Включение земельного участка в муниципальную собственность

О правовых последствиях включения земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в границы населенного пункта

(Галиновская Е. А.) («Закон», 2013, N 5)

О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ВКЛЮЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В ГРАНИЦЫ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

Е. А. ГАЛИНОВСКАЯ

Галиновская Елена Анатольевна, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.

Статья посвящена рассмотрению вопросов толкования и реализации норм земельного, гражданского и лесного законодательства в связи с защитой права федеральной собственности на землю при изменении целевого назначения земель лесного фонда. На основе практики Высшего Арбитражного Суда РФ обосновано, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю.

Ключевые слова: земельный участок, лесной фонд, земли лесного фонда, земли населенных пунктов, право федеральной собственности на землю.

Обеспечение и защита права федеральной собственности на землю до настоящего времени сопряжены с рядом проблем. Федеральные земли — это, как правило, обширные площади неогороженных, незаселенных и часто не учтенных в кадастре территорий. Преимущественно они относятся к лесному фонду, особо охраняемым природным территориям (далее — ООПТ), территориям объектов культурного наследия федерального значения и др., т. е. имеют весьма высокую экологическую, хозяйственную и культурную общественную ценность. Следует признать, что незаконное распоряжение федеральными землями представляет собой правонарушение, до сих пор приводящее к потерям десятков и сотен гектаров. Государственный надзор за надлежащим использованием таких территорий и своевременное пресечение правонарушений требуют большой оперативности, которая, к сожалению, не является повсеместной. Незаконное распоряжение землями, находящимися в федеральной собственности, осуществляется по разным причинам. Иногда оно может быть связано с неясностью обстоятельств, например при отсутствии четко установленных границ территорий, находящихся в федеральном ведении. Известно, что принадлежность данных земель к федеральной собственности зачастую можно доказать только на основании давних правоустанавливающих документов (часто 1970 — 1980-х гг.), в которых обнаруживаются сведения о правовом режиме земель, на основании лесоустроительных материалов, актов о создании ООПТ или памятников истории и культуры, других документов. Но, к сожалению, чаще нарушения связаны с неверным толкованием норм закона, злоупотреблениями и превышением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Следует признать, что к нарушению права федеральной собственности на землю приводят и некоторые неясности и пробелы в содержании нормативных правовых актов. В данных обстоятельствах мнение судебных инстанций при рассмотрении споров, связанных с защитой права федеральной собственности на землю, имеет особое значение. В этом смысле важным для прекращения сложившейся негативной практики «ухода» федеральных лесных земель в связи с их переводом в земли населенных пунктов является Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 13225/11 по делу N А67-4476/2010. Одной из основных причин рассмотренного спора являлось принятие администрацией Томской области распоряжения от 19.05.2008 N 299-ра «О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования», а также действия администрации сельского поселения по распоряжению включенным в границы поселка Победа земельным участком. Побединскому сельскому поселению участок был передан Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области на основании распоряжения областной администрации. До включения в границы поселка спорный участок располагался в нескольких кварталах Богородского и Тимирязевского лесничеств Шегарского района Томской области. Администрация сельского поселения посчитала, что в связи с переводом участка из земель лесного фонда в земли поселений и в связи с неполучением Российской Федерацией нового свидетельства о праве собственности, в котором указывались бы новая категория и новый вид разрешенного использования, публичная собственность на участок оказалась неразграниченной. Вследствие этого администрация сельского поселения посчитала, что в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) вправе распоряжаться спорными землями. Был проведен аукцион по продаже земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства. По итогам аукциона заключен договор купли-продажи участка, победителю аукциона было выдано свидетельство о праве собственности на спорный участок. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее — управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к юридическому лицу — победителю аукциона об истребовании земельного участка из незаконного владения. Суд отказал в удовлетворении исковых требований управления, признав право собственности за владельцем участка. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами Арбитражного суда Томской области. Однако при пересмотре в порядке надзора Президиум ВАС РФ указанные решения судов отменил, удовле
творив требования управления. Постановление Президиума ВАС РФ дает ряд разъяснений по нескольким сложным вопросам обеспечения права федеральной собственности на лесные земли. Но прежде чем обратиться к этим разъяснениям, заметим, что стороны и судебные инстанции исходили из того, что спорный земельный участок до возникновения конфликтной ситуации находился в федеральной собственности.

