тысяч лет. Поэтому закономерен вопрос: Какими знаниями о психике располагают люди. Ответить на этот вопрос одновременно и просто, и непросто. Просто ответить потому, что психология как наука появилась в то историческое время, о котором мы располагаем дошедшими до нас достоверными документальными источниками. Это начало второй половины I тыс. до н.э. Если же иметь в виду новейший, современный уровень научного психологического знания, экспериментального и математически точного, то его накопление началось всего лишь около 150 лет назад в трудах немецких ученых и их последователей. Трудно найти убедительный ответ на данный вопрос потому, что психологические знания людей не ограничиваются

9 14 Введение в психологию тем, что известно только ученым. Можно предположить, что люди в целом знают о психологии намного больше, чем сами ученые-психологи. Это связано с тем, что люди получают знания о психологии через.богатый жизненный опыт, который, естественно, у всего человечества в целом намного больше, богаче и разнообразнее, чем у сравнительно небольшой группы ученых-психологов. (Даже в США, где профессиональных психологов больше, чем в других странах мира, их не более 1%.) Чем же отличаются знания, которыми располагает современная наука, от знаний, которыми располагают обычные люди, а также от знаний, которыми пользуются психологипрактики или практические психологи? Разницу в этих знаниях мы попытаемся выяснить, отвечая на вопрос: Какие виды психологических знаний называются научными, житейскими и практическими. Научными называют такие знания о психологии людей, которые считаются достаточно правильными и точными, причем их правильность можно доказать, пользуясь достоверными фактами и современной логикой научного доказательства, а точность обеспечить за счет применения соответствующих математических расчетов. Научные знания о психологии человека представлены в современной научной литературе, в выступлениях ученых на различных научных собраниях. Житейскими называют знания, которые научно не проверены, получены путем жизненного опыта. Их имеет каждый человек, однако они недостаточно надежны и достоверны. Эти знания неискушенный в психологии человек может получить, наблюдая и сравнивая с тем, что происходит в его собственном сознании или в душе. В таком наблюдении много субъективности 1. Практическими называют психологические знания, которые используются для оказания прямого психологическо- 1 Слово «субъективность» имеет несколько разных значений. В данном случае оно означает «необъективность», то есть недостоверность, неточность или несоответствие реальной действительности. Несмотря на то что субъективность самонаблюдения за психическими явлениями в настоящее время признается большинством ученых-психологов, когда-то этот метод познания психических явлений под названием «интроспекция» считался вполне надежным и единственно научным. Это было еще относительно недавно, в конце XIX в. Предмет психологии, ее задачи и методы 15 го воздействия на самих себя и на других людей. Практические психологические знания, в свою очередь, могут быть и научными, и житейскими. К ним обычно не предъявляют таких строгих требований, какие предъявляются к научным психологическим знаниям. Главное в этих знаниях быть полезными в работе с людьми, и если это так, то на их научную обоснованность, как правило, особого внимания не обращают. 2. Психологические знания в жизни людей Где и как применяются психологические знания в сфере образования. Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при подготовке работников образования. Впервые это произошло в начале XX в. в США. Во второй половине XX в. в высших учебных педагогических заведениях России изучалось уже не менее четырех обязательных психологических дисциплин. Это общая психология, психология развития, педагогическая психология и социальная психология. Приведем лишь некоторые иллюстрации к использованию психологических знаний в современном образовании. Для того, например, чтобы точно определить цели и содержание образования, надо знать не только задачи, которые общество ставит перед системой образования, но и возможности человека по освоению соответствующих знаний. Методы обучения должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, позволять им не только успешно осваивать предлагаемые знания, но и психологически развиваться. Эти требования касаются и подбора учебной литературы. Учителю психологические знания необходимы для того, чтобы он мог успешно обучать детей, а также, понимая их психологию, находить индивидуальный подход к каждому ребенку, рассчитанный на то, чтобы максимально помочь ему в психологическом развитии. Как используются психологические знания в медицине. Медицинская практика, связанная с предупреждением, диагностикой и лечением различных заболеваний, пожалуй,

