Увольнение конфликт интересов

Суды: работодатель не обязан увольнять работника за непринятие мер по предотвращению конфликта интересов

Камчатский краевой суд в своем обзоре практики прокомментировал положения п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса, согласно которому трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (Апелляционная практика рассмотрения гражданских дел за 4 квартал 2017 года (обсуждено на заседании президиума Камчатского краевого суда 24 января 2018 г.).

Как указал Камчатский областной суд, в случае отсутствия у работодателя, исходя из конкретных обстоятельств, оснований для утраты доверия к работнику, не принявшему меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, работодатель не обязан расторгать с ним трудовой договор.

Суд проиллюстрировал данный тезис делом, в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности требования прокурора к администрации муниципального образования уволить ее муниципального служащего в связи с утратой доверия. Служащий назначил на должность руководителя подведомственного учреждения свою сестру и при этом не поставил в известность представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению.

После выявления данного факта прокуратурой и направления соответствующего представления администрации служащий был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде выговора. Однако прокурору этого показалось недостаточно.

Суд первой инстанции требования прокурора поддержал, указав, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим обязательное увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Однако в порядке апелляции данное решение было отменено. Камчатский областной суд указал, что трудовое законодательство предусматривает именно право, а не обязанность работодателя расторгнуть трудовой договор в данном случае. Если с учетом конкретных обстоятельств работодатель не усмотрел оснований для утраты доверия к работнику, он может его не увольнять.

Увольнение конфликт интересов

Увольнение работника в связи с утратой доверия

Трудовым законодательством закреплены основания, при которых может рассматриваться вопрос об увольнении работника в связи с утратой к нему доверия.

Так, в пункте 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено увольнение за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

В соответствии с пунктом 7. 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника предусматривается при непринятии им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия.

При решении вопроса о привлечении работника к дисциплинарной ответственности и выборе наказания работнику в соответствии с частью5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан принимать во внимание тяжесть совершенного им проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Это правило распространяется и на случаи совершения работником виновных действий, дающих основания для утраты к нему доверия.

Кроме того, согласно пункта 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17. 03. 2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодателю при выборе дисциплинарного взыскания нужно учитывать и предшествующее поведение работника, а также его отношение к труду в целом.

Уволить работника на основании одних лишь догадок и подозрений в совершении виновных действий, способных повлечь утрату к нему доверия, нельзя. Вина работника должна быть установлена и доказана.

В этом случае увольнение признается дисциплинарным взысканием. Поэтому при увольнении необходимо соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вне зависимости от основания увольнения работника, в последний день работы ему выдается трудовая книжка, а также производится с ним окончательный расчет.

При этом согласно части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации всем без исключения работникам при увольнении выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск с последующим увольнением работникам, уволенным в связи с утратой доверия, не предоставляется.

Имеют ли право уволить из-за конфликта интересов?

Добрый вечер! Мы с сестрой родной работаем в гос. Больнице. Она ведущий бухгалтер , я начальник отдела где она работает. Хотят уволить из за конфликта интересов? Имеют ли право? Спасибо

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 826 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

В действующем трудовом законодательстве нет нормы, устанавливающей запрет на совместную работу родственников (в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому).

Данное обстоятельство подчеркивается и в судебной практике (смотрите, например, решение Арбитражного суда Кировской области от 12 июля 2013 г. по делу N А28-1786/2013; решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 февраля 2011 г. по делу N А29-9015/2010; решение Игарского городского суда Красноярского края от 06 февраля 2012 г; решение Арбитражного суда Томской области от 25 декабря 2012 г. по делу N А67-6349/2012; решение Арбитражного суда Тульской области от 13 июня 2012 г. по делу N А68-799/2012). Согласно ст. 3 ТК РФ какие-либо ограничения в трудовых правах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, квалифицируются как дискриминация, за исключением случаев, когда ограничение прав работников определяется свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.

Для определенных случаев законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Такие ограничения установлены, например, п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Конфликт интересов муниципального служащего

Здравствуйте, я являюсь индивидуальным предпринимателем, жена работает главным специалистом в отделе дорожного хозяйства в администрации района. Выиграл электронный аукцион по 44-ФЗ(было 4 участника). Создали комиссию по выявлению факта наличия конфликта интересов муниципального служащего.»Расследовали» 2 мес. В итоге сказали уходи по хорошему или по статье. Единогласно проголосовали за конфликт интересов, в чем заключается его факт наличия не смогли объяснить.

