Земельный налог садов

Налог на землю в СНТ

Налог на землю в СНТ

Похожие публикации

Садоводческие некоммерческие товарищества являются популярной системой организации деятельности российских садоводов. По своему статусу СНТ является юридическим лицом и призвано обеспечить защиту интересов граждан, входящих в его состав. Все владельцы дачных участков должны уплачивать в местный бюджет земельный налог. Помимо того, что налог на землю должны перечислять собственники, в СНТ существуют также и земли общего пользования, необходимость оплачивать которые возложена на правление товарищества.

В связи с тем, что данный бюджетный платеж относится к уровню местных налогов, ставка по нему устанавливается местными органами самоуправления индивидуально. Правительством регламентировано два вида ставок, исходя из которых, местные власти могут самостоятельно варьировать ставку по налогу на землю, не превышая установленного предела.

НК РФ предусматривает следующие размеры ставок по налогу:

  • 0,3 % применяются для земель подсобных хозяйств, земли жилищного фонда с имеющейся инженерной инфраструктурой и т.д.
  • 1,5 % используются в отношении всех объектов, не облагаемых налогом по ставке 0,3 %.

Физические лица не производят расчет налога на землю самостоятельно. За них это делает налоговый орган. На основе произведенных инспекторами расчетов, налогоплательщики получают уведомление о необходимости уплатить налог.

Перечислить в местный бюджет налоговый платеж необходимо не позднее 1 декабря года следующего за окончанием налогового периода. То есть земельный налог за 2016 год надо будет перечислить не позднее 1 декабря 2017 года. Декларацию по земельному налогу, в отличие от юридических лиц, граждане в инспекцию не предоставляют. Налоговые льготы по земельному налогу устанавливаются местными органами власти на территории муниципальных образований.

Земельный налог на дачный участок

Наличие дачного участка у физического лица является основанием перечислять налог на землю в СНТ. В соответствие с налоговым правом дачные участки облагаются земельным налогом по ставке 0,3 %, что составляет предел, выше которого повышать ставку муниципалитет не вправе. Однако в России множество образований использует для обложения налогом ставку менее 0,3 %, это право дано им НК РФ. Соответственно, уточнить применяемую в регионе налоговую ставку, можно обратившись в свою инспекцию ФНС либо, используя ]]> сервис ФНС ]]> . Для исчисления налога с 2015 года в расчет принимается кадастровая стоимость дачного участка.

Налог на землю под ИЖС

Налог на землю ИЖС также рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Для расчета налога показатель кадастровой стоимости учитывается на 1 января года. Земли, являющиеся объектом жилищного строительства, тоже облагаются налогом по ставке 0,3 % в соответствии со ст. 394 Налогового кодекса.

Как рассчитать земельный налог в СНТ

Земельный налог в садовом товариществе рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки по налогу. Расчет налога производится следующим образом:

Налог на землю = Кадастровая стоимость земли х 0,3 %.

Если по каким-либо причинам налогоплательщик не знает кадастровую стоимость принадлежащей ему на праве собственности земли, узнать ее можно в кадастровом паспорте объекта недвижимости или на сайте Росреестра.

Налог на земли общего пользования в СНТ

Земли общего пользования, расположенные в СНТ также облагаются земельным налогом. Согласно принятой практике, земельный налог СНТ оплачивает правление товариществом, возмещая произведенные затраты за счет членских взносов участников. В связи с тем, что СНТ является юридическим лицом, рассчитывая налог на землю, необходимо учитывать требования для организаций, то есть самостоятельно рассчитывать налог и предоставлять декларацию в инспекцию ФНС. Обратите внимание, что в этом случае вам может потребоваться вносить авансовые платежи по земельному налогу.

Уплата земельного налога: с какими проблемами может столкнуться организация?

С какими проблемами может столкнуться организация, самостоятельно исчисляя и уплачивая земельный налог? На что при этом нужно обратить внимание? Ответы на эти и некоторые другие вопросы, возникающие при уплате земельного налога, — в настоящей статье.

Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.

Исходя из положений различных норм гл. 31 НК РФ налогоплательщик-организация или ИП (в отношении земельного участка, используемого им для предпринимательской деятельности) сами должны:

  • определить налоговую базу;
  • узнать налоговую ставку;
  • определить сумму налога;
  • уплатить налог в установленные законом сроки.