10 16 Введение в психологию еще раньше, чем образование, оказалась самым тесным образом связанной с использованием психологических знаний. С древнейших времен было замечено, что успешность лечения прямо зависит от того, поверит,ли больной в возможности врача, в излечимость его заболевания. На протяжении нескольких тысячелетий тело и душу человека лечили не только медики, но и представители различного рода вероучений, например с помощью разного рода культов, обрядов. Все они активно использовали знания о психологии человека и оказывали психологическое воздействие на него, с тем чтобы избавить от разного рода недугов, переживаний. Более того, начиная с XVIII в. некоторые врачи стали добиваться даже официального признания в медицине методов психологического воздействия на человека с помощью внушения, гипноза именно как методов терапии или лечения различных заболеваний и к началу XIX в. добились этого. В XIX в. возникла и получила распространение психотерапия как практика использования психологических знаний и методов для лечения не только нервных и душевных, на также органических заболеваний. В XX в. получение научных и практических психологических знаний стало обязательным для врача, правда, несколько позднее, чем в сфере образования для учителя. Сейчас, например, во всех медицинских вузах России преподают такие психологические дисциплины, как клиническая психология 1, нейропсихология, патопсихология и ряд других. Каково значение психологических знаний в экономике, политике, области права, других сферах человеческой деятельности. Не в последнюю очередь профессия психолога стала привлекательной в последние годы благодаря тому, что она нашла применение в экономике, политике, области права. Рассмотрим соответствующие этому примеры из жизни. Успех в экономике, как известно, зависит от спроса на тот или иной товар, спрос от рекламы, а то и другое, вместе взятое, от людей, то есть от потенциальных покупателей. Как более или менее точно определить, будет ли данный то- 1 Клиническая психология это отрасль психологических знаний, касающихся нарушений психики при различных заболеваниях, способов их психологической диагностики и лечения с помощью психологических’ средств. Предмет психологии, ее задачи и методы 17 вар пользоваться спросом? Для этого необходимо знать не только потребности людей, но и психологию потребителей. Принимая решение о приобретении того или иного товара, люди далеко не всегда руководствуются исключительно рациональными мотивами. Чаще люди склонны к эмоциональному поведению, поэтому вряд ли человек будет покупать товар у продавца, который ему несимпатичен, даже если этот товар необходим покупателю. Он скорее продолжит поиски и обратится к другому продавцу. Реклама должна учитывать многое, что касается обыденной психологии людей, а также их образование, культуру, настроение, отношение и многое другое. С середины XX в. психологическое обеспечение и обоснование рекламы стало ее неотъемлемой частью. Значение психологических знаний в политике было осознано еще раньше, в начале XX в., когда эти знания стали применять в пропаганде для целенаправленного изменения отношения людей к тем или иным политикам и политическим событиям. Несколько позднее психологические знания нашли обязательное применение в избирательных кампаниях, и мы являемся живыми свидетелями того, как активно эти знания использовались на выборах, проходивших в нашей стране за последнее десятилетие (имеются в виду выборы двух российских президентов). Что касается юридической практики, то там так же, как в образовании и в медицине, психологические знания использутся не только в практике, но и при учебной подготовке юристов. Для юристов, например, преподают такие психологические дисциплины, как юридическая психология, пенитенциарная психология 1. Психологические знания применяют в процессе дознания, в судопроизводстве, в местах отбывания наказания. 3. Научная психология Что изучает психология как наука. Прежде чем отвечать на этот вопрос, следует уточнить, что в настоящее время словом «психология» объединяются несколько десятков частных наук, поэтому сформулированный выше вопрос 1 Пенитенциарная (исправительная) психология отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений.

