Жалоба на решение квалификационной коллегии судей

Анализ практики

Квалификационная коллегия судей выполняет задачи по:

  • содействию в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • защите прав и законных интересов судей;
  • участию в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • утверждению авторитета судебной власти;
  • обеспечению выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

Компетенция квалификационной коллегии судей определена положениями Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ, Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации на основании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Квалификационной коллегией судей Хабаровского края принимаются жалобы на действия и бездействие мировых судей, председателей судов, их заместителей, судей районных, городских судов края, а также судей Хабаровского краевого суда и Арбитражного суда Хабаровского края. Жалобы в отношении военных судей, председателей арбитражного и краевого судов и вышестоящих судов подлежат рассмотрению Высшей Квалификационной коллегией судей РФ.

Жалобы на поведение работников аппарата суда подаются руководству этого суда.

Квалификационная коллегия судей субъекта РФ и Высшая квалификационная коллегия судей не являются судебными инстанциями, не проводят оценку судебных актов, не пересматривают итоги судебного разбирательства, не указывают судьям, как нужно поступить в той или иной ситуации при отправлении правосудия, и какую норму материального или процессуального закона применить.

Квалификационная коллегия не является контролирующим органом над судами различных уровней. Статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в РФ» напрямую и категорически запрещают любое вмешательство в деятельность судьи при осуществлении правосудия и ККС здесь не исключение.

Согласно статье 120 (часть 1) Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В силу этого конституционного положения, какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при отправлении ими правосудия, в том числе со стороны ККС или отдельных лиц является недопустимым. Более того, вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечёт уголовную ответственность по ст.294 УК РФ.

Запрет любого вмешательства в деятельность судей по осуществлению правосудия определен в качестве одной из составляющих принципа независимости судей и в соответствующих процессуальных нормах. Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в специальных, установленных процессуальным законом процедурах — посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Иная процедура ревизии судебных актов принципиально недопустима, поскольку тем самым была бы, по существу, перечеркнута обусловленная природой правосудия и установленная процессуальным законом процедура пересмотра судебных решений и проверки правосудности (законности и обоснованности) судебных актов вышестоящими судебными инстанциями. Данная правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 января 2001 года № 1-П, согласуется с международными стандартами в сфере правосудия, исключающими возможность пересмотра судебных актов во внесудебном порядке (статья 4 Основных принципов независимости судебных органов).

Во время судебного разбирательства своё несогласие с действиями председательствующего по делу судьи участники процесса вправе выразить в форме возражений на его действия, которые подлежат обязательному занесению в протокол судебного заседания, а также заявив отвод судье в письменном виде либо устно. Определения (постановления) об отказе в удовлетворении отвода, об отклонении замечаний на протокол судебного заседания обжалуются вместе с окончательным решением суда по делу. Вышестоящие судебные инстанции анализируют содержание протокола судебного заседания, который является доказательством, а также вышеназванных определений (постановлений).

Только суд вышестоящей инстанции в предусмотренном законодательством порядке вправе пересмотреть судебное решение, определение, постановление.

Согласно ст.27 Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей жалоба подлежит возвращению заявителю без рассмотрения с указанием оснований возвращения в случаях:- отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка;

  • обжалования судебного акта;
  • наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или выражений, угроз;
  • если текст не поддается прочтению;
  • если ранее по ней давался ответ, и жалоба не содержит новых доводов;
  • если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны.

Действующее законодательство устанавливает определенный и четкий порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Поводом для рассмотрения на заседании квалификационной коллегии судей Хабаровского края вопроса о дисциплинарной ответственности судьи является представление председателя соответствующего районного (городского) суда или председателя Хабаровского краевого суда либо обращение Совета Судей Хабаровского края (п. 1 ст. 22 Закона об органах судейского сообщества). Иной порядок поставит судей в зависимое положение при осуществлении правосудия, и нарушит принципы самостоятельности и независимости судебной власти, неприкосновенности и несменяемости судьи.

В пункте 1 ст. 28 Положения о порядке работы ККС определено, что поводами для привлечения к дисциплинарной ответственности являются:

в отношении председателя суда — представление председателя вышестоящего суда,

  • в отношении заместителя председателя суда, судьи — представление председателя вышестоящего суда либо представление председателя суда, в котором замещает должность данный судья, заместитель председателя суда;
  • в отношении мирового судьи — представление председателя соответствующего районного или вышестоящего суда;
  • в отношении председателя, заместителя председателя суда, судьи — обращение соответствующего органа судейского сообщества.

В соответствии с п.2 ст.22 Закона об органах судейского сообщества жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от органов и должностных лиц, не указанных в п.1 данной статьи, а также от граждан, проверяются ККС самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.

