Учетная политика у бухгалтерская отчетность

Учетная политика у бухгалтерская отчетность

РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Нормы бухгалтерского права обязывают организацию раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.
Каким образом реализуется данное требование законодательства, читайте в настоящей статье.

Обязанность организации по ведению бухгалтерского учета и формированию своей учетной политики

Вначале напомним, что с 01.01.2013 г. основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями, установленными данным законом и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
На основании статьи 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:
• факты хозяйственной жизни экономического субъекта;
• активы;
• обязательства;
• источники финансирования его деятельности;
• доходы;
• расходы;
• иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Вести такой учет с 01.01.2013 г. обязаны все российские компании, даже те, кто применяет упрощенную систему налогообложения, на что указывают статьи 2 и 6 Закона N 402-ФЗ. Аналогичный вывод подтверждают и финансисты в своем Письме от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013.
Причем за организацию ведения бухгалтерского учета и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель экономического субъекта, о чем говорит пункт 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ.
В общем случае руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или на иное должностное лицо фирмы, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
В организациях, которые в силу Закона N 402-ФЗ могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее — УСВБУ), а также в субъектах среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, руководитель вправе вести бухгалтерский учет лично, что конечно возможно при наличии соответствующих знаний и достаточной квалификации.

Для справки: состав организаций, наделенных правом применения УСВБУ, определяется на основании пунктов 4 и 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ.

Если речь идет о кредитной организации, то обязанности по ведению бухгалтерского учета могут быть возложены руководителем исключительно на главного бухгалтера, который, в свою очередь, должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Однако независимо от того, чьими силами ведется учет в компании, организация должна иметь свою учетную политику, определяемую Законом N 402-ФЗ как совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранную организацией для своей учетной работы. Учетной политике экономического субъекта посвящена статья 8 Закона N 402-ФЗ, из которой следует, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно статье 8 Закона N 402-ФЗ при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Если в отношении конкретного объекта учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается организацией исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Напомним, что федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) в силу статьи 21 Закона N 402-ФЗ представляют собой основные документы в области регулирования бухгалтерского учета обязательные к применению, утверждение которых отнесено к компетенции Минфина России.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Бухгалтерская отчетность и учетная политика на предприятии

Главная > Курсовая работа >Бухгалтерский учет и аудит

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра «Экономика и право»

по дисциплине «Бухгалтерский (Финансовый) учет»

на тему «Бухгалтерская отчетность и учетная политика на предприятии»

Студент: Сафонова Т.С.

Руководитель: к.э.н., доцент

Срок сдачи работы:

Бухгалтерская отчетность на предприятии…………………………………..5

Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней..5

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………..8

Порядок составления бухгалтерских отчетов……………………………9

Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей………………………………………………………………………10

Учетная политика на предприятии………………………………………….12

понятие и формирование учетной политики……………………………12

Методические аспекты учетной политики……………………………. 14

Организационные, технические и налоговые аспекты учетной политики…………………………………………………………………. 15

Формирование приказа по учетной политике…………………………..17

Формирование бухгалтерского учета. Раскрытие учетной политики…….19

Разработка рабочего плана счетов……………………………………….19

Выбор формы и организация бухгалтерского учета……………………19

Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств……………………………………………….20

Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля…. 20

Список использованной литературы……….…………………………………..25

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной де­ятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять лю­бые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственно­сти, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являются руководи­тели, учредители, участники и собственники имущества пред­приятия.

Содержание отчетности о деятельности предприятия, иму­щественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заин­тересованных во вложении капитала.

1. Бухгалтерская отчетность на предприятии

Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Отчетность представляет собой систему показателей, отражаю­щих результаты хозяйственной деятельности организации за отчет­ный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельно­стью и служит исходной базой для последующего планирования. От­четность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обес­печиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за про­шлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (ука­заниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Фе­дерации. Единая система показателей отчетности организации позво­ляет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономиче­ским районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодич­ности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, стати­стическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистиче­ского, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных опера­тивного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, дека­ду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реа­лизации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и го­довую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты пер­вичные, составляемые организациями, и сводные, которые состав­ляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому уче­ту «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бух­галтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министер­ством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтер­ской отчетности банков, страховых и других организаций и инст­рукции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рын­ков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репу­тация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выпол­нения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффектив­ности использования ресурсов организации и др.

Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетно­сти на внешних пользователей, а также на предоставление недостаточ­но детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.

За 2000 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

бухгалтерский баланс — форма № 1;

отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

отчет об изменениях капитала — форма № 3;

отчет о движении денежных средств — форма № 4;

приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик; итоговую часть аудиторского заключения.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие уп­рощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обя­занные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтер­ской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтер­ской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денеж­ных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Читайте так же:  Можно ли после установки виндовс 10 вернуть 7

Учетная бухгалтерская политика

Учетная политика экономического субъекта при организации бухгалтерского учета

Экономический субъект на основании общей концепции организации бухгалтерского учета и решения задач, стоящих перед учетом в условиях рынка, может самостоятельно формировать учетную политику, исходя из специфики своей деятельности.

Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятых экономическим субъектом, для осуществления первичного наблюдения стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.

Учетная политика в экономических субъектах формируется на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПВУ 1/2008) в соответствии с установленными допущениями и требованиями. Под допущениями в бухгалтерском учете понимаются условия деятельности экономического субъекта, которые должны соблюдаться при формировании учетной политики.

Формирование учетной политики

При формировании учетной политики экономическим субъектом предполагается выполнение следующих допущений:

  • имущественной обособленности. Это исходит из права собственности, т.е. провозглашает юридическую самостоятельность экономического субъекта (организации) по отношению к его владельцу. Следовательно, активы (имущество) и обязательства каждой организации должны быть строго разграничены и существовать обособленно от активов (имущества) и обязательств собственников (владельцев) организации и обособленно от других организаций;
  • непрерывности деятельности. Предполагается, что организация, однажды зарегистрировавшись, будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности;
  • последовательности применения учетной политики. Это означает, что выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета будут применяться на протяжении длительного времени, т.е. последовательно от одного отчетного года к другому, а в случае изменения учетной политики должна быть обеспечена сопоставимость учетных данных смежных отчетных периодов;
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности. ФХЖ и возникающие в этой связи расходы и доходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты этой заработной платы.

Формируемая экономическим субъектом учетная политика должна обеспечить выполнение следующих требований:

  • полнота — отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни;
  • своевременность — отражение в бухгалтерском учете всех без исключения фактов хозяйственной жизни в момент или сразу после их совершения:
  • осмотрительность (осторожность или бухгалтерский консерватизм) — предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных дохо- дои и активов, не допуская создания скрытых резервов. Следует заметить, что корни бухгалтерского консерватизма были заложены в римском праве, когда собственник распределял и потреблял прибыль лишь после ликвидации своего предприятия и выплаты всех долгов. Именно отсюда появилась склонность к занижению оценки активов и доходов и завышению расходов и обязательств;
  • приоритет содержания перед формой — отражение фактов хозяйственной жизни не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • непротиворечивость — обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональность — обеспечение рационального ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования, величины экономического субъекта и объема информации для принятия обособленных управленческих решений.

Учетная политика экономического субъекта формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем путем издания приказа. При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни и формирования отчетной информации;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для организации бухгалтерского учета, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации:
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При разработке и утверждении учетной политики рабочий план формируется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансо- во-хозяйственной деятельности организаций и включает перечень счетов, необходимых и достаточных для полного и достоверного отражения всех фактов хозяйственной жизни. Исходя из специфики и отраслевых особенностей деятельности экономического субъекта утверждаются формы первичных документов, разрабатываемых экономическим субъектом самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. При разработке форм внутренней отчетности определяются ее состав, периодичность составления, объем показателей, обеспечивающий руководство и функциональные службы необходимой информацией для принятия управленческих решений регулирования и развития хозяйственной деятельности.

