Закон о государственной статистике рб

Закон РБ О государственной статистике
Статья 11. Права и обязанности государственных организаций, уполномоченных на ведение государственной статистики

1. Государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, имеют право:

1.1. получать на безвозмездной основе от респондентов первичные статистические данные в объеме и сроки, указанные в формах нецентрализованных государственных статистических наблюдений;

1.2. проверять достоверность первичных статистических данных по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений, представляемых респондентами;

1.3. получать от респондента необходимые разъяснения и материалы в случае выявления искажений в данных государственной статистической отчетности;

1.4. давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственной статистической отчетности и вносить соответствующие изменения в официальную статистическую информацию.

2. Государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, обязаны:

2.1. разрабатывать необходимую официальную статистическую методологию для организации и проведения нецентрализованных государственных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, соответствующую международным стандартам в области статистики;

2.2. разрабатывать проекты форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаний по их заполнению и представлять их на утверждение в республиканский орган государственного управления в области государственной статистики;

2.3. организовывать и проводить нецентрализованные государственные статистические наблюдения;

2.4. осуществлять методологическое руководство организацией и проведением нецентрализованных государственных статистических наблюдений;

2.5. обеспечивать респондентов на безвозмездной основе бланками форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниями по их заполнению в количестве, необходимом для их представления на бумажном носителе в адреса, указанные в этих формах, и (или) предоставлять респондентам доступ к специализированному программному обеспечению для составления и представления форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений в виде электронного документа;

2.6. формировать официальную статистическую информацию;

2.7. передавать на безвозмездной основе органам государственной статистики в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, первичные статистические данные и официальную статистическую информацию по проведенным нецентрализованным государственным статистическим наблюдениям;

2.8. обеспечивать ведение баз (банков) данных официальной статистической информации;

2.9. обеспечивать конфиденциальность первичных статистических данных.

3. Государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, могут пользоваться иными правами и исполнять иные обязанности в области государственной статистики, предусмотренные иными законодательными актами.

Закон Республики Беларусь от 28.11.2004 №345-З «О государственной статистике»

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 3 декабря 2004 г. N 2/1094

Принят Палатой представителей 29 октября 2004 года
Одобрен Советом Республики 10 ноября 2004 года

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

государственная статистика — система сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных статистических данных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь (далее — статистические данные (информация);

государственная статистическая деятельность — деятельность по разработке, совершенствованию и использованию статистической методологии, по организации и ведению государственной статистики;

государственные статистические наблюдения — сбор и обработка первичных статистических данных, осуществляемые органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями;

нецентрализованные государственные статистические наблюдения — сбор и обработка первичных статистических данных, осуществляемые уполномоченными государственными организациями;

органы государственной статистики — республиканский орган государственного управления в области государственной статистики и создаваемые им территориальные органы государственной статистики;

первичные статистические данные — статистические данные о конкретном респонденте, представленные в органы государственной статистики и уполномоченные государственные организации по формам государственных статистических наблюдений;

первичный учет — регистрация объектов, фактов, событий, процессов, производимая в первичном учетном документе, являющемся источником сведений для бухгалтерского учета;

пользователь — государственные органы, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные юридические лица, использующие статистические данные (информацию);

программа статистических работ — перечень государственных статистических наблюдений и формируемых по результатам их проведения сводных статистических данных (информации) с указанием сроков их подготовки;

респондент — субъект правоотношений в области государственной статистики, первичные статистические данные о котором являются объектом государственных статистических наблюдений в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

сводные статистические данные (информация) — информация об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь, полученная путем обработки и обобщения первичных статистических данных;

статистическая методология — совокупность приемов, правил и методов, используемых для организации и ведения государственной статистики;

статистический показатель — показатель, содержащийся в формах государственных статистических наблюдений либо полученный расчетным путем на основе методики, утверждаемой республиканским органом государственного управления в области государственной статистики;

статистический регистр — перечень респондентов с указанием сведений о них, необходимых для организации государственных статистических наблюдений;

уполномоченные государственные организации — государственные органы (организации), за исключением органов государственной статистики, осуществляющие ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию;

централизованные государственные статистические наблюдения — сбор и обработка первичных статистических данных, осуществляемые органами государственной статистики.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон определяет порядок организации и ведения государственной статистики в Республике Беларусь и регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной статистической деятельности.

