Временная регистрация иностранных граждан по месту работы

Регистрация иностранных сотрудников по месту работы: временная регистрация мигрантов по юридическому адресу работодателя

Регистрация гражданина по месту работы – это первичная постановка иностранных сотрудников на миграционный учет в ГУВМ МВД по юридическому адресу работодателя и дальнейшее регулярное продление миграционного учета. За регистрацию иностранных сотрудников по месту работы отвечает работодатель.

Если работодатель вовремя не продлит регистрацию по месту работы или несвоевременно поставит работников на миграционный учет по адресу компании, это приведет к следующим последствиям:

  • Организация получит штраф до 500 000 рублей за каждого незарегистрированного иностранного рабочего.
  • Иностранному сотруднику необходимо будет снова пересечь границу РФ, заново встать на миграционный учет, а также получить новую миграционную карту, потратив на это кучу времени и денег.
  • Иностранный работник получит штраф – 2500 рублей за административное нарушение, а в случае повторного нарушения ему грозит депортация и постановка заперта на въезд в страну.

Далее мы расскажем, как правильно поставить иностранного работника на миграционный учет по адресу работы.

Первичная регистрация по юридическому адресу работодателя

Для того чтобы поставить иностранного рабочего на миграционный учет и сделать ему регистрацию по месту работы, работодателю необходимо заполнить бланк уведомления о постановке иностранного гражданина на миграционный учет по строго регламентированной законодательством форме. Кроме того, потребуется собрать пакет следующих документов и предоставить ксерокопии:

  • заключенного трудового соглашения;
  • миграционной карты;
  • загранпаспорта;
  • предыдущей регистрации;
  • патента;
  • чека об оплате патента.

После чего бланк уведомления и пакет ксерокопий требуется подать в ГУВМ МВД, отстояв огромную живую очередь.

На временную регистрацию по месту работы, а точнее на проверку, подготовку и подачу документов в МВД, у работодателя есть лишь 7 дней. То есть иностранного сотрудника на миграционный учет работодатель в обязательном порядке должен поставить в течение недели.

При этом важно учесть, что заполнить бланк безошибочно с первого раза практически невозможно, а затягивать его подачу в МВД ни в коем случае нельзя, поскольку несвоевременное уведомление грозит работодателю крупным штрафом и приостановкой деятельности его компании.

Кроме того, в случае допущения малейшей ошибки или неточности при заполнении бланка уведомление просто не примут, и тогда работодателю придется снова крайне внимательно перезаполнить бланк, снова простоять кучу времени в очереди и при этом успеть уложиться в оставшийся период сжатого срока подачи уведомления о постановке сотрудника на учет.

Помимо этого, нужно понимать, что уведомление можно подать либо по почте, либо лично. Однако первый вариант использовать крайне нежелательно и рискованно, поскольку по почте письмо может идти месяц и никакой отметки и справки от инспектора, подтверждающей, что уведомление принято, работодатель также не получит.

А о том, были ли допущены ошибки в заполнении бланка и приняли ли уведомление вообще, работодатель узнает, только когда к нему нагрянет проверка и выпишет серьезный штраф, если уведомление так и не было принято.

Продление миграционного учета

Если работодателю все же удастся самостоятельно поставить иностранных сотрудников на миграционный учет, он должен понимать, что на этом проблемы только начинаются, так как теперь работодателю придется регулярно заниматься продлением миграционного учета каждого сотрудника.

То есть временную регистрацию мигранту по месту работы работодатель будет вынужден делать каждый раз после того, как сотрудник заплатит налог за патент на работу и предоставит работодателю чек об оплате.

Важно учесть, что работодатель может продлить регистрацию только на тот срок, за который мигрант заплатил налог за патент (как правило, на один или три месяца).

Кроме того, работодателю необходимо крайне внимательно отслеживать каждый новый чек об оплате налога за патент, поскольку если мигрант просрочит его оплату хотя бы на день, его патент автоматически аннулируется, и сотрудник станет нелегалом и уже не сможет работать на территории РФ. Более того, работнику придется выезжать, снова пересекать границу России и оформлять новый патент.

Но и это еще не все. Нужно понимать, что на весь Санкт-Петербург и Ленинградскую область предусмотрено всего несколько отделений, что приводит к жутким нескончаемым очередям и потере времени и нервов для работодателя.