Все вышеуказанные действия по самостоятельному исчислению и уплате земельного налога могут привести к возникновению у организации некоторых рисков. Рассмотрим такие ситуации подробнее.

Риск 1: неправильно определенная налоговая база

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ). Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом является календарный год.

Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев определения рыночной стоимости участков). Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Исходя из положений п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в ред. от 30.06.2010), государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

Как правило, нормативный акт органа исполнительной власти субъекта РФ к началу налогового периода уже действует. В этом случае рисков неправильного исчисления налоговой базы не возникает. Однако бывают и такие ситуации, когда нормативный акт принят после начала налогового периода, но с установкой кадастровой стоимости земли …на прошлое время. Как в этом случае правильно определить кадастровую стоимость: как вновь установленную и действующую на новый налоговый период или как еще не действующую, так как нормативный акт был принят (или опубликован) после 1 января нового года (нового налогового периода)? Имеются ли у налогоплательщика основания для перерасчета в сторону уменьшения за предыдущий налоговый период, если кадастровая оценка утверждена с распространением на предыдущий налоговый период (или его часть)?

Согласно позиции Минфина России при утверждении органом исполнительной власти субъекта РФ новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма Минфина России от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110, от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 19.12.2012 № 03-05-05-02/123). В данном случае подразумевает и то, что указанная кадастровая оценка земли действует и на начало нового налогового периода, даже если нормативный акт вступил в силу после начала налогового периода.

Однако имеется и другой подход к порядку применения результатов кадастровой оценки земель и, соответственно, к порядку определения налоговой базы. Так, исходя из выводов, сделанных судом в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 № 17АП-15377/2013-АК по делу № А60-29555/2013, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.

Риск неправильного определения налоговой базы минимизируется официальным запросом Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о выдаче кадастровой справки по конкретному земельному участку. В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ и положениями Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» данный орган обязан предоставлять налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в ред. от 23.07.2013, с изм. от 23.06.2014) «О государственном кадастре недвижимости».

Неправильно примененная налоговая ставка

Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • 0,3 % в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5 % — в отношении прочих земельных участков.
Читайте так же:  Договор дарения квартиры суд

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Чаще всего риск неправильного применения налоговой ставки возникает при изменениях разрешенного использования земель, при исчислении налога по земельному участку, на котором находятся различные объекты различного назначения. Неправильное применение налоговой ставки зачастую приводит к занижению суммы налога, что впоследствии является основанием для начисления налога при проверке ИФНС и применения налоговым органом санкций к налогоплательщику. Рассмотрим несколько практических примеров.

Ситуация 1

Налогоплательщик-организация первоначально исчислила земельный налог по ставке 1,5 %, а затем пересчитала по ставке 0,3 %. При этом налогоплательщик исходил из того, что на земельных участках, являющихся объектами налогообложения, расположены принадлежащие организации на праве собственности объекты инженерной инфраструктуры, в том числе внутриплощадочные сети теплоснабжения, трубопроводы совмещенной эстакады, тоннели эстакад, трубопроводы теплоснабжения, канализация, теплосеть, трубопровод технологический, водопровод, трубопровод умягченной воды и иные сооружения, относящиеся, как оно полагает, к объектам жилищно-коммунального комплекса. Однако в ходе рассмотрения судебного спора доказательств, подтверждающих, что эти земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на них сооружения являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда и используемыми для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования, представлено не было. Следовательно, суд не нашел и оснований для применения пониженной ставки налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 № 10062/10 по делу № А57-6986/2009).

Вывод

Налогоплательщик-организация неправильно применила налоговую ставку из-за неправильного толкования нормы ст. 394 НК РФ. Однако в связи с тем, что земельный налог был уплачен по повышенной ставке, налогового правонарушения организацией допущено не было.