Супруга ни в конкурсных комиссиях, ни где не участвует, подписей нигде нет ставит начальник либо др. Специалист. Одна подпись была в служебной записке что от имени отдела по просьбе начальника просят проводить аукцион, но и к ней претензий не было. Считается ли здесь конфликт интересов с последующим увольнением?

Уточнение клиента

Написал, в прокуратуру чтобы, проверили законность принятия данного решения.

14 Мая 2015, 11:01

Уточнение клиента

Ответ из прокуратуры не идет уже второй месяц, хотя обращение было еще 14 мая.

17 Июня 2015, 14:34

Уточнение клиента

Пришел ответ из прокуратуры, чуть позже отсканирую и выложу. Тезисы таковы — 1. Рассматривать заявление смысла нет так как уволилась по собственному желанию 2. Опротестовывать решение прокуратура не может так как решение носит рекомендательный характер. 3. Из личного разговора, конфликт интересов, по собственному мнению помощника прокурора имеется так как цена контракта сформирована 3 коммерческих предложений два из которых являлись у супруга(от ИП и ООО). В ходе дела, прокуратурой не было даже запрошено вышеуказанной служебной, в том числе с разъяснением и примером подобных коммерческих предложений, так как еще и считают что суммы коммерческих предложений завышены,-просто со слов зам. главы.

06 Июля 2015, 16:18

Уточнение клиента

Вот и ответ, служебную супруги даже не запрашивали и не рассмотрели, законность решения комиссии прокуратура не проверяет так как по их мнению оно носит лишь рекомендательный характер. Письменного разъяснения нигде в чем же заключается ФАКТ конфликта интересов(личной заинтересованности) нет, но на словах удалось услышать что он заключается в том что супруга не имела права подавать для формирования цены контракта мои коммерческие предложения.

07 Июля 2015, 13:14

Ответы юристов (24)

Уважаемый Александр! Здравствуйте! Никакого конфликта интересов у Вашей супруги (при том, что она не участвовала в конкурсной комиссии) нет. Если ее привлекут к дисциплинарной ответственности, а еще и уволят — смело обжалуйте приказы в суд в порядке главы 25 ГПК РФ.

Есть вопрос к юристу?

Закон довольно четко описывает понятие конфликта интересов. Из сказанного Вами не видно этого конфликта. В любом случае, комиссия при выявлении факта конфликта интересов обязана рекомендовать работодателю принять меры по урегулированию данного конфликта. Несоблюдение этой процедуры влечет ответственность должностных лиц, а также незаконность принятия решения об увольнении. Поэтому, как сказал выше мой коллега — при привлечении к дисциплинарной ответственности — обжалуйте.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Статья 14.1. Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе
1. Под конфликтом интересов понимается
ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная)
муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное
исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может
возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального
служащего и законными интересами граждан, организаций, общества,
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования, способное привести к причинению вреда этим законным
интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального образования.

2. Под личной заинтересованностью
муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным
служащим при исполнении должностных обязанностей доходов
(неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов
в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального
служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13
настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с
которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными
обязательствами.

2.1. Предотвращение или урегулирование
конфликта интересов может состоять в изменении должностного или
служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной
конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных
(служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе
от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

2.2. В случае, если владение лицом,
замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями
(долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций)
приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо
обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия,
паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное
управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2.3. Непринятие муниципальным
служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению
или урегулированию конфликта интересов является правонарушением,
влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

3. Представитель нанимателя (работодатель),
которому стало известно о возникновении у муниципального служащего
личной заинтересованности, которая приводит или может привести к
конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или
урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого
муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на
период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним
денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности
муниципальной службы.

По представленным документам не усматривается конфликт интересов. Поэтому и предложили самой уйти.

Скорее всего в администрации имеется нездоровая конкуренция между отделами (это мое личное мнение).