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по какому-либо объекту учета в нормативных документах не установлены способы или методы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики экономический субъект самостоятельно разрабатывает соответствующий способ (метод), исходя из основных принципов бухгалтерского учета и профессионального суждения (опыта, квалификации) бухгалтерского аппарата с учетом положений МСФО.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные экономическим субъектом при формировании учетной политики, применяются с 1-го января года, следующего за годом издания соответствующего приказа или распоряжения об утверждении учетной политики. Принятой учетной политики должны придерживаться все структурные подразделения, включая и выделенные на отдельный баланс. Вновь созданный экономический субъект (организация) оформляет учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменение учетной политики

Изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки экономическим субъектом новых способов ведения бухгалтерского учета, являющихся более рациональными или менее трудоемкими без снижения степени достоверности информации:
  • существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности и т.п.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, оформлены приказом (распоряжением) руководителя экономического субъекта и вводиться с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной таких изменений. Последствия изменений в учетной политике, оказывающие существенное влияние на финансовое положение организации, оцениваются в стоимостном выражении. Оценка в стоимостном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета. Отражение последствий изменения учетной политики производится путем корректировки данных бухгалтерской отчетности соответствующего периода без корректировки учетных записей.

Принятая экономическим субъектом учетная политика должна быть открытой для пользователей бухгалтерской отчетности. При принятии решения о раскрытии учетной политики определяется круг вопросов, представляющих экономический интерес для пользователей и помогающих им понять способы ведения бухгалтерского учета, отсутствие информации о которых приводит к различному толкованию данных отчетности. Поэтому экономические субъекты стремятся разрабатывать учетную политику, позволяющую наиболее адекватно отражать происходящие хозяйственные процессы, состояние экономической среды и, таким образом, подготовить полную, объективную и достоверную отчетную информацию для удовлетворения интересов и принятия решений заинтересованными пользователями.

По степени влияния применяемых элементов учетной политики на отчетную информацию выделяют обычно два ее аспекта — методический и организационный.

Методический аспект учетной политики определяет выбор из множества способов и методов бухгалтерского учета вариантов оценки активов и обязательств, начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания расходов и доходов и т.д. Именно выбор способов и методов бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на формирование учетной информации, представляемой в бухгалтерской отчетности (способы и методы бухгалтерского учета и содержание формируемой информации, подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности по конкретным положениям методического аспекта учетной политики, рассматриваются в соответствующих главах учебника по учету объектов бухгалтерского наблюдения).

Организационный аспект учетной политики включает положения, необходимые для организации бухгалтерского учета в экономическом субъекте, но не оказывающие существенного влияния на формируемую учетную информацию, представляемую в бухгалтерской отчетности. Элементами организационного аспекта учетной политики являются способы организации бухгалтерского учета и порядок построения бухгалтерской службы: выбор формы бухгалтерского учета; разработка и утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичной учетной документации и отчетности, технологии обработки учетной информации и графика документооборота, порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, системы внутреннего контроля за хозяйственными операциями.

Описание учетной политики в бухгалтерской отчетности организаций

Принятая предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается предание ее гласности. Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета.

Необходимость в этом связана с назначением финансовой информации о деятельности предприятия. Чтобы проанализировать состояние предприятия на основе его финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение – ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Иными словами, заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения (существенные способы ведения учета). Под основными понимаются те положения учетной политики, которые существенно влияют на представление об имущественном и финансовом положении предприятия, его денежном обороте или результатах его деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут повлиять на интерпретацию данных. Иными словами, существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых, пользователи бухгалтерской отчетности не могут сделать полезные выводы по ней. Очевидно, что раскрытию подлежат главным образом методические способы ведения учета. Что касается технического и организационного аспектов системы бухгалтерского учета, то, поскольку их знание не является определяющим для пользователей отчетности, они могут не описываться в отчете.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами:

· путем описания каждого из них;

· путем указания отклонений от общих правил.

При использовании первого способа пояснительная информация к бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех основных положений учетной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет. Такое описание целесообразно делать в расчете на пользователей отчетности, незнакомых с российскими правилами и практикой бухгалтерского учета. В частности, оно уместно в отчете предприятия с иностранным участием (полностью или частично принадлежащим иностранным инвесторам), где существенны имущественные и финансовые интересы иностранных инвесторов. Являясь чаще всего транснациональными компаниями, эти инвесторы нуждаются в финансовой информации, формирующейся в бухгалтерском учете принадлежащих им предприятий в России. Их интересуют результаты деятельности российского подразделения, от которых зависят размеры причитающихся дивидендов.

