В какой срок приходит приказ о проведении плановой проверки

7 правил поведения при проверке государственными органами

Партнер адвокатского бюро Buzko Kokorin Илья Кокорин поделился с читателями vc.ru практическими советами о том, что делать и как себя вести, если в офис пришли сотрудники контролирующих органов.

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет. Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС). Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение. Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

Видео- и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе. Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации — такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК). Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях. Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили. Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании. Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях. Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела. Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок. В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок. Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы. При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок. Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности. Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь. Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем. Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо. Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

Кадровые проверки

Мероприятия по осуществлению государственного контроля (надзора) — неотъемлемая часть работы любой организации. Как правило, в это бывают вовлечены если не все сотрудники, то большая их часть. Существуют службы, которые «встречают» проверки чаще других. К ним, безусловно, можно отнести кадровую службу. И даже если кадровик не первый раз сталкивается с этой малоприятной процедурой, ему будет полезно знать о некоторых тонкостях взаимодействия с проверяющими.

Начнем с того, что проверки бывают разные. Законодательство выделяет два вида: плановые и внеплановые (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ред. от 28.07.2012).

Словарь кадрового делопроизводства. Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Плановые проверки проводятся не так уже часто: не чаще чем один раз в 3 года.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Причем несложно отследить, включена ли организация в план проверок на календарный год. Дело в том, что установлена развернутая процедура согласования этого плана.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Когда разрабатывается ежегодный план проведения плановых проверок, то в нем указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Читайте так же:  Приказ по курсу стрельб

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Так, план проверок, проводимых Федеральной службой по труду и занятости, можно узнать на сайте www.rostrud.ru.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

В свою очередь, органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок.

А далее органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте в сети Интернет (http://plan.genproc.gov.ru/) в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются проверяющим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Однако далеко не в каждую организацию либо к предпринимателю приходят проверяющие.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

В чем состоит разница между этими двумя формами?

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица либо индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении проверяющих.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в адрес юридического лица или в адрес индивидуального предпринимателя направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны направить проверяющим указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и, соответственно, подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых проверяющим (если, конечно, иное не предусмотрено законодательством РФ).

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.

Нужно ли показывать все документы по личному составу инспектору? Нет, не нужно. При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится не всегда, а только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Рекомендуем запомнить порядок проведения выездной проверки.

Выездная проверка начинается буквально «с порога»: с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица), индивидуальный предприниматель (его уполномоченный представитель) обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Читайте так же:  Не выплачивают пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году

Важно знать, что проверяющие вправе привлекать к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 52 часов для малого предприятия и 15 для микропредприятия в год. К какой категории относится ваше предприятие, можно проверить, обратившись к Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011).

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на пятнадцать часов.

Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Такой распорядительный документ должен быть создан по установленной форме. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Получили приказ? Проверьте его содержание!

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию проверяемого лица инспекторы обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий. Обязательно сделайте это!

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

1. Дудоладов И.И. Проверки Роструда // Экономико-правовой бюллетень. 2012. N 6.

Проверка: кто кого?

«Кадровик. ру», 2012, N 5

ПРОВЕРКА: КТО КОГО?

Готовясь к проверкам государственной инспекции труда, важно не только привести в соответствие с трудовым законодательством работу в компании и кадровые документы. Полезно также изучить права и обязанности — как свои, так и проверяющего государственного органа. На одном из семинаров, организованных НСК, речь шла о некоторых нарушениях процедуры проведения проверки, дающих право оспорить ее и признать незаконной.

Распоряжение о проведении плановой проверки

Уведомить организацию о проведении плановой проверки инспекционные органы должны не позднее чем за 3 рабочих дня до начала мероприятия. Если такого уведомления не было, проверка считается проведенной незаконно.

Явившись в организацию, инспектор, помимо удостоверения, предъявляет распоряжение, на основании которого проводится проверка. В распоряжении должно быть указано наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, фамилии, имена и отчества, а также должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов. Если к вам пришли три инспектора, а в распоряжении названы только два, вы имеете право допустить к проведению проверки только тех, что указаны в документе.

