Увольнение муниципальных служащих по собственному желанию

Особенности увольнения муниципального служащего за несоблюдение ограничений (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 14.06.2015

В целях защиты публичных интересов для муниципальных служащих помимо оснований для увольнения, предусмотренных Трудовым кодексом, установлены дополнительные основания. Одним из таких оснований является нарушение служащим ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. При этом некоторые ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих, являются самостоятельными основаниями для прекращения трудового договора, установленными Трудовым кодексом. Об особенностях увольнения муниципальных служащих в связи с нарушением ограничений расскажем в этой статье.

Ограничения и запреты для муниципальных служащих

Законодательством РФ установлены особые требования к порядку поступления на муниципальную службу, порядку ее прохождения и порядку увольнения с такой службы.
В частности, что касается увольнения, то ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) установлены дополнительные основания для увольнения муниципального служащего по инициативе работодателя. Одним из таких оснований является несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ).
Следует отметить, что понятия «ограничения» и «запреты» различаются. Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий, занимающий должность муниципальной службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен с муниципальной службы. Соблюдение ограничений обязательно и для работодателя, и для служащего, в случае несоблюдения ограничений служащий должен быть уволен.
Запреты — это ситуации, которые несовместимы с замещением должности муниципальной службы. К запретам, например, относятся запреты на осуществление муниципальным служащим предпринимательской деятельности, получение в связи с должностным положением вознаграждения от физических и юридических лиц, допущение публичных высказываний в отношении деятельности органа местного самоуправления и т.д. При осуществлении служащим таких действий к нему могут быть применены меры ответственности вплоть до увольнения.
Уволить по основанию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, помимо несоблюдения ограничений и запретов, можно в случае возникновения конфликта интересов на муниципальной службе (ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ) и за непредставление служащим сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений (ст. 15 Закона N 25-ФЗ).

Ограничения, связанные с муниципальной службой

Ограничения, связанные с муниципальной службой, перечислены в ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Их можно условно разделить на две группы: действующие в отношении лиц, поступающих на муниципальную службу, и лиц, уже занимающих должности муниципальной службы.
К ограничениям относятся следующие случаи:
1) признание гражданина (служащего) недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
2) осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
3) отказ гражданина (служащего) проходить процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений. Порядок допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, установлен Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63;
4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

К сведению. Порядок прохождения диспансеризации, Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 984н .
———————————
«Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) гражданина (служащего) с главой муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а также близкое родство, свойство между гражданами (служащими), занимающими должности главы местной администрации и главы муниципального образования;
6) прекращение гражданства РФ или иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, а также приобретение гражданства другого государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
7) наличие гражданства иностранного государства (государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, согласно которому иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.

К сведению. Перечень документов, представляемых при поступлении на муниципальную службу, установлен ч. 3 ст. 16 Закона N 25-ФЗ;

9) непредставление гражданином предусмотренных Законом N 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу. В частности, это сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
10) признание гражданина (служащего) не прошедшим военную службу по призыву, если на то нет законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
11) достижение гражданином возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Обратите внимание! Для лиц, занимающих должности муниципальной службы, установлено исключение: допускается однократное продление срока нахождения на муниципальной службе при достижении предельного возраста на один год (ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ). Срок пребывания в должности ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственного или муниципального высшего учебного заведения может продлеваться до достижения ими возраста 70 лет (ст. 332 ТК РФ).