Помимо всего прочего, за один раз бесплатно можно продлить временную регистрацию по месту работы только нескольких сотрудников.

Ко всему прочему после получения чека работодателю вновь надо втиснуться в сжатые сроки – с момента оплаты патента у него есть всего три дня для продления регистрации иностранному сотруднику.

Хотите полностью снять с себя миграционный учет иностранных работников? Есть решение!

Все очень просто. Работодатель может очень легко избежать всех сложностей ведения миграционного учета иностранцев, достаточно просто вывести своих иностранных сотрудников за штат на аутстаффинг.

Ведь зачем взваливать на себя сложный и утомительный миграционный учет иностранных сотрудников, подвергать свою организацию рискам и огромным штрафам, если гарантированно можно этого избежать, причем на 100% законных основаниях.

Перевод за штат является простым и эффективным способом для работодателей совершенно легально использовать иностранную рабочую силу и при этом не нести ответственность за иностранных работников.

Чтобы перевести рабочих за штат, работодателю потребуется обратиться в кадровое агентство аутстаффинга, которое просто-напросто переоформит ваших иностранных работников себе в штат, после чего сотрудники будут работать у вас не по трудовому договору с вашей компанией, а по договору предоставления персонала.

Другими словами, рабочие будут работать у вас, а числиться в штате другой компании, которая и будет нести за них ответственность и выполнять все функции работодателя: ставить на миграционный учет, продлевать регистрации, подавать уведомления в МВД, вести кадровый, налоговый и миграционный учет и т.д.

Таким образом, работодатель может запросто принять на работу иностранных сотрудников без оформления их в штат своей организации.

Процедура перевода иностранных работников за штат в аутстаффинговом агентстве «ЗаШтатом» займет всего 15 мину и осуществляется очень просто:

  1. Вы присылаете иностранных рабочих к нам в офис.
  2. Мы проводим миграционный аудит их документов прямо на месте.
  3. Подписываем трудовые договоры с рабочими и другие внутрикорпоративные документы.
  4. Оформляем иностранный персонал к нам в штат.
  5. Уведомляем МВД о приеме мигрантов на работу.
  6. Производим постановку иностранцев на миграционный учет.
  7. Направляем легализованных иностранных сотрудников для работы к вам на объект прямо в этот же день.

Все очень быстро и просто.

Перевод иностранных работников за штат на аутстаффинг позволит вам полностью избиться ото всех функций и юридической ответственности работодателя, поскольку официальным работодателем выведенных за штат рабочих становится кадровое агентство.

А значит, именно агентство полностью берет на себя всю утомительную процедуру оформления сотрудников, ведение их кадрового, налогового и миграционного учета и все остальные функции и ответственность работодателя.

Поэтому, даже в случае ошибок в миграционном документообороте, за них будет отвечать только официальный работодатель – кадровое агентство, в штат которого оформлены сотрудники.

Таким образом, перевод мигрантов за штат позволит вам избавиться от миграционного учета, да и от миграционного документооборота в целом и при этом на 100% защитить свою компанию от проверок и штрафов.

Можно ли зарегистрировать иностранца по адресу организации?

Можно ли регистрировать иностранного гражданина на юридический адрес организации, в которой он является сотрудником, даже если там отсутствует жилое помещение?Является ли это административно-уголовным нарушением?Если да, то почему.

Ответы юристов (11)

Добрый день, Эмилия!

К сожалению регистрация по месту жительства возможна исключительно в жилых помещениях. УФМС не име вправе
зарегистрировать кого-либо в нежилых помещениях.

Вместе с тем, Вы можете перевести нежилое помещение в жилое, но это очень сложная процедура.

Есть вопрос к юристу?

Регистрация может быть произведена только по адресу жилого помещения. А это квартиры, гостиницы, общежития и т.д., что предназначено для проживания людей.

УФМС просто физически не сможет оформить регистрацию по адресу юридического лица.

п.2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ

2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является
недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан
(отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным
требованиям законодательства (далее — требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования,
которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством
Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими
федеральными законами.

Прилагаю положение, в котором описания порядок признания помещения жилым.

Ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
«О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное
жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение
, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма
специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации,
ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий
данного гражданина.

К сожалению, зарегистрировать на юр.адрес организации нельзя, если только у данной организации нет общежития, где можно будет зарегистрировать ИГ.

