Возмещение вреда здоровья чернобыльцам

Оглавление:

Лица, приобретшие до 15 февраля 2001 года статус инвалидов-чернобыльцев и получавшие до этой даты возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, наделены правом сохранить ранее установленный размер возмещения вреда безотносительно к тому, подлежали ли они переосвидетельствованию, и независимо от результатов такого переосвидетельствования

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положение пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку данные нормы в их взаимосвязи не предполагают возможность снижения исчисленного из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной гражданам, которые до 15 февраля 2001 года были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и которым при очередном переосвидетельствовании была установлена более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, вступившим в силу 15 февраля 2001 года, был изменен подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, а пункт 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложен в новой редакции, предусматривающей выплату инвалидам-чернобыльцам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности. При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее определенном размере либо получать их в твердой сумме.

Федеральный законодатель, сообразуясь с конституционными нормами и принципами, положил в основу преобразования системы возмещения вреда, причиненного здоровью воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы, критерий равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от нее. Это предполагает не только равный для всех граждан, получавших такое возмещение до 15 февраля 2001 года, запрет уменьшения признанного государством объема возмещения вреда независимо от результатов последующего переосвидетельствования, в том числе в отношении граждан, которым была установлена более низкая группа инвалидности, но и равную возможность выбора ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, если он окажется выше ранее назначенного (например, в случае усиления группы инвалидности), на условиях, которые определены для граждан, впервые обратившихся за установлением данной выплаты после 15 февраля 2001 года.

О возмещении вреда чернобыльцам. Ответ Илюхину из Мин. обороны РФ

Уважаемый Виктор Иванович!

В связи с Вашим обращением письмо Воронежского городского отделения Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» по вопросу возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам из числа пенсионеров Минобороны России рассмотрено.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, установлено путем выплаты денежных сумм, исчисленных из среднего заработка исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности.

Военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и получающим пенсию за выслугу лет в увеличенном размере, указанным Законом возмещение вреда не предусматривалось.

Однако постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 18-П было признано право инвалидов из числа военнослужащих на возмещение вреда со 2 июня 1998 г. наравне с иными гражданами, пострадавшими от чернобыльской катастрофы.

В соответствии с указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации 12 февраля 2001 г. принят Федеральный закон № 5-ФЗ, которым возмещение вреда установлено в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердых размерах в зависимости от установленной группы инвалидности (инвалидам I группы — 5000 руб., инвалидам II группы -2500 руб. и инвалидам III группы-1000 руб.; с 1 января 2011 г. с учетом индексации эти суммы составляют: 13188 руб. 79 коп., 6594 руб. 41 коп. и 2637 руб. 75 коп. соответственно).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П правовые нормы, установленные Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, признаны конституционными.

Поскольку указанным Федеральным законом возмещение вреда установлено в виде ежемесячных денежных компенсаций в твердых размерах, оснований для назначения денежных сумм возмещения вреда гражданам, обратившимся за его назначением после вступления этого Федерального закона в силу, в других размерах у военных комиссариатов не имелось.

Вместе с тем статьей 3 указанного Федерального закона предусматривалась выплата в течение 2001-2003 годов недополученных денежных компенсаций за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г., исчисленных из денежного довольствия.

Выплата указанных сумм была произведена в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. № 455, исходя из денежного довольствия, в состав которого включались: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, а также месячная стоимость продовольственного пайка. При этом денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка принимались в размерах, действующих на день выплаты. Сохранение исчисленных таким образом сумм для дальнейшей выплаты указанными Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 21-П установлено, что правовые нормы Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Такие назначения, по нашему мнению, возможны только после внесения в законодательные акты соответствующих изменений и выделения на эти цели бюджетных средств.

В соответствии со статьей 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации или федеральному закону. Вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону (статья 10 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»). Правом давать разъяснения по судебным постановлениям федеральные органы исполнительной власти не наделены.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. N 71-В09-1 Размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие изменений в законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть определен только исходя из твердой суммы, а не из условного месячного заработка, как того требует заявитель

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. N 71-В09-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 26 февраля 2009 года гражданское дело по иску У.Н.П. к военному комиссариату Калининградской области о перерасчете сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца, взыскании недополученных сумм по надзорной жалобе военного комиссариата Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2007 года, которым исковые требования удовлетворены частично, определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 14 мая 2008 года, которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.А., выслушав возражения представителя истицы К.Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

У.Н.П. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Калининградской области о перерасчете сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца.