Особенности увольнения за несоблюдение ограничений

Как уже было отмечено, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, являются самостоятельными основаниями для прекращения трудового договора, установленными Трудовым кодексом. Так:
— п. 11 ст. 81 ТК РФ (увольнение по инициативе работодателя) предусмотрено увольнение при представлении работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора, которое корреспондирует с таким ограничением для муниципального служащего, как представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ);
— п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон) установлено увольнение работника за его осуждение к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, названо осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
— в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор прекращается в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ ограничением является наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Кроме того, ст. 84 ТК РФ установлено прекращение трудового договора вследствие нарушения предусмотренных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в частности, вследствие нарушения установленных ТК РФ, другим федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. При таких нарушениях увольнение осуществляется по общему основанию согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ за нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В данной ситуации возникает вполне логичный вопрос: по какой статье следует увольнять муниципального служащего в случае несоблюдения им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ?
Некоторые специалисты рекомендуют руководствоваться положениями Закона N 25-ФЗ, поскольку его нормы являются специальными, и при наличии указанных ограничений увольнять работника по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Однако мы считаем, что если на момент заключения трудового договора ограничения уже имели место, например гражданин имел заболевание, препятствующее поступлению на муниципальную службу, но договор был заключен, то при выявлении такого ограничения трудовой договор может быть расторгнут на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Если же ограничение (в частности, наличие заболевания) возникло и было выявлено работодателем в процессе служебной деятельности, применяются специальные нормы и увольнение осуществляется по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.
Трудности при увольнении за несоблюдение ограничений также возникают при увольнении некоторых категорий служащих, к которым относятся беременные женщины и работники, имеющие детей.

К сведению. Согласно ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации. Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до 14 лет, другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5 — 8, 10 или п. 11 ч. 1 ст. 81 либо п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Однако, поскольку увольнение по ст. 19 Закона N 25-ФЗ отнесено к увольнениям по инициативе работодателя, возникает вопрос о том, можно ли уволить беременную женщину или лицо с семейными обязанностями в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.
Аналогичным образом, если ограничение существовало на момент заключения трудового договора, можно применить п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Некоторые суды придерживаются именно такого мнения. Так, Суд Ненецкого автономного округа признал законным увольнение служащей в связи с нарушением ею ограничений и запретов на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, поскольку оно служит основанием для прекращения трудового договора независимо от воли сторон, а не по инициативе работодателя и это не связано с ограничением на увольнение женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (Апелляционное определение от 19.08.2014 по делу N 33-158/2014).
Сложнее ситуация, когда ограничение возникло и выявлено после заключения трудового договора. С одной стороны, работодатель должен соблюдать гарантии, предоставленные Трудовым кодексом беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями, а с другой — работник не имеет права замещать должность муниципальной службы при наличии ограничений. Никаких разъяснений по данному вопросу законодатель не дает, поэтому с учетом императивности норм ст. 261 ТК РФ на беременных женщин и лиц с семейными обязанностями, занимающими должности муниципальной службы, распространяется запрет на увольнение по инициативе работодателя.
Могут возникнуть проблемы и при увольнении служащего в связи с прекращением гражданства РФ или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ. Увольнение по этому основанию установлено п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, данное основание относится и к ограничениям, предусмотренным ст. 13 Закона N 25-ФЗ, тогда увольнение предполагается по п. 3 ч. 1 ст. 19 ТК РФ за несоблюдение служащим ограничений. На какой пункт в этом случае ссылаться при увольнении?
Мы придерживаемся мнения, что в данном случае следует применять п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, поскольку этот пункт является специальной нормой по отношению к общей норме — п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.

Читайте так же:  Онлайн получение полиса осаго

Порядок увольнения

Несоблюдение служащим ограничений и запретов, согласно ст. ст. 27 и 27.1 Закона N 25-ФЗ, относится к дисциплинарным проступкам, за совершение которых работодатель имеет право применить к нему следующие взыскания:
— замечание;
— выговор;
— увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
При этом муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится согласно муниципальному правовому акту.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется ст. ст. 192, 193, 194 ТК РФ.
Итак, с того момента, как работодатель узнал, что служащий не соблюдает ограничения, установленные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, он должен в письменном виде запросить с него объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, составляется соответствующий акт.

Примечание. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Принимая решение о применении дисциплинарного взыскания, работодатель в первую очередь должен учитывать, что под несоблюдением служащим ограничений подразумевается виновное противоправное поведение, нарушающее положения ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, необходимо учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Ввиду того что муниципальный служащий, не соблюдающий ограничения, не может находиться на муниципальной службе, работодатель вправе применить к нему только такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение. Если же выяснится, что в несоблюдении служащим ограничений нет его вины, он все равно должен быть уволен, но уже не по инициативе работодателя в соответствии со ст. 19 Закона N 25-ФЗ, а по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, установленным ст. 83 ТК РФ, таким как:
— осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение им прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (п. 4 ч. 1). Так, например, Верховный Суд Республики Марий Эл признал законным увольнение муниципального служащего в связи с его осуждением к наказанию на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (Кассационное определение от 08.11.2011 N 33-1845/2011);
— признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ч. 1);
— возникновение установленных ТК РФ, другим федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности (п. 13 ч. 1).
При этом при увольнении по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ служащему должен быть предложен перевод на другую работу, не имеющую отношения к муниципальной службе, при наличии таковой.
При увольнении муниципального служащего в связи с нарушением установленных законом ограничений работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении служащего, а в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с нарушением установленных законом ограничений и запретов, пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В заключение

