Учет отчетность контроль и аудит на предприятии

Аудит состояния бухгалтерского учета; содержание и проверка учетной политики; система бухгалтерского учета; контроль за правильностью ведения учетных регистров.

Постановка бухгалтерского учета на предприятиях должна осуществляться в соответствии c правилами. Предусм. положением o бухгалтерском учете и отчетности в Росcийской Федерации.

Предприятия применяют методы и формы ведения бухгалтерского учет предусмотренные Положением o бухгалтерском учете и отчетности, но c учете характера его деятельности.

Учетная политика предполагает целостность в организации бух. учета на предприятии и охватывает все ее составляющие: методическую, техническую и организационную стoроны. Методическая сторона включает такие его элементы, как способы оценки имущества и обязательств; способы начисления амортизации по различным видам имущества; методы начисления прибыли (дохода) и т.п. Тех. сторона включает в себя форму ведения бух. Уч. (регистpы ).

Организ. сторона — централизация, децентрализация учета; структу­ра бухrалтерии, ее место в системе управления и взаимодействие с другими службами.

Учетная политика, принятая предприятием, должна раскрываться в поясне­ниях к годовому отчету. При этом описывают те элементы, которые отличаются от общепринятых правил. При аудите аудиторы должны обращать внимание на то, соблюдаются ли правила ведения учета, предусмотренные ПБУи от­четности. Если эти правила не соблюдаются, то это должно быть предусмотрено учет­ной политикой предприятия.

Аудиторы должны знать, что общепринятые правила ведения бух. учета -это не стопроцентная унификация учетного процесса.. Эти правила яв­ляются отправными точками для построения системы учета на предприятии и их необходимо соблюдать при выборе учетных процедур.

-то момент происходит обоснованное изменение методики,то первый же (по времени составления) бухгалтерский отчет должен подробно рас­крывать содержание этих изменений и их влияние на экономическое состояние предприятия.

Система БУ предполагает обработку информации о хоз. операциях,регистрацию (накопление) операций в учетных регистрах журналах. книгах, ведомостях). При этом нет гарантии в 100% точности ее отражения.

Для определения способа проведения проверки аудитор должен ознакомиться с системой учета и ведения отчетности.

В ходе аудиторской проверки аудитор должен проанализировать: правиль­ность применения плана счетов и указаний по организации и ведению учета; свое­временность и правильность ведения учетных регистров, соответствие данных син­тетического учета данным аналитического учета; правильность учета издержек производства, обращения; правильность оценки товарно­материальных ценносгей, списанных на производство; организацию документо­оборота и своевременность посгупления в бухгалтерию первичных документов;

организацию, полноту и своевреиенность годовых инвентаризаций всех статей ба­ланса и отражение ее результатов в учете и отчетности, соответствие данных бух­галтерского учета данным баланса и других отчетных форм; правильность опреде­ления финансовых результатов.

Международные стандарты по а-ту предполагают три метода анализа си­стемы учета.

Письменное изложение фактов. Проверяя состояние бухгалтерского учета и внутреннего аудита, аудитор излагает порядок ведения учета, соответствует ли он нормативным актам по учету и контролю. Этот метод наиболее правильно дает характеристику состояния учета и контроля, но он является громоздким, сложным для восприятия и проверки.

Контрольные листы (анкеты). Заранее подготавливают стандартные, кон­трольные листы, содержащие спецнфнческие вопросы, отрицательный ответ на каждый свидетельствует об отсутсгии контроля по данному разделу учета. Информация, полученная из анкет принимается во внимание аудитором, но она может неполностью отражать ее достоверность. Приимущ.анкеты перед письм.изложением фактов закл.еще в том, что в ней освещается все требования предъявл. К сист.уч. и контроля.

Схема документооборота-это графич. Изображ.дв-я док-в внутри учетн.сист.Они отраж.дв-е док-в и осущ контроля с момента составл. До момента сдачи док-та в архив.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Целью дисциплины «Контроль и ревизия» является углубленное изучение методов контроля и ревизии в условиях рыночной экономики, приемов планирования и организации контрольно-ревизионной работы, порядка оформления и использования материалов контроля и ревизии. Программа подготовлена на кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита МИЭМП.