Не стоит увольняться по собственной инициативе, а при увольнении — надо обратиться в суд с иском о восстановлении на работе .

Из рассказанного Вами конфликта интересов не имеется, в связи с чем увольнения быть не может, а если и последует, то оно будет незаконным и подлежащим обжалованию в суд порядке и восстановлении на работе

Читайте так же:  Жалоба в суд на постановление судебного пристава образец

Здравствуйте, Александр!

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.03.2015)
«О муниципальной службе в Российской Федерации»

Статья 14.1. Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе
(введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 267-ФЗ)
1. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
2. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
2.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Согласно Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
  • выполнение иной оплачиваемой работы;
  • владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  • получение подарков и услуг;
  • имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  • взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
  • явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

Поскольку Ваша супруга не выполняет функции государственного управления в отношении Вас или других родственников и не имеет другую личную заинтересованность, которая бы давала материальную выгоду для Вашей семьи, то вывод о конфликте интересов является необоснованным.

В случае увольнения Ваша супруга вправе оспорить увольнение в суде в течение одного месяца со дня вручения ей копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При этом необходимо иметь в виду, что в случае судебного спора при рассмотрении исков данной категории дел обязанность доказать наличие законного основания для увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возложена законодателем на работодателя (см., например, Апелляционное определение Владимирского областного суда от 27 сентября 2012 г. по делу N 33-2806/2012).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ

1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которыхруководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

В данном пункте вполне ясно сказано, кто может являться стороной в конфликте интересов! А так как Ваша жена не является не руководителем заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителе контрактной службы заказчика, контрактным управляющий — ни каких нарушений с её стороны нет и быть не может, ни какие расширительные трактовки здесь применяться не могут.

Ну даже, если пойти дальше- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ

«О противодействии коррупции»

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
1. Подконфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

То есть грубо говоря — какие она получит доходы в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц? Вы получите оплату по контракту за работу, а она не чего не получит и не предоставит Вам возможность своими действиями!

Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости — обращайтесь!
С Уважением, А.Саяпин!

Противодействие коррупции

Методические рекомендации по применению типовых ситуаций конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации

Утверждены Статс-секретарем – заместителем
Министра обороны Российской Федерации 2 ноября 2017 г.

Методические рекомендации
по применению типовых ситуаций конфликта интересов
в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны для формирования единого подхода к организации и обеспечению работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – подразделения), должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (далее – должностные лица) по применению типовых ситуаций конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации, единообразного применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Задачами Методических рекомендаций являются:

  • повышение эффективности принимаемых мер подразделениями (должностными лицами) в возникшей ситуации конфликта интересов среди военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих (далее – государственные служащие) и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации (далее – работники);
  • повышение уровня правового сознания и персональной ответственности должностных лиц за недопущение ситуации, когда личная заинтересованность государственных служащих и работников влияет или может повлиять на исполнение ими должностных (служебных) обязанностей.

3. Основные принципы, которыми руководствуются подразделения (должностные лица) при организации работы по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе среди подчиненного личного состава:

  • признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • взаимодействие в установленном порядке должностных лиц с правоохранительными органами, иными уполномоченными (компетентными) органами и институтами гражданского общества;
  • комплексное использование организационных, правовых, информационно-пропагандистских, специальных и иных мер по предупреждению коррупции.

4. Настоящие Методические рекомендации способствуют выявлению, устранению причин и условий возникновения конфликта интересов, а также его урегулированию в Вооруженных Силах Российской Федерации.

II. Термины и определения,
используемые (употребляемые) в настоящих
Методических рекомендациях

5. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

6. Личная заинтересованность – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в понятии «конфликт интересов», и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в понятии «конфликт интересов», и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Личная заинтересованность должностного лица может быть обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод.

К доходам, в частности, относится получение:

а) денег (в наличной и безналичной форме);

б) иного имущества, под которым понимаются вещи (недвижимость, транспортные средства, драгоценности, документарные ценные бумаги и т.д.), бездокументарные ценные бумаги и имущественные права (право требования кредитора и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предполагающие возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться имуществом, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.);

в) услуг имущественного характера;

г) результатов выполненных работ;

д) имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

К иным выгодам, в частности относятся:

а) получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.;

б) ускорение сроков административных процедур при оказании государственных услуг;

в) продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.