В обоснование своих требований ссылалась на то, что 1 мая 2007 года умер ее муж У.В.В., являвшийся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС. При жизни У.В.В. получал ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка, с применением предусмотренной законодательством индексацией. Сумма возмещения вреда здоровью, выплачиваемая У.В.В. на день смерти, составляла 23 576 руб. 17 коп. Истица полагала, что в соответствии с действующим законодательством она, являясь нетрудоспособным членом семьи умершего и его единственным иждивенцем, имеет право на получение денежной компенсации по потере кормильца в размере 11 788 руб. 9 коп., то есть 1/г # части от денежной суммы, которую получал ее муж в счет возмещения вреда здоровью. Между тем, ответчик определил ей ежемесячную выплату по потере кормильца в размере 1 250 руб. — 1А # части от фиксированной суммы возмещения вреда, установленной законодательством для инвалидов 2 группы, что явилось основанием для ее обращения в суд с настоящим иском.

Ответчик иск не признал.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2007 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал военный комиссариат Калининградской области выплачивать У.Н.П. с 1 декабря 2007 года ежемесячную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 11 788 рублей 09 копеек, ежегодно индексируя указанную сумму исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; взыскал с военного комиссариата Калининградской области в пользу У.Н.П. недополученные суммы компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 1 июня 2007 года по 1 декабря 2007 года в размере 57 204 рублей 24 копеек. В остальной части иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 14 мая 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе военного комиссариата Калининградской области содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений со ссылкой на то, что судом первой и кассационной инстанции была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права.

19 декабря 2008 года судьей Верховного Суда Российской Федерации настоящее гражданское дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и 23 января 2009 надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела такого характера существенное нарушение норм материального права допущено судом первой и кассационной инстанции, которое выразилось в следующем.

Разрешая спор, суд исходил из того, что из толкования пункта 15 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, действовавшей на момент возникновения у истицы права на получение ежемесячных сумм по потери кормильца) следует, что нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом. Право У.Н.П. на получение ежемесячных сумм по потере кормильца является производным от права У.В.В. на получение сумм возмещения вреда здоровью, в связи с чем сумму денежной компенсации по потере кормильца для У.Н.П. следует рассчитывать исходя из размера ежемесячной суммы, получаемой У.В.В.

Суд кассационной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.

При этом суд кассационной инстанции указал на то, что системное толкование вышеприведенной нормы закона в совокупности с положениями статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ не означает, что изменение законодательства и переход на твердые суммы возмещения вреда, размер которых зависит от группы инвалидности, влечет уменьшение ранее выплачиваемых инвалиду сумм.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводами суда первой и кассационной инстанции, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Так, назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти — их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями — в редакции, действующей на момент смерти супруга истицы — инвалида 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Положения пунктом 15 части первой статьи 14 базового Закона предусматривают выплату компенсации, в том числе инвалидам II группы в размере 2 500 рублей.

При этом впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ).

Читайте так же:  П 327 приложение 1 к пдд рф штраф

Кроме того, пункт 25 части первой статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый закон были внесены изменения и дополнения.

Так, пункт 25 части первой статьи 14 базового Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка, в том числе инвалидам 2 группы — 2 500 рублей.

Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания: «В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число».

Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые денежные суммы.

Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Разъяснения Минтруда России N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года N 83.

Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года N ГКПИ-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П указано, что из пункта 25 части первой , части второй статьи 14 , абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора — получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти — нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года. Данное положение как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы ( пункт 3.1 мотивировочной части настоящего Постановления), не противоречит Конституции Российской Федерации.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, сама У.Н.П. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции, действующей на момент смерти супруга истицы).

Таким образом, вывод суда первой инстанции о праве истицы как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении вышеприведенных норм материального права.

Ссылка суда кассационной инстанции на необходимость применения к спорным правоотношения части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ), согласно которой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, нельзя признать состоятельной, поскольку положения вышеприведенной нормы регламентируют порядок и условия возникновения права на возмещение вреда у членов семьи граждан, не являвшихся инвалидами.

Возражение представителя истца о том, что отмена вступивших в законную силу судебных постановлений приведет к нарушению требований статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, нельзя признать состоятельным, поскольку в данном случае Судебная коллегия, реализуя свои полномочия и отменяя вступившие в законную силу судебные постановления, устраняет допущенную при рассмотрении дела судебную ошибку.

Вместе с тем, в силу статьи 1109 Гражданского кодекса РФ суммы возмещения вреда, выплаченные У.Н.П., возврату не подлежат.