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о государственной статистике

1. Законодательство Республики Беларусь о государственной статистике основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

2. Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.

Статья 4. Основные задачи государственной статистики

Основными задачами государственной статистики являются:

разработка научно обоснованной статистической методологии и ее совершенствование в соответствии с национальными и международными стандартами в области статистики;

сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита статистических данных (информации) на основе статистической методологии;

представление сводных статистических данных (информации) Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитету государственного контроля Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам;

распространение сводных статистических данных (информации).

Статья 5. Основные принципы государственной статистики

Основными принципами государственной статистики являются:

рациональность при выборе способов сбора первичных статистических данных;

научная обоснованность, достоверность и объективность статистических данных (информации);

актуальность и своевременность статистических данных (информации);

конфиденциальность первичных статистических данных;

сопоставимость статистических данных (информации);

доступность и открытость сводных статистических данных (информации).

Статья 6. Международное сотрудничество в области государственной статистики

1. Международное сотрудничество в области государственной статистики осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права.

2. Республиканский орган государственного управления в области государственной статистики в установленном законодательством Республики Беларусь порядке представляет и защищает интересы Республики Беларусь в области государственной статистики, осуществляет сотрудничество со статистическими органами иностранных государств и с международными организациями в области статистики.

Статья 6-1. Межведомственный совет по государственной статистике

1. Межведомственный совет по государственной статистике является консультативным органом, создаваемым Советом Министров Республики Беларусь в целях обеспечения принятия скоординированных решений в сфере организации государственных статистических наблюдений.

2. Состав Межведомственного совета по государственной статистике и положение о нем утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по предложениям республиканского органа государственного управления в области государственной статистики.

3. Организационное и информационное обеспечение работы Межведомственного совета по государственной статистике осуществляется республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.

Глава 2 СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья 7. Субъекты правоотношений в области государственной статистики

1. Субъектами правоотношений в области государственной статистики являются:

1.1. органы государственной статистики;

1.2. уполномоченные государственные организации;

юридические лица Республики Беларусь, их обособленные подразделения;

представительства иностранных организаций, расположенные на территории Республики Беларусь.

2. Садоводческие товарищества, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства являются респондентами только специальных государственных статистических наблюдений (единовременных учетов, переписей, обследований), если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Читайте так же:  Экстремальная страховка

Статья 8. Система органов государственной статистики

1. В систему органов государственной статистики входят:

1.1. республиканский орган государственного управления в области государственной статистики;

1.2. территориальные органы государственной статистики.

2. Республиканский орган государственного управления в области государственной статистики проводит государственную политику в области государственной статистики, осуществляет регулирование и управление, а также координацию деятельности других государственных органов, иных организаций в этой области.

3. Территориальными органами государственной статистики являются органы, созданные республиканским органом государственного управления в области государственной статистики в соответствующих административно-территориальных единицах. К территориальным органам государственной статистики относятся главные статистические управления областей и города Минска.

4. В структуру главных статистических управлений областей и города Минска входят отделы статистики в районах и городах (районах города Минска).

5. Территориальные органы государственной статистики подчиняются республиканскому органу государственного управления в области государственной статистики и действуют на основе положений, утверждаемых этим органом.

6. Республиканский орган государственного управления в области государственной статистики для выполнения возложенных на него функций может создавать организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 9. Права и обязанности органов государственной статистики

1. Органы государственной статистики имеют право:

1.1. привлекать в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, респондентов к проведению государственных статистических наблюдений;

1.2. получать на безвозмездной основе от респондентов в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, первичные статистические данные в объеме и в сроки, указанные в формах государственных статистических наблюдений;

1.3. проверять достоверность первичных статистических данных путем сопоставления их с данными первичных учетных документов, посещать с этой целью территорию и помещения (кроме жилых) государственных органов, иных организаций (за исключением организаций, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом), их обособленных подразделений, а также индивидуальных предпринимателей;

1.4. давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственной статистической отчетности и вносить соответствующие изменения в сводные статистические данные (информацию);

1.6. принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения респондентами;

1.7. получать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, других регистров (реестров), баз данных, ведение которых осуществляется государственными органами, иными государственными организациями;