7. Непосредственная подчиненность – взаимоотношение по службе, при котором начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и распоряжения, а также требовать их исполнения. Подчиненный же обязан их исполнять.

8. Прямой начальник – начальник, которому государственный служащий или работник подчинен по службе, хотя бы и временно.

9. Непосредственный начальник – ближайший к подчиненному прямой начальник, с которым непосредственно контактируют его государственные служащие или работники, и подчиняются ему, он наделен управленческой функцией над нижестоящими лицами, отвечает за выполнение поставленных задач и определенных опций.

10. Подконтрольность – состояние, когда государственный служащий или работник в силу своих должностных (служебных) обязанностей обязан контролировать служебную деятельность другого государственного служащего и работника, в том числе в случаях, когда между ними нет прямого подчинения.

11. Функции государственного управления организацией – полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

12. Аффилированное лицо – любое физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно контролирует компанию, находится под контролем компании, а также любое физическое или юридическое лицо, которое может быть признано аффилированным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под «контролем» понимается возможность прямо или косвенно (в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо в участиях в органах управления, либо иным образом) определять решения, принимаемые подконтрольным лицом.

III. Основная нормативно-правовая база
по вопросам конфликта интересов
в Вооруженных Силах Российской Федерации

а) Конституция Российской Федерации;

б) федеральные законы:

от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ);

от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ);

от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 197-ФЗ);

от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 79-ФЗ);

от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);

от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее – Федеральный закон № 329-ФЗ);

Читайте так же:  Здоровье пояснительная записка

от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ);

от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» (далее – Федеральный закон
№ 285-ФЗ);

в) указы Президента Российской Федерации:

от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее Указ Президента Российской Федерации № 1065);

от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 821);

от 22 декабря 2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 650);

г) постановления Правительства Российской Федерации:

от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 568);

от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 10);

д) приказы Министра обороны Российской Федерации:

от 10 июня 2014 г. № 388 «О комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов» (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 388).

от 25 февраля 2015 г. № 119 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 119);

от 26 февраля 2015 г. № 108 «Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновению конфликта интересов (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 108);

от 2 июня 2016 г. № 320 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 320);

от 2 июня 2016 г. № 321 «Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 321).

IV. Ряд ключевых ситуаций конфликта интересов,
в которых государственный служащий или работник
Вооруженных Сил Российской Федерации
может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей

14. Ключевые области регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • совместное прохождение службы близкими родственниками (при наличии подчиненности или подконтрольности);
  • выполнение отдельных функций государственного управления, а также осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
  • выполнение иной оплачиваемой работы;
  • владение государственными служащими ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций);
  • взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
  • заключение государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
  • получение подарков или иных благ (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых осуществляются или ранее осуществлялись отдельные функции государственного управления имущественные обязательства и судебные разбирательства.

V. Основные направления деятельности
подразделений (должностных лиц) при организации работы
по применению типовых ситуаций конфликта интересов

15. В целях повышение эффективности принимаемых мер в возникших ситуациях конфликта интересов необходимо предпринимать следующие меры:

Предупреждение возникновения конфликта интересов – это:

  • запрет заниматься определенными видами деятельности или осуществлять определенные действия;
  • разрешительный порядок занятия определенными видами деятельности или осуществления определенных действий;
  • обязательное уведомление о занятости определенными видами деятельности.

Выявление конфликта интересов – это проведение всестороннего анализа подразделениями (должностными лицами):

  • сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее сведения о доходах), представляемых государственными служащими и работниками о себе в соответствии с требованиями законодательства;
  • поступивших обращений граждан;
  • личных заявлений государственного служащего и работника о возможном конфликте интересов в соответствии с законодательством;
  • поступивших уведомлений от работодателя при устройстве на работу бывшего государственного служащего;
  • заключение государственного контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов – это изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В основе организации работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации лежит исполнения обеспечения нормативных правовых актов:

  • для государственных служащих: статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ, а также приказов Министра обороны Российской Федерации №№ 320, 321;
  • для работников: статьи 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ, подпункта «в» пункта 1 постановления Правительства № 568, приказа Министра обороны Российской Федерации № 108.