Кроме того, соответствующие данные имеют значение для отношений этих инвесторов с налоговыми органами их стран в части налоговых обязательств. Однако, бухгалтерская отчетность российского предприятия, подготовленная исходя из национальных правил и традиций, чаще всего требует трансформации применительно к правилам, принятым в компании. Выполнить подобную трансформацию, не имея подробных сведений о том, как была подготовлена отчетность, не представляется возможным.

Второй способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования», рассчитанной на подготовленного читателя, т.е. пользователя имеющего представление (хотя бы общее) о правилах учета, действующих в стране.

Аналогичный подход действует в отношении раскрытия описанных в ПБУ 1/2008 допущений (допущение имущественной обособленности, допущение непрерывной деятельности, допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, допущение последовательности применения учетной политики), использованных предприятием при формировании учетной политики. Если учетная политика разработана, исходя из этих допущений, то они могут не описываться в отчете, так как следование им подразумевается. При отступлении от них предприятие должно отметить данный факт, указать причины и последствия (в стоимостном выражении) его.

Читайте так же:  Сбил пешехода легкий вред здоровью

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных организацией:

· в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов;

· исходя из отраслевой принадлежности предприятия;

· в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

Особому описанию подлежат изменения в учетной политике организации, происшедшие в течение отчетного года, равно как в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному, и существенно влияющие (содержательно и количественно) на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Речь идет об отчетности как отчетного, так и последующих периодов. Раскрытие этих случаев позволяет оценить изменения в колебаниях тех или иных показателей отчетности. Описание изменений должно сопровождаться раскрытием причин этих изменений и стоимостной оценкой их последствий. Благодаря этому пользователь бухгалтерского отчета сможет понять, как изменения в учетной политике повлияли на имущественное и финансовое состояние, а также на результаты деятельности общества.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике по конкретным вопросам бухгалтерского учета определяются организацией исходя из требований соответствующих стандартов.

Пояснения к учетной политике должны быть четкими, ясными, по возможности краткими и не должны дублировать информацию, содержащуюся в других разделах отчета.

Учетная политика должна раскрываться в бухгалтерском отчете за год. Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно. Исключения должны составлять случаи, когда при подготовке промежуточного отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с последним по времени составления бухгалтерским отчетом, раскрывавшим учетную политику. В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме, меньше установленного, раскрытию подлежит как минимум та информация об учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым материалам.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает неправильного или неточного отражения фактов хозяйственной деятельности организации в этой отчетности. Оно не снимает с предприятия ответственности за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Показатели, отражаемые в бухгалтерском отчете, используются не только для анализа хозяйственной деятельности и определения причин отклонения от плана, но и для выявления внутренних резервов и источников экономии, что особенно актуально на современном этапе при недостаточности выделения финансовых средств на содержание бюджетных учреждений и организаций. Кроме того, правильно составленная отчетность способствует своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности. Все это должно быть предусмотрено в учетной политике предприятия.

Хозяйственная деятельность учреждений и организаций отражается в текущем бухгалтерском учете в первичных документах и бухгалтерских отчетах, который позволяет обеспечить контроль за правильностью расходования денежных средств. Вместе с тем данных текущего учета недостаточно для контроля за выполнением плановых заданий и использованием находящихся в распоряжении учреждения (организации) бюджетных средств. Таким образом, бухгалтерская отчетность наряду с другими видами отчетности используется для экономического анализа деятельности учреждения (организации) и служит исходной базой для планирования. Поэтому информация, взятая из Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, должна обеспечивать всю информацию, необходимую для составления бухгалтерского баланса.

Понимание необходимости правильной картины финансового состояния, полученных дохода и расходах, прибыли и т.д. обусловливает актуальность данной контрольной работы.