При таких обстоятельства в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судами первой и второй инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия признает состоявшиеся судебные постановления незаконными и подлежащими отмене. Поскольку судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе У.Н.П. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 387 , 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2007 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 14 мая 2008 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска У.Н.П. к военному комиссариату Калининградской области о перерасчете сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца, взыскании недополученных сумм отказать.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Конституционный Суд защитил право милиционеров-«чернобыльцев» на возмещение вреда здоровью

На сайте КС РФ опубликовано новое постановление № 1-П/2012, принятие без проведения открытых слушаний. Оно касается проверки конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». КС РФ решил, что закон не препятствует выплате ежемесячных денежных компенсаций «чернобыльцам» из числа бывших милиционеров, получающих пенсию по выслуге лет. Сумма компенсации должна рассчитываться, исходя из денежного довольствия и с учетом степени утраты трудоспособности.

Житель Мордовии, бывший сотрудник МВД Владимир Авдонин, исполняя свой служебный долг, принимал участие в ликвидации чернобыльской катастрофы. В результате полученного облучения он стал инвалидом 3 группы. Тем не менее, в выплате ежемесячного возмещения вреда здоровью ему отказывали со ссылкой на то, что он обратился за ним уже после вступления в силу поправок в закон о выплатах «чернобыльцам». Заявитель оспорил эту норму в Конституционном Суде.

Ранее Конституционный Суд уже рассматривал дела, связанные с выплатами «чернобыльцам». Так, в постановлении от 1 декабря 1997 года он отметил, что государство обязано стремиться к возможно более полному по объему возмещению вреда, нанесенному в результате катастрофы. А в постановлении от 20 декабря 2010 года КС признал за военнослужащими право на обращение за возмещением вреда здоровья и после вступления в силу соответствующих поправок.

По делу Авдонина КС РФ решил, что закон не препятствует выплате ежемесячных денежных компенсаций «чернобыльцам» из числа бывших милиционеров, получающих пенсию по выслуге лет. Сумма компенсации должна рассчитываться, исходя из денежного довольствия и с учетом степени утраты трудоспособности. Дело Владимира Авдонина подлежит пересмотру с учетом решения, принятого Конституционным Судом.

По словам судьи КС РФ Юрия Рудкина, «четырнадцать лет назад КС РФ признал экстраординарный характер катастрофы 1986 года». «Это – пояснил Рудкин — означало установление особого характера отношений между ликвидаторами-чернобыльцами и государством. Оно обязано принять на себя возмещение того масштабного вреда, который не может быть возмещен в порядке, установленном отраслевым законодательством».

Чернобыльцам для получения компенсации больше не нужна справка о составе семьи

Предоставление справки о составе семьи была исключено из требований, выполнение которых необходимо для получения компенсации, предназначенной для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Соответствующее постановление Правительства вступило в силу 21 декабря.

Нововведение касается ежемесячных выплат, направленных на возмещение вреда здоровью. Изменение также затрагивает компенсации на питание детей, обучающихся в дошкольных, общеобразовательных или профессиональных образовательных организациях. Для предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребёнка до достижения им возраста трёх лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы, сведения о совместном проживании ребёнка с получателем достаточно будет указать в заявлении.

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Компенсация за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсация на оздоровление и компенсации семьям за потерю кормильца

Администрации районов Санкт-Петербурга

Виды компенсаций гражданам, которым был нанесен вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее — Закон):

  1. Ежегодная компенсация на оздоровление — 314,05 рубля.
  2. Ежегодная компенсация за вред здоровью:
    • инвалидам I и II групп — 1 570,19 рубля;
    • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, — 1 256,17 рубля.
  3. Ежегодная компенсация на оздоровление (в соответствии со статьей 40 Закона):
    • гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно‑подъемный, инженерно‑технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений — 942,12 рубля;
    • гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшим в 1988 году участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 году службу в зоне отчуждения — 628,04 рубля;
    • гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшим в 1989 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1989 — 1990 годах службу в зоне отчуждения — 314,05 рубля.
  4. Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца — 314,05 рубля.
  5. Единовременная компенсация за вред здоровью:
    • инвалидам I группы — 31 403,74 рубля;
    • инвалидам II группы — 21 982,64 рубля;
    • инвалидам III группы — 15 701,91 рубля.
  6. Единовременная компенсация:
    • семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы — 31 403,74 рубля;
    • родителям погибшего — 15 701,91 рубля.

Государственная услуга предоставляется отделом социальной защиты населения (далее — ОСЗН) администрации района Санкт‑Петербурга (далее — Администрация):

  • инвалидам из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона;
  • гражданам, указанным в пунктах 6 и 11, в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона;
  • семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, родителям погибшего;
  • семьям, потерявшим кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • детям, потерявшим кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключается во включении в списки получателей компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, предусмотренные Законом.