Специфика организации внутреннего аудита на предприятиях

Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

Статья просмотрена: 2611 раз

Библиографическое описание:

Боровицкая М. В., Тунегова В. Н., Усольцева И. В. Специфика организации внутреннего аудита на предприятиях [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 66-70. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3103/ (дата обращения: 13.02.2019).

Множество компаний по всему миру страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Но если внутри самих компаний создать эффективную систему внутреннего контроля, то подобного рода проблем можно избежать.

Система контроля деятельности предприятия, как концепция сформировалась к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделения полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. В дальнейшем функции внутреннего контроля расширились и преобразовались в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций.

В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. В нашей стране если становление внешнего аудита, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. В наших компаниях до сих пор крайне редко существует полноценная и независимая службы внутреннего аудита; ее отсутствие частично заменяется контрольно-ревизионным управлением или службой внутреннего контроля [2].

В общем случае контрольно-ревизионное управление делает акцент на вопросах проверки сохранности товарно-материальных ценностей, эффективности использования ресурсов, выполнения распоряжений вышестоящих органов, а также на расследовании мошенничества. В свою очередь внутренний аудит призван выполнять более широкие задачи по оценке процессов внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления.

Но интерес к внутреннему аудиту все же есть, и он обусловлен рядом факторов. Во-первых, это желание и насущная необходимость для собственников и менеджмента упорядочить бизнес-процессы в компании, что во многих случаях может привести к весьма ощутимой экономии средств. Во-вторых, это потребность совета директоров или другого наблюдательного органа в независимом и объективном источнике информации о состоянии дел в компании. В-третьих, что особенно важно для развивающихся рынков, в частности для России, наличие в компании внутреннего аудита является актуальным для собственников компаний, которые передают бразды правления в руки профессиональных управленцев, но при этом стараются «держать руку на пульсе».

По определению международного Института внутренних аудиторов, внутренним аудитом называется деятельность по представлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. В зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства объекты внутреннего аудита могут быть различными. Внутренний аудит является неотъемлемой частью управленческого контроля предприятия и может быть независимым – подчиняться внешним учредителям, а не исполнительному органу предприятия.

Если в компании функции владения и управления разделены, т.е. собственники, не вникая в детали ведения дел, занимаются вопросами определения стратегии и направлений развития компании, а управлением компанией занимаются квалифицированные менеджеры, то тогда актуальным для собственников становится вопрос контроля над состоянием дел в компании, деятельностью менеджмента. В данном случае внутренний аудит становится неотъемлемой частью системы корпоративного управления в качестве одного из наиболее действенных инструментов контроля со стороны собственников над деятельностью наемного руководства компании[3].

Во многих случаях исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывают и внедряют. Построение системы внутреннего контроля не входит в задачу внутреннего аудита, являясь непосредственной задачей менеджмента. В свою очередь, внутренний аудит может оказывать консультационную поддержку на этапе разработки процедур и приносить тем самым неоценимую пользу компании, но не должен нести ответственность за создание и поддержание системы контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии, привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние аудиторы и организации.

Роль внутреннего аудита особенно важна для холдинговых компаний и компаний с разветвленной филиальной сетью. Значимость внутреннего аудита в этом случае определяется необходимостью для головной компании получать своевременную и объективную информацию о деятельности филиалов компаний. Филиалы компаний также получают немалую пользу от внутреннего аудита – происходит ознакомление в рамках всей компании с лучшими практиками в работе отдельных подразделений, носителем которых, в силу специфики своей деятельности, является внутренний аудит.

Современный внутренний аудит оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений и компании в целом; оценивает эффективность системы управления рисками и предлагает методы контроля рисков; оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.

Внутренние аудиторы обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудит.

Читайте так же:  Залог под авто технику

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь целей, поставленных собственниками с минимальными затратами. Внутренний контроль в нашей практике осуществляется внутренними аудиторами и внутренними контролерами, таким образом, совместно они обеспечивают работу системы внутреннего контроля.