Итак, мы рассмотрели особенности и порядок увольнения муниципального служащего за несоблюдение им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Еще раз обратим внимание, что при увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ следует соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный Трудовым кодексом. Увольнение по данному основанию осуществляется только в случае, если служащий нарушил требования Закона N 25-ФЗ об обязанности соблюдать ограничения. Если же служащий своевременно сообщил работодателю о возникновении ограничений, не позволяющих ему находиться на муниципальной службе, а его действия не квалифицируются работодателем как дисциплинарный проступок, увольнение производится по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, или по собственному желанию в соответствии с Трудовым кодексом.
Поскольку увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ осуществляется по инициативе работодателя, следует также помнить, что не допускается увольнение по инициативе работодателя служащего, находящегося в отпуске или на больничном. Кроме того, до внесения каких-либо поправок в Закон N 25-ФЗ работодатель не сможет уволить по данному основанию беременную женщину и лицо с семейными обязанностями, перечисленными в ст. 261 ТК РФ.

Увольнение муниципального служащего

Некоторые категории работников обладают определенным статусом, в силу специфики осуществляемой ими профессиональной деятельности. В связи с этим большинство вопросов, касающихся их работы, регулируются не только Трудовым кодексом, но и специальными нормативными правовыми актами. Такое правило касается и государственных служащих.

Увольнение с государственной службы

Освобождение от должности такой категории имеет свои особенности. Это обусловлено спецификой возлагаемых на человека должностных обязанностей, поскольку его профессиональная деятельность затрагивает интересы других людей. Поэтому кандидат должен соответствовать определенным требованиям, которые он обязан соблюдать и в процессе работы.

Законодательная база

На государственных служащих распространяется в полном объеме действие Трудового кодекса. Это основной законодательный акт, регулирующий деятельность всех без исключения работников. Однако в силу специфики деятельности некоторых категорий в ряде статей сделаны ссылки на специальные нормы. Одной из таких является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Он регулирует все особенности, связанные бюджетным трудом.

Следует отметить, что и в локальных нормативных актах каждой организации могут быть оговорены отдельные нюансы. Примером может служить коллективный договор, который заключается практически в каждой инстанции. Главным условием его подписания является то, что он не должен противоречить общим правилам.

Основания расторжения договора

Специальными нормами предусмотрены случаи, когда трудовые отношения с муниципальным служащим могут быть прекращены. К таким отнесены:

  1. Взаимное согласие сторон профессионального сотрудничества.
  2. Окончание периода действия подписанной договоренности.
  3. Личное намерение служащего.
  4. Инициатива руководителя.
  5. Перевод человека с его согласия или по личной просьбе в другую госбюджетную инстанцию.
  6. Отказ от дальнейшего исполнения обязанностей по занимаемой должности, в силу существенных изменений условий соглашения.
  7. Несогласие с переводом на другое место по состоянию здоровья либо отсутствие у руководителя возможности предложить человеку вакансию.
  8. Отказ от работы на другой территории вместе с организацией.
  9. Привлечение к исполнению обязанностей по военной или альтернативной службе.
  10. Судебное решение о восстановлении в должности прежнего работника.
  11. Избрание в профсоюзный комитет на условиях оплачиваемого труда.
  12. Непредвиденные обстоятельства, делающим невозможной дальнейшую работу – война, стихийные бедствия, крупные аварии, массовые заболевания.
  13. Применение к служащему уголовного наказания, которое исключает дальнейшую деятельность.
  14. Установление полной недееспособности специалиста по медицинскому заключению или решению суда.
  15. Достижение возраста, в котором человек может уйти на заслуженный отдых.
  16. Применение меры воздействия административного характера в виде лишения профессиональной квалификации.
  17. Уход из жизни работника. Сюда же относится признание человека по решению суда умершим или отсутствующим без вести.
  18. Нарушение правил заключения трудового договора.
  19. Выход из гражданства РФ.
  20. Несоблюдение ограничений и запретов, установленных для служащего.