Также распоряжение должно содержать наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности. Наименование юридического лица указывается полностью в соответствии с его уставом — это обязательное требование. Если у организации есть сокращенное наименование, оно также будет отражено в распоряжении о проведении проверки. Если полное название отсутствует, формально вы имеете право сказать, что в распоряжении указано наименование не вашей организации, и попросить отразить это потом в акте о проведенном мероприятии. Впоследствии вы можете оспорить такую проверку либо в вышестоящей инстанции, либо в судебном порядке.

Обязательно указывается вид проверки: плановая она или внеплановая, выездная или документарная. Кроме того, распоряжение должно содержать порядковый номер. Необходимо проставить дату, когда это распоряжение было выпущено. Указываются сроки проведения проверки: когда она начинается и заканчивается. Если распоряжение не содержит всей этой информации, вы также сможете его обжаловать и проверку могут признать недействительной.

Необходимо, чтобы был обозначен предмет проверки — с какой целью к вам пришли. Если это оплата труда, то, соответственно, инспектировать состояние охраны ГИТ уже не имеет права.

В распоряжении перечисляются документы, в соответствии с которыми проверка осуществляется:

— Конвенция Международной организации труда N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле»;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также в распоряжении должна стоять подпись руководителя проверяющего органа и печать. Без этих реквизитов документ опять же является недействительным.

Копия распоряжения вручается под роспись руководителю проверяемой организации либо ответственному лицу — ее представителю. На оригинале проставляются отметка о том, что копия вручена, и роспись. На практике не все проверяющие органы соблюдают этот порядок. Например, представители Федеральной миграционной службы нередко сначала «отлавливают» на территории организации иностранных граждан и только после этого предъявляют документы, на основании которых проводились подобные действия. Если же до начала проверки вам не показали оригинал распоряжения и не вручили его копию, это считается грубым нарушением Федерального закона N 294-ФЗ (ст. 20). Такая проверка может быть вами обжалована, и все ее последствия могут быть признаны незаконными.

Сроки проведения плановой проверки

К грубым нарушениям относится нарушение сроков проведения проверки. Плановая выездная и документарная проверка может проводиться не дольше 20 рабочих дней. Конкретные сроки проведения проверки указаны в распоряжении. Причем, если в распоряжении указано, что выездная проверка проводится в течение 5 рабочих дней, это означает, что не более 5 рабочих дней мероприятия будут осуществляться на территории вашей организации. В этот срок не входят те дни, в течение которых инспекторы проверяют ваши документы в своей организации. 20 рабочих дней — максимальный срок, превысить который в целом проверяющий орган не имеет права.

Однако плановая проверка может быть продлена, максимум — еще на 20 рабочих дней. Основания для продления указываются в дополнительном распоряжении, которое не может быть вынесено позднее чем за 3 дня до окончания проверки.

Для внеплановой проверки также необходимо предварительное уведомление. Отличается срок уведомления — не позднее чем за 24 часа до начала инспекционных мероприятий. Максимальные сроки проведения проверки те же — 20 рабочих дней. Конкретные сроки также указываются в распоряжении, которое при внеплановой проверке обязательно. При этом внеплановая документарная проверка, в отличие от плановой, не может быть продлена. Кроме того, внеплановая проверка обязательно согласуется с органами прокуратуры. При ее проведении вы вправе затребовать заявление о согласовании ее в прокуратуре.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Первое — это истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. То есть, если после проведения плановой проверки в вашей организации были выявлены нарушения и вынесено предписание об их устранении, ГИТ имеет право явиться к вам с повторной, уже внеплановой, проверкой, чтобы ознакомиться с результатами устранения недостатков по истечении установленного срока.