Основной задачей системы внутреннего контроля является обеспечение наблюдения и проверки функционирования любого объекта внутреннего контроля на предмет соответствия их деятельности законам, стандартам, нормам, принимаемым управленческим решениям. Наличие на предприятии эффективно работающей системы внутреннего контроля является важнейшим фактором роста конкурентоспособности предприятия. Как показывает международная практика, наличие СВК создает реальные предпосылки успешного развития бизнеса, в связи с: появлением возможности на выгодных условиях привлекать инвестиции путем повышения качества финансовой отчетности хозяйствующего субъекта; появлением возможности эффективно управлять использованием материальных и трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта и проводить эффективную ценовую политику; появлением у собственников возможности контролировать деятельность топ менеджмента на соответствие его действий целям бизнеса, а у топ менеджмента – эффективности работы филиалов и структурных подразделений хозяйствующего субъекта[2].

На практике аудит подразделяют на два вида: внутренний и внешний аудит. Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам. Определение же внутреннего аудита мы уже рассмотрели выше.

Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит, аудит видов деятельности, аудит на соответствие.

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разделе. Таковой может быть аудиторская проверка каких-либо операций, проводимых подразделением в разрезе его функций. При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии. Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности). Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Таким образом, целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные сотрудники, а не приглашенные со стороны независимые аудиторы. Более того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях.

Деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования. При постоянно меняющемся российском законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и нововведений, имеющих отношение к деятельности аудируемой организации.

Проведение внутреннего и внешнего аудитов практически не отличается как с процедурной, так и с методической точки зрения. Однако, можно выделить отличительные свойства внутреннего аудита от внешнего. Внутренний аудит, в отличие от внешнего, осуществляется работниками самого предприятия и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия[5].

Договор на выполнение внешнего аудита может заключаться со следующими заказчиками: владельцами предприятий – для выявления действительного положения дел, оценки деятельности администрации и получения прогноза дальнейшего развития событий; администрацией предприятия – для проведения экспертизы финансово-хозяйственной деятельности предприятия; государственными налоговыми службами и правоохранительными органами с целью определения достоверности отчетной документации; кроме того заказчиками внешнего аудита могут выступать и пользователи, которые непосредственно не заинтересованы в результатах деятельности организации, но представляют и защищают интересы пользователей информации, указанных выше.

Следует также отметить, что внешний и внутренний аудит выполняют разные функции.

Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, способных оказать материальное воздействие на финансовую отчетность компании. Внутренний аудит направлен, прежде всего, на оценку существующих систем контроля и управления рисками компаний и акцентируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей.

Во-вторых, внешний аудит в рамках оказания аудиторских услуг не производит оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений компании, что обычно входит в одну из задач аудита внутреннего.

И наконец, в-третьих, внешний аудит служит, прежде всего, интересам внешних заинтересованных сторон — потенциальных инвесторов, кредиторов, тогда как внутренний аудит в первую очередь — интересам советов директоров и менеджеров компании. Эффективный внутренний аудит может снизить затраты компании на внешний аудит, но не сможет отменить необходимость внешнего аудита для компании. Важно также учесть, что не рекомендуется пользоваться услугами внешнего аудитора компании для проведения внутренних аудитов, поскольку подобное совмещение может привести к конфликту интересов внешнего аудитора.

Организация внутреннего аудита может проходить на различных уровнях, таких как: аудит бизнес — единицы, аудит проекта (договора), аудит организации (малого предприятия), аудит холдинга.

Аудит документов осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Его могут проводить аудиторы и аудиторские фирмы с целью проверки законности партнерских соглашений и различных сделок, проводимых в компании. Аудит документов желательно проводить на всех предприятиях, так как соответствие или несоответствие документации законодательству РФ определяет правовую и финансовую значимость всего предприятия. Аудит документооборота направлен на правовую защиту интересов клиента (предприятия) и исключение из оборота юридически ничтожных сделок. Аудит первичных документов заключается в проверке соответствия хозяйственных операций отражению в бухгалтерском учете и сформированной на его основе финансовой отчетности.

Аудит учредительных документов устанавливает соответствие учредительных документов организации нормам действующего законодательства. К таким документам в зависимости от организационно-правовой собственности предприятия относится устав и учредительный договор. Организации предприятия важно учесть множество моментов, связанных с наделением тех или иных прав учредителей, порядком перехода части предприятия при наследовании или выкупе.