На Портале государственных и муниципальных услуг Санкт‑Петербурга (gu.spb.ru) реализована возможность подачи электронного заявления для получения государственной услуги через сеть Интернет.

Государственная услуга в электронной форме предоставляется только авторизованным пользователям Портала. Авторизация на Портале производится с использованием учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА).

Читайте так же:  Требования предъявляемые к сварочным электродам

Полное наименование
(в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2011 №8-рп):

Особенности предоставления услуги в электронном виде

I. Авторизация на Портале

Государственная услуга в электронной форме предоставляется только авторизованным пользователям Портала (www.gu.spb.ru). Авторизация на Портале производится с использованием учетной записи в ЕСИА.

Для обеспечения возможности подачи через Портал электронного заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявитель должен иметь ключ простой электронной подписи.

Для получения ключа простой электронной подписи (далее — простая электронная подпись) заявителю необходимо пройти процедуру регистрации в ЕСИА. Информация о способах и порядке регистрации в ЕСИА представлена на Портале по ссылке. Онлайн‑форма предварительной регистрации в ЕСИА размещена по ссылке. Порядок предоставления государственной услуги по выдаче (подтверждению, восстановлению) ключей простой электронной подписи на базе МФЦ утвержден распоряжением Комитета по информатизации и связи от 15.12.2014 №259‑р.

См. также Руководство пользователя ЕСИА, разработанное Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. После прохождения процедуры регистрации в ЕСИА заявитель должен авторизоваться на Портале, используя простую электронную подпись.

Получатель услуги должен авторизоваться лично.

Представлять интересы заявителя вправе представитель получателя услуги, имеющий документ, подтверждающий полномочия представителя — при необходимости посещения ОСЗН Администрации или подразделения Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

II. Подготовка к заполнению заявления в электронной форме

Перед заполнением электронной формы заявления необходимо:

  • предварительно ознакомиться с описанием услуги в соответствующих разделах Портала;
  • подготовить скан‑образы документов* либо иные документы в электронном виде, прикрепляемые к заявлению*.

* Скан‑образ документа — файл, полученный на сканере, цифровом фотоаппарате или с использованием программных средств обработки файлов, являющийся результатом сканирования оригинала документа.

* Требования, предъявляемые к электронным документам:

  • допустимые форматы файлов: jpg, jpeg, tiff, pdf, zip, rar, doc, xls, docx, xlsx;
  • максимальный размер файла для добавления к электронному заявлению — 3 Мб;
  • все файлы должны иметь имена, состоящие не более чем из 30 символов (русских или латинских букв, цифр, символов подчеркивания, пробела и точки), наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в документе.

III. Особенности заполнения электронных форм заявления

  1. Ввод данных в поля электронной формы заявления производится пошагово; после заполнения сведений на любом шаге можно использовать кнопку «Далее» либо перейти на нужный шаг заполнения формы, нажав кнопку с соответствующим номером шага.
  2. Если в процессе заполнения полей электронной формы заявления допущены ошибки формата ввода или не заполнены обязательные поля (помеченные знаком «*»), номер соответствующего шага закрашивается красным цветом, а поля этого шага, содержащие ошибку, подсвечиваются; подать заявление в этом случае не представляется возможным, для продолжения заполнения формы необходимо внести корректные сведения.
  3. После заполнения необходимых сведений, на шаге «Документы» необходимо приложить скан‑образы документов (электронных документов в ином формате).
  4. После окончания заполнения формы заявления и подтверждения достоверности указанных сведений — установки соответствующего признака («флажка») нужно отправить заявление.
  5. Если необходимо прервать заполнение электронной формы заявления или произвести выход из учетной записи ЕСИА на Портале до отправления заявления, заявитель может на любом шаге сохранить введенные данные (кнопка «Сохранить»). Это удобно для возобновления процедуры заполнения электронного заявления в любое время — с того места, где был прерван процесс и произведен выход из учетной записи ЕСИА. Автоматически создается «Черновик заявления» на данную услугу, ему присваивается номер, название, фиксируется дата сохранения. Название черновика при необходимости можно присвоить самостоятельно.

При входе на Портал после авторизации в ЕСИА можно войти в подраздел «Заявления» Личного кабинета, выбрать закладку «Черновики заявлений», найти нужный черновик и продолжить заполнение электронной формы заявления.

По истечении 3‑х месяцев со дня последнего изменения черновик заявления автоматически удаляется.

