Здоровье педагога залог

Проект «Как сохранить здоровье педагога»

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.

Формировать у педагогов умение и желание заботиться о своем здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Организация деятельности по реализации проекта:

  1. Выяснение причин заболевания.
  2. Что такое здоровье и с чего оно начинается?
  3. Формировать имидж педагога.
  4. Создать условия успешности.
  5. Создать благоприятный психологический климат.
  6. Научить владеть эмоциями.
  7. Оказывать медицинскую помощь.
  8. Укреплять физическое здоровье тела.

I этап — Выяснение причин заболеваний

II этап — Что такое здоровье? С чего оно начинается?

III этап — Формирование имиджа. Условия успешности.

Срок реализации проекта — 2 года.

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. “Будьте здоровы!” — говорят люди друг другу. “Желаем вам самого главного — здоровья”, — говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства (зачем все это больному человеку?).

Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта, не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога.

Недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье – приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты или санатории.

Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить свое здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем.

К тому же педагоги часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: “Я устала после работы”. Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз вы уже сейчас устаете, что будет через год, через два? Ситуация летит под гору. Надо что-то делать уже сегодня!

Ярко высветив проблему, мы в своем коллективе начали искать пути, способы, средства и методы для ее решения. Так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему. В нее вошли руководитель, его заместители, психолог, физинструктор, музыкальные руководители, медсестра, профсоюзный комитет.

Команда четко спланировала свою деятельность.

Таким образом, мы разработали проект деятельности на тему “Сохранение здоровья педагога” и определили его срок – 2 года. Проект состоит из нескольких этапов:

I этап — Выяснение причин заболеваний

Профессию педагога, к сожалению можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав данные по заболеваемости педагогов нашего ДОУ, мы обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

3. Нарушения опорно-двигательного аппарата;

4. Болезни крови;

5. Нарушение функций щитовидной железы.

Многие считают, что сердце человека – это некий насос по перекачке крови. Увы, это распространенное заблуждение. Мы берем на себя смелость утверждать, что у сердца есть другие важные задачи – духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на ложь, равнодушие и зло. Физиологические задачи сердца в какой-то степени можно назвать вторичными. Хотя бы потому, что их можно выполнять искусственно, подключив к организму специальную аппаратуру. Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом фразами, имеющими глубокий внутренний смысл: “Твои слова для меня – нож в сердце”, “Он разбил мне сердце”, “Сердце кровью обливается”, “Сердцем чувствую, этот человек невиновен…”, “Чует мое сердце, плохо дело”. Человек различает несправедливость трояко:

  • с помощью органов чувств;
  • с помощью интеллектуального анализа;
  • чувствуя несправедливость сердцем.

Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует. Как оно выражает свой протест? Спазмированием! При этом сердце работает в чрезмерном для него режиме и быстрее изнашивается. Задумаемся, что происходит при спазме? Прежде всего сокращаются и закрываются капилляры. Кровь с трудом течет через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода, продукты отработки выводятся недостаточно. Результат – сердечно-сосудистые заболевания.

Многие считают, что человеческий желудок – некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Вспомните, как выражаются некоторые люди: “Я его не перевариваю…” или: “Меня от него тошнит…”. Язык явно проговаривает “мнение” желудка о ситуации. Если ситуация неблагоприятная, желудок напрягается, его пищеварительные функции выполняются недостаточно эффективно. Часто человек в случае волнения начинает много есть, чтобы успокоиться. Пища буквально проталкивается в кишечник недопереваренная. Напряжение в желудке вызывает уже знакомый нам спазм. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобны своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмируется, слабеет и заболевает.

Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник, изменяется его химическая среда, затем возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры, которая начинает частично погибать.

Это самая сложная для науки проблема. Ясно одно – болезни крови могут возникнуть из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Вспомним фразу: “Он мне столько крови попортил”, “Уж он моей крови попил…”. Кровь — это озеро чистой воды по имени Жизнь. Стрессы – камни, с шумом падающие в “озеро”, расплескивающие воду, пугающие рыбное царство.… В кровь вследствие стресса в повышенных дозах попадает адреналин, сахар и огромное количество веществ, необходимых для физической борьбы. А борьбы не происходит. В лучшем случае мы в волнении ходим по комнате или садимся и едим, а в худшем – сидим и переживаем. Разумеется, поступившие в кровь вещества просто отравляют ее. Меняется ее состав, кислотность и т.п.