Для написания контрольной работы были использованы учебные пособия Азаренко А.В., Сапожниковой Н.Г., Пономаренко И.А. и Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерских отчетов

бухгалтерский отчет регистр баланс

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Учетную политику обязаны составлять все организации Республики Беларусь. Учетная политика является локальным нормативным актом.

Под учетной политикой организации понимается совокупность используемых организацией способов ведения бухгалтерского учета, расчетов налогов и платежей [3].

В учетной политике должны быть определены способы и методы ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством предусмотрено несколько вариантов: организацией из предложенных вариантов выбирается и закрепляется в учетной политике только один.

Учетная политика включает в себя следующие разделы:

— методические аспекты учета (методология ведения бухгалтерского и налогового учета);

— организационно- технические аспекты учета.

Особое внимание при составлении учетной политики организациям следует обращать на то, что учетная политика включает в себя не только описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета, но и:

— план счетов бухгалтерского учета;

— применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;

— применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;

— правила документооборота и технологии обработки учетной информации

— порядок проведения инвентаризации

— перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов и ответственных за достоверность представленной в отчетах информации.

Таким образом, при разработке и утверждении учетной политики предприятия должны быть описаны бухгалтерские отчеты, используемые предприятием. Формы бухгалтерских отчетов, разработанных на предприятии и используемые в организации бухгалтерского учета, прилагаются в Приложении к учетной политике предприятия.

Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм должны соответствовать формам, разработанным и утвержденным Министерством финансов, и специализированным формам бухгалтерской отчетности, разработанным министерствами и ведомствами дополнительно к типовым формам и методы бухгалтерского учета, используемые на предприятии в соответствии с учетной политикой должны быть наиболее оптимальными для составления форм бухгалтерской отчетности.

Учетная политика предприятия должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности. В этой связи она должна обеспечивать:

— отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, а также контроль за движением имущества и обязательств;

— временную определенность фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (а следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, его изменениях, а также финансовые результаты его деятельности.

Формирование учетной политики исходит из:

· обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;

· непрерывности деятельности организации;

· последовательности применения учетной политики;

· временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Таким образом, требования, необходимые при разработке, как и учетной политики, так и бухгалтерских отчетов схожи.

Если целью бухгалтерской учетной политики становится формирование наиболее выгодной для организации картины ее финансового положения, необходимо помнить о том, что выбираемые методы учета, т.е. конкретные бухгалтерские проводки, могут изменить показатели бухгалтерской отчетности и результаты ее анализа.

Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации по формам, разработанным организациями с соблюдением требований, приведенных выше.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности

Хотя по большому счету учетная политика — это внутренний документ организации, регламентирующий порядок ведения бухгалтерского учета в данной конкретной компании. В соответствии с требованиями действующего законодательства организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично (как согласно законодательству РФ или учредительным документам, так и по собственной инициативе), обязаны раскрывать свою учетную политику в бухгалтерской отчетности (а именно в пояснительной записке).

А поскольку сейчас самый разгар «отчетного сезона», будет не лишним напомнить, что значит «раскрыть учетную политику» и как это правильно сделать.

Зачем раскрывать?

Безусловно, требование о необходимости раскрытия некоторой информации об учетной политике фирмы было включено в нормативные документы не просто так, по прихоти чиновников. Оно имеет под собой важное основание.

Дело в том, что на основании бухгалтерской отчетности, предоставляемой общественности, заинтересованные пользователи — акционеры (учредители), инвесторы, кредиторы, банки и многие другие — проводят анализ финансового состояния и результатов деятельности этой организации, чтобы исходя из полученных выводов принять важные финансовые решения: стоит ли приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги данной компании, предоставлять ли ей кредит, не пора ли продать свою долю в этой фирме, чтобы вложить вырученные деньги в другую, более привлекательную, и так далее. Причем зачастую пользователю нужно не просто получить данные по одной фирме, но и сравнить ключевые финансовые показатели нескольких компаний, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант вложения средств. А потому встает вопрос о сопоставимости данных, представленных в отчетности, исходя из которых были рассчитаны аналитические показатели деятельности разных фирм. Ведь, если они применяют разную учетную политику, возникающие различия в показателях отчасти будут объясняться именно этим фактом, а не большей или меньшей эффективностью хозяйственной и финансовой деятельности каждой фирмы.