IV. Электронное дело

Электронное заявление с прикрепленными скан‑образами документов (документами в электронном виде) сохраняется в межведомственной автоматизированной информационной системе предоставления в Санкт‑Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее — МАИС ЭГУ), где ему присваивается идентификационный номер и статус, после чего электронное заявление модифицируется в электронное дело.

Электронное дело, сохраненное в МАИС ЭГУ, передается в автоматизированную информационную систему «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (далее — АИС «ЭСРН») и становится доступным для уполномоченного лица ОСЗН.

V. Информирование заявителя о ходе и результате предоставления услуги

После подачи электронного заявления через Портал информирование заявителя обеспечивается с использованием электронных уведомлений, в которых указываются статус рассмотрения электронного заявления (электронного дела), комментарии уполномоченных должностных лиц ОСЗН (при необходимости) и/или прилагаются соответствующие электронные документы.

Доступ заявителя к информации о ходе и результате предоставления услуги можно получить:

  • в Личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
  • в разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
  • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» («Личный кабинет», сервис «Проверка статуса заявления»);
  • в электронной почте.

Заявителю обеспечена возможность получить краткую информацию о текущем статусе заявления, просмотреть и сохранить на собственные технические средства электронные уведомления, направляемые уполномоченными лицами ОСЗН, в том числе документы в электронном виде о результате услуги.

Результат предоставления услуги

  1. Принятие решения Администрации о выплате компенсации либо отказе в выплате компенсации.
  2. Информирование заявителя о принятом Администрацией решении осуществляется в форме уведомления заявителя о принятии решения Администрацией о включении в списки получателей компенсаций либо об отказе во включении в списки получателей компенсаций.

Срок предоставления услуги

  1. Не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми для предоставления государственной услуги документами.
  2. Администрация:
    • в течение 10 рабочих дней со дня представления заявления включает гражданина в списки получателей компенсаций и утверждает указанные списки распоряжением Администрации;
    • в течение 5 рабочих дней со дня включения гражданина в список получателей компенсаций или отказа гражданину во включении в список получателей компенсаций информирует его о принятом решении.
  3. Управление Федерального казначейства по Санкт‑Петербургу перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсаций в кредитной организации.
  4. Выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

I. Получатели государственной услуги:

Граждане РФ, имеющие место жительства в Санкт‑Петербурге, и граждане без определенного места жительства (при условии прохождения ими учета в установленном порядке), относящиеся к категориям:

  1. Инвалиды из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона:
    • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    • инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
      • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
      • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
      • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
      • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
  2. Граждане, указанные в пунктах 6 и 11, в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона:
    • граждане Российской Федерации (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986‑1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно‑подъемный, инженерно‑технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
    • лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986‑1987 годах службу в зоне отчуждения;
    • граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988‑1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
    • младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
    • граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988‑1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988‑1990 годах службу в зоне отчуждения;
    • граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
    • граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
  3. Семьи, потерявшие кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, родители погибшего.
  4. Семьи, потерявшие кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  5. Дети, потерявшие кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Законные представители (родитель, опекун, попечитель) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Изучает описание государственной услуги на Портале.
  2. Производит подготовку скан‑образов документов, необходимых для предоставления услуги, которые необходимо будет прикладывать к заявлению в электронном виде (скан‑образ документа — файл, полученный на сканере, цифровом фотоаппарате или с использованием программных средств обработки файлов, являющийся результатом сканирования оригинала документа).
  3. Нажимает кнопку «Получить услугу».
  4. Авторизуется на Портале.

Заявитель должен иметь ключ простой электронной подписи.

  • Подает электронное заявление через Портал, выполняя следующие действия:
    • заполняет на Портале электронную форму заявления;
    • на шаге «Документы» выбирает из перечня документов на форме необходимые документы либо «другой документ» (если отсутствует нужное наименование), при необходимости заполняет информацию о документах (серия, номер, дата, место выдачи, срок действия — если имеются) и прикрепляет скан‑образы документов;
    • отправляет заполненное электронное заявление посредством нажатия в электронной форме соответствующей кнопки.
  • Получает на Портале в «Личном кабинете» и по электронной почте уведомление, подтверждающее, что заявление отправлено (принято МАИС ЭГУ), в котором указываются, в том числе идентификационный номер и дата подачи электронного заявления; при необходимости сохраняет уведомление для печати.

    Электронное заявление с прикрепленными скан‑образами документов (электронными документами) сохраняется в МАИС ЭГУ, где ему присваивается идентификационный номер и статус, после чего электронное заявление модифицируется в электронное дело и предается в АИС «ЭСРН».