Ситуация 2

Налогоплательщик-организация запуталась в редакциях одного и того же нормативного акта решения Думы города по ставкам земельного налога и неправильно исчислила налог. ИНФС при проверке доначислила сумму налога, применив более высокую ставку. В ходе судебного спора об оспаривании решения ИФНС было установлено, что в течение спорного налогового периода налоговые ставки пересматривались только в отношении земельных участков, занятых гаражными кооперативами, объектами сельхозназначения, жилищным фондом, личным подсобным хозяйством. Для налогоплательщиков, использующих прочие земельные участки (как и налогоплательщик-организация), налоговая ставка не пересматривалась, не отменялась, льготы для прочих земельных участков не вводились. При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что у организации имелась информация о размере налоговой ставки по земельному налогу в рассматриваемом налоговом периоде, в связи с чем на ней лежала обязанность по уплате налога в повышенном размере, как было указано в решении ИФНС (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2013 по делу № А19-11927/2012).

Вывод

Многочисленные изменения в нормативном акте, регулирующим ставки налога, не могут служить основанием для применения ставки налога в пониженном размере, якобы из-за непонимания актуальной редакции нормативного акта.

Неправильно определенная обязанность по уплате налога

В статье 395 НК РФ представлен довольно широкий перечень налогоплательщиков, освобожденных от налогообложения. Кроме того, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения для отдельных категорий налогоплательщиков. Иногда налогоплательщик безосновательно причисляет себя к указанным «льготникам» и … не платит налог.

Ситуация 3

Камеральной налоговой проверкой был установлен факт неполной уплаты учреждением земельного налога за период первого квартала года в результате неправомерного, по мнению инспекции, применения налоговой льготы, установленной п. 2 ст. 395 НК РФ, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения организации в отношении земельных участков, занятых государственным автомобильными дорогами общего пользования. Судом было установлено, что учреждению на праве оперативного управления предоставлены автомобильные дороги общего пользования, а не частные дороги. На основании изложенного суд сделал вывод о правомерности использования налогоплательщиком предоставленной льготой и признал решение ИФНС о доначислении налога незаконным (Определение ВАС РФ от 02.10.2008 № 12201/08 по делу № А60-27610/2007-С6).

Вывод

Далеко не всегда положения нормативных актов о льготных категориях неплательщиков земельного налога правильно трактуются и самим налоговым органом.

Ситуация 4

Образовательное учреждение при решении вопроса о применении льгот по земельному налогу использовало нормы законодательства, утратившие силу. В соответствии с вновь введенными нормами, распространенными на новый очередной налоговый период, учреждения образования были исключены из перечня льготников. На основании данных выводов суд удовлетворил требования налогового органа в части взыскания задолженности по земельному налогу и пеней с образовательного учреждения (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.10.2007 № А19-1637/07-11-Ф02-7134/07 по делу № А19-1637/07-11).

Вывод

При исчислении земельного налога за каждый налоговый период следует проверять актуальность норм законодательства.

Ситуация 5

Предприятие причисляло себя к «льготникам» по земельному налогу из-за неправильного отнесения разрешенного использования земельного участка к установленному нормативным актом перечню владельцев земельных участков, уплачивающих земельный налог по пониженной ставке. Как установил суд на основании кадастрового паспорта земельного участка, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов разрешенного использования для содержания объекта незавершенного строительства. С учетом изложенного суд пришел к выводу, что в данном случае предприятию следовало исчислять земельный налог по ставке 1,5 % (для прочих земельных участков), а не по пониженной ставке, установленной для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. На основании изложенного суд пришел к выводу о правомерности требований ИФНС о доначислении к уплате земельного налога, взыскании пеней и штрафа (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.2013 по делу № А82-3133/2011).

Вывод

При применении налоговой ставки для исчисления земельного налога необходимо исходить из категории земельного участка и его разрешенного использования.

Иногда налогоплательщик не платит налог в связи с тем, что у него нет надлежаще оформленных прав на земельный участок, которым он владеет. Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ), которым установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации.

Государственная регистрация прав проводится по желанию правообладателей. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями о правах в Едином государственном реестре прав. Таким образом, факт отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога (см. соответствующие разъяснения из Информации ФНС РФ от 13.07.2011 «Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц»).

Однако на практике бывают ситуации, когда права на земельный участок никак не оформлены, да и документа о предоставлении земельного участка в пользование нет. В данном случае нельзя утверждать, что организация, расположенная на данном земельном участке, является плательщиком земельного налога.

