Упк рф надзор прокурора за следствием и дознанием

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

(Халиулин А.) («Законность», 2007, N 9)

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

А. Халиулин, заведующий отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор.

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ внесены изменения в УПК РФ и Закон о прокуратуре. Они связаны с созданием нового органа — Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Изменения в УПК и другие законодательные акты внесены также ФЗ от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ. Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. N 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

С созданием Следственного комитета изменилось соотношение полномочий прокурора и руководителя следственного органа. К руководителям следственных органов от прокуроров переходят следующие полномочия: давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайств в случаях, предусмотренных УПК; давать следователю обязательные для исполнения письменные указания; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; разрешать вопросы об отводе следователя; отстранять следователя от ведения расследования. При этом значительное расширение полномочий руководителей следственных органов касается не только соответствующих должностных лиц вновь создаваемого Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, но и действующих начальников следственных подразделений и их заместителей в органах МВД, ФСБ и ФСКН. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: сохраняется ли в этих условиях прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и в чем заключаются полномочия прокурора? ——————————— По отношению к прокурорскому надзору за процессуальной деятельностью органов дознания такой вопрос не возникает, так как все полномочия прокурора не только сохранены, но и расширены в соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ.

Анализ законодательства (с учетом внесенных изменений) позволяет сделать вывод, что функция надзора за процессуальной деятельностью как органов дознания, так и органов предварительного следствия по-прежнему закреплена в ст. 37 УПК. Изменился перечень полномочий прокурора (по отношению к органам предварительного следствия), а также формы и методы осуществления прокурорского надзора. Главные изменения — разделение полномочий по надзору за исполнением законов и по руководству предварительным следствием. Существенно изменились полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела. Со дня введения в действие ФЗ от 5 июня 2007 г. ушло в прошлое право прокурора давать согласие на возбуждение уголовного дела. Теперь и следователь, и дознаватель, и орган дознания без чьего-либо согласия выносят постановление о возбуждении уголовного дела. Прокуроры, их заместители и помощники вправе (и обязаны) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). В то же время теперь они не вправе проводить проверку сообщений о преступлениях. В соответствии со ст. 144 УПК, это обязанность следователя, органа дознания и дознавателя, которые, как и прежде, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в соответствии с УПК в течение трех суток. Часть 3 ст. 144 устанавливает право руководителя следственного органа или начальника органа дознания продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а если требуется проведение ревизии или документальной проверки — право прокурора (по ходатайству дознавателя) или руководителя следственного органа (по ходатайству следователя) продлить срок проверки до 30 суток. Если в результате проверки было принято решение о возбуждении уголовного дела, то в соответствии с ч. 4 ст. 146 копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. Далее в ч. 4 ст. 146 указано, что «в случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление». То, что прокурор имеет право отменять постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное как дознавателем, так и следователем, — исключение из общего правила. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора или дознавателя, а постановления следователя вправе отменять руководитель следственного органа (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК). Кроме того, в ч. 4 ст. 146 указано, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента получения материалов (а не копии постановления о возбуждении уголовного дела). Это означает, что прокурор вправе требовать представления ему для проверки материалов, на основании которых было принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела. Новая редакция ч. 4 ст. 146 не предусматривает права производить до возбуждения уголовного дела следственные действия, за исключением осмотра места происшествия. Если ранее право производить освидетельствование и назначать судебную экспертизу до возбуждения уголовного дела было закреплено лишь в этой статье УПК, то теперь закон такой нормы не содержит вообще. Право же производить осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства, прямо предусмотрено ч. 2 ст. 176 УПК. В соответствии с изменениями УПК прокурор не возбуждает уголовное дело. По мнению законодателя, это вызвано необходимостью отделить надзор за исполнением законов при расследовании преступлений от самого расследования. Однако в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Этим полномочием прокурор пользуется как при выявлении признаков преступления в ходе общенадзорных проверок, так и при проверке законности рассмотрения органами дознания и органами предварительного следствия сообщений о преступлениях. По материалам, поступившим с постановлением прокурора, следователь или дознаватель принимают решение в соответствии со ст. 145 УПК, а прокурор осуществляет надзор за законностью этого решения. Правом возбуждать уголовные дела по общему правилу в соответствии со ст. 39 не наделен и руководитель следственного органа (кроме случаев возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц в соответствии со ст. 448). Однако руководитель следственного органа вправе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39 создавать следственную группу по уголовному делу, которое было возбуждено следователем, поручать производство предварительного следствия следователю или нескольким следователям. Несколько изменились и полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела. Статья 148 устанавливает, что копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Это означает, что прокурор также незамедлительно должен проверить законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела. Для этого прокурор вправе не только ознакомиться с копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но и изучить материал проверки следователем или дознавателем сообщения о преступлении. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же будет признано незаконным или необоснованным постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия отличаются от полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания. По отношению к органам предварительного следствия полномочия прокурора установлены законодателем с учетом необходимости соблюдения процессуальной самостоятельности следователя и расширения полномочий руководителя следственного органа по руководству следствием. Прокурор вправе требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37). При несогласии следователя с требованиями прокурора руководитель следственного органа представляет прокурору об этом информацию (ч. 4 ст. 39). Прокурор имеет право рассматривать эту информацию и принимать по ней решение, в том числе о направлении через вышестоящего прокурора требования об устранении нарушений федерального законодательства вышестоящему руководителю следственного органа (п. 7 ч. 2 и ч. 6 ст. 37 УПК РФ). При его несогласии с требованиями прокурора заместитель Генерального прокурора РФ вправе направить требование об устранении нарушений федерального законодательства Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителю следственного органа при федеральном органе исполнительной власти. Если же и ими будет отклонено требование прокурора, окончательное решение будет приниматься Генеральным прокурором РФ. У прокурора сохранились полномочия: изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37); передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37). Важнейшим является право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия (бездействие) и процессуальные решения следователя (дознавателя) и руководителя следственного органа в соответствии со ст. 124 УПК. Право рассматривать жалобы на действия (бездействие) и процессуальные решения следователя получил и руководитель следственного органа. Однако право решать, куда направлять жалобу, принадлежит заявителю. Представляется, если жалоба поступила в прокуратуру, прокурор не вправе пересылать жалобу руководителю следственного органа. Признав жалобу подлежащей удовлетворению, прокурор выносит постановление об удовлетворении жалобы и направляет требование об устранении нарушений федерального законодательства руководителю следственного органа. Если жалоба подана на действия (бездействие) и процессуальные решения дознавателя, прокурор, признав жалобу подлежащей удовлетворению, отменяет незаконное или необоснованное постановление дознавателя либо дает указание о прекращении незаконных действий (бездействия) и восстановлении нарушенных прав заявителя. Законодатель сохранил право прокурора участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении этой меры