  • Получает на Портале в «Личном кабинете» и по электронной почте уведомление, подтверждающее, что электронное дело принято уполномоченным сотрудником ОСЗН в работу с присвоением соответствующего статуса.
  • После подачи заявления отслеживает смену статуса заявления:
    • по своей инициативе:
      • в Личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
      • разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
      • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» (сервис «Проверка статуса заявления», в «Личном кабинете»);
    • знакомится с уведомлениями из ОСЗН в электронной почте (от [email protected]), с последующим обращением в Личный кабинет на Портале.

      Уведомления поступают в случае изменения статуса электронного дела на стороне ОСЗН.

  • Получает уведомление о принятом Администрацией решении — о выплате компенсации, либо отказе в выплате компенсации с приложением соответствующего документа в электронном виде.
  • Основание для отказа в предоставлении государственной услуги — непредставление в Администрацию (ОСЗН) всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

    Уважаемые заявители! В настоящее время направление электронных заявлений осуществляется в администрацию района Санкт‑Петербурга, указанного Вами при заполнении электронной формы на шаге «Адрес регистрации в Санкт‑Петербурге». В случае необходимости отправки заявления в администрацию района Санкт‑Петербурга, отличного от Вашей регистрации, просьба воспользоваться альтернативным способом получения услуги (МФЦ, традиционный порядок).

    Порядок действий уполномоченной организации

    Электронное дело, сохраненное в МАИС ЭГУ, передается в АИС «ЭСРН» и становится доступным для уполномоченного лица ОСЗН Администрации.

    I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

    Специалист ОСЗН, ответственный за прием комплекта документов (с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи):

    1. Проверяет наличие электронных заявлений, поступивших с Портала, с периодом не реже одного раза в рабочий день.
    2. Изучает поступившее электронное дело (заявление и приложенные скан‑образы документов (документы)), при этом — при подтверждении начала процесса работы в АИС ЭСРН автоматически производится установка внутреннего статуса электронного дела, регистрация его в форме электронного документа в АИС «ЭСРН».
    3. Проверяет комплектность, читаемость скан‑образов документов (графических файлов).
    4. Проверяет сведения в АИС «ЭСРН».
    5. Дополняет представленный комплект документов (в случае необходимости) сведениями, имеющимися в распоряжении Администрации, в том числе из АИС «ЭСРН».
    6. При необходимости уточнения данных взаимодействует с заявителем через средства связи (контактные данные), в том числе, через Личный кабинет Портала.
    7. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов, необходимых для предоставления услуги.
    8. Фиксирует факт приема документов, в журнале регистрации Администрации в форме электронного документа в соответствии с порядком, установленным в ОСЗН.
    9. Определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга, органы местного самоуправления Санкт‑Петербурга, о чем на заявлении делается соответствующая отметка, в том числе в электронном виде.
    10. В случае необходимости направления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти (организации) о предоставлении необходимых сведений (документов), а также получения ответов на них (далее — межведомственный запрос) передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту ОСЗН, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них.
    11. В случае если необходимости направления межведомственных запросов нет, — формирует комплект документов для принятия решения Администрацией и передает электронное дело (комплект документов) заявителя для принятия решения специалисту ОСЗН, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей компенсаций (об отказе во включении).
    12. Устанавливает статус предоставления государственной услуги в АИС «ЭСРН», который модифицируется в статус электронного дела МАИС ЭГУ (для заявителя формируется и направляется электронное уведомление о результате административной процедуры через «Личный кабинет» на Портале, по электронной почте).

    * Информирование заявителя производится посредством установки статусов электронного дела, формирования комментариев (при необходимости), приложения электронных документов, например:

    • о необходимости явки заявителя в Администрацию (ОСЗН) с указанием даты и времени приема либо срока, в течение которого заявитель должен обратиться на прием, по истечении которого в случае неявки заявителя рассмотрение дела прекращается;
    • о ходе предоставления государственной услуги с указанием дальнейших действий заявителя (при необходимости);
    • о направлении межведомственных запросов (кроме межведомственных запросов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), наименование органов или организаций, в которые направлены запросы, и срок предоставления ответа на запрос;
    • о факте получения или неполучения ответов на межведомственные запросы (кроме межведомственных запросов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации);
    • об иных действиях, предусмотренных административным регламентом;
    • о принятом решении (предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги); уведомление о принятом решении должно содержать приложение в виде скан‑образа документа о принятом решении (распоряжение, выписка из распоряжения, письмо об отказе) и/или текст решения;
    • о завершении процедуры предоставления государственной услуги.

    Уведомление о принятом решении должно содержать приложения в виде скан‑образа документов о принятом решении, об иных действиях, предусмотренных административным регламентом предоставления услуги.