Второе — поступление заявления от граждан либо юридических лиц с указанием обстоятельств нарушения трудового законодательства. Работник вашей организации может обратиться в инспекцию труда с жалобой о том, что нарушены его права: например, его рабочее место не соответствует правилам охраны труда и является вредным (хотя в карте аттестации и указано, что это не так), или ему своевременно не выплачивается заработная плата. При этом сотрудник имеет право написать «прошу не раскрывать мои персональные данные для моего работодателя», и инспектор ГИТ не станет раскрывать эту информацию. В распоряжении, где обязательно должно быть указано основание для проведения внеплановой проверки, будет сказано, что данная проверка является законной в связи с тем, что поступило заявление, жалоба от физического лица. Его фамилия, имя, отчество, должность и т. п. указаны не будут. Однако сам жалобщик должен в заявлении указать такие данные — они позволят инспекции его идентифицировать. Анонимные жалобы не могут служить основанием для проведения проверки.

В случае причинения вреда или возникновения угрозы причинения «вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к вам также имеют право прийти с внеплановой проверкой.

И наконец, третье: президент или Правительство РФ имеют право поручить инспекции труда провести в вашей организации проверку. Как правило, поводом является массовый несчастный случай.

Периодичность плановых проверок

Ограничений по числу внеплановых проверок в год не существует. Если есть основания, внеплановые проверки в одной организации могут проводиться сколько угодно раз в календарном году.

Плановые проверки в организации осуществляются одним проверяющим органом не чаще одного раза в 3 года. Основания для включения в ежегодный план проведения плановых проверок перечислены в ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ. Это истечение 3 лет с момента регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, с момента проведения предыдущей плановой проверки, с начала осуществления определенного вида деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением.

С 01.01.2012 расширен перечень специальных видов деятельности, в соответствии с которым работодатель должен уведомлять соответствующие органы о том, что он занимается данным видом деятельности. Полный перечень указан в ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ. Через 3 года после представления уведомления к вам могут прийти с плановой проверкой.

Читайте так же:  Трудовой договор с врачом узи

Информация о плановых инспекционных мероприятиях размещается на сайте проверяющего органа и на сайте Генеральной прокуратуры до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки. То есть сведения о запланированных, например, на 2012 год проверках должны быть размещены на сайтах ГИТ и Генпрокуратуры до 31.12.2011. Вы можете обратиться к этим ресурсам и узнать, были ли запланированы для вашей организации на 2012 г. какие-либо плановые проверки. Проще сделать это на сайте Генпрокуратуры. Там есть сводный план проверок вашей организации, и вам не потребуется заходить отдельно на сайт каждого государственного органа.

Бывает, что проверка проводится не в том месяце, который указан в плане, а позже. Если это происходит в том же году и после уведомления о предстоящей проверке, то ее проведение считается законным. Представители проверяющего органа, несмотря на то что проверка запланирована, могут так и не посетить вашу организацию. Значит, вам повезло. Но если вашей организации на этом сайте в плане нет, а к вам приходят с плановой проверкой, вы имеете законное право обжаловать мероприятие и признать его проведенным с грубым нарушением законодательства.

Вопрос из аудитории: Если у юридического лица развита филиальная сеть в разных городах Российской Федерации, является ли автоматически проведение плановой проверки в каком-то обособленном подразделении проведением проверки для всей организации?

Нет, по каждому обособленному подразделению может быть вынесено отдельное решение в регионе нахождения данного подразделения. Главное, что общий срок проверок филиальной сети, проводимых одним проверяющим органом, в году не должен превышать 60 рабочих дней. Если в одном субъекте РФ находится сразу несколько филиалов организации, инспекторы имеют право проверить как один, так и несколько филиалов. Но решение выносится только на региональном уровне. Не может быть такого, что в Москве, например, вынесли решение проверить всю компанию, подразделения которой разбросаны по всей стране, и с одним распоряжением проводят в них проверки. Так не происходит.

И плановые, и внеплановые проверки могут быть как выездными, так и документарными. При документарной проверке инспекторы изучают документы, находясь в своей организации. Работодатель обязан представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного запроса, заверенного руководителем проверяющего органа либо его заместителем. На представляемых документах обязательно должны быть проставлены надпись «верно», дата, печать, подпись руководителя — генерального директора или другого лица, имеющего право подписи и заверения такой документации.