1.8. формировать и вести статистический регистр;

1.9. получать от государственных органов, иных организаций информацию, необходимую для организации и проведения государственных статистических наблюдений и формирования сводных статистических данных (информации);

1.10. давать разъяснения, в том числе в средствах массовой информации, об организации и ведении государственной статистики в Республике Беларусь;

1.11. осуществлять сотрудничество со статистическими органами иностранных государств и международными организациями в области статистики;

1.12. распространять на платной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь, сводные статистические данные (информацию), оказывать иные информационные услуги в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

2. Органы государственной статистики обязаны:

2.1. разрабатывать и совершенствовать статистическую методологию в соответствии с национальными и международными стандартами в области статистики;

2.2. организовывать и проводить централизованные государственные статистические наблюдения;

2.3. осуществлять методологическое руководство организацией и проведением централизованных государственных статистических наблюдений;

2.4. давать необходимые разъяснения об использовании методологии формирования статистических данных (информации) и необходимую информацию об общих изменениях в государственной статистике в средствах массовой информации;

2.5. обеспечивать сводными статистическими данными (информацией) пользователей в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

2.6. проводить обмен сводными статистическими данными (информацией) со статистическими органами иностранных государств, а также представлять сводные статистические данные (информацию) в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

2.7. обеспечивать респондентов на безвозмездной основе бланками форм централизованных государственных статистических наблюдений и указаниями по их заполнению в количестве, необходимом для их представления в адреса, указанные в этих формах;

2.8. обеспечивать накопление, хранение и защиту статистических данных (информации);

2.9. обеспечивать конфиденциальность первичных статистических данных и их использование в целях выполнения задач государственной статистики;

2.10. сохранять государственные секреты, коммерческую, личную и иную охраняемую законодательством Республики Беларусь тайну.

3. Органы государственной статистики также пользуются иными правами и исполняют иные обязанности, предусмотренные другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 10. Недопустимость вмешательства в государственную статистическую деятельность

Неправомерное вмешательство в государственную статистическую деятельность не допускается.

Статья 11. Права и обязанности уполномоченных государственных организаций

1. Уполномоченные государственные организации имеют право:

1.1. привлекать в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, респондентов к проведению государственных статистических наблюдений;

1.2. получать от респондентов в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, первичные статистические данные в объеме и в сроки, указанные в формах государственных статистических наблюдений;

1.3. проверять достоверность первичных статистических данных, представляемых респондентами, путем сопоставления их с данными первичных учетных документов.

2. Уполномоченные государственные организации обязаны:

2.1. разрабатывать проекты форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений, указаний по их заполнению и представлять их на утверждение в республиканский орган государственного управления в области государственной статистики;

2.2. осуществлять методологическое руководство по организации и проведению нецентрализованных государственных статистических наблюдений;

2.3. осуществлять сбор и обработку первичных статистических данных по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений;

2.4. передавать органам государственной статистики по их требованию сводные статистические данные (информацию), полученные в результате проведения нецентрализованных государственных статистических наблюдений;

2.5. обеспечивать респондентов на безвозмездной основе бланками форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниями по их заполнению в количестве, необходимом для их представления в адреса, указанные в этих формах;

2.6. обеспечивать накопление, хранение и защиту статистических данных (информации);

2.7. осуществлять контроль за состоянием первичного учета в организациях, находящихся в их подчинении (ведении) и являющихся респондентами;

2.8. обеспечивать конфиденциальность первичных статистических данных;

2.9. сохранять государственные секреты, коммерческую, личную и иную охраняемую законодательством Республики Беларусь тайну.

3. Уполномоченные государственные организации также пользуются иными правами и исполняют иные обязанности, предусмотренные другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 12. Права и обязанности респондентов

1. Респонденты имеют право:

1.1. получать на безвозмездной основе в органах государственной статистики и уполномоченных государственных организациях бланки форм государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению в количестве, необходимом для их представления в адреса, указанные в этих формах;

1.2. получать в органах государственной статистики и уполномоченных государственных организациях в установленном ими порядке первичные статистические данные, накопленные соответственно о каждом из них;

1.3. получать и использовать сводные статистические данные (информацию) в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

2. Респонденты обязаны:

2.1. представлять при проведении государственных статистических наблюдений на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь, первичные статистические данные;

2.2. представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных;

2.3. выполнять решения органов государственной статистики и уполномоченных государственных организаций, принятые в пределах их компетенции.

