Закона об осаго 2019 гарант

Cтраховой рынок – 2019: страхование жизни без мисселинга, движение к индивидуализированным тарифам ОСАГО, страхование жилья от ЧС

Одним из приоритетов сферы страхования по-прежнему остается реформирование ОСАГО, а именно: постепенный переход к индивидуализированным тарифам, отметил в ходе прошедшей вчера пресс-конференции президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Первый шаг к дифференциации тарифов уже сделан – в настоящее время на регистрации в Минюсте России находится утвержденное 30 ноября Советом директоров Банка России указание 1 о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии. Документ предполагает, в частности, корректировку значений коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа (КВС) – 58 позиций вместо предусмотренных в настоящее время четырех, в результате которой для самых молодых и неопытных водителей КВС повысится с 1,8 до 1,87, а для категории с наименее рискованным сочетанием возраста и стажа (водители старше 59 лет, стаж которых – более трех лет) будет установлен более низкий по сравнению с действующим пока минимальным значением коэффициент – 0,93 вместо 1. Кроме того, новое указание предполагает отказ от практики пересчета коэффициента бонус-малус (КБМ) в течение года – КБМ будет присваиваться водителям ежегодно 1 апреля, а также расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа (приложение 1 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У) на 20% в каждую сторону (то есть минимальное значение уменьшается, а максимальное – увеличивается). Эти изменения, по мнению Банка России, позволят обеспечить более персонифицированный подход к тарифообразованию, однако для установления индивидуального тарифа для каждого водителя необходима соответствующая корректировка законодательства. Есть основания полагать, что изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» будут внесены, так как идея индивидуализации тарифов активно продвигается и Комитетом Госдумы по финансовому рынку. По прогнозам ВСС, установление новых тарифов и увеличение коэффициентов для наиболее рискованных категорий водителей могут повлечь увеличение уплачиваемых ими страховых премий до 5%.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Еще одним существенно влияющим на рост рынка страхования в целом направлением, по словам Игоря Юргенса, является страхование жизни (его доля на текущий момент составляет 29,7%). По мнению эксперта, важно сохранить темпы развития данного вида страхования, обеспечив при этом защиту страхователей от так называемого мисселинга – продажи страховых продуктов без представления полной информации о них и сопутствующих рисках. Напомним, с 7 мая следующего года начнут применяться утвержденные Банком России:

Также в следующем году вступает в силу большая часть положений закона, предусматривающего возможность утверждения региональными органами власти программ организации возмещения ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 320-ФЗ). «Фактически это закон, упорядочивающий страхование жилья, проникновение которого у нас минимально – 4-5%. Должно быть намного больше, ведь заливы, пожары, землетрясения – все это нам свойственно. Кроме того, в ряде городов исторические центры на 70% являются деревянными – это объекты, которые хочется сохранить, но при этом они пожароопасны, – отметил президент ВСС. – Страхование жилья по новому закону предполагает большую работу: нужна новая методика, новые цены, новые сбалансированные тарифы, чтобы дойти до людей как в пожароопасных и заливных районах, так и в средней полосе России».

Какие последствия может повлечь неисполнение обязанности по страхованию, предусмотренной не законом, а договором, узнайте из материала «Формы страхования. Добровольное и обязательное страхование» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Будет продолжено обсуждение инициативы ВСС об обязательном страховании ответственности владельцев крупных торгово-развлекательных центров и иных мест массового скопления людей. По словам Игоря Юргенса, соответствующие предложения, направленные в Комитет Госдумы по финансовым рынкам, пока поддерживает только МЧС России, хотя целью введения такого страхования, помимо обеспечения безопасности посетителей таких мест, является снижение избыточной административной нагрузки на предпринимателей – собственников данных объектов, что соотносится с главной задачей проводящейся реформы контрольно-надзорной деятельности.

Кроме того, среди обозначенных президентом ВСС приоритетных направлений работы на следующий год следует выделить подготовку предложения о разработке концепции сопровождения страхованием всех этапов строительства и расширении возможностей агрострахования.

1 Информация об утверждении указания размещена на официальном сайте Банка России.

Европротокол с 1 июня: увеличение лимита выплат и оформление при наличии разногласий

1 июня 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) и Правила ОСАГО, касающиеся упрощенного порядка оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции (европротокол) (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Читайте так же:  Увольнение по соглашению сторон компенсация как оформить

Предельный размер страхового возмещения по европротоколу увеличился до 100 тыс. руб. (ранее он составлял 50 тыс. руб.). При этом для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей лимит остался на прежнем уровне – 400 тыс. руб.

Оформление ДТП по европротоколу в пределах 100 тыс. руб. теперь возможно даже в тех случаях, когда между участниками ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда (ранее – только при отсутствии разногласий). Для этого водителям необходимо зафиксировать обстоятельства аварии и передать их в автоматизированную информационную систему ОСАГО (посредством предусмотренных Законом об ОСАГО технических средств контроля или программного обеспечения).