Рекомендуется составлять описи или акт приема-передачи документов. В Федеральном законе N 294-ФЗ такого требования нет, но исходя из практики лучше все-таки это сделать. Акт составляется в двух экземплярах, и указывается, копии каких документов были переданы. Причем стоит обозначить, каким работникам принадлежат копии трудовых книжек или какое именно штатное расписание представлено (с указанием номера и числа, а не просто «шесть копий штатного расписания»). Нужно это для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы, поскольку непредставление документов влечет за собой уже уголовную ответственность руководителя организации. В этой описи (акте) должна стоять роспись инспектора, подтверждающая, что он все получил, — обезопасьте себя.

Когда у вас требуют документы при выездной проверке, вы представляете для ознакомления оригиналы. Для дополнительного ознакомления у вас могут попросить копии этих документов. Они также должны быть заверены. Изымать у вас оригиналы документов не имеет права ни один проверяющий орган.

Журнал учета проверок

В ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ указано, что в каждой организации обязательно должен быть журнал учета проверок, контрольных мероприятий. Согласно ч. 9 этой статьи, в журнале должны содержаться: «запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи». То есть, если к вам пришел инспектор, предъявив удостоверение и распоряжение, этот факт отражается в журнале.

Журнал должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью. Типовая форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Если такого журнала у вас нет, в акте проверки впоследствии это будет указано.

Такой журнал больше нужен организации, чем проверяющим органам. По сути, он является инструментом вашей защиты. Если, например, к вам пришли с плановой проверкой через год после проведения предыдущей, журнал послужит доказательством незаконности новых мероприятий — проводить ее могут не раньше чем через 3 года после последней проверки. В журнале также фиксируются выявленные нарушения — еще до составления окончательного акта и протокола.

Документом, который закрепляет результат проверки, является соответствующий акт. Его форма также установлена Приказом от 30.04.2009 N 141. В акте указываются даты начала и окончания проверки, какое юридическое лицо проверялось, кем проверялось (должностным лицом — фамилия, имя, отчество), предмет проверки, какие нарушения были выявлены (ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ). Если нарушения выявлены не были, это также указывается в акте, и на этом проверка закончена. Если выявлены, то указывается не только нарушение, но и ссылка на нормативный акт, который нарушен. Случается, что инспектор указывает нарушение, но не пишет, чем руководствуется. В этом случае вы имеете право проверку обжаловать.

В акте обязательно проставляется роспись руководителя вашей организации или ответственного лица, т. е. вас с этим актом должны ознакомить. Вам вручается второй экземпляр акта (ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ). Это происходит непосредственно в день окончания проверки. При выявленных и указанных в акте нарушениях затем составляются протокол о привлечении к административной ответственности и предписание по устранению нарушений. В акте вы проставляете реальную дату его выдачи, даже если документ выдан позже и инспектор попросил указать дату задним числом. Во-первых, вы можете оспорить проверку, если акт выдан не в день ее окончания. А во-вторых, и акт, и предписание, как правило, выдаются в один день, на устранение нарушений часто даются очень сжатые сроки, и вы можете просто не успеть выполнить предписание.

В акте вы также можете указать то, с чем вы не согласны. В дальнейшем привлечь вас к ответственности за те нарушения, с которыми вы не согласны, можно будет только при административном производстве по вашему делу.

Инспектор труда имеет право войти на территорию любой организации при наличии удостоверения и распоряжения о проведении проверки, в том числе и ночью. Если проверка началась в ночное время, в распоряжении проставляется соответствующая отметка.

Отказать в доступе на территорию вашей организации при наличии соответствующего распоряжения нельзя. На практике нередко происходит так, что организация занимает помещения в большом офисном центре и охрана центра не пропускает инспектора, потому что на него не заказан пропуск. Это не проблема инспектора — это ваша проблема. Составляется акт о том, что представителей проверяющего органа не пустили на территорию вашей организации, и впоследствии вас могут привлечь к административной ответственности.