Иностранные граждане при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания.

Местом пребывания гражданина России является место, где он временно проживает — жилое помещение (квартира, жилой дом, комната), не являющееся его постоянным или преимущественным местом жительства, а так же гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база или иные подобные учреждения.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.

Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или посредством почтового отправления, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, копию миграционной карты (для временно пребывающего иностранного гражданина).

Читайте так же:  Повышающий коэффициент осаго после дтп

Данные правила прописаны в Административном Регламенте УФМС и

Федеральный
закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ

(ред. от 28.12.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 10.01.2014)

Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

3) место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место жительства) — жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее — регистрация по месту жительства) — фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства

Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

2. При наличии у постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, он обязан заявить одно из них как свое место жительства. В этом случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории Российской Федерации.

Cтатья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.

Cтатья 16. Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства

Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства подается в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин указал в качестве своего места жительства. Форма указанного заявления, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства

При подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются:

1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином:

а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;

2) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства:

а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Cтатья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.

2. Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией.

Эмилия, добрый день!

все зависит от того, о каком иностранном гражданине идет речь- временно проживающем в РФ ( на основании РВП или ВНЖ) или временно пребывающем в РФ.

Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту жительства и по месту пребывания. Местом жительства может быть только жилое помещение.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания, в том числе и по месту нахождения юридического лица, в котором иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность

По правилам Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация иностранных граждан производится по месту жительства и по месту пребывания.

Согласно ч. 1 ст. 14 данного закона постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения. Таким образом, регистрация по месту жительства производится только в жилых помещениях.

По правилам ч. 1 ст. 20 закона иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 20 закона уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, если иностранный гражданин не имеет постоянного места жительства в РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Местом пребывания может быть и нежилое помещение.

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации – это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания». (отсюда).

иностранный гражданин может быть зарегистрирован по месту пребывания по юридическому адресу организации, в которой он трудится, поскольку согласност 2 ФЗ » О миграционном учете» местом пребывания является жилое помещение… а также иное помещение, учреждение или организация, в котором иностранный гражданин находится

Регистрация иностранных работник по месту пребывания = постанвка на миграционный учет на юридический адрес организации — работодателя возможна. Запрета на это на сегодняшний день нет.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Местом пребывания, таким образом, может быть «иное помещение», т.е. нежилое. В этом случае — организация становится принимающей стороной.

7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо.

Логика такова, что регистрация по месту пребывания (миграционный учет) уведомляет гос. органы где именно иностранный гражданин преимущественно находится и где его можно будет найти при необходимости.

В УФМС нужно будет предоставить договор аренды на юр. адрес или свидетельство о праве собственности. Обращаться в УФСМ может доверенное лицо на основании простой письменной доверенности от организации.

Практически регистрировала иностранных работников на юр. адрес на прошлой неделе. Проблем не возникло. Позицию УФМС я Вам разъяснила.

Мнение о том, что нужно только жилое помещение законодательно не подтверждено.

В дополнение к ответу Трифоновой Юлии скажу, что и практикой подтверждена регистрация ВКС по месту нахождения офиса и пройдены ежемесячные проверки ФМС РФ в офисе. Верные ссылки на Нормативные акты.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Новый закон о снятии иностранных граждан с миграционного учета от 29.07.2018 — вступают в силу новые изменения в законе о миграционном учете

С некоторых пор в миграционной сфере активно обсуждается не только новый Федеральный закон № 163 — закон о постановке на миграционный учет по месту проживания, но и закон о снятии иностранных граждан с миграционного учета, поскольку правительство рассматривало законопроект, согласно которому принимающая сторона должна будет в обязательном порядке не только ставить на миграционный учет, но и снимать иностранных граждан с учета при убытии.

29 июля 2018 г. президент РФ подписал ФЗ №257 — Федеральный закон от 29.07.2018 № 257-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учета по месту пребывания в Российской Федерации».

Данный законопроект описывает изменения в тех частях статей закона о миграционном учете, которые регламентируют именно вопросы снятия иностранных граждан с миграционного учета.

Важно! Новый закон начнет действовать с 10 августа 2018 года.

Согласно новому закону о снятии с миграционного учета, с 10.08.2018 года принимающая сторона обязана уведомить МВД об убытии иностранного гражданина из места регистрации, отправив уведомление установленной формы.