Квалификационная коллегия судей, проверив обращение гражданина и усмотрев поступки умаляющие авторитет и достоинство судебной власти, направляет председателю сообщение, разъясняя при этом возможность внести на рассмотрение коллегии представление о привлечении судьи к ответственности.

Уголовно-процессуальный закон (глава 52 УПК РФ) определяет особый порядок производства по уголовным делам в отношении ряда категорий должностных лиц, в том числе судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей.

Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении указанной выше категории должностных лиц разрешается соответствующим должностным лицом в порядке, предусмотренном ст.448 ч.1 п.5 УПК РФ.

Квалификационная коллегия судей уполномочена принимать решения по рассмотрению внесенных Председателем Следственного комитета РФ представления о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Важно помнить, что право свободно выражать своё мнение, закрепленное в ст.29 Конституции Российской Федерации, может быть ограничено при его злоупотреблении применением положений ч.2 ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой свобода выражения мнения налагает обязанности и ответственность, может быть сопряжена с определенными санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах защиты общественно значимых благ, в том числе репутации или прав других лиц или «обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия». Поэтому распространение домыслов о судьях, может повлечь привлечение их автора к юридической ответственности.

Жалоба на судью в квалификационную коллегию судей

Какие жалобы рассматривает ККС (квалификационная коллегия судей)

Многие люди, не задумываясь об особом статусе судей, подают заявления на их неправомерные действия в прокуратуру. Однако это неправильно, т. к. судьи, согласно ст. 9 закона № 3132-1, независимы и ст. 10 того же закона не допускает какого-либо вмешательства в их деятельность. В связи с этим надзорное ведомство не обладает полномочиями проверять судебную систему.

Человеку или организации в описанном выше случае следует направлять жалобу на судью в квалификационную коллегию судей. Именно этот орган судейского сообщества, согласно п. 2 ст. 22 закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14.03.2002 № 30-ФЗ (далее — закон № 30-ФЗ) и п. 1 ст. 12.1 закона № 3132-1, уполномочен проверять сообщения граждан, организаций, органов власти и их должностных лиц о дисциплинарных проступках судей.

При этом стоит знать, что ККС проверяет только обращения о нарушениях судьями закона № 3132-1 и Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (далее — Кодекс). Судебные акты обжалуются в вышестоящих инстанциях в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ либо Кодексом административного судопроизводства.

Документ, сообщающий о возможном совершении судьей преступления, в соответствии с п. 4 ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007 (далее — Положение), будет перенаправлен в уполномоченный орган предварительного расследования.

Важнейшие составляющие жалобы в ККС

В тексте обращения в ККС, согласно п. 2 ст. 27 Положения, должны присутствовать:

  1. Наименование органа судейского сообщества.
  2. Данные заявителя:
  • для гражданина — Ф. И. О., адрес его места жительства, почтовый адрес для ответа, номер телефона либо адрес электронной почты (при согласии на уведомление таким способом);
  • для организации — Ф. И. О. представителя, наименование и адрес местонахождения, адрес для ответа, номер телефона и адрес электронной почты при согласии на уведомление с их использованием.
  1. Ф. И. О. судьи, чьи действия обжалуются, наименование и адрес суда.
  2. Описание его проступка (излагается в свободной форме).
  3. Личная подпись и дата.

Образец жалобы на судью в ККС вы можете увидеть в другой нашей статье.

Представителю организации, подавая эту бумагу, следует приложить к ней также доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

Читайте так же:  Каско осаго росгосстрах

Согласно п. 3 ст. 7 Положения, не будет рассмотрено обращение, если оно:

  • не несет в себе информации о дисциплинарном проступке судьи;
  • оспаривает судебное постановление или приговор;
  • содержит нецензурную брань, оскорбления или угрозы;
  • нечитабельно;
  • аналогично тому, что ранее уже рассматривалось;
  • должно быть направлено в иной орган власти;
  • анонимное (не подписанное, без указания Ф. И. О. либо адреса проживания гражданина).

За какой проступок судье грозит дисциплинарная ответственность

Жалобу на судью в квалификационную коллегию судей можно подать, если он:

  • не отвечает профессиональным требованиям;
  • не соблюдает законодательство;
  • не заявил самоотвод при производстве по делу из-за конфликта интересов;
  • в нарушение запретов закона № 3132-1 замещает государственную либо муниципальную должность, занимается оплачиваемой деятельностью (за исключением педагогической, творческой, научной), участвует в политических партиях и т. п.;
  • публично высказывался по вопросу, рассматриваемому в рамках дела, до вступления в законную силу судебного акта;
  • совершил аморальный, безнравственный поступок;
  • с использованием своего статуса и служебного положения получил личные преимущества и блага;
  • при рассмотрении дела не был беспристрастным, поддался чужому влиянию, не проинформировал о давлении на него председателя суда, судейское сообщество, правоохранительные органы, участников судебного процесса;
  • при отправлении правосудия руководствовался личными предпочтениями, допустил дискриминацию;
  • был некорректен в общении с гражданами;
  • разгласил или использовал в личных целях какую-либо тайну (из перечисленных в законодательстве) или иную конфиденциальную информацию, полученную при исполнении служебных обязанностей;
  • нарушил право гражданина на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, в том числе назначал несколько дел на одно и то же время, неоднократно и безосновательно откладывал судебные разбирательства.