Ситуация 6

Налоговому органу так и не удалось взыскать земельный налог с детского сада, так как в ходе судебного разбирательства по указанному налоговому спору не было выявлено никаких документов на земельный участок, занятый территорией детского сада. Исходя из совокупности норм гл. 31 НК РФ, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения налогоплательщика земельного налога должно быть удостоверено либо свидетельством о государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, либо на основании государственных актов, свидетельств и других документов, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции. Поскольку существования ни одного из указанных документов не было установлено, какие-либо права детского сада на земельный участок подтверждены не были. Следовательно, в рамках НК РФ детский сад не может быть признан плательщиком земельного налога. С учетом данных выводов суд отказал налоговому органу во взыскании с детского сада суммы земельного налога (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.11.2008 по делу № А82-1661/2008-99).

Вывод

Нормы закона не следует трактовать расширительно даже налоговому органу; если право предприятия на земельный участок не подтверждено документально, оно не может быть признано плательщиком земельного налога.

Противоположные приведенным в рассмотренной ситуации решения были приняты в отношении налогоплательщиков, право которых на земельные участки в ходе рассмотрения дела в суде было подтверждено соответствующими документами (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2008 по делу № А11-334/2007-К2-20/51, от 18.12.2007 по делу № А11-332/2007-К2-23/76).

Просрочка уплаты налога (или его части)

Пункт 1 ст. 397 НК Ф устанавливает, что земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ.

Читайте так же:  Удо по статье 228 2

Таким образом, риск просрочки имеет двоякое значение:

  • риск просрочки уплаты налога;
  • риск просрочки представления налоговой декларации по налогу.

Ситуация 7

Предприятие, владеющее несколькими земельными участками, неправильно исчислило и уплатило налог за налоговый период из-за неправильного определения периода начисления налога, так как некоторые земельные участки приобретались им только в середине года, а некоторые, наоборот, продавались в последних двух кварталах года. В связи с неполной уплатой налога налоговый орган доначислил налог и привлек предприятие к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Также в связи с тем, что налоговая декларация по земельному налогу за прошедший год по одному из земельных участков была предоставлена только в августе текущего года, налоговый орган привлек предприятие к ответственности и по п. 1 ст. 119 НК РФ. Суд согласился с правомерностью требований налогового органа, поправив его только в расчетах суммы доначисленного налога и суммы штрафных санкций (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2013 по делу № А82-12289/2012).

Вывод

При исчислении земельного налога следует четко руководствоваться периодом владения земельным участком и периодом начисления земельного налога, которые в соответствии с положениями НК РФ могут не совпадать.

В связи с тем что по сравнению с налогоплательщиками — физическими лицами организации и индивидуальные предприниматели законодателем наделены большими обязанностями по самостоятельному исчислению и уплате налога, у последних часто возникают риски в совершении тех или иных ошибок на каждой из рассмотренных стадий данного процесса. Знание данных рисков, а также изучение представленной в статье судебной практики в отношении последствий совершения ошибок при исчислении и уплате земельного налога помогут вышеуказанным субъектам экономических отношений избежать ошибок при исчислении и уплате земельного налога.

Для аккумулирования полученной информации составим небольшую памятку:

1. Кадастровая оценка земли может меняться. Результаты оценки являются официальной, подлежащей опубликованию информацией.

2. При применении налоговой ставки не следует расширительно толковать нормы права, устанавливающие перечень «льготников» по уплате земельного налога. Также следует применять только актуальное законодательство.

3. При применении налоговой ставки для исчисления земельного налога следует исходить из разрешенного использования земельного участка, категории земель.

4. Неполная уплата налога или ее просрочка, а также несвоевременность подачи декларации по земельному налогу влекут привлечение предприятия к налоговой ответственности, установленной НК РФ. Санкции за указанные налоговые правонарушения являются довольно значительными.

Учитывая сложность самостоятельного исчисления и уплаты земельного налога в совокупности с отрицательными последствиями нарушений при уплате земельного налога, предприятиям следует быть очень внимательными и осторожными в данном вопросе, а в случае сомнений не пренебрегать возможностью получения разъяснений у органов государственной налоговой службы.

Земельный налог для пенсионеров в 2018 году — платят ли его?

Многие пенсионеры имеют в собственности земельные участки, поэтому для них очень важно, как определяется налог на землю для пенсионеров, и нужно ли его вообще платить. Тем более что размер пенсии в России не очень велик.