Право федеральной собственности на участки лесного фонда возникает в силу закона

Основания признания права федеральной собственности на землю установлены ст. 17 Земельного кодекса РФ, а также в целях разграничения государственной собственности на землю — ст. 3.1 Вводного закона. При этом, в частности, установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (ст. 17 ЗК РФ). Заметим, что в целях разграничения государственной собственности на землю в ст. 3.1 Вводного закона также установлено, что к федеральной собственности относятся земли, признанные таковыми федеральными законами. Напомним, что одним из оснований для отнесения территории к собственности Российской Федерации (федеральной собственности) является принадлежность участка к определенной категории земель. Так, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ к федеральной собственности отнесены все земельные участки из земель лесного фонда. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 13225/11, спорный участок до включения в границы населенного пункта был расположен в соответствующих кварталах Богородского и Тимирязевского лесничеств. Данное обстоятельство доказывает его принадлежность к землям лесного фонда. Только для территорий лесного фонда предусмотрено деление на лесные кварталы. Под лесным кварталом при этом понимается, как правило, отграниченная на местности просеками или иными естественными или искусственными рубежами (натурными границами) часть лесного фонда, являющаяся постоянной учетной и организационно-хозяйственной единицей в лесу . Следовательно, в силу ст. 8 ЛК РФ спорный участок принадлежал к землям лесного фонда. Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). ——————————— См.: www. rosleshoz. gov. ru/terminology/k/36.

Следует признать, что норма ст. 8 ЛК РФ до сих пор реализуется с трудом. Часто проблемы возникают при защите права федеральной собственности на земли лесного фонда. Так, в частности, из приведенного судебного акта следует, что предметом спора был земельный участок из земель лесного фонда. Тогда как ЛК РФ, определяя право федеральной собственности на участки лесного фонда, говорит о лесных участках. Несмотря на то что ЛК РФ рассматривает лесные участки как разновидность земельных, их образование и постановка на кадастровый учет осуществляются в особом порядке (ст. 7 ЛК РФ). На основании этой нормы в некоторых случаях органами местного самоуправления или органами государственной власти субъекта РФ делается вывод о том, что федеральной собственностью являются не все земли лесного фонда, а только включенные в границы сформированных лесных участков. Далее, рассматривая в качестве объектов отношений лесной фонд и земли лесного фонда, ЛК РФ тем не менее не дает понятия лесного фонда, ограничиваясь понятием леса как экологической системы или природного ресурса (ст. 5 ЛК РФ). Ответ на вопрос, в чьей собственности находится лесной фонд, в состав которого входят земли лесного фонда, в ЛК РФ отсутствует. Как представляется, неясность в решении этого вопроса стала одной из причин рассматриваемого спора. Мы согласны с позицией Президиума ВАС РФ, подтвердившего право федеральной собственности на участок из земель лесного фонда, поскольку она обеспечивает право федеральной собственности на лесные земли, а также в целом основана на принципе земельного законодательства, согласно которому регулирование земельных отношений должно исходить из приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Вместе с тем представляется, что для обеспечения защиты федеральных лесных земель положение ст. 8 ЛК РФ нуждается в корректировке. Также считаем целесообразным (и правоприменительная практика подтверждает это мнение), по аналогии с положениями Водного кодекса РФ, в ст. 8 которого установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), закрепить в ЛК РФ, что леса (или лесной фонд) как природный ресурс или объект находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Включение участка из земель лесного фонда в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю

Обращаясь к сути дела, Президиум ВАС РФ в приведенном Постановлении в том числе пояснил, что в соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого участка, в данном случае — Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 19 ЗК РФ для обеспечения развития муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. Безвозмездная передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в установленном законом порядке. При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено переведение территорий, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена. В приведенном случае, осуществляя распоряжение земельным участком уже после его включения в границы населенного пункта, администрация поселения не посчитала его находящимся в федеральной собственности. Напротив, орган местного самоуправления сделал вывод о том, что право собственности на земельный участок, оказавшийся в границах населенного пункта, стало неразграниченным. Одна из причин, по которой органы местного самоуправления приходят к такому ошибочному выводу, описана выше. Однако есть и другая. Как следует из материалов дела, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не было зарегистрировано в ЕГРП. Из п. 10 ст. 3 Вводного закона следует, что распоряжение земельными участками, отнесенными к определенной публичной собственности, на основании ст. 3.1 того же Закона осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Реализация указанных норм оказалась неоднозначной. В связи с этим следует признать, что государственная регистрация права федеральной собственности на земельные участки лесного фонда и участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляется реже, чем следует. В особенности если речь заходит об ООПТ или лесных массивах большой площади. Пунктом 10 ст. 3 Вводного закона определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Еще недавно были нередки случаи, когда органы местного самоуправления, предполагая, что право федеральной собственности или право собственности субъектов Российской Федерации на земельный участок возникает только с момента государственной регистрации, осуществляли распоряжение любыми земельными участками, права Российской Федерации или субъекта РФ на которые не зарегистрированы, считая их неразграниченными. Кроме того, орган местного самоуправления при изменении категории земель с земель лесного фонда на земли населенных пунктов и при отсутствии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на соответствующие участки приходит к выводу о том, что с изменением целевого назначения участка исчерпаны основания, по которым земли могут находиться в федеральной собственности. Как следствие, орган местного самоуправления, опираясь на норму п. 10 ст. 3 Вводного закона, принимает решение о распоряжении земельным участком. Представляется, что органы местного самоуправления в этом случае ошибочно рассматривали положения п. 1 ст. 3.1 Вводного закона не в качестве законного основания для возникновения права федеральной собственности на землю, а лишь как основание для реализации преимущественного права Российской Федерации на приобретение соответствующих земельных участков в собственность. При этом право федеральной собственности согласно данной логике может быть приобретено только при наличии оснований (например, принадлежность участка к землям лесного фонда) и возникает только после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный уч
асток. Описанное мнение оказывается основанием для существенных злоупотреблений и причиной сокращения площадей федеральных земель. Суд в данном случае справедливо заметил, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в категорию участков, собственность на которые не разграничена. Действительно, законодательные основания прекращения или «отмены» возникшего в силу закона права федеральной собственности, в том числе в связи с изменением целевого назначения земельного участка, отсутствуют. Вместе с тем представляется, что для предотвращения неоднозначного толкования целесообразно дополнить ст. ст. 3 и 3.1 Вводного закона положением, из которого бы прямо следовало, что последующее изменение целевого назначения земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения не влечет за собой прекращение права федеральной собственности на них.

Читайте так же:  Создать монстров в спор

Лицо, приобретшее спорный земельный участок, принадлежавший Российской Федерации, не может считаться добросовестным приобретателем, если не доказано, что волеизъявление Российской Федерации по отчуждению участка состоялось