3. Респонденты также пользуются иными правами и исполняют иные обязанности, предусмотренные другими актами законодательства Республики Беларусь.

Глава 3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 13. Ведение государственной статистики

1. Государственная статистика в Республике Беларусь ведется органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями в соответствии с их компетенцией.

2. Органы государственной статистики ведут государственную статистику по формам централизованных государственных статистических наблюдений в соответствии с указаниями по их заполнению, методиками по формированию и расчету статистических показателей и инструкциями по организации и проведению государственных статистических наблюдений, утверждаемыми республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.

3. Уполномоченные государственные организации ведут государственную статистику в пределах их компетенции по разрабатываемым ими формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению, утверждаемым республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.

Статья 14. Программа статистических работ

1. Деятельность органов государственной статистики осуществляется в соответствии с программой статистических работ, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.

2. Решение о внесении изменений и (или) дополнений в программу статистических работ принимается Советом Министров Республики Беларусь по представлению республиканского органа государственного управления в области государственной статистики.

Читайте так же:  Опрос несовершеннолетнего органами опеки

3. Разработка программы статистических работ осуществляется республиканским органом государственного управления в области государственной статистики на основе рационального выбора источников получения первичных статистических данных в целях формирования сводных статистических данных (информации) для обеспечения их полноты и достоверности, научной обоснованности и объективности, актуальности и своевременности представления, учета интересов пользователей, а также в целях снижения нагрузки на респондентов.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности органов государственной статистики

1. Финансовое обеспечение деятельности органов государственной статистики осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

2. Централизованные государственные статистические наблюдения, не включенные в программу статистических работ, организуются и проводятся за счет средств, предусмотренных государственным органам на эти цели, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также средств организаций, инициирующих проведение этих наблюдений.

Статья 16. Государственные статистические наблюдения

1. Государственные статистические наблюдения осуществляются по формам государственных статистических наблюдений в соответствии с указаниями по их заполнению, методиками по формированию и расчету статистических показателей и инструкциями по организации и проведению государственных статистических наблюдений.

2. Централизованные и нецентрализованные государственные статистические наблюдения в зависимости от порядка сбора и обработки первичных статистических данных могут быть сплошными и несплошными (выборочными), систематическими (проводимыми на регулярной основе) и специальными.

3. Формами государственных статистических наблюдений являются:

3.1. государственная статистическая отчетность;

3.4. переписной лист;

3.5. иные формы государственных статистических наблюдений, утверждаемые республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.

4. К проведению государственных статистических наблюдений могут привлекаться респонденты в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.

Глава 4 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ (ИНФОРМАЦИИ)

Статья 17. Представление первичных статистических данных

1. Респонденты представляют первичные статистические данные по формам государственных статистических наблюдений.

2. Представление респондентами при проведении государственных статистических наблюдений первичных статистических данных является обязательным и осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Статья 18. Распространение и использование статистических данных (информации)

1. Органы государственной статистики и уполномоченные государственные организации распространяют сводные статистические данные (информацию) среди пользователей в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

2. Распространению также могут подлежать:

2.1. обезличенные первичные статистические данные, не позволяющие идентифицировать конкретного респондента;

2.2. сведения о наименовании, месте нахождения, номерах телефонов, видах деятельности, формах собственности юридических лиц, их обособленных подразделений.

3. Первичные статистические данные являются конфиденциальными и используются для формирования сводных статистических данных (информации). Распространение первичных статистических данных допускается при наличии письменного согласия респондента, представившего эти данные.

4. Сводные статистические данные (информация) используются для целей государственного управления, научных исследований, информирования пользователей.

5. Статистические данные (информация), содержащие государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законодательством Республики Беларусь тайну, разглашению не подлежат и охраняются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 19. Формирование и ведение статистического регистра

Органы государственной статистики формируют и ведут статистический регистр на основании сведений, представленных в порядке, установленном настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь, а также полученных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иных регистров (реестров), баз данных, ведение которых осуществляют государственные органы и иные государственные организации.