Земельный налог является разновидностью местных налогов и поступает в местный бюджет. Он устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных органов и обязателен к уплате на территории конкретного муниципального образования. В соответствии с Налоговым кодексом, плательщиками налога на землю являются физические лица и организации, обладающие земельным участком, принадлежащим им на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. Лица, обладающие на землю правом безвозмездного срочного пользования или правом аренды, налог платить не обязаны.

Льготы на земельный налог

Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено, что от налогообложения могут быть полностью освобождены только физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В Налоговом кодексе также установлены категории лиц, которым налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 6 соток принадлежащего им участка. К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны, ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других аварий, установленных законом;
  • лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации ядерных аварий;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а также ставшие инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

С 2018 года к вышеуказанным категориям примкнули также пенсионеры. Это значит, что на вопрос о том, должен ли пенсионер платить земельный налог, с 1 января 2018 года ответ отрицательный, если площадь участка меньше или равна 6 соткам.

При владении участком большего размера налог уплатить придется, но частично — исходя из стоимости площади, превышающей установленный «шестисоточный» лимит.

Эти правила предусмотрены нормами федерального законодательства. Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено, что при установлении земельного налога органами местного самоуправления могут быть установлены собственные налоговые льготы, например, полное освобождение от обязанности уплаты земельного налога. Из этого следует, что

каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, будет ли на его территории действовать освобождение в отношении пенсионеров или нет, а также определяет порядок его применения.

Помимо указанной льготы, законодательством нашей страны предоставлены еще некоторые послабления для данной категории граждан. Например, пенсионеры не платят имущественный налог, причем это установлено на федеральном уровне и действует на всей территории России.

Использование права на налоговые льготы

Для того чтобы узнать, платят ли пенсионеры земельный налог в конкретном муниципальном образовании, необходимо обратиться в администрацию соответствующего района либо в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Следует помнить, что даже если освобождение предусмотрено нормативными актами муниципального органа, оно не будет применено без соответствующего заявления лица, обладающего таким правом. Кроме заявления в налоговую необходимо будет представить пакет документов, подтверждающих льготный статус налогоплательщика.

Исчисление налога на землю

Как устанавливает Налоговый кодекс, обложению земельным налогом подлежат земельные участки, которые расположены в границах муниципального образования. Налог исчисляется с кадастровой стоимости земельного участка (за минусом стоимости 600 кв.м. данного участка), определенной по состоянию на 1 января. Если земельный участок образовался в течение года, то налог платится с кадастровой стоимости, определенной на дату постановки участка на кадастровый учет. Все сведения, на основании которых рассчитывается земельный налог для пенсионеров, представляются в налоговые инспекции органами, которые осуществляют кадастровый учет. Налог в отношении участка земли, принадлежащего нескольким лицам на праве долевой собственности, определяется отдельно для каждого налогоплательщика соответственно его доле в таком участке.

Обратите внимание! В случае владения 2-мя и более участками, уменьшение налоговой базы производится только в отношении 1 любого участка по выбору налогоплательщика. Информацию о выбранном участке необходимо зафиксировать в уведомлении (образец можно скачать здесь), которое следует представить в налоговую инспекцию до 1 ноября (для вычета за 2017 год — до 1 июля 2018 г.).

Ставки налога на землю устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно, но в любом случае они не могут превышать 0,3 % в отношении:

  • сельскохозяйственных земель;
  • земель жилищного фонда;
  • земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п.;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Налог на остальные земельные участки уплачивается исходя из ставки не более 1,5 %. Уплатить соответствующую сумму за определенный год необходимо не позднее 1 декабря следующего года на основании уведомления, направленного налоговым органом.

Ставка земельного налога в 2017-2018 годах

Земельный налог в 2017-2018 годах оплачивается всеми владельцами земельных участков в местные бюджеты территорий, на которых земли расположены. Для оплаты земельного налога в 2017-2018 годах физлицам налоговыми ведомствами рассылаются уведомления с расчетами по налогу, а вот юрлица должны рассчитывать размер платежа сами.