Нарушение функций щитовидной железы

Заболевания щитовидной железы – очень сложное явление. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть в большинстве случаев ту же самую причину. Проблему со щитовидкой многие называют “проглоченной обидой”. Всю ту неправду жизни, о которой мы упоминали, “чувствует” и эта железа. В случае несправедливости мы ощущаем напряжение в области горла. Так проявляется обида. Если огорчения возникают часто, человек привыкает ходить со спазмом в области горла, и тот становится привычным. В конце концов из-за этого спазма может возникнуть заболевание щитовидной железы. Патологические “узелки” могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание связок.

Основные причины заболеваний педагога

Причина первая. Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…

Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.

А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, отличающегося особой спецификой, жестким режимом работы и необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных ситуаций.

Причина вторая. Давайте задумаемся, разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: “Спасибо, что так, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек”. И никакого нарушения сердечного ритма, повышения артериального давления, разве что совсем немного. Вспомним известную шутку: неудачник нюхает коньяк и говорит, что, мол, клопами пахнет. Оптимист нюхает раздавленного клопа и говорит: “Коньяком пахнет”. Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для другого – печали и огорчений. Один отдается эмоции радости, другой – раздражению и унынию. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!

Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.

Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:

1. Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста.

2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни.

3. Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека.

4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы … и тем самым сохранить свое здоровье.

5. Неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории, и своей, и планетарной, возможно, все мы есть главная причина всего происходящего на Земле.

6. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.

7. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте. Нужен ни директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!

1. Неумение противостоять стрессам.

2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями.

3. Частое превышение своих возможностей.

4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не о полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами.

II этап — Что такое здоровье? С чего оно начинается?

На данном этапе мы мотивировали педагогов на то, чтоб быть здоровыми. Задавая нашим воспитателям вопрос: “С чего начинается здоровье?”, мы получили следующие ответы: “… здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т.д.”. Это все так и не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой и отказаться от копченой колбасы, нужен важный стимул.

В результате этой работы все согласились с мнением американского медика Г. Сигериста: “Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительной, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека”.

Читайте так же:  Составить приказ о внесении изменений в штатное расписание

У команды сформировалось мнение о том, что здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни (Приложение 1).

III этап — Формирование имиджа. Условия успешности

На данном этапе (он носит длительный, если не сказать постоянный характер) мы формировали имидж как руководителя, заместителей, так и всех членов коллектива, т.к. понятие “имидж” прочно вошло в современный деловой лексикон, и главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотношения с людьми и на эффективность совместной работы и, следовательно, здоровье. Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: “Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится” можно посчитать “первой ласточкой” в направлении изучения имиджа.

Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Имидж может быть благоприятным для успеха деятельности или неблагоприятным, и все зависит от того, как себя показать, как проявить.

Внутренняя составляющая имиджа – это уровень духовного и интеллектуального развития, социального опыта, интересов личности. Это все то, что проявляется в поступках и речи, во всей деятельности человека.

Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, т.е. как человек делает что-либо: насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действий на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.

Имидж воспитателей, замов во многом зависит от имиджа и личности руководителя.

Моим жизненным кредо является

Семья – любовь и забота о близких

Карьера – профессионализм и успешность

Вера – добро, порядочность, честь.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии “победителя”.

Первая установка — высокая самооценка.

Вторая установка – позитивное отношение к жизни.

Третья установка – вера в добро.

Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.

Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” — позиция “победителя”.

В нашем коллективе есть люди, которые от Бога обладают привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации.

Мы работаем над позицией победителя “я – хороший, ты — хороший”. Эта позиция позволяет добиться успеха.

Создание благоприятного психологического климата

Психологический климат для каждого из нас выступает как бы в двух ипостасях: как объективно наблюдаемый феномен и как субъективно переживаемое состояние. Объективно психологический климат выступает для нас в характере тех отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни, а субъективно в переживаемом нами чувстве удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива.

Субъективная сторона психологического климата описывается как удовлетворенность трудом. Роль удовлетворенности трудом в жизни человека чрезвычайно велика.

Из многообразия феноменов, наблюдаемых в коллективе, руководство в наибольшей степени сказывается на отношениях и эмоциональном самочувствии (удовлетворенности) людей. Ведь при желании и соответствующих усилиях руководитель может создать в коллективе прекрасный психологический климат. Да, многое зависит от руководителя. Но в конце концов коллектив ведь состоит не только из руководителя или даже группы руководителей; помимо них всегда есть сотрудники, и таковых большинство. От этого большинства, от членов коллектива, их умения “строить” отношения тоже очень многое зависит в создании желаемого психологического климата. А люди все разные, со своими особенностями, которые могут быть причиной коммуникативных барьеров.