Следует отметить, что такой перечень является исчерпывающим, то есть содержит в себе все поводы для увольнения человека.

Инициатива нанимателя

Причиной прекращения трудовых отношений может быть инициатива руководителей. К таким обстоятельствам относятся:

  1. Состояние здоровья работника, препятствующее дальнейшему труду.
  2. Недостаточный уровень квалификации, при условии, если такой факт подтвержден результатами проведенной проверки знаний.
  3. Совершение виновных действий, ставших поводом для утраты доверительного отношения к специалисту.
  4. Проступок со стороны работника, к которому ранее применялись меры воздействия дисциплинарного характера.
  5. Отсутствие на работе более четырех часов непрерывно.
  6. Приход в организацию под воздействием алкоголя или запрещенных препаратов.
  7. Сообщение охраняемых законом сведений посторонним лицам.
  8. Хищение материальных ценностей или имущества работников, при условии, что это установлено на основании решения суда или другого уполномоченного органа.
  9. Нарушение правил охраны труда, если это явилось причиной аварии или несчастного случая.
  10. Принятие необоснованного решения, которое привело к утрате, повреждению или незаконному применению имущества организации. Такое правило распространяется на работников, занимающих руководящие должности.
  11. Представление человеком ложных сведений и данных о себе, при устройстве на работу.
  12. Ограничение доступа к информационным ресурсам, если их использование требуется для полноценного осуществления профессиональной деятельности.
  13. Упразднение занимаемой должности.
  14. Ликвидация организации.

Увольнение по состоянию здоровья или в связи с низким уровнем квалификации допускается только в случаях, если невозможно предложить работнику альтернативный вариант труда.

Инициатива служащего

Госслужащий может прекратить профессиональное сотрудничество по личному желанию. Причины подобного решения действующим законодательством не определены. Чаще всего такое происходит в следующих случаях:

  1. Неисполнение руководителем взятых на себя обязательств – задержка зарплаты, предвзятое отношение, необоснованное перенесение отпуска.
  2. Более выгодный вариант работы. Это чаще всего, связано с увеличением размера зарплаты.

Независимо от повода увольнения, человек обязан предварительно проинформировать нанимателя о своем решении. При этом причину ухода он объяснять не обязан.

Заявление по собственному желанию

Чтобы уволиться по собственному желанию, работник должен направить руководителю обращение соответствующего содержания. Такой документ необходимо составить, соблюдая требования действующего законодательства, и направить его в установленный срок.

Правила составления

Заявление составляется в письменной форме собственноручно или с использованием технических устройств. Обязательным условием является личная подпись инициатора.

В тексте необходимо указать:

  1. Название организации.
  2. Данные о её руководителе.
  3. Сведения о работнике – полные фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.
  4. Причина ухода. Её указывать необязательно.
  5. Планируемая дата увольнения.
  6. Число составления и подпись инициатора.
Читайте так же:  Военный пенсионер может получить квартиру

Обращение можно передать лично в руки начальнику, его помощнику, направить по почте, через доверенное лицо либо с использованием информационных ресурсов интернета.

Составленное ходатайство по сути своей является уведомлением другой стороны о намерении уволиться. Оно должно состояться не позднее чем за две недели до запланированного ухода. В данном случае имеет место предварительная отработка.

По взаимному согласию между работником и нанимателем, освобождение от должности может состояться и раньше указанного срока. Дату увольнения назначает и сам труженик в случае ухода на заслуженный отдых, поступления в учреждение образования, переезда к новому месту жительства, нарушения руководителем взятых на себя обязательств.

Приказ об увольнении

Составление такой бумаги регулируется общими правилами. В тексте, помимо обязательных сведений о сторонах сотрудничества, необходимо указать дату и причину освобождения от занимаемой должности, а также данные о выплатах, причитающихся работнику. Ссылка в таком случае делается на статью специального закона.