пресечения; при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, а также при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК). Участие прокурора в рассмотрении судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обязательно вне зависимости от того, возбуждено ходатайство дознавателем с согласия прокурора либо следователем с согласия руководителя следственного органа. Прокурор, участвующий в судебном заседании, обязан излагать суду свое мнение (возможно, отличающееся от мнения следователя и его руководителя), руководствуясь лишь требованиями закона. Представление прокурору копий направленных в суд ходатайств и приложенных к ним материалов руководителями следственных органов еще до судебного заседания способствовало бы выработке единой, соответствующей закону позиции участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения перед судом. Прокурор, участвовавший в судебном заседании и не согласный с постановлением судьи, вправе принести на это постановление кассационное представление. Следует отметить, что таким правом обладает только прокурор, участвовавший в судебном заседании, либо вышестоящий прокурор (ст. 354 УПК). Иные должностные лица, в том числе следователь и руководитель следственного органа, права на обжалование судебных решений не имеют. Участие прокурора при рассмотрении судом жалоб в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК, в новых условиях тоже будет иметь свою специфику. Может сложиться такая ситуация, когда в суд обратится заявитель, ранее уже обращавшийся с жалобой к прокурору. В случае, если прокурор выносил постановление об удовлетворении жалобы и направлял руководителю следственного органа требование об устранении нарушений федерального законодательства, однако следователь и руководитель следственного органа не согласились с требованиями прокурора, прокурор, участвующий в судебном заседании, при рассмотрении жалобы того же заявителя должен представить суду копию своего требования и копию ответа руководителя следственного органа, отклонившего это требование. Полагая, что требования заявителя в соответствии с законом подлежат удовлетворению, прокурор должен заявить об этом суду. Если ранее жалоба заявителя, обратившегося в суд, прокурором не рассматривалась, но прокурор, ознакомившись с жалобой до судебного заседания, полагает, что жалоба должна быть удовлетворена, то он вправе отменить незаконное или необоснованное постановление дознавателя либо направить в следственный орган требование об устранении нарушений федерального законодательства. С 7 сентября 2007 г. прокурор не вправе участвовать в производстве предварительного расследования, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия либо принимать уголовное дело к своему производству. Руководитель следственного органа также не вправе производить следственные действия, если он не принял уголовное дело к своему производству (ст. 39 УПК). При принятии уголовного дела к своему производству руководитель следственного органа пользуется полномочиями следователя или руководителя следственной группы, т. е. вправе производить любые следственные действия и принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК (ч. 2 ст. 39). Претерпели некоторые изменения и полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. В соответствии со ст. 221, прокурор обязан рассмотреть поступившее дело в срок не более 10 суток. Статья 221 УПК установила три возможных варианта решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением: 1. Признав, что есть основания для направления дела в суд, прокурор утверждает своей резолюцией обвинительное заключение. 2. Прокурор вправе возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит постановление об отказе в удовлетворении ходатайства следователя либо об отмене постановления нижестоящего прокурора. Во втором случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд. Таким образом, хотя следователь и руководитель следственного органа вправе не согласиться с постановлением прокурора, возвратившего уголовное дело для производства дополнительного следствия, окончательное решение при обжаловании постановления прокурора будет принимать вышестоящий прокурор либо Генеральный прокурор РФ. Необходимо также иметь в виду, что обжалование следователем постановления прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия не приостанавливает течения сроков содержания обвиняемого под стражей, которые должны быть продлены в порядке, установленном ст. 109 УПК. 3. В случае, если поступившее с обвинительным заключением уголовное дело подсудно вышестоящему суду, прокурор своим постановлением направляет дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения. В отличие от ранее действовавшей редакции ст. 221 измененный УПК не предусматривает право прокурора прекращать уголовное дело либо уголовное преследование, изменять при утверждении обвинительного заключения объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении, дополнять или сокращать список лиц, вызываемых в суд. Вместе с тем прокурор вправе изложить свои указания по этим вопросам при возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия. ФЗ от 6 июня 2007 г. изменил правовую регламентацию дознания. Дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым ч. 3 ст. 150 УПК устанавливает такую форму предварительного расследования, вне зависимости от того, известно ли на момент возбуждения уголовного дела лицо, совершившее деяние. Изменились и сроки дознания. Теперь дознание может проводиться в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела, при необходимости этот срок может быть продлен прокурором дополнительно до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с проведением судебных экспертиз, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев, а в исключительных случаях, связанных с направлением запроса о правовой помощи в иностранное государство, прокурор субъекта Федерации, приравненный к нему военный прокурор вправе продлить срок дознания до 12 месяцев. Таким образом, дознание возвращено в уголовное судопроизводство России как полноправная форма предварительного расследования. Это в большинстве случаев практически исключит передачу уголовных дел, по которым должно проводиться дознание, следователям. В то же время закон сохранил полномочия прокурора, предусмотренные ст. 150 УПК, передавать уголовные дела, по которым производится дознание, для производства предварительного следствия либо давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, помимо указанных в ч. 3 ст. 150 УПК. Как уже было отмечено выше, полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания не только сохранены, но и расширены. Это связано как с изменением порядка и сроков дознания, так и с тем, что дознание в уголовном процессе России традиционно проводилось под надзором (наблюдением) прокурора, о чем указывалось еще в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. Закон сохранил право прокурора: давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37); давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37); отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п. 10 ч. 2 ст. 37); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37). Сохранены (и дополнены) также предусмотренные ст. 226 УПК полномочия прокурора по уголовному делу, направленному дознавателем прокурору с обвинительным актом. В связи с изменениями, внесенными в УПК Федеральным законом от 6 июня 2007 г., на прокурора возлагаются новые обязанности — по проверке законности и обоснованности выдвинутого дознавателем подозрения лица в совершении преступления. В случае, если уголовное дело возбуждено органом дознания или дознавателем по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1). В соответствии с ч. 5 ст. 223.1 копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору. Прокурор должен проверить, соблюдены ли дознавателем при составлении уведомления требования ч. 2 ст. 223.1, вручена ли копия уведомления подозреваемому, разъяснены ли ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК, допрошен ли подозреваемый в течение трех суток с момента вручения ему уведомления о подозрении в совершении преступления, соблюдено ли дознавателем при выполнении этих действий право подозреваемого на защиту. При несоблюдении дознавателем указанных положений УПК прокурор должен потребовать устранения нарушений федерального законодательства в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 37. Изменения уголовно-процессуального законодательства потребуют разработки и внедрения новых методов работы, которые позволили бы осуществлять прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов расследования и эффективное взаимодействие прокурора и следственных органов при осуществлении уголовного преследования как в досудебном, так и в судебном производстве. На наш взгляд, необходимо иметь в виду, что основными задачами и прокуроров, и руководителей следственных органов является защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, всесторонности, полноты и объективности при расследовании преступлений, выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по их устранению. Внесенные изменения в УПК не просто отличаются существенной новизной. Многие нововведения появились впервые в истории отечественного уголовного судопроизводства. В связи с этим необходим постоянный мониторинг практики применения новых норм закона, а также своевременная разработка и внесение предложений по дальнейшему совершенствованию уголовно-процессуального закона и правоприменительной деятельности как прокуроров, так и органов предварительного расследования.