Аналогичным образом нужно будет зафиксировать обстоятельства ДТП, имевшего место на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, в целях получения страхового возмещения в пределах 400 тыс. руб. При этом данный повышенный лимит европротокола применяется только при отсутствии у участников ДТП разногласий (Указание Банка России от 16 апреля 2018 г. № 4775-У).

В бланке извещения о ДТП необходимо теперь, помимо прочего, указывать сведения об отсутствии разногласий относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо – при оформлении европротокола в пределах 100 тыс. руб. – о наличии и сути таких разногласий.

Перечисленные правила оформления документов применяются к ДТП, произошедшим после 1 июня 2018 года.

В период действия договора ОСАГО, заключенного до 1 июня 2018 г., заполнение водителями извещения о ДТП может осуществляться на бланке извещения по форме, действовавшей до указанной даты. В этом случае разногласия (если они есть) относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, их наличие и суть нужно будет указать в пункте 7 «Примечание» оборотной стороны извещения о ДТП.

Проект поправок в закон об ОСАГО прошел первое чтение

На прошлой неделе (17 октября 2018 года) Госдумой принят в первом чтении законопроект № 501904-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по вопросам ОСАГО. Он подготовлен с учетом правоприменительной практики осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также с целью приведения положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) в соответствие с другими федеральными законами.

Выделим ключевые моменты предлагаемых изменений.

Проектом предусмотрено, что для заключения договора ОСАГО в отношении незарегистрированного или арендованного транспортного средства потребуются помимо прочего и документы, подтверждающие право собственности или владения транспортным средством (договор купли-продажи, договор финансовой аренды (лизинга).

Кроме того, в Законе об ОСАГО планируется закрепить, что заключение договора ОСАГО подтверждается предоставлением страхователю составленного страховщиком в письменной форме полиса обязательного страхования по выбору страхователя на бумажном бланке либо в электронном виде. А указание на то, что бланк страхового полиса является документом строгой отчетности, будет исключено. Тем самым, как указано в пояснительной записке к проекту, планируется уравнять в статусе страховые полисы, приобретенные у страховщика и оформленные на бумажном носителе, и страховые полисы в виде электронных документов и определить их как единый вид страховых полисов, составляемых в письменной форме.

Из чего в рамках ОСАГО исходит судебная практика в случаях несогласия причинителя вреда возместить его лично? Ответ – в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Каждому страховому полису обязательного страхования независимо от того, составляется он на бумажном бланке или в электронном виде, будут присваивать, согласно проекту, уникальный номер.

Перечень оснований для предъявления страховщиком, осуществившим страховое возмещение по договору ОСАГО, регрессного требования к лицу, причинившему вред, предлагается дополнить следующими случаями:

  • вред причинен лицом, отказавшимся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также лицом, нарушившим запрет употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому оно причастно;
  • вред причинен при использовании транспортного средства с прицепом (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям) в отсутствие в договоре ОСАГО информации о возможности управления транспортным средством с прицепом.

При этом регрессное требование нельзя будет предъявить к виновному в аварии пешеходу, если в результате ДТП он погиб либо его здоровью был причинен вред, а также к его родственникам и наследникам.

Также планируется закрепить обязанность иностранцев, въезжающих в Россию на транспортном средстве, зарегистрированном за рубежом, иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Закона об ОСАГО или в рамках международных систем страхования. Следить за исполнением данной обязанности будут сотрудники таможенных органов.

Поправки затрагивают и ряд других моментов.

Читайте так же:  Требования роскомнадзора по защите персональных данных

Сегодня вступили в силу новые тарифы ОСАГО

С сегодняшнего дня на 20% расширен тарифный коридор базовых ставок соответствующего страхового тарифа. В частности, указанием Банка России определены следующие диапазоны его ставок:

  • для легковых автомобилей физлиц и ИП – от 2746 до 4942 руб., принадлежащих юрлицам – от 2058 до 2911 руб.;
  • для мотоциклов и мотороллеров – от 694 до 1407 руб.;
  • для такси – от 4110 до 7399 руб.;
  • для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее – от 2807 до 5053 руб. (указание Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 1 ).

Также произведена более детальная градация коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством: предусмотрено 58 ступеней вместо существовавших ранее 4. Так, для водителей от 16 до 21 года максимальный коэффициент увеличен до 1,87 с 1,8, а для водителей от 59 лет со стажем вождения от 6 лет этот коэффициент снижен до 0,93.

Кроме того, осуществлен переход на годовой порядок расчета коэффициента бонус-малус. До этого он рассчитывался на дату окончания действия последнего договора ОСАГО. При этом ранее действовашее указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У с сегодняшнего дня утратило силу.