16. Согласно вышеназванным нормативным правовым актам государственный служащий, а также работник обязаны уведомлять представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

17. Непринятие государственным служащим, работником, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего, работника с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим, работником мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в рамках проверки, проводимой подразделением. Для соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и работников и урегулирования конфликтов интересов в Министерстве обороны Российской Федерации, а также в подразделениях созданы соответствующие комиссии.

18. Непринятие государственным служащим либо работником, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему государственно служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего или работника, являющегося представителем нанимателя, с государственной службы.

VI. Типовые ситуации конфликта интересов
и порядок их урегулирования

Ситуация № 1
Конфликт интересов, связанный с совместным
прохождением службы близкими родственниками
(при наличии подчиненности или подконтрольности)

1. У командира (заместителя командира, начальника штаба, заместителя начальника штаба и т.п.) в воинской части супруга является военнослужащей и проходит службу в этой же части.

Комментарий: Ситуация рассматривается как конфликт интересов. У супруги командира части возникает личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, которая будет выражаться в преимуществе перед другими военнослужащими. Так же в данном случае, нарушено требование федерального законодательства, а именно военнослужащим запрещено проходить службу, если один из них непосредственно подчинен или подконтролен другому.

2. У командира (заместителя командира, начальника штаба, заместителя начальника штаба и т.п.) в этой же части воинской части работает супруга, которая является гражданским персоналом.

Комментарий: Ситуация рассматривается как конфликт интересов. Супруга командира (заместителя командира, начальника штаба, заместителя начальника штаба и т.п.) будет находиться в ситуации подконтрольности по отношению к своему супругу. Так же как и в предыдущем случае у супруги возникает личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, выраженная в преимуществе перед другими работниками, а именно в нарушении установленного распорядка дня: супруга может уходить раньше с работы, не выходить в определенные дни на работу. А при распределении премии, несмотря на явные нарушения дисциплины, получить повышенное денежное вознаграждение.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • в любом из вышеперечисленных случаев государственные служащие и работники обязаны уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнение должностных обязанностей: военнослужащие и работники своего непосредственного начальника (работодателя), федеральные государственные гражданские служащие – представителя нанимателя. Форма и образцы уведомлений определены нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая комиссия рассмотрит уведомление и вынесет решение является ли данная ситуация конфликтом интересов;
  • одновременно руководство может отстранить государственного служащего (работника) от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (работника).

Ситуация № 2
Конфликт интересов, связанный с выполнением
отдельных функций государственного управления,
а также осуществление контрольно-надзорной деятельности
в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми
связана личная заинтересованность
государственного служащего

1. У начальника военной приемки (заместителя начальника или начальников отделов) работает супруга (близкий родственник) на подконтрольном ему предприятии и занимает руководящую должность.

Комментарий: Ситуация рассматривается как возможный конфликт интересов. Занимая руководящую должность на предприятии, супруга (близкий родственник) может договориться с начальником военной приемки о том, чтоб тот принял продукцию «закрыв глаза» на неопределенные недостатки.

Список возможных руководящих должностей, которые могут являть наиболее коррупционноопасными: генеральный директор, заместитель генерального директора, главный инженер, заместитель главного инженера, главный конструктор, заместитель главного конструктора, главного бухгалтера, начальники отделов: финансового, ОТК, снабжения, технического досмотра, контроля и качества продуктов,

Меры предотвращения и урегулирования:

Не рекомендуется устраивать своего родственника или близкого знакомого на подконтрольное предприятие на руководящую должность. В случае если родственник или близкий знакомый уже работает на подконтрольном предприятии, то начальнику военной приемки (заместителя начальника или начальнику отдела) необходимо написать об этом уведомление. Соответствующая комиссия рассмотрит уведомление и вынесет решение является ли данная ситуация конфликтом интересов.

Ситуация № 3:
Конфликт интересов, связанный
с выполнение иной оплачиваемой работы

От государственного служащего поступило уведомление о выполнении им иной оплачиваемой работы.

Комментарий: Ситуация может рассматриваться как возможный конфликт интересов. Государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными (служебными) обязанностями. В случае если государственный служащий выполняет отдельные функции государственного управления в отношении той организации, в которую он собирается устраиваться, то ему следует отказаться от этой работы.