Читайте так же:  Следственного управления следственного комитета рф по пермскому краю

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

магистрант кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии,

канд. юрид. наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии

Прокуратура РФ выступает важнейшим гарантом сохранения законности и правопорядка в стране. Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является прокурорский надзор за соблюдением соблюдения законов в различных сферах.

Как отмечает Е.С. Пойда, прокурорский надзор призван обеспечить законность «путем осуществления наблюдения за соблюдением, исполнением и применением норм права норм права» [2, с. 15-16].

Отдельные направления прокурорского надзора «конкретизируют полномочия прокурора» [1, с. 83]. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов (общий надзор), за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительное следствие, учреждениями и органами, осуществляющими исполнение уголовных наказаний, а также надзор за исполнением законов судебными приставами.

Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за предварительным расследованием преступлений, осуществляемым уполномоченными органами дознания и следствия.

Согласно ст.29 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1) предметом надзора за органами следствия и дознания является соблюдение:

  1. прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений;
  2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  3. законности проведения расследования;
  4. законности решений, принимаемых органами дознания и предварительное следствия.

Дознание и следствие связаны с вторжением в личную жизнь человека, серьезными ограничениями прав и свобод. Органы, ведущие расследование, осуществляют уголовное преследование, привлекают к ответственности, применяют меры пресечения, а также осуществляют иные правоограничительные мероприятия.

В связи с этим законодательство наделяет прокуратуру особо широкими полномочиями.

Кроме того, прокурор осуществляет от лица государства функцию обвинения, утверждает итоговый документ расследования, полностью принимает на себя функцию обвинения при рассмотрении дела в суде, в связи с чем разделяет с органами дознания и следствия ответственность за привлечение лица к уголовной ответственности.