Отменяя решения судебных инстанций, Президиум ВАС РФ в том числе обратил внимание на ошибочное мнение судов о том, что земельный участок не может быть истребован у приобретшего его на аукционе лица как добросовестного приобретателя. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ, суды пришли к выводу, что спорный участок выбыл из владения как собственника, так и иных лиц, которым он был передан собственником, по воле названных лиц, что в силу п. 1 ст. 302 ГК РФ исключает возможность истребования имущества у добросовестного приобретателя. Обоснованно возражая, Президиум ВАС РФ разъяснил, что единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Как представляется, в данном случае судебные органы и ответчики придерживались иного — ошибочного, но довольно распространенного — хода рассуждений. Так, в некоторых случаях органы местного самоуправления или органы государственной власти субъекта РФ усматривают волеизъявление Российской Федерации по передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности, во владение и пользование иным лицам в наделении субъекта РФ общими полномочиями по управлению и распоряжению соответствующими землями. В рассмотренном споре судебные органы из совокупного содержания Положения о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, утвержденного Постановлением губернатора Томской области от 02.11.2007 N 146 (далее — Положение о Департаменте), сделали вывод о том, что Департамент наделен полномочиями по распоряжению (передаче во владение и пользование) спорным земельным участком, а Российская Федерация, передав в силу ЛК РФ (ст. 83) соответствующее полномочие субъекту РФ, выразила тем самым волю по распоряжению федеральным земельным участком. В своем возражении Президиум ВАС РФ указал, что принятие решения об отчуждении органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что соответствующая воля собственника отсутствует. Президиум ВАС РФ обратил внимание на то, что в материалах дела не содержится никаких доказательств того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками, принималось решение о передаче спорной территории какому-либо субъекту, в том числе Томской области, в собственность или во владение и пользование. В Положении о Департаменте такие полномочия также не значатся. Следовательно, акт от 24.06.2008, которым Департамент передал земельные участки Побединскому сельскому поселению, не является основанием возникновения прав владения и пользования у последнего на землю, находящуюся в собственности Российской Федерации. В дополнение к доводам Президиума ВАС РФ хотелось также отметить следующее. Статьей 83 ЛК РФ субъекту РФ передаются конкретные полномочия Российской Федерации в области лесных и земельных отношений, расширительное толкование которых недопустимо. Кроме того, указанные полномочия могут распространяться только на земли лесного фонда, в то время как спорный участок был переведен в категорию земель населенных пунктов. В связи с этим вызывает существенные сомнения то, что, принимая решение о передаче участка в границах населенного пункта органу местного самоуправления, Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области действовал в рамках предоставленных ему полномочий. По нашему мнению, включение территорий, принадлежащих лесному фонду, в границы населенного пункта и перевод их в земли населенных пунктов препятствуют реализации переданных в силу ст. 83 ЛК РФ субъекту РФ полномочий по управлению и распоряжению этими территориями, поскольку соответствующие нормы ЛК РФ и Положения о Департаменте распространяются только на участки из земель лесного фонда. Обратим также внимание на то, что волеизъявление Российской Федерации по распоряжению спорным земельным участком не может быть обнаружено и при реализации процедуры изменения границ населенного пункта, согласно ст. 84 ЗК РФ, осуществляется в том числе посредством следующих мероприятий: — утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; — утверждение или изменение схемы территориального планирования
муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). Согласно ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. В соответствии со ст. 20 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в нее, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. В п. 3 ст. 20 ГрК РФ при этом указано, что проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со ст. 21 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При этом в ст. 21 ГрК РФ определено, что проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, земельных участков из территорий лесного фонда. Заметим, что применительно к описанному случаю ни в ст. 83 ЛК РФ, ни в Положении о Департаменте указанное в ст. 21 ГрК РФ полномочие Российской Федерации по согласованию схемы территориального планирования муниципального района при включении в границы населенного пункта расположенных на межселенных территориях участков из земель лесного фонда Департаменту не передано. Данные, подтверждающие согласование с уполномоченным федеральным органом включения спорного участка в границы населенного пункта, в материалах судебного решения не отражены. Если такое согласование в действительности не состоялось, можно сделать вывод о нарушении требований законодательства и прав Российской Федерации в области не только земельных и лесных, но и градостроительных отношений. Можно сказать, что приведенный судебный спор подводит итог в дискуссиях о юридической судьбе земель лесного фонда, включенных в границы населенных пунктов. Вместе с тем описанный случай — лишь один из возникающих в связи с нарушением права государственной или муниципальной собственности на землю. Хотелось бы подчеркнуть, что право публичной земельной собственности будет защищено от неправомерных действий лишь при условии, если на результат будут работать все элементы земельного правопорядка, включая совершенное законодательное регулирование и надлежащее исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

СТ 39.30 ЗК РФ

1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:

1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;

2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;

3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;

4) в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей:

1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;

2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;

4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;

5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;

6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»;

9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации.

Читайте так же:  Картотека игр во что оформить

3. В случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

Комментарий к Статье 39.30 Земельного кодекса РФ

Предпосылкой к законодательному закреплению необходимости передачи земельных участков из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность явился факт нахождения в собственности РФ земельных участков, не используемых в целях, непосредственно связанных с полномочиями РФ в различных государственных сферах .
———————————
См.: рекомендации парламентских слушаний на тему: «О проекте Федерального закона N 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству: komitet3.km.duma.gov.ru.

До введения в ЗК РФ главы V.1, предусматривающей условия и порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ, законодатель регулировал вопросы передачи земельных участков от одного публичного собственника другому применительно к конкретному виду таких земельных участков либо исходя из того, что земельные участки, находящиеся в публичной собственности, используются органом государственной власти или органом местного самоуправления другого уровня для реализации своих полномочий .
———————————
Например, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7365) в муниципальную собственность поселений и городских округов, а также в государственную собственность субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат передаче земельные участки в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков), а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

См.: ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. N 8-П, положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Однако комментируемая статья демонстрирует новый подход законодателя к регулированию вопросов, связанных с передачей земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность и в собственность субъектов РФ, который указывает на «массовый» характер такой передачи. При этом в данной статье используется «остаточный» принцип, заключающийся в перечислении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые не подлежат передаче в муниципальную собственность или в государственную собственность субъектов РФ.