Нормативными актами не оговорен срок ознакомления госслужащего с распоряжением. На практике это происходит в день подписания приказа руководителем организации. Отказ от прочтения должен быть зафиксирован путем составления акта.

Выплаты при увольнении со службы

Порядок увольнения госслужащего предусматривает выплату денежных средств, которые человек не успел получить к моменту ухода.

К таковым отнесены:

  1. Оклад по занимаемой должности.
  2. Надбавка за классный чин.
  3. Дополнительные выплаты – начисления за период госбюджетной деятельности и за особые условия труда, работа с использованием государственной тайны, премия, финансовая помощь в связи с уходом в отпуск.
  4. Компенсация за неиспользованные дни ежегодного обязательного оплачиваемого перерыва для отдыха и восстановления. При этом человек может воспользоваться таким отдыхом до увольнения, по согласованию с нанимателем.

Причитающиеся денежные средства передаются на руки труженику под подпись в платежной ведомости или зачисляются на личный банковский счет.

Как происходит увольнение муниципального служащего по собственному желанию?

Люди интересуются, как происходит увольнение муниципального служащего по собственному желанию. Обычно человек решает уйти с работы по собственному желанию, и работодатель готов пойти ему навстречу, тогда трудовой договор по согласованию сторон прекращается. Но совсем другая ситуация возникает при увольнении муниципального служащего по собственному желанию.

На что необходимо обратить внимание?

Увольнение с госслужбы имеет свои особенности процесса. Когда человек решает оставить деятельность в том или ином муниципальном учреждении, он обязан написать заявление за 2 недели до планируемой даты ухода. Этот период необходим для того, чтобы сотрудник смог закончить все дела, сдать их, передать коллеге, заполнить и пройти обходной лист.

Если человек решил увольняться, тогда придется выполнить требования, прописанные в актах о госслужбе Российской Федерации.

Иногда государственного служащего отстраняют от работы по инициативе работодателя. В этом случае при увольнении госслужащего должны быть соблюдены другие процедурные моменты:

  1. Направить работнику уведомление о расторжении трудовых отношений.
  2. В документе должна быть указана причина того, почему проводится увольнение.
  3. В обязательном порядке указывается закон, согласно которому произошло отстранение, сокращение или увольнение. Все возможные формулировки, касающиеся увольнения, можно найти в законе о госслужбе страны.

Какие документы выдают при увольнении?

При разных случаях увольнения — по собственному желанию или любой другой причине — человек на руки должен получить такие документы:

  1. Трудовую книжку с внесением корректной формулировки, касающейся ухода со службы.
  2. Памятку о неразглашении государственной тайны и другой важной информации, с которой работник сталкивался во время своей деятельности в муниципальном учреждении.

Отдельно ему напоминают о том, что необходимо соответственно себя вести после увольнения. Например, нельзя делать записи в социальных сетях, давать интервью, общаться с полицией или органами безопасности на темы бывшей деятельности. Все это строго запрещено, при нарушении условий тайны человек может быть привлечен к ответственности.

Причины и основания для ухода с госслужбы

Увольнение госслужащего начинается, как уже было отмечено выше, с написания заявления на увольнение по собственному желанию. Для получения образца подобного документа стоит обратиться в отдел кадров, где инспектор обязан разъяснить, какие формулировки должны быть в заявлении. Причину ухода с работы указывать необязательно. Такое требование не распространяется на ситуацию, когда человек принимает решение уволиться по собственной инициативе из-за выхода на пенсию или перехода на должность, которая является выборной.

Пример бланка стоит брать только в отделе кадров той организации, где человек работает и откуда собирается уволиться. Вызвано это тем, что для каждой структуры есть свой тип документации, и, если скачать образец из интернета, высока вероятность того, что заявление заставят переписывать.

В документе должна быть указана точная дата ухода с работы, что станет последним днем работы на госслужбе. На основании полученного заявления будет оформлен приказ и сделана запись в трудовой книжке. На каждого муниципального работника есть личное дело, которое после увольнения закрывается и передается в архив на хранение.