Размер налоговой ставки земельного налога

Ставка земельного налога устанавливается муниципалитетами, но не может быть больше размера, установленного ст. 394 НК РФ. В частности, максимальный размер на уровне 0,3 % от стоимости земли, указанной в кадастре, определен:

  • для сельскохозяйственных земель;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! О нецелевом использовании сельхозземель будут сообщать налоговикам. В случае установления данного факта ставка налога увеличится до 1,5%. Подробности см. здесь.

  • земель под жилыми зданиями и жилищно-коммунальной инфраструктурой;
  • земель, выделенных для садов/огородов и подсобного хозяйства;
  • спецземель, ограниченных в обороте.

Для всех других земельных участков ставка земельного налога в 2017-2018 годах не может быть выше 1,5% от стоимости земли в соответствии с данными из госкадастра.

Ставки земельного налога в 2017-2018 годах устанавливаются представительными органами муниципалитетов, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) представительными органами субъектов РФ в соответствующих законах. Так, власти могут предусмотреть пониженные ставки для определенных категорий земельных участков. Например, для участков, занятых технопарками или индустриальными (промышленными) парками Москвы, ставка налога на землю равна 0,7% (п. 1.6 ст. 3.1 закона города Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74). Если же в муниципальном образовании (или городе федерального значения) специальные ставки налога на землю не установлены, то в соответствии с п. 3 ст. 394 НК РФ действуют определенные федеральным налоговым законодательством максимальные ставки.

Налоговая ставка земельного налога в 2017-2018 годах для юридических лиц такая же, как и для налогоплательщиков-физлиц. Точно так же юрлица-арендаторы либо те, кому земля передана безвозмездно в пользование на определенный срок, не считаются налогоплательщиками земельного налога.

Плательщиками земельного налога по участкам, входящим в паевой инвестфонд, признаются управляющие компании. В этой ситуации уплата налога осуществляется за счет средств из этого инвестфонда.

Налог на земельные участки в 2017-2018 годах

Земельный налог, устанавливаемый местными нормативными актами, уплачивается по месту нахождения земельного участка. Налогооблагаемой базой при исчислении величины земельного налога является стоимостная оценка участка, установленная Роскадастром. Уплату налога производит собственник земли либо ее пользователь на основании права постоянного использования земельного участка или пожизненного наследуемого владения.

Читайте так же:  Рассчитать налог на транспортное средство в казахстане

Физические лица должны уплатить налог на позднее 1 декабря (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Прочитать, как узнать задолженность по земельному налогу, можно здесь.

Срок уплаты налога и авансовых платежей для юридических лиц определяется местными органами власти. Уплата налога для юридических лиц по итогам налоговых периодов не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим.

О сроках уплаты земельного налога для юридических лиц можно прочитать здесь.

Льготы по земельному налогу

Земельный налог 2017-2018 годов для отдельных категорий налогоплательщиков может быть существенно снижен (вплоть до полного освобождения от его уплаты) на основании ст. 395 НК РФ. Среди льготников, которые освобождены от оплаты земельного налога:

  • религиозные учреждения;
  • исправительные колонии;
  • автодоры;
  • общественные организации инвалидов;
  • организации, занятые художественным промыслом;
  • коренные малочисленные народности;
  • резиденты ОЭЗ или СЭЗ;
  • управляющие компании в «Сколково»;
  • строители судов, имеющие статус резидента ОЭЗ промышленно-производственного характера.

О том, кто освобождается от уплаты земельного налога, читайте здесь.

Бланк декларации по земельному налогу с 2017 года можно скачать в публикации «Встречайте — новая декларация по земельному налогу».

А нюансы заполнения декларации читайте в статье «Заполняем декларацию по земельному налогу за 2017 год».

Ставка земельного налога в 2017-2018 годах устанавливается властями муниципалитетов, но не может превышать 0,3% для земель сельхозназначения и 1,5% для остальных категорий земельных участков. Налогооблагаемой базой при исчислении земельного налога является кадастровая стоимость участка, установленная Роскадастром на 1 января налогового периода.

Платят ли земельный налог пенсионеры (льготы по земельному налогу)

Платят ли земельный налог пенсионеры или государство освобождает их от этого налога? Как ни странно, но этот вопрос достоин специального расследования: понятную и достоверную информацию нужно еще очень хорошо поискать. Прочитав нашу статью, вы получите исчерпывающие сведения по вопросу уплаты земельного налога гражданами, вышедшими на пенсию, и будете во всеоружии.