Основным нормативным актом, закрепляющим полномочия прокурора в сфере надзора за дознанием и следствием является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Так, согласно ст.37 УПК РФ к основным полномочиям прокурора в рассматриваемой сфере относятся:

1) проверка учетно-регистрационной дисциплины;

2) дача дознавателю письменных указаний о направлении расследования;

5) дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о процессуальных действиях, которые допускаются на основании судебного решения;

6) рассмотрение ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;

6) отмена незаконных или необоснованных постановления органов дознания;

7) участие в судебных заседаниях о производстве действий, допускаемых на основании судебного решения;

8) разрешать отводы дознавателя;

10) отстранять дознавателя от расследования;

11) изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

12) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования или для пересоставления обвинительного заключения (акта, постановления).

Нельзя не отметить, что полномочия прокурора по надзору за следствием имеют ряд отличий по сравнению с надзорными полномочиями за дознанием.

Уголовно-процессуальное законодательство наделяет следователя более широкими полномочиями и самостоятельностью, чем дознавателя. Ряд функций, которые в отношении дознания осуществляет прокурор, в органах следствия осуществляет руководитель следственного органа.

Так, прокурор наделен правом отменять лишь ряд постановлений, выносимых следователем:

  1. о возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.146 УПК РФ);
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.6 ст.148 УПК РФ);
  3. о приостановлении предварительного следствия (п.3 ч.1 ст.211 УПК РФ);
  4. о прекращении уголовного дела (преследования) (ч.1 ст.214 УПК РФ).

В постановлении об отмене соответствующего решения прокурор указывает мотивы отмены, нарушения законы, допущенные органами следствия и т.д.

В иных случаях выявления нарушений законодательства, неверного направления расследования и т.п. прокурор вправе принять иные меры прокурорского реагирования.

Например, в случае выявления волокиты по уголовным делам прокурор вправе внести требование об устранении нарушений закона по уголовному делу (ст.6 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1). Если же требуется принятие мер в отношении следователя, допустившего нарушения закона, то прокурор вносит руководителю следственного органа представление (ст.24 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1).

Большое значение в регулировании вопросов по надзору за органами предварительного следствия имеет Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

В частности, данный Приказ предписывает систематически проверять законность действий следственных органов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, добиваться выполнения требований закона о признании потерпевшим лица, которому преступлением причинен моральный или материальный вред, изучать материалы, обосновывающие постановление следователя о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства и т.д.

Важно помнить, что прокурор не руководит расследованием. Данным полномочием наделен руководитель следственного органа. Задача прокурора состоит в надзоре за строгим соблюдением закона при расследовании уголовного дела, недопущении ущемления прав человека и т.д. [4, с. 195]

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, среди различных направлений прокурорского надзора наибольшими полномочиями прокурор обладает в сфере дознания и предварительного следствия, поскольку эта деятельность связана с существенными ограничениями прав и свобод человека.

Во-вторых, следует отметить, что в отношении органов следствия полномочия прокурора несколько ограничены по сравнению с органами, осуществляющими дознание, что связано с большей самостоятельностью органов следствия в сфере расследования преступлений.

В-третьих, в сфере предварительного следствия прокурор наделен правом отмены ряда постановлений следователя, а также полномочиями по внесению требований и представлений в случае обнаружения нарушений закона.

Значение и проблемы прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 25.06.2018 2018-06-25

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Родионова А. Д. Значение и проблемы прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия // Молодой ученый. — 2018. — №25. — С. 234-235. — URL https://moluch.ru/archive/211/51581/ (дата обращения: 13.02.2019).

Статья посвящена значению прокурорского надзора и наиболее важным проблемам, возникающим в деятельности правоохранительных органов при производстве предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации автор приходит к выводу о том, что указанные проблемы вызваны несовершенством законодательного регулирования исследуемого процессуального института. Одним из средств решения обозначенных проблем является прокурорский надзор, поскольку прокурор в отечественном уголовном процессе наделен полномочиями не только ведения уголовного преследования от имени государства, но и осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования.

Проводимые в России в настоящее время реформы в социально-экономической, политической, духовной и иных сферах жизни общества, не имея под собой достаточной правовой базы и опыта осуществления, могут привести страну к нестабильности и беспределу. В этих условиях особенно необходимым является такой мощный стабилизирующий фактор, как прокурорский надзор. Учитывая масштабы нарушений прав и свобод человека, проблемы обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов в стране до настоящего времени, эффективности прокурорского надзора остаются актуальными, а с учетом формирования в России правового государства — приобретают особое правоприменительное значение.

Действующее законодательство возлагает на прокуратуру обязанность осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование преступлений. Эта деятельность осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Однако в правовой литературе отмечается, что если прокурор и следователь придерживаются противоположных мнений относительно судебной перспективы дела — направлении его в суд или прекращении, то это делает невозможным эффективное уголовное преследование [1].

Борьба с преступностью в настоящее время стала одной из центральных задач, которые решает государство. Необходимость усиления борьбы с преступностью, оперативности и эффективности расследования уголовных дел диктует особую важность работы прокуратуры, повышения значимости прокурорского надзора за соблюдением законности в этой области. Образование новой структуры в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации — Главного управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, как раз, нацелено на повышение гарантий защиты прав и интересов участников уголовного судопроизводства.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации количество выявленных прокурорами нарушений в деятельности всех органов предварительного расследования за 2016 г. вновь возросло, превысив 5 млн. нарушений [2].