Служба в муниципальном учреждении может быть прекращена и на основании требований работодателя. Связано это с тем, что человек нарушил инструкцию госслужащего, достиг пенсионного возраста, вынужден уйти с работы по состоянию здоровья. Отстранение с занимаемой должности может происходить по таким причинам:

  1. Человек по состоянию здоровья не может больше выполнять свои обязанности. Такой вывод делается на основании медицинского обследования и заключения.
  2. Уровень квалификации и профессионализма не отвечает должности.
  3. Работодатель потерял доверие к сотруднику, который несколько раз нарушал правовые акты, касающиеся ограничений, неисполнения своих обязанностей, создания конфликтных ситуаций.
  4. Отказ выполнять обязанности, предусмотренный по должностным инструкциям. В таких документах прописаны конкретные требования к муниципальным служащим, и если они их не выполняют, то назначается расследование по месту работы. Это позволит проверить соответствие работника занимаемой должности и оценить его фактическую деятельность.

Увольнение может стать следствием дисциплинарного взыскания. Чтобы все выговоры и замечания не вносить в трудовую книжку, человек соглашается уйти из муниципального учреждения по собственному желанию.

Грубое нарушение (1 раза достаточно) трудовой дисциплины. Это могут быть прогулы, разглашение гостайны, хищения, пьянство, нарушение правил техники безопасности на рабочем месте, кража материальных ценностей, принятие необоснованных решений, подлог бумаг. Уволить человека могут и из-за болезни, если он отсутствует на работе больше 4 месяцев.

Исходя из того, что становится причиной увольнения по собственной инициативе или работодателя, в трудовой книжке могут записать:

  1. Уволен с госслужбы, что предусматривает полное расторжение трудовых отношений и контракта.
  2. Освобожден от занимаемой должности, в результате чего бывшего сотрудника заносят в резерв государственных служащих.

Государственный служащий получает право написать заявление по собственному желанию, если его призвали в армию, выбрали на ту или иную должность, в стране началась война, произошла катастрофа, стихийное бедствие или же гражданина РФ лишили гражданства.

При занесении в резерв бывший госчиновник должен за 3 месяца найти гражданскую работу. Если это не происходит, тогда человека исключают из резерва и полностью увольняют со службы.

При увольнении по инициативе руководителя работнику могут предложить альтернативное место работы. Человек может отказаться от этого, но только в письменном виде, что оговорено положениями федерального закона о государственной службе.

Компенсационные выплаты при увольнении

Служебный контракт муниципального служащего содержит пункты, согласно которым бывший госчиновник имеет право получить компенсацию и выходное пособие. Все выплаты должны производиться в день увольнения, когда человек получает в отделе кадров трудовую книжку, подписывается в документах о неразглашении гостайны.

Компенсация будет состоять из таких частей, как:

  1. Зарплата.
  2. Отпускные.
  3. Выходное пособие.
  4. Другие компенсационные выплаты.

Выплачивать зарплату после увольнения должна бухгалтерия, которая во внимание принимает премии, процент надбавки за работу с засекреченной информацией, доплату за государственную службу, надбавку за выслугу лет, оклад согласно занимаемой должности. Зарплата формируется и исходя из того, где работает чиновник. Особые коэффициенты надбавок предусмотрены для тех, кто трудится на Крайнем Севере или в удаленном регионе.

Если человек не успел использовать отпуск, тогда в компенсацию будут включены неиспользованные отпускные и единовременная материальная помощь к отпуску. Выходное пособие выплачивается не всем, а только в таких случаях:

  1. При ликвидации предприятия.
  2. При сокращении штата.
  3. При уменьшении штатных работников на предприятии, которое находится на Крайнем Севере.

Компенсация, которая не относится к зарплате, отпускным и пособию, выплачивается не всем. Для этого должны существовать определенные условия.

  1. Человек отказался занимать другую должность, которую ему предложили по состоянию здоровья. В таком случае размер выплаты будет равен 4 месячным окладам.
  2. Такой же размер выплат предусмотрен для тех, кто не работал больше 4 месяцев из-за продолжительной болезни.
  3. Размер пособия ограничивается заработком за 2 недели, если человека призывают в армию, на военную службу, при выходе на работу человека, чья должность временно занималась чиновником.