Такие земельные участки можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести земельные участки, которые могут находиться только в собственности РФ (например, земли лесного фонда ), ко второй — земельные участки, используемые или планируемые для использования в целях осуществления государственных полномочий РФ (например, земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории), а в третью группу включить земельные участки, применительно к которым уполномоченными государственными органами РФ приняты решения о дальнейшем использовании для определенных целей (например, для целей, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» ).
———————————
См.: статья 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса России» // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

СЗ РФ. 2008. N 30. Ст. 3617.

Кроме того, предусматривается необходимость передачи в муниципальную собственность или государственную собственность субъектов РФ земельных участков сельскохозяйственного назначения, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования. Понятие ненадлежащего использования земельного участка раскрывается в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК.

Исходя из п. 3 комментируемой статьи предусмотренный данной статьей порядок не применяется к находящимся в федеральной собственности земельным участкам, для передачи которых из федеральной собственности законодательством предусмотрены особые правила. В частности, к таким федеральным законам следует отнести Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

О включение земельных участков в реестр муниципальной собственности.

56-рг от 30.09.2015

Российская Федерация
Администрация Ёгольского сельского поселения Боровичского района Новгородской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30.09.2015 г. № 56-рг
д. Ёгла

О включение земельных участков в реестр муниципальной собственности.

На основании свидетельств о государственной регистрации включить в реестр муниципальной собственности следующие земельные участки:

Дата свидетельства регистрации земельных участков

Статья 8 ЗК РФ. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Новая редакция Ст. 8 ЗК РФ

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Абзац девятый утратил силу.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Комментарий к Статье 8 ЗК РФ

Отнесение земель к категориям и их перевод из одной категории в другую относится к полномочиям органов государственной власти соответствующей компетенции.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий земель является обязательным. В п. 2 комментируемой статьи ЗК содержится перечень документов, в которых может быть указана категория земель (акты органов публичной власти о предоставлении земельных участков; договоры, предметом которых являются земельные участки; государственный кадастр недвижимости; документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иные документы в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации).
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5276.

Очевидно, что задача первоначального установления категории земель на данный момент уже не является первоочередной и актуальной. В этой связи на первый план выступает задача организационно-правового сопровождения перевода земель из одной категории в другую.

При определении органа, компетентного принимать решение о переводе земель из одной категории в другую, законодатель в качестве дифференцирующего критерия выбрал собственность земель, в отношении которых планируется смена категории.

Принятие решения о переводе земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую относится к полномочиям Правительства Российской Федерации. Решения об изменении категории земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, такие решения принимаются органами местного самоуправления.

Земельное право и земельная политика исходят из необходимости сохранения земель сельскохозяйственного назначения как незаменимого и трудно восстановимого компонента природной среды и средства производства в сельском хозяйстве. Поэтому решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся муниципальной и частной собственности, принимается вышестоящим органом публичной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

В отношении земель, находящихся в государственной собственности, существует проблема установления компетентного органа, которая возникла в связи с незавершенностью процесса разграничения федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд, а также земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В комментируемой статье особо оговаривается, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК (ст. 84) и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ).
———————————
СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 17.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

К числу иных федеральных законов могут быть отнесены, например, уже упоминавшийся ГрК, Федеральные законы от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (ст. 11), от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 14), от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (ст. 3) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220.

Читайте так же:  Судебные приставы по ленинскому району кострома

СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4594.

СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.

В качестве примеров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации приведем Областной закон Ленинградской области от 22 июня 2005 года N 51-оз «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области» , Постановление правительства Белгородской области от 13 октября 2006 года N 216-пп «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Белгородской области» , Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 октября 2006 года N 523 «Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов» и т.д.
———————————
Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. Вып. 7. 26.09.2005.

Белгородские известия. 31.10.2006. N 180.

Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 08.11.2006. N 41 — 42. Ст. 1061.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи нарушение установленного ЗК, иными федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Судебная практика предоставляет многочисленные примеры принятия решений о признании недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую по причине нарушения установленного законодательством порядка перевода земель из одной категории в другую. Акты публичных органов власти могут быть признаны недействительными, например, по причине отсутствия у принявшего органа соответствующих полномочий (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2011 по делу N А01-755/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 30.08.2010 N Ф09-6071/10-С1 по делу N А07-22689/2009), невыполнения требований, предусмотренных процедурой, представления необходимых документов, доказательств (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2011 N Ф03-232/2011 по делу N А51-5855/2010, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2010 по делу N А03-5846/2009) и т.д.

Другой комментарий к Ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет порядок перевода земель из одной категории в другую, т.е. изменения целевого назначения земель.

Статья 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривает, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Перевод земель из одной категории в другую представляет собой процедуру, результатом осуществления которой является изменение целевого назначения земельного участка вследствие изменения его принадлежности к соответствующей категории земель.

В названном Законе различаются такие понятия, как «перевод земель из одной категории в другую» и «перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую». Для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованное лицо подает ходатайство о переводе в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 2 Закона).

Возможно подать ходатайство о переводе земель из одной категории в другую. Содержание такого ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

Допускается подача ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. В таком ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок. Определен перечень документов, прилагаемых к ходатайству.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин отказа его рассмотрения.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе. Акт о переводе либо об отказе в переводе направляется заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня его принятия. Указанный акт может быть обжалован в суд.

В удовлетворении ходатайства о переводе может быть отказано в случаях, если федеральными законами установлены ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрет на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В соответствии со ст. 5 названного Закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

Необходимо отметить, что ч. 4 ст. 9 ГрК РФ не допускает принятия органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами*(3).

Действует особый порядок перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов. Согласно ст. 8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Статья 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» закрепляет правило о том, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном данной статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов. Законами субъектов РФ может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков.

Особые правила применяются в случаях перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов для создания туристско-рекреационных особых экономических зон. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы такой зоны является переводом земель из одной категории в другую.

Статья 4 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает несколько типов особых экономических зон, одним из которых являются туристско-рекреационные особые экономические зоны. Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ.

На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки для создания такой особой экономической зоны могут относиться к землям лесного фонда, землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности (ст. 5 указанного Закона).

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соответствующим соглашением. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

2. Учитывая особую важность принадлежности земельного участка к соответствующей категории, п. 2 комментируемой статьи предусматривает случаи, когда категория земель должна указываться в актах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, а также в иных документах.

В частности, согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся такие сведения об объекте недвижимости, как указание категории земель, к которой отнесен земельный участок.

3. В п. 3 комментируемой статьи установлены правовые последствия несоблюдения требований о порядке перевода земель из одной категории в другую. Нарушение этих требований органом государственной власти или органом местного самоуправления является основанием для признания акта этих органов недействительным.

Еще статьи:

  • Возврат налога при долевом строительстве Налоговый вычет при долевом строительстве Особенности налогового вычета в долевом строительстве регулируются Федеральным законом № 212 от 2013 года. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите […]
  • Федеральный закон от 21122004 171-фз Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]
  • Приказ о видах медицинской деятельности 2019 Проект приказа, уточняющего лицензионные требования к медицинской деятельности, подготовлен Минздравом России Минздрав России решил удовлетворить требования антимонопольного ведомства и уточнить лицензионные требования к организации и выполнению медицинских услуг. Напомним, что ранее […]
  • Налог ваз 2115 Транспортный налог Транспортный налог обязаны уплачивать все собственники транспортных средств. Данный налог является региональным и уплачивается в том субъекте, где зарегистрировано ТС. Транспортный налог включает такие элементы как объект налогообложения, налоговая база, налоговый […]
  • Договор поручения защита прав потребителя Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 19 марта 2014 г. по делу N 33-1527/2014 (ключевые темы: договор поручения - защита прав потребителей - учреждение общества - неустойка - поверенный) Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского […]
  • Требования на допустимые отклонения частоты Приложение N 5. Требования к параметрам допустимого отклонения частоты передатчика от номинального значения Приложение N 5к Правилам применения базовых станций иретрансляторов сетей подвижной радиосвязи.Часть IV. Правила применения оборудованияподсистем базовых станций сетей […]