Да и даже если целью анализа является оценка деятельности только одной компании, вопрос о сопоставимости данных остается открытым, ведь, как правило, анализ проводят не за один последний год, а за несколько лет, и если в анализируемом периоде изменялась учетная политика фирмы, безусловно, это оказывает влияние на значение показателей и те выводы, которые могут быть сделаны пользователем.

А решить задачу обеспечения хотя бы относительной сопоставимости отчетных данных в условиях, когда нормативные документы предоставляют организациям право выбора по целому ряду учетных проблем, можно именно посредством включения требования о раскрытии в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности некой минимальной информации об учетной политике организации.

Согласно п. 17 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» раскрывать в отчетности надо те способы ведения учета, принятые при формировании учетной политики (то есть выбранные данной организацией из допустимых вариантов и закрепленные в ее учетной политике), которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

При этом существенными признаются такие способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Безусловно, вопрос о существенности — в некоторой степени философский, и решать его приходится прежде всего бухгалтеру и руководителю конкретной организации, руководствуясь своим профессиональным суждением.

Кроме того, согласно п. 18 ПБУ 1/2008 минимальный состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Иными словами, практически в каждом ПБУ — в заключительной части — содержатся особые требования к раскрытию информации по соответствующим объектам учета. Конечно, в случае, если отчетность публикуется не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию также как минимум хотя бы в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

Отступление от допущений

Прежде всего обратите внимание на то, что согласно ПБУ 1/2008 все организации при формировании учетной политики и ведении учета должны придерживаться одних и тех же принципов — допущений и требований.

Если все четыре допущения строго соблюдаются, раскрывать их в бухгалтерской отчетности не обязательно. Хотя, конечно, никто не запрещает их перечислить в пояснительной записке. Более того, согласно п. 25 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках обязательно должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности (конечно, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил). Иными словами, если отступления от допущений не было, надо хотя бы включить в пояснительную записку общую фразу о том, что отчетность сформирована исходя из действующих правил учета и отчетности (с соблюдением установленных допущений). А перечислять эти допущения не обязательно, хотя и возможно.

Читайте так же:  Приказ 243 минздравсоцразвития

А вот если организация сформировала учетную политику исходя из допущений, отличных от предусмотренных в п. 5 ПБУ 1/2008, в пояснительной записке обязательно нужно раскрыть эту информацию — причем не только о самих допущениях, но и о причинах их применения.

В частности, субъекты малого предпринимательства имеют право не придерживаться допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и применять не метод начислений, вытекающий из этого допущения, а кассовый метод признания доходов и расходов. В таком случае в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности необходимо обязательно упомянуть этот факт.

Особое внимание на допущение непрерывности деятельности

Одним из основополагающих допущений является допущение непрерывности деятельности. Но в отличие от других допущений, соблюдение которых всегда находится во власти бухгалтера и руководителя компании, обеспечение непрерывности деятельности, включая избежание банкротства, зависит еще и от целого ряда внешних обстоятельств, не контролируемых руководством компании: от общего состояния экономики страны и региона, от конкурентной среды, от покупательной способности населения, от деятельности основных контрагентов (покупателей, поставщиков и т.д.). Деятельность любой компании неизбежно сопряжена с риском — хозяйственным, финансовым, инвестиционным и многими другими его разновидностями. Ведь изначально предпринимательская деятельность — это деятельность, связанная с риском, осуществляемая на свой страх и риск с целью извлечения прибыли, обратной стороной которой могут быть убытки. И поскольку никто не в состоянии предсказать, как будут развиваться события в масштабах фирмы, отрасли и государства, всегда существует неопределенность, и компания, процветающая сегодня, вполне может обанкротиться уже завтра.

Конечно, существуют определенные методы прогнозирования банкротства и оценки устойчивости компаний. Этим вопросам посвящены исследования многих ученых. Соблюдение допущения непрерывности деятельности должны проверять и аудиторы. Но даже привлечение аудиторов не освобождает бухгалтера и руководителя организации от необходимости самостоятельно проанализировать условия соблюдения или несоблюдения этого допущения.