Если выплаты не были получены в день увольнения, тогда в компенсацию будут включаться и суммы за каждый день просрочки. Процент бывший чиновник способен высчитать самостоятельно, узнав ставку рефинансирования в Центральном банке РФ.

Таким образом, написать заявление на увольнение по собственному желанию работник муниципального учреждения имеет право, но нужно соблюсти множество бюрократических требований. Служебный контракт должен быть расторгнут с соблюдением всех процедурных нюансов.

Увольнение муниципальных служащих по собственному желанию

2.4 Основания для прекращения муниципальной службы / Особенности регулирования труда муниципальных служащих

Общие основания прекращения трудового договора содержатся в ст.77 ТК РФ. К ним относятся:

1) соглашение сторон (статья 78);

2) истечение срока трудового договора (статья 79), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80);

4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81);

5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (статья 75);

7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч.4 статьи 74);

8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ч.3 и 4 статьи 73);

9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (ч. 1 статьи 72.1);

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83);

11) нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84).

Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами.

Традиционно наиболее проблематичным считается прекращение трудового договора по инициативе работодателя. Принимая во внимание, что изначально работник считается стороной слабой, зависимой от работодателя в вопросах обеспечения жизни своей и своей семьи, то нормы закона устанавливают совершенно определенный перечень оснований, по которым возможно расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований (ст. 81 ТК РФ) действий администрации, направленных на прекращение трудовой деятельности работника.

Читайте так же:  Мировое соглашение подлежит исполнению

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;

12) утратил силу.

13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

14) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Основания могут быть классифицированы по критерию наличия или отсутствия вины работника. Так, большинство оснований (пп.5-11) все-таки связаны с виной работника [1] . Основания пп. 1-4 не связаны с виной работника. Среди них можно выделить те, которые связаны с обстоятельствами производственного характера (сокращение штата, численности), которые связаны с личностными качествами работника (несоответствие выполняемой работе). Авторы другого комментария к Трудовому кодексу [2] считают, что расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным пп. 9 и 13 возможно как при наличии, так и при отсутствии вины работника.

То есть, говоря в целом (не принимая во внимание специальные условия ст.81 ТК РФ, расположенные после перечня оснований расторжения договора) с муниципальным служащим договор может быть расторгнут по любому из приведенных оснований. Кроме этих оснований, специальный ФЗ предусматривает дополнительное основание прекращения трудового договора: согласно ст.20.1 помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:

— достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы (предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы — 60 лет, однако законом допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших 60 лет).

— прекращения гражданства Российской Федерации;

— несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Федеральным законом;;

— разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; (эта норма фактически дублирует п.6«в» ст.81 ТК РФ)

— возникновения обстоятельств, предусмотренных п.3 ст. 20 настоящего Федерального закона (то есть таких обстоятельств, когда гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а также находиться на муниципальной службе в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока).

На практике нередки случаи, когда региональные законы о муниципальной службе устанавливают собственные основания для прекращения трудовой деятельности муниципальных служащих. Согласно п.14 ст.5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательство о муниципальной службе находится в рамках п олномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Однако важно, чтобы эти нормы не противоречили федеральному законодательству и, главное, Конституции РФ.

Приведем пример из практики. Законодатели Ивановской области приняли закон «О муниципальной службе Ивановской области» [3] , в котором, в частности, содержались дополнительные условия увольнение муниципального служащего: наряду с условиями, которые вполне соответствуют федеральным нормам. Закон содержит подпункт 4 п.3 ст.42, устанавливающий, что увольнение муниципального служащего по инициативе руководителя муниципального органа может быть осуществлено в случаях вступления в законную силу приговора суда о назначении муниципальному служащему наказания в виде лишения свободы (в том числе условного осуждения и отсрочки исполнения приговора), исправительных работ.

Данную норму следует рассматривать в рамках федеральных гарантий трудовых прав в связи с увольнением по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. К таким обстоятельствам пункт 4 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации относит осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

Следовательно, в части, устанавливающей возможность увольнения муниципального служащего в случаях осуждения к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, подпункт 4 пункта 3 статьи 42 Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» соответствует Конституции Российской Федерации, а в части, устанавливающей возможность увольнения муниципального служащего в случаях осуждения к наказанию, не исключающему продолжение прежней работы, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 5).