    О смене статуса заявитель получает уведомление на указанный им адрес электронной почты, а также может ознакомиться с информацией и документами в Личном кабинете на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»).

    Читайте так же:  Поручение это договор в силу которого одна сторона обязуется

    Доступ заявителя к информации о ходе и результате предоставления услуги также обеспечен:

    • в разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
    • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» («Личный кабинет», сервис «Проверка статуса заявления»).

    II. Подготовка и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных исполнительных органов государственной власти и организаций, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия

    Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

    1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
    2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе, в форме электронного документа.
    3. При необходимости представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
    4. Направляет межведомственные запросы в:
      • Комитет по делам записи актов гражданского состояния (запрашивается свидетельство о смерти кормильца, свидетельство о браке, выданные на территории Санкт‑Петербурга);
      • Органы опеки и попечительства Санкт‑Петербурга (запрашивается решение органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства), выданное на территории Санкт‑Петербурга).
    5. Кроме того, в Комитете по социальной политике посредством АИС «ЭСРН» запрашиваются удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, удостоверение умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в случае если указанные документы выдавались на территории Санкт‑Петербурга).
    6. Получает ответы на межведомственные запросы.
    7. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
    8. Регистрирует запросы и ответы на запрос в АИС «ЭСРН».
    9. Передает полученные документы (информацию) специалисту ОСЗН, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей компенсаций (об отказе во включении).
    10. Устанавливает статус предоставления государственной услуги в АИС «ЭСРН», который модифицируется в статус электронного дела МАИС ЭГУ*.

    III. Принятие решения Администрацией о включении в списки получателей компенсаций либо об отказе во включении в списки получателей компенсаций, утверждение списка получателей компенсаций

    Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о включении в список получателей компенсаций:

    1. Осуществляет проверку комплекта документов (в том числе на предмет комплектности документов).
    2. По результатам проверки:
      • в случае принятия решения о включении в список получателей компенсаций готовит проект распоряжения Администрации об утверждении списка получателей компенсаций по форме (далее — распоряжение);
      • в случае принятия решения об отказе во включении в список получателей компенсаций готовит проект решения об отказе во включении в список получателей компенсаций по форме (далее — письмо об отказе).
    3. Передает комплект документов, а также проект распоряжения либо проект письма об отказе главе Администрации для подписи.

    Глава Администрации:

    1. Изучает переданные ему для подписания документы и подписывает их.
    2. В случае несогласия излагает замечания и возвращает документы на доработку.
    3. В соответствии с принятым решением подписывает либо распоряжения Администрации об утверждении списка получателей компенсаций, либо проект решения об отказе (письмо об отказе).

    Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о включении в список получателей компенсаций (после подписания главой Администрации указанных документов и по согласованию с начальником ОСЗН):

    1. Вносит запись в журнал регистрации о принятом решении и соответствующую отметку в АИС «ЭСРН».
    2. Формирует комплект документов получателей (личные дела), имеющих право на получение компенсаций.
    3. Направляет соответствующее уведомление заявителю с приложением копии распоряжения или письма об отказе в электронном виде через Портал, устанавливает соответствующий статус электронному делу*.
    4. В случае волеизъявления заявителя получить результат предоставления государственной услуги в подразделении МФЦ направляет указанные документы в подразделение МФЦ для последующей передачи заявителю.
    5. Направляет в Комитет по социальной политике списки получателей компенсаций, утвержденные распоряжением для последующего представления списков получателей компенсаций в Управление Федерального казначейства по Санкт‑Петербургу.
    6. Направляет копию распоряжения и комплект документов (личное дело) в Санкт‑Петербургское государственное казённое учреждение «Городской информационно‑расчетный центр» для формирования дел получателей государственной услуги в АИС «ЭСРН».

    Управление Федерального казначейства по Санкт‑Петербургу:

    • Перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсаций в кредитной организации.

    Документы, представляемые заявителем

    I. Обязательные документы:

    1. Удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, за исключением документов выданных на территории Санкт‑Петербурга.
    2. Документы, подтверждающие факт эвакуации (переселения), добровольного выезда из указанных зон радиоактивного загрязнения (для граждан, указанных в пп. «з» п.2 раздела «Заявители».
    3. В случае обращения граждан, указанных в пунктах в пунктах 1.2.3 — 1.2.5 раздела «Заявители»:
      • удостоверение умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за исключением документов, выданных на территории Санкт‑Петербурга;
      • свидетельство о смерти кормильца, за исключением документов, выданных на территории Санкт‑Петербурга;
      • заключение межведомственного экспертного совета (военно‑врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы (для выплаты единовременной компенсации, предусмотренной частью четвертой статьи 39 Закона;
      • свидетельство о браке, за исключением документов, выданных на территории Санкт‑Петербурга;
      • документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца;
      • заверенная копия решения органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) над ребенком, за исключением документов, выданных на территории Санкт‑Петербурга.