11 18 Введение в психологию правильнее поставить так: что изучают современные психологические науки? Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые выше, в 1 этой главы, были названы психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставятся и решаются вопросы о сущности, происхождении и классификации этих явлений, о тех законах, которым они подчиняются в своем функционировании и развитии. Психология как наука изучает, как изменяются психологические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество. В психологии, вернее, в ее областях, которые находятся на стыке психологических наук и наук о строении и работе организма (это анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы 6 том, как психологические явления зависят от устройства и работы организма. Для психологической науки познание психических явлений не выступает в качестве единственной задачи. Вторая задача, которую берет на себя психология, это выяснение связей, которые существуют между психикой и поведением, и на этой основе научное объяснение самого поведения человека и животных. » Таково современное представление о предмете психологии. Оно возникло в начале XX в. и сложилось к его середине. Однако таким понимание пред-мета психологии было не всегда. Раньше психологию просто определяли как науку о душе, или о психике, и ученые не ставили перед собой задачу использования психологических знаний для понимания всего поведения человека. Но такое определение оказалось явно недостаточным для решения задач, которые перед психологией как практически ориентированной наукой поставил XX век. Для того чтобы психология стала признанной среди других на»ук, психологам XX в. пришлось обратиться к практике, и с этой задачей они успешно справились. Тем не менее поучительно кратко проследить историю становления предмета психологии в прошлом. Когда и как возникла научная психология. Отвечать на этот вопрос можно по-разному, в зависимости от того, что понимать под научной психологией. Если под научной психологией иметь в виду только ту науку, которая существует Предмет психологии, ее задачи и методы 19 и разрабатывается в наши дни, науку, которая соответствует современным требованиям, предъявляемым к наиболее развитым, естественным наукам, то временем возникновения научной психологии следует считать лишь середину XIX в., когда она действительно стала экспериментальной наукой, когда были сделаны первые открытия, касающиеся связи психических явлений с физическими, когда была продемонстрирована возможность точной количественной оценки, то есть измерения психических явлений. Однако если вести отсчет времени с тех пор, когда возникли научные знания вообще, когда знания о душе впервые стали рассматриваться как научные, тогда периодом возникновения научной психологии следует считать середину I тыс. до н. э. Именно в это время были созданы и дошли до наших дней первые философские трактаты, где специально ставились и отдельно рассматривались вопросы человеческой души. Так или иначе, но психология, как, впрочем, и многие другие современные науки, имеет как бы две даты своего рождения. Одна дата относится к древности и представляет собой момент зарождения научных знаний вообще, а другая дата касается современности и характеризует возникновение науки, которая является признанной сегодня и отвечает запросам нашего времени. Вместе с тем, несомненно, первоначально психология возникла и долгое время разрабатывалась как наука о душе в качестве философского знания наряду с логикой, этикой, эстетикой и рядом других областей знаний, впоследствии ставших самостоятельными науками. Чем психология как наука отличается от других наук. Ставя этот вопрос и отвечая на него, мы будем иметь в виду современную психологию и будем сравнивать ее с другими существующими в настоящее время науками. Прежде всего психология отличается от других наук тем, что имеет дело с нематериальными процессами и явлениями. Ни одна другая наука не занимается изучением таких явлений. Психологию отличает от других наук то, что она пользуется не совсем обычными методами познания необычных явлений, например, методом набюдения за тем, что происходит в сознании человека, наблюдением и описанием того, что ощущает, переживает, осознает человек (такой метод

Читайте так же:  В течение какого времени должны вернуть деньги приставы

12 20 Введение в психологию в психологии называется интроспекцией или самонаблюдением). Психология более чем другие науки претендует на понимание и объяснение поведения человека, и действительно, поведение человека существенным образом зависит от состо- * яния его психики. Какие отрасли научной психологии существуют в настоящее время. Таких отраслей довольно много, они представляют и так называемую «чистую» науку и связанную с ней практику жизни. В самом общем виде все современные психологические науки делятся на две большие группы: фундаментальные науки и прикладные науки. К фундаментальным психологическим наукам относят такие, в которых ставятся и решаются главные вопросы понимания и познания соотвествующих явлений, например, вводятся определения основных научных понятий для описания и представления психических явлений, собираются достоверно установленные научные факты, касающиеся изучаемых явлений, формулируются законы, управляющие этими явлениями, предлагаются объясняющие их теории. К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология. Основная задача фундаментальных наук состоит в том, чтобы получать знания., Прикладными называют такие науки, в которых изучаются психологические явления, представленные в отдельных видах деятельности людей. Главная цель прикладных наук состоит не столько в получении научных знаний, сколько в выработке рекомендаций по их использованию в соответствующих сферах практической деятельности людей. Прикладных отраслей психологии довольно много; их примерно столько же, сколько различных видов деятельности человека. К числу прикладных наук можно, например, отнести педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, инженерную психологию. В целом существует около 4 5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук. Что отличает научные психологические знания от ненаучных. На данный вопрос в отличие от двух предыдущих вопросов ответить сравнительно легко, так как критерии научности тех или иных знаний за последние несколько десят- Предмет психологии, ее задачи и методы 21 ков лет установились достаточно точно, и они