Чтобы разобраться с вопросом, для начала узнаем, что же такое земельный налог. Ответ на этот вопрос дается в Налоговом кодексе РФ в главе 37. Земля, облагаемая налогом, должна быть расположена на территории, местными властями которой установлен земельный налог. Его рассчитывают с налоговой базы, равной кадастровой стоимости участка по состоянию на начало того года, за который причитается уплатить налог.

Плательщиками данного налога признаются лица, имеющие земельные участки в собственности, в пожизненно наследуемом владении, а также те, кто пользуется ими бессрочно. Не платить налог могут лица, арендующие землю или пользующиеся ею безвозмездно (определенный срок), а также те, кто имеет соответствующие льготы.

Какие граждане являются льготниками?

Давайте еще раз обратимся к НК РФ – к его статье 395, устанавливающей льготные категории граждан, освобожденных от земельного налога, и посмотрим, входят ли пенсионеры в их число. Несмотря на то, что статья эта очень длинная и содержит целых 11 пунктов, перечисляющих тех, кто может не платить земельный налог, но, к сожалению, в них, в основном, идет речь не о физических лицах, а об организациях.

Гражданам здесь отводится только один пункт — № 7, да и тот к пенсионерам имеет весьма отдаленное отношение: речь идет о представителях северных и дальневосточных малочисленных народов.

Правда, в НК РФ есть еще одна небольшая «поблажка» для плательщиков земельного налога: налоговую базу (ту сумму, с которой берется установленная ставка налога), можно уменьшить на 10 000 рублей. И она касается, как раз, физических лиц. Может быть, здесь перечислены пенсионеры? Читаем, кто относится к данной категории:

  • Герои СССР и РФ, кавалеры ордена Славы.
  • Инвалиды 1-ой группы, а также 2-ой (если она была присвоена до 1 января 2004 года).
  • Инвалиды с детства.
  • Ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий.
  • Граждане, подвергшиеся радиации (Чернобыль, «Маяк», Семипалатинск, Теча).
  • Граждане, участвующие в ядерных испытаниях и ликвидации ядерных аварий.
  • Граждане, заболевшие лучевой болезнью или получившие инвалидность в результате ядерных испытаний, учений и т.д.

Как видим, данный список довольно расширенный, но пенсионеров в нем также нет. Значит ли это, что льготы по земельному налогу им не положены?

Платят ли налог на землю пенсионеры

Налоговый кодекс РФ не содержит положений, дающих льготы по земельному налогу тем, кто вышел на пенсию, но они все-таки есть. Причем разгадка лежит на поверхности: в самом начале этого закона — в пункте 2 статьи 387 есть фраза о том, что правовыми актами и законами муниципальных образований могут устанавливаться льготы для отдельных категорий граждан.

А это значит, что за разъяснением данного вопроса вам придется обращаться в местную администрацию, налоговую инспекцию или же самим изучать законы той местности, где расположен ваш участок. И тому есть объяснение.

Дело в том, что земельный налог отнесен налоговыми законами к платежам местного значения, следовательно, его ставки, порядок и сроки уплаты, а также льготы определяются местными властями. Все суммы этого налога зачисляются в бюджет того территориального образования (района, города и т.д.), на котором расположена земля.

Все это означает одну очень интересную вещь: единых льгот для пенсионеров в России нет. Из этого следует, что льготы по земельному налогу в каждой местности неодинаковы. А самое печальное, что их может не быть вовсе, и, если вам «не повезло» с местонахождением вашего участка, вам придется «расплачиваться» по полной программе.

Примеры отдельных местных льгот

Давайте посмотрим, какие же льготы имеются в некоторых городах и областях.