Глава 5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Статья 20. Ответственность за нарушение порядка представления и искажение данных государственной статистической отчетности

Должностные лица и иные уполномоченные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица за нарушение порядка представления и искажение данных государственной статистической отчетности несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 21. Ответственность за нарушения, допущенные при осуществлении государственной статистической деятельности

Должностные лица и иные работники органов государственной статистики и уполномоченных государственных организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь за нарушения, допущенные при осуществлении государственной статистической деятельности.

Глава 6 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Статья 23. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок после вступления в силу настоящего Закона обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом.

Статья 24. Признание законодательного акта утратившим силу

В связи с принятием настоящего Закона признать утратившим силу Закон Республики Беларусь от 17 февраля 1997 года «О государственной статистике» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., N 7, ст. 164).

Новые правила регулирования государственной статистики

Законом от 13.07.2016 № 397-З утверждена новая редакция Закона Республики Беларусь «О государственной статистике» (далее – Закон). При ее подготовке учтены практика применения действующего Закона от 28.11.2004 № 345-З, передовой зарубежный опыт, в т.ч. стран ЕАЭС, а также рекомендации международных экспертов-статистиков по результатам проведения адаптированной глобальной оценки Национальной статистической системы РБ.

Основные цели подготовки новой редакции, вступающей в силу с 17 августа т.г., – приведение национального закона в соответствие с современными международными требованиями, усиление координирующей роли Белстата и повышение качества официальной статистической информации. Учитывая, что в Закон № 345-З последний раз изменения вносились в 2009 г., его нормы следовало существенно скорректировать, чтобы «идти в ногу со временем».

Практика и передовой зарубежный опыт показали: все функции по организации и обеспечению статистической деятельности должны быть в одних руках. Согласно новой редакции Закона координирующую роль в этой сфере будет выполнять Белстат.

Закон дополнен преамбулой, содержащей информацию о причинах и целях его принятия. Изменен и расширен терминологический аппарат. Уточнены основные задачи и принципы государственной статистики. Изменены подходы по формированию Межведомственного совета по государственной статистике (ранее создавался Советом Министров, ныне – респу­бликанским органом государственного управления в области госстатистики), состав, права и обязанности субъектов правоотношений в области госстатистики, подходы к разработке официальной статистической методологии и организации государственных статистических наблюдений, установлены порядок применения классификаций в государственной статистической деятельности, обеспечения конфиденциальности первичных статданных и ответственность за их сохранность. Конкретизирован порядок распространения официальной статистической информации.

Терминология

С учетом практики применения Закона, международного опыта уточнены и дополнены применяемые термины и их определения. В частности, вводится термин «административные данные» и предусмотрена возможность использовать их при формировании официальной статинформации.

Административные данные – документированная информация (за исключением первичных статистических данных), полученная государственными органами и иными организациями в связи с осуществлением государственно-властных полномочий, административных процедур, контрольных (надзорных) и других функций, возложенных на них нормативными правовыми актами, и используемая для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации.

Современные информационные технологии позволяют, не увеличивая нагрузку на бизнес, получать необходимые сведения от других субъектов. Это сведения из регистров, реестров, баз (банков) данных, которые ведут государственные органы, и иные организации, а также данные ведомственной и иной отчетности.

Например, в 2015 г. проведена работа по переходу на использование административных источников информации, характеризующих деятельность индивидуальных предпринимателей по предоставлению услуг общественного питания и розничной торговли вне рынков. В результате в текущем году основными информационными ресурсами, содержащими сведения о деятельности таких субъектов хозяйствования, будут Торговый реестр Республики Беларусь и данные МНС. Такое решение позволило нам освободить от представления отчетности около 13 тыс. респондентов.

Закон дополнен определением термина «перепись» – одного из ключевых видов государственных статистических наблюдений, который носит особый характер, имеет широкий охват и является значимым мероприятием для государства. Поэтому предусматривается, что решения о проведении переписей принимаются Президентом Республики Беларусь по предложению Белстата.

Перепись – специальное государственное статистическое наблюдение, при проведении которого осуществляется сбор первичных статистических данных по состоянию на определенную дату в целях формирования официальной статистической информации, комплексно характеризующей объект государственного статистического наблюдения.