И, как того требует п. 20 ПБУ 1/2008, в случае, если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Неприменение новых нормативных актов

Особое внимание в ПБУ 1/2008 уделено случаям, когда на момент подготовки и утверждения бухгалтерской отчетности уже утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу новый нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету.

Согласно п. 23 ПБУ 1/2008 в подобных ситуациях в пояснительной записке к отчетности необходимо:

1) раскрыть факт неприменения такого нормативного акта;

2) дать возможную оценку влияния его применения на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

Основные вопросы, которые надо раскрыть в пояснительной записке

Как мы уже отметили, минимальные требования к раскрытию информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности организации изложены в положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Порядок изложения информации в пояснительной записке выбирается организацией (руководителем и главным бухгалтером) самостоятельно.

В частности, можно оформить представляемые сведения в виде ссылок (сносок) к соответствующим статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.

Для удобства читателей приведем основные нюансы учетной политики, которые надо осветить в пояснительной записке, в табличной форме, руководствуясь последовательностью представления информации в основных отчетных формах (таблица N 1).

Основные нюансы учетной политики, которые надо осветить в пояснительной записке

— юридический адрес организации;
— основные виды деятельности;
— среднегодовая численность работающих
за отчетный период или численность работающих
на отчетную дату;
— состав (фамилии и должности) членов
исполнительных и контрольных органов
организации;
— дополнительная информация, сопутствующая
бухгалтерской отчетности, если исполнительный
орган считает ее полезной для заинтересованных
пользователей (динамика важнейших показателей
деятельности организации, планируемое развитие
организации, политика управления рисками
и т.д.), в т.ч. в виде аналитических таблиц,
графиков и диаграмм

— способы оценки нематериальных активов,
приобретенных не за денежные средства;
— принятые организацией сроки полезного
использования нематериальных активов;
— способы определения амортизации нематериальных
активов, а также установленный коэффициент при
начислении амортизации способом уменьшаемого
остатка;
— изменения сроков полезного использования
нематериальных активов;
— изменения способов определения амортизации
нематериальных активов

Расходы
на НИОКР

— способы списания расходов по научно-
исследовательским, опытно-конструкторским
и технологическим работам;
— принятые организацией сроки применения
результатов научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ

— лимит признания активов основными средствами;
— способы оценки объектов основных средств,
полученных по договорам, предусматривающим
исполнение обязательств (оплату) неденежными
средствами;
— изменения стоимости основных средств,
в которой они приняты
к бухгалтерскому учету (достройка,
дооборудование, реконструкция, частичная
ликвидация и переоценка объектов);
— принятые организацией сроки полезного
использования объектов основных средств
(по основным группам);
— способы начисления амортизационных отчислений
по отдельным группам объектов основных средств

— способы оценки финансовых вложений при их
выбытии по группам (видам);
— применяемые способы дисконтирования

— способы оценки МПЗ по их группам (видам)

Расходы
будущих
периодов

Положение
N 34н

— способ списания расходов будущих периодов

— порядок признания выручки организации;
— способ определения готовности работ, услуг,
продукции, выручка от выполнения, оказания,
продажи которых признается по мере готовности

Доходы
в строительных
организациях

— способ определения признанной в отчетном
периоде выручки по договорам, исполнявшимся
в отчетном периоде

— порядок признания коммерческих
и управленческих расходов (в т.ч. метод
распределения расходов на продажу
при их частичном списании)

Текущий налог
на прибыль

— способ определения величины текущего налога
на прибыль

— применяемый для пересчета курс иностранной
валюты к рублю

Отчетность
по сегментам

— определение отчетных сегментов, способы
распределения доходов и расходов между отчетными
сегментами, изменения в учетной политике,
существенно влияющие на оценку и принятие
решений пользователями информации по отчетным
сегментам, включая причины изменений, и оценка
их последствий в денежном выражении

Информация
о совместной
деятельности

— цели и виды совместной деятельности,
распределение показателей по отчетным сегментам

Если учетная политика изменилась

Организации имеют право изменять учетную политику. Причем в некоторых случаях — например, если в течение года был принят и вступил в силу новый нормативный акт по бухгалтерскому учету, действие которого распространено и на год его принятия (задним числом), — изменение может происходить и в течение года, а не только с 1 января следующего года.