«Функции государственного управления» предполагают:

  • размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
  • осуществление государственного надзора и контроля;
  • подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
  • организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
  • подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
  • лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
  • проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
  • возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
  • представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
  • участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.

В том случае, если государственный служащий считает, что у него нет отдельных функций государственного управления, а у ответственного за профилактику коррупционных правонарушений есть подозрения, что такие функции есть, то необходимо сделать сравнительный анализ его должностных (служебных) обязанностей на государственной службе и на том месте работе, куда он намеревается устроиться.

Государственный служащий (работник) в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий (работник) рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего (работника) или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Комментарий: Если государственный служащий (работник) не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании соответствующей комиссии. Несмотря на то, что рекомендации государственного служащего (работника) могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками государственного служащего (работника) или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

Читайте так же:  Возврат средств за лекарство

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему (работнику) при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Ситуация № 4:
Владение государственными служащими
ценными бумагами (долями участия, паями в уставных
(складочных) капиталах организаций)

Государственный служащий и (или) его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Комментарий: Необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным служащим приносящими доход ценными бумагами, (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • в случае если государственный служащий владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление;
  • если передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи государственному служащему может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг;
  • в случае если родственники государственного служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
  • Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

Ситуация № 5:
Конфликт интересов, связанный с взаимодействием
с бывшим работодателем и трудоустройство
после увольнения с государственной службы

1. Государственный служащий являлся сотрудником одного из Управлений, в котором в его должностные (служебные) обязанности входили отдельные функции государственного управления в отношении той организации, с которой он собирается заключать трудовой (гражданско-правовой) договор.

Комментарии: Ситуация будет являться конфликтом интересов при условии, что должность государственного служащего входила в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации и оплата его работы (услуг) по договору будет составлять более ста тысяч рублей в течение месяца, а также с момента увольнения с государственной службы не прошло двух лет.

Меры предотвращения и урегулирования: государственный служащий должен написать заявление в соответствующую комиссию. Комиссия рассмотрит его заявление и примет решение о даче согласия или об отказе на заключение договора с организацией.

Ситуация № 6:
Конфликт интересов, связанный с заключением
государственных контрактов на закупку товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных нужд

1. Государственный служащий (работник) входит в комиссию, которая участвует в отборе кандидатов на заключение государственного контракта. В состав учредителей юридического лица, которое участвует в тендере входит ближайший родственник (знакомый) государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственный служащий (работник) должен подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Соответствующая комиссия рассмотрит уведомление и вынесет решение является ли данная ситуация конфликтом интересов;

одновременно руководство может отстранить государственного служащего (работника) от исполнения должностных обязанностей, предполагающих, что личная заинтересованность государственного служащего (работника) может быть направлена на получение государственного заказа организацией, в которую входит ближайший родственник (знакомый).

В случае, когда государственный служащий (работник) пытается скрыть тот факт, что в организации, которая участвует в тендере, работает его ближайший родственник (знакомый) необходимо руководствоваться судебной практикой по делам, связанным с разрешением споров по применению пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Возникающие у судов вопросы подтверждают необходимость обратить внимание на следующее:

  • Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), является обязательной.
  • Декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям п. 2 ст. 434 ГК РФ.
  • Круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44 ФЗ. При этом конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения.

Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов.

Участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя.

Соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, на момент выявления победителя не имеет правового значения в случае, если участник закупки не соответствовал этим требованиям на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе.

Комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик — отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

2. Государственным служащим (работником) при заключение государственного контракта лоббируется одна из коммерческих организацией. После заключения контракта выясняется, что эта организация является аффилированной, к той организации, в которой генеральным директором является сын государственного служащего (работника).