Вводится термин «статистический классификатор» систематизированный перечень значений определенного признака объекта государственного статистического наблюдения. Устанавливаются категории классификаторов, применяемых при организации и проведении государственных статистических наблюдений, формировании официальной статинформации, а также функции Белстата, связанные с их разработкой, утверждением, ведением, согласованием и применением.

Читайте так же:  Льготы инвалидам сахарного диабета

Дело принципа

Основные принципы государственной статистики Республики Беларусь гармонизированы в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики, принятыми в 1992 г. ЕЭК ООН и одобренными 24.01.2014 г. Генеральной Ассамблеей ООН, Кодексом норм Европейской статистики 2005 г. в редакции 2011 г. Они включают:

– независимость при осуществлении государственной статистической деятельности;

– конфиденциальность первичных статистических данных;

– обоснованность официальной статистической методологии;

– соразмерность нагрузки на респондентов потребностям пользователей;

– актуальность, своевременность, объективность, доступность и сопоставимость официальной статистической информации.

В целях соблюдения принципа независимости (с усилением координирующей роли Белстата) в Законе предусматривается, что состав Межведомственного совета по государственной статистике и Положение о нем будут утверждаться Белстатом. Это позволит повысить оперативность и качество решения отдельных вопросов ведения государственной статистики, взаимодействия респондентов, пользователей и уполномоченных государственных организаций.

Межведомственный совет является консультативным органом по обеспечению принятия скоординированных решений в сфере организации государственных статистических наблюдений на основе научно обоснованной официальной статистической методологии, основные задачи которого: ежегодный анализ итогов работы органов государственной статистики и государственных организаций, уполномоченных на ведение государственной статистики, по пересмотру форм государственных статистических наблюдений в целях их унификации, упрощения и оптимизации, снижения нагрузки на респондентов государственных статистических наблюдений.

Принцип рациональности при выборе способов сбора первичных статистических данных, закрепленный в Законе 2004 г., заменяется принципом соразмерности нагрузки на респондентов потребностям пользователей. Это более точно отражает суть одного из приоритетных направлений работы органов госстатистики по снижению отчетной нагрузки на респондентов.

Сегодня для удовлетворения все возрастающих потребностей пользователей органы госстатистики осуществляют сбор данных по формам государственных статистических наблюдений. Почти половина из них представляется организациями 1 раз в год. За последние 10 лет количество форм государственной статотчетности сократилось почти в 2 раза.

Права и обязанности

Полномочия органов госстатистики с учетом возникающих на практике вопросов дополнены возможностями:

– получать на безвозмездной основе от государственных органов и иных организаций информацию, в т.ч. административные данные, необходимую для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;

– получать сведения из баз (банков) данных проверяемых субъектов, при проведении проверок;

– изменять отдельным респондентам порядок представления первичных статистических данных и ряд иных полномочий.

В связи с переходом на безбумажный формат сбора отчетности у органов госстатистики появились новые обязанности, в т.ч.:

– предоставлять респондентам доступ к специализированному программному обеспечению для составления и представления форм централизованных государственных статистических наблюдений в виде электронного документа;

– обеспечивать равный доступ пользователей к официальной статистической информации и методологии ее формирования;

– обеспечивать ведение баз (банков) данных официальной статистической информации.

Значительно изменились полномочия госорганизаций, уполномоченных на ведение государственной статистики, которые наряду с Белстатом являются производителями официальной статистики. В их числе, например, Минздрав (статистика здравоохранения), Минобразования (статистика образования), которые имеют в данной сфере практически те же права и обязанности, что и органы государственной статистики.

На такие организации возложены следующие ключевые функции:

– возможность сбора ими первичных статистических данных в виде электронного документа;

– право получать от респондентов разъяснения и материалы в случае выявления искажений в данных государственной статистической отчетности;

– давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений;

– разрабатывать необходимую официальную статистическую методологию, соответствующую международным стандартам в области статистики;

– организовывать и проводить нецентрализованные государственные статистические наблюдения;

– формировать официальную статистическую информацию.

Респонденты получают дополнительно право получать в органах государственной статистики и госорганизациях, уполномоченных на ведение государственной статистики, разъяснения о порядке составления и представления первичных статистических данных. Одновременно у респондентов появится обязанность представлять первичные статданные и вносить в них исправления (в случаях искажения данных) в порядке, установленном Белстатом.