  • Москва . Действующая редакция закона г. Москвы № 74 от 24.11.2004 года «О земельном налоге» льгот для вышедших на пенсию не предусматривает.закона г. Москвы № 74 от 24.11.2004 года «О земельном налоге» льгот для вышедших на пенсию не предусматривает.
  • Санкт-Петербург . Если у пенсионера земельный участок в 25 соток и меньше, он может налог на него не уплачивать.
  • Одинцово . Для того чтобы получить льготу, у пенсионера не должно быть других источников дохода.
  • Самара . Пенсионерам разрешено не платить земельный налог по таким объектам: участок под гараж (до 24 кв. м), дача в 6 соток, земля под жилым домом (до 600 кв. м), если их использование не связано с предпринимательством.
  • Сызрань . Здесь введена 50%-ная льгота по земельному налогу на участки под индивидуальным жильем, огородничеством, животноводством и садоводством.
  • Красноярский край . К сожалению, здесь льготы для пенсионеров по земельному налогу отсутствуют.
  • Павлово-Посадский район . Его администрация установила льготу по земельному налогу для одиноких людей-пенсионеров.
  • Ивантеевка . Здесь от уплаты земельного налога освобождены малообеспеченные одинокие пенсионеры, обслуживающиеся в муниципальном центре соцпомощи. Пенсионеры, не получившие статуса малоимущих, вправе уплачивать только половину налога.
  • Королев . Пенсионерам-владельцам участка в 12 соток и меньше также разрешается платить земельный налог в половинном размере.
  • Лотошино . Одинокие малоимущие пенсионеры освобождаются от ¼ суммы налога.
  • Мытищинский район . Пенсионерам, имеющим участок размером не более 15 соток и живущим постоянно в сельской местности, разрешено платить опять-таки 50% суммы налога.
  • Шаховской район . Льготы для пенсионеров отсутствуют.

Как получить льготу?

Как мы уже успели убедиться, льготы по земельному налогу для пенсионеров в различных местностях очень разнообразны. Более того, они периодически меняются – местные власти принимают новые законы, а старые отменяются. То, что сегодня актуально, завтра уже может не быть таковым. Поэтому мы советуем вам использовать следующую схему получения льготы:

  1. Консультация в администрации или налоговой того города, района (области, поселка и т.д.), на территории которого расположен ваш земельный участок. Здесь вы сможете получить информацию о действующих в данный момент времени законах и узнать, положена ли вам льгота.
  2. Если местные льготы для пенсионеров предусмотрены, необходимо обратиться в налоговую инспекцию и предоставить следующие документы: паспорт, пенсионное удостоверение, бумаги на земельный участок. Кроме того, вам надо будет заполнить специальный бланк заявления на предоставление льготы. Помните о том, что даже если льгота вам положена по закону, автоматически (до тех пор, пока вы не подадите заявление) она не предоставляется.

Сроки подачи необходимых документов на льготу определяются также местными законами. После успешного прохождения проверки документов льгота по земельному налогу вам будет предоставлена.

Еще статьи:

  • Договор аренды квартиры нужно ли заверять нотариусом Нотариальное заверение договоров аренды Вы решили снять квартиру или арендовать помещение для осуществления предпринимательской деятельности? Считаете, что заключения соответствующего договора будет достаточно? Думаете, что документ, составленный в простой письменной форме, поможет Вам […]
  • Приказ о введении стандартов предприятия Приказ 03. Об утверждении и введении в действие стандартов организации НП "ИНВЭЛ" Утвержден: НП ИНВЭЛ 21.01.2011 ИНВЭЛ некоммерческое партнерство Об утверждении и введении в действие стандартов организации НП «ИНВЭЛ». В соответствии с договорами № 19-сто от 13.12.2006 г., № 20-сто/1 от […]
  • Договор купли-продажи квартиры два продавца двум покупателям Договор купли – продажи квартиры* Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович , пол: мужской , год прождения: 03 апреля 1970 года , место рождения: город Москва , зарегистрированный по адресу: город Москва, Мичуринский проспект, дом 6, […]
  • Размер госпошлины на наследство по завещанию 2019 Госпошлина по завещанию на квартиру в 2019 году Вернуться назад на Завещание 2019 В процессе изучения нотариусом обстоятельств наследственного дела, может потребоваться предоставление дополнительных документов, обращение в судебные органы, а также получение нотариальных услуг. Каждая […]
  • Налог 03 по инн Налог 03 по инн О направлении налоговых уведомлений с указанием ИНН Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные […]
  • Налог на квартиру расчет 2019 До 2020 года налог на недвижимость увеличится в несколько раз Постепенное увеличение налога на квартиры и нежилую недвижимость от полутора до десяти раз ожидает россиян в течение ближайших пяти лет. Закон, регламентирующий это повышение, подписал президент РФ В. В. Путин 4 октября 2014 […]