Безусловно, изменения учетной политики также должны быть раскрыты.

Согласно п. 21 ПБУ 1/2008 в таких случаях в пояснительной записке надо привести следующую информацию:

— причину изменения учетной политики;

— содержание изменения учетной политики;

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно;

— а если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, надо также раскрыть факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

В случае если раскрытие такой информации по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, нужно раскрыть сам факт невозможности такого раскрытия вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

Обратите особое внимание на то, что помимо раскрытия изменений за отчетный период (2010 г.) и за предшествующие периоды в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за 2010 г. надо также объявить и об изменениях учетной политики на 2011 г.

А вот промежуточная бухгалтерская отчетность — например, отчетность за первый квартал 2011 г. — может уже не содержать информацию об учетной политике организации, если в ней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год (в нашем случае — за 2010 г.), в которой раскрыта учетная политика.

Примечание. Особенности составления учетной политики по бухгалтерскому учету государственными (муниципальными) учреждениями на 2011 год

Единую методологию и стандарты бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления устанавливает Минфин России. В Концепции организации бухгалтерского учета представлено, что все государственные (муниципальные) учреждения вне зависимости от типа осуществляют бухгалтерский учет с применением Единого плана счетов. Согласно Концепции нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета состоит из четырех уровней:

— 1-й уровень — Единый план счетов государственного (муниципального) учреждения и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н;

— 2-й уровень — Инструкция по бюджетному учету с типовым Планом счетов (казенные) от 06.12.2010 N 162н, Инструкция по бухгалтерскому учету с типовым Планом счетов (бюджетные) от 16.12.2010 N 174н, Инструкция по бухгалтерскому учету с типовым Планом счетов (автономные) от 23.12.2010 N 183н;

— 3-й уровень — отраслевые стандарты;

— 4-й уровень — учетная политика (стандарты) экономического субъекта.

Разработка учетной политики признается не правом, а обязанностью всех российских предприятий и организаций. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из структуры отрасли и других особенностей деятельности. В п. 2 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (зарегистрирован Минюстом России от 30.12.2010 N 19452), есть прямое указание, что бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете.

Еще статьи:

  • Когда выплачиваются налог на прибыль Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (взносов) Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в налоговую инспекцию не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ) Аудиторское […]
  • Мировой суд 49 г железнодорожный московской области Судебный участок мирового судьи №49 (Железнодорожный суд) Мировой судья Ковешников Александр Игоревич Руководитель аппарата мирового судьи Викулина Елена Валентиновна Секретарь суда Черкасова Анна Леонидовна Секретарь судебного заседания Борщина Елена Валентиновна Телефон: 8 (495) […]
  • Отзывы осаго бланк Страховой Дом ВСК - отзывы о компании Бланк полиса ОСАГО не пришел на почту Оформляла полис ОСАГО для свекра, оплата прошла успешно, на телефон пришла смс от СК ВСК с номером полиса и сроком страхования и номером полиса ХХХ0016547961, но сама страховка на почту не пришла. Деньги списали […]
  • Приказ 109 минздрава туберкулез Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 июня 2017 г. N 297 "О признании утратившим силу подпункта 1.6 пункта 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 г. N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" Признать […]
  • Кто заверяет доверенность в тюрьме Заявление на получение ДОВЕРЕННОСТИ или СОГЛАСИЯ от осужденного Заявление на получение ДОВЕРЕННОСТИ или СОГЛАСИЯ от осужденного. Теперь, достаточно на нашем сайте зайти на страницу учреждения в котором содержится осужденный , далее КЛИКНУТЬ по тексту: ЗАЯВЛЕНИЯ о выдаче Доверенности […]
  • Договор аренды квартиры нужно ли заверять нотариусом Нотариальное заверение договоров аренды Вы решили снять квартиру или арендовать помещение для осуществления предпринимательской деятельности? Считаете, что заключения соответствующего договора будет достаточно? Думаете, что документ, составленный в простой письменной форме, поможет Вам […]