Однако в связи с введением в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [3] изменений, по-новому определивших полномочия прокурора в сфере надзора за предварительным расследованием, сбором на стадии доказательств по уголовным делам, а также порядок и сроки продления предварительного следствия и дознания по уголовному делу, содержания под стражей лиц, обвиняемых в совершении преступления, у прокуратуры, несмотря на то, что наиболее значимые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации были внесены еще в 2012 г., возникают проблемы при осуществлении надзора за производством дознания и предварительного следствия в применении отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Этим сложности напрямую влияют на надзорную деятельность прокуратуры. В своем Докладе Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 апреля 2017 г. особо отметил, что, несмотря, на упрощение сбора доказательств, установления причинной связи между деянием и последствиями, расследование сложных дел по-прежнему растягивается на годы и с каждым годом ситуация только усугубляется [2].

Можно отметить тот факт, что правовой статус прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу постоянно изменяется. Это касается и объема, характера полномочий прокурора в предварительном следствии, в том числе по его взаимодействию со следователем. В частности, прокурор после внесения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (главы 21, 22 и др.) изменений утратил часть полномочий по санкционированию производства следственных и иных процессуальных действий следователя (хотя согласно ч. 1 ст. 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо согласие прокурора на возбуждение дознавателем перед судом ходатайства о производстве следственного действия), по даче следователю указаний о направлении расследования и производстве процессуальных действий, по изъятию уголовного дела у следователя и принятию его к своему производству, по отмене незаконных или необоснованных постановлений следователя. Изменен объем полномочий прокурора при применении мер процессуального принуждения, полномочий, связанных с прекращением уголовного дела и уголовного преследования, а также с приостановлением предварительного следствия. Введен механизм урегулирования разногласий, возникающих при несогласии следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства. Значительным объемом полномочий прокурор наделен при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (ст. 317.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, хотя и прошло свыше пяти лет после внесения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации столь значимых поправок относительно полномочий прокурора по надзору за производством дознания и предварительного следствия, сложности реализации указанных изменений остаются.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. № 33 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания”

В целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений по данному направлению деятельности, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним прокурорам военных и иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

Читайте так же:  Кредит под залог недвижимости брянск

2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.

3. Систематически (не реже одного раза в месяц) проводить проверки исполнения требований федерального законодательства органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, учитывая информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений.

Следить за строгим соблюдением органами дознания, дознавателями правил подследственности, установленных в статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), не только при расследовании преступлений, но и при рассмотрении, разрешении сообщений о преступлениях.

Не допускать передачи материалов по сообщениям о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, или в суд без достаточных на то оснований.

При выявлении нарушений указанных требований добиваться их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. При наличии оснований, в том числе в связи с установлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

4. Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток согласно части 3 статьи 144 УПК РФ в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

5. Обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со статьей 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий и оснований, предусмотренных частью 3 статьи 144 УПК РФ.

При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.

Материалы проверки сообщения о преступлении, по результатам которой отказано в возбуждении уголовного дела, а также уголовные дела, по которым производство дознания приостановлено или прекращено производством возвращать по принадлежности с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с принятым процессуальным решением.

6. Безотлагательно изучать процессуальные решения о возбуждении уголовного дела, поступившие в порядке части 4 статьи 146 УПК РФ. В этих целях истребовать материалы проверки, принимать меры к отмене постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента их получения при отсутствии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также при наличии иных нарушений действующего законодательства независимо от того, производились ли до возбуждения уголовного дела следственные или иные процессуальные действия.

В ходе проверки постановлений о возбуждении уголовных дел, поводом и основанием для которых послужили результаты оперативно-розыскной деятельности, при необходимости изучать дела оперативного учета и иные оперативно-служебные материалы на предмет соблюдения порядка представления данных результатов, проведения оперативно-розыскных мероприятий с непосредственным исследованием носителей информации.

При выявлении неполноты представленных оперативно-служебных документов и наличия в делах оперативного учета или иных оперативно-служебных материалах сведений, имеющих значение для доказывания и расследования или рассмотрения уголовного дела, вносить в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, требование об их представлении дознавателю, органу дознания или в суд.

7. Проверять соблюдение положений закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления.

Организовать проверку законности и обоснованности решений об отказе в удовлетворении ходатайства. При выявлении фактов нарушения закона принимать меры прокурорского реагирования, в том числе инициировать вопрос о привлечении соответствующего должностного лица органа дознания к установленной законом ответственности.

Принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в случае если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 51 УПК РФ.

8. Акцентировать внимание на обеспечении в соответствии со статьей 6.1 УПК РФ права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок, исходя из того, что в силу части 1 статьи 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом лице.

9. При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения согласно части 4 статьи 20 УПК РФ проверять обоснованность и достаточность сведений для принятия такого решения.

При проверке законности постановлений о возбуждении уголовного дела и производстве дознания в сокращенной форме оценивать правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения. В случае несогласия отменять данное процессуальное решение с одновременным письменным указанием о производстве расследования в общем порядке.

10. Проверять неукоснительное выполнение органами дознания положений статьи 226.4 УПК РФ о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и об уведомлении о предельном двухсуточном сроке его подачи с момента разъяснения подозреваемому соответствующего права.

Считать грубым нарушением уголовно-процессуального закона рассмотрение поступившего ходатайства подозреваемого в срок более 24 часов с момента его поступления к дознавателю.

11. Используя предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ полномочия, в необходимых случаях давать указания о производстве дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ.

12. В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, получении и надлежащей фиксации доказательств, производстве неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, иных необходимых процессуальных действий, в том числе на этапе проверки сообщений о преступлениях в порядке статей 144-145 УПК РФ.