Аудит договоров — обычная практика в предпринимательской деятельности. Аудит договоров даст оценку правовым аспектам договорных обязательств, оценить возможность их исполнения и влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия по каждому конкретному договору. Качество договорных обязательств — важный фактор, влияющий на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом. Правовой аудит договоров позволит создать эффективную договорную базу в компании.

В последнее время аудиторская проверка компаний является весьма актуальной услугой. Ввиду постоянного изменения законодательства в части бухгалтерского учета и налогообложения, аудит компании уже просто необходим. Аудит организации может помочь избежать многих возможных ошибок вследствие неправильного применения законодательства. И ошибки эти могут возникнуть также при наличии внутреннего аудита. Аудит может проводится по видам деятельности. Также немаловажным направлением можно выделить аудит малого бизнеса. Небезызвестно, что характерным для субъектов малого бизнеса является ограниченное число работников, ведущих бухгалтерский учет, что увеличивает риск возникновения ошибок в учете и отчетности. Аудит деятельности в финансовом аспекте включает в себя проверку дебиторской и кредиторской задолженности, расчетов с бюджетом, отчетности организации. Аудит отчетности исследует состояние учета и анализ правильности и достоверности показателей отчетности. Аудит организации носит как обязательный характер, так и добровольный.

Аудит крупных корпораций и холдингов – реальный инструмент повышения эффективности бизнеса и контроля финансовых потоков. Аудиторские услуги необходимы и для успешной организации повседневной работы холдинга, и при процессах реорганизации или любых других изменениях внутри корпорации. Централизация системы управления в холдинге и контроль финансово-хозяйственной деятельности всех отделений – важнейшие задачи, от решения которых зависит эффективность функционирования всей корпорации. Проведение внутреннего аудита помогает продиагностировать общее состояние компании, выявить динамику всех финансовых показателей. После проведения внутреннего аудита филиалов холдинга, высшее руководство более точно выстраивает единую финансовую политику компании. Аудит холдингов решает следующие задачи: выявление ошибок финансовой отчетности и расхождений внутренних документов компании с законодательными нормами; анализ соответствия финансовых показателей всех филиалов с установленными свыше плановыми показателями; выработка стратегических решений по движению финансовых потоков холдинга, оптимизация этого процесса; выявление приоритетных направлений использования основных финансовых ресурсов компании; оценка источников формирования финансовых ресурсов с точки зрения соответствия законам; определение рисков неэффективного использования ресурсов, сведение их к минимуму.

При успешном решении всех этих задач аудит холдинга позволяет обеспечивать финансовую стабильность корпорации с самой разветвленной системой филиалов. Проведение аудита значительно снижет и риск внеплановых потерь. Вовремя отслеживая общие тенденции использования ресурсов холдинга, аудит помогает направлять их в нужное русло.

При масштабных изменениях структуры холдинга одной из обязательных процедур становится аудит. К этому обязывает как законодательство, так и экономическая ситуация. Аудит позволяет оптимизировать весь процесс реорганизации, свести к минимуму возможные риски и финансовые потери. При объединении множества дочерних компаний холдинга и превращении их в филиалы особое внимание следует обратить на единство ведения финансовой отчетности. Аудит – это возможность оперативно формировать оптимальную схему ведения финансовой отчетности всех частей холдинга. Аудитор оценивает основные налоговые риски каждого подразделения и дает свои рекомендации по их снижению. Параллельно выдаются рекомендации по наиболее эффективной организации документооборота в реконструированной компании [6].

Читайте так же:  Договор подряда декретный отпуск

Сегодня на рынке труда наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов в области внутреннего аудита. На данный момент не происходит в достаточной степени подпитки профессии молодыми кадрами, поскольку программы высших учебных заведений не предусматривают подготовку по специальности «внутренний аудитор», а вопросы внутреннего аудита рассматриваются как часть курса по бухгалтерскому учету и аудиту.

Последние тенденции и изменения на рынке ставят перед внутренним аудитом новые вызовы и все более масштабные задачи, повышая требования как к бизнес-функции, так и к профессии внутреннего аудитора. Раньше внутренний аудит в основном рассматривался менеджментом как центр затрат и, реже, как инструмент для оптимизации бизнеса. В результате внутренний аудит существенно не изменялся, в то время как прочие функции бизнеса изменялись и оптимизировались. На сегодняшний день требования и ожидания к внутреннему аудиту от заинтересованных сторон повышаются вследствие изменения среды и актуальных задач бизнеса.