распространились также на психологию как науку. Во-первых, научные психологические знания основываются на достоверных, то есть твердо установленных и проверенных учеными, фактах, а не на мнениях людей. Во-вторых, научные знания основаны на строгой, безупречной логике доказательства их существования. В отличие от этого житейские и практические психологические знания не обязательно являются столь строгими и логически безупречными. В-третьих, научные знания соответствуют признанным в настоящее время научным теориям, могут быть объяснены на их основе и, в свою очередь, могут явиться основой для создания или совершенствования новых, более современных научных теорий. В-четвертых, научные знания являются надежной основой для практических выводов и рекомендаций. Например, на основе научных психологических знаний можно разрабатывать и применять более эффективные методы практического, психологического воздействия на человека, чем, например, на основе житейских психологических знаний. Следует, однако, иметь в виду, что наука не стоит на месте, и то, что сегодня считается научным психологическим знанием, завтра может и должно быть заменено.другим, еще более точным и глубоким научным знанием. Так часто происходило на протяжении истории всех наук. Психология как относительно молодая современная наука в наши дни развивается очень быстро, и то, что считалось научным знанием всего лишь 30 или 40 лет назад, сегодня уже может не быть таковым. В этом случае говорят, что прежние научные знания устарели и их необходимо заменить на новые, более совершенные. К примеру, учение известного отечественного физиолога И. П. Павлова о свойствах нервной системы человека как природной основе темперамента и его же учение о физиологической основе поведения человека (учение об условных рефлексах) спустя всего лишь несколько десятков лет пришлось заменить на новое, более современное учение о свойствах нервной системы, разработанное психологами Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным, В. М. Русаловым, и на учение о физиологических многоуровневых функциональных систе-

13 22 Введение в психологию мах, предложенное физиологами Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным 1. Где применяются научные психологические знания. Научные психологические знания в настоящее время применяются везде, где необходимо учитывать психологию людей и человеческие взаимоотношения. Некоторые области их использования уже были обозначены выше. Это образование, медицина, экономика, политика, право. Но ими интерес к психологическим знаниям со стороны людей отнюдь не исчерпывается. Психологические знания нужны и с успехом используются для оптимальной организации труда человека и его взаимодействия с машинами. Этим занимается психология труда и инженерная психология. В последнем случае речь, в частности, идет о применении психологических знаний при конструировании различных технических устройств, с которыми человек имеет дело. Психологические знания нужны космонавтам и акванавтам (людям, работающим на больших глубинах под водой), специалистам, которые трудятся в необычных, экстремальных условиях. Психологические знания необходимы руководителям различных учреждений для того, чтобы успешно справляться с управлением организациями и людьми. Психологические знания используются в армии, в спорте для обеспечения психологической подготовки военных к несению службы и спортсменов к участию в соревнованиях. Психологические знания нужны всем без исключения людям для лучшего понимания самих себя и других людей, для установления с ними нормальных человеческих взаимоотношений. Психологические знания необходимы родителям для воспитания детей, учителям для их обучения, словом, почти всем людям. Разница состоит лишь в том, что одни люди осознают необходимость таких знаний, а другие не осознают. Однако установлено достаточно твердо: чем более образован, культурен и интеллектуально развит человек, тем больше он понимает значение психологических знаний, тем больше он стремится к их получению и использованию. То же са- 1 Н. А.Бернштейн доказал, что даже систему выученных движений человека нельзя свести только к условнорефлекторным связям, а П.К.Анохин убедил научный мир в том, что мозг человека при научении работает по гораздо более сложным законам, чем условные рефлексы. Предмет психологии, ее задачи и методы 23 мое касается стран и народов. Больше всего профессиональных психологов готовят и используют именно в тех странах, которые находятся на более высоком уровне социального и экономического развития. 4. Практическая психология Что такое практическая психология. Практической психологией называются методы, средства и приемы практического воздействия на психологию человека и через нее на его поведение. Практическая психология представляет собой совокупность знаний и умений, касающихся прямого воздействия на психологию и поведение человека. В отличие от этого научная психология имеет дело только с фактами и знаниями как таковыми, которые не предназначены для их практического использования. Исторически, однако, сложились и до сих пор существуют две разновидности практической психологии. Одна из них возникла и развивалась вне научного знания как сфера чисто практической психологической деятельности людей, опирающейся на их жизненный опыт и здравый смысл. Данная разновидность практической психологии представлена в практических действиях людей по отношению друг к другу в повседневной жизни там, где им приходится взаимодействовать и оказывать психологическое влияние друг на друга. В наилучших своих образцах и в наиболее удачных применениях она представлена, например, в действиях священников, врачей, политиков, педагогов, руководителей, родителей и других категорий людей, которым часто приходится иметь дело с другими людьми и оказывать на них влияние. Эти люди пользуются теми знаниями о психологии, которые сами получили в результате жизненного опыта. Этими же знаниями и умениями пользуются те люди, которые, не имея психологического образования, оказывают помощь другим людям, например, разного рода целители, экстрасенсы и т.п. Другая разновидность практической психологии появилась, когда психология как наука уже существовала и получила признание. Эта практическая психология изначально опиралась на точные научные знания о психике человека и представлена главным образом в прикладных отраслях современной психологии, например, педагогической, медицинской, инженерной, юридической.