Одним из векторов приложения усилий является сфера отношений руководителя с так называемыми “трудными” служащими. Эти люди в силу присущих им психологических особенностей создают в организации немало проблем. К категории “трудных” служащих можно отнести

  • ленивых,
  • злых,
  • беспомощных,
  • сверхэмоциональных (слишком купающихся в своих чувствах),
  • занимающих оборонительную позицию (выдвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены),
  • ожесточенные (“носятся” со старыми обидами),
  • уклоняющиеся,
  • бесчувственные,
  • неумные,
  • самоуверенные (часто считающие себя непогрешимыми),
  • запуганные.

Наличия любой из выделенных характеристик вполне достаточно, чтобы создать мощный коммуникативный барьер в отношениях “трудных” как с руководителем, так и с другими членами коллектива. Но вот как подобный барьер “снять”, преодолеть – вопрос отнюдь не риторический.

Главная цель – работать над созданием открытых отношений. Это приведет каждого из вас к необходимости мириться с другим.

Мы формировали у педагогов

  • чувство эмпатии (способности проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать ему);
  • позитивное отношение к другому;
  • искренность и открытость в отношениях с другим.

Научить владеть эмоциями

Особо важным в своей работе считаем положительное эмоциональное самочувствие. Оно зависит как от внешних, так и внутренних факторов. В этом направлении работы ведущая роль отводится руководителю, его заместителям и психологу. Годовой план работы предусматривает различные виды работы по корректировке эмоционального состояния членов коллектива: консультации, занятия, тренинги (Приложение 2, Приложение 3).

Оказание медицинской помощи

Формированию положительных эмоций способствуют совместные вечера, совместный труд, чаепития помощников воспитателей, оказание медицинской помощи (инъекции, прогревание, массаж, фиточаи). Медработники проводили для всех сотрудников консультации о рациональном питании с последующей дегустацией блюд.

“Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и повсюду, лежит в середине”, — академик И.П. Павлов.

Здоровье педагога невозможно представить без организации правильного питания, которое полностью бы удовлетворяло потребности организма и поддерживало высокую работоспособность.

Укрепление физического здоровья тела

Следующее направление — укрепление физического здоровья тела. Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде. Показателями здоровья физического тела могут быть следующие признаки:

  • иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
  • уровень и гармоничность физического развития;
  • функциональное состояние организма и его резервы;
  • наличие или отсутствие какого-либо заболевания;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Остановлюсь на средствах и способах укрепления физического здоровья в нашем ДОУ:

  • наличие водоочистительной установки;
  • мини-котельная;
  • наличие горячей воды.

Сохранение оптимального температурного режима, питьевой воды с уровнем РН способствует снижению простудных заболеваний как у детей, так и у воспитателей и помощников воспитателей.

Выводы

    Психологические и мировоззренческие причины заболеваний являются самым сложным и реализованными наполовину.
  1. Успех педагогов, психологический климат коллектива, имидж педагогов и ДОУ – на достойном высоком уровне.