Не исключено, что электронный полис ОСАГО можно будет приобрести с 10%-ной скидкой

Депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов предлагают установить правило, согласно которому при составлении договора ОСАГО в виде электронного документа размер страховой премии будет уменьшаться на 10% 1 . Необходимость этого нововведения объясняется тем, что сегодня 40% заключаемых договоров ОСАГО от их общего числа – электронные, причем такой способ заключения договоров обходится дешевле для страховых компаний, поскольку они освобождены от обязанности оплачивать деятельность страховых агентов. Таким образом, экономия на операционных издержках может позволить предоставлять дополнительные скидки на услуги страховщиков. Также ожидается, что предоставление скидки будет стимулировать водителей более активно приобретать полисы ОСАГО.

Другим законопроектом 1 , внесенным указанными депутатами, планируется сократить минимальный срок действия договора ОСАГО с одного года до одного дня (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», далее – закон об ОСАГО). В настоящий момент исключение по продолжительности указанного срока предусмотрено для владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории России: они заключают договоры ОСАГО на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 5 дней (п. 2 ст. 10 закона об ОСАГО). Также оно распространяется на владельца транспортного средства при отсутствии диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств в случае::

  • приобретения транспортного средства
  • следования к месту проведения первичного или повторого технического осмотра. При этих обстоятельствах автовладелец вправе заключить договор ОСАГО на срок, не превышающий 20 дней (п. 3 ст. 10 закона об ОСАГО).

Является ли переход права собственности на транспортное средство основанием для прекращения договора ОСАГО? Ответ – в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, при нынешнем минимальном сроке действия полиса ОСАГО, который равен одному году, водителю выгоднее управлять автомобилем без страхового полиса, так как за это он может быть оштрафован всего на 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП). Ведь при необходимости иметь страховой полис на один день для совершения, к примеру, перегона машины в другой город и в других случаях водитель вынужден заключать договор ОСАГО и расторгать его уже на следующий день.

Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьей 16.1 с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Статья 16.1 . Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 16.1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 июня 2019 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Пункт 1 изменен с 28 апреля 2017 г. — Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

1. До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

Читайте так же:  Налог с продажи автомобиля до 3 лет 2019

Установленный пунктом 1 статьи 16.1 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ) срок рассмотрения претензии потерпевшего применяется к отношениям между потерпевшими и страховщиками, возникшим в связи с дорожно-транспортными происшествиями, имевшими место после дня вступления в силу названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 июня 2019 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

2. Связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договору обязательного страхования права и законные интересы физических лиц, являющихся потерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 июня 2019 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

3. При удовлетворении судом требований потерпевшего — физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

4. При несоблюдении срока возврата страховой премии в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик уплачивает страхователю — физическому лицу неустойку (пеню) в размере одного процента от страховой премии по договору обязательного страхования за каждый день просрочки, но не более размера страховой премии по такому договору.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 июня 2019 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

5. Страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки (пени), суммы финансовой санкции и (или) штрафа, если обязательства страховщика были исполнены в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, а также если страховщик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего.

6. Общий размер неустойки (пени), суммы финансовой санкции, которые подлежат выплате потерпевшему — физическому лицу, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленный настоящим Федеральным законом.

7. Со страховщика не могут быть взысканы не предусмотренные настоящим Федеральным законом и связанные с заключением, изменением, исполнением и (или) прекращением договоров обязательного страхования неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, штраф.

8. Ответственность за исполнение обязательств по договору обязательного страхования, заключенному страховым агентом или страховым брокером, несет страховщик.

Еще статьи:

  • Когда подняли тарифы по осаго В России с 9 января 2019 года начали действовать новые тарифы ОСАГО Новые тарифы ОСАГО вступили в силу 9 января 2019 года То, о чем мы долго и упорно писали, то, что утверждал Центробанк, и то, чего опасались автовладельцы, умеющие читать между строк закона, сбылось. С сегодняшнего […]
  • Срок действия трудового договора с работником срочный Статья 58. Срок трудового договора Статья 58. Срок трудового договора 1. В зависимости от срока действия закон делит трудовые договоры на два вида: 1) трудовые договоры с неопределенным сроком; 2) срочные трудовые договоры. При заключении трудового договора на неопределенный срок, […]
  • Договор купли продажи с долями для опеки Продажа квартиры с долей несовершеннолетнего ребенка Добрый день. В нашей 3-хкомнатной квартире площадью 59 кв. м. 1/3 доли принадлежит мне (матери) и 2/3 доли - 12 летней дочери. Отец ребенка при разводе подарил ребенку свою 1/3 (оформлен договор дарения). Квартира наша в старом […]
  • Уголовный кодекс новости Внесены изменения в Уголовный кодекс Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года и одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года. Справка […]
  • Федеральный закон 173-фз от 28122019 о страховых пенсиях Федеральный закон №173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2003 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 14.02.2005 N 3-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от […]
  • Управление опеки мытищинского района Управление опеки и попечительства переехало в новое здание. За это благодарят главу Подольска 10 сент. 2014 г., 16:07 Начальник управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Подольск Е.В. Семиволос поблагодарила главу Подольска Н.И. […]