14 24 Введение в психологию В соответствии с тем, о чем говорилось выше, можно поразному отвечать и на следующий вопрос: Как возникла и развивалась практическая психология. Если иметь в виду первую из указанных выше разновидностей практической психологии, то можно с полным основанием считать, что эта область деятельности возникла давно, примерно в то время, когда люди обнаружили, что они могут оказывать влияние друг на друга, осознали этот факт и стали им активно пользоваться. Наверное, именно в это время среди людей появились и те, кто по роду своей основной деятельности специально занимался оказанием чудодейственного воздействия на природу и на других людей, кого впоследствии стали называть священниками, колдунами, шаманами. Трудно сейчас точно определить, когда это могло произойти, но, наверное, не позднее III или II тыс. до н.э. — того периода времени, к которому относятся первые письменные, материальные свидетельства человеческих деяний.. Со временем первобытная практика психологического воздействия на человека была усовершенствована и оказалась широко представленной в современных обрядах, культах, обычаях, традициях, психологических умениях повседневного практического воздействия людей друг на Друга. Время возникновения второй разновидности современной практической психологии можно указать более точно. Это, скорее всего, последняя четверть XIX в. Именно тогда, то есть через несколько десятилетий после выделения психологии из философии и ее превращения в самостоятельную экспериментальную науку, появились первые прикладные отрасли психологии, такие, как педагогическая и медицинская психология. Чем занимаются практические психологи. Несмотря на разницу в истоках возникновения практической психологии, все современные практические психологи, в том числе и те, кто имеет специальное психологическое образование, и те, кто стал заниматься практической психологией из интереса к ней, на основе жизненного опыта, здравого смысла, фактически пытаются делать одно и то же: помогать людям в решении тех проблем, которые связаны с их повседневной жизнью, с их психологией и поведением. Предмет психологии, ее задачи и методы 25 Такова общая цель или конечная задача, на решение ког торой направлена деятельность практического психолога. На пути продвижения к этой цели ему приходится решать и ряд частных задач, без которых оказание психологической помощи людям невозможно. Это постановка психологического диагноза и проведение психологической коррекции. Постановкой психологического диагноза называется процедура, в итоге которой практический психолог определяет, в чем заключается психологическая проблема того человека, с которым он имеет дело и которому он пытается помочь. Психологическая коррекция предполагает практические действия психолога, направленные на решение той проблемы, которая выявлена у клиента в результате постановки психологического диагноза. Коррекция, в свою очередь, может иметь две формы. Она может выступать, например, в виде устных рекомендаций, которые практический психолог дает нуждающемуся в его помощи человеку. Такой вид оказания практической психологической помощи обычно называют психологическим консультированием. Вторая форма психокоррекции это оказание самим психологом непосредственного воздействия на психологию или поведение человека. Эта форма психологического практического влияния может называться по-разному: психотерапией, если речь идет о лечении каких-либо заболеваний психологическими методами, или собственно психологической коррекцией, если дело касается исправления каких-либо недостатков в психологии и поведении человека, не имеющего связанного с ними заболевания. Что представляют собой методы практической психологии. Методы практической психологии представляют собой способы практического воздействия и на отдельно взятых людей (индивидуальные методы практической психологии), и на группы людей (групповые методы практической психологии). Индивидуальные методы практической психологии рассчитаны на конфиденциальную работу психолога только с одним человеком, а групповые методы на работу сразу с группой людей. Как индивидуальных, так и групповых методов практической психологии довольно много. Они разработаны разными авторами в русле тех теоретических взглядов на психологию человека, которые они разделяют, и обычно преследуют раз-