Здоровье педагога – залог профессионального долголетия «Человек не в силах преобразовать мир, но в силах преобразовать себя и сохранить этот мир» Лыткин В.В. В наше время бысто меняющихся технологий необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья[4]: — психическое здоровье; — социальное здоровье; — физическое здоровье. В качестве одной из составляющих здоровья в целом выделяют психологическое здоровье. Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной [8]. При этом под психологическим здоровьем ею принимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психологического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер – Росс [5] выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Если составить обобщенный «портрет» психологического здоровья человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и конечно способствует развитию других людей. Он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». И, прежде всего, гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.д. Но также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой и т.д. Истоки отношения к своему здоровью закладываются еще в детстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. [10] Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого. Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне. Добиться этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни. При чем формирование этой культуры начинается с детства. В этом формировании велика роль и педагогов, окружающих детей. И педагоги, прежде всего, должны быть сами здоровы. Человек должен жить с сознанием, что от его навыков зависит накопление здоровья. Можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно делать, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие» — подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья. И.И. Соковня – Семенова [4] выделяет следующие виды мотивации выбора здорового образа жизни: • Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, т.к. они угрожают моему здоровью и жизни». • Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других». • Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». • Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы». • Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство». Митина Л.М. [3] выделяет основные показатели профессионального здоровья педагогов, ими являются такие интегральные характеристики личности, как • педагогическая направленность; • компетентность (коммуникативная); • педагогическая гибкость; что предполагает усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности. Компонентом профессионального здоровья педагога является психологическая культура, которая включает в себя: 1. теоретическую подструктуру – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний; 2. практическую подструктуру – умения и навыки применения психологических знаний. (Я.Л. Коломинский)[7] В процессе укрепления психологического здоровья актуализируются следующие группы умений педагога: • перцептивные и диагностические; • рефлексивные; • прогностические; • коммуникативные; • психотерапевтические и психокоррекционные; • определение структуры межличностных отношений в группе, выявление детей, занимающих неблагополучное положение; • оценка темперамента детей; • оценка одаренности воспитанников. В укреплении здоровья педагога могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия, вот некоторые из них[9]:  смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;  внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;  понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;  умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля;  сознательное погашение в себе патогенного мышления и овладение саногенным мышлением;  усиление авторства своей профессиональной жизни, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.  Маслоу А.[1] считал, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья. Каждому педагогу необходимо построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения, результатом которой будет физическое и профессиональное творческое долголетие. Мишель Монтенью[5]: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Литература 1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. 3. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Народное образование. 1998. 4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., Академия, 2000. 5. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., Линка-пресс, 1998. 6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологи

Автор: Джапарова Людмила Геннадьевна

Читайте так же:  Адвокат юнусов шамхан

Здоровье педагога – залог профессионального долголетия

«Человек не в силах преобразовать мир,

но в силах преобразовать себя

и сохранить этот мир»

В наше время бысто меняющихся технологий необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья[4]:

В качестве одной из составляющих здоровья в целом выделяют психологическое здоровье. Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной [8]. При этом под психологическим здоровьем ею принимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психологического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).

Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер – Росс [5] выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Если составить обобщенный «портрет» психологического здоровья человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и конечно способствует развитию других людей. Он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». И, прежде всего, гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.д. Но также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой и т.д.

Истоки отношения к своему здоровью закладываются еще в детстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. [10]

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне. Добиться этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни. При чем формирование этой культуры начинается с детства. В этом формировании велика роль и педагогов, окружающих детей. И педагоги, прежде всего, должны быть сами здоровы.

Человек должен жить с сознанием, что от его навыков зависит накопление здоровья. Можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия.

«Я знаю, где и как нужно делать, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие» — подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.

И.И. Соковня – Семенова [4] выделяет следующие виды мотивации выбора здорового образа жизни:

• Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, т.к. они угрожают моему здоровью и жизни».

• Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других».

• Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

• Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

• Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».

Митина Л.М. [3] выделяет основные показатели профессионального здоровья педагогов, ими являются такие интегральные характеристики личности, как

что предполагает усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности.

Компонентом профессионального здоровья педагога является психологическая культура, которая включает в себя:

1. теоретическую подструктуру – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний;

2. практическую подструктуру – умения и навыки применения психологических знаний. (Я.Л. Коломинский)[7]

В процессе укрепления психологического здоровья актуализируются следующие группы умений педагога:

• перцептивные и диагностические;

• психотерапевтические и психокоррекционные;

• определение структуры межличностных отношений в группе, выявление детей, занимающих неблагополучное положение;

• оценка темперамента детей;

• оценка одаренности воспитанников.

В укреплении здоровья педагога могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия, вот некоторые из них[9]:

 смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;

 внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;

 понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

 умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля;

 сознательное погашение в себе патогенного мышления и овладение саногенным мышлением;

 усиление авторства своей профессиональной жизни, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.

Маслоу А.[1] считал, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

Каждому педагогу необходимо построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения, результатом которой будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

Читайте так же:  Продажа лекарственных препаратов лицензия

Мишель Монтенью[5]: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

3. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Народное образование. 1998.

4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., Академия, 2000.

5. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., Линка-пресс, 1998.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., Академия, 2004.

7. Коломинский Я.Л. Психологическая адаптация подрастающего поколения. 1994.

8. Практическая психология и образование / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.

9. Основы профессионального самосовершенствования педагога./под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002.