    II. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

    1. Свидетельство о смерти кормильца, выданное на территории Санкт‑Петербурга.
    2. Свидетельство о браке, выданное на территории Санкт‑Петербурга.
    3. Удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, удостоверение умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в случае, если указанные документы выдавались на территории Санкт‑Петербурга).
    4. Решение органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) над ребенком, выданное на территории Санкт‑Петербурга.

    III. Дополнительные документы (при необходимости явки непосредственно в ОСЗН Администрации или подразделение МФЦ представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):

    1. Документы, удостоверяющие личность представителя заявителя:
      • паспорт гражданина Российской Федерации;
      • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта, предусмотренное пунктом 76 административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 30.11.2012 №391;
      • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
    2. Документы, удостоверяющие полномочия представителя заявителя:
      • для доверенного лица:
        • доверенность, удостоверенная нотариально либо удостоверенная в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    При предоставлении доверенности, в которой содержатся сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность заявителя, предоставление подлинника документа, удостоверяющего личность заявителя, либо его нотариально удостоверенной копии, не требуется;

    доверенность в простой письменной форме;

  • для законного представителя — документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, решение органа опеки об установлении опеки или попечительства).
  • Согласие на обработку персональных данных (в случае если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица).
  • Документы, выдаваемые заявителю

    1. Копия распоряжения Администрации об утверждении списка получателей компенсаций по форме.
    2. Письмо об отказе во включении в список получателей компенсаций по форме.

    Организации, участвующие в предоставлении услуги

    Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

    Организации, осуществляющие денежные выплаты

    Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

    Порядок обжалования

    Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Администрации, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

    Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является:

    • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
    • нарушение срока предоставления государственной услуги;
    • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
    • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги у заявителя;
    • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
    • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
    • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

    Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.

    Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), федерального Портала (www.gosuslugi.ru) либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

    Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии). Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к информации, содержащейся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию, и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

    В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
    • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

    Жалоба должна содержать:

    • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
    • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
    • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего.
    • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

    По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

    • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
    • отказывает в удовлетворении жалобы.

    Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

    • наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
    • подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • наличия решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

    Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях: наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; отсутствия возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

    В случае если в обращении (жалобе) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом.

    О данном решении гражданин, направивший обращение (жалобу), уведомляется тем государственным органом или должностным лицом, в адрес которых поступило указанное обращение (жалоба).

    В случае если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение (жалобу) не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения (жалобы) сообщается гражданину, направившему обращение (жалобу), если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

    Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке.

    В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга: 191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга, e‑mail: [email protected], телефон: (812) 576‑70‑42.

    В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации, предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации.

    В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия главы Администрации, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администрации.

    Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

    Еще статьи:

    • Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле от Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» РФ 2019 года (N 173-ФЗ (редакция 2018-2019)) Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» - N 173-ФЗ - вводит правовые базисы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране. […]
    • Требования к огэ по математике Задания ОГЭ по математике ОГЭ по математике – это обязательный экзамен для выпускников 9-го класса. Он включает в себя 3 модуля (всего 26 заданий): алгебра (11 заданий), геометрия(8 заданий) и реальная математика (7 заданий). Соответственно, на экзамене проверяются знания по двум […]
    • Таможня регистрация лицензия Таможня регистрация лицензия Регистрация и лицензирование кредитной организации. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций: 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на […]
    • Требования к сборке насосов Масляная система (смазка) Т-170 Б-170 ЧТЗ Снятие и разборка масляной центрифуги Т-170 Снятие масляной центрифуги Отсоедините трубки подвода и отвода масла, идущие от радиатора и закрепленные на фланцах 1 и 2 (рис. 64) центрифуги. Отверните со шпилек четыре гайки 3 крепления. Выверните […]
    • Приказ мвд россии 161 о проведении служебных проверок Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161"Об утверждении Порядка […]
    • Козел физика 10-11 пособие для учащихся и абитуриентов Физика. 10-11 классы. Козел С.М. М.: 2010. - Ч.1 - 288с., Ч.2 - 400с. Пособие состоит из двух частей. Первая часть включает разделы "Механика", "Механические колебания и волны", "Термодинамика и молекулярная физика". Во вторую часть пособия включены разделы «Электродинамика», […]