Общая тенденция последних лет – внедрение инициатив по повышению эффективности работы внутреннего аудита. Тем не менее, распределение статей бюджетов и ресурсов отделов внутреннего аудита, а следовательно их приоритеты, претерпели значительные изменения. Однако бюджеты в основном сфокусированы на меры по возмещению затрат, такие как контроль за выполнением контрактных обязательств, проверки платежей, мониторинг соблюдения внутренних политик по затратам (например соблюдение лимитов на командировочные затраты). Существенное изменение распределения бюджета касается расширения спектра и объема работ, проводимых отделами внутреннего аудита. Многие руководители отделов внутреннего аудита ставят в качестве основной цели выдвигают оптимизацию ресурсов компании, при более комплексном подходе к оценке рисков (независимая экспертная оценка рисков), а также проведению проверок на соответствие корпоративным и нормативным требованиям.

Приоритет внутреннего аудита – продемонстрировать свою ценность бизнесу, удовлетворить ожиданиям заинтересованных сторон. Среди успешных направлений внутреннего аудита можно выделить следующие: особое внимание стратегическим рискам и рискам мошенничества; переоценка роли IT-технологий и активное их использование в своей работе; инициативы для повышения эффективности и денежной экономии.

Следуя вышеуказанным направлениям, топ-менеджмент компаний может добиться большей ценности своего бизнеса в стратегической перспективе.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307 – ФЗ //СПС Гарант

Гимадутдинов А.Ф. Перспективы развития аудита в России. Газета «Экономическая газета» №12 2008г.

Журнал «Финансовые и Бухгалтерские консультации 3-2007» публикация 17 апреля 2007 г. Автор А.В. Грищенко

Правило (стандарт) аудиторской деятельности: Офиц.издание/ Сост. Ю.А. Данилевский. –М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008. С. 127.

Аудит Монгомери/ Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О Оейли, М.Б. Хирм. Пер. с анг./ Под ред. Я.В. Соколова.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. С. 40.

Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России. Институт внутренних аудиторов. Компания «Эрнст энг Янг». 2010г.

Внутренний аудит в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

внутренний аудит, внутренний контроль, внешний аудит, аудит, компания, аудитор, корпоративное управление, бухгалтерский учет, финансовая отчетность, финансовохозяйственная деятельность предприятия.

Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные.

Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сущность и виды внутреннего аудита | Статья в журнале.

внутренний аудит, внутренний контроль, внешний аудит, аудит, компания, аудитор, корпоративное управление, бухгалтерский учет, финансовая отчетность, финансовохозяйственная деятельность предприятия.

Совершенствование организации внутреннего контроля.

внутренний аудит, экономический субъект, процедура, управленческий персонал организации, финансовый анализ, финансовое состояние, внутренний контроль, аудиторская проверка, повышение эффективности деятельности.

Научные подходы к определению внутреннего аудита

внутренний аудит, внутренний контроль, внешний аудит, внешний аудитор, внутренний аудитор, первичный контроль, достижение целей, система управления, совет директоров, создание системы. Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные.

Внутренний аудит как инструмент улучшения функционирования.

внутренний аудит, аудиторская деятельность, стратегический аудит, аудитор, внутренний контроль, финансовая информация, аудиторская проверка, аудиторская организация, бухгалтерский учет.

Внутренний аудит: проблемы и перспективы развития

внутренний аудит, внутренний контроль, внешний аудит, аудит, компания, аудитор, корпоративное управление, бухгалтерский учет, финансовая отчетность, финансовохозяйственная деятельность предприятия.

Система внутреннего финансового контроля и проверка.

внутренний финансовый контроль, предприятие, контроль, риски, налоги, налоговый контроль, отчетность.

Внутренний налоговый контроль — это контроль за процессами управления и финансовохозяйственной деятельностью предприятия.

Внутренний аудит как самостоятельная функция управления.

внутренний аудит, корпоративное управление, внутренний контроль, компания, служба, Казахстан, менеджмент компании, система управления, бухгалтерский учет, акционерное общество.

Аудит налоговой отчетности

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Читайте так же:  Приказ по школе о промежуточной аттестации

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]