15 26 Введение в психологию ные цели. Так, например, известным психотерапевтом и психологом -3. Фрейдом предложен метод индивидуальной практической психологии, получивший название психоанализ 1. Он основан на учении Фрейда о структуре личности человека и той роли, которую в психике и поведении человека играет бессознательное. Социальным психологом Я. Морено, автором теории и методики изучения личных, эмоциональных отношений людей в обществе и в небольших человеческих группах, предложен метод групповой практической психологии, получивший название психодрама 2. Где используются практические психологические знания и умения. На данный вопрос можно ответить следующим образом: эти знания используются везде, где у людей возникают какие-либо проблемы, касающиеся их психологии или поведения. Вопросы, связанные с подбором и подготовкой кадров, с рекламными и избирательными кампаниями, с семейными и личными взаимоотношениями людей вот далеко не полный перечень вопросов, решаемых психологами. В сферах жизни, если они регулируются государством, обычно создаются специальные психологические службы. В нашей стране такие службы существуют в области образования, медицины, правопорядка, в армии, в органах внутренних дел, в спорте. 5. Методы изучения психических явлений Что называется методами научного познания. Так называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. 1 Психоанализ представляет собой совокупность методик работы с людьми, с помощью которых психоаналитик (так называют специалиста, владеющего психоанализом) открывает содержание психологических явлений, находящихся в области подсознания клиента, и затем работает с этими явлениями, пытаясь через них избавить клиента от его проблемы. Основные частные методики психоанализа толкование сновидений, анализ случаев забывания, речевых реакций и речевых ошибок клиента. 2 Психодрама это метод групповой психотерапии, основанный на решении проблем клиентов с помощью импровизированных драматических спектаклей, которые разыгрываются в терапевтической группе на тему жизненной психологической проблемы кого-либо из клиентов. Члены группы в этом спектакле исполняют роли живых, настоящих участников жизненной драмы клиента, а он сам обычно играет роль самого себя. Предмет психологии, ее задачи и методы 27 Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представляются достаточно точными и проверяемыми. Последнее означает, что правильность научных знаний можно повторно проверить в специальном исследовании, если оно организовано и проводится в соответствии с правилами науки. К таким правилам, в частности, относятся законы строгой логики мышления, следование которым позволяет получать достоверные знания. В каждой науке существуют свои методы познания, соответствующие природе тех явлений, которые в данной науке изучаются. Вместе с тем, в разных науках используются одинаковые методы исследования. Это, например, наблюдение и эксперимент. Каким образом можно изучать психические явления. Психические явления можно изучать, непосредственно наблюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях. Он не позволяет изучать те явления, которые человеком не полностью осознаются. Тем не менее это единственный метод, с помощью ^которого психические явления можно наблюдать и оценивать непосредственно. Косвенно о психических явлениях также можно судить по тем внешним признакам, в которых они проявляются. Это двигательные и другие телесные реакции человека, непосредственно связанные с психическими явлениями, его речь и поступки. Подобный метод изучения психических явлений называют объективным, имея в виду то, что о психических явлениях в данном случае судят по внешним, отчетливо наблюдаемым признакам. Данный метод также далеко не всегда позволяет получать абсолютно точные и вполне достоверные знания о психических явлениях, так как между психическими явлениями, телесными изменениями, словесными реакциями и поведением человека нет однозначной связи. О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опросом. Для того чтобы делать правильные выводы о законах,

Еще статьи:

  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Расписка к форме р14001 Заявление по форме Р14001 Особенности заполнения формы Р14001 заявление Р14001 состоит из 51 страницы, используем только те, в которые вносятся исправления (пустые страницы сдавать не нужно); вручную заявление заполняется заглавными печатными буквами, чернилами черного цвета; в одном […]
  • Таможенный союз экспертиза Глава 53 Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его […]
  • Подготовить отчетность в пфр ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Отчетность с 2017 года Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п"Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального […]
  • Сургут материнский капитал за второго ребенка Югорский семейный (материнский) капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре в 2019 году Югорский семейный капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре учрежден Законом ХМАО - Югры от 28.10.2011 N 100-оз "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе - […]
  • 108 и 115 статья ук рф Статья 114 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление Новая редакция Ст. 114 УК РФ 1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, […]