Расширен круг субъектов правоотношений в области госстатистики за счет включения в него пользователей официальной статистической информации, определены их права и обязанности. Так, пользователи имеют право равного доступа к официальной статистической информации и методологии ее формирования. Они могут запрашивать в органах госстатистики и госорганизациях, уполномоченных на ведение государственной статистики, и получать официальную статистическую информацию. Используя ее, пользователи обязаны делать ссылку на источник получения.

Вид проведения государственного статистического наблюдения и способы сбора первичных статданных определяются исключительно Белстатом, что обеспечивает усиление его координирующей роли.

Законодательно закрепляется три способа сбора первичных статистических данных:

– путем представления их респондентами;

– путем опроса респондентов;

– посредством регистрации таких данных.

В ст. 21 Закона подробно закрепляется принцип конфиденциальности первичных статистических данных. Его соблюдение органами государственной статистики и госорганизациями, уполномоченными на ведение государственной статистики, является гарантией доверия юридических лиц к этим органам и уверенности в том, что представленные ими данные будут использоваться исключительно для производства официальной статинформации и не могут быть переданы третьим лицам для принятия мер, направленных против юридических лиц, представивших такие данные.

Согласно ст. 21 Закона первичные статистические данные юридических лиц могут представляться только в строго определенных случаях. Запрос первичных статистических данных в иных случаях запрещается.

В частности, для обеспечения эффективности управления государственным имуществом, снижения количества запросов информации вышестоящими организациями от подчиненных и нагрузки на них государственным органам, подчиненным Президенту Республики Беларусь, республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным Совмину, областным и Минскому городскому исполкомам, предоставлена возможность получать первичные статистические данные в отношении подчиненных им (входящих в состав) организаций, а также организаций, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности и переданы им в управление.

Первичные статистические данные граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, могут быть представлены только с их согласия либо в обезличенном виде для научных целей.

Должностные лица государственных органов, интервьюеры, привлекаемые к проведению обследований, переписей, и другие лица, получившие доступ к первичным статистическим данным, за их незаконное разглашение несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Вступление в силу новой редакции Закона позволит:

– упорядочить систему производителей официальной статистики в республике;

– усилить координирующую роль Белстата;

– обеспечить прозрачность всех процессов статистического производства;

– максимально перейти на безбумажный формат сбора первичных статистических данных;

– повысить качество официальной статистической информации;

– обеспечить соблюдение баланса интересов всех субъектов правоотношений в области государственной статистики.

Ирина КАНГРО,
Первый заместитель Председателя
Национального статистического комитета
Республики Беларусь

Еще статьи:

  • Агентский договор в 1с 82 бухгалтерия Учет в 1С агентского договора у принципала при покупке услуг Добрый день!1С 8.2, комплексная автоматизация 1.1.55.1Моя организация А закупает товары и услуги через агента Б (действует от своего имени) у организации В. Агент Б отдаёт нам А отчёт агента и счет-фактуру, в которой продавец […]
  • Образцы заполнения договора дарения на квартиру Договор дарения квартиры Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон аренды здания за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению данного бланка, связавшись с нами по телефонам указанным на сайте. Новый […]
  • Типовой договор транспортных услуг образец Образец договора на оказание автотранспортных услуг Образец договора на оказание автотранспортных услуг Образец договора на оказание автотранспортных услуг Договор на оказание автотранспортных услуг № __ г.______________ «__» _______ 2014__г. __________________________________ , в лице […]
  • Не продлевать договор аренды Как правильно продлить договор аренды недвижимости на прежних условиях на новый срок (11 месяцев) без регистрации в Росреестре? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Договор аренды недвижимости, заключенный на срок менее года, может быть пролонгирован на прежних условиях на […]
  • Исковое заявление арендатора Исковое заявление арендатора В Арбитражный суд Омской области Истец: Индивидуальный предприниматель К. Местонахождение: г. Омск, ул. . ИНН . ОГРН . Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Ж" Местонахождение: г. Омск ул. . д. . ИНН/КПП . ОГРН . Цена иска: 46761,93 […]
  • Приказ о включении в кадровый резерв Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 июня 2018 г. N 216 “Об утверждении Положения о кадровом резерве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования” (не вступил в силу) В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О […]