Инспектор труда имеет право изучить документы, имеющиеся в организации. А с 01.07.2012 инспекторы труда имеют право знакомиться с картой аттестации рабочих мест на предмет ее соответствия законодательству об охране труда и действительности. Ни для кого не секрет, что при проведении аттестации рабочих мест многие компании немного хитрят и в карте аттестации пишут, что рабочее место соответствует нормам охраны труда, не указывая вредные факторы, опасные, тяжелые условия труда и т. д. Аттестация рабочего места предполагает определенные замеры — освещения, высоты стола (если помещение офисное), высоты стула, излучения от компьютера и т. д. Работодателя могут привлечь к ответственности за то, что аттестация рабочих мест проведена некачественно. Штраф в этом случае составит 50 000 руб. (штрафные санкции), а деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

До 01.01.2012 необходимо было передавать в ГИТ карту аттестации. С 01.01.2012 этот документ представляется и в инспекцию труда, и в Фонд социального страхования. А теперь, с июля, инспекторы смогут проверять, соответствует ли то, что написано в карте аттестации, реальному положению. Теперь они имеют право приходить к вам с экспертами и производить соответствующие замеры. Эксперты не должны состоять в трудовых, в гражданско-правовых отношениях с тем лицом, которое проверяют. То есть приглашаться будет не та компания, которая проводила у вас аттестацию. При этом эксперты компании должны быть соответствующим образом аккредитованы для таких экспертных оценок.

ГИТ имеет право прийти без предварительного уведомления в соответствии с Конвенцией МОТ об инспекции труда в двух случаях: если в организации произошел несчастный случай и если предварительное уведомление поможет скрыть определенные нарушения. Это относится только к внеплановой проверке, при плановой проверке уведомление обязательно.

У работодателя также есть определенные права, связанные с проверкой. Они перечислены в ст. 21 Федерального закона N 294-ФЗ:

— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;

— знакомиться с результатами проверки и отражать в акте проверки факт ознакомления с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также у работодателя есть право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, согласно ст. 22 Федерального закона N 294-ФЗ и Гражданскому кодексу РФ.

Еще статьи:

  • Договор муп киевский жилсервис Для получения информации об отсутствии тепло, водо и электроснабжения обращайтесь на участок, обслуживающий ваш дом, Время работы участков с 8-00 до 17-00 в будние дни , и с 8-00 до 12-00 в субботу. Перерыв c 12-00 до 13-00 в будние дни. Участок 1 тел.25-63-00 Участок 2 тел.61-54-15 […]
  • 500 приказ о реабилитации Приказ Минздрава РФ от 22.10.2003 N 500 "Об утверждении протокола ведения больных "Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)" Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс […]
  • Таможенный союз экспертиза Глава 53 Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его […]
  • Агентский договор в 1с 82 бухгалтерия Учет в 1С агентского договора у принципала при покупке услуг Добрый день!1С 8.2, комплексная автоматизация 1.1.55.1Моя организация А закупает товары и услуги через агента Б (действует от своего имени) у организации В. Агент Б отдаёт нам А отчёт агента и счет-фактуру, в которой продавец […]
  • Договор поставки сроки исполнения Каковы сроки и периоды поставки товара по 44 -ФЗ? 1. Можно ли покупать Товар по 44 ФЗ указав в контракте условия поставки - по заявкам. 2. Какой минимальный срок поставки зап.частей можно указать в контракте, чтобы не нарушать 44 ФЗ. Ответы юристов (3) Есть вопрос к […]
  • Можно прописать ребенка на долю Можно ли прописать ребенка в меньшую квартиру Можно ли прописать ребенка в квартиру с меньшим метражом (вместе с одним из родителей)? Ребенка выписываем из квартиры, где собственником был только один из родителей (ребенок был только прописан). А прописываем где собственник бабушка. Нужно […]