Реализуя имеющиеся полномочия, принципиально реагировать на совмещение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Пресекать случаи производства следственных и иных процессуальных действий должностным лицом, ранее производившим оперативно-розыскные мероприятия по материалу проверки или уголовному делу. При этом не исключается выполнение таким должностным лицом поручений в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 части 3 статьи 41 УПК РФ.

13. Проверять исполнение положений статьи 223.1 УПК РФ о вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса. Требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения.

14. Обеспечивать надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 10 УПК РФ немедленно своим постановлением освобождать незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях или содержащегося под стражей свыше установленного срока.

При получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием мер прокурорского реагирования.

15. При поступлении жалобы на действия и решения должностных лиц органов дознания, подлежащей рассмотрению в порядке статьи 124 УПК РФ прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.

16. В кратчайшие сроки рассматривать жалобы на постановления дознавателя об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, а также о прекращении дознания в сокращенной форме и продолжении производства по уголовному делу в общем порядке, уведомляя о принятом решении заинтересованных лиц.

В случае обоснованности доводов, приведенных в жалобе, принимать решение об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и давать дознавателю соответствующие письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Учитывать, что продолжение производства дознания в сокращенной форме возможно, только если оно будет окончено в срок, предусмотренный УПК РФ.

При иных обстоятельствах, когда восстановление нарушенного права невозможно ввиду истечения срока, установленного законом для завершения дознания в сокращенной форме, отказывать в удовлетворении жалобы, инициируя привлечение к предусмотренной законом ответственности виновных в этом должностных лиц.

17. Давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со статьей 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных статьями 97, 99, 100, частями 1 — 3 статьи 108 УПК РФ.

С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств уголовного дела и данных о личности.

Учитывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 108 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним не применяется.

18. Принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с частью 4 статьи 224 УПК РФ осуществляется с согласия прокурора района, города или приравненного к нему прокурора; от 6 до 12 месяцев на основании части 2 статьи 109 УПК РФ — с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных частью 5 статьи 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

Требовать от дознавателей представления ходатайств о продлении срока содержания лица под стражей прокурорам субъектов Российской Федерации или приравненным к ним прокурорам не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей.

В случае принятия решения об отказе в даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

19. При решении вопроса в соответствии со статьей 165 УПК РФ о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, тщательно проверять доводы, изложенные в ходатайстве. При несогласии с ним выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

Обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора.

В случае отказа суда в удовлетворении ходатайства, поддержанного прокурором, при наличии предусмотренных законом оснований принимать меры к своевременному обжалованию решения суда в апелляционном и кассационном порядке.

Тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому уголовному делу, принимать меры прокурорского реагирования.

20. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам. Отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела.

При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 37 УПК РФ) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных статьей 151 УПК РФ.

21. При осуществлении надзорной деятельности оценивать достаточность оснований для производства дознания в сокращенной форме, руководствуясь положениями части 2 статьи 226.1 УПК РФ, а также части 1 статьи 226.2 УПК РФ, устанавливающими обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме, акцентируя внимание на вопросах, связанных с признанием подозреваемым вины, размера и характера причиненного преступлением вреда, а также его отношением к квалификации содеянного.

При выявлении обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме, или случаев несоблюдения условий его производства выносить постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в котором должны также содержаться мотивированные указания о производстве дознания в общем порядке.

22. В целях пресечения искусственного создания оснований для производства дознания в сокращенной форме не допускать необоснованного выделения материалов уголовного дела в отношении конкретного лица в отдельное производство, а также незамедлительно реагировать на несвоевременное соединение уголовных дел в отношении одного и того же лица при наличии к тому законных оснований.

23. При проверке вынесенного дознавателем постановления о приостановлении производства дознания оценивать его законность и обоснованность, обращая особое внимание на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления.

В случае установления оснований, предусмотренных статьей 211 УПК РФ, в соответствии с частью 3.1 статьи 223 УПК РФ выносить постановление о возобновлении производства по уголовному делу, соблюдая сроки, установленные в части 3.2 статьи 223 УПК РФ.

24. Реализуя полномочия, предоставленные статьей 223 УПК РФ, требовать от дознавателей представлять ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток — за 10 дней, свыше 6 месяцев — за 15 дней.

Учитывать, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев — прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами только в исключительных случаях, предусмотренных частью 5 статьи 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

25. Обеспечивая эффективный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания при производстве дознания в сокращенной форме, исходить из того, что дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, включая время составления (пересоставления при наличии к тому оснований) обвинительного постановления, ознакомления с материалами дела обвиняемого и его защитника, предусмотренное частями 3, 4 и 8 статьи 226.7 УПК РФ.

Рассматривать вопрос о продлении срока дознания в сокращенной форме до 20 суток только при наличии ходатайства, предусмотренного частью 6 статьи 226.7 УПК РФ, направленного органу дознания до окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, а также постановления органа дознания о продлении такого срока.

Тщательно изучать мотивированность данного процессуального решения, сопоставляя с доводами, изложенными в ходатайстве, а также его соответствие положениям, содержащимся в части 6 статьи 226.7 УПК РФ.

26. При осуществлении прокурорского надзора исходить из того, что положения главы 32.1 УПК РФ направлены на сокращение издержек уголовного судопроизводства. В связи с этим максимальный срок дознания в сокращенной форме не может быть продлен прокурором более чем до 20 суток и не может превышать срока дознания в общем порядке.