Читайте так же:  Сколько пенсия у ветеранов боевых действий в 2019 году

Другими словами, принимающая сторона обязана уведомить об убытии иностранца и аннулировать его регистрацию при убытии иностранного гражданина из места пребывания.

Уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона сможет передать в соответствующий орган миграционного учета через многофункциональный центр (МФЦ), почту или через МВД.

Напомним, что ранее иностранных граждан снимали с миграционного учета только общежития, гостиницы, больницы и т.п., работодатели же, как и частные лица, регистрирующие мигрантов в квартирах, не были обязаны это делать.

Напомним, что за неуведомление о снятии иностранного гражданина с учета предусмотрен штраф:

  • от 2 000 до 5 000 руб. — для граждан РФ.
  • от 400 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц.

Также стоит напомнить и о том, что с 8 июля 2018 года регистрировать иностранных граждан можно исключительно по месту фактического проживания, а это значит, что владельцы квартир обязаны ставить иностранцев на миграционный учет, если они там проживают.

За непостановку на миграционный учет также предусмотрен штраф для граждан РФ в размере от 2 000 до 5 000 руб.

Подробную информацию о снятии иностранных граждан с миграционного учета вы найдете в этой статье.

Миграционный учёт иностранных работников – обязанность работодателя?

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания – штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

Об ответственности работодателя за нарушения в миграционной сфере читайте в статье «Нарушения миграционного законодательства»

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Подробнее о сроках пребывания без постановки на миграционный учёт читайте в статье «Срок пребывания без постановки на миграционный учёт».

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу, в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора, при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок – 7 рабочих дней – следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое – принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона):

— гражданин Российской Федерации,

— постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

— юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

— федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

— дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

— международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт – возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится – не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае – это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания – не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321, однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие — документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь – будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Читайте так же:  Приказ мо рф 2019 года 325

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

— учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

— одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

— приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

— копия паспорта ген. директора (почти всегда);

— доверенность на представителя;

— приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

— копия паспорта представителя (редко);

— правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это – приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны – юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

— заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

— заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

— паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

— миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

— все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

— отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

— уведомление о заключении трудового договора.

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя – это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле – тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях — штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа – и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи – сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет – не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Статья опубликована в Журнале «Справочник кадровика» №9, 2016 и №10, 2016.

Еще статьи:

  • Компенсация за школьную форму в 2019 году Компенсация за школьную форму для многодетных семей в 2019 году Согласно действующему законодательству, за покупку школьной формы предполагается выплата денежной компенсации. Всем малоимущим семьям, в которых есть дети, учащиеся в образовательных учреждениях, 1 раз в два года […]
  • Пенсия анекдот Смешные анекдоты про пенсию На нашем сайте собраны смешные анекдоты про пенсии. Читаем, улыбаемся, а может даже и смеемся! А я свою квартиру сразу двум человеком продал. И денег в два раза больше, и пенсия по инвалидности! У греков минимальная пенсия 500 евро (40 000 рублей). У россиян […]
  • Штраф превышение количества пассажиров Штраф за лишнего пассажира в 2019 году Согласно Правилам дорожного движения, перевозка в салоне большего количества пассажиров, чем это позволяют габариты транспортного средства, недопустима. Так, количество людей в одном легковом автомобиле не должно превышать число посадочных мест. На […]
  • Загранпаспорт нового образца госпошлина стоимость Дорогая чужбина. Цена нового загранпаспорта вырастет до 5000 рублей Госдума Российской Федерации приняла во вторник, 19 июня, в третьем, окончательном чтении закон о внесении поправок в Налоговый кодекс, которые увеличивают госпошлину за выдачу загранпаспорта нового поколения с […]
  • Сколько дают штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним Как не получить штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним? В Российской Федерации продажа алкоголя является особым видом деятельности. Под «особенностью» подразумевается обязательное наличие лицензии, при продаже крепкого алкоголя, а так же ежеквартальное декларирование объемов […]
  • Ответственность за нарушение миграционного учета Ответственность за нарушение правил регистрационного и миграционного учета в РФ будет усилена Госдума приняла в третьем чтении президентский закон об усилении ответственности за нарушение правил регистрационного и миграционного учета на территории РФ. Напомним, что документом […]