Условное же осуждение и отсрочка исполнения приговора относятся к наказаниям, не исключающим продолжение прежней работы.

Подпункт 7 пункта 3 статьи 42 Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в качестве основания увольнения муниципального служащего предусматривает также выражение недоверия представительным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления является выборным органом, который обладает правом принимать от имени населения решения по вопросам местного значения. Институт выражения недоверия представительным органом местного самоуправления может распространяться — исходя из его конституционной природы — на лиц, получающих право на осуществление соответствующих полномочий от самого представительного органа местного самоуправления.

Кроме того, подпункт 7 пункта 3 статьи 42 Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» не предусматривает конкретных оснований и механизма реализации содержащейся в нем нормы. Такая неопределенность порождает возможность ее произвольного толкования и применения, чем нарушаются статьи 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации. Данная норма Закона Ивановской области была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 5) — в части, устанавливающей возможность увольнения муниципального служащего в случае выражения недоверия представительным органом местного самоуправления [4] .

Термин «выражение недоверия» применим лишь к избранным представителям власти; к муниципальным служащим, работающим на основании трудового договора институт «выражение недоверия» не применяется.

Другой пример – Закон Брянской области. Решением Брянского областного суда от 11.07.2006 г. удовлетворены требования прокуратуры Брянской области о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных норм Закона Брянской области «О муниципальной службе в Брянской области».

В результате применения указанных норм в Брянской области сложилась незаконная практика заключения с муниципальными служащими срочных трудовых договоров на срок полномочий глав местных администраций, назначенных по результатам конкурса, а также на срок полномочий представительных и иных органов местного самоуправления. В то же время Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации допускает возможность заключения срочных трудовых договоров только на срок полномочий выборного должностного лица и только с гражданами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность.

То есть с муниципальными служащими, не занимающимися непосредственно обеспечением исполнения полномочий выборного должностного лица заключение трудового договора только на срок полномочий этого выборного лица – противоречит федеральному законодательству.

Таким образом, субъекты РФ, которым предоставлено самостоятельно регулировать муниципальную службу, не могут вносить дополнительных норм в порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора муниципального служащего, противоречащие трудовому законодательству РФ.

[1] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н.Гусова — М.: ООО «ТК Велби», ООО «Издательство Проспект», 2003

[2] Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ — М., Спарк, 2002 г.

[3] Закон Ивановской области от 13 мая 1999г. №15-ОЗ «О муниципальной службе Ивановской области» // СПС Гарант

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2003 г. №19-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом Законодательного Собрания Ивановской области» // Собрание законодательства Российской Федерации — 29 декабря 2003 г. — №52 (часть II) — Ст. 5101.

Еще статьи:

  • Приказ 697 минздравсоцразвития Приложение N 1. Состав аптечки первой помощи (автомобильной) Информация об изменениях: Приказом Минздравсоцразвития России от 8 сентября 2009 г. N 697н настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2010 г. Приложение N 1к приказу Минздравмедпрома Россииот 20 […]
  • 464 приказ мон 2019 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и […]
  • Требования к оформлению журналов дополнительного образования инструкция по ведению журнала.docx - Инструкция по ведению журнала педагога дополнительного образования ИНСТРУКЦИЯпо ведению журнала учета работы объединенияв системе дополнительного образованияI.Общие положения1.1. Настоящая инструкция устанавливает правила заполнения и ведения журнала […]
  • Козел физика 10-11 пособие для учащихся и абитуриентов Физика. 10-11 классы. Козел С.М. М.: 2010. - Ч.1 - 288с., Ч.2 - 400с. Пособие состоит из двух частей. Первая часть включает разделы "Механика", "Механические колебания и волны", "Термодинамика и молекулярная физика". Во вторую часть пособия включены разделы «Электродинамика», […]
  • Приказ 432 об утверждении Приказ ФСБ России от 19 июля 2016 г. № 432 “Об утверждении Порядка представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, […]
  • Правила осаго 19092019 Приложение 1. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Приложение 1к Положению Банка Россииот 19 сентября 2014 г. N 431-П"О правилах обязательного страхованиягражданской ответственности владельцевтранспортных […]