В случае превышения максимально установленного срока дознания в сокращенной форме давать указание о продолжении расследования по уголовному делу в обычном порядке.

27. Принимая во внимание, что производство дознания в сокращенной форме должно способствовать сокращению сроков расследования и упрощению досудебного производства по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретных лиц, не допускать формального подхода к продлению срока расследования, а при поступлении постановления о его продлении после 24 часов с момента истечения 15 суток, отведенных для производства дознания в сокращенной форме, принимать решение об отказе в продлении данного срока и о продолжении производства по уголовному делу в общем порядке.

Читайте так же:  Как подать на алименты чебоксары

28. Ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования.

Давать согласие на прекращение уголовного дела (уголовного преследования), в том числе, в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ (статьи 25, 28 и 28.1 УПК РФ).

Учитывать, что в остальных случаях согласия либо утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела не требуется.

При прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 24, статьях 25, 28 и 28.1 УПК РФ, а также в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 27 УПК РФ, проверять наличие согласия подозреваемого (обвиняемого).

Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным, в соответствии со статьей 214 УПК РФ безотлагательно отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, касающихся невыполнения ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.

При рассмотрении ходатайств, поданных в порядке статьи 25.1 УПК РФ особое внимание уделять выяснению вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного преступлением.

В случае отсутствия достоверных сведений, подтверждающих его возмещение или факты заглаживания причиненного вреда иным образом, не давать согласия на направление в суд ходатайства о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

29. При получении информации о поступлении в суд жалобы в порядке статей 125 и 125.1 УПК РФ на постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществлять их проверку. Устранять выявленные нарушения, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд.

Обеспечить обязательное участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке статей 125 и 125.1 УПК РФ.

В случае несогласия с решением суда об удовлетворении жалобы своевременно принимать меры к его обжалованию, а при согласии — к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона.

30. При утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам согласно части 1 статьи 88 УПК РФ. Признав их недопустимыми, выносить мотивированное постановление об их исключении.

Особое внимание обращать на полноту принятых органами дознания мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также возмещению ущерба, причиненного преступлением.

31. При поступлении уголовного дела с обвинительным постановлением обращать внимание на соответствие его содержания требованиям, перечисленным в пунктах 1 — 8 части 1 статьи 225 УПК РФ, а также на достаточность указанных в прилагаемой к нему справке сведений, перечень которых определен частью 10 статьи 226.7 УПК РФ.

В случае несоответствия обвинительного постановления требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом, возвращать его органу дознания для пересоставления в срок не более 2 суток.

32. В ходе изучения материалов уголовного дела тщательно проверять соответствие выводов органов дознания установленным при производстве дознания в сокращенной форме обстоятельствам, содержащимся в материалах уголовного дела. При этом особо исследовать вопросы о наличии объективных данных, подтверждающих виновность и исключающих самооговор обвиняемого, о соблюдении прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в том числе права на защиту, о рассмотрении в полном объеме заявленных обвиняемым, его защитником, потерпевшим и (или) его представителем ходатайств, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 6 статьи 226.7 УПК РФ.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих направлению уголовного дела в суд, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 226.8 УПК РФ, выносить постановление о направлении его дознавателю для производства дознания в общем порядке.

33. При наличии оснований, предусмотренных статьями 24 — 28.1 УПК РФ, решать вопрос о вынесении постановления о прекращении уголовного дела, поступившего от дознавателя, о чем уведомлять заинтересованных лиц.

34. При утверждении обвинительного постановления в случае неподтверждения материалами уголовного дела отдельных пунктов обвинения либо неправильной квалификации и необходимости переквалификации на менее тяжкий состав преступления выносить соответствующее процессуальное решение, уведомляя о нем заинтересованных лиц.

35. При принятии решения о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ выносить мотивированное постановление, содержащее указания о производстве конкретных процессуальных действий, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или об устранении иных выявленных недостатков. Вместе с материалами уголовного дела постановление с указаниями незамедлительно направлять дознавателю.

При несогласии с решением нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта не позднее 3 суток с момента поступления соответствующих материалов отменять незаконное процессуальное решение, утверждать обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд.

Вести учет ходатайств дознавателей, в которых обжалуются постановления прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (постановления), а также решений вышестоящего прокурора, принятых по результатам их рассмотрения.

Вышестоящему прокурору в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя незамедлительно после вынесения постановления направлять его дознавателю, а копию — нижестоящему прокурору, чье решение обжаловалось, для обеспечения дальнейшего производства по уголовному делу и соблюдения процессуальных сроков.

Особое внимание уделять вопросам соблюдения 48-часового срока обжалования дознавателем решения прокурора, наличия согласия начальника органа дознания и безотлагательного исполнения решений и указаний прокурора в соответствии с частью 5 статьи 226 УПК РФ в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.

36. В течение 2 суток с момента поступления материалов об обжаловании решения нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке принимать мотивированное решение в соответствии с частью 4 статьи 226.8 УПК РФ.

Проверять соблюдение дознавателем 24-часового срока обжалования решения прокурора и наличие согласия начальника органа дознания.

Особое внимание уделять незамедлительному исполнению постановлений прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке и связанных с ними указаний в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.

37. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дел, по которым постановлены оправдательные приговоры. Выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания.

В течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого на стадии предварительного расследования либо судом принято решение о прекращении дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также постановлен оправдательный приговор.

38. Ежегодно проводить в органах дознания проверку соблюдения порядка хранения вещественных доказательств в соответствии с требованиями статьи 82 УПК РФ.

39. В прокуратурах вести раздельно по ведомствам книгу учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (приложение № 1), книгу учета копий постановлений о возбуждении уголовных дел и материалов к ним (приложение № 2), книгу учета поступивших от органов дознания постановлений об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме (приложение № 3), книгу учета поступивших ходатайств дознавателей об обжаловании постановлений прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (постановления), а также решений вышестоящего прокурора, принятых по результатам их рассмотрения (приложение № 4).

40. Военным прокурорам при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах руководствоваться положениями настоящего приказа в целях обеспечения своевременного и законного разрешения сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по ним до направления руководителю военного следственного органа, а также соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других граждан.

41. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним прокурорам военных и иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за организацией надзора на данном направлении.

Учитывать, что в центральных аппаратах МВД, МЧС, ФСБ, ФТС и ФССП России, указанные выше полномочия прокуроров реализуются Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителями.

42. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах установленной компетенции, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье, комплекса «Байконур» по итогам полугодия и года (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) докладывать о состоянии законности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности поднадзорными органами дознания и результатах надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность) в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью и управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью — в части, касающейся МВД России, МЧС России, ФССП России, ФСИН России (за исключением органов внутренних дел на транспорте);

в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму — в части, касающейся ФСБ России;

в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере — в части, касающейся ФТС России, органов внутренних дел на транспорте.

Военным прокурорам окружного звена в те же сроки представлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.

43. В докладных записках в обязательном порядке отражать следующее:

анализ состояния законности при производстве дознания по уголовным делам и эффективности влияния на нее прокурорского надзора;

анализ эффективности взаимодействия подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с органами (подразделениями) дознания при выполнении их поручений по уголовным делам;

состояние законности при применении органами дознания мер процессуального принуждения и пресечения;

эффективность работы органов дознания по возмещению ущерба, причиненного преступлением;

сведения о количестве и характере установленных нарушений законодательства в данной сфере, в том числе повторных;

причины и факторы, выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора и способствующие нарушениям законности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности органами дознания, в том числе повторным;

меры, принятые по устранению нарушений законности, причин и условий, им способствующих;

результаты рассмотрения актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения, выделяя меры, принятые в связи с неудовлетворением (в том числе частично) ранее внесенных актов прокурорского реагирования;

анализ жалоб в порядке статей 124, 125 и 125.1 УПК РФ, поступивших от участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, прокурора. Сведения о результатах их рассмотрения;

анализ поступивших ходатайств дознавателей, в которых обжалуются решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке. Информацию о результатах их рассмотрения;

сведения о практике реализации информационных писем, обзоров Генеральной прокуратуры Российской Федерации по проблемным вопросам, касающимся деятельности органов дознания;

проблемы и недостатки в уголовно-процессуальной деятельности поднадзорных органов дознания, прокурорском надзоре за ней, предложения по их устранению, а также совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

Информацию в части прокурорского надзора за производством дознания в сокращенной форме отражать отдельным блоком.

44. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за уголовно- процессуальной деятельностью органов дознания, обобщать один раз в полугодие сведения об исполнении законов и о состоянии прокурорского надзора в этой сфере.

При необходимости по результатам обобщения подготавливать информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на данном направлении надзора.

45. Управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере и подразделению Главной военной прокуратуры, к компетенции которого отнесены вопросы организации и контроля работы военных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности органами дознания, ежегодно осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитические справки курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации не позднее 20 февраля.

46. Признать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и от 03.07.2013 № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме».

47. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

48. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам военных и иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приложение № 1
к приказу Генеральной прокуратуры РФ

от 26 января 2017 г. № 33

(наименование органа прокуратуры)

копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении

уголовных дел, поступивших из органов дознания ________________________

Еще статьи:

  • Трудовой договор с нерезидентом в рк Как оформить трудовой договор с нерезидентом? Вопрос-ответ по теме Как оформить трудовой договор с нерезидентом? Прежде всего, необходимо знать, что трудовые договоры работодатели Казахстана могут оформлять (заключать) лишь с теми резидентами (иностранцами), которые: · прибыли из других […]
  • Приказ мвд россии 667 Приказ МВД РФ от 22 августа 2003 г. N 667 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозками, а также оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МВД России" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 22 августа 2003 г. N […]
  • Договор аренды движимого имущества на срок более одного года Статья 26. Государственная регистрация аренды недвижимого имущества Статья 26. Государственная регистрация аренды недвижимого имущества Одним из распространенных правовых действий с недвижимостью является аренда недвижимого имущества. В соответствии со статьей 606 Гражданского Кодекса […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Федеральный закон 87-фз от 30 июня 2003 г Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ"О транспортно-экспедиционной деятельности" С изменениями и дополнениями от: 14 октября 2014 г., 6 июля 2016 г. Принят […]
  • Требования к ходовым огням на автомобиле Требования к ходовым огням на автомобиле ГИБДД МВД России уже подробно разъясняла, что установка дневных ходовых огней на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не является обязательной, а пункт 3.13 приложения № 7 к техническому регламенту о безопасности колесных […]