В последнем случае могут наказать и председателя суда, если из-за его неграмотного руководства в суде систематически нарушаются сроки рассмотрения дел (апелляционное определение Верховного суда РФ от 28.03.2018 по делу № 53-АПГ18-2).

Что представляет собой квалификационная коллегия судей

В состав ККС, согласно ст. 11 закона № 30-ФЗ входят судьи, представители Президента РФ и общественности. Высшая квалификационная коллегия судей, в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 17 закона № 30-ФЗ, правомочна рассматривать жалобы на следующих лиц:

  • судей Верховного суда РФ, кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов;
  • председателей федеральных судов (за исключением районных) и их заместителей;
  • членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  • председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ, их заместителей.

Жалобы на остальных судей, за исключением судей Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов республик, краев, областей и т. д., в том числе председателей районных судов и их заместителей, рассматриваются согласно подп. 8 п. 2 ст. 19 закона № 30-ФЗ ККС соответствующих субъектов РФ.

Возможные решения по жалобам на служителей правосудия

Доводы заявителя проверяются в порядке, определенном ст. 27 Положения. Обращение может разбираться органом судейского сообщества самостоятельно либо направляться председателю соответствующего или вышестоящего суда.

Для проверки сообщения ККС из числа своих членов и сотрудников аппарата, членов совета судей и представителей общественности создает комиссию, которая:

  1. Изучает доводы жалобы.
  2. Направляя запросы, истребует документы и материалы.
  3. Получает объяснения судьи и иных лиц.
  4. Анализирует полученные сведения.

Установленные факты, обстоятельства и вывод по ним излагаются в заключении комиссии. ККС может его утвердить либо поручить комиссии провести дополнительную проверку. По окончании всех проверочных мероприятий заявитель уведомляется письмом об их результатах.

На основании утвержденного заключения о наличии в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка либо представления председателя суда, которому была поручена проверка, о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, в отношении его возбуждается дисциплинарное производство.

Если ККС, рассмотрев эти материалы, решит, что факт совершения судьей дисциплинарного проступка установлен, ему грозит одно из дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • предупреждение;
  • досрочное прекращение полномочий;
  • досрочное прекращение полномочий председателя или его заместителя с сохранением полномочий судьи.

Итак, законно заставить представителя судебной власти понести заслуженное наказание за свое недостойное поведение возможно не только при отправлении правосудия, но и в повседневной жизни. Защитить права, нарушенные нерадивым служителем закона, поможет жалоба на судью — главное, правильно ее составить и подать в установленном законодательством порядке.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Жалоба на решение квалификационной коллегии судей

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба — это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она — последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ», «Квалификационная комиссия ВС РФ», «Высшая Судебная Коллегия РФ», «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ».

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций. ».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами. ».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС — Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ — Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии — судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии — представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии — Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Читайте так же:  Налоговый кодекс 2019 вмененный налог

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это — прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС. », «указать ККС. », ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, — одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации — представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации — оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ» и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в. полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

Читайте так же:  Осаго порядок продления

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

— в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

— в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение. квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. »

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу. квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей. к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это — полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это — компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

*Опубликовано в официальном издании «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации» № 4 (22) 2009.

Еще статьи:

  • Приказ о создании комиссии по приемке в эксплуатацию оборудования Примерная форма приказа о создании комиссии по приемке, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо создании комиссии по приемке, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ] г. [ […]
  • Федеральный закон про граждан Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 29 июня, 27 […]
  • Минфин рф приказ no 135н от 221012 минфина рф Приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему […]
  • Гражданский кодекс российской федерации федеральный закон 51-фз ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Большой Энциклопедический словарь . 2000 . Смотреть что такое "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях: Гражданский кодекс Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданский кодекс. Федеральный […]
  • Приказ 181 от 01032012 г Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! Приказ Минздравсоцразвития России № 181 н от 01.03.2012 Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда Приказ Минздравсоцразвития России №181н от 1 марта 2012 […]
  • Канцелярия ленинский мировой суд Канцелярия ленинский мировой суд Уважаемые посетители сайта! Ленинский районный суд Тульской области ведет интернет-приём обращений граждан по вопросам организации работы суда. К рассмотрению принимаются обращения, связанные с фактами нарушения права на доступ к правосудию, права на […]