10. Управление ДОУ/научно-практический журнал №1,2004

«Человек не в силах преобразовать мир,

но в силах преобразовать себя

и сохранить этот мир»

В наше время бысто меняющихся технологий необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья[4]:

В качестве одной из составляющих здоровья в целом выделяют психологическое здоровье. Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной [8]. При этом под психологическим здоровьем ею принимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психологического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).

Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер – Росс [5] выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Если составить обобщенный «портрет» психологического здоровья человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и конечно способствует развитию других людей. Он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». И, прежде всего, гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.д. Но также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой и т.д.

Истоки отношения к своему здоровью закладываются еще в детстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. [10]

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне. Добиться этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни. При чем формирование этой культуры начинается с детства. В этом формировании велика роль и педагогов, окружающих детей. И педагоги, прежде всего, должны быть сами здоровы.

Человек должен жить с сознанием, что от его навыков зависит накопление здоровья. Можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия.

«Я знаю, где и как нужно делать, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие» — подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.

И.И. Соковня – Семенова [4] выделяет следующие виды мотивации выбора здорового образа жизни:

• Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, т.к. они угрожают моему здоровью и жизни».

• Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других».

• Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

• Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

• Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».

Митина Л.М. [3] выделяет основные показатели профессионального здоровья педагогов, ими являются такие интегральные характеристики личности, как

что предполагает усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности.

Компонентом профессионального здоровья педагога является психологическая культура, которая включает в себя:

1. теоретическую подструктуру – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний;

2. практическую подструктуру – умения и навыки применения психологических знаний. (Я.Л. Коломинский)[7]

В процессе укрепления психологического здоровья актуализируются следующие группы умений педагога:

• перцептивные и диагностические;

• психотерапевтические и психокоррекционные;

• определение структуры межличностных отношений в группе, выявление детей, занимающих неблагополучное положение;

• оценка темперамента детей;

• оценка одаренности воспитанников.

В укреплении здоровья педагога могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия, вот некоторые из них[9]:

 смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;

 внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;

 понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

 умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля;

 сознательное погашение в себе патогенного мышления и овладение саногенным мышлением;

 усиление авторства своей профессиональной жизни, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.

Маслоу А.[1] считал, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

Каждому педагогу необходимо построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения, результатом которой будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

Мишель Монтенью[5]: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

3. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Народное образование. 1998.

4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., Академия, 2000.

5. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., Линка-пресс, 1998.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., Академия, 2004.

7. Коломинский Я.Л. Психологическая адаптация подрастающего поколения. 1994.

8. Практическая психология и образование / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.

9. Основы профессионального самосовершенствования педагога./под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002.

10. Управление ДОУ/научно-практический журнал №1,2004

Еще статьи:

  • Медицинская страховка для выезда в польшу стоимость Страховка для поездки в Польшу Если вам нужна медицинская страховка в Польшу – закажите страховку онлайн по самой выгодной цене Польша входит в состав Евросоюза, поэтому вполне логично требование оформления страховки для получения визы в Польшу. При этом на данный факт никоим образом не […]
  • Приказ 624н и 255 фз Приказ 624н и 255 фз Горячая линия телефоны справочных: ДГП 105 ( кор.805) +7(499)731-70-49 Филиал 1( кор.1513) +7(499)717-59-83Филиал 2( кор.348) +7(499)735-04-86 Филиал 3 ( кор. 225 А) +7(499)735-73-26 Выдача листков нетрудоспособности Выписка из приказа […]
  • Заявление преференция образец Заявление о предоставлении льготы образец БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА Заявление о предоставлении льготы (преференции) образец БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В […]
  • Какие льготы семьям с 2 детьми Налоговые льготы родителям на детей в 2019 году Налоговые льготы родителям на детей установлены статьей 217 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии с которой освобождаются от налогообложения такие виды доходов физических лиц, как: Государственные пособия, за […]
  • Долг по квартплате приставы ГБУ «Жилищник района Раменки» 119607, г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 25, корп. 5 телефон: 8(499) 739-16-52, факс: 8(499) 739-16-53 e-mail: [email protected] Главная / Работа с должниками / Работа с должниками / Долги за коммунальные услуги - пути […]
  • Как правильно оформить участок земли Оформляем земельный участок и постройки на нем по закону о дачной амнистии — не все так просто Многие считают, что оформление земельного участка и расположенных на нем хозяйственных построек по “дачной амнистии” проходят без лишних хлопот и больших расходов. Это не так, т.к. не у всех […]