Меры предотвращения и урегулирования: Для недопущения возникновения конфликта интересов при заключении государственного контракта на закупку товаров, работ, услуг необходимо проверить не только контрагента, но и учредителей контрагентов на выявление скрытой аффилированности. В одном случае это возможно сделать на сайте «ЗА ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС». В другом случае статья 104 Федерального закона № ФЗ-44 предусматривает ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Ситуация № 7:
Конфликт интересов, связанный с получение подарков
или иных благ (бесплатные услуги, скидки, ссуды,
оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.)
от физических лиц и (или) организаций, в отношении
которых осуществляются или ранее осуществлялись
отдельные функции государственного управления

1. Государственный служащий (работник) входит в комиссию по проверке одного из военных санаториев. Начальник это военного санатория бесплатно предоставляет отдых, а также комплекс лечебных услуг родственникам государственного служащего (работника). Кроме того, государственный служащий получает подарки от должностных лиц организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Комментарий: Ситуация рассматривается как конфликт интересов в связи с тем, что государственный служащий является заинтересованным лицом. Проверяя военный санаторий, государственный служащий может необъективно подойти к проверке, не «увидеть» явных нарушений, имеющихся в военном санатории.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • Государственному служащему (работнику) и его родственникам не рекомендуется принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий (работник) осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения;
  • вышестоящему руководству, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим (работником) подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий (работник) осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок или предоставляемые блага связаны с исполнением должностных (служебных) обязанностей;
  • если подарок связан с исполнением должностных (служебных) обязанностей, то в отношении государственного служащего (работника) должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим (работником) коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим (работником) других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим (работником) своих должностных (служебных) обязанностей;

2. Начальник факультета одного из военно-учебных заведений получает подарки от курсантов, являющихся учащимися этого военно-учебного заведения.

Комментарий: Указанный случай является конфликтом интересов. Начальник факультета – заинтересованное лицо в получении определенных благ. В связи с этим, он может предоставлять увольнение курсантам чаще, чем другим. Из увольнения курсанты могут возвращаться с опозданием, задерживаться на несколько дней из отпуска, при определении дальнейшего прохождения воинской службы после обучения, получить выгодное распределение.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • Государственному служащему (работнику) не рекомендуется принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения;
  • вышестоящему руководству, которому стало известно о получении государственным служащим (работником) подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему (работнику) на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, который может повлечь конфликт интересов.

Ситуация № 8:
Конфликт интересов, связанный
с имущественными обязательствами
и судебными разбирательствами

1. Начальник военного санатория сдал в аренду туристической фирме площадь для предоставления этой фирмой своих услуг, заключив с ней договор. Директором турфирмы является родная сестра начальника военного санатория.

Комментарий: Данный случай рассматривается как конфликт интересов. Начальник военного санатория – заинтересованное лицо в получении денежного вознаграждения от своей родственницы.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • Государственному служащему (работнику) и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему (работнику) следует уведомить вышестоящее руководству и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме;
  • вышестоящему руководству рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественных обязательств, отстранить государственного служащего (работника) от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий (работник), его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (работника), имеют имущественные обязательства.

НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Еще статьи:

  • Виды дисциплинарных наказаний трудовой кодекс Виды дисциплинарных наказаний трудовой кодекс Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
  • Статьи тк рф увольнение сотрудника Основания для увольнения работника Общие основания для увольнения Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений — те моменты, которым контролирующие органы уделяют повышенное внимание, поскольку государство стремится максимально защитить интересы трудящихся. В связи […]
  • Тесты на статус адвоката Тест на статус адвоката 2017 Вопросы к экзаменам для претендентов (часть 1 — вопросы 1 — 71) ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ 1. Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г. 2. Формирование российской адвокатской школы в 60 — 70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры. 3. […]
  • Пособия в алтайском крае на второго ребенка Детские пособия в Алтайском крае в 2019 году Федеральные детские выплаты в Алтайском крае в 2019 г Размеры федеральных пособий рассчитаны на основании Постановления Правительства РФ Постановлением от 24 января 2019 года №32 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций […]
  • Закон рф льготы для многодетной семьи Льготы многодетным семьям Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы многодетным семьям (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Льготы многодетным семьям Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники - 24 […]
  • Как вернуть заявление на увольнение Как отозвать заявление на увольнение Расторжение трудового договора по инициативе работника является самым распространенным основанием, поскольку его оформление и последствия максимально удобны и для сотрудника, и для работодателя. Однако у этого варианта увольнения есть один нюанс. […]